Научная статья на тему 'Особенности консалтинга в нерыночном секторе экономики региона'

Особенности консалтинга в нерыночном секторе экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / НЕРЫНОЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлехусеж С. З.

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы активизации консалтинга в нерыночном секторе региональной экономики, определяются пути и направления комплексного использования управленческого потенциала субъектов нерыночного сектора и предприятий, оказывающих услуги консалтингового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности консалтинга в нерыночном секторе экономики региона»

Тлехусеж- С.3.у МГТУ, г, Майкоп

ОСОБЕННОСТИ КОНСАНТИНГЛ В НЕРЫНОЧНОМ СЕКТОРЕ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы активизации консалтинга в нерыночном секторе региональной экономики, определяются пути и направления комплексного использования управленческого потенциала субъектов нерыночного сектора и предприятий, оказывающих услуги консалтингом ого характера.

Рост объема услуг - характерный признак стран с развивающейся экономикой. Так, в 2006 году доля сферы услуг в ВВП Китая составляла 39,85%, а к 2010 голу прогнозируется ее увеличение еще на 3 процента. По статистике Госкомстата, доля услуг в ВВП Российской Федерации достигла в 2006 году 59.96 процентов и просматривается их дальнейший рост. Таким образом, услуги приобретают чрезвычайную актуальность и первостепенную значимость как для экономики страны в целом, так и для ее региональных составляющих, перспективы динамичного развития которых взаимоувязаны со способностью интеграции в межрегиональные трансляции товарно-денежных масс, в их диверсификацию и дифференциацию.

Регионализация национальной экономики и ее рыночное реформирование требуют от управленческой подсистемы территориальных административно-хозяйственных систем модификации концептуального подхода к стратегическому, тактическому и оперативному планированию. адаптации своей иерархической структуры к новым условиям хозяйствования, пересмотра системы вертикальных и горизонтальных связей, усовершенствования методики принятия управленческих решений.

Совокупность инструментов и механизмов, способных обеспечить претворение вышеописанных задач в жизнь» выделена в особую отрасль индустрии услуг, именуемую консалтингом. Сфера лраменения консалтинга - управление процессами. Региональный консалтинг - адаптированная к локальным факторам совокупность консалтинговых компаний, либо региональный консалтинговый центр, действующие в субьекте федерации и являющиеся важнейшим фактором, содействующим формированию и освоению нерыночным сектором стратегии развития, адекватной современным реалиям и требованиям. Применение консалтинга в таком аспекте как инструмента регионального, муниципального и территориального применений влечет за собой проведение комплексного исследования методики его адаптации применительно к нерыночному сектору экономики в целом, и к специфическим условиям и характеристикам конкретной территории в частности.

При переходе к исследованию нерыночного сектора экономики видоизменяется спектр возможных потребителей услуг, характер самих услуг, а также задачи, на решение которых Они направлены. Одним из видов услуг, обладающих значительным потенциалом использования в нерыночном секторе является консалтинг.

Консалтинг определяется как вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развнгия и использования научно - технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента3.

По сравнению с другими видами услуг, консалтинг имеет ряд существенных отличий. Во первых^ услуги консалтинга всегда виртуальны по своей сути. Они производятся в сфере трудовых, производственных, финансовых отношении, изучают сами эти отношения и продукты их деятельности. В свою очередь, результатом деятельности консалтинга будет эффект, произведенным от действий самого заказчика, по результатам предложений копсалтера. В отличие от этого медицинские, или иные услуги имеют результатом само преобразующее действие (рисунок 1).

Рисунок 1. Эффекты воздействия традиционных услу г и консалтинга

Во вторых, они всегда носят рекомендательный характер (англ. сопзак - совет). В той же медицинской сфере характер услуг императивный.

В третьих, они протяженны во времени (отдельные договора консалтинговых услуг длятся до ■грех лет) и подразумевают последующий мониторинг пострекомендашонных процессов, тогда как в подавляющем большинстве случаев услуга - законченное действие и но времени, и ло существу.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации обшеї'о функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении ’гой или иной проблемы. В силу вышесказанного, разнообразие услуг очеі іь дивсрсифи-цировано, и сфера применения широка. Для удобства обобщим услуги в их основные виды.

В настоящий момент на экономическом пространстве РФ сложились следующие основные виды консалтинговых услуг:

* Консалтинг в области налогообложения и юридические услуги.

- Аудит, бухгалтерский учёт, отчётность и ревизионная деятельность.

- Консалтинг в области управления.

Все многообразие подходов, видов и форм реализации консалтинговых услуг в сфере управления развитием региона, объектах нерыночного сектора региональной экономики может быть представлено тремя агрегированными направлениями (рисунок 2), различающимися ко* нечной не лью (результатом) и, соответственно, способами взаимодействия консалтинговой компании или консалтера с реципиентом - потребителем консалтинговых услуг.

