Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПАРТИЦИПАЦИЯ / BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / NON-FINANCIAL REPORTING / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губкина Е.О.

В статье показано, что разумным шагом к признанию российских компаний является создание и развитие эффективной политики корпоративной социальной ответственности (КСО). Показано, что преодоление выявленных проблем в реализации КСО и изменение имиджа российского бизнеса в процессе развития культуры КСО являются важными направлениями в повышении качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN MODERN RUSSIA

The article shows that the creation and development of an effective corporate social responsibility policy (CSR) is a reasonable step towards the recognition of Russian companies. It is shown that overcoming the identified problems in the implementation of CSR and changing the image of Russian business in the process of developing a CSR culture are important directions in improving the quality of life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 334.02

Губкина Е. О. студент

научный руководитель: Брусенцова Л.С., к.социол.н.

доцент Уфимский филиал Финуниверситет при Правительстве РФ

Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: В статье показано, что разумным шагом к признанию российских компаний является создание и развитие эффективной политики корпоративной социальной ответственности (КСО). Показано, что преодоление выявленных проблем в реализации КСО и изменение имиджа российского бизнеса в процессе развития культуры КСО являются важными направлениями в повышении качества жизни.

Ключевые слова: бизнес, корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность, партиципация.

Gubkina E. O. student

Ufa branch of the Financial University under the Government of the

Russian Federation Ufa, Russia

Scientific adviser: Brusentsova L.S., Ph.D. sociol. Sciences, Associate Professor, Ufa Branch of the Financial University under the Government of the

Russian Federation

PECULIARITIES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN

MODERN RUSSIA

Annotation: The article shows that the creation and development of an effective corporate social responsibility policy (CSR) is a reasonable step towards the recognition of Russian companies. It is shown that overcoming the identified problems in the implementation of CSR and changing the image of Russian business in the process of developing a CSR culture are important directions in improving the quality of life.

Key words: business, corporate social responsibility, non-financial reporting, participation.

Современное общество в процессе своего развития испытывает острые экологические, социальные и экономические проблемы. Являясь частью общества, крупный бизнес существенно влияет на его развитие, а значит повышается значение и корпоративной социальной ответственности (КСО). Благодаря КСО компании минимизируют, а в некоторых случаях и вовсе устраняют, негативные последствия в процессе производства, в формировании атмосферы общих ценностей и доверия в обществе, а также

при решении проблем местного и глобального характера. Ценность КСО также заключается в более устойчивом бизнесе как в социальном, так и экономическом плане, что способствует увеличению нематериальных активов компании.

Вообще понятие «корпоративная социальная ответственность» является отечественным термином, так как в зарубежной практике используется «corporate sustainability reporting» - то есть дословно «корпоративная отчетность в области устойчивого развития». Несмотря на различия в терминах, форматы, идеология и концепция в отечественной и мировой практике тесно связаны

Несмотря на то, что принципы КСО являются значимыми составляющими в управлении компаниями, в российской же практике они применяются не в полной мере. Также нужно отметить, что КСО несет за собой частную инициативу, однако свое развитие она осуществляет с помощью стимулирования со стороны власти и гражданского общества. Еще в 1990-х годах деятельность представителей крупного бизнеса обратила на себя внимание из-за конфликтующих интересов государства и общества. Несмотря на это, до сих пор не сформировалась четкая система стимулирования КСО. Многие международные и российские исследования подчеркивают, что крупный бизнес крепнет и развивается больше в экономическом плане, чем в социальном.

Необходимым элементом в условиях современной экономики является использование концепции КСО. Использование данной концепции в менеджменте носит перспективный характер.

Выделяют следующие основные преимущества использования КСО в развитии бизнеса:

- возрастают темпы роста производства, а также происходит увеличение прибыли;

- компании имеют возможность пользоваться социально -ответственными инвестициями. Распределение данных инвестиций инвесторами происходят с помощью показателей, которые характеризуют деятельность компаний в области защиты окружающей среды, а также в этической и социальной сферах. Степень социальной ответственности позволяют оценить несколько индексов, такие как: Sustainable Index, FTSE4Good, Dow Jones и другие;

- может произойти уменьшение операционных расходов за счет переработки отходов производства или их сокращения, а также за счет продажи переработанных в производстве материалов или увеличения показателей эффективности в процессе использования электроэнергии;

- происходит улучшение репутации компании, в процессе которого более известным становится бренд, что позволяет открывать и развивать новые направления бизнеса на рынке;

- повышается количество клиентов и их лояльность, что приводит к значительному росту продаж. Потребители в настоящее время обращают

внимание на то, что продукт произведен с учетом высокой ответственности к окружающей среде, принимая во внимание экологическую проблему, которая на данный момент является актуальной. Многие клиенты предпочитают платить больше за качественные и «ответственные» продукты;

- повышается качество предоставляемых услуг и производимой продукции, а также производительности;

- создаются более привлекательные условия для сотрудников, чьи ценности совпадают с предлагаемыми возможностями компании;

- происходит уменьшение претензий от управляющих органов;

- улучшается процесс управления рисками;

- появляются достойные конкуренты, а значит увеличивается конкурентоспособность.

