Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВЕЩАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВЕЩАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / АУДИТОРИЯ / БРЕНД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байков Евгений Александрович, Мантров Глеб Владиславович

В статье актуализирована тенденция возрастания конкуренции на рынкемедиаиндустрии в условиях цифровой экономики. Рассматриваются особенности конкурентной борьбы телеканалов и интернет-ресурсов за правоосвещать спортивные события. Приводится сравнение бизнес-моделейтелевизионных и стриминговых компаний, их достоинств и недостатков.Анализируется рынок медиаиндустрии с учетом современных тенденцийразвития цифровых технологий. Обосновываются конкурентные преимущества, способы привлечения аудитории и перспективы развития основных акторов на рассматриваемом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION FEATURES OF TRADITIONAL TELEVISION AND STREAMING PLATFORMS IN THE FIELD OF SPORTS BROADCASTING

The article substantiates the tendency of increasing competition in the mediaindustry in the digital economy. The competition between TV channels andInternet resources for being entitled to cover spor ting events is considered.Business models of television and streaming companies are compared, as wellas their advantages and shortcomings. The media industry market is analyzedconsidering current trends in digital technologies. Competitive advantages, waysof attracting audiences, and prospects for the development of the main actors inthe market are justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВЕЩАНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВЕЩАНИЯ

COMPETITION FEATURES OF TRADITIONAL TELEVISION AND STREAMING PLATFORMS IN THE FIELD OF SPORTS BROADCASTING

УДК 339.137.2 DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-91-98

БАЙКОВ Евгений Александрович

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор военных наук, профессор, evgeny7430@yandex.ru

BAIKOV, Evgeny Alexandrovich

Professor at the Department of Management of the Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, St. Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Military Sciences, Professor, evgeny7430@yandex.ru

МАНТРОВ Глеб Владиславович

магистрант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, gmantrov98@mail.ru

MANTROV, Gleb Vladislavovich

Master's student, St. Petersburg State University of Film and Television, gmantrov98@mail.ru

Аннотация.

В статье актуализирована тенденция возрастания конкуренции на рынке медиаиндустрии в условиях цифровой экономики. Рассматриваются особенности конкурентной борьбы телеканалов и интернет-ресурсов за право освещать спортивные события. Приводится сравнение бизнес-моделей телевизионных и стриминговых компаний, их достоинств и недостатков. Анализируется рынок медиаиндустрии с учетом современных тенденций развития цифровых технологий. Обосновываются конкурентные преимущества, способы привлечения аудитории и перспективы развития основных акторов на рассматриваемом рынке.

Ключевые слова: телевидение, стриминговые платформы, конкуренция, конкурентные преимущества, бизнес-модель, аудитория, бренд.

© Байков Е. А., Мантров Г. В., 2021.

Abstract.

The article substantiates the tendency of increasing competition in the media industry in the digital economy. The competition between TV channels and Internet resources for being entitled to cover sporting events is considered. Business models of television and streaming companies are compared, as well as their advantages and shortcomings. The media industry market is analyzed considering current trends in digital technologies. Competitive advantages, ways of attracting audiences, and prospects for the development of the main actors in the market are justified.

Key words: television, streaming platforms, competition, competitive advantages, business model, audience, brand.

В современной экономике конкуренция является одной из основных движущих сил развития отраслей и предприятий, в том числе и сферы медиаиндустрии. При этом особое значение конкуренция приобретает для успешного функционирования и развития практически всех организаций медиасферы в условиях становления цифровой экономики в нашей стране. В связи с этим, чтобы успешно соперничать с конкурентами на медиарынке, необходимо иметь четкое представление о своих возможностях, преимуществах и сильных сторонах, грамотно их использовать в конкурентной борьбе с использованием самых современных цифровых и информационных технологий [1].

Конкурентное соперничество характерно практически для всех отраслей и секторов медиаиндустрии. Но с особой остротой оно проявляется в противостоянии предприятий телеиндустрии, а также в соперничестве телеканалов с принципиально новыми конкурентами на рынке - стриминговыми компаниями (видеостриминговыми сервисами)1, инновационным порождением цифровой экономики. При этом соперничество происходит во всех видах деятельности указанных акторов, в том числе и такой специфической сфере как спортивное вещание [2].

