УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10380 © А.Ф. Ахмедов, 2020
Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Асхаб Фахрудинович Ахмедов,
аспирант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. В ходе своего становления и развития служба судебных приставов претерпевает многочисленные организационно-правовые изменения, обусловленные как государственной политикой, так и социально-экономическими предпосылками. Автором рассмотрены проблемы теории и практики надзора за деятельностью судебных приставов.
Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, правоохранительный орган, принудительное исполнение, судебный пристав.
FEATURES OF BAILIFFS ACTIVITY CONTROL
Askhab F. Akhmedov,
Graduate Student of the Department of Judicial Power, Law Enforcement and Human Rights Activities Peoples' Friendship University of Russia (117198, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, d. 6)
Abstract. During its formation and development, the bailiff service undergoes numerous organizational and legal changes due to both state policy and socio-economic prerequisites. The author considered the problems of the theory and practice of supervision of the activities of bailiffs.
Keywords: Federal bailiff service, law enforcement agency, enforcement, bailiff.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ахмедов А.Ф. Особенности контроля за деятельностью судебных приставов. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):189-92.
За последние десятки лет в Российской Федерации произведены значительные изменения в функционировании органов исполнительной власти с целью построения действенной структуры федеральных органов исполнительной власти. Причем потребность изменения правового положения судебных приставов появилась давно. В 1997 г. был принят ФЗ «О службе судебных приставов», и с тех пор статус органа оставался неизменным.
До 2020 г. Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) являлась частью федеральных органов исполнительной власти. В сентябре 2019 г. Государственная Дума РФ одобрила в третьем чтении закон о службе в органах принудительного исполнения РФ. Согласно положениям закона, с 1 января 2020 г. Федеральная служба судебных приставов стала силовым ведомством.
В 2020 году институту судебных приставов исполняется 155 лет. Он формировался постепенно,
его совершенствование было напрямую связано с развитием правовой системы, а также с различными политическими, экономическими и социальными изменениями. За время становления и развития института судебных приставов были как периоды расширения его функций и полномочий, так и их сокращения; полного его упразднения, так и его возрождения; роста престижности в обществе, так и падения. Тем не менее его цели всегда оставались неизменными, тогда как формы исполнения или задачи деятельности претерпевали значительные изменения.
На сегодняшний день деятельность по совершенствованию механизмов исполнительного производства набирает обороты, и, если дальнейшая его реформа будет осуществляться при непосредственном участии профессионального юридического сообщества, то государство получит нависший процент исполнения судебных решений [4, с. 84-95].
Деятельность Федеральной службы судебных приставов регламентируется федеральным законом об исполнительном производстве, гражданским законодательством. В Федеральном законе «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ [5] указываются права и обязанности, ответственность лиц, способы осуществления деятельности, процессуальная документация. Сотрудники ФССП также обязаны подчиняться другим нормативным актам, например, правительственным постановлением об обеспечении должностных лиц стрелковым оружием, форменной одежде и знаках отличия, указам Президента и др.
Согласно общей концепции административной реформы, служба подведомственно относится к Министерству юстиции Российской Федерации. На государственном уровне представители службы подчиняются Конституции. Приставы обязаны выполнять судебные постановления, в частности, предпринимать все меры для поиска имущества ответчика.
В перечень должностных обязанностей пристава входит следующее: принятие мер по полному и своевременному выполнению исполнительной документации (листов, приказов); предоставление сторонам дела возможности изучать материалы производства, копировать их, делать выписки, причем время ознакомления ограничивается рабочим временем территориального подразделения; рассмотрение заявлений и ходатайств от ответчика, взыскателя, третьих лиц, вынесение постановлений по документам, объяснение сроков, других процессуальных особенностей (если судебный пристав заинтересован в результате производства, не может оставаться беспристрастным, он обязан заявить самоотвод); обработка персональной информации, если это требуется для исполнения судебного решения; объявление должника в розыск, поиск ребенка на основании исполнительной документации, в том числе и за пределами РФ; ведение производства по правонарушениям административного характера в порядке, предусмотренном кодифицированным актом; при подозрении на совершение преступления пристав обязан составить соответствующий доклад и направить его дознавателю или старшему должностному лицу; обеспечение безопасности участников, поддержание порядка во время судебного раз-
бирательства; осуществление привода сторон, которые не выполняют предписания и не являются в зал для заседания в добровольном порядке; регулярное прохождение профессиональной, физической подготовки; основная обязанность сотрудника ФССП -предпринимать действия для выполнения судебных предписаний.