Смена парадигмы управления создала перспективу использования КСО. При этом в процессе планирования производства большое внимание уделяется социальному обогащению. В данном случае социальный маркетинг выступает как особый вид плановой деятельности в процессе регулирования рыночной экономики, а также как специфическая функция социального управления. Инструментом управления организацией в социально-экономическом плане становится социальный аудит.

В 2004 году в Москве была одобрена Социальная хартия российского бизнеса в рамках XIV съезда Российского союза предпринимателей и промышленников. На данном съезде большое внимание было уделено принципам создания и ведения бизнеса в условиях финансовой и экономической устойчивости компании, участия в создании и развитии местного сообщества, а также создания качественной продукции с учетом экологической безопасности.

В рамках КСО выделяют направления, которые необходимы для создания деятельности предприятий и корпораций, а также деловых сообществ [1]. Основные направления и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Направления для выстраивания деятельности сообществ и организаций_

Направление Характеристика

Качество продукции Улучшение качества предоставляемых услуг и производимой продукции

Инвестирование в человеческий капитал Создание новых, более привлекательных и востребованных рабочих мест; установление легальных заработных плат

Законодательство Соблюдение всех норм и требований трудового, экологического и налогового законодательств

Эффективность бизнеса Ориентация на рост благосостояния акционеров и создание добавленной экономической стоимости

Поддержка гражданского общества Учет общепринятых этических правил и норм, а также ожиданий общества; развитие местного бизнеса и партнерских программ

Несмотря на то, что положительные тенденции в процессе развития КСО стали заметными, не нужно преувеличивать социальную активность бизнеса в России. Так, например, «сырьевой» бизнес не проводит политику по закреплению на территориях, а основывается на политике «взять ресурсы», а многие предприниматели в различных сферах практически не уделяют внимания деятельности по сохранению природы и развитию социальной инфраструктуры.

С другой стороны, государство четко не определило, какую часть ответственности в социальной сфере примет на себя, а какую - бизнес. Таким образом, государство тоже не проявляет заведомо четко определенной активности в данном вопросе, несмотря на то, что наша страна провозгласила себя социальным государством, имеющим огромные энергетические ресурсы - запасы топлива и полезных ископаемых. На данный момент государство не определило место и роль бизнеса, не сформировала схемы для эффективного развития реального сектора экономики и создания действительно социального государства.

Тем не менее есть все шансы на создание благоприятных условий для повышения качества жизни в нашей стране и улучшения социального климата в гражданском обществе.

Проблема развития КСО является одной из самых важных и серьезных. Владельцы крупного бизнеса стали осознавать ошибочный выбор неолиберальной концепции чистого рынка, негативно влияющей на социальную стабильность, а также на экономические показатели деятельности корпораций.

В самом начале экономических реформ в стране существовала, как выяснилось, одна из иллюзий массовых ожиданий. Она несла за собой мысль, что «богатство», сосредоточенное на одном месте, в дальнейшем

будет распределяться между всеми членами общества путем образования новых рабочих мест, финансовых поступлений в бюджет, который обеспечивает нетрудоспособных граждан, а также выплат заработных плат сотрудникам различных бюджетных областей. Как оказалось на практике, данные ожидания не были подтверждены [2].

В процессе достаточно крупной приватизации произошли следующие изменения: уменьшилась эффективность производственной деятельности; увеличилось социальное расслоение общества; увеличился уровень безработицы; увеличилась разница между доходами разных слоев населения, при этом многие оказались на грани бедности. Только тогда многие участники крупного бизнеса поняли, что получение прибыли и экономическая эффективность - это не единственные цели цивилизованного социального бизнеса. У россиян появилось понимание того, что все нажитое «богатство» на несколько лет - это результат не упорного и честного труда и конкуренции, а скорее результат нецелесообразной легализации теневых капиталов и неравного распределения госсобственности.

