Научная статья на тему 'Особенности конституционных обязанностей несовершеннолетних в современном праве'

Особенности конституционных обязанностей несовершеннолетних в современном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
712
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ / ОПОСРЕДОВАННОСТЬ / CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS OF MINORS / LEGAL STATUS / PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) / RESPONSIBILITY / FEATURES / MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бибарсова Гузель Ислямовна

Вопрос правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации в настоящее время актуален как никогда. Демографическая политика государства направлена на улучшение уровня рождаемости, поддержание здоровья детей и подростков, укрепление института семьи. Все эти меры позволяют сделать вывод о том, что несовершеннолетний ребёнок как один из участников общественных отношений, приобретает всё большую значимость, а такой процесс в первую очередь требует обязательного закрепления правового статуса несовершеннолетнего. В связи со специфической особенностью данного субъекта общественных отношений недостижение совершеннолетнего возраста, его правовое положение имеет свои особенности, которые более наглядно можно выделить при рассмотрении именно обязанностей несовершеннолетнего, так как обязанности это требования государства в совершении определённых действий, которые в полной мере возложить на несовершеннолетнего ребёнка нельзя, но и полностью освободить его от каких-либо обязательств тоже не представляется возможным, ведь таким образом исчезнут отношения взаимообязанности между несовершеннолетним и государством, что в дальнейшем может привести к произволу со стороны уже совершеннолетних граждан. Цель работы проанализировать круг конституционных обязанностей несовершеннолетнего в Российской Федерации с вычленением их особенностей и на основе проведённого анализа сформулировать проблемы данной константы и предложить пути их решения. Исследованы основные конституционные обязанности несовершеннолетних. Рассмотрены их особенности и вопросы реализации и исполнения. Определено, что конституционные обязанности несовершеннолетних имеют много особенностей, и в настоящее время они не в полной мере урегулированы и прописаны в современном российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSTITUTIONAL DUTIES OF MINORS IN MODERN LAW

The issue of the legal situation of minor children in the Russian Federation was more relevant than ever. Population policies aimed at improving fertility, maintaining the health of children and adolescents and strengthening the institution of the family. All these measures make it possible to conclude that a minor child, as one of the participants in social relations, is becoming increasingly important. Due to the specific feature of this subunit of social relations non-achievement of adult age. Its legal situation has its own characteristics, which can be more clearly highlighted when considering the duties of a minor. The objectives of the work are to analyze the scope of constitutional responsibilities of the non-old in the Russian Federation with the identification of their peculiarities and to formulate the problems of this constant on the basis of the analysis carried out and to propose ways to solve them. The main constitutional duties of imperfect years are investigated. Their peculiarities and issues of implementation and execution are considered. It is determined that the constitutional duties of minors have many peculiarities, and at present, they are not fully regulated and stipulated in modern Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционных обязанностей несовершеннолетних в современном праве»

УДК 34

DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-4

Г. И. Бибарсова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ

Аннотация. Вопрос правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации в настоящее время актуален как никогда. Демографическая политика государства направлена на улучшение уровня рождаемости, поддержание здоровья детей и подростков, укрепление института семьи. Все эти меры позволяют сделать вывод о том, что несовершеннолетний ребёнок как один из участников общественных отношений, приобретает всё большую значимость, а такой процесс в первую очередь требует обязательного закрепления правового статуса несовершеннолетнего. В связи со специфической особенностью данного субъекта общественных отношений - недостижение совершеннолетнего возраста, его правовое положение имеет свои особенности, которые более наглядно можно выделить при рассмотрении именно обязанностей несовершеннолетнего, так как обязанности - это требования государства в совершении определённых действий, которые в полной мере возложить на несовершеннолетнего ребёнка нельзя, но и полностью освободить его от каких-либо обязательств тоже не представляется возможным, ведь таким образом исчезнут отношения взаимообязанности между несовершеннолетним и государством, что в дальнейшем может привести к произволу со стороны уже совершеннолетних граждан. Цель работы - проанализировать круг конституционных обязанностей несовершеннолетнего в Российской Федерации с вычленением их особенностей и на основе проведённого анализа сформулировать проблемы данной константы и предложить пути их решения.

Исследованы основные конституционные обязанности несовершеннолетних. Рассмотрены их особенности и вопросы реализации и исполнения.