Спорт сегодня в силу объективных и субъективных обстоятельств не на пике популярности. То же касается и спортивного телевидения. Но его любителей по-прежнему чрезвычайно много, и они заслуживают высококачественного продукта.

Еще до недавнего времени ситуация с освещением спортивного сегмента выглядела следующим образом: всякий раз, когда зритель хотел посмотреть спортивную передачу, он включал телевизор и его вниманию предлагалось несколько спортивных каналов. В разные годы неизменно появлялся монополист. Долгое время им был телеканал «НТВ-Плюс». Свои каналы имелись и у холдинга ВГТРК («Россия 2», «Спорт 1»). Между ВГТРК и «НТВ-Плюс» велась серьезная конкуренция. Наконец, в 2015 г. произошло грандиозное слияние «НТВ-Плюс», «России 2» и АНО «Спортивное вещание», в результате чего образовался телеканал «Матч ТВ». Медиа-холдинг «Газпром-медиа» обеспечил финансирование этого проекта, была проведена дорогостоящая рекламная кампания. Канал заполучил производственную базу, позволяющую освещать спортивные события любого уровня сложности, но результаты оказались, мягко говоря, не блестящими. Со скандалом уходили сотрудники, руководство принимало

1 Видеостриминговый сервис - платформа, обеспечивающая потоковую трансляцию различных событий в режиме реального времени. Указанные сервисы являются медиаиздателями и способом распространения видеоконтента [3].

не всегда верные решения, финансирование урезалось, развивался кризис идей.

Сегодня видим другую, более любопытную картину. Никуда не делся и продолжает «не блистать» «Матч ТВ». Крупнейшие соревнования, такие как Олимпиада, чемпионаты мира и Европы показывают «Первый канал» и «Россия 1». Есть альтернативные каналы по типу «Eurosport». Даже на региональном телевидении что-то показывают. Однако появились и другие игроки в сфере спортивного вещания.

В 2019 г. зародился «OKKO Спорт», и это можно смело назвать новым словом в вехе российского спортивного телевещания. С того момента спорт стало возможным смотреть не только по телевизору, но и на стриминговой площадке.

В апреле того же года абсолютный и безоговорочный монополист «Матч ТВ» неожиданно лишился одного из главных активов -чемпионата Англии по футболу. Моментом, когда главный спортивный канал откровенно потерял бдительность, удачно воспользовался «Rambler Group». Главный спортивный телеканал страны планировал снизить стоимость прав на показ Английской премьер-лиги с 6,5 до 5,5, млн евро по аналогии с прошлыми сезонами, полагая, что конкурентов у него не будет. Однако конкурент вдруг объявился и сделал представителям Туманного Альбиона предложение, от которого они не смогли отказаться. «Rambler Group» выложил семь миллионов евро за сезон и в итоге получил контракт сразу на три года [4]. Чуть позже «Яндекс» за шесть миллионов долларов приобрел права на трансляцию НХЛ. Так что именно 2019 г. является точкой отсчета, когда телевидение и Интернет начали конкурировать за спортивный сегмент. В первую очередь от этой конкуренции должен выигрывать зритель.

А пока необходимо оценить состояние противоборствующих сторон, их продукты, сильные и слабые стороны и выявить дальнейшие перспективы.

Но прежде, чем оценивать, необходимо сделать одно важное уточнение. В связи со сложностями технического характера, спецификой,

дороговизной, а главное, особенностями текущего момента сегодня какая бы бизнес-модель не применялась, спортивный канал будет убыточным. Тот же «Матч» не может существовать без дотаций, интернет-ресурсы, несмотря на покровительство могущественных финансовых структур, также несут серьезные убытки. Причин этому масса, но одна из них, причем весьма весомая, позволяет заключить, что в основном существуют две категории знаковых фигур, которые занимаются этим бизнесом. Первые, как А. Б. Миллер, просто очень любят спорт. Вторые, как Г. О. Греф, тоже любят спорт, но сумели еще найти потенциальную выгоду, которую он может приносить.

