_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
Список использованной литературы:
1. Адаев Б.М., Лобашев В.Д. Тенденции развития систем профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №4. - С. 3-7.
2. Кармин А. С., Бернацкий Г.Г. Философия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
3. Новиков А. Н. Методология образования. - 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
4. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2008. - 512 с.
© Вилкова И.А., 2016
Разуваева Олеся Олеговна
магистрантка псих.-пед.ф-та по направлению
«Психологическое консультирование в образовании»,
ВГПУ, г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,
г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена изучению специфики конкурентоспособности и учебно-профессиональной мотивации студентов «помогающих» специальностей - медиков и психологов, к квалификации и конкурентоспособности которых современное общество предъявляет высокие требования. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования мотиваторов, демотиваторов учебной деятельности студентов, конкурентоспособности, стрессоустойчивости и отношения к профессиональному будущему, позволяющие более эффективно выстраивать учебный процесс.
Ключевые слова
Учебно-профессиональная мотивация. Конкурентоспособность. Студенты-психологи, студенты-медики
Современное общество предъявляет высокие требования к квалификации и конкурентоспособности представителей, так называемых, «помогающих» профессий - медицинских работников в и психологов. На сегодняшний день работодатели столкнулись с острой нехваткой конкурентоспособных молодых специалистов, в свою очередь, уровень подготовки выпускников не всегда отвечает их требованиям. Задача, стоящая перед вузами - создать эффективную образовательную среду для формирования конкурентоспособной личности. Сегодня новые стандарты переводят систему образования в русло профессиональных компетенций будущего специалиста.
По мнению Е.Л.Холодцевой, конкурентоспособность личности представляет собой разноуровневое личностное образование, которое связывает индивидуально-психологические черты личности с качественными показателями рабочей силы и определяет уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность проявляется в профессиональной деятельности как способность прогнозировать, структурировать свою деятельность и использовать возможности для профессионального развития [8]. По мнению С.А. Хазановой, именно конкурентоспособность как интегративное свойство личности,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
обеспечивает выпускникам более высокий профессиональный статус и устойчивую рейтинговую позицию на отраслевом рынке труда, а также спрос на профессиональные услуги [7].
В. И. Ковалев определяет мотивационную сферу личности как подструктуру, включающую актуальные мотивы и потребности, латентные мотивационные образования (направленность личности, мотивационные установки, интересы). Сама мотивационная-потребностная сфера личности также является латентным образованием, в котором актуальные мотивы проявляются как ситуативные функциональные конструкты, сменяющие друг друга [3]. С точки зрения А. В. Бердыган, ценностно - смысловая характеристика профессиональной мотивации является динамическим образованием. Когнитивная характеристика учебно-профессиональной мотивации отражается в системе категорий сознания представлений и целевых объектов, отражающих принадлежность к определенной профессии, а также стремление к достижению успеха в трудовой деятельности. Эмоциональная характеристика мотивации связана с ростом внутренней мотивации к концу обучения [1]. Г. Е. Смирнова приводит результаты эмпирического исследования специфики учебной мотивации студентов-психологов и ее динамики: у первокурсников выражен мотив овладеть профессией психолога, но представления о ней расплывчаты [5]. За время учебы в вузе у части студентов мотивация снижается, возникают сомнения в выборе профессии. В своих исследованиях Е. П. Кринчик выделяет несколько демотиваторов: дефицит конструктивного диалога педагогов со студентами в процессе учебных занятий; недостаток активных форм обучения; недостаточные условия для профессионального самоопределения студентов [4]. Рассматривая мотивацию учебной деятельности студентов - медиков, Л. Фельдман, приходит к выводу, что для студентов младших курсов большое значение имеет престиж профессии и её значимость для общества. Для старшекурсников важна специализация [6] .
