Научная статья на тему 'Кросскультурные и половозрастные особенности копинг - поведения у осетин и русских'

Кросскультурные и половозрастные особенности копинг - поведения у осетин и русских Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОПИНГ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОПИНГ / АКТИВНОЕ СОВЛАДАНИЕ / ОТРИЦАНИЕ / ИЗБЕГАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / CROSS-CULTURAL DIFFERENCES / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / PROBLEM-ORIENTED COPING / EMOTIONALLY-ORIENTED COPING / ACTIVE COPING / DENIAL / AVOIDANCE / PERSONAL PROPERTIES / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES / ETHNICITY / CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Юлия Александровна

В повседневной жизни личности приходится сталкиваться с огромным количеством трудностей, которые необходимо оперативно и продуктивно преодолевать, используя определенные способы совладающего со стрессом поведения или копинг-поведения. Несмотря на многообразие исследований современных психологов, все еще остается актуальной проблема влияния культуры на формирование и проявления совладающего поведения. С целью изучения кросскультурных и половозрастных особенностей копинг-поведения у русских и осетин, нами было проведено исследование, в ходе которого установлено, что представители русского этноса чаще используют проблемно-ориентированный копинг, а среди представителей осетинского этноса доминирует эмоционально-ориентированного копинг. Также выявлено, что для русских в стрессовой ситуации характерна стратегия активного совладания, в то время как для осетин отрицание и поведенческий уход от проблемы. Обнаружены достоверные различия среди мужчин и женщин в предпочитаемых копинг-стратегиях. Полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования мужчин и женщин, переживающих трудную жизненную ситуацию, а также способствуют обогащению научных представлений по проблеме влияния кросскулькурных факторов на процесс формирования копинг-поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL AND AGE-SPECIFIC COPING BEHAVIOR OF OSSETIANS AND RUSSIANS

In everyday life, the individual has to face a huge number of difficulties that must be quickly and efficiently overcome using certain methods of coping with stress behavior or coping behavior. Despite the variety of studies of modern psychologists, there is still an urgent problem of the influence of culture on the formation and manifestation of coping behavior. In order to study the cross-cultural and age-specific features of coping behavior in Russians and Ossetians, we conducted a study in which it was found that representatives of the Russian ethnic group often use problem-oriented coping, and among the representatives of the Ossetian ethnic group is dominated by emotionally-oriented coping. It is also revealed that the strategy of active coping is typical for Russians in a stressful situation, while for Ossetians denial and behavioral withdrawal from the problem. Significant differences between men and women in preferred coping strategies were found. The results can be used in the practice of psychological counseling of men and women experiencing difficult life situations, as well as contribute to the enrichment of scientific ideas on the impact of cross-cultural factors on the formation of coping behavior.

Текст научной работы на тему «Кросскультурные и половозрастные особенности копинг - поведения у осетин и русских»

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. Т. 20. С. 38 - 44.

4. Давудова А. Р., Далгатов М. М., Магомедханова У. Ш. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 147-151.

5. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.

7. Крюков В. В. Введение в аксиологию. - Новосибирск, 2001.

8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С. 20 - 27.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2008.

10. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

11. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск, 1998.

12. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

13. Хью Л. Свободна ли наука от ценности? Ценности и научное понимание. - М., 2001.

14. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

15. Rokeach M. The Nature of Human Values.- N-Y., 1973.

16. Schwartz S.H. Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. P. 550 - 562.

Психология

УДК 159.99

ассистент кафедры психологии Афанасьева Юлия Александровна

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (г. Владикавказ)

КРОССКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ - ПОВЕДЕНИЯ У

ОСЕТИН И РУССКИХ

Аннотация. В повседневной жизни личности приходится сталкиваться с огромным количеством трудностей, которые необходимо оперативно и продуктивно преодолевать, используя определенные способы совладающего со стрессом поведения или копинг-поведения. Несмотря на многообразие исследований современных психологов, все еще остается актуальной проблема влияния культуры на формирование и проявления совладающего поведения. С целью изучения кросскультурных и половозрастных особенностей копинг-поведения у русских и осетин, нами было проведено исследование, в ходе которого установлено, что представители русского этноса чаще используют проблемно-ориентированный копинг, а среди представителей осетинского этноса доминирует эмоционально-ориентированного копинг. Также выявлено, что для русских в стрессовой ситуации характерна стратегия активного совладания, в то время как для осетин - отрицание и поведенческий уход от проблемы. Обнаружены достоверные различия среди мужчин и женщин в предпочитаемых копинг-стратегиях. Полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования мужчин и женщин, переживающих трудную жизненную ситуацию, а также способствуют обогащению научных представлений по проблеме влияния кросскулькурных факторов на процесс формирования копинг-поведения.