Во многом убыточность спортивного телевещания связана с тем, что основная доля зрителей привыкла не платить за спортивные трансляции. Если события, которые они хотят посмотреть, не показываются по общедоступному каналу, то они либо воспользуются пиратскими сервисами (это очень серьезная проблема и не только для России), либо не станут смотреть вовсе. В то же время у молодого поколения успешно протекает процесс принятия и освоения системы «подписок». Молодые люди при условии стабильного финансового положения готовы платить за просмотр, прослушивание, прочтение. Система «подписок» гораздо лучше развита у стриминговых сервисов, и это их первое преимущество перед телеканалами. Их приложения гораздо удобнее, есть возможность смотреть несколько матчей одновременно, с разных устройств, перематывать игру, ставить на паузу, выбирать звуковую дорожку или включать интершум. Телевидение всего этого на данный момент предоставить не может. Правда, их подписки дешевле, но гораздо важнее насколько оригинальным и качественным является продукт, и здесь Интернет развивается стремительнее. Продукт должен быть уникальным, иметь красивую «упаковку» и постоянно совершенствоваться как в творческом, так и в технологическом плане. Любители спорта могут отдать предпочтение в пользу более дешевого варианта, если две платформы предлагают

одинаковые или похожие продукты сопоставимого качества. Но если у одного канала есть уникальный продукт, которого нет у других - в случае со спортивным телевидением это в первую очередь права на трансляции - и обладатель этого продукта делает его на высшем уровне, то даже высокая цена не должна становиться преградой для зрителей. В 2019 г., когда «Матч ТВ» упустил футбольную Английскую премьер-лигу, произошел существенный отток аудитории. И хотя подписка на «ОККО спорт» гораздо дороже, за счет штучности товара, качества исполнения и самосовершенствования, они выигрывают и имеют своего лояльного зрителя. Конечно, все, что происходит с «ОККО», было бы невозможно без участия «Сбера». «ОККО» даже не зарабатывает на рекламе - они не работают по модели ЛУОБ1 [5] - и это преподносится как одно из главных преимуществ сервиса перед телевидением. «Сбер» может позволить себе вкладываться в тот же «ОККО спорт», думая не о доходах здесь и сейчас, а мысля в долгосрочную перспективу, согласно которой зрители «ОККО» являются частью всей экосистемы и потому будут использовать и другие сервисы компании. У «Сбера» это и банк, и такси, и еда, и многое другое. По сути «ОККО спорт» является для «Сбера» маркетинговым активом и способом привлечения аудитории (работа экосистемы подразумевает убытки в чем-то одном и заработок в другом). У «Матча» совсем другая ситуация. «Газпром-медиа» просто не может выстраивать стратегию аналогичным образом. Отсюда и разница в продуктах. Сотрудники, работающие в «ОККО», имеют большую творческую свободу, потому что не настолько обременены рейтинговыми показателями. Это не значит, что в «ОККО» совсем не думают о рейтингах, но очевидно, что уровень давления иной, нежели на «Матче». Продукты «ОККО» не просто уникальны, они представляют интерес для большого количества людей. В первую очередь это Английская

премьер-лига, за которой в нашей стране следят примерно 18 миллионов человек [7]. Оформивших подписку среди них не наберется и миллиона, но потенциальная аудитория выглядит значительно. С этой позиции очень неоднозначным выглядело решение «ОККО спорт» приобрести права на показ чемпионата высшей футбольной лиги Северной Америки -MLS (Major Soccer League). Но неоднозначным оно выглядело только для тех, кто не знает, что турнир проходит по системе «весна-осень» и отлично подходит для того, чтобы заполнить летнюю паузу, когда ведущие европейские чемпионаты отправляются в отпуск. Еще один отличный маркетинговый ход. У «Матча» тоже был похожий опыт с чемпионатом Белоруссии в момент пандемии, но это решение было одномоментным и не имело никакой перспективы. В пандемию «ОККО» также осуществил плавный переход на стратегию развития, подразумевающую переход к годовым подпискам (ранее они были сезонными). Вообще этот непростой период показал еще одну существенную разницу между стриминговыми платформами и телеканалами. Спортивный сегмент сам по себе крайне узок, и на период, когда в течение трех недель не проводились никакие соревнования, вещатели должны были подстроиться и как-то заполнять эфирную сетку. «Матчу» пришлось показывать старые фильмы, которые они демонстрируют до сих пор будто по инерции, и повторы соревнований. В это время «ОККО спорт», не обремененный необходимостью обязательно что-то показывать, произвел технологические обновления, а зрители могли просто смотреть кино на той же площадке. Сервис безусловно востребован, благодаря контенту, и он не зациклен на футболе, понимая, что постепенно нужно создавать универсальную спортивную платформу. Помимо футбола, в «ОККО Спорт» добавились соревнования по боям без правил ММА (промоушен Bellator), теннисные турниры ATP 250 и финалы кубка

1 AVOD (Advertising VOD): модель видео по запросу, при которой провайдер сервиса не взимает денег с пользователя за просмотр видео, но размещает видеорекламу перед, во время и (или) в конце просмотра видеоконтента [6].

