Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баулина Мария Евгеньевна

Статья посвящена анализу копинг-стратегий, используемых подростками-мигрантами в процессе социальной адаптации к новой этнокультурной среде. Рассматриваются отличия стратегий, используемых подростками-мигрантами с девиантным поведением, от стратегий подростков c аналогичным поведением, являющихся выходцами из семей, проживающих в Москве в течение нескольких десятилетий. Подчеркнута необходимость учета типа копинг-стратегий при проведении профилактической работы с подростками-мигрантами, относящимися к группам риска. Обосновано преимущество стратегии поиска социальной поддержки в процессе адаптации к новой этнокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF MIGRANT ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article is devoted to the analysis of coping strategies used by adolescents migrants in the process of social adaptation to a new ethno-cultural environment. Discusses the differences between the strategies used by migrant adolescents with deviant behavior, deviant strategies of adolescents who come from families living in Moscow for several decades. Emphasizes the necessity of taking into account the type camping strategies when carrying out preventive work with youth belonging to risk groups. Substantiates the advantage of search strategies social support in the process of adapting to a new ethno-cultural environment.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Баулина М. Е.

МГПУ, Москва

Статья посвящена анализу копинг-стратегий, используемых подростками-мигрантами в процессе социальной адаптации к новой этнокультурной среде. Рассматриваются отличия стратегий, используемых подростками-мигрантами с девиантным поведением, от стратегий подростков c аналогичным поведением, являющихся выходцами из семей, проживающих в Москве в течение нескольких десятилетий. Подчеркнута необходимость учета типа копинг-стратегий при проведении профилактической работы с подростками-мигрантами, относящимися к группам риска. Обосновано преимущество стратегии поиска социальной поддержки в процессе адаптации к новой этнокультурной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, миграция, копинг-стратегии, социальная адаптация.

^PING STRATEGIES OF MIGRANT ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Baulina M. E.

MCTTU, Moscow

The article is devoted to the analysis of coping strategies used by adolescents migrants in the process of social adaptation to a new ethno-cultural environment. Discusses the differences between the strategies used by migrant adolescents with deviant behavior, deviant strategies of adolescents who come from families living in Moscow for several decades. Emphasizes the necessity of taking into account the type camping strategies when carrying out preventive work with youth belonging to risk groups. Substantiates the advantage of search strategies social support in the process of adapting to a new ethno-cultural environment.

Key words: deviant behavior, adolescence, migration, coping strategies, social adaptation.

Введение

Процесс приспособления подростка к социальной среде играет значительную роль в его развитии. Активно осваивая новые социальные условия, в которых он находится, и выстраивая социальные взаимоотношения, подросток становится активным участником социальных процессов и получает возможности для собственного развития.

Этнокультурная адаптация мигрантов представляет собой сложный, комплексный процесс активного приспособления индивида к новым культурным, государственно-политическим, экономическим и трудовым условиям. В процессе приспособления мигранта происходит согласование норм и требований участников межэтнического взаимодействия. Успешность этнокультурной адаптации принято рассматривать в виде континуума от межэтнической интеграции до изоляции [3]. При успешной адаптации сохраняются ин-

дивидуальные особенности, свойственные каждой этнической группе, и в то же время осуществляется межэтническая интеграция, в результате которой формируется общее самосознание. Для неуспешной адаптации характерно явление изоляции как процесс отдаления от культурной идентичности [4]. Проблемы социальной адаптации тесно переплетены с трудностями в обучении. С одной стороны, игнорирование новых норм и ценностей приводит к резкому снижению усвоения учебного материала, с другой - школьная неуспеваемость способствует усугублению социальной дезадаптации [1, 2].

Особое внимание при рассмотрении этнокультурной адаптации следует уделять вопросу адаптации подростков-мигрантов, так как подростковый период наиболее восприимчив к различным социальным изменениям [5]. Процесс вхождения в иную культурную среду рассматривается как ряд стрессовых изменений, которые требуют мобилизации всех

адаптивных ресурсов личности. Подросток-мигрант в большей степени уязвим и подвержен риску дезадаптации, поскольку в новой культурной среде он сталкивается с необходимостью усвоения новых норм, ценностей и правил поведения. Большое влияние на успешность его адаптации могут оказывать особенности реагирования окружения и группы сверстников. В таком случае хорошее знание языка и высокое качество межкультурных контактов обеспечивают подростку возможность успешного вхождения в новую культурную среду. Поскольку в подростковом возрасте происходит становление ценностных ориента-ций, нарушения в адаптации могут привести к деформации ценностно-смысловой сферы подростка и трудностям в социализации [4, 8].

