Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ / СКЛОННЫЕ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ADOLESCENCE / TEENAGERS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR / LIFE DIFFICULTIES / COPING STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Н.В.

Статья посвящена проблеме психологического преодоления жизненных трудностей подростков, склонных к девиантному поведению. Изучены трудные жизненные ситуации, возникающие в подростковом возрасте; представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TEENAGERS ''COOPING STRATEGIES, PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

The article is devoted to the problem of psychological overcoming of life difficulties of teenagers prone to deviant behavior. Studied difficult life situations that occur during teenagers; the results of a study of the features of coping behavior of teenagers are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

3. Пономарёв С. А. Повышение эффективности физической подготовки будущих сотрудников полиции Российской Федерации // Инновационная наука. 2015. №5. С. 229-232.

4. Правила приема в вузы МВД РФ на обучение по очной форме // Официальный сайт МВД РФ URL: https://18.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1931443 (дата обращения: 18.06.2018).

УДК 159.9.07

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация.

Статья посвящена проблеме психологического преодоления жизненных трудностей подростков, склонных к девиантному поведению. Изучены трудные жизненные ситуации, возникающие в подростковом возрасте; представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения старших подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст; подростки, склонные к девиантному поведению; жизненные трудности; копинг-стратегии.

Stepanova N. V.

Associate Professor, Department of General Psychology

Orenburg State Medical University Russia, Orenburg FEATURES OF THE TEENAGERS 'COOPING STRATEGIES, PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

Annotation.

The article is devoted to the problem of psychological overcoming of life difficulties of teenagers prone to deviant behavior. Studied difficult life situations that occur during teenagers; the results of a study of the features of coping behavior of teenagers are presented.

Keywords: adolescence, teenagers prone to deviant behavior, life difficulties, coping strategy.

Подростковый возраст несёт в себе множество противоречий, проблем, трудностей, требующих преодоления, совладания. Это предъявляет особые требования к адаптивным ресурсам подростков. Ещё в большей степени это касается подростков, склонных к девиантному поведению. Испытывая трудности в социальной адаптации, они нуждаются в особой поддержке родителей, педагогов, в психологическом сопровождении.

Изучением проблемы совладающего поведения, копинг-стратегий и активизации копинг-ресурсов личности занимались зарубежные и отечественные учёные: Д. Амирхан, А.В. Либин, Р. Лазарус, Н.Н. Мельникова, Е. Олбрих, Н.А. Сирота, С. Фолкман и др.

Ряд исследований посвящён особенностям копинг-поведения подростков (Е.В. Алексеева, К. Вагнер Б. Кирш, М.Д. Маслов, Л. Регуш, Е.А. Сибирева).

Нами была поставлена цель изучить особенности копинг-стратегий подростков, склонных к девиантному поведению. В исследовании приняли участие 163 подростка в возрасте 14-15 лет (86 мальчиков и 77 девочек), учащиеся 8 - 9 классов. Методы исследования: тестирование (методика А.Н. Орёл «Склонность к девиантному поведению» [3], методика И.М. Никольской, Р.М. Грановской «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» [1]); анкетирование (авторская анкета «Изучение жизненных трудностей в подростковом возрасте»); статистический метод с использованием критерия ф* - угловое преобразование Фишера.

На первом этапе исследования по результатам методики А.Н. Орла выделена группа подростков, склонных к девиантному поведению, в количестве 35 человек (20 мальчиков и 15 девочек), что составило 21% от общей выборки испытуемых. В таблице 1 представлены обобщённые результаты методики.

Таблица 1.

Превышение нормативных результатов по шкалам методики _ «Склонность к девиантному поведению»__

\ Шкалы Превышение \ нормы (в %) \ Склонность к преодолению норм и правил Склонность к аддиктивному поведению Склонность к самоповреждению и саморазрушению Склонность к агрессии и насилию Слабость волевого контроля Склонность к делинквентному поведению Неприятие женской социальной роли

9 14 22 34 45 17 67

Таким образом, у подростков, склонных к девиантному поведению (основная группа исследования), чаще всего проявляются такие характеристики, как слабость волевого контроля (45% испытуемых), склонность к агрессии и насилию (34 % испытуемых), склонность к самоповреждению и саморазрушению (22% испытуемых). Среди склонных к девиациям девочек-подростков 67% испытуемых не принимают женскую социальную роль.

Следует отметить, что в основной группе у 51 % подростков нормы превышены по одной шкале методики, у 34% подростков превышение выражено по двум шкалам, у 9% подростков - по трём шкалам, у 6%

подростков - по четырём - пяти шкалам.

На втором этапе исследования из 128 подростков, не проявивших склонности к девиантному поведению, случайным образом было отобрано 15 девочек и 20 мальчиков для создания контрольной группы исследования.

