DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.220 Ермолаева А.Ю.1, Фукин А.И.2
1 старший преподаватель, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» 2доктор психологических наук, профессор, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА
Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному исследованию копинг-стратегий предпринимателей малого бизнеса. В статье дано определение понятию «копинга»; рассмотрены теоретические положения формирования механизмов совладания; описана классификация копинг-механизмов Р. Лазаруса и С. Фолкмана; приведены результаты сравнительного исследования копинг-стратегий предпринимателей мужчин и женщин в сфере торгового бизнеса; проведен анализ различий в проявлении копинг-стратегий в зависимости от половой принадлежности предпринимателей.
Ключевые слова: предпринимательство, торговля, копинг-стратегии.
Ermolaeva Yu 1 , A. Fukin 2
1 Senior lecturer, Elabuzhsky Institute FGAOU IN "Kazan ( Volga ) Federal University" 2PhD in Psychology, professor, Kazan Innovation University V.G.Timiryasova FEATURES COPING STRATEGIES OF SMALL BUSINESSES TRADING BUSINESS
Abstract
This article deals with a comparative study of coping strategies for small business owners. The article defines the concept of "coping"; the theoretical position of the formation of coping mechanisms; described classification of coping mechanisms R. Lazarus and S. Folkman; the results of a comparative study of coping strategies of men and women entrepreneurs in the field of trade business; an analysis of differences in the manifestation of coping strategies depending on the sex of entrepreneurs belonging.
Keywords: business, trade, coping strategies.
Критические ситуации, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, оказывают огромное влияние на ее эффективность. Проблема преодоления проблемных ситуаций исследуется различными областями знания: медициной, биологией, психофизиологией и др. Интерес к данной проблеме вызван большим количеством стресс-факторов, возникающих в различных областях деятельности. Поэтому так важно изучение у предпринимателей механизмов совладания с проблемной ситуацией как фактора, влияющего на эффективность всей их деятельности.
Термин «coping» был введен в 1962 году Л. Мэрфи, который применил его для описания преодоления кризисов развития у детей. Уже в 1966 году Р. Лазарус применял данный термин для характеристики осознаваемых стратегий преодоления тревожащих событий. Р. Лазарус определяет копинг как стремление к разрешению проблем для поддержания хорошего самочувствия индивида. Копинг необходим для увеличения возможности психики адаптироваться к тревожащим ситуациям, он позволяет человеку преодолеть негативные переживания, обеспечивая поддержание психического здоровья.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий.
Стратегия «планирование решения проблемы» направлена на анализ проблемной ситуации, планирование действий по разрешению проблемы. Положительным аспектом данной стратегии можно выделить то, что она позволяет целенаправленно действовать с целью разрешения проблемной ситуации. Однако, используя данный копинг, человек может слишком рационализировать сложившиеся обстоятельства, блокировать эмоциональные проявления.
Используя «конфронтационный копинг», индивид противопоставляет себя ситуации, воспринимает её как угрожающую. Конфронтация предполагает столкновение, агрессивную борьбу с внешним объектом.
Стратегия «принятие ответственности» заставляет индивида признать свою роль в возникновении проблемной ситуации. Чрезмерное использование данной стратегии может привести к неадекватному самобичеванию, переживанию чувства вины, формированию неудовлетворенности.
Стратегия «самоконтроля» предполагает сдерживание чувств, стремление скрыть их от окружающих. К положительной стороне данной стратегии относится возможность минимизации импульсивных, необдуманных действий, рациональность в решении проблемы; отрицательная сторона - сложность в выражении собственных переживаний по отношению к проблемной ситуации.
Стратегия «положительная переоценка» направлена на преодоление негативных переживаний за счет пересмотра точки зрения на проблемную ситуацию, оценивание ее как стимула для личностного развития.
При использовании стратегии «поиск социальной поддержки», индивид обращается за различного рода помощью к окружающим, близким и родственникам. Данная стратегия позволяет задействовать внешние ресурсы в разрешении проблемы. При частом использовании данной стратегии формируется инфантильность в решении собственных проблем, перекладывание ответственности и чрезмерные ожидания по отношению к близким.