Стрессогенное воздействии новой культуры на психику человека часто обозначают как «культурный шок». Данное явление характеризуется тем, что при вступлении в иную культуру индивид испытывает негативные переживания, которые могут выражаться в форме физического и эмоционального дискомфорта. Поэтому культурный шок можно рассматривать как «конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания» [8, с. 657]. Впервые этот термин был подробно описан американским антропологом К. Обергом. Он выделил несколько аспектов, с помощью которых можно охарактеризовать культурный шок:

1) напряжение, которое необходимо для осуществления адаптации;

2) чувство потери, вызванное отдалением от близких людей, утратой прежнего места жительства, работы и статуса;

3) чувство отверженности;

4) путаница в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях и самоидентификации;

5) тревога, вызванная осознанием различий между двумя культурами;

6) чувство неполноценности, обусловленное трудностями принятия новой культурной среды.

Чтобы преодолеть состояние культурного шока, мигранты часто прибегают к использованию различных стратегий поведения, которые способствуют устранению дезориентации, тревоги и фрустрации. К. Додд выделяет четыре стратегии поведения межэтнического взаимодействия в условиях адаптации [4, 9]. Первая из них: которую можно охарактеризовать как бегство, проявляется в избегании

прямых контактов с чужой культурой. Вторая представляет собой борьбу, проявляющуюся ярко выраженным этноцентризмом. Третья стратегия является, по сути, отделением, проявляющимся в отказе от своей культуры и демонстрации приверженности нормам страны пребывания. Наконец, четвертую стратегию характеризуют гибкость и активные попытки усвоить новые нормы, ценности, поведенческие модели и язык при сохранении собственных культурных корней.

Копинг-стратегии - важный механизм адаптации к измененным условиям. Однако важно учитывать, что использование какой-либо копинг-стратегии не всегда гарантирует успешность, так как ее эффективность во многом зависит от ситуации. Индивид может усвоить дезадаптивные копинговые стратегии, которые будут способствовать трудностям в адаптации [9, 10]. На сегодняшний день известно, что на адаптацию мигрантов наибольшее положительное влияние оказывает стратегия поиска социальной поддержки. Это было продемонстрированно в исследованиях Т. Фернхема на группе иностранных студентов в Великобритании, Д. Уорда на разнорабочих в Непале и др. [8].

Исследование данной проблемы приобретает особое значение, поскольку именно в подростковом периоде формирующаяся личность наиболее подвержена воздействию отрицательных факторов, которые обусловливают отклоняющееся поведение. У многих подростков в этот период диагностируются различные акцентуации характера, что способствует появлению неадаптивных реакций в нестандартных условиях. При наличии таких заостренных черт характера и их декомпенсаций повышается вероятность закрепления девиантного поведения и неэффективных ко-пинг-стратегий.

В настоящее время в психологии особое внимание уделяется изучению наиболее эффективных методов профилактики и коррекции девиантного поведения. Среди крупнейших российских исследований следует отметить работы Н. А. Сироты, В. М. Ялтон-ского, В. Д. Менделевича, М. А. Ковальчука и др. [2, 4, 5, 9]. Организация условий для успешной адаптации подростков-мигрантов - важный фактор, который позволяет предупредить появление девиантного поведения. Психолого-педагогическое сопрово-

ждение подростков-мигрантов должно основываться на системном подходе и включать в себя как индивидуальную, так и групповую работу [6, 7].

