Научная статья на тему 'Особенности представлений о счастье у дошкольников'

Особенности представлений о счастье у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титаренко Елена Викторовна, Клепач Юлия Владимировна

Актуальность выбранной темы обусловлена повышенным интересом в обществе к проблеме представлений о счастье. Статья посвящена изучению половых различий представлений о счастье у дошкольников, содержит результаты авторского эмпирического исследования, в ходе которого использованы, в том числе, авторские психодиагностические методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о счастье у дошкольников»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

2. Клепач Ю.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации и тревожности у студентов - психологов и студентов медицинского колледжа/ Ю.В. Клепач, О.О. Разуваева// Известия ВГПУ. 2015. Т. 69. №4.

3. Ковалев В. Искусство мотивации / В. Ковалев - Харьков.: Гармония, 2001. - 64 с.

4. Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е.П. К ринчик // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. - №1.

5. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов психологов / Г.Е. Смирнова // Научная библиотека КиберЛенинка: (http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-motivatsii-studentov-psihologov#ixzz3QKh1aaw0)

6. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента - медика / И.Л. Фельдман (http://psibook.com/articles/osobennosti-professionalnogo-stanovleniya-studenta-medika.html)

7. Хазанова С.А. Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки

http://cyberleninka.ru/article/n7determinanty-i-usloviya-razvitiya-konkurentosposobnosti-spetsialistov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki

8. Холодцева Е.Л. Рыночная ориентация характера конкурентоспособной личности/материалы 2-й международной научной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». http://konfep.narod.ru/holod.htm

©Разуваева О.О., Клепач Ю.В., 2016

Титаренко Елена Викторовна

магистрантка псих-пед. ф-та по направлению

«Психологическое консультирование в образовании»,

ВГПУ, г.Воронеж,РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,

г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена повышенным интересом в обществе к представлений о счастье. Статья посвящена изучению половых различий представлений о дошкольников, содержит результаты авторского эмпирического исследования, в ходе использованы, в том числе, авторские психодиагностические методики.

Ключевые слова

Представления о счастье, дошкольники, половые различия представлений о счастье

Современная психология обращается к малоизученной области - исследование субъективного благополучия, счастья. До сих пор не существует единой концепции счастья, не разработан методический аппарат для его исследования, не смотря на то, что интерес общества к данной тематике ярко выражен: так, например, в 2012 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день счастья, который рекомендуется отмечать ежегодно 20 марта. В 70 -х годах 20 века в рамках «позитивной психологии»,

проблеме счастье у которого

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

которая исследует оптимальное функционирование человека, были предприняты попытки понять феномен счастья.

Именно дошкольники являются наиболее интересной возрастной группой для выявления представлений о счастье, в связи с эмоциональной окрашенностью их мировоззрения, непосредственностью. В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение представлений о счастье дошкольников разного пола. Мы предположили, что представления дошкольников о счастье имеют выраженный эмоциональный характер, девочкам более свойственен «социальный» характер представлений и счастье.

Теоретическую основу исследования составили труды Д.А. Леонтьева [5], И.А. Джидарьян [3], Л.Ф. Обуховой[8], М. Аргайла [1], М. Селигмана [7], а также взгляды И.А. Корепановой и Д.В. Бобриневой [4]. В ходе исследования была составлена батарея психодиагностических методик: опрос «Представления о счастье» (авторский вариант); методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур, в модификации, использующей шкалу счастья) [8]; проективный рисунок «Счастье» (модификация рисуночного теста «Здоровье и болезнь» О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова) [2]. Интерпретация полученных данных по опросу «Представления о счастье» проводилась по следующим параметрам: понятие счастья (эмоциональное, социальное, материальное, натуралистическое представления), представление о самом счастливом человеке и представление о том, как стать счастливым (анализировались 3 категории: нравственная, эгоцентрическая, сфера игры или работы) [4]. В исследовании принимали участие 18 дошкольников МБДОУЛ Детского сада подготовительной группы из них 9 мальчиков и 9 девочек. Все проживают в г. Воронеж.

Для интерпретации результатов были выделены следующие параметры: определение счастья (по 4 категориям: эмоциональное, социальное, материальное, натуралистическое) [4]; представление о самом счастливом человеке; представление о том, как стать счастливым (по трем категориям: нравственное, эгоцентрическое, игра или работа); вектор счастья; уровень самооценки по шкале счастья; содержание представлений о счастье.