Стратегия «дистанцирования» подразумевает выключение эмоционального компонента в оценке ситуации. Как положительную сторону стратегии можно отметить возможность противостоять стрессовым ситуациям; отрицательная сторона - обесценивание собственных переживаний по поводу травмирующей ситуации.
Стратегия «избегания» - это механизм, с помощью которого человек уходит от проблемной ситуации, уменьшая эмоциональное напряжение. Данная стратегия не позволяет решать проблему, при частом ее использовании велика вероятность возникновения внутриличностных проблем.
Важно отметить, что каждый человек, сталкиваясь с конкретной проблемной ситуацией, применяет целый комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга. При этом нельзя однозначно ответить на вопрос какие копинг-стратегии являются адаптивными, а какие дезадаптивными. Все зависит от конкретной ситуации и ресурсов личности [1].
В исследовании копинг-стратегий приняли участие предприниматели малого бизнеса в сфере торговли в количестве 60 человек. Для диагностики выраженности копинг-механизмов у предпринимателей в сфере торгового бизнеса была использована методика «Копинг-тест» Р. Лазаруса [2].
Выраженность копинг-стратегий у предпринимателей-мужчин и предпринимателей женщин представлена на рисунке 1.
Процентная выраженность
80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
тш и V I
ГЛ 11 п I
1 2 3 4 5 6 7 Копинг-стратегии
I предприниматели-женщины предпри н иматели-мужчины
8
1. Конфронтационный копинг; 2. Дистанцирование; 3. Самоконтроль ; 4.Поиск социальной поддержки; 5.Принятие ответственности; б.Бегство-избегание; 7.Планирование решения проблемы; 8.Положительная переоценка.
Рис. 1 Средние значения выраженности копинг-стратегий предпринимателей-мужчин и предпринимателей-
женщин
Из рисунка видно, что все копинг-стратегии и у мужчин и у женщин выражены достаточно ярко и попадают в диапазон высоких и средних значений.
Наиболее выраженными копинг-стратегиями у мужчин являются «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». У женщин показатели по данным шкалам так же достаточно высоки.
Испытуемые, использующие стратегию самоконтроля, преодолевают свои негативные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций. Для предпринимателей в их деятельности является достаточно важным умение контролировать ситуацию, управлять ею. Для этого нужно владеть, прежде всего, своим поведением, уметь стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Предприниматели так же достаточно часто используют стратегию «планирования решения проблемы». Для выхода из проблемной ситуации предпринимателям необходимо умение рационально мыслить, планировать собственные действия для решения задачи.
Предприниматели, использующие стратегию «положительная переоценка» более оптимистично смотрят на ситуацию, стараются найти плюсы в сложившемся положении.
Кроме вышеописанных стратегий у женщин так же выражены стратегии: «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности».
Предприниматели-женщины, чаще чем мужчины пользуются привлечением внешних (социальных) ресурсов для решения проблемных ситуаций. Они ищут эмоциональную, информационную и действенную поддержку. Им характерно ожидание внимания, совета, сочувствия от других людей. При выраженности такой стратегии вероятно формирование зависимого поведения от других, и как следствие высокие ожидания по отношению к социальному окружению. Используя стратегию «принятие ответственности», женщина-предприниматель признает свою роль в возникновении проблемной ситуации и принимает ответственность за ее решение.
Наименее выраженными как у мужчин так и у женщин являются шкалы: «конфрантационный копинг», «дистанцирование», «бегство-избегание».
Для выявления различий в применении копинг-стратегий предпринимателями разного пола был использован статистический критерий Манна-Уитни. Определены критические значения: 338 (р<0.05), 292 (р<0.01).
Математическая обработка данных показала, что предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины имеют различия в использовании таких механизмов совладания, как «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности». У женщин данные стратегии более выражены. Это означает, что женщины в большей степени склонны в трудных ситуациях искать эмоциональную, информационную и действенную поддержку среди своего окружения. Вместе с тем, они в большей степени, чем мужчины принимают на себя ответственность за неблагоприятные последствия ситуации, из-за чего могут переживать чувство вины и депрессивные реакции.
144
Литература
1. Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 09.04.2016).
2. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.