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Педагогического колледжа № 13 им. С. Я. Маршака и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток» (Москва). Целью экспериментальной работы было изучение влияния социокультурных факторов на формирование девиантного поведения подростков-мигрантов. Для исследования были отобраны те учащиеся, которых педагоги и психологи учебных заведений характеризовали как «трудных подростков». В качестве объективных критериев, подтверждающих данные характеристики, использовались успеваемость, посещаемость занятий и наличие эпизодов грубого нарушения школьной дисциплины и норм поведения. В соответствии с целью исследования было сформировано две группы испытуемых. В экспериментальную группу вошли учащиеся 8-10-х классов двух средних общеобразовательных школ Северного округа Москвы в возрасте 14-17 лет в количестве 20 человек (13 мальчиков и 7 девочек) - выходцы из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Вьетнама, проживающие на территории Российской Федерации не более четырех лет. Уровень владения русским языком был достаточным для участия в исследовании. Все испытуемые экспериментальной группы были аттестованы по русскому языку и литературе и имели оценку «удовлетворительно». Контрольную группу составили учащиеся 1-го курса двух педагогических колледжей Москвы в возрасте 14-16 лет в количестве 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек).

В исследовании был использован опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) А. Н. Орела, направленный на оценку готовности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Установка понимается автором как склонность к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих деви-антный характер. Методика предполагает учет установки на социально желательные ответы испытуемых, а также содержит модификации

для юношей и для девушек. Содержательные шкалы (шесть для юношей и семь для девушек) направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Другой методикой, использованной в исследовании, был опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла в адаптированном варианте Н. Водопьяновой и Е. Старченковой. Предложенная Хобфоллом многоосевая модель «поведения преодоления» позволяет рассматривать поступки испытуемых как стратегии, тенденции, а не отдельные типы поведения. Анализ результатов проводится на основании сопоставления данных конкретного человека по каждой из субшкал со средними значениями моделей преодоления в исследуемой (профессиональной, возрастной и др.) группе. В результате сравнения индивидуальных и среднегрупповых показателей делается заключение о сходстве или различиях преодолевающего поведения данного индивида относительно исследуемой категории людей.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics 20. Для проверки статистической значимости результатов использовался ^-критерий Манна -Уитни для независимых выборок.

Результаты и обсуждение исследования

Определение склонности к девиантно-му поведению с помощью методики СОП А. Н. Орела показало адекватность ее выбора и заметные различия в результатах между двумя группами испытуемых.

Анализ результатов по шкале «Установка на социально-желательные ответы», носящей служебный характер и предназначенной для измерения готовности респондента представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности, показал стремление испытуемых обеих групп произвести положительное впечатление на экспериментатора. Однако тестовые баллы обеих групп не превышают критических значений, после которых результаты опросника считаются недостоверными. Статистически значимых различий между группами по этой

Таблица 1

Значения {/-критерия Манна - Уитни для опросника СОП

Значение Социаль- Пре- Аддик- Самопо- Агрес- Волевой Делинк- При-

^-критерия но-жела- одоление тивное вреждение сия контроль вентное нятие

Манна - тельные норм пове- и самораз- и на- эмоцио- поведе- женской

Уитни ответы и правил дение рушение силие нальных ние роли

реакций

Эмпириче- 132 109,5 114,5 89,5 64 65 121,5 11,5

ское

Критиче-

ское (для 114 114 114 114 114 114 114 9

/><0,01)

Рисунок 1. Уровень склонности к отклоняющемуся поведению по опроснику Орела

(средние значения)

шкале выявлено не было. Шкалы «Аддиктив-ное поведение», «Делинквентное поведение» и «Принятие социальной женской роли» также не показали статистически значимых различий при ^<0,01 (табл. 1). Однако последнюю шкалу следует рассмотреть более подробно. Она включена в вариант опросника, предназначенный для девушек, и полученные по ней результаты в целом, свидетельствуют об адекватном уровне принятия ими женской социальной роли.

Следует заметить, что в контрольной группе данный уровень несколько выше, несмотря на то что девушки из экспериментальной группы являются представительницами «традиционных» обществ. Можно предположить, что полученные результаты отражают реакцию испытуемых экспериментальной группы на расхождение между требованиями микросоциальной среды (семьи и близких знакомых),

поддерживающих культурные традиции покинутых в связи с переездом в РФ стран, и нормами, принятыми в российском обществе. Подтверждением этого предположения можно считать достаточно высокий уровень социальной желательности, выявленный по результатам оценки ответов по первой шкале.