Определено, что конституционные обязанности несовершеннолетних имеют много особенностей, и в настоящее время они не в полной мере урегулированы и прописаны в современном российском законодательстве.

Ключевые слова: конституционные обязанности несовершеннолетних, правовое положение, родители (законные представители), ответственность, особенности, опосредованность.

G. I. Bibarsovа

Penza State University, Penza, the Russian Federation

FEATURES OF CONSTITUTIONAL DUTIES OF MINORS IN MODERN LAW

Abstract. The issue of the legal situation of minor children in the Russian Federation was more relevant than ever. Population policies aimed at improving fertility, maintaining the health of children and adolescents and strengthening the institution of the family. All these measures make it possible to conclude that a minor child, as one of the participants in social relations, is becoming increasingly important. Due to the specific feature of this subunit of social relations - non-achievement of adult age. Its legal situation has its own characteristics, which can be more clearly highlighted when considering the duties of a minor. The objectives of the work are to analyze the scope of constitutional responsibilities of the non-old in the Russian Federation with the identification of their peculiarities and to formulate the problems of this constant on the basis of the analysis carried out and to propose ways to solve them.

The main constitutional duties of imperfect years are investigated. Their peculiarities and issues of implementation and execution are considered.

It is determined that the constitutional duties of minors have many peculiarities, and at present, they are not fully regulated and stipulated in modern Russian legislation.

Key words: constitutional obligations of minors, legal status, parents (legal representatives), responsibility, features, mediation.

Несовершеннолетние, участвуя в общественных правоотношениях, выступают в виде специфических субъектов в силу своего возраста, что подтверждается многими нормативно-правовыми актами, в том числе: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность за правонарушения, совершенные несовершеннолетними с 16 лет1, Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает общую уголовную ответственность с 16 лет, а по отдельным составам преступлений - с 14 лет2. Всё это говорит о том, что правовое положение несовершеннолетних требовало и требует от законодателя определённого подхода. Возвращаясь к установлению ответственности за правонарушения и преступления, стоит сказать, что данные меры абсолютно обоснованны, каждое противоправное действие должно быть наказуемо, но с учётом особенностей субъекта, что законодатель и сделал [1]. Как и должно быть, основополагающие принципы и начала тех или иных вопросов и положений заложены в основном законе нашей страны - Конституции РФ3, которая регулирует вопросы, касающиеся всех сторон жизнедеятельности общества и государства.

Абсолютно естественен тот факт, что именно Конституция устанавливает и закрепляет правовой статус несовершеннолетнего, а в свете данной статьи интересует часть правового статуса, включающая обязанности несовершеннолетних, о которых я хочу рассказать. Л.С. Тихая в своей статье «Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетних» предлагает выделить следующие конституционные обязанности несовершеннолетних: обязанность получить среднее общее образование, воинская обязанность и «семейные» обязанности.

Конституция Российской Федерации объясняет, какой степенью ответственности и обязанностями наделяются несовершеннолетние ребята в России.

К этим обязанностям относятся:

- должно быть строгое соблюдение этики поведения, которая регламентируется социальной группой, в которой состоит ребенок;

- выполняться трудовые обязанности, если работа осуществляется согласно трудовому договору;

- в образовательных учреждениях соблюдаться Устав;

- для ребят мужского пола - нужно встать на воинский учет.

С момента рождения уже у детей возникают обязанности, начиная с таких как: слушаться своих родителей, попечителей или опекунов и других лиц, которые их заменяют; уважать и принимать воспитание и заботу о них. Исключением из этого является очень грубое, а также жестокое обращение с детьми, использование их труда для своих меркантильных целей. Дети, в свою очередь, обязуются соблюдать в обществе установленные нормы и правила поведения.

Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиений, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с ис-

пользованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а также дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов», вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление [2].

Начиная с шестилетнего возраста, детям еще добавляются следующие обязанности:

- они должны получить основное общее образование (этой обязанностью руководствуется не только несовершеннолетний, но и его родители и другие законные представители), которое в современном праве равно 9 классам;

- соблюдать устав школы и правила, которые устанавливаются в детском общественном объединении.

