Научная статья на тему 'Особенности концептуализации и категоризации художественной действительности в произведениях раннего и позднего периодов творчества Нэнси Митфорд (на примере романов Wigs on the Green и the Blessing)'

Особенности концептуализации и категоризации художественной действительности в произведениях раннего и позднего периодов творчества Нэнси Митфорд (на примере романов Wigs on the Green и the Blessing) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КАТЕГОРИЯ / КОГНИТОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА / CONCEPT / CATEGORY / COGNITOLOGY / LANGUAGE WORLDVIEW / ARTISTIC PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черемисова Елена Анатольевна

На материале произведений английской писательницы Нэнси Митфорд рассматриваются понятия «категория» и «концепт». Делается разграничение между данными понятиями, выделяются наиболее частотные категории и концепты, свойственные раннему и позднему периодам творчества писательницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Черемисова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concepts of "category" and "concept» as applied to the works of the English writer Nancy Mitford. The authors make a distinction between the concepts under study. The most frequent categories and concepts specific to the early and late periods of the writer's work are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности концептуализации и категоризации художественной действительности в произведениях раннего и позднего периодов творчества Нэнси Митфорд (на примере романов Wigs on the Green и the Blessing)»

литературоведение

5. Нива Ж. Писать по-русски! // Рус. речь. 1990. № 5. С. 19-34.

6. Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. СПб: Изд. И.Л. Овсянико-Куликов-ской, 1912.

7. Сложеницын А.И. Август четырнадцатого // Роман-газета. 1991. № 23-24. 1992. № 1, 2.

8. Филатова Е.М. Заголовочный комплекс периодического издания в аспекте речевого воздействия (на материале газеты «Культура»): выпускная квалификационная работа магистра филологии. СПбГУ, 2017.

9. Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: учеб. пособие. М.: Приор-издат, 2003.

1. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. M., 1989. S. 417-418.

2. Vahtel' N.M., Murtada K.S. Vopros v pozicii gazetnogo zagolovka. Voronezh: RIC EF VGU, 2003. S. 43-44.

3. Dolgireva A.E. Gazetnyj zagolovok v prag-malingvisticheskom aspekte: dis. ... kand. filol. nauk. Taganrog, 2002. S. 23-24.

4. Lazareva E.A. Zagolovochnyj kompleks teks-ta - sredstvo organizacii i optimizacii vospriyatiya // Izv. Ural. gos. un-ta. 2006. № 40. S. 158.

5. Niva ZH. Pisat' po-russki! // Rus. rech'. 1990. № 5. S. 19-34.

6. Ovsyaniko-Kulikovskij D.N. Sintaksis rus-skogo yazyka. SPb: Izd. I.L. Ovsyaniko-Kulikovskoj, 1912.

7. Slozhenicyn A.I. Avgust chetyrnadcatogo // Roman-gazeta. 1991. № 23-24. 1992. № 1, 2.

8. Filatova E.M. Zagolovochnyj kompleks peri-odicheskogo izdaniya v aspekte rechevogo vozdejst-viya (na materiale gazety «Kul'tura»): vypusknaya kvalifikacionnaya rabota magistra filologii. SPbGU, 2017.

9. Shevchenko N.V. Osnovy lingvistiki teksta: ucheb. posobie. M.: Prior-izdat, 2003.

Problems of functional representation of intertextual fragments in the novel "August, 1914" by A.I. Solzhenitsyn

The article considers intertextual fragments as an integral part of the author's text. The authors present an analysis of the functional and structural features of intertextual fragments with a certain pragmatic setting. The methods of comparison, description and functional semantic analysis are used.

Key words: author's text, intertext, intertextual fragments, linguistic pragmatics.

(Статья поступила в редакцию 15.01.2019)

Е.А. ЧЕРЕМИСОВА (Москва)

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАННЕГО И ПОЗДНЕГО ПЕРИОДОВ ТВОРЧЕСТВА НЭНСИ МИТФОРД (на примере романов Wigs on the green и The blessing)

На материале произведений английской писательницы Нэнси Митфорд рассматриваются понятия «категория» и «концепт». Делается разграничение между данными понятиями, выделяются наиболее частотные категории и концепты, свойственные раннему и позднему периодам творчества писательницы.

Ключевые слова: концепт, категория, когни-тология, языковая картина мира, художественная проза.

Анализ текста художественных произведений, в частности художественной прозы, привлекает внимание современных лингвистов, среди которых можно назвать B.C. Андреева [2], Е.А. Кучинскую [9], Г.Я. Солганика [13], В.Е. Чернявскую [15] и др.