Средние значения по группам для шкал опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» показаны на рис. 1. Несмотря на то что по шкалам «Аддиктивное поведение» и «Делинквентное поведение» не было обнаружено статистически значимых различий при^<0,01, следует отметить, что показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной, и различия являются статистически значимыми при _р<0,05.

Анализ ответов, полученных по шкалам «Преодолению норм и правил», «Самоповреждение и саморазрушение», «Агрессия и на-

Таблица 2

Значения ^-критерия Манна - Уитни для опросника SACS

Значение Ассер- Всту- Поиск Осто- Им- Избе- Мани- Асо- Агрес-

^-критерия тив- пление соци- рож- пуль- гание пуля- циаль- сив-

Манна - ные в соци- альной ные сивные тивные ные ные

Уитни дей- альный под- дей- дей- дей- дей- дей-

ствия контакт держки ствия ствия ствия ствия ствия

Эмпириче- 83 63,5 94,5 142 133,5 96,5 153 84 115,5

ское

Критичес-

кое (для 105 105 105 105 105 105 105 105 105

/><0,01)

силие», «Волевой контроль эмоциональных реакций», продемонстрировал статистически значимые различия. Максимально выраженными были различия между показателями по последним двум шкалам. Эти данные можно интерпретировать как сниженную способность или нежелание подростков-мигрантов с девиантным поведением контролировать свои эмоциональные реакции. Они склонны реализовывать их непосредственно в поведении, без какой-либо задержки, требующейся для анализа ситуации.

Несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений может объясняться ограниченным взаимодействием с социумом. Именно социальное окружение путем предъявления требований к индивиду инициирует процесс формирования волевого контроля. Культуральные различия, мешающие полноценному включению в социум, могут стать ведущим фактором, обусловливающим импульсивность реакций испытуемых экспериментальной группы и их склонность к решению возникающих проблем с помощью агрессии и насилия. В тех случаях, когда совершить агрессивные действия в адрес других людей или источников стресса невозможно, испытуемые склонны направлять негативные эмоции на себя, что приводит к аутоагрессии. Данный факт требует особого внимания, так как лица с аутоагрессивными проявлениями составляют группу риска по отношению к суицидальному поведению.

Исследование копинг-стратегий, проведенное с помощью методики «Стратегия преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла, показало заметные различия

в предпочтениях испытуемых двух групп. Так, подростки из контрольной группы чаще всего используют такие стратегии, как «Вступление в социальный контакт», «Ассертивные действия» и «Поиск социальной поддержки». У подростков-мигрантов преобладают стратегии «Избегание» и «Асоциальные действия», в то время как «Ассертивные действия» и «Вступление в социальный контакт», наоборот, используются реже других.

Если рассматривать наиболее часто используемые копинг-стратегии в контексте предложенной С. Хобфоллом концепции, имеющей две основные оси («просоциаль-ность - асоциальность» и «активность -пассивность») и одну дополнительную ось («прямая - непрямая» стратегия), то станет заметно, что подросткам-мигрантам свойственна пассивная и асоциальная модель поведения. Ее можно охарактеризовать как уход от разрешения проблем при отсутствии стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей.

Полученные результаты указывают на глубинные причины девиантного поведения, связанные с трудностями принятия чужих культурных ценностей, восприятие их в качестве навязанных извне. Поиск социальной поддержки у подростков-мигрантов затруднен вследствие противоречий, существующих между микро- и макросоциумом.

Заслуживает внимания модель поведения, складывающаяся из сочетания копинг-страте-гия, используемых подростками контрольной группы. Несмотря на демонстрируемое ими девиантное поведение, испытуемые часто применяют стратегию «Ассертивные дей-

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 2. Частота использования стратегий преодоления стресса (средние значения)

ствия», которая предполагает ориентацию человека при столкновении со стрессовой ситуацией на личностные ресурсы (рис. 2). Это проявляется в признании своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в способности эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Другие две стратегии - «Вступление в социальный контакт» и «Поиск социальной поддержки» предполагают попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной помощи. Данные стратегии являются наиболее продуктивными копинг-ресурсами в преодолении негативных ситуаций.

