УДК 343 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-141-143
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Курбан Магомедович АЛИЕВ, магистрант кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института Дагестанского государственного университета
kurbik007@gmail.com
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.09 — уголовный процесс
Научный руководитель: Т.Б. Рамазанов, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Статья посвящена определению сущности следственного действия контроль и запись переговоров, рассмотрению проблемных вопросов процессуальной регламентации этого следственного действия, сроков проведения, порядка прослушивания фонограмм и назначения фоноскопичес-кой судебной экспертизы.
Ключевые слова: контроль и запись телефонных переговоров, следственное действие, решение суда, фонограмма, иные переговоры.
Annotation. This article is devoted to the definition of the essence of the investigative action - control and recording of negotiations, consideration of problematic issues of the procedural regulation of this investigative action, the timing, the procedure for listening to phonograms and the appointment of phono-scopic forensic examination.
Keywords: control and recording of telephone conversations, investigative action, court decision, phonogram, other negotiations.
Я науке уголовно-процессуального права России прослушивание телефонных и -я-^-иных переговоров впервые было включено в систему следственных действий Законом СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик». До принятия этого Закона данное действие относилось к числу оперативно-розыскных мероприятий.
В уголовно-процессуальной литературе были высказаны различные оценки данного следственного действия.
Так, одни авторы считали, что его законодательное закрепление своевременно и необходимо. Другие, напротив, выступили против этого следственного действия.
По мнению В.М. Савицкого «недопустимо расширять круг источников доказательств за счет ограничения конституционных прав личности».
Еще более резко высказался бывший Генеральный атторней США Р. Кларк: «Подслушивание телефонных переговоров — не просто мерзкое занятие, это проявление недобросовестного отношения к самим основам неприкосновенности личности» [2].
Однако приведенные суждения были высказаны достаточно давно, когда их авторы и предположить не могли, как далеко продвинется технический прогресс в аспекте совершенствования прослушивающей аппаратуры как в целях совершения преступлений, так и в целях борьбы с ними, и каковы будут масштабы использования технических средств для прослушивания теле-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
фонных и иных переговоров и какие технические возможности получения доказательственной информации он предоставит.
В действующем УПК РФ (п. 14.1 ст. 5) дано определение данного следственного действия: «контроль телефонных и иных переговоров — прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм».
Статья 186 УПК РФ закрепляет, что контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц производится при наличии достаточных оснований полагать, что они могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В законе изложены два основания для производства данного следственного действия.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 186 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела; их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
Во-вторых, в соответствии с ч. 2 ст. 186 УПК РФ при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников; контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.
При этом под телефонными переговорами подразумеваются переговоры путем использования любых средств коммуникации.
Судебно-следственная практика показала, что в ч. 1 ст. 186 УПК РФ сформулировано доминирующее основание для принятия решения о контроле и записи переговоров [1].
По общему правилу, решение о контроле и записи телефонных и иных переговоров правомочен принимать суд.
И.В. Смолькова в своем труде предлагает закрепить возможность проводить контроль и запись телефонных и иных переговоров без судебного решения в исключительных случаях в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ с последующим уведомлением суда и прокурора в течение 24 часов [3].
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. С момента направления постановления начинается, как правило, основной этап реализации данного следственного действия, которое проводится при соблюдении режима секретности [4].
В части 5 ст. 186 УПК РФ закреплено, что производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Однако если необходимость в данной мере отпадает, то по постановлению следователя производство данного следственного действия может быть завершено до истечения шестимесячного срока, но не позднее окончания предварительного следствия по уголовному делу.
В течение указанного срока следователь вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. При получении фонограммы следователь приступает к ее осмотру и прослушиванию.
По усмотрению следователя в данном следственном действии могут принимать участие понятые, специалист.
Анализ следственной практики показал, что в качестве специалиста необходимо привлекать лицо, обладающее знаниями в области звукозаписи и аудиотехники.
В связи с тем, что рассматриваемое процессуальное действие ограничивает конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, неприкосновенность личной жизни, следователю целесообразно предупредить участников осмотра об уголовной ответственности за разглашение ставших им известными данных расследования. По итогам осмотра и прослушивания следователь составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.
В случаях, если имеются достаточные основания сомневаться в подлинности записи, наличии признаков монтажа, а также для установления соответствия голосовой записи личностям участников переговоров по аудиозаписи, которая должна быть признана вещественным доказательством по уголовному делу, может быть назначена судебно-фоноскопическая экспертиза.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
На практике возникает и такая проблема, как альтернатива проведения следственного действия «контроль и запись переговоров» или оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) «прослушивание телефонных переговоров».
В юридической литературе предлагается после возбуждения уголовного дела проводить следственное действие, а не оперативно-розыскное мероприятие. Однако при необходимости контроля и записи переговоров следователь также может поручить его проведение оперативному подразделению как ОРМ либо осуществить его производство как следственное действие.
В конечном счете система деятельности одна и та же, вплоть до исполнителя; и в первом, и во втором случае реальные действия будет осуществлять один и тот же субъект — соответствующие технические службы оперативных подразделений [5].
В заключение необходимо подчеркнуть возрастающее значение информации, передаваемой по техническим каналам связи, и новых способов ее сокрытия, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования статей УПК РФ, посвященных контролю и записи телефонных и иных переговоров.
Библиографический список
1. Ефимов С.Н., Черкалин A.B. Сущность контроля и записи телефонных и иных переговоров в уголовном судопроизводстве //Апробация. 2016. № 6 (45). С. 171-172.
2. Моисеенко И.Я. Проблемы контроля и записи переговоров // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2008. С. 109-115.
3. Смолъкова И.В. Контроль и запись телефонных переговоров как следственное действие // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2014. С. 125—137.
4. Стелъмах В.Ю. Предмет контроля и записи переговоров как следственного действия // Актуальные проблемы рос. права. 2016. № 2 (63). С. 153-161.
5. Шматов М.А., Шматов В.М. Контроль и запись телефонных переговоров как следственное действие в соотношении с оперативно-розыскным мероприятием — прослушивание телефонных переговоров // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 1 (40). С. 117—121.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К. К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.
ISBN: 978-5-238-03246-7
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021