Логистика в интернет-бизнесе Logistics in Internet business
Ильмурзина Э. Н.
Студент 4 курса, ПГУТИ Россия, г. Самара e-mail: elizailmurzina@;yandex. ru
Ilarina E. N.
4th year student, PHUTI Russia, Samara e-mail: elizailmurzina@yandex. ru
Кавтасьева К. А.
Студент 4 курса, ПГУТИ Россия, г. Самара e-mail: karina_Simonyan98@mail. ru
Camtasia K. A.
4th year student, PHUTI Russia, Samara e-mail: [email protected]
Научный руководитель Глазунова Елена Зульфаровна доцент, к.э.н. ПГУТИ Россия, г. Самара
Scientific adviser Glazunov Elena Sultanova
associate Professor, Ph. D.
PHUTI Russia, Samara
Аннотация.
Рынок электронной коммерции в России активно растет по мере распространения Интернета в регионы. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность интернет-магазина, являются грамотно выстроенные логистические процессы. В статье рассматриваются способы повышения их эффективности при помощи логистических информационных систем, изучаются присутствующие на рынке предложения и выводятся предположения о тенденциях развития этих систем в будущем.
Annotation.
The e-commerce market in Russia is growing rapidly as the Internet spreads to the regions. The most important factor determining the competitiveness of an online store is well-organized logistics processes. The article discusses ways to increase their effectiveness with the help of logistic information systems, explores the offers on the market and suggests assumptions about the development trends of these systems in the future.
Ключевые слова: логистика, логистическая информационная система, управление поставками, цепочка поставок, электронная коммерция.
Key words: logistics, logistics information system, supply chain management, supply chain, e-commerce.
Логистика как предмет изучения возникла еще до получения своего современного названия - например, еще в 9 веке люди вели дошедшие до нас записи о движении товаров. В той или иной форме логистика возникала
при реализации любой бизнес-идеи, независимо от уровня развития общества и объема задействованных ресурсов.
Официальное определение логистики, которое дается в терминологическом словаре по логистике от 1995г., звучит так: «Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении операциями, а также передачи, хранения и обработки информации». Однако применительно к рассматриваемой теме стоит добавить, что логистика представляет собой не только сбор и обработку всевозможных данных по движению финансовых, материальных и информационных ресурсов, но и оптимизацию их потоков. Выделяют следующие виды логистики: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная - в зависимости от типа ресурсов, задействованных в том или ином процессе. В конечном итоге, сейчас перед логистикой стоит задача оптимизации потоков ресурсов и как следствие снижения затрат, влияющих на себестоимость товара или услуги.
В данной статье рассматривается специфика логистики интернет-бизнеса. Последний можно охарактеризовать как бизнес, ведущий коммерческую деятельность и извлекающий прибыль посредством сети Интернет. Интернет-бизнес присутствует во всех нишах, и в общем рынок, где он действует, называется рынком электронной коммерции.
Состояние рынка электронной коммерции в настоящий момент таково, что игроки либо объединяются друг с другом, либо пытаются удержаться и не уйти с рынка, а большинство новых крупных игроков - имеют успешный оффлайн-бэкграунд. Это способствует повышению уровня конкуренции, а также повышению доли онлайн-продаж в регионах - за счет более высокого уровня логистики.
Рисунок 1. Выбор способа обработки отправлений в зависимости от их объёма
В условиях высокой конкуренции и аналогичных качества товара и маркетинга именно логистика позволяет получать преимущество в борьбе за покупателя.
В интернет-бизнесе логистика отвечает за три основных процесса:
• перевозку товаров от поставщика на склад;
• распределение и хранение товаров на складе;
• доставку товаров покупателям.
Современные сервисы позволяют каждый из этих процессов перепоручить внешним компаниям - отдать на аутсорс. Необходимость этого исходит из размера бизнеса и среднемесячного количества отправлений (рис. 1): при небольшом (к примеру, до 500 заказов в месяц) объеме, т.н. «малый бизнес» может поручить обработку штатным сотрудникам, при достижении этого порога можно сравнить затраты в случае аутсорсинга и/или автоматизации процессов и найма дополнительного персонала, а крупный бизнес может позволить себе покупку или написание собственной ТМ8-системы. На рис.1 горизонтальная ось означает среднемесячный объем отправлений, а вертикальная - качество их обработки при использовании внутренних ресурсов компании.
