Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Н.В.

Статья посвящена проблеме психологического преодоления жизненных трудностей в старшем подростковом возрасте. Изучены трудные жизненные ситуации, возникающие в подростковом возрасте, с точки зрения частоты встречаемости и силы эмоциональных переживаний. Представлены результаты исследования копинг-поведения старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE''S DIFFICULTIES AND STRATEGIES TO OVERCOME THEM AT THE SENIOR TEENAGE AGE

The article deals with psychological coping at the senior teenage age. Studied difficult situations that occur at the senior teenage age, from the point of view of frequency of occurrence and strength of emotional experiences. Presents results of a study of coping behavior at the senior teenage age.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.92

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического преодоления жизненных трудностей в старшем подростковом возрасте. Изучены трудные жизненные ситуации, возникающие в подростковом возрасте, с точки зрения частоты встречаемости и силы эмоциональных переживаний. Представлены результаты исследования копинг-поведения старших подростков.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, жизненные трудности, психологическое преодоление, копинг-стратегии.

Stepanova N. V., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology

Orenburg state medical University Russia, Orenburg LIFE'S DIFFICULTIES AND STRATEGIES TO OVERCOME THEM AT THE SENIOR TEENAGE AGE Abstract. The article deals with psychological coping at the senior teenage age. Studied difficult situations that occur at the senior teenage age, from the point of view of frequency of occurrence and strength of emotional experiences. Presents results of a study of coping behavior at the senior teenage age.

Key words: senior teenage age, life's difficulties, psychological overcoming, coping strategies.

Человек поставлен сегодня перед необходимостью решать ответственные задачи, включаться в новые отношения, искать алгоритмы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к ситуации. Подростковый возраст несёт в себе множество противоречий, проблем, сложностей, требующих разрешения. Это предъявляет особые требования к адаптивным ресурсам подростков и делает актуальным изучение стратегий психологического преодоления в подростковом возрасте.

Психологическое преодоление понимают как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1].

Отечественная психология рассматривает данный феномен в свете адаптивного поведения, направленного на активное приспособление человека к требованиям ситуации. Адаптивное поведение обусловлено не столько ситуацией, сколько её субъективным пониманием. В зарубежной психологии используют термин «копинг-поведение». В широком смысле

копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.

Целью нашего исследования было изучение жизненных трудностей и стратегий их преодоления в старшем подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 70 подростков, учащиеся 8-9 классов, из них 30 девочек, 40 мальчиков.

Методы исследования: авторская анкета «Изучение жизненных трудностей в подростковом возрасте», методика И.М. Никольской, Р.М. Грановской «Опросник копинг-стратегий школьного возраста».

В таблице 1 представлены результаты анкеты.

Таблица 1.

Трудные жизненные ситуации в подростковом возрасте_

Жизненные ситуации Частота встречаемости (в%)

Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе 16

Болезнь родителей или других близких родственников 16

Смерть близкого человека 13

Разрыв с другом или подругой 13

Потеря домашнего животного 12

Конфликты с родителями 12

Получение травмы или болезни 12

Развод или разъезд родителей 11

Ссоры с братом или сестрой 10

Проблемы с внешностью (прыщи, лишний вес, чрезмерная худоба, высокий/низкий рост) 9

Потеря работы родителем 6

Один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем 6

Переезд на новое место жительства 6

Переход в новую школу 4

Конфликты с учителями 3

Необходимость носить очки 3

Наиболее сильные эмоциональные переживания подростков связаны со следующими жизненными ситуациями: смерть близкого человека (5), проблемы с внешностью (4,5), потеря любимого домашнего животного (4,4), болезнь родителей или другого близкого человека (4,2), разрыв с другом или подругой (4,2), развод или разъезд родителей (3,9). Меньше всего в подростковом возрасте волнуют: переход в новую школу (1,5), неуспеваемость по одному или нескольким предметам (2,1), потеря работы родителем (2,4), ссоры с братом или сестрой (2,6).

Результаты методики И. М. Никольской, Р. М. Грановской «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» позволили выявить предпочитаемые в подростковом возрасте стратегии преодоления жизненных трудностей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации 42% подростков слушают музыку, смотрят телевизор; 35% подростков играют во что-нибудь; 34% стараются забыть случившееся; по 29% думают о том, как справиться с ситуацией, остаются одни, обнимают кого-то близкого или гладят животное; по 26 % подростков спят, едят больше обычного, плачут и грустят, по 22% ходят пешком, гуляют по улице, «сходят с ума».

Реже других подростки используют следующие копинги: «молюсь» (3%), «кричу» (4,5 %), «прошу прощенья или говорю правду» (6%), «мечтаю, представляю себе что-нибудь» (7%).

Анализ предпочитаемых подростками стратегий психологического преодоления с точки зрения адаптивности/неадаптивности, позволяет сделать вывод о преобладании относительно адаптивных стратегий («обнимаю близкого человека, глажу животное», «плачу и грущу», «хожу пешком, гуляю по улице», «ем больше обычного», «играю во что-нибудь», «смотрю телевизор, слушаю музыку». Второе место занимают неадаптивные стратегии: «сплю», «стараюсь забыть», «схожу с ума», «остаюсь один». На третьем месте адаптивные копинги: «стараюсь оставаться спокойным», «думаю о том, как справиться с ситуацией».

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что с подростками необходимо проводить специальную работу по формированию готовности решать жизненные проблемы, использовать определённые средства и личностные ресурсы для преодоления трудностей, ориентируясь при этом на адаптивные стратегии совладания.

Использованные источники:

1. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К.Нартова-Бочавер// Психологический журнал. 1997. - № 5. С.20-31

2. 19. Никольская, И.М Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей/ И.М.Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2006. - 342 с.

3. Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(39)// [Электронный ресурс] — Режим доступа. —:

https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf УДК 378

Тихонов Э.Ю. студент 3 курса факультет «Экономико-математический»

Будько Е.А., к.ф.н.

доцент

кафедра «Кафедра филологии, журналистики и общегуманитарных дисциплин» Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Аннотация: в статье рассматриваются основные преимущества и недостатки электронных учебников по сравнению с печатными изданиями, особенности электронных учебников в дистанционном обучении, какую роль играет электронный учебно-методический комплекс в дистанционном обучении и при подготовке специалистов. Кроме того, описываются основные компоненты содержания электронного пособия.

Ключевые слова: электронный учебник, дистанционное обучение, компоненты электронного пособия, программа методики изучения, преимущества и недостатки электронного учебника.

Tikhonov E.Y., student 3rd course, Economic-mathematical faculty Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk Budko E.A., PhD in Philology, docent chair of Philology, journalism and Humanities disciplines Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk FEATURES OF E-BOOKS IN DISTANCE EDUCATION Abstract: the article discusses main advantages and disadvantages of ebooks compared to printed publications, features of e-books in distance education, the role of electronic educational-methodical complex in distance learning and training of specialists. It also describes the key components of the contents of electronic manuals.

Key words: e-textbook, e-learning, components of the electronic benefits program methods for the study, the advantages and disadvantages of the electronic textbook.

Основная часть дистанционного обучения заключается в самостоятельной работе обучаемого с учебным материалом, основными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.