Ключевые слова: кросскультурные различия, копинг-поведение, копинг-стратегии, совладающее поведение, проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг, активное совладание, отрицание, избегание, личностные свойства, этнопсихологические особенности, этнос, культура.

Annotation. In everyday life, the individual has to face a huge number of difficulties that must be quickly and efficiently overcome using certain methods of coping with stress behavior or coping behavior. Despite the variety of studies of modern psychologists, there is still an urgent problem of the influence of culture on the formation and manifestation of coping behavior. In order to study the cross-cultural and age-specific features of coping behavior in Russians and Ossetians, we conducted a study in which it was found that representatives of the Russian ethnic group often use problem-oriented coping, and among the representatives of the Ossetian ethnic group is dominated by emotionally-oriented coping. It is also revealed that the strategy of active coping is typical for Russians in a stressful situation, while for Ossetians - denial and behavioral withdrawal from the problem. Significant differences between men and women in preferred coping strategies were found. The results can be used in the practice of psychological counseling of men and women experiencing difficult life situations, as well as contribute to the enrichment of scientific ideas on the impact of cross-cultural factors on the formation of coping behavior.

Keywords: cross-cultural differences, coping behavior, coping strategies, coping behavior, problem-oriented coping, emotionally-oriented coping, active coping, denial, avoidance, personal properties, ethnopsychological features, ethnicity, culture.

Введение. Современный стремительный темп жизни, сопровождающийся различными стрессовыми факторами, требует от личности эффективного и оперативного преодоления возникающих трудностей. Целенаправленное социальное поведение, которое позволяет личности преодолевать стресс или справляться с трудной жизненной ситуацией методами и способами, соответствующими индивидуально-психологическим особенностям, через осознанные стратегии действий является копинг-поведением.

Несмотря на подробную изученность теории копинга в психологии, важно отметить достаточно слабую разработанность исследований, направленных на изучение специфики культуры и копинг-поведения. Ведь большинство современных психологов сходятся во мнении, что именно культура играет важную роль в

процессе формирования и развития гармоничной личности. Она влияет на восприятие окружающего мира, поведение, установки и даже на здоровье [3]. Изучение этнической специфики формирования копинг-поведения играет важную роль в процессах межэтнического взаимодействия. Так, понимание результатов этнокультурных исследований позволит адекватно воспринимать этническую специфику различных народов, и учитывать различия в поведении, при взаимодействии с представителями других культур [1, 2]. Изучение кросскультурных особенностей копинг-поведения имеет особую актуальность в связи с тем, что содействует понимаю сходств и различий в стратегиях совладающего со стрессом поведения у представителей разных этнических групп, а также содействует лучшему пониманию способов целостного функционирования личности в контексте межэтнического взаимодействия.

Цель исследования - сравнительный анализ кросскультурных и половозрастных особенностей копинг-поведения у представителей русского и осетинского этносов. Исследование проводилось в Республике Северная Осетия-Алания. Выборку составили 160 человек (100 женщин и 60 мужчин), в возрасте от 25 до 75 лет. По этнической принадлежности были опрошены 81 осетин и 79 русских. Среди опрошенных 55 человек - не состоят в браке, 78 человек - состоят в браке, 20 человек - состоят в разводе и 7 человек - являются вдовами или вдовцами. По наличию образования: 130 респондентов имеют высшее образование, 6 человек -неоконченное высшее и 24 человека - среднее специальное (колледж или техникум).

Изложение основного материала статьи. В исследовании были применены теоретические методы исследования (обобщение и интерпретация научных данных) и эмпирические методы исследования: авторская анкета с вопросами, направленная на установление социально-демографических характеристик опрошенных респондентов; были применены следующие методы психологической диагностики личности: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (разработан Н. Эндлером и Д. Паркером, адаптирован Т. Л. Крюковой) [11], «Опросник совладания со стрессом COPE» (разработан К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом, адаптирован Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осиным, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычевым, В. Ю. Шевяховой) [12], а также методика «Пятифакторный опросник личности BIG FIVE» (разработан П. Коста и Р. МакРаэ, адаптирован А. Б. Хромовым) [13]. Результаты исследования были подвергнуты математической обработке с помощью компьютерной программы SPSS 13.0. Использовались следующие методы адекватной статистики: U-коэффициент Мана-Уитни, а также частотный и корреляционный анализ (r - Пирсона).

