УДК 342.4
Нагдалян Д.А.
Студент 2 курс, международно-правовой институт Московской государственной юридической
академии имени О. Е. Кутафина (МГЮА) (Россия, г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности конституционного права Франции. Частично затрагивается вопрос истории принятия последней Конституции Франции, говорится о самой Конституции Франции 1958, а также о других документах Франции, составляющих Конституционный блок Франции.
Ключевые слова: Конституция Франции, Конституционный блок, права и свободы, особенности развития, Пятая Республика Франции.
Право - особый регулятор общественных отношений. Его роль в общественной жизни была и остается очень высокой. Вообще под правом понимают систему общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений [4, с. 76]. Особый интерес для изучения представляет право Франции, поэтому хотелось бы вести речь о французском конституционном праве.
Вообще французский народ является одним их самых темпераментных народов мира, а об этом свидетельствует количество принятых основных законов государства. Так, на данный момент их насчитывается 17 [2, с. 227]. Действующей является Конституция 1958 года. История принятия данного документа очень интересна, ведь он был разработан в ходе тяжелых обстоятельств, существовавших на тот момент во Франции: война в Алжире, частая смена правительств, угроза гражданской войны. Видно, что была острая необходимость принятия нового основного закона, который мог стабилизировать положение в стране. Это стало возможным при назначении генерала Шарля де Голля премьер-министром. Его Правительство разработало новый проект Конституции, который приняли на референдуме 28 сентября 1958 года. 80 процентов французских граждан проголосовало за принятие Конституции, породившей Пятую республику во Франции.
Конституция 1958 года провозглашала Францию «неделимой, светской, демократической и социальной республикой» [1, с. 215]. Первая статья закладывала основы конституционного строя Франции, но и другие разделы, статьи являются не менее важными. Конституция также посвящена Президенту, статусу Правительства и Парламента, их взаимоотношениям, органам конституционного контроля - Конституционному совету, уделяется большое внимание внешней политики государства
(участие в Европейском союзе, утверждается примат норм международного права над национальными). Но самой интересной чертой Конституции Франции является ее концепция -концепция «рационализированного парламентаризма», предполагающая умеренное использование в деятельности государства демократических институтов, олицетворяемых прежде всего парламентом [2, с. 227]. Действие данной концепции направлено на обеспечение стабильности правительства, прекращение так называемой «министерской чехарды». Суть концепции «рационализированного парламентаризма» заключается в установлении смешанной формы правления, при которой существует сильная президентская власть, ограниченные компетенции парламента и возможность правительства изменять акты парламента. Помимо этого особо заметным является то, что в тексте Конституции Франции отсутствует упоминание прав и свобод человека и гражданина. Поэтому можно говорить еще об одной особенности права Франции. Так, преамбула Конституции 1958 года отсылает нас к другим документам Франции, где и говорится о правах и свободах граждан. Такими актами являются Декларация прав человека и гражданина 1789 года, преамбула Конституции 1946 года, Хартия окружающей среды 2004 года, составляющие так называемый «Конституционный блок Франции». Статья 2 Декларации устанавливает права на свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, другие статьи говорят о процессуальных правах и других [3, с. 117-118]. Очень интересным является содержание преамбулы Конституции 1946, которую, по мнению ряда ученых, считают самой демократичной Конституцией Франции за всю ее историю. Преамбула закрепляет равенство женщин с мужчинами, трудовые права (право на труд, забастовку, принадлежность профсоюзу), социальные (доступ к образованию, защита детства, материнства) и другие права [3, с. 119-120]. И конечно, необходимо не забывать Декларацию окружающей среды 2004 года. Название Декларации уже говорит о многом, а именно о направленности на защиту и охрану прав французского народа в сфере экологии. Но для обеспечения прав в сфере экологии необходимо не допускать нарушения, поэтому в Декларации говорится об обязанностях: участие в защите окружающей среды, воспитание и обучение поколения, возмещения вреда окружающей среде [3, с. 121-122].
Таким образом, можем выделить особенности конституционного права Франции: закрепление концепции «рационализированного парламентаризма» в Конституции 1958 года и наличие «Конституционного блока» Франции.
Список литературы:
1. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. Б. А. Страшун. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. -С. 215.
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для бакалавров / отв. ред. Б. А. Страшун. - Москва: Проспект, 2013. - С. 227.
3. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. Пособие / 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009 - С. 117-122.
4. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001 - С. 76.