Что касается полномочий представителей службы, то здесь законодатель предусмотрел широкие правомочия: получение необходимых данных, персональной информации, справок, необходимых для производства по делу; проверка работодателей на предмет исполнения листа в отношении сотрудников, которые состоят у них в штате (своевременное списание денег с банковской карты); передача физическим лицам, организациям, участвующим в производстве, поручений, которые обязательны для выполнения; посещение помещений, в которых проживают или ведут коммерческую деятельность ответчики, проведение осмотра объектов, вскрытие их при отсутствии согласия стороны, причем наносить визиты приставы могут только в рабочее время, выходные дни, праздники не предназначены для таких действий; наложение ареста на собственность (исключение составляет имущество, не участвующее в обороте, вещи, на которые не может обращаться взыскание); арест ценностей и денег ответчика, находящихся на банковских вкладах, в кредитных организациях; использование помещений нежилого типа при условии согласия лица-собственника для временного хранения арестованных активов; объявление розыска ответчика, его собственности, несовершеннолетнего ребенка; вызов граждан, участвующих в исполнительном процессе, в отделение для уточнения вопросов; применение разумной физической силы в случае сопротивления при совершении действий по розыску, аресту имущества. Кроме того, для достижения положительного результата судебные приставы могут использовать в отношении нарушителя методы психологического воздействия [3, с. 152-156].
Права представителей ФССП ограничены законодательством. Для соблюдения интересов сторон осуществляется надзор за судебными приставами. Что касается контроля за приставами внутри структуры, то для этого существует старший сотрудник,
занимающийся организацией деятельности своих подчиненных.
Главная инстанция над судебными приставами - управление ФССП. Лицо может обратиться туда, если старшее должностное лицо отказалось удовлетворить его жалобу.
Практика показывает, что безрезультатное обращение к старшему приставу - повод написать заявление в органы прокуратуры.
Что касается иерархии внутри отдельного подразделения, территориальные органы возглавляются руководителем - главным судебным приставом, полномочия которого распространяются на субъект государства. Он назначается по приказу от Министерства юстиции. У главного пристава есть заместители, назначаемые на государственную службу приказом, изданным ФССП. В обязанности руководителя входит: распределение обязанностей между нижестоящими лицами; организация деятельности аппарата, подразделений; мероприятия по аттестации сотрудников; проведение дознания по уголовному производству, действия по делам об административных нарушениях.
На уровне районов действуют районные и межрайонные подразделения.
Центральный аппарат также контролирует работу судебных приставов и, в свою очередь, делится на управления: по организации производства; по обеспечению установленного порядка работы судебных органов; по организации дознания; по информационным технологиям; правовой отдел; по защите государственных сведений; контрольно-ревизионное отделение; по рассмотрению обращений во время исполнительного процесса; по взаимодействию со СМИ.
Главный судебный пристав Российской Федерации (директор ФССП) осуществляет свою деятельность именно в Центральном аппарате. Он назначается Президентом и имеет одного первого заместителя и пять заместителей для осуществления надзора.
Орган контролирует отдельные исполнительные производства при подаче жалоб, организует дознание при подозрении на преступление, защищает государственную тайну, проверяет деятельность исполнителей на местах, своевременное выполнение ими своих обязанностей. При не-
обходимости сотрудники имеют право снимать с должности лиц, уклоняющихся от возложенных обязательств.
