Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЫНКА ОПЕРАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОЦЕНКА РЫНКА ОПЕРАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганеев Руслан Раисович, Ершова Ирина Геннадьевна

В статье анализируется процесс оценки рынка операционных логистических услуг для компаний электронной коммерции. Представлены динамика показателей объема рынка логистики для электронной коммерции, скорости доставки на российском рынке электронной коммерции, количество интернет-заказов и актуальные категории для срочной доставки. Одной из основных задач логистики распределения на макроуровне является построение системы товародвижения, в которой поставщик и потребитель готовой продукции выступают в качестве отдельных микрологистических систем, связанных между собой так называемым каналом распределения. Каждый производитель стремится к сокращению времени доставки и сопутствующих издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганеев Руслан Раисович, Ершова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE MARKET OF OPERATIONAL LOGISTICS SERVICES IN THE REGION IN AN INNOVATIVE ECONOMY

The article analyzes the process of assessing the market for operational logistics services for e-commerce companies. The dynamics of indicators of the volume of the logistics market for e-commerce, the speed of delivery in the Russian e-commerce market, the number of online orders and relevant categories for urgent delivery are presented. One of the main tasks of distribution logistics at the macro level is to build a distribution system in which the supplier and consumer of finished products act as separate micrologistics systems interconnected by the so-called distribution channel. Each manufacturer strives to reduce delivery time and related costs.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЫНКА ОПЕРАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_79 УДК 338.3

Ганеев Руслан Раисович,

аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: r.g98@yandex.ru

Ершова Ирина Геннадьевна,

доктор экономических наук, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: ershovairgen@yandex.ru

ОЦЕНКА РЫНКА ОПЕРАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье анализируется процесс оценки рынка операционных логистических услуг для компаний электронной коммерции. Представлены динамика показателей объема рынка логистики для электронной коммерции, скорости доставки на российском рынке электронной коммерции, количество интернет-заказов и актуальные категории для срочной доставки. Одной из основных задач логистики распределения на макроуровне является построение системы товародвижения, в которой поставщик и потребитель готовой продукции выступают в качестве отдельных микрологистических систем, связанных между собой так называемым каналом распределения. Каждый производитель стремится к сокращению времени доставки и сопутствующих издержек.

Ключевые слова: логистическая деятельность; операционная логистика; цифровая трансформация.

UDC 338.3

Ganeev Ruslan Raisovich,

postgraduate student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, е-mail: r.g98@yandex.ru

Ershova Irina Gennadievna,

Doctor of Economics, Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, e-mail: ershovairgen@yandex.ru

ASSESSMENT OF THE MARKET OF OPERATIONAL LOGISTICS SERVICES IN THE REGION IN AN INNOVATIVE ECONOMY

The article analyzes the process of assessing the market for operational logistics services for e-commerce companies. The dynamics of indicators of the volume of the logistics market for e-commerce, the speed of delivery in the Russian e-commerce market, the number of online orders and relevant categories for urgent delivery are presented. One of the main tasks of distribution logistics at the macro level is to build a distribution system in which the supplier and consumer of finished products act as separate micrologistics systems interconnected by the so-called distribution channel. Each manufacturer strives to reduce delivery time and related costs.

Keywords: logistic activity; operational logistics; digital transformation.

Под влиянием пандемии в 2020-2021 гг. число онлайн-покупателей сильно выросло. По оценке Data Insight, только «первые три месяца карантинных ограничений в 2020 году привели в онлайн как минимум 10 млн

новых покупателей. В 2021 году число новых покупателей продолжило увеличиваться. Кроме того, большинство из тех, кто начал совершать заказы в интернет-магазинах в 2020, продолжает это делать» [1] (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество интернет-заказов в 2022-2021 гг. [1]

По мнению Data Insight, «российский рынок электронной торговли отличается от других своей географической концентрацией. В больших городах отмечен очень большой объем заказов по сравнению с регионами. На логистику нашей страны очень влияют ее необъятные размеры. В результате и логистическая инфраструктура, и вообще рынок интернет-торговли в России фрагментирова-ны» [2].

Еще один факт из исследования: покупатели на российском рынке до сих пор оставляют свой выбор за самовывозом из магазинов и ПВЗ, а не за курьерской доставкой (табл. 1). К тому же у россиян очень завышены ожидания по скорости доставки.

Как видно из табл. 1, объемы отправлений посылок от онлайн-продаж увеличились на 78 % по сравнению с показателями 2020 г. А доставки в ПВЗ и постаматы значительно

Таблица 1 - Объем рынка логистики для электронной коммерции в 2021 г. [1]

2020, млн 2020, % от нес* 2021, млн 2021, % от всех Прирост

отправлений отправлений отправлений отправлений 2021/2020

Логистические компании 350 40% 400 25% 14%

до двери 140 16% 130 3% -7%

& ПВЗ и постаматы 210 24% 270 17% 29%

Собственные службы магазинов 530 60% 1 170 75% 121%

до д&ери 160 13% 160 10% 0%

п ПВЗ и постаматы 370 42% ЮЮ 55% 173%

Wild berries 299 33% 771 49% 153%

до д&ери 6 >1% 15 >1% 150%

6 ПВЗ и постаматы 293 33% 756 де% 15Е%

Ozon 74 8% 226 14% 205%

до двери 15 2% 27 2% 80%

6 ПВЗ и постаматы 59 6% 199 12% 237%

Всего a so 1 570 70%

превышают долю курьерских доставок. Так, например, всего 2 % заказов на Wildberries были доставлены курьерами до двери покупателей.