В 14 лет к существующим обязанностям детей добавляются следующие: при найме на работу ребенок должен выполнять трудовые правила и обязанности трудового распорядка в соответствии с трудовым договором и трудовым современным законодательством.

Правовой статус ребенка определяет, какими обязанностями он наделен в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.

Ранжирование способности и правоспособности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту, выглядит следующим образом:

- с момента рождения и до 6 лет ребенок обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома, а также в общественных местах, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его права и не унижает человеческое достоинство (жестокое обращение и насилие);

- с 6 лет ребенок должен поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В этом возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучение образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями;

- с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества;

- с 14 лет молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступлений;

- с 16 лет для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступлений, а также административная ответственность.

Незнание закона не освобождает от ответственности - это главный принцип практически всех существующих на данный момент правовых систем, обеспечивающих стабильность общества [3]. Незнание законов государства не освобождает несовершеннолетних от ответственности даже неосведомленных во многом малолетних граждан.

Так, за некоторые проступки для несовершеннолетних наступает уголовная или иная ответственность.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование, а государство, в свою очередь, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.

Часть 4 данной статьи устанавливает, что основное общее образование обязательно4. Поразмыслив, можно понять смысловую нагрузку данного положения -эта обязанность лежит не на ком ином, как на несовершеннолетнем ребёнке, для которого именно основное общее образование является основным и установленным на государственном уровне источником знаний и развития. Но в этой же ч. 4 говорится о том, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Обеспечение выполнения конституционной обязанности несовершеннолетнего ребёнка, которая заключается в том, что она хотя и возложена на него, но в силу возраста, развития и материальной зависимости от родителей или лиц, их заменяющих, возлагается на последних, то есть они выступают своеобразными посредниками в выполнении ребёнком этой обязанности.

В связи с этим законодатель наделил родителей определённым объёмом правомочий, которые опосредованно через них обеспечивают выполнение ребёнком возложенной на него обязанности, а именно: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) форму получения образования и форму обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д. (ФЗ об образовании5).

Опять же, не стоит забывать, что основным субъектом получения образования выступает именно несовершеннолетний, а значит, возложить весь объём правомочий на родителей или законных представителей было бы ошибочно, поэтому законодатель более детализировал положение ст. 43 Конституции РФ и выделил для несовершеннолетнего круг обязанностей, которые он должен осуществлять не опосредованно через родителей, а самостоятельно. А именно: обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности и т.д. [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение такой конституционной обязанности несовершеннолетним, как получение основного общего образования, возлагается как на последнего, так и на его родителей, причём законодатель чётко разделил круг правомочий и тех и других, что позволяет наиболее полно

контролировать и регулировать исполнение данной обязанности. Обязанность ребенка также заключается в сохранении культурного и исторического наследия, бережном отношении памятников истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяют на следующие виды:

1. Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

2. Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3. Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Несовершеннолетние лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а несовершеннолетние лица, которые причинили вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, которые необходимы для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусматривающие ответственность за такие нарушения [5].

У ребенка также есть ответственность по уплате налогов и сборов, согласно НК РФ. Они обязаны уплачивать налоги и сборы, которые устанавливаются действующим законодательством. За уклонение от уплаты налогов на них возлагается штраф. От имени несовершеннолетних налогоплательщиков (плательщиков сборов) в налоговых правоотношениях выступают их законные представители.

Законными представителями несовершеннолетнего налогоплательщика (плательщика сборов) признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 27 НК РФ).

Следующая обязанность несовершеннолетних - это обязанность ребенка сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

- недра земли, почвы и т.д.;

- подземные и поверхностные воды;

- леса и различная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, куда входят наиболее значимые объекты культурного и природного наследия; государственные природные заповедники, в том числе биосферные; государственные природные заказники; памятники природы; национальные, природные и дендрологические парки; ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Несовершеннолетние обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства РФ (п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Следующая конституционная обязанность несовершеннолетнего - это воинская обязанность. Её сущность состоит в следующем: несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учёта и подготовки к военной службе, а в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учёт, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учёта и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учёт.

При рассмотрении конституционной обязанности несовершеннолетнего получить основное общее образование, я рассмотрела её через призму посредничества - если можно так сказать - участия родителей. В случае с воинской обязанностью выходит аналогичная ситуация: на основании ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет6; Семейный Кодекс Российской Федерации в п. 1

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКз) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.03.2020).

