Научная статья на тему 'Активизация консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики'

Активизация консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлехусеж С. З.

Основное внимание в данной работе уделяется изучению особенностей российского рынка консалтинговых услуг и возможностям распространения сферы деятельности его представителей на нерыночный сектор региональной экономики. В работе обосновывается необходимость разработки специального организационно-экономи-ческого механизма активизации консалтинга в сфере нерыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики»

УДК 338.24:332.1 ББК 65.050 Т - 49

Тлехусеж С.З., МГТУ, г. Майкоп

АКТИВИЗАЦИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В НЕРЫНОЧНОМ СЕКТОРЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Основное внимание в данной работе уделяется изучению особенностей российского рынка консалтинговых услуг и возможностям распространения сферы деятельности его представителей на нерыночный сектор региональной экономики. В работе обосновывается необходимость разработки специального организационно-экономического механизма активизации консалтинга в сфере нерыночных отношений.

Сформированный в результате дифференциации и диверсификации спектр консалтинговых услуг, традиционно предоставляемых предприятиями рыночного сектора экономики, с одной стороны, и анализ совокупности задач управления региональным развитием, повышения эффективности функционирования нерыночного сектора региональной экономики с другой, позволяют сделать вывод о возможности и необходимости реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе региональной экономики.

Современный этап развития процессов регионализации национальной экономики и ее рыночного трансформирования характеризуется переходом от посткризисной стабилизации к фазе экономического роста. Это требует от территориальных административно-хозяйст-вен-ных систем пересмотра концептуального подхода к стратегическому, тактическому и оперативному планированию, адаптации своей иерархической структуры к новым условиям хозяйствования, пересмотра системы вертикальных и горизонтальных связей, усовершенствования методического и инструментарного обеспечения разработки управленческих решений.

Разнообразие условий экономических взаимодействий субъектов рынка позволило накопить значительный опыт решения многочисленных и разнообразных проблем, который сконцентрирован в особую отрасль индустрии услуг, именуемую консалтингом. Таким образом, в процессах управления региональной экономикой, с одной стороны, наблюдается потребность в модификации и совершенствовании управленческих технологий, реализуемых на уровне региональных систем, с другой - подобные технологии успешно применяются в рыночном секторе экономики в целях повышения эффективности процессов управления. Вышеуказанные явления создают предпосылки для расширения сферы применения консалтинга и активизации его использования в нерыночном секторе региональной экономики.

Под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом специфики области и проблем клиента[1].

Консалтинговая деятельность может быть представлена в виде следующих составляющих [2]:

• управление бизнесом;

• перестройка бизнеса, осуществление изменений: от стратегического планирования до полной реорганизации предприятий;

• организационное управление;

• консалтинг в области восстановления бизнеса и решения проблем, связанных с неплатежеспособностью (кризис-консалтинг);

• консультации по вопросам слияния компаний и приобретения собственности;

• консалтинг и планирование в области финансовой и хозяйственной деятельности компаний, анализ инвестиционных проектов, содействие при подготовки финансовых прогнозов;

• консалтинг в области управления человеческими ресурсами и их развития (включая специализированное обучение сотрудников), а также формирования (или преобразования) корпоративной культуры и стиля руководства управления персоналом;

• консалтинг в области информационных технологий и информационные услуги, разработка информационных систем, системная интеграция;

• консалтинг в области маркетинга, проведение рекламных компаний и формирование имиджа.

Каждая их этих позиций имеет глубокое внутреннее наполнение и представлена широким спектром специалистов и направлений, еще в полной мере не охваченным ОКВЭД - Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Одним из предлагаемых способов декомпозиции региональных систем, необходимым для повышения качества управления является выделение рыночного и нерыночного секторов экономики [3]. Функционирование каждого из них формирует необходимые условия воспроизводства основных составляющих региональной системы - природной среды, социума, производственно-технологического комплекса. При этом рыночный сектор, отличающийся ориентацией на удовлетворение платежеспособной части потребностей воспроизводства, характеризуется более жесткими условиями отбора лучших форм и способов реализации предпринимательских инициатив. Это позволяет рассматривать рыночный сектор региональной экономики как среду накопления опыта успешного функционирования организаций, который включает различные виды деятельности. В плане совершенствования технологий, создания систем и механизмов управления, регулирования и координации взаимодействий различных элементов региональных систем указанный опыт аккумулируется предприятиями, предоставляющими консалтинговые услуги.