петербургский экономическии журнал

№ 2

2021

94

Дэвиса [8]. Преимуществом сервиса также является программа лояльности. Чем дольше человек пользуется сервисом, тем меньше он платит.

Что до «Матч ТВ», то изначально бренд заявлял о себе как о главном спортивном канале страны с трансляциями, программами, аналитикой. Его конкурентным преимуществом был упор на спортивные программы. Руководители канала говорили, что в отличие от своих предшественников (имелся в виду канал «Россия 2») «Матч» не будет заполнять эфирную сетку кинофильмами и передачами, не имеющими ничего общего со спортом, и полностью сконцентрируется на выбранном сегменте. Однако сейчас очевидно, что канал меняет свою стратегию. Все чаще на нем показываются классические спортивные боевики прошлого века, программы и отечественные сериалы, не имеющие к спорту никакого отношения. Бренд ежесезонно видоизменяется, но, кажется, не в том направлении, в каком ожидали любители спорта, надеявшиеся, наконец, получить единый и классный канал о спорте. Понятно, что в спортивном сегменте не так много событий, рейтинги которых сопоставимы с самыми популярными программами. Среди них выделяются разве что Олимпиада, чемпионаты мира и Европы (в первую очередь по футболу) и знаковые события из мира единоборств - все. На длинной дистанции даже чемпионат России по футболу - самый рейтинговый турнир в стране - проигрывает конкуренцию неспортивным программам. Но не рейтинги должны ставиться во главу угла при создании спортивного телевидения. Если руководствоваться только рейтингами, то спортивный канал вообще не нужен, а наиболее зрелищные соревнования можно просто оставить за «Первым» и «Россией 1».

Многие объясняют деградацию «Матча» отсутствием конкуренции за спортивный сегмент на телевидении. После слияния соперничавших «НТВ-плюс» и каналов ВГТРК, «Матч ТВ», по сути, остался каналом монополистом, которому было не с кем конкурировать. Итогом этого безмятежного для руководителей «Матча» времени стали последние решения,

которые иначе, чем попыткой угнаться за рейтингами неспортивных каналов, не объяснить. На матче теперь показывают шоу «Танцы», сагу о Рокки Бальбоа, «Кровавый спорт», программу для автолюбителей «Главная дорога» и низкопробные сериалы. Благодаря этому, рейтинги канала подросли, но разве этого ждали зрители? Да, на профильных каналах, таких как «Матч Премьер», «Матч Футбол 1», «Матч Футбол 2» и других сериалы не показывают. На них транслируется спорт в большом объеме, но и эти каналы уже сейчас уступают в конкуренции другим ресурсам. «Матч» не показывает Английскую премьер-лигу - второй по популярности у зрителей в нашей стране чемпионат; итальянские и испанские чемпионаты зритель может смотреть бесплатно на «Телеспорте». Зачем сейчас оформлять подписку, предлагаемую «Матч ТВ», вообще непонятно. Разве только, чтобы смотреть российский чемпионат, но ведь «Матч» рискует потерять и его. Летом этого года канал ввел новую услугу - пакет «Суперспорт», который предлагает комплексный набор турниров. Условно говоря, если зритель является фанатом «Формулы-1», то теперь ему придется подписаться и на баскетбол, и на водное поло. Платить за что-то одно не получится. Еще один проигрыш стримингу.

Кстати, о «Телеспорте». У него вообще, пожалуй, самая своеобразная роль в спортивном сегменте вещания. Канал одновременно занимается двумя направлениями, в какой-то мере сталкивающимися друг с другом. Канал перепродает права другим. В первую очередь «Матчу», хотя были соглашения и с «Первым», и с ВГТРК (перепродажа прав на Олимпийские игры в Пхенчхане и в Токио). Но в то же время «Телеспорт» сам тоже реализует приобретенные права и показывает матчи через социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» (у «Телеспорт» стратегическое партнерство с Mail.ru). Трансляции эти бесплатны, а бизнес-модель построена таким образом, что монетизация идет исключительно за счет рекламы букмекерских компаний. Существенным недостатком «Матча» является то, что канал про-