Большинство мальчиков (77%) дают эмоциональное определение счастья («радость», «веселье», «смех»); эта же категория оценки счастья представлена у 66% девочек. Социальное определение счастья (семейные и дружеские отношения с людьми) встречается у мальчиков и девочек в 66% и 77% случаев соответственно. Натуралистическое определение (красота, любимое время года) счастья встречается в 22% и 11% случаев соответственно. Материальное определение счастья (получение подарков и т.п.) у испытуемых дошкольников встречается в 11% и 22% случаев соответственно. Мальчики (44%) в качестве счастливых людей чаще называют родителей. В единичных случаях встречается ответ «Наша семья» («потому что все хорошие, дружно живем и богатые»). У девочек так же в качестве счастливых людей называется мама, родители (44%). В единичных случаях самыми счастливыми людьми названы «Человек» («потому что у него все есть»), «клоун» («потому что они развлекают людей и сами веселятся»). Эгоцентрические представления отмечаются в 55% случаев. Нравственные представления встречаются реже - в 33% случаев у дошкольников обоих полов. Ответы, связанные с игрой у испытуемых встречаются редко (22%). Значимым критерием является вектор направленности высказываний («Представления о том, как стать счастливым»).

В основном, представления о том, как стать счастливым у дошкольников, в большинстве случаев имеют эгоцентрический, направленный на себя вектор. Ответ встречается в 66% случаев. Желание сделать счастливыми других встречается лишь в 33% случаев и у дошкольников.

У 77% испытуемых мальчиков и у 88% девочек самооценка по параметру «счастье» имеет высокие значения. У 23% мальчиков и 12% девочек - средний уровень самооценки.

Среди рисунков на тему «Счастье» преобладают изображения, связанных с различного рода отношениями: семейными, дружескими (55% мальчиков и 88% девочек). Дети изображают игры с друзьями, прогулки с родителями, семейные праздники. Все рисунки отражают положительный эмоциональный настрой. 12% испытуемых мальчиков изображают хорошую погоду, 12 % девочек путешествия по морю. Мальчики в единичных случаях на рисунках изображают любимое животное - мальчик с котенком, предметы - робот, любимый праздник - день пограничника. Счастье чаще изображается с помощью ярких и

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

разных цветов - желтого, синего, зеленого, красного. У девочек на рисунках можно встретить более разнообразную палитру цветов.

Таким образом, у девочек преобладают социальные представления о счастье, у мальчиков на первом месте эмоциональные представления о счастье; в представлениях о самом счастливом человеке наиболее распространенные категории мама (родители) у испытуемых дошкольников обоих полов; преобладают эгоцентрические представления; уровень самооценки по шкале счастья у большинства испытуемых дошкольников высокий; изображение счастья связано с социальной сферой. Таким образом, представления о счастье у дошкольников у мальчиков и девочек носят ярко выраженный эмоциональный характер, у девочек, в большей степени, выражены «социальные» представления о счастье. Список использованной литературы

1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - М.: Питер, 2003. - 271с.

2. Васильева О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 352 с.

3. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 272с.

4. Корепанова И.А. Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет / И. А. Корепанова, Д. В. Бобринева // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2010. - № 4. - С. 13-21. - (http://www.psyanima.ru)

5. Леонтьев Д.А. Позитивная психология - повестка дня нового столетия / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - №4. - С. 36-58.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2012. - 442с.

7. Селигман М. В поисках счастья / М. Селигман. - М.: Изд-во Ман, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.

8. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / В.Г. Щур // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В.В. Давыдова - М.: Академия, 1982. - С. 108-114.

©Титаренко Е.В., Клепач Ю.В.,2016

Толкачева Татьяна Александровна

магистрантка псих-пед. ф-та по направлению

«Психологическое консультирование в образовании»,

ВГПУ, г.Воронеж,РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,

г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЮНОШЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена увеличением в последнее десятилетие масштабов девиаций в юношеском возрасте, результатом чего становятся ранняя алкоголизация, наркомания, а также девиации в сфере межполовых отношений. В статье представлены результаты сравнительного эмпирического исследования акцентуаций характера юношей, отбывающих наказание, и законопослушных старшеклассников при помощи комплекса методик, исследующих типы акцентуаций характера,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.