ст. 56, п. 1 ст. 64 предусматривает, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его законными представителями - родителями, либо лицами, их заменяющими (например, попечителями). Таким образом, в любых мероприятиях, в которых задействованы дети (в том числе и первоначальная постановка на воинский учет), вправе принимать участие родители (попечители) несовершеннолетнего гражданина.

Родители являются одними из участников осуществления обязанностей несовершеннолетнего7. Я считаю, что данный факт является характерной особенностью рассматриваемого в данной статье вопроса, который приводит к логичному выводу: лицо, которое в полном объёме не может пользоваться своими правами и осуществлять обязанности в силу возраста, должно получать помощь от лиц, которые наделены правом оказывать эту помощь. Такими лицами в соответствии с законом являются родители.

Хочу вернуться к статье Л. С. Тихой «Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетних» [6]. В самом начале статьи я сказала, что данный автор, помимо прокомментированных мною конституционных обязанностей несовершеннолетних, выделяет ещё и «семейные» обязанности, говоря, в частности, о ст. 38 Конституции РФ, предписывающей трудоспособным детям, достигшим 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Несмотря на тот факт, что работа указанного автора дала основу моей статье, при обозначении последней обязанности я выражу своё несогласие по поводу отнесения ч. 3 ст. 38 Конституции РФ к конституционным обязанностям несовершеннолетних, так как сам возрастной порог, указанный в статье, относит данную обязанность на счёт уже совершеннолетних граждан.

Ознакомившись с конституционными обязанностями несовершеннолетних, которые чаще всего наблюдаются в повседневной жизни, у меня возникла мысль снова обратиться к основному закону нашего государства и постараться вычленить из конституционных обязанностей граждан РФ такие, которые также можно отнести к несовершеннолетним детям. Этот поиск привёл меня к анализу ст. 44 Конституции РФ. Она, помимо закрепления свободы различного рода творчества, охраны интеллектуальной собственности, устанавливает обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Чтобы усмотреть в данной статье обязанность несовершеннолетних, мне, как и в случае с военной обязанностью, пришлось обратиться к дополнительным источникам, чтобы получить полную расшифровку ст. 44.

По мнению Е. А. Капитоновой, данная обязанность не предусматривает возрастных пределов ее осуществления (в том числе условие достижения обязанным лицом совершеннолетия) [7]. В то же время ответственность за нарушения в этой сфере наступает по общему правилу с 16 лет (в ряде случаев - с 14 лет) и, следовательно, применяется не только к совершеннолетним гражданам, но и к детям старшего возраста. Исходя из тезиса о том, что из факта наличия ответственности вытекает наличие соответствующих ей обязанностей, за невыполнение которых она может быть применена, можно констатировать, что установленная ч. 3 ст. 44 Конституции обязанность в полной мере относится и к детям, несмотря на их ограниченную (с 16 лет) ответственность в данной сфере [7; 8].

Непосредственно ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия предусмотрена ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов,

7 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 24.03.2020).

объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей»). Этот состав преступления применяется к лицам старше 16 лет и предусматривает довольно жесткую санкцию (от штрафа в размере до 3 млн руб. и вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет). Что касается случая осквернения объекта культурного наследия, совершаемого ребенком младше 16 лет, его деяние может быть переквалифицировано на ст. 214 УК РФ. Этот состав подразумевает субъекта в возрасте старше 14 лет и предусматривает ответственность за обыкновенный вандализм (осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) [9].

Хочется сказать следующее: определённо, вопросы правового статуса несовершеннолетних детей - это важная и значимая часть правовой жизнедеятельности всего общества в целом [10]. Несовершеннолетних детей нельзя целиком и полностью освободить от бремени несения вообще каких-либо обязанностей в силу их недееспособности, так как они являются полноценными членами нашего общества и по истечении определённого времени с достижением возраста 18 лет приобретают полную дееспособность. Несовершеннолетние, будь они освобождены от бремени несения обязанностей, не могли бы правильно реализовывать и выполнять те права и обязанности по достижении совершеннолетия [11].

Вопрос конституционных обязанностей несовершеннолетних имеет весомое значение. Реализация этих обязанностей в силу возраста детей осуществляется в большинстве случаев опосредованно или с помощью родителей (законных представителей).

