Научная статья на тему 'Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce'

Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Корпоративная стратегия / электронная коммерция / логистический оператор e-commerce / Corporate strategy / e-commerce / e-commerce logistics operator

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дырдасов В. А.

В статье рассмотрены отдельные аспекты и особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce, определено понятие электронная коммерция, описаны роли логистических услуг и логистического оператора как основы электронной коммерции, рассмотрены общие принципы и подходы к построению и реализации корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce. Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce включают многоуровневую систему сортировки и доставки, необходимость внедрения новых технологических решений, цифровую трансформацию, работу с большими данными, построение гибкой бизнес-модели, диверсификацию поставщиков логистических услуг, следование принципу операционной эффективности, а также использование разнообразных форм партнерств с поставщиками логистических услуг и генераторами входящего траффика заказов. Сформулированы важность и актуальность рассмотрения понятия корпоративная стратегия, предложено авторское уточненное определение корпоративной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator

The article discusses certain aspects and features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator, defines the concept of e-commerce, describes the roles of logistics services and a logistics operator as the basis of e-commerce, and examines the general principles and approaches to the construction and implementation of a corporate strategy for an e-commerce logistics operator. Features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator include a multi-level sorting and delivery system, the need to introduce new technological solutions, digital transformation, working with big data, building a flexible business model, diversifying logistics service providers, following the principle of operational efficiency, and using a variety of forms partnerships with logistics service providers and generators of incoming order traffic. The importance and relevance of considering the concept of corporate strategy is formulated, and the author’s refined definition of corporate strategy is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-2-123-166-173

Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce

Дырдасов В.А.

В статье рассмотрены отдельные аспекты и особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce, определено понятие электронная коммерция, описаны роли логистических услуг и логистического оператора как основы электронной коммерции, рассмотрены общие принципы и подходы к построению и реализации корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce. Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce включают многоуровневую систему сортировки и доставки, необходимость внедрения новых технологических решений, цифровую трансформацию, работу с большими данными, построение гибкой бизнес-модели, диверсификацию поставщиков логистических услуг, следование принципу операционной эффективности, а также использование разнообразных форм партнерств с поставщиками логистических услуг и генераторами входящего траффика заказов.

Сформулированы важность и актуальность рассмотрения понятия корпоративная стратегия, предложено авторское уточненное определение корпоративной стратегии.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Дырдасов В.А. Особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce // Дискуссия. - 2024. -Вып. 123. - С. 166-173.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Корпоративная стратегия, электронная коммерция, логистический оператор e-commerce.

JEL:

DOI 10.46320/2077-7639-2024-2-123-166-173

Features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator

Dyrdasov V.A.

The article discusses certain aspects and features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator, defines the concept of e-commerce, describes the roles of logistics services and a logistics operator as the basis of e-commerce, and examines the general principles and approaches to the construction and implementation of a corporate strategy for an e-commerce logistics operator. Features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator include a multi-level sorting and delivery system, the need to introduce new technological solutions, digital transformation, working with big data, building a flexible business model, diversifying logistics service providers, following the principle of operational efficiency, and using a variety of forms partnerships with logistics service providers and generators of incoming order traffic.

The importance and relevance of considering the concept of corporate strategy is formulated, and the author's refined definition of corporate strategy is proposed.

FOR CITATION APA

Dyrdasov V.A. Features of the corporate strategy of an e-commerce logistics operator. Diskussiya [Discussion], 123, 166-173.

KEYWORDS

Corporate strategy, e-commerce, e-commerce logistics operator

JEL:

В условиях действующего тренда на усиление отраслевой и межотраслевой конкуренции и, как следствие, на повышение интенсивности конкурентной борьбы необходима постоянная работа каждой компании над усилением своей конкурентоспособности относительно других рыночных субъектов. Также, при констатации ужесточения конкуренции и наметившихся процессов отраслевой консолидации актуальны и вопросы построения эффективной корпоративной стратегии, реализация которой и определяет возможности дальнейшего успешного функционирования компании на всех стадиях жизненного цикла. Вышеизложенное верно и для

вопросов построения корпоративной стратегии организаций, функционирующих на рынке логистических услуг в том числе и для e-commerce. В этой связи перед руководством и владельцами логистических компаний остро встает вопрос поиска и создания конкурентных преимуществ, позволяющих не только сохранять, но и обеспечивать рост стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе в условиях постоянных изменений.

