Научная статья на тему 'Исследование возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики'

Исследование возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлехусеж С. З.

Сформированный в результате дифференциации и диверсификации спектр консалтинговых услуг, традиционно предоставляемых предприятиями рыночного сектора экономики с одной стороны и анализ совокупности задач управления региональным развитием, повышения эффективности функционирования нерыночного сектора региональной экономики с другой, позволяют сделать вывод о возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики»

ТЛЕХУСЕЖ С.З.

исследование возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном

секторе региональной экономики

Сформированный в результате дифференциации и диверсификации спектр консалтинговых услуг, традиционно предоставляемых предприятиями рыночного сектора экономики с одной стороны и анализ совокупности задач управления региональным развитием, повышения эффективности функционирования нерыночного сектора региональной экономики с другой, позволяют сделать вывод о возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики. _[] Современный этап развития процессов регионализации национальной экономики и ее рыночного трансформирования характеризуется переходом от посткризисной стабилизации ю к фазе экономического роста. Это требует от территориальных административно-хозяйственных систем пересмотра концептуального подхода к стратегическому, тактическому и опера-^ тивному планированию, адаптации своей иерархической структуры к новым условиям хозяйс-^ твования, пересмотра системы вертикальных и горизонтальных связей, усовершенствования и] методического и инструментарного обеспечения разработки управленческих решений. ]> Разнообразие условий экономических взаимодействий субъектов рынка позволило нако-° пить значительный опыт решения многочисленных и разнообразных проблем, который сконцентрирован в особую отрасль индустрии услуг, именуемую консалтингом. Таким образом, в

□ процессах управления региональной экономикой с одной стороны наблюдается потребность

□ в модификации и совершенствовании управленческих технологий, реализуемых на уровне региональных систем, с другой - подобные технологии успешно применяются в рыночном

"V" секторе экономики в целях повышения эффективности процессов управления. Вышеуказан-о ные явления создают предпосылки для расширения сферы применения консалтинга и акти-ю визации его использования в нерыночном секторе региональной экономики. о Под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача коси торого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-| технических и организационно-экономических инноваций с учетом специфики области и ^ проблем клиента [3, с. 91].

0 Консалтинговая деятельность может быть представлена в виде следующих составляющих

1 [1, с. 19-20]:

[о - управление бизнесом;

- перестройка бизнеса, осуществление изменений: от стратегического планирования до ^ полной реорганизации предприятий; о - организационное управление;

2 - консалтинг в области восстановления бизнеса и решения проблем, связанных с непла-5 тежеспособностью (кризис-консалтинг);

о - консультации по вопросам слияния компаний и приобретения собственности; о - консалтинг и планирование в области финансовой и хозяйственной деятельности компаний, анализ инвестиционных проектов, содействие при подготовки финансовых прогнозов; ^ - консалтинг в области управления человеческими ресурсами и их развития (включая специализированное обучение сотрудников), а также формирования (или преобразо-

0 вания) корпоративной культуры и стиля руководства управления персоналом;

™ - консалтинг в области информационных технологий и информационные услуги, разра-§ ботка информационных систем, системная интеграция;

^ - консалтинг в области маркетинга, проведение рекламных компаний и формирование

1 имиджа.

о Каждая их этих позиций имеет глубокое внутреннее наполнение и представлена широ-о ким спектром специалистов и направлений, еще в полной мере не охваченным ОКВЭД - Об-00 щероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Одним из предлагаемых способов декомпозиции региональных систем, необходимым для повышения качества управления является выделение рыночного и нерыночного секторов экономики [2]. Функционирование каждого из них формирует необходимые условия воспроизводства основных составляющих региональной системы - природной среды, социума, производственно-технологического комплекса. При этом рыночный сектор, отличающийся ориентацией на удовлетворение платежеспособной части потребностей воспроизводства, характеризуется более жесткими условиями отбора лучших форм и способов реализации предпринимательских инициатив. Это позволяет рассматривать рыночный сектор региональной экономики как среду накопления опыта успешного функционирования организаций, который включает различные виды деятельности. В плане совершенствования технологий, создания систем и механизмов управления, регулирования и координации взаимодействий различных элементов региональных систем указанный опыт аккумулируется предприятиями, предоставляющими консалтинговые услуги.