Параболическая форма графика показывает, что при определенном масштабе для поддержания надлежащего качества выгоднее воспользоваться услугами сторонней компании или задуматься о фулфилменте.
Фулфилмент - услуга, при которой бизнес сосредотачивает ресурсы в области маркетинга и продаж, а логистический оператор обеспечивает выполнение всех процессов доставки - начиная с работы с поставщиком, заканчивая отправкой товаров покупателям и обработкой возвратов.
Логистика - ключевой критерий жизнеспособности интернет-бизнеса. Реализовав все возможности увеличения эффективности внутренних процессов, предприятия задумываются об их автоматизации. При автоматизации логистических процессов в интернет-бизнесе ключевым элементом является логистическая информационная система (как элемент корпоративной информационной системы). Она отвечает за маршрутизацию материальных и финансовых потоков, а также за управление транспортными и складскими ресурсами.
Среди основных задач ЛИС находятся выбор способа транспортировки, маршрута и согласование процесса транспортировки со складом. Структура логистической информационной системы в любой компании аналогична, за тем исключением, что при небольшом масштабе бизнеса некоторые области не задействованы:
• Производственная логистика: FP&S (Factory planning & Scheduling) —планирование технологических процессов и создание календарных графиков
• Логистика поставок: SRM (Supplier Relationship Management) — управление взаимоотношениями с Поставщиками
• Транспортная логистика: TMS (Transportation Management System) — управление транспортом
• Сбытовая логистика: S&OP (Sales & Operation Planning) —планирование продаж и операционной деятельности
• Управление логистической цепью: CRM (Customer Relationship Management) —управление взаимоотношениями с Заказчиками
Таблица 1. Рынок логистики для интернет-магазинов по данным Data Insight Каналы доставки 2018 кв.1, 2018 кв.1, 2019 кв.1, млн 2019 кв.1, доля Рост кв.1
млн доля от всех посылок от всех Ч8|19
посылок посылок посылок
Почта России 43 26% 44 20% 3%
Логистические 27 16% 27 12% 2%
компании, до двери
Логистические 26 16% 36 17% 40%
компании, в ПВЗ и
постаматы
Собственные службы 69 42% 111 51% 61%
магазинов
Всего 165 218
При выборе поставщика логистического ПО следует руководствоваться не только функциональными возможностями программы и технической поддержкой, но и возможностью масштабирования в дальнейшем. Грамотно подобранная ЛИС позволит повысить эффективность управления ресурсами компании, что приведет к повышению рентабельности.
При отборе критериев выбора ЛИС нужно учитывать: 1)Тенденции инновационного развития логистических процессов.
ЛИС должна стимулировать внедрение инноваций в процессы предприятия. Это особенно важно для крупных предприятий, где изменение любого устоявшегося процесса затрагивает множество структур.
2) Возможность индивидуальной подстройки ПО
Любое логистическое ПО основывается на стандартных модулях, однако качество ЛИС зависит от возможности этих модулей подстраиваться под конкретное предприятие, отвечая всем его требованиям к логистическим процессам. Гибкость должна осуществляться из-за базовой логики системы, а не надстройки дополнительных модулей. Многие производители (например, PSI Logistics) начали внедрять дополнительные функции, включающие возможность конструировать специфичные для интернет-бизнеса процессы, выходящие за рамки стандартных.
3) Возможности интеграции
Наиболее эффективные ЛИС имеют возможность интегрировать процессы, затрагивающие несколько предприятий, и поддерживают современные технологии.
4) Дружелюбный пользовательский интерфейс
Хорошую ЛИС отличают интуитивный, легко осваиваемый пользователем интерфейс, поддерживающий несколько языков. Пользователю необходимо предоставить возможность персонализировать свое рабочее место. Кроме того, отличным дополнением будет возможность доступа к системе с мобильных устройств.
5) Стоимость внедрения
Согласно статистике, около 40% TCO - совокупных затрат на внедрение - составляют расходы на выбор поставщика, затраты на оборудование и внедрение, а остальные 60% приходятся на обеспечение функционирования системы. Таким образом, необходимо заранее закладывать в расходы стоимость обслуживания системы и получения гарантийного обслуживания от поставщика.