изводит очень мало оригинального контента, а на его главный актив «Тиньков Российскую премьер-лигу» уже не то что заглядывается, а открыто заявляет о намерениях приобрести и чуть ли не со следующего сезона «ОККО спорт». Все, что тогда останется у «Матча»: еврокубки (права до 2024 г.), бундеслига, чемпионаты Франции, Португалии и недавно приобретенный чемпионат Польши (для кого -непонятно). Очевидно, что этого недостаточно для главного спортивного канала страны, да и как долго он сможет сохранять права на показ перечисленных турниров - вопрос открытый. Ведь дело для них усложняется еще и тем, что «Сбербанк» ведет переговоры о вхождении банка в TeleSport Group Петра Макаренко -крупнейшего оператора на рынке спортивного маркетинга в России [9]. Так как «ОККО спорт» принадлежит «Сберу», то в случае, если эта сделка состоится, неизбежно произойдет слияние «ОККО спорт» и «Телеспорта». В таком случае они соберут у себя «Ла Лигу», «Серию А» и Английскую премьер-лигу. На рынке появится новый монополист с приобретенными правами на топовые чемпионаты, и это будет уже не «Матч ТВ» и вообще не телеканал, а стриминговая платформа. Все это может кардинально изменить ситуацию на рынке спортивного телевидения. «Сбер» через ОККО уже хорошо интегрирован в этот процесс: платформа считается второй по популярности у пользователей, уступая лишь ivi. Английская премьер-лига по футболу во многом и стала драйвером роста для ОККО, поэтому вхождение «Сбера» в капитал «Телеспорта» с возможностью интеграции платформ или какой-то иной синергии для бизнеса -понятная и грамотная идея.

Без футбольной Российской премьер-лиги на «Матче» потребуется смена концепции или перестановки в менеджменте. Потеря российского футбола будет считаться провалом действующего руководства субхолдинга.

«ОККО спорт», напротив, строит очень серьезные планы. 2021 г. - последний в трехлетнем контракте НМГ и «Ростелекома» с ИБС (американская промоутерская компания по боям без правил), в 2022-м у «Яндекса» заканчивается контракт с НХЛ. Это главные возможные цели ОККО на ближайшее время. При этом им нужно будет побороться на продление Английской премьер-лиги, права на которую истекают в 2022 г. «Матч ТВ» наверняка будет всеми силами пытаться вернуть права на английский чемпионат, цена на права точно увеличится, но похоже, что у ОККО есть достаточные финансовые ресурсы, и если они с «Матчем» предложат одинаковые цены, то англичане выберут именно ОККО благодаря имеющемуся плодотворному опыту.

Рынок стриминговых сервисов в России показывает хорошую динамику. Не в последнюю очередь за счет борьбы с пиратскими сервисами. Конкуренция между платформами становится все более ожесточенной, а спортивные трансляции - хороший способ нарастить аудиторию. «ОККО Спорт» интегрирует в собственные трансляции специальную цифровую метку, используя технологию УепшаШх. Невидимый для пользователей цифровой знак при сканировании позволяет получить информацию о пирате и мгновенно заблокировать трансляцию [10].

Конечно, несмотря на все очевидные преимущества стримингового сервиса, должно пройти какое-то время, прежде чем аудитория окончательно адаптируется к новым реалиям. Привычка смотреть линейное телевидение сохраняется даже в странах, занимающих передовые позиции в области ОТТ-сервисов1 [5]. Просто за счет продвижения этих сервисов, а также из-за переноса части контента только в ОТТ, на Западе это направление уже набрало популярность. У нас рынок только формируется и продолжает расти.

1 OTT (аббр. от англ. Over the Top) — технология предоставления видеоуслуг через Интернет, предусматривающая доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон) по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи [12].