Итак, рассматриваемая тема приобретает новую значимость в связи с реструктуризацией образовательной системы. Целью нашей работы стало исследование конкурентоспособности и учебно -профессиональной мотивации у студентов - психологов и студентов-медиков, - представителей «помогающих» профессий. Контингент исследования составили 30 студентов - психологов и 30 студентов-медиков. Нами была составлена батарея психодиагностических методик: «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной; «Незаконченные предложения» М. Сакса - С. Леви; «Экспресс - диагностика личностной конкурентоспособности»; «Изучение мотивов учебной деятельности» А.А. Реана и В.А. Якунина. Полученные эмпирические данные были обработаны при помощи методов математической статистики (критерий Фишера).
По результатам исследования, наиболее выраженным мотивом учебно -профессиональной деятельности у студентов - психологов является приобретение знаний, что говорит о том, что психологи получают интеллектуальное удовлетворение от изучаемых дисциплин. Медики более ориентированы на овладение профессией, они проявляют больший интерес к профессиональной деятельности, можно предположить, что выбор профессии был осознанным. Это подтверждается результатами методики «Незаконченные предложения», адаптированной нами к задачам исследования, ориентация на профессию более характерна для студентов-медиков [2]. Студенты - психологи, в целом, более ориентированы на самосовершенствование и самореализацию, для них характерна ориентация на достижения, не связанные с профессией. В целом, для медиков характерны более четкие представления о своем профессиональном будущем, чем психологам.
Мы обнаружили различия в выраженности уровня конкурентоспособности: студенты - психологи, в целом по выборке, менее конкурентоспособны, чем студенты медицинского колледжа. Психологам, в целом по выборке, свойственен более низкий уровень стрессоустойчивости, чем медикам.
Результаты эмпирического исследования позволяют более эффективно выстраивать учебный процесс студентов-психологов и медиков для получения высоких результатов в профессиональной деятельности.
Список использованной литературы 1. Бердыган А.В. Динамика профессиональной мотивации студентов / А. В. Бердыган // Научная библиотека КиберЛенинка: (http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-soderzhaniya-professionalnoy-motivatsii-
studentov#ixzz3QKkXlxs0)
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
2. Клепач Ю.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации и тревожности у студентов - психологов и студентов медицинского колледжа/ Ю.В. Клепач, О.О. Разуваева// Известия ВГПУ. 2015. Т. 69. №4.
3. Ковалев В. Искусство мотивации / В. Ковалев - Харьков.: Гармония, 2001. - 64 с.
4. Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е.П. К ринчик // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. - №1.
5. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов психологов / Г.Е. Смирнова // Научная библиотека КиберЛенинка: (http://cyberleninka.m/article/n/razvitie-professionalnoy-motivatsii-studentov-psihologov#ixzz3QKh1aaw0)
6. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента - медика / И.Л. Фельдман (http://psibook.com/articles/osobennosti-professionalnogo-stanovleniya-studenta-medika.html)
7. Хазанова С.А. Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки
http://cyberleninka.ru/article/n7determinanty-i-usloviya-razvitiya-konkurentosposobnosti-spetsialistov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki
8. Холодцева Е.Л. Рыночная ориентация характера конкурентоспособной личности/материалы 2-й международной научной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». http://konfep.narod.ru/holod.htm
©Разуваева О.О., Клепач Ю.В., 2016
Титаренко Елена Викторовна
магистрантка псих-пед. ф-та по направлению
«Психологическое консультирование в образовании»,
ВГПУ, г.Воронеж,РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,
г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена повышенным интересом в обществе к представлений о счастье. Статья посвящена изучению половых различий представлений о дошкольников, содержит результаты авторского эмпирического исследования, в ходе использованы, в том числе, авторские психодиагностические методики.
Ключевые слова
Представления о счастье, дошкольники, половые различия представлений о счастье
Современная психология обращается к малоизученной области - исследование субъективного благополучия, счастья. До сих пор не существует единой концепции счастья, не разработан методический аппарат для его исследования, не смотря на то, что интерес общества к данной тематике ярко выражен: так, например, в 2012 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день счастья, который рекомендуется отмечать ежегодно 20 марта. В 70 -х годах 20 века в рамках «позитивной психологии»,
проблеме счастье у которого