Исследование концептов, выраженных языковыми средствами, стало одной из важных и интересных задач лингвистики и ког-нитивистики. На этом основывается изучение так называемых языковых картин мира. В. фон Гумбольдт был первым лингвистом, кто обратил внимание на возможность познания мира через призму языка. Его идею активно развивали Дж. Лакофф, Э. Сепир, Н.С. Трубецкой, Б. Уорф и др. Среди западных ученых, по мнению В.М. Алпатова, выделяется А. Вежбицка, разработавшая специальный формальный язык, позволяющий единообразно записывать из разных языков те или иные концепты [1, с. 316].

Центральное место в когнитивной лингвистике занимает понятие языковой картины мира, которое принадлежит л. Вайсгерберу. Языковая картина мира есть системное, целостное представление о мире [4, с. 199]. Сущность языковой картины мира состоит в том, что любой язык репрезентирует мир с помощью тех

О Черемисова Е.А., 2019

известия вгпу. филологические науки

или иных явлений, обозначаемых с помощью слов. Эти явления мы группируем в категории и выделяем те языковые средства, с помощью которых реализуется тот или иной концепт.

Изучение концептов вызывало и вызывает огромный интерес у российских языковедов. В.И. Карасик рассматривает концепт как единицу лингвокультурного кода, который представляет собой систему, отражающую исторически обусловленное миропонимание языкового сообщества [5]. Согласно А.Д. Кошеле-ву, значение есть концепт [6]. Е.С. Кубряко-ва определяет концепты как единицы сознания и информационной структуры, отражающей человеческий опыт [7]. Ю.С. Степанов подчеркивает, что концепт - это просто фраза, высказывание, картина, музыкальное произведение, несущее в себе нечто глубинное [11]. И.А. Стернин и З.Д. Попова считают, что концепты - это единицы мышления, выступающие в качестве хранения информации [10].

Концепт понимается как фрагмент картины мира, ментальный образ объекта, явление, ситуация [8, с. 145]. Художественный концепт отражает индивидуально-авторские замыслы общих ментальных сущностей. художественный концепт может быть выражен только языковыми единицами: как отдельными словами, так и предложениями или даже целыми произведениями [3, с. 31; 12].

Наше исследование нацелено на то, чтобы выявить созданные Нэнси Митфорд базовые концепты художественной действительности с целью более глубокого понимания творчества и художественного мира, созданного писательницей в романах Wigs on the Green и The Blessing, сгруппировать их по определенным понятийным категориям, проанализировать сконструированные модели концептов и попытаться раскрыть специфику функционирования художественных средств.

Ранний период творчества Н. Митфорд можно назвать «английским периодом», т. к. она провела первую половину своей жизни в Англии (1904-1945), а поздний период - «французским», в связи с тем, что вторая половина ее жизни прошла во Франции (1945-1973).

Под концептуализацией и категоризацией понимается подведение того или иного явления под определенное общее понятие - концепт, а с другой стороны - понятийную классификацию. По мнению В.П. Даниленко, между понятиями «категоризация» и «концептуализация» существует дискурсивное различие: первый термин имеет общенаучное распространение, а второй употребляется по преимуществу в когнитологии [4, с. 200-204]. При

этом термин категория многие воспринимают как более абстрактный, чем термин концепт, который является более конкретным.

К раннему «английскому» периоду творчества Нэнси Митфорд относится роман Wigs on the Green, который был написан в 1935 г. В романе выделяются концепты через понятийные категориальные признаки.

• понятийная категория природных явлений

(1) With the heavenly knowledge that he would never see them again he was able to gaze in perfect detachment at the stained-glass windows (a cheerful amber shade, full of bubbles too, just like a champagne) (p.1)*.

(2) A noise like thunder was heard instead, punctuated by horrible thin shrieks, and the next moment the coach came crashing into sight with horses at full gallop, and evidently quite out of control (p. 154).

В вышеприведенных примерах мы видим модели «Явление - Жидкость», «Явление -Звук». В обоих примерах использовано сравнение-тождество**. Языковые средства, которые используются для репрезентации концепта природы: shade, noise, thunder.

• понятийная категория психологической деятельности

(3) 'How do you talk'- said Noel admiringly. 'Just like a book. I wonder you don't write one (p. 3).

(4) One must either regard her as a monstrosity of selfishness or else as a heroine (p. 32).