Подросткам основной и контрольной групп было предложено ответить на вопросы авторской анкеты «Изучение жизненных трудностей в подростковом возрасте». Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Трудные жизненные ситуации в подростковом возрасте (в %)

Частота встречаемости (в%)

Жизненные ситуации Основная Контрольная Средний

группа группа показатель

Неуспеваемость по одному или 20 12 16

нескольким предметам в школе

Болезнь родителей или других близких родственников 18 14 16

Смерть близкого человека 14 11 13

Разрыв с другом или подругой 14 11 13

Потеря домашнего животного 9 14 12

Конфликты с родителями 17 6 12

Получение травмы или болезни 6 17 12

Развод или разъезд родителей 11 11 11

Ссоры с братом или сестрой 14 6 10

Проблемы с внешностью (прыщи, 9 9 9

лишний вес, чрезмерная худоба)

Потеря работы родителем 6 6 6

Один из членов семьи имеет 9 3 6

проблемы с алкоголем

Переезд на новое место жительства 6 6 6

Переход в новую школу 8 0 4

Конфликты с учителями 6 0 3

Необходимость носить очки 0 3 3

Таким образом, девиантные подростки чаще, чем подростки из контрольной группы, отмечают такие сложные ситуации, как неуспеваемость в школе, конфликты с родителями, учителями, ссоры с братом и сестрой, переход в новую школу, один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем.

Анализ степени выраженности эмоциональных переживаний подростков показал, что наиболее сильные эмоциональные переживания испытуемых обеих групп связаны со следующими жизненными ситуациями: смерть близкого человека (5), проблемы с внешностью (4,5), потеря любимого домашнего животного (4,4), болезнь родителей или другого близкого человека (4,2), разрыв с другом или подругой (4,2), развод или разъезд родителей (3,9). Меньше всего в подростковом возрасте волнуют:

переход в новую школу (1,5), неуспеваемость по одному или нескольким предметам (2,1), потеря работы родителем (2,4), ссоры с братом или сестрой (2,6).

Далее при помощи методики И.М. Никольской, Р.М. Грановской «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» были изучены копинг-стратегии подростков. Согласно полученным результатам, подростки, склонные к девиантному поведению, чаще всего используют следующие стратегии: ем или пью (43%); обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (40%); смотрю телевизор, слушаю музыку (40%); стараюсь забыть (34%); остаюсь сам по себе, один (34%); обращаюсь за помощью к значимым для меня людям (31%).

В контрольной группе наиболее выражены следующие копинг-стратегии: смотрю телевизор, слушаю музыку (43%); играю во что-нибудь (43%); сплю (34%); стараюсь забыть (34%); стараюсь оставаться спокойным (34%); думаю о том, как справиться с ситуацией (31%).

Полученные результаты были проанализированы с точки зрения адаптивности/неадаптивности копингов (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение копинг-стратегий по степени адаптивности (в %)

Копинг-стратегии Основная группа Контрольная группа

Адаптивные 17 24

Относительно адаптивные 55 49

Неадаптивные 28 27

Процент относительно адаптивных копинг-стратегий в основной группе незначительно выше, а процент адаптивных стратегий ниже, чем в контрольной группе.

Статистическая обработка подтвердила полученные результаты и позволила выявить различия в использовании следующих копинг-стратегий подростков основной и контрольной группы:

- относительно адаптивные копинг-стратегии (ем или пью, грызу ногти, обнимаю любимую вещь, играю во что-нибудь, говорю с кем-нибудь (Р <0,05));

- адаптивные копинг-стратегии (стараюсь расслабиться, стараюсь оставаться спокойным (р<0,01)).

Таким образом, основными характеристиками подростков, склонных к девиантному поведению, являются слабость волевого контроля, склонность к агрессии, склонность к самоповреждению и саморазрушению; для девочек-подростков характерно неприятие женской социальной роли. Среди трудных жизненных ситуаций подростков наиболее сильные эмоциональные переживания связаны со смертью близкого человека, проблемами с внешностью, потерей любимого домашнего животного, болезнью близких людей, разрывом с другом или подругой. Справляясь с трудными

жизненными ситуациями, подростки, склонные к девиантному поведению, чаще, чем их сверстники, используют относительно адаптивные копинги и реже адаптивные копинги.

Использованные источники:

1. Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей -СПб.: Речь, 2006. — 342 с.

2. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. -СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 490 с.

УДК 37.035

Сугоняк Д.С. студент магистрант Шахмарова Р.Р., к пед. н.

доцент

кафедра «Педагогика и развитие образования» Омский государственный педагогический университет

филиал в г. Таре Россия, г. Тара

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация: Статья посвящена особенностям организации социально-воспитательной работы с молодежью в условиях малого провинциального города. Авторы раскрывают потенциал культурно-досугового учреждения для организации социально-воспитательной деятельности с молодежью.

Ключевые слова: культурно-досуговый центр, малый город, социально-воспитательная работа.

Сугоняк Д.С. a student of the Magistracy Branch of Omsk State Pedagogical University

Russia, g. Tara

Shahmarova R.R., candidate of pedagogical sciences Associate Professor, Department of« Pedagogy and education» Branch of Omsk State Pedagogical University

Russia, g. Tara

SOCIO-EDUCATIONAL POTENTIAL CULTURAL AND LEISURE CENTRE OF THE SMALL CITY TO ORGANIZE THE WORK WITH

YOUTH

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of organization of socio-educational work with young people in a small provincial town. The authors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.