Согласно результатам исследования, представители русского этноса в проблемной ситуации чаще используют проблемно-ориентированный копинг (t=3,18, при р<0,01), который включает в себя высокую степень самообладания и наличие веры в собственные ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций. Полученные данные говорят о том, что для русских характерен контроль эмоций и сдержанность, преобладает тщательное планирования действий и анализ возникшей проблемы. Тем самым, русские в стрессовой ситуации нацелены на изменение сложившихся проблемных обстоятельств, путем поиска полезной информации и активных действий по их устранению.

Установлено, что русские чаще осетин в случаях трудной жизненной ситуации используют стратегию «активного совладания» (t=2,50, при р<0,01), предполагая поэтапные действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации. Обнаружено, что в русской выборке респонденты чаще прибегают к «социальному отвлечению» как форме копинг-поведения (t=2,84, при р<0,01), при которой индивид старается чаще быть в обществе, вступать в социальные контакты с другими людьми, чтобы справиться с проблемными ситуациями. Выявлено, что для представителей русского этноса в большей степени характерно «отвлечение» от проблемной ситуации (t=3,65, при р<0,01), которое отражается в стремление к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний. Как показывают результаты, русские также чаще осетин используют копинг-стратегию «избегание проблемы» (t=3,65, при р<0,01), что подразумевает поведение, предполагающее игнорирование мыслей о неприятностях, уступчивость, пассивность и желание сохранить покой.

В свою очередь, в осетинской выборке чаще прослеживалось использования эмоционально-ориентированного копинга (t=-1,98, при р<0,05), отражающегося в чрезмерном проявлении собственных чувств и эмоций, вызванных неприятной ситуацией, а также с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям , состоянием безнадежности, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

У представителей осетинского этноса чаще наблюдается концентрация на собственных эмоциях (t=-3,28, при р<0,01), проявляющаяся в сосредоточении на отрицательных и негативных эмоциях при неприятностях, выражении субъективных переживаний и демонстрирование своих чувств. Определено, что респондентов осетинской выборки отличает частое использование «отрицания» в критической ситуации (t=-3,70, при р<0,01). Это говорит о том, что осетины чаще русских не хотят верить в случившееся, и тем самым стараются всячески отрицать его реальность. Также, представителям осетинского этноса в случае трудной жизненной ситуации свойственна стратегия «поведенческого ухода от проблемы» (t=-3,42, при р<0,01), отличающаяся в отказе от достижения желаемой цели и невозможности регулирования усилий, направленных на взаимодействие со стрессом.

Исследуя индивидуально - психологические особенности представленных этнических групп, было установлено, что у русских ярче проявлено уважение к другим (t=2,50, при р<0,01). Возможно, это говорит о том, что русские стремятся позитивно относится к окружающим, испытывают потребность быть рядом с людьми, отзывчивы, хорошо понимают других, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам. Они умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, стараются избегать разногласий, предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.

Для представителей осетинского этноса более характерно самоуважение (t=2,53, при р<0,01), которое отличается стремлением человека быть независимым и самостоятельным; они всегда готовы отстаивать свои интересы в конкурентной борьбе и как правило, стремятся к совершенству.

Среди русских чаще встречается практичность (t=2,56, при р<0,01), которая отличает их тем, что они являются реалистами, адекватно смотрят на окружающую действительность, хорошо адаптированными в обыденной жизни, к жизненным событиям подходят с логикой, чаще ищут рациональные объяснения.

У осетин прослеживается доминирование экспрессивности ^=2,64, при р<0,01), характеризующаяся в довольно легком отношение к жизни, большом доверии своим чувствам и интуиции, нежели здравому смыслу, эмоциональности, хорошо развитом эстетическом и художественном вкусом.

Также необходимо ответить, что в осетинской выборке выше чем в русской выборке показатель консерватизм ^=3,33, при р<0,01), что говорит о приверженности осетин к традиционным ценностям и порядкам, за главную человеческую ценность принимается сохранение традиций общества.