References
1. Aghazadeh, NV coping strategies in times of crisis . [ Electronic resource ] // Medical psychology in Russia : the electron . scientific . Zh . 2012. N 1. URL: http: // medpsy.ru ( reference date : 09.04.2016 ).
2. TL Kryukov, Kuftyak EV Ways of coping questionnaire (WCQ adaptation methods) // Journal of Practical Psychology. - 2007. - № 3. - S. 93-112.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.245 Карманова Т.М.1, Медведева И.А.2
1ORCID: 0000-0002-8320-8872, Аспирант; 2ORCID: 0000-0002-0536-2604, кандидат психологических наук, доцент,
Пензенский государственный университет ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ МОНО- И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ
Аннотация
В статье представлен краткий обзор таких социально-психологических характеристик как «этническая идентичность» и «этническая толерантность», а также результаты исследования, направленного на выявление различий в показателях этнической идентичности и этнической толерантности студентов из моно- и полиэтнических семей. Полученные результаты могут стать основой для изучения этнической идентичности и этнической толерантности отечественной молодежи в современных социокультурных условиях. В дальнейшем планируется сравнение этих показателей у студенческой молодежи, проживающей в России и Венгрии.
Ключевые слова: этническая идентичность, этническая толерантность, полиэтническая семья.
Karmanova T.M.1, Medvedev I.A.2
1ORCID: 0000-0002-8320-8872, postgraduate student; 2ORCID: 0000-0002-0536-2604, PhD in psychology,
Associate Professor, Penza State University ETHNIC IDENTITY AND ETHNIC TOLERANCE DISTINCTIVE FEATURES OF THE STUDENTS FROM
MONO- AND POLYETHNIC FAMILIES
Abstract
The article provides an overview of socio-psychological characteristics, such as «ethnic identity» and «ethnic tolerance», as well as the results of a study aimed at identifying differences in ethnic identity and ethnic tolerance of students from mono-and polyethnic families. The results might be the starting point for the study of ethnic identity and ethnic tolerance of local youth in modern socio-cultural conditions. In the future we plan to compare these parameters of students living in Russia and Hungary.
Keywords: ethnic identity, ethnic tolerance, polyethnic family.
В настоящее время чрезвычайно актуальной становится проблема формирования этнической идентичности.
Причинами тому являются рост межэтнической напряженности, распространенность негативных национальных стереотипов. Особую актуальность эта проблема приобретает для тех людей, которые проживают на территории другого этноса.
Локально межэтническое напряжение может проявляться в национально - смешанных семьях. Для решения проблем межэтнической напряженности и урегулирования конфликтов разной этиологии, необходимым представляется изучение факторов, позволяющих формировать позитивную этническую идентичность и способствовать успешной адаптации в этнической среде.
Наряду с этнической идентичностью, выделяют еще одну характеристику межэтнических отношений -этническую толерантность. Лебедева Н.М. пишет о том, что для данной характеристики характерно отсутствие отрицательного отношения к культуре других этносов, а именно наличие положительного образа другой культуры при сохранении положительного отношения к своей собственной культуре [3]. В словаре Американской психологической ассоциации, этнической толерантности дается два определения: 1.Принятие других, чьи действия, убеждения, физические способности, религия, обычаи, этническая принадлежность, национальность и т.д. отличаются от своей собственной. 2. Справедливое и объективное отношение к точкам зрения, отличающимся от твоей [4].
Этническая идентичность, главным образом, представляет собой степень, в которой человек отождествляет себя с определенной этнической группой. Она означает чувство принадлежности к этносу и обособление от других этнических групп [1].
Структура этнической идентичности представлена двумя компонентами: когнитивным и аффективным. Когнитивный компонент включает в себя знания, представления, касающиеся особенностей группы, к которой принадлежит человек, а так же осознание своей принадлежности к данной группе на основе этнодифференцирующих признаков. Аффективный компонент представляет собой оценку качеств группы, к которой принадлежит человек, его отношение к этой принадлежности и ее значимость. Ряд авторов выделяет так же поведенческий компонент. Он понимается как механизм проявления себя представителем определенного этноса и использование паттернов поведения, характерных для данного этноса.