Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / СТУДЕНТЫ / КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты исследования особенностей конфликтологической компетентности для студентов разных направлений подготовки. На теоретическом уровне подчёркивается значимость изучения конфликтологической компетентности у студентов как специфической способности, обеспечивающей эффективность осуществления их будущей профессиональной деятельности с точки зрения становления и развития межличностных отношений. В результате реализации эмпирического исследования для двух групп студентов, представляющих психолого-педагогическое и физико-математическое направление подготовки, выделена специфика выраженности показателей, отражающих установочный (когнитивный), поведенческий (коммуникативный) и эмоционально-волевой (личностный) компоненты конфликтологической компетентности. Обнаружены различия по индексу дружелюбия, индексу подчинения, стилям поведения в конфликте («соперничеству» и «сотрудничеству») и параметру конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONFLICTO-LOGICAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF DIF-FERENT TRAINING DIREC-TIONS: RESULTS OF AN EM-PIRICAL STUDY

The article presents the results of a study of the students’ conflictological competence features for different training directions. At the theoretical level, the importance of studying students' conflictological competence as a specific ability that ensures the effectiveness of their future professional activities in terms of the formation and development of interpersonal relationships is emphasized. As a result of the implementation of an empirical study for two groups of students representing the psychological-pedagogical and physical-mathematical training directions, the specificity of the expression of indicators reflecting the attitudinal (cognitive), behavioral (communicative) and emotional-volitional (personal) components of conflictological competence is highlighted. Differences in the index of friendliness, the index of subordination, styles of behavior in conflict («competing» and «collaborating») and the parameter of conflictness were found.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

5. Кошелева, А.Н. Понимание юмора как индикатор профессиональной деформации учителя [Электронный ресурс] / А.Н. Кошелева, Д.Д. Польская // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. -С. 363-368. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44271300 (дата обращения: 10.11.2022).

6. Латышев, Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ) [Электронный ресурс] / Ю.В. Латышев: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - М., 2003. - 20 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-yumora-v-sotsialno-informatsionnom-vzaimodeistvii-teoretiko-metodologicheskii-analiz (дата обращения: 10.11.2022).

7. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество [Электронный ресурс] / А.Н. Лук. - М., 1977. - 183 с. - URL: https://bookree.org/reader?file=1351109 (дата обращения: 10.11.2022).

8. Мартин, Р. Психология юмора / Р. Мартин. - СПб., 2009. - 480 с.

9. Мусийчук, М.В. Когнитивные механизмы структуры комического: философско-методологические аспекты [Электронный ресурс] / М.В. Мусийчук: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Новосибирск, 2012. - 32 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/kognitivnye-mekhanizmy-struktury-komicheskogoi-filosofsko-metodologicheskie-aspekty (дата обращения: 10.11.2022).

10. Ульянова, Ю.В. Индивидуально-психологические особенности чувства юмора в профессиональной деятельности социальных работников [Электронный ресурс] / Ю.В. Ульянова: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2012. -26 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/individualno-psikhologicheskie-osobennosti-chuvstva-yumora-v-professionalnoi-deyatelnosti-so https://www.dissercat.com/content/chuvstvo-yumora-kak-faktor-samoaktualizatsii-lichnosti(дата обращения: 10.11.2022).

11. Франкл, В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / В. Франкл. - М., 2016. - 344 с.

12. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд. - М., 2020. - 288 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовске (г. Будённовск)

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей конфликтологической компетентности для студентов разных направлений подготовки. На теоретическом уровне подчёркивается значимость изучения конфликтологической компетентности у студентов как специфической способности, обеспечивающей эффективность осуществления их будущей профессиональной деятельности с точки зрения становления и развития межличностных отношений. В результате реализации эмпирического исследования для двух групп студентов, представляющих психолого-педагогическое и физико-математическое направление подготовки, выделена специфика выраженности показателей, отражающих установочный (когнитивный), поведенческий (коммуникативный) и эмоционально-волевой (личностный) компоненты конфликтологической компетентности. Обнаружены различия по индексу дружелюбия, индексу подчинения, стилям поведения в конфликте («соперничеству» и «сотрудничеству») и параметру конфликтности.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, направление подготовки, студенты, компоненты конфликтологической компетентности.