Ключевая причина большой «доли само-

вывоза - увеличение числа точек самовывоза и снижения стоимости их услуг, то есть повышение качества услуг самовывоза» [3].

Скорость доставки на рынке России представлена на рис. 2.

Цееть!

Готовая еда и продукты Электроника Товары для детей Товары для ремонта и строительства

Аптека

Маркетплейсы и универсальные магазины

Автоэ-зп части Зоотовэры Бытовая техника Косметика Одежда и обувь Мебель Хннгн

Й1% 14%

33%

25% 25%

20% 20%

10% 30%

19% 16%

13% 13%

20%

10% 10%

10% 10%

20%

М 16%

Ш Доставка за несколько часов

0% Доставка в тот же день

Рисунок 2 - Скорость доставки на российском рынке электронной коммерции в 2021 г. [1]

Как видно из рис. 2, быстрее всего доставляются продукты питания и цветы, дольше -книги. «Различаются сроки и стоимость, не все магазины выделяют срочную доставку как отдельную услугу. 10 % покупателей считают срочной доставку на следующий день. 48 % считают срочной доставку в пределах двух часов после заказа» [1].

Развитие «сектора продуктовых товаров обозначает новые требования к логистике, в том числе и складской. Легализация торговли безрецептурными препаратами и алкоголем через Интернет, которая, вероятно,

случится в скором времени, приведет к увеличению числа интернет-заказов, также увеличив нагрузку на внутригородскую доставку. К тому же, это повлечет за собой появление новых требований к упаковке, к контролю, к верификации личности при выдаче заказа и т. д. Таким образом, отрасль становится диверсифицированной и более сложной» [4].

Также целесообразно рассмотреть актуальные категории для срочной доставки в зависимости от регулярности и серийности покупки (рис. 3).

Покупки регулярные и сериями Покупки регулярные, но по одной • Товары для животных

Косметика •

Одежда Хобби и рукоделие и обувь

* » Детские товары • Электроника Ф Подарки, украшения

• Дом и ремонт • Медицина «Автозапчасти

продукты • Спорттовары • Книги и диски

питания•

Покупки нерегулярные, но сериями Покупки нерегулярные и по одной

Рисунок 3 - Актуальные категории для срочной доставки, 2021 г.

Так, например, ремонт случается нечасто, но во время него срочная доставка может потребоваться несколько раз. И наоборот, корм для животного нужен регулярно, но хватает его ненадолго.

Предпочтения по доставке у жителей России сложились следующим образом:

- Москва: преобладает курьерская доставка;

- Петербург и другие крупные города: самовывоз;

- последние 2-3 года - стремление к постепенному усреднению предпочтений по городам и регионам;

- за пределами мегаполисов: Почта России [5].

Можно выделить несколько основных трендов на этом рынке:

1. С 2013 г. рынок логистики активно разви -вается и растет, и для большинства компаний в сфере электронной коммерции отдавать логистические процессы профильным компаниям стало дешевле и удобнее, чем налаживать самим. Более того, если говорить про маленькие, средние и часть крупных интернет-магазинов, то качество услуг логистики внешнего подрядчика выше, чем свое;

2. Самоизоляция во время пандемии и сопутствующие ей обстоятельства способствовали изменению основных покупательских привычек. Например, в 2020 г. маркетплейсы ввели непривычную для российских покупателей операцию - предоплату покупки в интернет-магазине. Вместе с этим людям не рекомендовалось пользоваться наличными средствами, так как вирус мог передаваться контактным путем. Потребители стали гораздо чаще пользоваться безналичными платежами. В конечном счете, пользователи интернет-магазинов стали гораздо проще относиться к предоплате товаров, и доля таких заказов не перестает увеличиваться. Вместе с этим в России бурными темпами развивается бесконтактная доставка, которая по словам компаний гораздо безопаснее с точки зрения возможного заражения, чем обычная курьерская «из рук в руки»;

3. Процессы в логистических компаниях становятся все более сложными. Компании должны быстрыми темпами развивать несколько направлений. Торговые площадки практически обязуют логистические компании уметь управлять различными каналами

доставки и товарами всех сегментов, они ожидают современное техническое обеспечение, а также индивидуальный подход при работе с ними.

В результате работа логистических компаний становится многокомпонентной. Необходимо заниматься созданием логистической инфраструктуры. Это расширение сетей ПВЗ и складов, развитие и улучшение региональных филиалов, а также работа над созданием новых партнерских соглашений, которые должны обеспечивать быструю работу и разнообразие каналов доставки. Необходимо улучшать IT-сектор логистики и постоянно обновлять оборудование, чтобы клиентам было удобно заниматься кооперацией и интеграцией с их внутренними схемами работы необходимыми услугами, например различные виды оплаты этих услуг или возможность отслеживания курьера с посылкой на карте в режиме реального времени. Нужно развивать отдел «Human Recources», который отвечает за несколько необходимых в современном мире факторов. Это обучение сотрудников, в каких-то случаях с нуля, и раз -работка современных программ мотивации, например для курьеров, условия работы которых улучшаются с каждым днем.