Основой разработки практически любых управленческих реї пений является информация, относящаяся к исследуемому объему, среде еп) функционирования, целям управления. В подсистеме управления данная информация подвергается анализу и обработке, в результате чего синтезируется управленческое решение - основной результат функционирования указанной подсистемы.

Каждый из перечислентлх этапов (формирование информационной основы - анаше и обрабожа

- результат) может быть реализован подсистемой управления хозяйствующего субъекта (организации, учреждения) как самостоятельно, гак и совместно с консалтинговой компанией, а иногда и только с ее участием. В зависимости от степени участия каждой из сторон и особенностей выделенных этапов разработки управленческих решений может видоизменяться роль консалтинга и его характеристики.

9 Лх'пмтопскл-тсгшсялтингунал (Ьиома Ремиза. Ьпр://іу\у%\гemida.ru

Рисунок 2.1г1тр№пеипя реализации консалтинга в подсистеме управления объектами нерыночного

сектора региональной экономики, сфере управления

До недавнего времени предприятия госсектора не могли открьгго приглашать консалтинговые компании к полноценном}7 сотрудничеству. Как правило, заключались договора на выполнение отдельных, разовых работ. Основной причиной являлось, во-первых, отсутствие :вободных средств, а во-вторых - отсутствие идеологии, допускающей взаимодействие частного бизнеса и госсектора в решении внутренних бюрократических задач,

Основные отличия регионального консалтинга ог консалтинга корпоративного следующие:

]) региональный консалтинг производится гто заказу о посредстве иного клиента;

2) он производится в неконкурентной среде;

3) оп находится в жестких рамках административного устройства заказчика;

4) мотивация персонала заказчика к сотрудничеству невысока, так как ротация в учреждениях госсектора напрямую не зависит от результатов работ консалтера, в отличие от юриди-1еских лиц рыночного сектора, где, как правило, они производятся непосредственно после завершения консалтинговых работ.

5) оплата труда консалтера в регионе и муниципальном образовании может быть о героина по формальным причинам.

Из трех основных направлений консалтинга в региональной и муниципальной сферах наибольшие шансы на успех имеет консалтинг управленческий. В рыночном секторе на него в |елом приходится примерно треть доходов консультирующих организаций. Данный вид подра-|умевает многоаспектное решение проблем, связанных с организацией управления системами в шличных сферах деятельности. Бизнес-консультант рассматривает совокупность разных ас-тектов работы фирмы — финансовые, юридические, технологические вопросы. Оптимальный ^тод организации из сложившейся ситуации предлагают по итогам проведенного обследова-гкя. Как правило, стратегический консалтинг необходим, если требуется перестройка бизнеса, *е ясны перспективы развития компании, и снижается эффективность ее деятельности.

Рассмотрим основные отличия консалтинга корпоративного от консалтинга регионально и муниципального в области управления персоналом.

Структу ра предприятия подвижна, зависит от выбора стиля управления собственником 1ли управляющим, поэтому на предприятии структурные преобразования могут проходить в оде о смещения акцентов. Структура систем управления регионом и муниципальным образованием жестко фискирована, определена прошедшим через законодательный орган штатным расписанием, следовательно, в случае структурных изменений речь будет идти о реформе.

Оплата труда персонала предприятия в виде бонусов и доплат действует по принципу: 1учше труд - больше вознаграждение. В региональной и муниципальной системах управления ;уществующне способы доплат жестко закрепляют уровень вознаграждения и его размер от )езультатов труда не зависит.

Результат деятельности персонала предприятия имеет коммерческий эффект, а в нерыночном секторе - бюрократический, и мотивация персонала различна.

Бюджет предприятия позволяет выделять средства на реализацию вносимых копсалтером тредложений в реальном масштабе времени. В рассматриваемых объекгах (регион, муниципальное >бразование) предлагаемые изменения должны не только пройти через согласования противополож-

кых по своей сути органов - законодателя и исполнителя, по они привязаны и к срокам формирования бюджета - один раз в год и, следовательно, отложены во времени. Это принуждает консалтера и заказчика либо рассматривать эффект от вносимых предложений умозрительно, либо прорабатывать их в виртуальных деловых играх, что в любом случае дает отложенный результат.

Таким образом, расширение сферы применения консалтинга в нерыночном секторе экономики предполагает необходим ость решения ряда задач:

- анализ, систематизация и развитие нормативных, правовых и методических компонентов механизма реализации консалтинга в системах регионального и муниципального управления с целью совершенствования его ресурсного обеспечения;

- разработка организационной основы реализации консалтинговых услуг в сферах регионального и муниципального (территориального) управления, позволяющей распределить функциональную нагрузку, ответственность;

- развитие инстЕрументар но-методи ческой базы, о^ажающей проблемы оценки эффективности консалтинговых услуг в нерыночном секторе, способы взаимодействий элементов организационных структур и др>

Литература:

1. Аудиторско-консалтинговая фирма Ремида. remida.ru

2. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Элективное пособие для студентов, магистратов и аспирантов экономических специальностей, - Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.