Annotation. The article presents the results of a study of the students' conflictological competence features for different training directions. At the theoretical level, the importance of studying students' conflictological competence as a specific ability that ensures the effectiveness of their future professional activities in terms of the formation and development of interpersonal relationships is emphasized. As a result of the implementation of an empirical study for two groups of students representing the psychological-pedagogical and physical-mathematical training directions, the specificity of the expression of indicators reflecting the attitudinal (cognitive), behavioral (communicative) and emotional-volitional (personal) components of conflictological competence is highlighted. Differences in the index of friendliness, the index of subordination, styles of behavior in conflict («competing» and «collaborating») and the parameter of conflictness were found.

Key words: conflictological competence, training direction, students, components of conflictological competence.

Введение. На сегодняшний день в условиях перманентной нестабильности общей социальной обстановки значительно возрастает роль человеческого фактора как ресурса стабильности социальной, а с ней - социально-профессиональной среды. Это обусловливает возникновение и предъявление всё новых требований к личностно-профессиональным качествам будущих специалистов на этапе их обучения в вузе.

С введением компетентностного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк [4], А.В. Хуторской [10] и др.), помимо профессиональных знаний, умений и навыков, значимыми для студентов как будущих специалистов становятся характеристики, отражающие содержание профессиональных компетенций, такие как ответственность, высокая мотивация к выполнению профессиональных обязанностей, социальная зрелость, психическая устойчивость, бесконфликтность, развитые эмоционально-волевые качества, самоконтроль, наблюдательность и пр. (Л.Ю. Александрова, А.Ю. Мунши [1], А.С. Лукьянов, М.В. Лукьянова [5], Н.В Симонов [9] и др.).

Студенческий возраст как этап онтогенеза характеризуется сензитивностью для формирования различных социально-профессиональных новообразований, которые на этапе обучения в вузе облекаются, как это понятно, в форму компетентностей. В связи с этим очевидно, что современная ситуация социального развития, с одной (внешней) стороны, и интегративный характер содержания той или иной компетентности, с другой (внутренней) стороны, многократно актуализирует значимость исследования такой специфичной компетентности, как конфликтологическая компетентность, которая рассматривается как способность субъекта в ситуации конфликта осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм межличностного взаимодействия. В этом случае конфликтологическая компетентность становится ключевой компетентностью, значимой для профессиональной деятельности будущего специалиста, определяя её

успешность и эффективность с точки зрения становления и развития межличностных отношений (Т.Э. Белянская [2], Н.Ю. Зыкова, О.А. Иванова [5], А.М. Митяева [6] и др.).

Отдельный интерес вызывают в этом смысле, на наш взгляд, вызывают результаты сравнительного анализа сформированности конфликтологической компетентности у студентов разных направлений подготовки, дифференцированных по предметной специфике их будущей профессиональной деятельности, где она, с одной стороны, условно прямо и непосредственно связана с конфликтологической компетентностью личности (профессии типа «человек -человек»), а с другой - косвенно (факультативно) обеспечивает их результативность (профессии типа «человек - знаковая система»).

Эмпирической проверке предположения о различной конфликтологической компетентности у студентов разных направлений подготовки посвящена данная работа.

Изложение основного материала статьи. Целью эмпирического исследования стало выявление различий в параметрах конфликтологической компетентности у студентов разных направлений подготовки. В качестве значимых параметров для компонентов конфликтологической компетентности, резюмируя теоретический анализ литературы, мы определили следующие [1; 4-6; 9]:

- для когнитивного (установочного) компонента - направленность поведения в межличностных отношениях (доминирование - подчинение; дружелюбие - агрессивность);

- для коммуникативного (поведенческого) компонента - стиль поведения в конфликтной ситуации (конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество);

- для эмоционально-волевого (личностного) компонента - склонность к конфликтному поведению (агрессивность и конфликтность).

Методическое обеспечение для диагностики данных параметров нами реализовано за счёт использования следующих психодиагностических инструментов: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест диагностики стилей поведения в конфликтной ситуации (автор - К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы - Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв). Кроме того, для математико-статистического обоснования гипотезы использован метод сравнения несвязанных выборок (U-критерий Манна-Уитни; программа IBM SPSS Statistics, v. 22.0).

В качестве базы исследования выступило Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь. Диагностический этап исследования реализован в июне 2022 года, аналитический - июле-августе, рефлексивный - сентябре-октябре 2022 г. В исследовании приняли участие группы студентов четвёртых (выпускных) курсов Психолого-педагогического факультета (48 человек) и Физико-математического факультета (43 человека), средний возраст испытуемых на период исследования составил 21,6 л.