Как мы видим, в примерах (3) и (4) выделены модели «Человек - Предмет», «Человек - Поведение». Представлены также художественные средства сравнение-тождество и сравнение-соответствие. Концепт личности представлен следующими языковыми средствами: book, monstrosity of selfishness, heroine.

• понятийная категория социальной деятельности

(5) My child I cannot have you running round like a kitchen-maid (p. 16).

(6) Jasper could now retire into his proper place as a penniless sycophant (p. 25).

В этих примерах наблюдаются модели «Человек - Профессия», «Человек - Статус». Используются сравнения-аналогии. Концепт профессии выражается следующими языковыми средствами: kitchen-maid, sycophant.

* Здесь и далее примеры из романа Нэнси Митфорд Wigs on the Green приводятся по изданию [16] с указанием страниц в круглых скобках.

** Типы образных сравнений отражены в работе [14].

• понятийная категория эстетической деятельности

(7) As a result, little Carolina and little Romo-la both had tow-coloured hair, moon-shaped faces and pale-blue eyes like the Major (p. 22).

(8) 'Did you know that they have been burnt down?' she inquired, staring at him with eyes like enormous blue headlamps (p. 117).

Здесь мы видим модели «Человек - Человек», «Часть тела - Предмет». Представлены стилистические приемы сравнение-аналогия и сравнение-тождество. Концепт красоты выражен языковыми средствами: tow-coloured hair, moon-shaped faces, pale-blue eyes.

• понятийная категория окружающей действительности

(9) 'I wish to have a little talk with dear Poppy', she said, and presently she conducted Mrs St Julien upstairs to a small boudoir decorated in the Edwardien manner. It was pink and white, like a sugar cake, with white lace over pink satin in panels on the walls (p. 41).

В данном примере наблюдается модель «Предмет - Изделие», а применяется прием сравнение-тождество. Концепт пространства выражен языковыми средствами boudoir, Ed-wardien manner, walls, panels, satin.

К позднему «французскому» периоду творчества писательницы относится роман The Blessing 1951 г. Ниже приводятся результа-

ты исследования на наличие категорий и концептов.

• понятийная категория природных явлений

(10) 'The Provencal landscape, like that of Tuscany which it so much resembles, is marked by many little hills humping unexpectedly in the middle of vineyards (p. 23)*.

В примере используется модель «Явление - Пространство». В данной категории мы выделили концепт пейзажа, который выражен языковыми единицами landscape, Tuscany, hill, vinayard. В примере наблюдается художественный прием сравнение-соответствие.

• понятийная категория психологической действительности

(11) 'Grace and the child were tired after the night in the train, but Charles-Edouard and Nanny were made of sterner stuff. His songs andjokes flowed like a running river' (p. 22).

(12) Their knowledge of England was quite astonishing, very much like the knowledge some astronomer might have of the moon after regarding it for many a long night through a telescope (p. 69).

Выделяется модель «Человек - Явление». Концепт личности репрезентирован языковы-

* Здесь и далее примеры из романа Нэнси Митфорд The Blessing приводятся по изданию [15] с указанием страниц в круглых скобках.

репрезентация частотных понятийных категорий и концептов раннего и позднего периодов

Понятийная категория Концепт Лексика Модель

Ранний период

Природные явления Пейзаж Elm trees, air, green balloons Растение - Летательный аппарат

Drive, snake Путь - Рептилия

Психологической действительно сти Личность Girl, whirlwind Человек - Ветер

People, naughty children Человек - Детство

Captain, pelican Человек - Птица

People, demons Человек - Сверхъестественное существо

Поздний период

Психологической действительно сти Личность Woman, nervous dog Человек - Животное

Woman, scream, peacock Человек - Птица

Окружающей действительно сти Пространство House, old-fashioned nursery Здание - Интерьер

Castle, house Строение - Дворец

известия вгпу. филологические науки

ми единицами sterner stuff, knowledge. Наблюдается использование сравнения-тождества.

• Понятийная категория социальной действительности

(13) There was no wide range of choice, as in the past, and the few nannies who were left clung together, a sad little bunch, like the survivors in an autumnal poultry yard, most of whose fellows had already gone to the pot (p. 143).

Применена модель «Человек - Явление». Концепт «профессия» выражен языковым средством nanny. Использовано сравнение-тождество.

• Понятийная категория окружающей действительности

(14) 'The other rooms in her house, with their admirable decoration and gold-encrusted furniture, so rich that to enter one of them was like opening a jewellery box' (p. 71).