Среди ЛИС можно выделить следующие, наиболее подходящие по масштабу и функциям для интернет-
бизнеса:
• «Контур логистики», входящий в комплексную информационную систему компании «Галактика». Он состоит из нескольких основных модулей - «Управление договорами», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели» и т.д.
• Наиболее популярный в России продукт для малого и среднего бизнеса - «1С Логистика: Управление складом». Это решение позволяет автоматизировать все логистические процессы предприятия, начиная от заказа товаров и заканчивая отчетностью по рассылке доставлений покупателям.
Однако любая современная ЛИС невозможна без использования такого понятия, как SCM - Supply Chain Management.
Этот термин был предложен компанией Arthur Andersen в начале 1980х годов. Его смысл заключается в изучении того, как функционирует цепь поставок. Цепью называются как минимум три физических или юридических лица, задействованных в потоках доставки товаров, услуг или информации от источника до потребителя. Выделяют несколько видов цепей поставок - прямая (компания-поставщик-потребитель), расширенная и максимальная.
Однако сейчас понимание Supply Chain Management смещается в сторону новой концепции бизнеса, интегрирующей 8 ключевых бизнес-процессов, охватывающих всех поставщиков ценности потребителю. Эти процессы включают поддержку производственных процессов, управление снабжением, выполнением заказов, материальными потоками, разработкой и коммерциализацией продукции, спросом, обслуживанием и в целом
взаимоотношениями с потребителями. SCM улучшает координацию объектов логистической цепочки и оптимизирует ресурсы компании и ее партнеров.
Наиболее передовые западные компании, в частности SAP, разрабатывают логистические модули своих систем корпоративного управления уже с учетом SCM. К примеру, поддержка SCM в ERP позволяет повысить скорость прохождения заказа в 6 раз, а также увеличить удовлетворенность клиента параметрами логистического сервиса.
Однако максимальную эффективность концепция SCM показывает при использовании в сегменте электронной коммерции, поскольку эффективная логистика в интернет-бизнесе, как уже упоминалось ранее, предоставляет решающее конкурентное преимущество.
Оптимизация поставок огромного количества небольших отправлений, одновременно выстраивая индивидуальные отношения с заказчиками ( через интеграцию с CRM) и отслеживая качество товара - факторы, позволяющие компании выйти в лидеры. Максимальный потенциал интеграции SCM+CRM достигается через «открытые границы» баз контрагентов сотрудничающих компаний. К сожалению, в России практически отсутствует возможность его достижения из-за бизнес-менталитета российских компаний - стремления максимально обезопасить свои конфиденциальные данные.
На данный момент в России существует два основных конкурента, предлагающих решения ЛИС: SAP и 1С, таким образом наблюдается тенденция к олигополизации рынка. Первая компания в основном пользуется популярностью у крупного бизнеса из-за большой степени надежности и индивидулизации модулей и практически недоступна для мелкого и среднего бизнеса из-за высокой стоимости внедрения. Компания 1С предлагает решения, ориентированные в основном на российские рынки и страны СНГ, рассчитанные на средний и мелкий бизнес. При этом российским компаниям практически недоступны решения с использованием SCM.
Решением этой проблемы может явиться появление облачных ЛИС- сервисов, предлагающих комплексные фулфилмент-решения (решения, полностью закрывающие потребность заказчика в логистических услугах) по логистике. Оплата может осуществляться по месячной подписке; она будет зависеть от выбора индивидуального тарифного плана. Благодаря прозрачной и одновременно закрытой базе контрагентов, хранящейся у компании-контрагента по фулфилменту, компании-партнеры могут реализовывать максимальный потенциал концепции SCM+CRM и обеспечивать безопасность своих данных.
Список используемой литературы:
1. Логистический бизнес [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://www.equipnet.ru//, свободный. - Загл. с экрана.
2. Бизнес-логистика в режиме Интернета [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://studopedia.su//, свободный. - Загл. с экрана.
3. Логистическая концепция [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://studref.com//, свободный. -Загл. с экрана.
4. Царев В. В. Электронная коммерция / В. В. Царев, А. А. Кантарович. СПб: Питер, 2002. 320 с.