Корпоративная стратегия играет ключевую роль в успехе любой компании, поскольку она определяет долгосрочные цели и способы их достижения. Она предполагает системный подход к планированию и управлению в целом, который

включает в себя формирование миссии, видения, целей и задач компании, а также разработку планов их реализации. Без четко определенной корпоративной стратегии компания может столкнуться с проблемами координации своих действий, отсутствию своевременных, проактивных решений, что может привести к снижению уровня конкурентоспособности относительно отраслевых конкурентов и эффективности реализации корпоративной стратегии.

Актуальность рассмотрения понятия корпоративной стратегии обусловлена быстро меняющимся бизнес-окружением. В условиях глобализации и интенсивной конкуренции компаниям необходимо быть гибкими и адаптивными для выживания и развития. Корпоративная стратегия позволяет компаниям адаптироваться к изменениям внешней среды, предвидеть возможные риски и определить перспективы развития. Она помогает компаниям занять уникальную рыночную позицию, дифференцироваться и тем самым отстроиться от конкурентов и создать уникальное ценностное предложение для клиентов и партнеров.

Кроме того, корпоративная стратегия является основой для принятия решений на всех уровнях управления. Она обеспечивает целостность и последовательность действий, помогает управленческой команде принимать обоснованные и эффективные решения. Без понимания и применения концепции корпоративной стратегии невозможно обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

Корпоративная стратегия - это понятие с множеством определений [1, с.154], каждое из которых может быть использовано владельцами бизнесов и наемными менеджерами, отвечающими за ее разработку и реализацию в своих компаниях. В связи с этим обстоятельством, ниже представлено авторское уточненное понятие корпоративной стратегии.

Корпоративная стратегия - это управленческая конструкция, разрабатываемая высшим руководством компании и реализуемая с участием всех уровней управления для осуществления ее миссии и достижения долгосрочных целей и задач. Разработка и реализация стратегии строится на учете требований всех сторон (акционеры, партнеры, клиенты, управленческая команда, сотрудники, поставщики, общество), заинтересованных в долгосрочных бизнес-результатах к ценностному предложению, экономическому и неэкономического вкладу организации и, как следствие, к ее целевому состоянию. На основе

стратегического анализа внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон компании, оценки степени разрыва между текущими результатами и целевым состоянием, а также идентификации ее ключевых компетенций и уникальных ресурсов определяется или обновляется общий вектор стратегического развития, включающий рынки и продукты, типы, средства, формы и направления деятельности компании.

Одним из важнейших вопросов корпоративной стратегии является поиск, создание и развитие устойчивых и долговременных конкурентных преимуществ компании относительно отраслевых конкурентов на целевых рынках, выявление их источников как внутри организации, так и вне ее границ. Данная задача решается путем набора последовательных шагов, имеющих организационно-управленческую природу, с использованием портфелей уникальных ресурсов и ключевых компетенций, а также организационных способностей. Как итог, формирование сильных конкурентных преимуществ приводит к формированию сильных рыночных позиций как в отрасли, так и на целевых рынках. Компания, обладающая конкурентном преимуществом, может реализовать его, используя одну из модельных конкурентных стратегий или их комбинацию.

Корпоративная стратегия - это тщательно проработанный долгосрочный комплексный план действий, который с учетом совокупности приоритетов, ориентиров и ограничений определяет общую направленность развития компании, а также способы использования ее ресурсов и конкурентных преимуществ для его исполнения в соответствии с принятым целеполаганием. Корпоративная стратегия включает в себя все аспекты бизнеса, все функциональные области, организационную культуру, операционную модель, а также совокупность выборов компании о том, в каких отраслях и на каких рынках или рыночных сегментах она будет конкурировать, какие способы конкуренции будет использовать, как будет создавать более высокую ценность для заинтересованных сторон и как обеспечит соответствующую отдачу на вложенный капитал. Она является интеллектуальным продуктом, созданным командой высшего менеджмента, и является обобщающим планом действий необходимых для достижения поставленных целей путем координации, использования механизма синергии и эффективного распределения ресурсов компании и одновременно руководством к действию для каждого сотрудника компании.

Корпоративная стратегия служит основой для принятия всех стратегических решений и определяет модель решений в компании, включая набор правил для принятия решений, а также является совокупностью изменений, определяющих жизнестойкость организации и увеличивающих вероятность ее выживания в условиях изменяющейся среды.

Важной составляющей корпоративной стратегии является технология оценки эффективности реализации стратегии. Для этого необходимо определить как компания будет измерять степень успешности реализации стратегии и выбрать соответствующие метрики [2, с. 16]. Эффективная корпоративная стратегия должна быть гибкой и способной к адаптации в ответ на изменения внешней среды и внутренних условий компании.