Результаты диагностики когнитивного (установочного) компонента конфликтологической компетентности (параметр «направленность поведения в межличностных отношениях») для группы студентов Психолого-педагогического факультета (далее - группа 1) показали, что у 54.2% респондентов отмечается преобладание дружелюбия как основной тенденции, у 22.9% респондентов преобладает эгоизм, у стольких же (22.9%) выражен альтруизм. При этом у 70.1% студентов обнаружен адаптивный вариант тенденции, у 29.9% выявлен промежуточный вариант данной тенденции, при этом дезадаптивной тенденции выявлено не было. Полученные результаты графически представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Представленность параметра «направленность поведения в межличностных отношениях» на

исследуемой выборке

По исследуемому параметру направленности поведения для группы студентов Физико-математического факультета (далее - группа 2) результаты показывают, что в данной группе среди испытуемых в качестве основной тенденции у 48.8% испытуемых преобладает доминирование (причём из них у 76.2% испытуемых выявлен дезадаптивный вариант данной тенденции, у 23.8% студентов отмечается адаптивный вариант данной черты характера по отношению к другим людям). В целом по группе 23.3% респондентов выявлена установка на подчиняемость, у 27.9% респондентов - на агрессивность. Полученные результаты графически также представлены на рис. 1. Заметим, что здесь результаты представлены для наглядности в форме репрезентирующих группы респондентов доминирующих тенденций; для математико-статистической обработки анализируются индексы дружелюбия и подчинения.

Результаты диагностики коммуникативного (поведенческого) компонента конфликтологической компетентности (параметр «стиль поведения в конфликтной ситуации») для группы 1 показывают, что преобладающей формой поведения у 39.6% респондентов является сотрудничество, у 27.1% - выражен компромисс, у 16.7% - соперничество, у 5.4% -избегание, у 11.2% - приспособление. Полученные результаты графически представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Представленность параметра «стиль поведения в конфликтной ситуации» на исследуемой выборке

В группе 2 преобладающей формой поведения в конфликтной ситуации у 46.5% респондентов является соперничество, по 18.6% - у приспособления и избегания, для 9.3% респондентов характерно сотрудничество и для 7.0% - компромисс. Результаты графически также представлены на рис. 2.

Результаты диагностики эмоционально-волевого (личностного) компонента (параметр «конфликтность и агрессивность») показывают, что в группе 1 преобладает наступательность (напористость), неуступчивость. У 60.4% респондентов отмечается преобладание позитивной агрессивности субъекта, у 39.6% - негативной агрессивности. Конфликтность в данной группе выражается в бескомпромиссности, вспыльчивости, что выражено у 47.9% респондентов. Результаты графически представлены на рис. 3.

80

60 50 40 30 20 10

"2.1

60.4 58.1

47.9

39.6 41, У

Группа 1 Группа 2

По arpe

зитивная сспвность

агр

Негативная сспвность

Конфликтно сть

Рисунок 3. Представленность параметра «конфликтность и агрессивность» на исследуемой выборке

В группе 2 для студентов выявлено преобладание мстительности, нетерпимости к мнению других, у 58.1% респондентов выявлена негативная агрессивность субъекта, у 41.9% - позитивная агрессивность. Конфликтность выявлена у 72.1% студентов, что выражается в обидчивости, вспыльчивости и подозрительности. Результаты - также на рис. 3.

В целях обоснования достоверности гипотезы о возможных различиях в параметрах конфликтологической компетентности для студентов разных направлений подготовки мы провели соответствующий сравнительный статистический анализ для обследованных нами групп студентов (использован критерий U-Манна-Уитни, программа IBM SPSS Statistics 22.0). Результаты представлены в таблице 1.

Как видно из табл. 1, значимые различия получены для параметров «индекс дружелюбия» (U=27.5, p=0.019), «индекс подчинения» (U=35.0, p=0.031), «соперничество» (U=12.0, p=0.002), «сотрудничество» (U=9.5, p=0.001) и «конфликтность (U=19.0, p=0.009). Незначимые различия выявлены для поведенческих стратегий избегания, компромисса и приспособления, а также для личностных характеристик позитивной и негативной агрессивности.