Сформированный в результате дифференциации и диверсификации спектр консалтинговых услуг, традиционно предоставляемых предприятиями рыночного сектора экономики, с одной стороны, и анализ совокупности задач управления региональным развитием, повышения эффективности функционирования нерыночного сектора региональной экономики, с другой, позволяют сделать вывод об их достаточно хорошем соответствии друг другу. Вместе с тем, имеются лишь единичные случаи успешного применения потенциала консалтинга в решении проблем управления региональным развитием. Отсутствует статистически значимый опыт реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе экономики региона. Причина данного положения состоит в том, что потребность в распространении позитивного опыта функционирования рыночного сектора региональной экономики на сферу нерыночных отношений не приводит в настоящее время к формированию достаточно стабильного спроса на услуги консалтинга, направленные на совершенствование систем управления, координации взаимодействий элементов нерыночного сектора. Решение данной проблемы связано с необходимостью разработки методологических основ, совершенствованием механизма и созданием организационных форм взаимодействия консалтинговых компаний с элементами нерыночного сектора экономики, подсистемой правления региональным развитием.

Позиционирование проблемного спектра реализации консалтинговых услуг в нерыночном секторе экономики и системе регионального управления в пространстве характеристик предмета консалтинга и сферы деятельности предприятий-реципиентов позволил установить, что значительную роль играют задачи совершенствования научно-методического, организационного и мотивационного обеспечения процессов взаимодействия субъектов региональной экономики. Таким образом, направления научного поиска, имеющего целью совершенствование механизма активизации консалтинга в нерыночном секторе региональной экономики, определяются соответствующими ориентирами: необходимостью разработки и научного обоснования системы поддержки консалтинга, синтеза организационной структуры и формирования правил взаимодействия элементов и подсистем в процессах реализации услуг консалтинга.

Перспективной организационной формой активизации консалтинга в региональной системе может выступать региональный консалтинговый центр, интегрирующий усилия действующих в сфере оказания интеллектуальных услуг субъектов по всей совокупности направлений, отвечающих потребностям развития территории. Указанный центр представляет собой действующее в пределах правового поля субъекта Российской Федерации юридическое лицо, имеющее организационно-правовой формой коммерческое объединение

(ООО, ЗАО и т.д.) или некоммерческое партнерство (объединение, союз, ассоциация), оказывающее интеллектуальные услуги рыночным и нерыночным объектам, направленные на совершенствование их хозяйственной деятельности.

Следует заметить, что в силу специфики ресурсного потенциала и экономического опыта, для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации консалтинговых услуг, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Кроме традиционного анализа состояния экономики региона, необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований как состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта ( в том числе и межрегионального).

Поскольку потребность всегда превышает спрос, количество потребителей различного вида услуг значительно больше числа способных оплатить рыночную их цену. То есть, речь идет о вовлечении в потребление данного продукта участников нерыночного сектора экономики, основная функция которого «.. .заключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения «цены предложения» над «ценой спроса» [3]. Учитывая обусловленную данным фактом существующую непривлекательность указанного нерыночного сегмента для частных компаний и, соответственно, отсутствие какого-либо значимого опыта функционирования предприятий сферы услуг, можно констатировать наличие, с одной стороны, потребностей, а с другой - отсутствие адекватных форм их удовлетворения.

Выходом из создавшейся ситуации может стать разработка специального механизма взаимодействия основных участников нерыночных отношений, обеспечивающего интеграцию частного сектора экономики в указанную сферу, с одной стороны, и проникновение участников нерыночных отношений в рыночные, с другой.

Литература

1. Попов В.М., Ляпунов С.И., Филиппов В.В., Медведев Г.В., Современные бизнес-технологии, М., «Кнорус», 2006 г., с. 91. Электронный текст Аудиторско-консалтинговая фирма Ремида. http://www.remida.ru.

2. Васильев Г.А., Деева Е.М., Управленческое консультирование: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 (Менеджмент организации), М., «ЮНИТИ-ДАНА», 2004 г., с. 19-20.

3. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Элективное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов экономических специальностей. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. - 224с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.