_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вилкова Ирина Анатольевна
аспирант кафедры общей и прикладной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина г. Выборг, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация
В предлагаемом исследовании рассматриваются причины возникновения проблемы реформирования всей системы образования, а также обосновывается необходимость перехода к новым образовательным технологиям в процессе обучения студентов организаций среднего профессионального образования.
Ключевые слова:
Методология, деятельность, организационная культура, проектирование, образовательные технологии, рефлексия, компетенция, личностные и индивидуально-психологические характеристики.
Современное общество стало нуждаться в специалистах, способных мыслить творчески и критически, легко и быстро усваивать и использовать на практике самую разнообразную информацию. «Социум настоятельно требует интенсификации процессов обучения, конкретизации целей-задач систем образования» [1, с. 4]. В частности, в нашей стране, в декабре 2014 года, состоялось заседание Совета по науке и образованию, в рамках работы которого В.В. Путин отметил необходимость изменения структуры образовательного процесса с целью подготовки выпускников, ориентированных на практическую деятельность. В сфере отечественного среднего профессионального образования произошли важные перемены, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта уже третьего поколения. На заседании Правительства РФ, 12 февраля 2015 года, рассматривался вопрос «О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования». Внимание было акцентировано на необходимости использования таких образовательных технологий в процессе обучения студентов, которые позволяли бы реализовать инновационный (компетентностный) подход в образовании, целью которого является подготовка практико-ориентированных специалистов.
Чем же обусловлена такая потребность и почему вообще возникла проблема реформирования системы всего образования?
Во второй половине XX в. в мире произошли изменения, связанные с процессами глобализации. Стремительный рост научно-технического прогресса привел к появлению множества специальностей, т.е. произошло дифференцирование профессиональных областей. Появилось поликультурное общество, не имеющее ранее аналогов в истории, которое стало нуждаться в иной форме организации деятельности. Учение об организации какой-либо деятельности раскрывает понятие «методология». «Методология (от греч. methodos - способ познания, образ действия + logos - слово, понятие, учение) - 1) система принципов, форм и способов организации какой-либо деятельности» [4, с. 236]. Из определения понятия «методология» однозначно определяется ее предмет - организация деятельности. Какое значение для человека имеет деятельность?
Представители классической немецкой философии XVIII-XIX вв. утверждали, что в способности человека к свободной деятельности заключается и реализуется его умение понимать и логически мыслить. Основой развития и человека, и всего человечества, К. Маркс и Ф. Энгельс считали практическую деятельность. Философская антропология XX в. опирается на характеристики человека, определяющие его «родовую» сущность, такие как: одушевленность, социальность и деятельность. Индивид утверждается как существо социальное именно посредством деятельности, реализуя свои задатки и способности. Кроме того,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
деятельность, имеющая осознаваемую цель, отличает человека от животного [2]. В философии деятельность - способ существования человека, а психология рассматривает деятельность как важнейший элемент психики (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) «Наряду с осознаваемой целью в структуру деятельности включают также средства ее достижения, результат и сам процесс» [4, с. 113]. Отечественные психологи определяют деятельность как целостную структуру, состоящую из материально-практических и теоретических операций (процесс познания). Деятельность человека может быть направлена не только на внешнее преобразование действительности, но и на изменение самого себя. С точки зрения системного анализа (или системотехники), который занимает междисциплинарное положение, деятельность можно рассматривать как систему, способную решать сложные технические, экономические, общественные и др. задачи. «Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности» [3, с. 29]. В настоящее время тип формы организации деятельности на разных этапах развития цивилизации определяет понятие «организационная культура».
Профессиональный (научный) тип организационной культуры, начавший свое формирование с XVII в. и имеющий в своей основе письменные труды (методические рекомендации, руководства, учебники, учебные пособия и т.п.), завершил свое существование примерно в середине XX в. Возникновение новой формы организации деятельности обусловлено стремительными изменениями, которые стали происходить в мире в связи с переходом человечества на следующий этап своего развития - постиндустриальный. Таким образом, возник проектно-технологический тип организационной культуры (формы организации деятельности), базирующийся на понятиях: проект, технологии и рефлексия, при этом крупные проекты стали называть программами [3].
