Научная статья на тему 'Сущность и структура процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования'

Сущность и структура процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ / ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ястребова К.А.

В статье представлены актуальные проблемы определения структуры процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования, исследованы различные подходы к построению модели указанного процесса, выявлено, что одним из основных компонентов процесса самоорганизации учебной деятельности студентов является волевой компонент, так как его психологический механизм заключен в изменении смысла действия с обеспечением необходимого побуждения к нему, инициирующего деятельность и поддерживающего ее по ходу осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Ястребова К.А.,

преподаватель математики, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены актуальные проблемы определения структуры процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования, исследованы различные подходы к построению модели указанного процесса, выявлено, что одним из основных компонентов процесса самоорганизации учебной деятельности студентов является волевой компонент, так как его психологический механизм заключен в изменении смысла действия с обеспечением необходимого побуждения к нему, инициирующего деятельность и поддерживающего ее по ходу осуществления.

Ключевые слова

Самоорганизация учебной деятельности, среднее профессиональное образование, структура процесса

самоорганизации, волевой компонент.

Самоорганизацией учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования называют организацию процесса самостоятельного усвоения учебного материала, осуществляемого на психологическом и технологическом уровнях. На психологическом уровне студент организует самого себя, свой индивидуальный опыт (знания, умения, навыки), психические познавательные процессы, эмоционально-волевые характеристики, этические установки и мотивы, т.е. все то, что именуется как «личностные качества». На технологическом уровне студентом решается широкий круг вопросов, касающихся как обеспечения процесса работы средствами современной оргтехники, так и разработки и применения наиболее рациональных способов учебного труда.

Исследователи, анализируя проблему развития навыков самоорганизации у студентов отмечает, что в средних профессиональных учебных заведениях достаточно невысок опыт системного и целенаправленного развития этих навыков. Подобной точки зрения придерживаются Т.И. Артемьева, С.Б. Данияров и Б.Н. Дегтярев, Н.П. Нечаев, П.Н. Осипов. Однако значительная часть исследователей (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова и др.) признают, что самоорганизация в процессе профессионализации личности играет одну из ведущих ролей. Таким образом, становится очевидным, что необходимость самоорганизации учебной деятельности у студентов средних профессиональных учебных заведений имеет достаточный научный интерес.

Наибольший интерес при изучении самоорганизации учебной деятельности представляет личностный подход к процессам самоорганизации в учебной деятельности, его представителями являются Т.А. Губайдулина (1988), Т.А. Егорова (1994), Л.Н. Засорина и В.Д. Петунов (1988), Н.С. Копеина (1984, 1988, 1989), B.C. Мулява и Т.П. Мулява (1983) и др. Авторы считают, что субъект выступает в качестве объекта самоорганизации, а основной акцент делается на его личностные качества (целеустремленность и активность, воля и трудолюбие), которые играют ведущую роль в обеспечении успеха в деятельности, а также на побуждающие мотивы.

Так, Н.С. Копеиной осуществляется рассмотрение самоорганизации как осознанной совокупности мотивационно-личностных свойств, которые согласуются с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результате деятельности. Интегральный фактор самоорганизации, как считает Н.С. Копеина, - это разноуровневые свойства личности, которые объединяют категории самосознания деятельности и определяют стратегию деятельности субъекта. Структура деятельности представлена мотивами, стилем деятельности, самопознанием и пр. По мнению исследователя, необходим учет и внешних факторов самоорганизации - различных техник умственного труда,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

систематичности, регулярности занятий и т.п. Организуя внешние факторы, используя природные, нейродинамические, а также интеллектуальные, характерологические и другие свойства индивида, можно, как считает автор, получить оптимальный варианта самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования.

Процесс самоорганизация учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования имеет определенную структуру. Рассмотрим его особенности.

Различные способы диагностики структуры процесса самоорганизации имеют основой какую-либо модель процесса. Модель ориентировочно-исследовательской деятельности З.А.Решетовой состоит из следующих стадий:

1. Мотивационно-целевой - здесь выделяются цели (предполагаемый результат деятельности).

2. Исследовательской - производится анализ программы исследования (логика, состав и последовательность действий.

3. Стадии ориентировочного планирования - происходит выстраивание плана будущей деятельности.

4. Контрольно-оценочной - контролируется ход реализации плана, оцениваются выполняемые действия на их соответствие нормам, выявляются возможные отклонения.

5. Коррекционной - здесь происходит корректировка в случае обнаружения отклонений от нормы.

Наиболее полно структуру процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе

среднего профессионального образования иллюстрирует модель Я.О.Устиновой, включающая выявление уровней развития функциональных компонентов структуры процесса самоорганизации. Так, в процессе построения функциональной структуры учебной самоорганизации Я.О.Устинова считает необходимым:

1) выяснить цели учебного задания;

2) проанализировать условия учебной деятельности;

3) спланировать ход учебной деятельности;

4) выбрать оптимальные методы, рациональные способы достижения цели учебной деятельности;

5) поэтапно осуществлять учебную деятельность;

6) провести самооценку проделанной работы;

7) проанализировать осуществление учебной деятельности;

8) определить способы совершенствования процесса организации учебной деятельности.