Таким образом, корпоративная стратегия -это сознательно спланированный образ действий, который ассоциируется с преднамеренным поведением, поскольку создается до действия, кем-то продуман и часто задокументирован, но имеет тенденцию к изменениям в связи с меняющейся внешней средой.

Далее рассмотрим особенности корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce.

В конце 1990-х годов объединение людей и товаров в сети привело к появлению новой формы торговли в виде электронной коммерции. «Благодаря сети Интернет в короткие сроки сформировались новые формы торговли с короткими каналами сбыта, минимальными оборотными издержками и минимизированным налогообложением» [ з, с.9з ]. Данная трансформация торговли привела к изменению потоков информации и товаров, расширяя цепочки поставок до конечного потребителя в городских пространствах, которые не были для них спроектированы, не говоря уже о том, чтобы быть организованными для их размещения. Такая логистическая организация была неустойчива и потребовала перестройки логистики товаров. С этой точки зрения идея организации товарных потоков на основе передачи данных онлайн предложила новую перспективу, способную справиться с такими экономическими и экологическими проблемами и обеспечить устойчивость новой формы торговли, получившей название

«электронная коммерция» или e-commerce. При таком подходе логистические платформы становятся интеллектуальными хабами, способными обрабатывать потоки данных онлайн и, как следствие, потоки товаров в физической инфраструктуре независимо от грузоотправителей и грузополучателей, и являются связующим звеном единственным, способным объединять оптимизированные физические потоки.

Электронная коммерция охватывает все, что позволяет осуществлять коммерческие операции в Интернете в самой очевидной форме - организации продаж товаров потребителям в онлайн формате. По Дж. Гатторна (2008) «E-коммерцию можно определить как осуществление бизнес-коммуникаций и трансакций в сетях и через компьютеры или как покупку/продажу товаров и услуг и передачу денежных средств при помощи цифровых коммуникаций» [4, с. 571].

Логистические услуги являются основой электронной коммерции, без которой она бы не существовала, так как «Логистика координирует движение и хранение ресурсов, таких как товары, оборудование и инвентарь»[5, с. 205 ], а «Эффективная логистика является ключом к управлению цепочкой поставок, сложной сетью организаций, отдельных лиц, деятельности и ресурсов, необходимых для поставки услуги или продукта» [ 5, с. 205 ]. Логистические услуги необходимы для перемещения или получения груза, используя при этом материальные, информационные и финансовые потоки (см. Рис. 1).

Логистический оператор e-commerce обеспечивает все аспекты доставки товаров от продавца к покупателю в рамках онлайн-торговли, предлагая системные логистические решения. Это включает в себя прием товара от поставщика,

хранение товара на складе, упаковку и отправку товара покупателю, а также обработку возвратов.

Корпоративные стратегии логистических операторов e-commerce варьируются в зависимости от размера и географии рынка (локальный или трансграничный), занимаемой доли рынка, целевых клиентов и потенциальных партнеров, уровня стратегических амбиций и многих других факторов. При этом существуют общие принципы и подходы, которые они используют для успешной реализации своих корпоративных стратегий.

Прежде всего, логистические операторы используют многоуровневую систему сортировки и доставки, которая позволяет им быстро и эффективно обрабатывать заказы. Она включает в себя использование региональных центров сортировки и комплектации заказов с доставкой до соответствующего пункта выдачи заказов (ПВЗ).

Технологичность и цифровая трансформация являются необходимыми условиями для поддержания и роста конкурентоспособности логистического оператора e-commerce как с точки зрения качества сервиса, так и в стоимости обработки одного заказа.

Процесс внедрения новых технологических решений должен быть непрерывным, сочетая автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов в рамках процессно-ориентированной системы управления с эффектом снижения стоимости обработки одного заказа с учетом инфляции издержек. Необходимые технологические решения включают в себя системы управления заказами (OMS), управление складскими операциями (WMS), транспортные системы управления (TMS), системы управления поставками (DMS) и другие. Также, следует отметить, что по В. М. Свистунову и В. В. Лобачеву (2022) интеграция

Рисунок 1. Исходящая и входящая логистика [5, с. 205]

онлайн и офлайн взаимодействия с потребителями входит в перечень направлений, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов на период до 2035 г. [6, с. 75].

Целью цифровой трансформации являются повышение производительности труда и обеспечение требуемого уровня качества сервиса доставки (своевременность доставки, уровень потерь). Так по мнению И. А. Ковалевой (2022), «к 2030 году процессы цифровой трансформации позволят добиться дополнительно 20-процентного прироста производительности труда» [7, с. 212] в транспор-тно-логистической отрасли. Цифровая трансформация логистического оператора e-commerce является одним из логистических решений в части обеспечения своевременности доставки, так как «Инвестируя средства в цифровизацию бизнес-процессов, они пытаются бороться с последствиями текущих задержек и перегруженностью в цепочках поставок».