Согласно полученным данным, мужчины чаще женщин в стрессовой ситуации применяют проблемно-ориентированный копинг (и=-2,33 при р<0,05). Это свидетельствует о том, что для мужчин характерен контроль эмоций и сдержанность, преобладает тщательное планирования действий по решению проблемы и анализ ситуации. Тем самым, мужчины больше нацелены на изменение сложившихся проблемных обстоятельств, путем поиска полезной информации и активных действий, нежели женщины.

Результаты опроса показывают, что мужчины чаще выбирают конструктивные копинг-стратегии, такие как планирование (15%) и поиск социальной поддержки инструментального характера (8%). Это говорит о том, что мужчинам свойственно обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации и разработки тактики поведения. Они чаще стремятся получить совет, помощь или информацию у социального окружения. Однако, мужчины (7%) реже женщин (10%) способны отреагировать на проблемную ситуацию юмором, смехом или шуткой.

Было определено, что в стрессовой ситуации мужчины более предусмотрительны (и=-2,42 при р<0,05) и любознательны (и=-2,08 при р<0,05) нежели женщины. Это в очередной раз говорит о том, что мужчинам свойственен высокий уровень волевой регуляции поведения и самоконтроля.

Однако, необходимо отметить, что копинг, ориентированный на избегание (и=-2,21 при р<0,05) также чаще встречается среди мужчин. Мужчины в большей степени подвержены стремлению отвлечься от стрессовой для них ситуации с помощью веселой, шумной компании, алкоголя, табака и/или употребления психоактивных препаратов, тем самым стараясь уклониться от контакта с окружающей действительностью и уйти от решения сложившихся проблем.

В свою очередь установлено доминирование эмоционально-ориентированного копинга среди женщин (и=-2,78 при р<0,01), выражающегося в фокусировке на неприятных эмоциях и чувствах. В ходе проведенного исследования выявлено, что женщины чаще мужчин отрицают случившееся (и=-2,27 при р<0,05), отказываясь верить в происходящее или пытаясь отвергать его реальность. Как показывают результаты, в стрессовой ситуации женщины (7%) чаще мужчин (3%) обращаются за помощью к Богу, вере и религии.

Выявлено, что в проблемной ситуации у женщин выше уровень напряженности (и=-2,29 при р<0,05) чем у мужчин. Возможно, это говорит о том, что женщины, в случае неудачи способны легко впасть в отчаяние или депрессию.

Обнаружено, что с возрастом у мужчин и женщин все чаще встречается проблемно-ориентированный копинг (и=3,33 при р<0,01), направленный на осмысление причин возникших проблем и поиске оптимального способа его разрешения. Также проблемно-ориентированный копинг чаще встречается у лиц, состоящих в браке (и=-2,37 при р<0,05), а у опрошенных мужчин и женщин, состоящих в разводе наблюдалось преобладание эмоционально-ориентированного копинга. Среди респондентов с высшим образование реже встречается эмоционально-ориентированный способ совладания со стрессом (и=-1,71 при р<0,05), что свидетельствует о влиянии образования на процесс формирования копинг-поведения.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке рекомендаций по осуществлении национальной политики в республиках Северного Кавказа [4, 10]. Эмпирические результаты могут стать основой для теоретической базы новых исследований копинг-стратегий у представителей разных этнических групп, так как это способствует обогащению научных представлений по проблеме влияния кросскулькурных факторов на процесс формирования копинг-поведения [5, 7, 8]. Выявленные данные, возможно, употреблять в качестве отправных положений при организации социально-психологических служб в поликультурных регионах, а также при разработке учебных программ по психологии стресса, психологии личности, этнической психологии, возрастной психологии и психологии развития [6, 9].

Литература:

1. Крюкова Т. Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; КГТУ, 2015. 236 с.

2. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. - М.: Институт практической психологии, 1996. 344с.

3. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. - Владикавказ: "ИР", 2011. 434с.

4. Мацумото Д. Психология и культура. / пер. с англ.Т.Гутман. - СПб: Питер, 2003. 718 с.

5. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крылова, Л А Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 240 с.

6. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции - Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Том 10, № 1. - С. 82-118.

7. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности. Учебно-методическое пособие. Курган: КГУ, 2000. 23 с.

8. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: учебное пособие. - М.: Т-во научных изданий КМК. 2005. 483 с.

9. Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб.: СПбГУ, 1993. 109 с.

10. Худалова М.З. Этнопсихологические особенности самореализации личности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2013. 208 с.