(15) Nanny came in. 'Good gracious! The room is like a jumble sale' (p. 7).

Данные примеры отражают модели «Предмет - Изделие», «Предмет - Явление». Концепт пространства выражен языковыми средствами room, house, decoration, furniture. наблюдается также использование художественного средства сравнения-тождества.

на основе проведенного анализа мы составили таблицу (см. с. 233), репрезентирующую концепты раздельно по периодам творчества Нэнси Митфорд. Таблица иллюстрирует наиболее частотные понятийные категории и концепты, характерные для каждого из творческих периодов Н. Митфорд. Среди категорий выделяются понятийная категория психологической, окружающей действительности, природных явлений. Данные понятийные категории преобладают в обоих периодах.

что касается структуры образной системы, то чаще используются модели «человек -человек», «человек - Явление», «человек -Профессия», «Предмет - Явление», «Человек -Животное», «Человек - Птица».

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующим выводам.

• Реализованные в романах Н. Митфорд Wigs on the Green и The Blessing концепты, рассмотренные через понятийные категории, представлены в основном существительными с положительной коннотацией (например, концепт личности представлен следующими языковыми средствами - book, heroine, monstrosity of selfishness; концепт пространства представлен следующими лексемами - room, house, decoration, furniture).

• В произведениях раннего и позднего периодов творчества Н. Митфорд Wigs on the

Green и The Blessing наблюдается тенденция к реализации Личности, Пространства, Окружающего мира. Наиболее частотными по двум периодам являются концепты личности, пейзажа, пространства, профессии. Наименее выражен по двум периодам концепт красоты.

• В раннем и позднем периодах творчества Н. Митфорд наиболее характерной целью категоризации и концептуализации является осмысление писательницей психологической природы личности человека, его социальной роли, а также пространственно-временных аспектов.

• Для выражения психологической деятельности употребляются наиболее частотные модели «Человек - Предмет», «Человек - Поведение», «Человек - Явление»; природные явления репрезентируются моделями: «Явление -Жидкость», «Явление - Звук», «Явление -Пространство». окружающие явления описываются следующими моделями: «Предмет -Изделие», «Предмет - Явление». Социальная и эстетическая категории репрезентированы моделями «Человек - Профессия», «Человек -статус», «Часть тела - Предмет», «Человек -Явление».

• Доминирующей понятийной категорией является понятийная категория психологической действительности, которая выражена сравнением-тождеством. Наименее представлена понятийная категория эстетической действительности, репрезентируемая сравнением-аналогией и сравнением-тождеством.

• Н. Митфорд создала яркую художественную картину мира, обусловленную использованием художественных средств - образных сравнений, которые вовлекают читателя в действие, состояние персонажей, помогают лучше представить образы героев романов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Изд-во Юрайт, 2018.

2. Андреев В.С. Опыт стилеметрического подхода к проблеме сопоставления индивидуальных стилей // Изв. Смол. гос. ун-та. 2017. № 4(40). С. 183-189.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

4. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.

5. Карасик В.И. Концепт как единица линг-вокультурного кода [Электронный ресурс]. URL: http://ceberleninka.ru/article/v/kontsept-kak-edinitsa-lingvokulturnogo-koda (дата обращения: 12.12.2018).

6. Кошелев A^. Когнитивный анализ общечеловеческих концептов [Злектронный ресурс]. URL: http://akoshelev.net/files/Articles/K0GNITIVN YJ%20ANALIZ%200BSCHECHEL0VECHESKIH-20%K0NCEPT0V.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

7. Кубрякова E.G., Демьянков В.З., Папк-рац Ю.Г., Лузина Л.Т. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во Моск. гос. уп-та, 199б.

8. Кухаренко ВА. Текст и его структура. М.: ФЛИНТA, 2018.

9. Кучинская E.A. Некоторые характеристики индивидуального стиля Имоджеп Здвардс-Джонс (на примере романа Hospital Babylon) [Злек-троппый ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/ issn_1997-2911_2017_2-2_10.pdf (дата обращения: 02.12.2018).

10. Попова З.Д., Стернин KA. Семаптико-ког-нитивный анализ языка [Злектронный ресурс]. URL: www.sterninia.ru/files/Semantico_kognitivnyj_analiz_ jazyka_2007.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

11. Прохорова С.М. О книге академика РAН Ю.С. Степанова «Концепты: Топкая пленка цивилизации» [Злектронный ресурс]. URL: http://elib.bsu. by/bitstream/123456789/1/22%20ПРОХОРОВA%20. pdf (дата обращения: 12.12.2018).