Одной из задач цифровой трансформации является «создание параллельно с действующим цифрового двойника предприятия» [8, с. 80]. Так как минимальным объектом управления логистического оператора e-commerce является заказ (посылка), а ежегодное количество обрабатываемых заказов превышает десятки и сотни миллионов штук1, то для обеспечения своевременности доставки, сокращения потерь и повышения производительности процесса обработки данных необходимо дублировать движение заказа по цепочке поставок в оффлайн формате зеркально в онлайн формате в соответствующих информационных системах. С учетом вышеизложенного цифровая трансформация компаний транспортно-логисти-ческой отрасли является безусловно необходимым отраслевым решением и создает вызов экспоненциального роста объемов данных генерируемых возрастающим числом источников с возрастающей скоростью, что потребует от компаний отрасли как ответ на данный вызов реализации собственных проектов для работы с большими данными (Big Data). При этом, следует отметить, что с точки зрения реализации проекта цифровой трансформации в отдельно взятом логистическом операторе e-commerce «Немаловажным залогом успеха цифровой трансформации является умение согласовать интересы всех заинтересованных сторон» [8, с. 80]. Таким образом «Цифровизация является важной составляющей производства, так

1 См., например: [Электронный ресурс]. - Режим досту-na:https://www.cdek.ru/ru/press/view/2023-12-22-vyrucka-sdek-v-2023-godu-prirosla-na-43/

как от нее зависит не только эффективность, но и осуществление его хода производства» [9, с. 55].

Следующими особенностями корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce являются гибкость бизнес-модели и необходимость диверсификации по поставщикам логистических услуг и прочим партнерам. Для достижения цели максимизации стоимости бизнеса логистическим операторам e-commerce необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям клиентов в следующих аспектах:

1. Гибкость в возможности предложения различных вариантов доставки: доставка за 2 - 3 дня в пункты выдачи заказов (Пункты Выдачи Заказов или Pick Up Points) в формате самовывоз (pick up); курьерская доставка «до двери» (to door); доставка в формате самовывоза или до двери на следующий день (next day); экспресс-доставка в течении дня (same day); доставка по требованию, трансграничная доставка.

2. Поддержание баланса собственной и партнерской инфраструктуры.

3. Управление долями постоянного и временного персонала (собственный персонал, аут-стафф, самозанятые).

В целом, гибкость бизнес-модели необходима логистическому оператору e-commerce для разрешения системного противоречия между волатиль-ностью спроса на логистические услуги со стороны потребителей и требованием равномерной нагрузки на инфраструктуру для реализации положительного «эффекта масштаба» и, как следствие, достижения максимальной рентабельности и тем самым максимизации стоимости бизнеса.

Диверсификация по поставщикам логистических услуг и прочим партнерам обусловлена необходимостью обеспечивать непрерывность бизнеса, стабильное функционирование цепочки поставок логистического оператора e-commerce, управление рисками ценового давления на рентабельность со стороны поставщиков/партнеров. «Бизнес максимально распределяет поставки в собственных логистических схемах между как минимум 2 - 3 поставщиками/партнерами с целью нивелирования зависимости от единственного поставщика и рисков вакантности складских помещений при высокой волатильности экономической ситуации»

[11, с.65 ].

Следование принципу операционной эффективности как значимому элементу корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce обеспечивает положительный эффект на мак-

симизацию стоимости бизнеса от мероприятий по повышению производительности труда, автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, внедрению технологических решений и реализации проекта цифровой трансформации, расширению географии присутствия и улучшению качества сервиса. «Хорошо организованная логистика может сократить расходы, сэкономить время, помочь удовлетворить потребности клиентов и повысить репутацию бренда»[5, с. 205].

Еще одной особенностью корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce является использование разнообразных форм партнерств с поставщиками логистических услуг и генераторами входящего траффика заказов. Примеры подобных партнерств уже существуют на рынке e-commerce доставки в РФ:

1. Логистический оператор СДЭК успешно развивает партнерство с сетью франчайзи в рамках развития собственной франшизы с целью масштабирования сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и удовлетворения потребности в логистических услугах, предоставляемые партнерами.2

2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inform. uscapital.ru/sdek/Prezentaciya_investoram.pdf.