Сформированный в результате дифференциации и диверсификации спектр консалтинговых услуг, традиционно предоставляемых предприятиями рыночного сектора экономики ^ с одной стороны и анализ совокупности задач управления региональным развитием, повы- ь шения эффективности функционирования нерыночного сектора региональной экономики с щ другой, позволяют сделать вывод об их достаточно хорошем соответствии друг другу. Вместе с тем, имеются лишь единичные случаи успешного применения потенциала консалтинга в ре- ^ шении проблем управления региональным развитием. Отсутствует статистически значимый И опыт реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе экономики региона. Причина ^ данного положения состоит в том, что потребность в распространении позитивного опыта ^ функционирования рыночного сектора региональной экономики на сферу нерыночных от- о ношений не приводит в настоящее время к формированию достаточно стабильного спроса на услуги консалтинга, направленные на совершенствование систем управления, координации взаимодействий элементов нерыночного сектора. Решение данной проблемы связано □ с необходимостью разработки методологических основ, совершенствованием механизма и ^ созданием организационных форм взаимодействия консалтинговых компаний с элементами О нерыночного сектора экономики, подсистемой правления региональным развитием. 0

Позиционирование проблемного спектра реализации консалтинговых услуг в неры- Ей ночном секторе экономики и системе регионального управления в пространстве характе- § ристик предмета консалтинга и сферы деятельности предприятий-реципиентов позволил ^ установить, что значительную роль играют задачи совершенствования научно-методическо- § го, организационного и мотивационного обеспечения процессов взаимодействия субъектов > региональной экономики. Таким образом, направления научного поиска, имеющего целью 2 совершенствование механизма активизации консалтинга в нерыночном секторе региональ- ^ ной экономики, определяются соответствующими ориентирами: необходимостью разработки $ и научного обоснования системы поддержки консалтинга, синтеза организационной струк- о туры и формирования правил взаимодействия элементов и подсистем в процессах реализа- о ции услуг консалтинга.

Перспективной организационной формой активизации консалтинга в региональной £5 системе может выступать региональный консалтинговый центр, интегрирующий усилия £5 действующих в сфере оказания интеллектуальных услуг субъектов по всей совокупности на- ^ правлений, отвечающих потребностям развития территории. Указанный центр представляет § собой действующее в пределах правового поля субъекта Российской Федерации юридическое о лицо, имеющее организационно-правовой формой коммерческое объединение (ООО, ЗАО и о-т.д.) или некоммерческое партнерство (объединение, союз, ассоциация), оказывающее ин- | теллектуальные услуги рыночным и нерыночным объектам, направленные на совершенство- о вание их хозяйственной деятельности. ®

Следует заметить, что, в силу специфики ресурсного потенциала и экономического опыта, для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, о как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации консал- ^ тинговых услуг, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуаль- ^ ных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы § и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситу- ^

ации в государстве и регионе. Кроме традиционного анализа состояния экономики региона, необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований как состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта (в том числе и межрегионального).

Поскольку потребность всегда превышает спрос, количество потребителей различного вида услуг значительно больше числа способных оплатить рыночную их цену. То есть, речь идет о вовлечении в потребление данного продукта участников нерыночного сектора экономики, основная функция которого «...заключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения «цены предложения» над «ценой спроса» [2]. Учитывая обусловленную данным фактом существующую непривлекательность указанного нерыночного сегмента для частных компаний и, соответственно, отсутствие какого-либо значимого опыта функционирования предприятий сферы услуг, можно констатировать наличие, с одной стороны, потребностей, а с другой - отсутствие адекватных форм их удовлетворения.

Выходом из создавшейся ситуации может стать разработка специального механизма вза-^ имодействия основных участников нерыночных отношений, обеспечивающего интеграцию ь частного сектора экономики в указанную сферу с одной стороны, и проникновение участники ков нерыночных отношений в рыночные с другой.

* литература

^ 1. Васильев Г.А., ДееваЕ.М. Управленческое консультирование: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ш ДАНА, 2004.

]> 2. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Элективное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов экономических специальностей. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

3. Попов В.М., Ляпунов С.И., Филиппов В.В., Медведев Г.В. Современные бизнес-технологии.

□ М.: Кнорус, 2006. Ш

О о

I—

ф_

о а ф

I

>

0

1 I

ф

ТОРГАЯН Е.Е.

применение метода целевой себестоимости в сфере

жилищного строительства

Вопросы сохранения и воспроизводства жилищного фонда в условиях все большего уве-о. личения количества ветхого и аварийного жилья приобретают особую остроту и актуаль-< ность, поскольку являются одними из социально-значимых для Российской Федерации пока-о зателей уровня жизни населения.

^ Инфляционные процессы, увеличившие роль недвижимости как объекта инвестирова-о ния, и постоянно растущий спрос на жильё, а также ограниченные производственные мощ-о ности строительного комплекса приводят к росту цен за 1 кв. м жилья. Усугубляет проблему

0 значительный разрыв между доходами граждан различных социальных категорий.

$ Улучшение жилищных условий населения, приведение существующего жилищного фон-^ да в соответствие с современными требованиями по уровню качества и комфортности стало

1 одной из основных задач национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражда-о нам России», реализуемого с 2005 года.

™ Национальный проект «Доступное жилье» имеет две важнейшие составляющие. Первая -§ повышение доступности жилья за счет резкого увеличения объемов строительства, развития ф системы ипотечного кредитования и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, перед которыми государство взяло на себя определенные обязательства. Вторая - обеспечение о комфортности жилья путем модернизации жилищно-коммунального комплекса [6]. о Анализ результатов хода реализации национального проекта «Доступное жильё» позво-0) лил определить основной круг возникших проблем [1, 2, 5]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.