Растущая популярность онлайн-киноте-атров говорит о том, что все больше людей готовы платить за удобство сервиса. Согласно исследованиям рынка, в первой половине 2020-го выручка ОККО выросла на 127% [11]. Вполне вероятно, что в будущем спорт по большей части уйдет в ОТТ, а телевидение оставит за собой право освещать крупные события - такие как Олимпиада. Но базовое потребление прямых спортивных трансляций и контента около него (интервью, предматче-вые и послематчевые студии, аналитические программы) выглядит гораздо практичнее в Интернете. Персонализация и рекомендации, а также возможности интернет-трансляций, вроде перемотки назад, разметки лучших моментов, дают пользователям возможность настроить сервис под себя, фокусируясь не только на любимых видах спорта или командах, но и на конкретных спортсменах или событиях. То есть зритель сам будет решать не только, какой вид спорта ему смотреть, но и как. У каждого будет возможность настроить трансляцию максимально комфортно и удобно для себя. Именно для спортивного сегмента технологии и политика традиционного телевидения

давно устарела. Больше нет необходимости в какой-то общей площадке. Зрителям должно быть предоставлено право выбора.

Таким образом, как показывает проведенный анализ, конкурентное соперничество характерно для всех отраслей и секторов медиаиндустрии. В условиях цифровой экономики, с появлением принципиально новых информационно-коммуникационных систем, средств и технологий, конкурентная борьба только обостряется. Проявлением этого является противоборство между традиционным телевидением и стриминговыми платформами в области спортивного вещания, в рамках которого происходит перераспределение ролей, финансовых потоков и зрительских предпочтений. Достижение определенной стабилизации в сложившихся условиях гипотетически возможно в результате грамотного использования рыночных механизмов, продуманной политики государственного регулирования и профессиональных действий крупных стейк-холдеров медиарынка. В значительной степени этому процессу может благоприятствовать и осознанная коллаборация ведущих игроков медиаиндустрии в сфере спортивного вещания.

Список литературы

1. Управление конкурентоспособностью организаций сферы культуры в условиях цифровой экономики: монография / А. Д. Евменов, Е. А. Байков, Н. И. Евменова [и др.]; под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГИКиТ, 2019. 232 с.

2. Маркетинг медиаиндустрии: учебник / Е. А. Байков [и др.]; под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГИКиТ, 2019. 440 с.

3. Стриминговые сервисы. URL: https://blog.barnsly.ru/pt/review/audio-stereaming-services-for-audiophilie/ (дата обращения: 05.05.2021).

4. Кузнецов А. Н. Анализ и оценка конкурентной стратегии российского телеканала «Матч ТВ». URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 20.04.2021).

5. Технический директор Okko Спорт - о запуске сложных проектов, пандемии коро-навируса и перспективах. URL: https://news.rambler.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).

6. Окупаемость ОТТ-проектов. Бизнес-модель AVOD. URL: http://broadcasting.ru/ articles2/econandmen/okupaemost-ott-proektov (дата обращения: 05.05.2021).

7. Садылко Д. Okko против «Матч ТВ»: Rambler запускает английскую лигу за €21 млн. URL: https://life.ru/p/1234545 (дата обращения: 20.04.2021).

8. Гетадарян Г. Английская премьер-лига на Okko Спорт - сколько стоит подписка, количество подписчиков - интервью с Михаилом Гершковичем - Чемпионат. URL:

https://www.championat.com/football/article-4230731-apl-na-okko-sport-skolko-stoit-podpiska-kolichestvo-podpischikov-intervyu-s-mihailom-gershkovichem.html (дата обращения: 20.04.2021).

9. Петров А. Сбербанк: сумма сделки с «Телеспортом», аналитика, Российская премьер-лига может уйти с «Матч ТВ» на Okko. URL: https://sport24.ru/news/ football/2021-01-30-sberbank-summa-sdelki-s-telesportom-analitika-rpl-mozhet-uyti-s-match-tv-na-okko (дата обращения: 20.04.2021).

10. Русанов И. «Okko Спорт» начал сотрудничать с Verimatrix. URL: https://telesputnik. ru/materials/companies/news/okko-sport-nachal-sotrudnichat-s-verimatrix/ (дата обращения: 21.04.2021).

11. Боброва Т. Онлайн-кинотеатр Okko отчитался о росте выручки на 96% в 2019 году - до 4,9 млрд рублей. URL: https://vc.ru/finance/102208-onlayn-kinoteatr-okko-otchitalsya-o-roste-vyruchki-na-96-v-2019-godu-do-4-9-mlrd-rubley (дата обращения: 21.04.2021).

12. Телевидение через Интернет. URL: https://gagadget.com/38578-televidenie-cherez-internet-chto-takoe-ott-servisyi-i-pochemu-vam-stoit-nachinat-imi-polzovatsya/ (дата обращения: 06.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.