В обязанности директора ФССП входит: руководство подразделениями по принудительному исполнению судебных решений, контроль за их деятельностью, соблюдением прав граждан; надзор за охраной зданий и помещений судов; принятие решения о наблюдении за такими объектами круглосуточно (при возникновении повышенной опасности), определение перечня лиц, которым предоставляется постоянное право ношения огнестрельного оружия; контроль за безопасностью при совершении действий исполнительного характера; определение тактики исполнительных действий, контроль за поиском имущества, ответчика, его несовершеннолетнего ребенка, в том числе на международном уровне; установление особенностей профессиональных взаимоотношений между сотрудниками, служебной дисциплины с учетом специфики государственной службы; издание приказов и распоряжений в связи с деятельностью судебных приставов; отмена решений нижестоящего должностного лица по поступившей жалобе при несоответствии требованиям законодательства; предоставление статистики в органы прокуратуры для анализа состояния преступности; определение порядка создания банков данных, нужных представителям ФССП для исполнения решений судов.
За деятельностью службы следят не только вышестоящие должностные лица, но и другие ведомства, в том числе и Генеральная прокуратура. Стоит отметить, что прокурорский надзор за деятельностью службы является самой молодой отраслью надзора [1].
Ее представители следят за выполнением предписаний законов, соблюдением прав граждан, принимают жалобы от физических, юридических лиц. Сотрудники прокуратуры инициируют проверки в главных и территориальных органах, предписывают устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к ответственности.
В перечень надзорных задач за действиями приставов-исполнителей входит: надзор за соблюдением законодательства сотрудниками ФССП; защита прав и свобод организаций, граждан; контроль законности решений, постановлений от су-
дебных приставов; своевременное выявление, пресечение правонарушений, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности; выполнение оперативных и разыскных мероприятий.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами предусматривает мероприятия в ответ на поступление жалоб и заявлений от участников процесса. Они могут быть следующими: заявление протеста; представление; вынесение постановления; прокурорское предостережение о необходимости соблюдения законодательства. Протест выносится должностному лицу или в суд, рассматривается в течение 10 дней с момента его подписания. Результаты выполненных мер прокурор получает в виде отчета в письменном виде.
Представление направляется лицу, уполномоченному устранять нарушения, документ подлежит незамедлительному выполнению. Если при прокурорской проверке в деяниях будет выявлен состав преступления, выносится постановление о направлении документов в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, прокурор имеет право вынести постановление о рассмотрении дела в рамках административного производства. Стоит отметить, что обязательным элементом данного акта прокурорского реагирования является требование о привлечении виновных к ответственности [2, с. 49-55].
Предостережение выносится в письменном виде, если есть угрозы совершения противоправных деяний, направляется должностным лицам. Если предписания, указанные в документе, не выполняются, сотрудник привлекается к ответственности. Прокурор во время исполнительного производства, его проверки, обладает широкими полномочиями. К ним относится: вызов должностных лиц для дачи разъяснений по поводу нарушения законодательства; требование предоставления материалов и документов в указанные сроки; проведение проверок по поступившим от граждан, организаций обращениям; возбуждение дел об административ-
ных нарушениях, требования назначить виновным наказания; обращение в суд с заявлением признать решения, нормативные акты не соответствующими действительности.
Роль Генеральной прокуратуры в осуществлении контроля сводится к следующему: проведению надзора; взаимодействию с государством, международными организациями, органами, налаживанию тесного сотрудничества для более эффективной деятельности; заключению соглашений о юридической помощи, способствующих борьбе с преступностью; содействию в создании правовых актов, в том числе в международной сфере; управлению объектами, которые находятся под ведомственным контролем прокуратуры.
Литература
1. Азизова В.Т., Гамидова М.М. Проблемы регулирования и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2019. Т. 34. Вып. 1.
2. Елгина Н.О., Кузьмина Д.К. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями // Научный форум «Юриспруденция, история, социология, политология и философия»: сб. статей по материалам XX международной научно-практической конференции. 2018. С. 49-55.
3. Карпов О.В., Бережная Т.А. К вопросу о правовом статусе судебных приставов // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 152-156.
4. Кравцов Д.И., Бусыгина О.С. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ / Право и социальные отношения. № 2 (8). 2018. С. 84-95.
5. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - иИ!: <http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/> последнее посещение 12 октября 2020 г.