2. Сервис доставки 5Post развивает партнерство с торговыми сетями «Пятерочка» и «Перекресток», используя логистическую инфраструктуру и размещая собственные пункты выдачи заказов (ПВЗ) в торговых точках данных торговых сетей.3

3. Логистический оператор «Цайняо Россия» (Cainiao) развивает партнерство как с генератором входящего траффика заказов - маркетплейсами AliExpress и TMALL, так и с поставщиками логистических услуг - Почта России, 5Post.4

Сильные и взаимовыгодные партнерские отношения с опорой на синергию могут помочь логистическим операторам e-commerce улучшить свою операционную эффективность, обеспечить рост конкурентоспособности и надежность логистической инфраструктуры. При этом, следует отметить, что все стратегические эффекты от реализации корпоративной стратегии логистического оператора e-commerce должны быть интегрированы в соответствующую бизнес-модель.

3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fivepost.ru/ about.

4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cainiao.ru.

Список литературы

1. Румянцева З. П. О подходах к пониманию сущности стратегии и стратегического менеджмента // Вестн. гос. ун-та упр. - 2013. - № S. - С. 154.

2. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика / П. Дойль. -СПб., 1999. - С. 1б.

3. Калужский М. Л. Дропшиппинг - альтернативная инфраструктура сбыта и продвижения // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 93.

4. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс); Пер. с 5-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 200S - XXXIV. - С. 571.

5. ДоминовД. Р. Входящая и исходящая логистика: процессы, различия и способы оптимизации // Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences. - 2022. - Т. 1. -№. б. - С. 205-207.

6. Свистунов В. M., Лобачёв В. В. Актуальные тренды автоматизации бизнес-процессов в отечественных компаниях //

References

1. RumyantsevaZ. P. On approaches to understanding the essence of strategy and strategic management // Bulletin of the State University of Management. - 2013. - No. S. - Р. 154.

2. Doyle P. Management. Strategy and tactics / P. Doyle. -St. Petersburg, 1999. - Р. 1б.

3. Kaluzhsky M. L. Dropshipping - alternative sales and promotion infrastructure // Marketing in Russia and abroad. - 2012. -No. 1. - Р. 93.

4. Supply chain management: Gower Publishing House Handbook / Edited by J. Gattorna (edited by R. Ogulin, M. Reynolds); Trans.

Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - № 2. - С. 75.

7. Ковалёва И. А., Голышкова И. Н. Современные направления развития глобальной транспортно-логистической системы: проблемы и перспективы // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей. - 2022. - С. 212.

8. Кузина Г. П., Мозговой А. И., Крылов А. Н. Организация цифровой трансформации российских предприятий // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». - 2020. - № 4. - С. 80.

9. Демура Н. А., Зайцева Т. В., Соловьева Н. Е. Цифровое общество: формирование и проблемы. // Экономико-управленческий конгресс: материалы Международного научно-практического мероприятия. - Белгород. - 2020. - С. 55.

10. Покровская О.Д. Ответы российской логистической системы на вызовы западных санкций: обход или нивелирование? //Бюллетень результатов научных исследований. - 2022. -№ 4. - С. 65.

from the 5th English edition - M.: INFRA-M, 2008 - XXXIV. -P. 571.

5. DominovD. R. Incoming and outgoing logistics: processes differences and ways of optimization // Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences. - 2022. - Vol. 1. -No. 6. - Pp. 205-207.

6. Svistunov V. M, Lobachev V. V. Current trends in automation of business processes in domestic companies // Personnel and intellectual resources management in Russia. - 2022. -No. 2. - P. 75.

s.

Kovaleva I. A, Golyshkova I. N. Modern trends in the development of the global transport and logistics system: problems and prospects // The Economic and Managerial Congress: a collection of articles. - 2022. - P. 212. Kuzina G. P., Mozgovoy A. I., Krylov A. N. Organization of digital transformation of Russian enterprises // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. The series "Economics". -2020. - No. 4. - P. 80.

1С.

Demura N. A, Zaitseva T. V., Solovyova N. E. Digital society: formation and problems. // Economic and Managerial Congress: materials of an international scientific and practical event. Belgorod. 2020. - P. 55.

Pokrovskaya O. D. Responses of the Russian logistics system to the challenges of Western sanctions: circumvention or leveling? //Bulletin of scientific research results. - 2022. - No. 4. -P. 65.

Информация об авторе

Дырдасов В.А., аспирант Всероссийской академии внешней торговли (г. Москва, Российская Федерация).

Information about the author

Dyrdasov V.A., Postgraduate student at the Russian Foreign Trade Academy (Moscow, Russian Federation).

© Дырдасов В.А., 2С24.

© Dyrdasov V.A., 2С24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.