Научная статья на тему 'Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте'

Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ ПОЛЕ / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VITAL FIELD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тугушева Альфия Равилевна

Рассматривается проблема профессионального и личностного самоопределения на основе сравнительного анализа представлений о жизненном поле личности. Приводятся данные исследования особенностей жизненных планов, степень их реалистичности и глубины в двух группах, отличающихся уровнем полноты картины самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Designing of a Vital Field as Aspect of Personal and Professsional Self-determination at Youthful Age

The problem of professional and personal self-determination is considered on the basis of the comparative analysis of representations about a vital floor of the person. The article considers the research data of features of vital plans, a degree of their realness and depth in two groups differing are cited by a level of completeness of a picture of self-determination.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте»

УДК 316.37

А.Р. ТУГУШЕВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: al_fiya@bk.ru

Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Рассматривается проблема профессионального и личностного самоопределения на основе сравнительного анализа представлений о жизненном поле личности. Приводятся данные исследования особенностей жизненных планов, степени их реалистичности и глубины в двух группах, отличающихся уровнем полноты картины самоопределения. Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, жизненное поле.

A.R. TUGUSHEVA

Features of Designing of a Vital Field as Aspect of Personal and Professsional Self-determination at Youthful Age

The problem of professional and personal self-determination is considered on the basis of the comparative analysis of representations about a vital floor of the person. The article considers the research data of features of vital plans, a degree of their realness and depth in two groups differing are cited by a level of completeness of a picture of self-determination. Key words: personal self-determination, professional self-determination, vital field.

Актуальность исследования личностного и профессионального самоопределения продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы, которые коснулись прежде всего современной молодежи. Обращаясь к изучению проблемы самоопределения, анализируя данный процесс, исследователи подчеркивают его сложность и многоэтапность (Б.С. Братусь, П. Герстманн, М.Р. Гинзбург, Ю.П. Поварен-ков, М.М. Шибаева).

М.Р. Гинзбург в своих работах обращает внимание на то, что термин «самоопределение» употребляется в литературе в различных значениях. Так говорят о социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном самоопределении личности. Ученый отмечает, что под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. М.Р. Гинзбург предлагает разграничить социологический и психологический подходы к самоопределению. Он считает, что этот шаг необходим, так как достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение элементов специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания [1, с. 19].

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном, который рассматривал его в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [1, с. 19]. Поэтому М.Р. Гинзбург говорит о том, что в данном контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия.

В работе использовалось определение понятия «самоопределение», сформулированное М.Р. Гинзбургом. Так, по мнению ученого, личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (пере-определению). Целостная картина самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, в рамках предложенного М.Р. Гинзбургом подхода, следующая: личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требований, предъ-

© А.Р. Тугушева, 2008

А.Р. Тугушева. Особенности конструирования жизненного поля в юношеском возрасте

61

являемых к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение [1, с. 25]. Таким образом, личностное самоопределение М.Р Гинзбург определяет как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя не только совокупность индивидуальных жизненных смыслов, но и пространство реального действования.

В статье сделана попытка установить особенности профессионального и личностного самоопределения на основе сравнительного анализа представлений о жизненном поле личности, степени реалистичности и глубины жизненных планов в двух группах, отличающихся уровнем полноты картины самоопределения.

Для изучения жизненных планов учащихся была разработана анкета, определяющая круг показателей, характеризующих следующие компоненты: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность. Чтобы определить степень насыщенности жизни событиями в каждом пятилетии, применялись методика «Важные события вашей жизни» Е.И. Головаха, А.А. Кроника [2, с. 140]; анкета «Ваши жизненные планы» - для изучения жизненных и профессиональных планов; для изучения представлений о будущей работе, карьере, семье была использована проективная методика «Незаконченные предложения». Внимание учащихся сконцентрировано на образовательных и профессиональных планах, а также возрастных ожиданиях продолжительности жизни и насыщенности её событиями на различных этапах - в прошлом, настоящем и будущем.

В качестве испытуемых выступили учащиеся 11 классов, юноши и девушки. На основе анализа жизненных планов были выявлены две группы с различным уровнем полноты картины самоопределения. Выбор конкретной профессии как вида деятельности, необходимого для совершенствования своих способностей, который приносит общественную пользу, говорит об определенности смыслового будущего (высокий уро-

вень полноты картины самоопределения). Неопределенное представление о своем профессиональном будущем выражается во внепрофессиональных требованиях к профессии, неадекватности целей, недостаточной степени продуманности жизненных планов (низкий уровень полноты картины самоопределения) [3, с. 50].

Личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля подразумевает видение своего будущего, что является предпосылкой для формирования и развития личности. Эффективность деятельности человека в различных сферах жизни, в том числе и профессиональной, будет определяться наличием жизненного плана, в котором определены последовательность целей и достаточно реалистичные представления о способах, необходимых средствах и возможностях их достижения. Для учащихся выпускных классов актуальным является представление о себе как о будущем профессионале, занимающем определенную социальную позицию, поэтому в структуре личностного самоопределения на первый план выходит социальное и профессиональное самоопределение.

Особенностью временной перспективы старшеклассников является концентрация важных событий в будущем, содержание этих событий в большей степени нормативно и затрагивает структуры профессионального и семейного самоопределения. В таблице представлены результаты обработки методики «Важные события вашей жизни» в двух группах с различным уровнем полноты картины самоопределения. В группах обнаружены значимые различия в степени насыщенности жизни событиями прошлого и будущего.