Определяя самоорганизацию и самоконтроль в качестве единства, Я.О. Устинова выделяет ряд этапов

осуществления самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений:

1. Ориентировочно-целевого. Этап предполагает осознание и конкретизацию цели учебной деятельности, после чего осуществляется формулирование цели самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности, осуществляется прогноз их результатов.

2. Теоретико-диагностического. Проводится состояние учебной деятельности и условия ее осуществления, ее текущие результаты. Диагностируются и фиксируются проблемы учебной деятельности, осуществляется теоретический анализ их причин, определяется зависимость результатов учебной деятельности от организации ее процесса.

3. Проектировочно-конструирующего, на котором осуществляется планирование и конструирование процесса учебной деятельности. Здесь определяется содержание самоорганизации и самоконтроля, планируются процедуры самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности и конструируются соответствующие процессы.

4. Технологического. Здесь осуществляется учебная деятельность, организованная определенным образом, при постоянном контроле субъекта учения за ее ходом и результатами.

5. Оценочно-рефлексивного, на котором происходит оценка проделанной работы, формулируются выводы о ее результатах. Критерий оценки - это рефлексивная позиция студента, его отношение к учебе. Также оцениваются перспективы совершенствования форм, приемов, методов учебного труда, а также возможности использования эффективного опыта учебы товарищей, учитывая собственные возможности.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

6. Корректировочного - здесь осуществляется коррекция ошибок, устранение недочетов, определение путей и способов совершенствования учебной деятельности, теоретически осмысливаются и творчески применяются знания, умения и навыки самоорганизации учебной деятельности.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, процесс самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования состоит из следующих составляющих:

1) целеполагания;

2) анализа ситуации;

3) планирования;

4) самоконтроля;

5) коррекции.

Однако исследователь Ишков А.Д. считает, что проверка значимости этих компонентов показывает, что указанные компоненты структуры процесса самоорганизации не отделяют студентов, способных эффективно реализовывать свои цели и планы, от студентов, обладающих противоположными характеристиками и не способных волевым усилием осуществить мобилизацию своих физических и психических сил, чтобы преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели. В связи с этим, Ишков А.Д. предлагает ввести в структуру процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования компонент «волевое усилие», который характеризует умение студента мобилизовать свои возможности и концентрировать активность в нужном направлении.

Психологический механизм волевого усилия заключен в изменении смысла действия с обеспечением необходимого побуждения к нему, инициирующего деятельность и поддерживающего ее по ходу осуществления. Отмечая, что изменение смысла действия приводит к изменению поведения, вслед за Ишковым А.Д., автор В.А.Иванников определяет ряд способов изменения смысла действия:

- посредством изменения значимости мотива или предмета потребности;

- посредством изменения роли или позиции человека;

- посредством предвидения и переживания последствий действия или отказа от его осуществления;

- посредством постановки более конкретных целей и пр.

Как считает Ишкоы А.Д, полученная в результате добавления нового компонента (волевой регуляции) структура самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования будет состоять из:

1) целеполагания;

2) анализа ситуации;

3) планирования;

4) волевого усилия;

5) самоконтроля;

6) коррекции.

По мысли автора, каждый из компонентов структуры процесса самоорганизации может быть рассмотрен в качестве совокупности мини-процессов, которые повторяют по составу и последовательности структуру самого процесса самоорганизации учебной деятельности. Так, например, этап планирования состоит из ряда мини-процессов:

1) Выработать и принять цели процесса планирования.

2) Проанализировать особенности ситуации планирования.

3) Спланировать сам процесс планирования.

4) Применить волевое усилие, направленное на изменение смысла процесса планирования, в результате которого обеспечивается инициация процесса планирования и поддержание его по ходу осуществления.

5) Осуществить самоконтроль процесса планирования.

6) Произвести коррекцию процесса планирования и созданного плана.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Таким образом, самоорганизация выступает в качестве интегративного качества личности студента, необходимость его формирования обусловлена текущей социально-экономической и образовательной системами. Процесс самоорганизации учебной деятельности студента на этапе среднего профессионального образования должен включать, наряду с основными его составляющими, и волевой компонент, поскольку именно он является движущим механизмом, определяющим эффективность всего процесса самоорганизации в целом.

Список использованной литературы

1. Ильина А. В. Содержание понятия «познавательная самостоятельность студентов среднего специального учебного заведения» // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник. - Челябинск, 2006. - Вып. 23 (№ 4). - С. 65-69.

2. ИшковА.Д. Самоорганизация учебной деятельности (в условиях дистанционного обучения) // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МИМ ЛИНК: Выпуск 8 / Науч. ред. С.А.Щенников, В.Н.Голубкин, А.Г.Чернявская. - Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2003.

3. НепомнящийА.В., ЗахаревичВ.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Учебное пособие. - Таганрог: ТРТИ, 1989. - 82 с.

4. Новиков А. М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности // Специалист. - 2005.

- № 4. - С. 3- 10.

5. Паштов Т.З. Организация профессионального саморазвития студентов-будущих учителей // Перспектива

- 2006: Материалы Всероссийский научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2006. - 282 с.

6. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. З.А.Решетовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.31-34

© Ястребова К.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.