Таблица 1

Различия между группами студентов разных направлений подготовки по параметрам конфликтологической

компетентности

Параметр Индекс дружелюбия Индекс подчинения Избегание Компромисс

U-критерий 27,500 35,000 43,500 52,000

р-уровень 0,019 0,031 0,308 0,392

Параметр Соперничество Приспособление Сотрудничество

U-критерий 12,000 58,000 9,500

р-уровень 0,002 0,464 0,001

Параметр Позитивная агрессивность Негативная агрессивность Конфликтность

U-критерий 47,500 69,500 19,000

р-уровень 0,347 0,525 0,009

Видно, что различия относятся к репрезентантам всех трёх компонентов конфликтологической компетентности (когнитивного, поведенческого и эмоционально-волевого). Полученные результаты свидетельствуют о принципиальных различиях между группами студентов, относящихся к разным направлениям подготовки, дифференцированным по предметной области будущей профессиональной деятельности, где конфликтологическая компетентность прямо (либо косвенно) выступает условием её успешности.

Выводы. Рефлексивный анализ полученных результатов позволяет сделать обобщение о том, что для студентов разных направлений подготовки существуют различия в выраженности компонентов конфликтологической компетентности. Так, в группе студентов психолого-педагогического факультета, чья будущая профессиональная деятельность связана прежде всего с отношениями типа «человек - человек», в качестве основной установки в межличностных отношениях (когнитивный компонент компетентности) преобладает дружелюбие, отмечается адаптивный вариант тенденции; преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации (поведенческий компонент компетентности) является сотрудничество; выражена наступательность, преобладает позитивная агрессивность (эмоционально-волевой компонент компетентности); такие студенты обладают готовностью решать конфликты, могут оказать поддержку в конфликтной ситуации, склонны к сотрудничеству и поддержке, способны урегулировать конфликт; можно сказать, что они, в целом, обладают сформированной конфликтологической компетентностью. В группе студентов физико-математического факультета, чья будущая профессиональная деятельность связана прежде всего с отношениями типа «человек - знаковая система», в качестве основной установочной тенденции преобладает доминирование с акцентом на дезадаптивный вариант (когнитивный компонент компетентности); стилем поведения в конфликтной ситуации чаще является соперничество (поведенческий компонент компетентности); превалируют мстительность, нетерпимость к мнению других, выражена негативная агрессивность (эмоционально-волевой компонент компетентности); такие студенты, в среднем, слабо ориентируются в управлении конфликтом, у них снижена способность контроля конфликтной ситуации, её регулирования и предотвращения эскалации; можно сказать, что, в целом, у таких студентов слабо сформирована конфликтологическая компетентность.

Литература:

1. Александрова, Л.Ю. К вопросу о конфликтологической компетентности специалистов / Л.Ю. Александрова, А.Ю. Мунши // Вестник Российского университета кооперации. - 2009. - № 1. - С. 180-185

2. Белянская, Т.Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста [Электронный ресурс] / Т.Э. Белянская // Учёные записки. Научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 3 (55). -С. 220-227. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-studencheskogo-vozrasta (дата обращения: 28.10.2022).

3. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования [Электронный ресурс] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 4. - С. 6-11. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-innovatsionnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 28.10.2022).

4. Зыкова, Н.Ю. Формирование конфликтологической компетентности студентов в условиях реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / Н.Ю. Зыкова, О.А. Иванова // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. - 2019. - № 4. - С. 41-43. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/04/2019-04-09.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

5. Лукьянов, А.С. Эмоционально-личностные предикторы копинг-стратегий у студентов / А.С. Лукьянов, М.В. Лукьянова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9. - № 5-1. -С. 41-49

6. Митяева, А.М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов / А.М. Митяева // Известия ИГУ. Серия «Психология». - 2012. - Т. 1. - № 2. - С. 63-79

7. Симонов, Н.В. Сущность и структура профессиональной компетентности: анализ подходов и определение понятий [Электронный ресурс] / Н.В. Симонов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 1 (64). -С. 186-192. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32809084_14557626.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

8. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. - М., 2013. - 73 с.

9. Яковлева, И.П. Диагностика конфликтологической компетентности студентов в структуре психолого-педагогического мониторинга / И.П. Яковлева, Д.А. Романов, М.Л. Романова // Политематический научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 740-760

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.