Общим для выделенных нами групп респондентов является упоминание, прежде всего, нормативных событий, таких как рождение, учеба, поступление в вуз, устройство личной жизни, работа и карьерный рост, воспитание детей и т.д. Однако отличия заключаются в смещении в сторону прошлого и воспоминаний о значимых произошедших событиях у респондентов с низким уровнем полноты картины самоопределения. Качественный анализ описания важных событий жизни позволил выявить такую особенность в группе с высоким уровнем полноты картины

Прикладные исследования

самоопределения, как стремление к детализации в событиях ближайшего и отдаленного будущего (выбран вуз, определена профессия, работа «любимая», стремление «реализовать себя» и т.д.).

Так, было выявлено, что важной особенностью респондентов с высоким уровнем является умение оценивать и планировать результативность своей будущей деятельности, опираясь в большей степени на самостоятельную оценку событий, умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Необходимо также отметить, что стремления связываются с достижением наибольшей автономии и независимости, как материальной, так и личностной, от родителей, оценок окружающих. Если говорить о жизни в целом по степени её насыщенности событиями, то она воспринимается ими сообразно природным проявлениям активности (для девушек - в возрасте 20-40 лет, юношами в два этапа - в возрасте 20-40 и 55-70 лет), то есть возрасту, в котором, как правило, публично проявляют себя успешные члены общества. Таким образом, жизненная активность в данной возрастной группе соразмерна тем ожиданиям, которые накладываются обществом на преуспевающих людей.

Респонденты с низким уровнем полноты картины самоопределения отличаются в планировании будущего существенной переоценкой значимости уже произошедших событий. Стремление к благополучию проявляется не в желании проявить себя и не в опоре на собственные силы, то есть ответственность за происходящее с ними возлагается на стечение обстоятельств, например «получить хорошую работу». Желание видеть лишь внешние атрибуты достатка, успеха, успешности не дает возможности обратиться к себе с более глубокими вопросами, как она достигается, сколько для этого потребуется

времени. Придерживающиеся другой позиции жизненный успех не воспринимают как самостоятельное достижение, он обусловлен чьей-то помощью и поддержкой. Ещё один важный момент - восприятие своей жизни как «скучной» и себя как объекта чьего-либо вмешательства. Зачастую необходимо, чтобы кто-то пробудил активность, а отсутствие собственной инициативности, пассивность объясняются внутренними страхами и мотивацией избегания неудач, все трудности приписываются внешнему миру, враждебному окружению, когда на проблемах не учатся, а стремятся убежать или отрицают их наличие вообще. Таким образом, у последних респондентов обнаруживается недостаточная субъектная позиция.

Подытоживая, можно сказать, что в самоопределении учащихся выпускных классов преобладает личностное, также актуальны аспекты профессионального и в несколько отдаленной перспективе - семейного. Отметим ряд трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники в профессиональном самоопределении, - неопределенность, а зачастую нереалистичность планов и профессиональных установок. Это говорит о неготовности к осознанному выбору профессии. Уровень притязаний не соотносится с реальными способностями и возможностями, не осознаются потребности и интересы, что объясняет длительность во времени периода профессионального самоопределения. Следование же готовым образцам, копирование и подражание нельзя признать успешной самореализацией. Выход из создавшейся ситуации заключается в сопровождении старшеклассников, оказании помощи в случае затруднений в жизненном планировании, что включает в себя постановку последовательного ряда целей и формирование представления о том, как эти цели могут быть достигнуты.

Распределение важных событий в жизненном поле в группах с различным уровнем полноты картины самоопределения (%)

Уровень полноты картины самоопределения Прошлое (рождение, поступление в школу и т.д.) Настоящее (учеба, дружба, любовь, переживание чувства взрослости) Будущее

выбор профессии, работа, карьера создание семьи, воспитание детей

Высокий уровень Низкий уровень 35 52 8 3 35 21 22 24

Психология

Л.Ю. Фомина. Влияние развода родителей на личность подростка

63

Библиографический список

1. ГинзбургМ.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. №2. С. 19-26.

2. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи: Учеб. для высш. шк. Киев, 1988.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. №3. С. 43-52.

УДК 159.9:316.356.2

Л.Ю. ФОМИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: dialogus1@yandex.ru

Влияние развода родителей на личность подростка

Автором проанализированы исследования, посвященные влиянию развода родителей на развитие личности подростка. Отмечается, что развод родителей является главным негативным событием в его жизни. Перечислены проблемы, наиболее часто встречающиеся в семьях, переживших развод, и их характерные проявления; представлены основные факторы, влияющие на последствия развода родителей. Отмечена взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к асоциальному поведению, описаны пути их адаптации после развода родителей.

Ключевые слова: развод родителей, личность подростка, последствия развода, климат в семье, поведение родителей, неполная семья, конфликт, адаптация, склонность к совершению правонарушений, повторный брак, тяга к независимости, нарушение взаимоотношений.

L.Y FOMiNA

Influence of Divorce of Parents on Development of the Person of the Teenager

There is the analysis of the researches, devoted to influence of divorce of parents on development of the person of teenagers is leading by the Author It is marked, that divorce of parents is the main negative event in a life of the teenager. The problems most often meeting in families, gone through divorce, and their characteristic displays are listed. There are presented major factors influencing consequences of divorce of parents for the teenager. The interrelation between conflicts in family and propensity of teenagers to associal behaviour. There are also the ways of adaptation of teenagers after divorce of parents.

Key words: divorce of parents, person of teenagers, divorce consequences, climate in a family, behaviour of parents, incomplete family, conflict, adaptation, propensity to fulfilment of offences, repeated marriage, bent for of independence, infringement of mutual relations.

Развод становится все более распространенным явлением. Особую важность приобретает вопрос о его влиянии на развитие личности подростка. По мнению многих психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке

довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни [1, с. 170].

Факторами, влияющими на последствия развода родителей для подростка, являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке. Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими

© Л.Ю. Фомина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.