В современной России выделяются следующие особенности КСО:

- для значительной части российских менеджеров ответственность по отношению к персоналу является абстрактным явлением. Для них более привычны такие понятия, как: мотивация персонала, социальная политика, социальная инфраструктура, социальные программы и т.д.;

- формы социальной поддержки работников постепенно расширяются предприятиями;

- отсутствует прозрачность в принятии решений о социальной поддержке работников, данный процесс носит скорее теневой характер;

- развитие многих форм КСО происходит за счет давления государства, например: субсидии по обучению работников в вузах, своевременность выплаты и размер заработной платы, контроль за безопасностью производства;

- большая разница между размерами социальных льгот разных категорий работников, например: социальные выплаты рядовым сотрудникам значительно меньше выплат топ-менеджерам;

- практически не развиты такие ключевые направления КСО, как гуманизация труда сотрудников, условия труда, а также раскрытие творческих способностей;

- из-за низкой капитализации многих отечественных компаний, а также наличия недостаточной информации о самих направлениях социальной политики и отсутствием средств на их реализацию, малые и средние предприятия далеки от концепции КСО;

- в российской науке и практике пока недостаточно разработаны современные методы и подходы к разработке КСО и ее реализации;

- нет полноценного системного подхода к реализации КСО, особенно это касается средних и малых предприятий, так как функция КСО там организационно не оформлена.

Многие из отмеченных проблем, как в области внутренней, так и внешней КСО, могут и должны решаться с использованием принципа партиципации, то есть соучастия заинтересованных сторон, то есть стейкхолдеров, имеющих ожидания от реализации компаниями социальной ответственности [3].

Значимой проблемой для российского бизнеса, от крупного до малого, является отсутствие культуры развитии нефинансовой отчетности [4].

В России около 100 компаний, так или иначе связанных с международной деятельностью, занимаются развитием КСО - и это лишь малая часть среди общего количества организаций. Участие в программах КСО принимают в основном крупные компании, а именно металлургические, энергетические, химические, нефтегазовые и финансовые.

В настоящее время, в течение 10 лет проводится конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности» для того, чтобы оценить степень вовлеченности компаний в деятельность социально-корпоративной благотворительности.

По отчетным данным, в 2015 году в конкурсе участвовало 65 компаний, которые имели годовой оборот более 100 миллионов рублей, при этом на благотворительность они потратили около 16 миллиардов рублей. Лидерами данного конкурса стали такие компании, как «Газпромнефть», «Северсталь», «Сахалин Энерджи» и «Металлоинвест» [5]. Стоит отметить, что основными направлениями в данном конкурсе стали:

- поддержка просвещения и образования - данными проектами занимались 58 участников, то есть 90% всех конкурсантов;

- помощь социально-незащищенным слоям населения - 54 участника в данном проекте;

- создание и развитие местных сообществ - 48 участников;

- решение экологических проблем - 40 участников-компаний.

Нужно заметить, что для многих компаний тема экологии выходит за

границы базового уровня и постепенно превращается в культуру крупного бизнеса, как в международных организациях, что является положительным моментов в решении современных экологических проблем и катастроф. Однако основное количество российских компаний соблюдают нормы в рамках установленного законодательства, например, своевременно уплачивают страховые взносы, налоги и иные платежи - то есть продолжают ограничиваться базовой нишей КСО. Соблюдая данные требования, организация не является социальным инвестором, но выступает в качестве участника цивилизованного рынка.

Таким образом, культура КСО в Росси набирает обороты в своем развитии и с учетом зарубежного опыта формируется отечественная модель, а также с каждым днем вовлекается все большее количество компаний в данный процесс. Это связано с тем, что бизнес подвергся некоторому влиянию со стороны мирового сообщества и собственного государства и

осознал определенные экономические выгоды. Одним из главных недостатков данного процесса в России является небольшая заинтересованность и довольно низкий уровень участия гражданского общества, так как именно оно в значительной мере может повлиять на развитие культуры КСО.

В любом случае, в России уже запущен процесс совершенствования КСО, что открывает большие возможности для общества и, несомненно, позитивно влияет на уровень благосостояния страны в целом.

Использованные источники:

1. Лещенко О.А. Современные методики оценки эффективности деятельности компаний в области КСО // Менеджмент в России и за рубежом, 2014.

2. Коротков Э. М., О. Н. Александрова, С. А. Антонов. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Юрайт, 2013.

3. Брусенцова Л.С., Кузнецова Л.В. Партиципация в социальной ответственности бизнеса. - Евразийский юридический журнал. 2017. № 10 (113). С. 331-332.

4. Брусенцова Л.С., Гагина М.В., Хакимова И.И. К вопросу о состоянии и развитии нефинансовой отчетности в Российской Федерации. - Евразийский юридический журнал. 2017. № 12 (115). С. 365-367.

5. Тихонович Л. Лидеры корпоративной благотворительности: кризис пока не повлиял на сокращение бюджетов [Электронный ресурс]. URL: http://philanthropy.ru/news/2015/11/26/31273/ (дата обращения 10.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.