12. Сергеева E^. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации [Злектронный ресурс]. URL: http://cyberlenin-ka.ru/article/v/kontsept-universaliya-i-hudozhestvenny y-kontsept-problema-klassifikatsii (дата обращения: 02.12.2018).

13. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: ФЛИНт, 2017.

14. Черемисова E.A. К вопросу о классификации образных сравнений в художественном тексте (на примере романа Нэнси Митфорд "Christmas Pudding") // Изв. Волгогр. гос. пед. уп-та. 2018. № 10. С. 159-1б2.

15. Чернявская В^. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: Изд-во «Наука», 2018.

16. Mitford N. The Blessing Penguin Books, 2015.

17. Mitford N. Wigs on the Green Penguin Books, 2015.

* * *

1. Alpatov V.M. Istoriya lingvisticheskih uchenij. M.: Izd-vo Yurajt. Ser.: Avtorskij uchebnik, 2018.

2. Andreev V.S. 0pyt stilemetricheskogo podho-da k probleme sopostavleniya individual'nyh stilej // Izv. Smol. gos. un-ta. 2017. № 4(40). S. 183-189.

3. Boldyrev N.N. Kognitivnaya semantika: kurs lekcij po anglijskoj filologii. Tambov: Izd-vo TGU, 2002.

4. Danilenko V.P. Metody lingvisticheskogo analiza: kurs lekcij. 3-e izd., stereotip. M.: FLINTA: Nauka, 201б.

5. Karasik V.I. Koncept kak edinica lingvo-kul'turnogo koda [Elektronnyj resurs]. URL: http://

ceberleninka.ru/article/v/kontsept-kak-edinitsa-lingvo kulturnogo-koda (data obrashcheniya 12.12.2018).

6. Koshelev A.D. Kognitivnyj analiz obshche-chelovecheskih konceptov [Elektronnyj resurs]. URL: http://akoshelev.net/files/Articles/K0GNITIVNYJ%20 ANALIZ%200BSCHECHEL0VECHESKIH20%K0 NCEPTOV.pdf (data obrashcheniya: 12.12.2018).

7. Kubryakova E.S., Dem'yankov V.Z., Pank-rac Yu.G., Luzina L.T. Kratkij slovar' kognitivnyh ter-minov. M.: Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1996.

8. Kuharenko V.A. Tekst i ego struktura. M.: FLINTA, 2018.

9. Kuchinskaya E.A. Nekotorye harakteristi-ki individual'nogo stilya Imodzhen Edvards-Dzhons (na primere romana Hospital Babylon) [Elektronnyj resurs]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-29 11_2017_2-2_10.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2018).

10. Popova Z.D., Sternin I.A. Semantiko-kogni-tivnyj analiz yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: www. sterninia.ru/files/Semantico_kognitivnyj_analiz_jazy-ka_2007.pdf (data obrashcheniya: 12.12.2018).

11. Prohorova S.M. O knige akademika RAN Yu.S. Stepanova «Koncepty: Tonkaya plenka civili-zacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/1/22%20PR0H0R0VA%20.pdf (data obrashcheniya: 12.12.2018).

12. Sergeeva E.V. Koncept-universaliya i hudo-zhestvennyj koncept: problema klassifikacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/v/kont-sept-universaliya-i-hudozhestvennyy-kontsept-prob-lema-klassifikatsii (data obrashcheniya: 02.12.2018).

13. Solganik G.Ya. Stilistika teksta. M.: FLINTA, 2017.

14. Cheremisova E.A. K voprosu o klassifikacii obraznyh sravnenij v hudozhestvennom tekste (na primere romana Nensi Mitford «Christmas Pudding») // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 10. S. 159-162.

15. Chernyavskaya V.E. Lingvistika teksta. Ling-vistika diskursa. M.: Izd-vo «Nauka», 2018.

The specificities of conceptualization and categorization of the early and late periods in Nancy Mitford's works (based on the novels "Wigs on the Green" and "Happiness")

The article considers the concepts of "category" and "concept" as applied to the works of the English writer Nancy Mitford. The authors make a distinction between the concepts under study. The most frequent categories and concepts specific to the early and late periods of the writer's work are highlighted.

Key words: concept, category, cognitology, language worldview, artistic prose.

(Статья поступила в редакцию 27.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.