Вообще, профессия курьера оказалась чуть ли не ключевой во время пандемии коронавируса. Обороты компаний из сферы электронной коммерции увеличиваются, из-за этого поднимается спрос на услуги курьеров, параллельно с ним увеличивается и объем работы, необходимый к выполнению курьерами, при этом привлекать на данную работу людей все еще сложно и долго.

Отсутствие на рынке труда необходимого количества курьеров вынуждает крупные фирмы преобразовывать профессию курьера в более оплачиваемый и удобный для людей способ заработка. Помимо этого, различные образовательные площадки в партнерстве с курьерскими службами постоянно занимаются созданием обучающих программ и курсов повышения квалификации для курьеров и сотрудников, которые ими управляют. Для покупателя появилась возможность оставлять чаевые курьеру онлайн, чтобы также избежать лишнего контакта с самим курьером и наличными деньгами, что делает доставку безопаснее как для курьера, так и для самого заказчика.

Среди недавно внедренных в некоторые службы возможностей курьеров - распределение нагрузки и выбор времени в течение рабочего дня, обеспечение хорошего и непрерывного дохода, прохождение опросов, созданных курьерскими службами для улучшения качества и условий работы, то есть возможность повлиять на свою работу самостоятельно, что сейчас важно для многих людей.

Логистические компании в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга представлены большим количеством служб, чем в регионах. Это в первую очередь связано с тем, что основной объем товаров проходит через столицы, которые вкладывают больше средств и в улучшение 1Т- технологий, и в оптимизацию бизнес-процессов, что, к сожалению, делает региональные компании менее конкурентоспособными на рынке, а это негативно сказывается на их развитии и развитии регионов в целом. Это также связано с тем, что в больших городах больше покупателей, а их покупательская способность выше, чем в городах с небольшим населением.

С каждым днем растет спрос на доставку крупногабаритных грузов и товаров, но нынешнее предложение на рынке неспособно удовлетворить его. Все больше людей хотят, чтобы их диван или холодильник доставили прямо к ним в дом, но компаний, которые готовы выделить сотрудников и время для предоставления данной услуги, единицы.

Наблюдаются создание партнерств и объединение логистических компаний, в связи с тем что клиенты хотят работать с одной организацией и получать все необходимые им логистические услуги у партнера, на которого они могут рассчитывать и с которым смогут построить долгое и плодотворное сотрудничество.

Ожидания покупателей от сроков доставки растут: в первом квартале 2021 г. около 19 % всех интернет-заказов были доставлены срочной доставкой. Понятие срочной доставки постоянно изменяется: в 2021 г. срочная доставка - это доставка, которая будет у покупателя на руках уже в день совершения заказа. Раньше же срочной могла считаться доставка на следующий день.

Специалисты считают, что в ближайшем будущем произойдет увеличение доли прямых межрегиональных доставок. Это возможно по нескольким причинам: региональные интернет-магазины вслед за столичными понемногу увеличивают товарооборот и производственные мощности, вводят новые процессы и постепенно растут, также они занимаются улучшением инфраструктуры РРЦ.

Список литературы

1. Интернет-торговля в России 2021. Аналитическое агентство Data Insight, декабрь 2021. URL: https:// datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения: 10.03.2022).

2. Крапонина Ю. Э. Рынок электронной коммерции: мировые тенденции и российские реалии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2(54). С. 43-48.

3. Голубева А. С., Козырская И. Е. Рынок электронной коммерции: мировые тенденции и российские реалии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 6-1. С. 157-168.

4. Медведева О. С., Короленко В. В. Цифровизация в современной транспортной логистике // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 14 апреля 2021 года. Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2021. С. 177-185.

5. Харченко Е. В., Широкова Л. В., Юрьева М. А. Факторы формирования высококонкурентного сегмента рынка образовательных услуг Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 4(25). С. 235-244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Online trading in Russia 2021. Data Insight Analytical Agency, December 2021. URL: https://datainsight.ru/ eCommerce_2021 (accessed: 10.03.2022).

2. Kraponina Yu. E. E-commerce market: global trends and Russian realities. Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2016. № 2(54). Pp. 43-48.

3. Golubeva A. S., Kozyrskaya I. E. E-commerce market: Global trends and Russian realities. Economics: yesterday, today, tomorrow. 2020. Vol. 10. No. 6-1. Pp. 157-168.

4. Medvedeva O. S., Korolenko V. V. Digitalization in modern transport logistics. Scientific works of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, April 14, 2021. Kaluga: K.E. Tsiolkovsky KSU, 2021. Pp. 177-185.

5. Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Yuryeva M. A. Factors of formation of a highly competitive segment of the educational services market of the Kursk region. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2017. Vol. 7. No. 4(25). Pp. 235-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.