Использование позитивных стратегий подростками контрольной группы можно интерпретировать как их потенциальную готовность к диалогу и следованию социальным нормам при наличии благоприятных социальных условий и адекватного психолого-педагогического воздействия. Проявления девиантного поведения в этих случаях носят защитный характер и связаны с временными внутри- и межличностными конфликтами.

Заключение

Исследование проблемы девиантного поведения подростков-мигрантов особое значение приобретает в связи с тем, что их

взросление происходит в чуждой культурной среде. В процессе адаптации они сталкиваются с ситуацией, в которой, с одной стороны, возникает риск утратить привычные культурные ценности и отказаться от принятых ранее норм, а с другой - затрудняется усвоение новых правил и установок. Указанные обстоятельства существенно влияют на обучение, воспитание, социализацию и могут привести к формированию отклоняющегося поведения.

Полученные в исследовании данные позволяют сделать выводы, которые могут быть использованы в разработке профилактических программ, направленных на помощь в адаптации подросткам-мигрантам.

1. Изучение русского языка и российской культуры должно включать в себя материал, базирующийся на анализе общности значительной части норм и социальных установок вне зависимости от национального контекста. Осознание сходств и активная установка на поиск параллелей между двумя культурами будут способствовать развитию копинг-стратегий, направленных на вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки.

2. Представляется целесообразным привлечение подростков-мигрантов к участию в спортивных и общественно-полезных мероприятиях. Активная физическая деятельность способствует не только взаимодействию между представителями разных культур, но и снижению уровня эмоционального напряжения, агрессивности и аутоагрессии.

3. Необходимо проводить индивидуальную психолого-педагогическую работу с подростками-мигрантами, направленную на обучение их навыкам рефлексии и самоанализа. Психологическое сопровождение должно включать работу по формированию адекватной само-

оценки, уровня притязаний, навыков совлада-ния со стрессом. Благодаря индивидуальной консультативной помощи подростки-мигранты получат возможность использовать внутренние ресурсы в процессе адаптации к новой культурной среде.

Литература

1. Баулина М. Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников. М.: АРКТИ, 2009. 86 с.

2. Иванцов О. В., Меновщиков В. Ю. Динамика негативных психических состояний в групповой психокор-рекционной работе со старшими школьниками // Вестник Университета (Государственного университета управления). 2011. № 10. С. 44-47.

3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003. 718 с.

4. Налчаджан А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

5. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО РСУП, 2010. 282 с.

6. Романова Е. С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования // Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 103-108.

7. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Изд. МГПУ, 1999. 278 с.

8. Смолина Т. Л. Социальная поддержка как стратегия преодоления культурного шока // Социосфера: научно-методический и теоретический журнал. 2012. № 1. С. 656 709.

9. Староверова М. С. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы. Пути коррекции // Директор школы: научно-практический журнал. 2002, № 4. С. 17-20.

10. Татунц С. А. Этнопсихология. М: МАЛП, 1999. 140 с.

References

1. Baulina M. E. Materials for the Diagnosis and Correction of Learning Difficulties of Younger Students. M: ARCTI, 2009. 86 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ivantsov O. V., Menovshikov V. Y. Dynamics of Negative Mental States in Group Psycho-correction Work with the Senior Students // Bulletin of the University (State University of management). 2011. № 10. P. 44-47.

3. Matsumoto D. Psychology and Culture. SPb: Peter, 2003. 718 p.

4. Nalchajian A. Psychological Adaptation: Mechanisms and Strategies. M.: Eksmo, 2010. 368 p.

5. Petunin V. A. Deviant Behavior of Juvenile: Current Trends. M.: ROO RCAR, 2010. 282 p.

6. Romanova E. S. New Forms of the Practical Realization of the Assimilated Integrative Content of the Education // Systemic Psychology and Sociology. 2011. № 3. P. 103-108.

7. Ryzhov B. N. Systemic Psychology. М., 1999. 278 p.

8. Smolina T. L. Social Support as a Strategy for Overcoming Culture Shock // Sociosphere: Methodological and Theoretical Journal. 2012. № 1. P. 656-709.

9. Staroverova M. S. Unsuccess in Learning: Natural and Social Factors. Ways of Correction // Course Director: Scientific and Practical Journal. 2002. № 4. P. 17-20.

10. Tatunts S.A. Ethnopsychology. M: MALP, 1999. 140 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.