Известно, что в организации нуждается не любая деятельность, а деятельность продуктивная, имеющая на выходе объективно или субъективно новый результат. Следовательно, применение методологии необходимо в случае продуктивной деятельности, которой можно назвать образовательный процесс.
В педагогической практике происходит проектирование (целеполагание) образовательных систем, в число которых входит и система развития всего образования. В настоящее время понятие «проект» означает завершенный цикл продуктивной деятельности как отдельного человека, так и нескольких предприятий и организаций, действующих воедино. Рассматривая как проект развитие всей системы образования, необходимо определить, каким образом он может быть реализован. Понятие «технология» перешло из сферы производства в сферу образования и означает: совокупность форм, методов и средств достижения определенной цели. Поскольку технологии являются средством реализации любого проекта, следовательно, система развития всего образования может быть реорганизована с помощью образовательных технологий. Для контроля эффективности продуктивной деятельности необходима «рефлексия» - следующее понятие, которое заключается в систематическом анализе как самого процесса деятельности, так и целей, задач и промежуточных результатов [3].
Итак, динамичность и противоречивость современной жизни не могли не затронуть такую ее важнейшую сферу, как образование. Изменилась форма организации деятельности, что привело к пересмотру учения об организации этой деятельности - методологии, а, следовательно, и к изменениям методологии образования. Методологические основы современного образования, следуя логике нашего исследования, должны сочетать в себе проектирование как процесс определения целей, инновационные образовательные технологии для достижения этих целей и рефлексию для оптимизации этапов образовательной деятельности.
В новой социально-экономической ситуации, которая возникла в нашей стране, приоритетом становится развитие средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется наиболее раннее осознание обучающимися своего призвания в жизни, происходит опережающее освоение как общих, так и профессиональных компетенций.
Грамотно организованная последовательность внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения студентов колледжа будет способствовать развитию их личностных и индивидуально-психологических характеристик, которые являются главными субъективными факторами успешности овладения профессией.
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
Список использованной литературы:
1. Адаев Б.М., Лобашев В.Д. Тенденции развития систем профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №4. - С. 3-7.
2. Кармин А. С., Бернацкий Г.Г. Философия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
3. Новиков А. Н. Методология образования. - 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
4. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2008. - 512 с.
© Вилкова И.А., 2016
Разуваева Олеся Олеговна
магистрантка псих.-пед.ф-та по направлению
«Психологическое консультирование в образовании»,
ВГПУ, г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,
г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена изучению специфики конкурентоспособности и учебно-профессиональной мотивации студентов «помогающих» специальностей - медиков и психологов, к квалификации и конкурентоспособности которых современное общество предъявляет высокие требования. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования мотиваторов, демотиваторов учебной деятельности студентов, конкурентоспособности, стрессоустойчивости и отношения к профессиональному будущему, позволяющие более эффективно выстраивать учебный процесс.
Ключевые слова
Учебно-профессиональная мотивация. Конкурентоспособность. Студенты-психологи, студенты-медики
Современное общество предъявляет высокие требования к квалификации и конкурентоспособности представителей, так называемых, «помогающих» профессий - медицинских работников в и психологов. На сегодняшний день работодатели столкнулись с острой нехваткой конкурентоспособных молодых специалистов, в свою очередь, уровень подготовки выпускников не всегда отвечает их требованиям. Задача, стоящая перед вузами - создать эффективную образовательную среду для формирования конкурентоспособной личности. Сегодня новые стандарты переводят систему образования в русло профессиональных компетенций будущего специалиста.
По мнению Е.Л.Холодцевой, конкурентоспособность личности представляет собой разноуровневое личностное образование, которое связывает индивидуально-психологические черты личности с качественными показателями рабочей силы и определяет уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность проявляется в профессиональной деятельности как способность прогнозировать, структурировать свою деятельность и использовать возможности для профессионального развития [8]. По мнению С.А. Хазановой, именно конкурентоспособность как интегративное свойство личности,