Непосредственно в Конституции РФ вопросу обязанностей несовершеннолетних детей не уделяется должного внимания.

Основываясь на сделанных выше выводах, можно прийти к следующему: к вопросу обязанностей несовершеннолетних детей нужно подойти более детально и основательно, дать более расширенное толкование, возможно, создать такой сборный источник, который вобрал бы в себя все нормы, устанавливающие обязанности несовершеннолетних лиц, ответственность за их нарушение; да, в настоящее время существуют такие нормы в УК РФ, КоАП РФ, различных федеральных законах, но все они разрозненны, одни содержат саму сущность обязанности, другие предусматривают только ответственность, что очень неудобно для ознакомления и восприятия [12]. В связи с этим не стоит забывать, что человеку, не разбирающемуся в правовых вопросах, очень трудно разобраться с этими разрозненными источниками и собрать воедино тот смысл, который они в себе несут [13]. Не нужно забывать, за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства. Каждый правонарушитель, в том числе несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей) [14]. А это означает, что могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что ты совершил правонарушение.

В связи с тем, что преступность несовершеннолетних и молодежи является неотъемлемой частью общей преступности, предопределяется общими с ней условиями и причинами, но при этом она вызывается только ей свойственными специфическими детерминантами. Профилактику и предупреждение правонарушений несовершеннолетних и молодежи следует одновременно осуществлять по следующим направлениям: воздействовать на условия и причины общей преступности, а также нейтрализовать и ликвидировать те детерминанты, которые свойственны и для подростковой преступности [15].

Так как в настоящее время дети не несут ответственности за свои проступки, относятся легкомысленно к своим нарушениям в социуме, полагаю, что необходимо более ответственно подойти к вопросу о мерах ответственности нашей

нынешней молодежи, но при этом не переусердствовать с мерами воспитания и предостережения. Было бы целесообразно собрать или издать кодекс об ответственности несовершеннолетних в современном праве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: монография / А. А. Бакаев, Н. И. Остапенко ; под науч. ред. В. А. Лелекова. — Москва : ВНИИ МВД России, 2003. — 138 с.

2. Грицай А. Г. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми / А. Г. Грицай, В. И. Спирина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 1. — С. 27-32

3. Исмаилов Д. И. Незнание закона не освобождает от ответственности / Д. И. Ис-маилов, Р. Г. Овакимян // Евразийский научный журнал. — 2017. — № 2. — С. 151-152.

4. Боровиков В. Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) / В. Б. Боровиков // Российский судья. — 2005. — № 2. — С. 30-33.

5. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних / Ю. Беспалов // Российская юстиция. — 1997. — № 1. — С. 32-34.

6. Тихая Л. С. Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетнего /Л. С. Тихая // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 2 (66). — С. 63-66.

7. Капитонова Е. А. Несовершеннолетний как субъект обязанностей в сфере охраны исторического и культурного наследия / Е.А. Капитонова // Культура: управление, экономика, право. — 2015. — № 3. — С. 3-6.

8. Верин А. Ю. Правовой статус несовершеннолетнего и особенности его реализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / А. Ю. Верин. — Казань, 2017. — 29 с.

9. Черкасов А. В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А. В. Черкасов. — Санкт-Петербург, 2005. — 23 с.

10. Тростанецкая Г. Н. О мерах, направленных на реализацию государственной политики в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / Г. Н. Тростанецкая // Официальные документы в образовании. — 2004. — № 17. — С. 32-41.

11. Соколова И. Региональное законодательство о несовершеннолетних / И. Соколова // Законность. — 2004. — № 10. — С. 41-44.

12. Дегтярева Л. Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России : монография / Л. Н. Дегтярева. — Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. — 78 с.

13. Бондаренко О. А. К вопросу о реализации конституционных прав и свобод ребенка в российской федерации/ О. А. Бондаренко // Вопросы экономики и права. — 2009. — № 15. — С. 40-43.

14. Борисова Н. Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России / Н.Е. Борисова. — Москва : Маркетинг, 2003. — 168 с.

15. Зайко Т. М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография / Т. М. Зайко. — Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. — 85 с.