Психология

УДК 37.015.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Батуева Светлана Владимировна

Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (г. Челябинск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье автор раскрыл содержание понятий «диагностика», «психолого-педагогическая диагностика», провел сравнительную характеристику понятий. Автор рассматривает цели, задачи, область применения диагностических методик в образовательных учреждениях. Представлены основные этапы и формы организации психолого-педагогической диагностики. В статье рассмотрены формы представления психологического заключения по результатам проведенных диагностик. Автор рассматривает основные четыре вида универсальных учебных действий, закрепленные образовательными стандартами. Анализируется феноменология проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников. В статье представлены результаты исследования коммуникативных универсальных учебных действий у 26 пятиклассников на базе МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска» в период адаптации к условиям среднего звена. Представлены результаты социометрического тестирования.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативная компетентность.

Annotation. In the article, the author revealed the content of the concepts "diagnosis", "psychological and pedagogical diagnosis", conducted a comparative description of the concepts. The author considers the goals, objectives, scope of diagnostic methods in educational institutions. The main stages and forms of organization of psychological and pedagogical diagnostics are presented. The article discusses the forms of presentation of the psychological conclusion on the results of the diagnostics. The author considers the main four types of universal educational actions, enshrined in educational standards. The phenomenology of the problem of the development of communicative universal educational actions among schoolchildren is analyzed. The article presents the results of the study of communicative universal educational actions for 26 fifth-graders on the basis of the Municipal Educational Institution "Secondary School No. 67 of Chelyabinsk" during the period of adaptation to the conditions of the middle level. The results of sociometric testing are presented.

Keywords: psychological and pedagogical diagnostics, communicative universal learning activities, communicative competence.

Введение. В современной школе одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) ориентированных не только на усвоение учебной деятельности, и на личностное развитие обучающегося. Психолого-педагогическая диагностика УУД выступает как обязательное условие современного образовательного процесса. Применение психолого-педагогических методик диагностики позволяет исследовать и выявлять проблемы формирования УУД. Область применения диагностических методик широка: оценка интеллектуального и личностного развития учащихся; оценка эмоционального состояния педагогов и учащихся; оценка психологического благополучия образовательной среды; др.

Изложение основного материала статьи. Понятие «диагностика» рассматривают как процесс, определяющий состояния какого-либо объекта [1]. Психологическая диагностика направлена на оценку свойств, процессов и состояний личности.

Отмечают, что в педагогике психодиагностический метод используется для изучения педагогических явлений [2; 3].

Психолого-педагогическая диагностика направлена на определение влияния образовательного процесса и определенных учебных программ на развитие личности обучающегося. Результатом психолого-педагогической диагностики является оценка результатов развития, прогнозирование процесса развития обучающегося, коррекция выявленных проблем и их профилактика[4; 5].

Результатом психолого-педагогической диагностики является диагностическое заключение. Оно представляет собой анализ полученных результатов проведенных диагностик, выводы о выявленных проблемах и достижениях. Определяют этапы психолого-педагогической диагностики: 1) определение критериев диагностики объекта или педагогического явления; 2) подбор соответствующих диагностических методик 3) организация и проведение диагностических методик; 4) обработка результатов исследования; 5) формулировка заключения; 6) анализ полученных результатов 6) определение причинно-следственных связей, влияющих на полученные результаты; 7) прогнозирование дальнейших результатов [6; 7].

Важнейшей задачей образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, умение осознавать обучающимися нехватку определенных знаний по предмету и возникновение потребности добывать новые знания.

Образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897, определены виды универсальных учебных действий [8]. Рассмотрим основные виды УУД. Личностные, которые включают личностное и профессиональное самоопределение, ценностную ориентацию личности. Регулятивные, включающие планирование, саморегуляцию, самоконтроль, саморазвитие. Познавательные, которые включают общеучебные действия. Коммуникативные, которые включают навыки межличностного общения и взаимодействия [9]. Для определения сформированности УУД существуют уровневые характеристики каждого вида. Принято оценивать УУД по первому, второму и третьему уровню. Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева предлагают охарактеризовать каждый уровень как начальный, стабильный и нестабильный. Для определение уровня сформированности УУД у обучающихся, им предлагают выполнить специально подобранные задания или методики диагностики. Описательные характеристики каждого уровня заключаются в следующем: стабильный уровень умения проявляется в случаях, когда обучающийся за отведенное время допускает не более 25% ошибок в задании. Нестабильный уровень проявляется, когда при самостоятельном или партнерском взаимодействии с учащимся в задании допускается от 30% до 70% ошибок. Начальный уровень сформированности характерен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.