REFERENCES

1. Bakaev A. A., Ostapenko N. I.; Lelekova V. A. (ed.) Sistema profilaktiki prav-onarushenii nesovershennoletnikh: monografiia [Juvenile Delinquency Prevention System: Monograph]. Moscow, VNII MVD Rossii Publ., 2003, 138 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gritsai A. G., Spirina V. I. Domestic Physical Violence as a Form of Child Abuse. Vest-nik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Pedagogika i psikhologiia = Journal of Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2011, no. 1, pp. 27-32 (in Russian).

3. Ismailov D. I., Ovakimian R. G. Ignorance of the Law Does not Exempt from Liability. Evraziiskii nauchnyi zhurnal = Eurasian Scientific Journal, 2017, no. 2, pp. 151-152 (in Russian).

4. Borovikov V. B. Liability for Failure to Perform Duties to Raise a Minor (, art. 156 of the Criminal Code). Rossiiski sud'ia = Russian Judge, 2005, no. 2, pp. 30-33 (in Russian).

5. Bespalov Iu. Protection of the Rights of Minors. Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justice, 1997, no. 1, pp. 32-34 (in Russian).

6. Tikhaia L. S. Legal Problem and Questions to the Constitutional Duties of an Underage Person. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Journal of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 2 (66), pp. 63-66 (in Russian).

7. Kapitonova E. A. Minor as a Subject of Duties in Protection of Historical and Cultural Heritage. Kul'tura: upravlenie, ekonomika, parvo = Culture: Man.agem.ent, Economy, Law, 2015, no. 3, pp. 3-6 (in Russian).

8. Verin A. Iu. Pravovoi status nesovershennoletnego i osobennosti ego realizatsii : avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk : 12.00.01 [Legal Status of the Minor and Peculiarities of His or Her Implementation: abstract of diss. of cand. of law]. Kazan, 2017, 29 p.

9. Cherkasov A. V. Garantii zashchity konstitutsionnykh prav nesovershennoletnikh : avtoref dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02 [Guarantees for the Protection of the Constitutional Rights of Minors: abstract of diss. of cand. of law]. Saint Petersburg, 2005, 23 p.

10. Trostanetskaia G. N. Measures Aimed at Implementing the State Policy on the Prevention of Offences, Neglect and Neglect of Minors. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii = Official Documents in Education, 2004, no. 17, pp. 32-41.

11. Sokolova I. Regional Juvenile Legislation. Zakonnost' = Legality, 2004, no. 10, pp. 41-44 (in Russian).

12. Degtiareva L. N. Teoretiko-pravovye osnovy zashchity konstitutsionnykh prav i svo-bod nesovershennoletnikh v Rossii: monografiia [Theoretical and legal basis for the protection of the constitutional rights and freedoms of minors in Russia: monograph]. Tambov, OOO «Konsaltingovaia kompaniia Iukom» Publ., 2017, 78 p.

13. Bondarenko O. A. On the implementation of the constitutional rights and freedoms of the child in the Russian Federation. Voprosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues, 2009, no. 15, pp. 40-43 (in Russian).

14. Borisova N. E. Teoreticheskie osnovy pravovogo polozheniia nesovershennoletnego v sovremennoi Rossii [Theoretical foundations of the legal position of a minor in modern Russia]. Moscow, Marketing Publ., 2003, 168 p.

15. Zaiko T. M. Mery bor'by s prestupnost'iu nesovershennoletnikh i molodezhi: pra-vovoi i psikhologo-kriminologicheski aspekty: monografiia [Measures to Combat Juvenile and Youth Crime: Legal, Psychological and Criminological Aspects: Monograph]. Tambov, OOO «Konsaltingovaia kompaniia Iukom» Publ., 2017, 85 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Бибарсова Гузель Ислямовна — преподаватель кафедры правоохранительной деятельности юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: gibibarsova@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Bibarsova Guzel' I. — Lector, Department of Law-Enforcement Activities, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: gibibarsova@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Бибарсова Г. И. Особенности конституционных обязанностей несовершеннолетних в современном праве / Г. И. Бибарсова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 2 (30). — С. 33-43. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-4.

FOR CITATION

Bibarsova G. I. Features of Constitutional Duties of Minors in Modern Law. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2, pp. 33-43, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-4. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.