ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Манзура Бориходжаевна Юлдашева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация: В статье рассматриваются особенности комплексного планирования. Изучаются основные методы и способы использования основных современных управленческих технологий и возможности моделирования процессов управления в социально-культурной сфере.
Ключевые слова: планирование, бизнес-план, социокультурный менеджмент.
FEATURES OF COMPLEX PLANNING IN MODERN PRACTICE OF SOCIO-CULTURAL MANAGEMENT
Manzura Borikhodzhayevna Yuldasheva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture
Abstract: the article discusses the features of integrated planning. The main methods and ways of using the main modern management technologies and the possibilities of modeling management processes in the socio-cultural sphere are studied.
Keywords: planning, business plan, socio-cultural management.
Для эффективного управления менеджментом учреждениям культуры необходим алгоритм действий, включающий в себя анализ, планирование, кадровую политику, информированность и формирование имиджа[4: 53 с.].
Планирование рабочего времени учреждения культуры непременно обязано руководствоваться правилами деловой культуры учреждения. Прежде чем приступить к разработке стратегических, перспективных и текущих планов, нужно осмыслить миссию учреждения культуры, ценности и приоритетные направления этики сотрудников. Этот процесс возможен, закреплен в независимых документах, выражается как кодекс сотрудников учреждения культуры или концепция учреждения культуры, Устав учреждения культуры. План выступает как система, логичная и подвижная, все разделы плана соответственны и совместимы между собой, его главная задача - достижение поставленной цели.
С другой стороны, каждая область деятельности имеет возможность в будущем стать независимым документом и программой воздействий в рамках стратегии учреждения культуры. Основными элементами современной методологии планирования являются:
1) стратегические процессы (программы планирования) развития учреждения культуры;
2) целевые программы (включающие в себя развитие культуры на государственном и районном уровне);
3) специальные программы, социальные и долгосрочные проекты конкретной территории;
4) государственные задания [3:56 с.].
Рассмотрим особенности составления плана деятельности социально-культурного учреждения на календарный год. Он состоит из разделов, которые в свою очередь составляют «подпланы»:
1. Характеристика (описание базы, или по-другому паспорт) учреждения. Паспорт учреждения культуры должен включать в себя следующую информацию:
- название, месторасположение, организационно-правовую форму, а также ведомственную принадлежность;
- качественно-количественная характеристика ресурсов;
- качественная характеристика показателей деятельности учреждения культуры;
- характеристика внешней среды учреждения культуры;
- рейтинговые итоги.
2. Характеристика деятельности учреждения культуры, в данном документе отражается:
- миссия учреждения культуры, долгосрочные задачи и цели функционирования учреждения культуры;
- проблемные вопросы учреждения культуры, обнаруженные в ходе предшествующего исполнения плана;
- краткую характеристику - рассмотрение показателей работы учреждения культуры за предшествующий творческий сезон, плановый период, за 5 лет [2:12 c.].
3. Цели и задачи на плановый период. В данном разделе указываются цели учреждения культуры, задачи, приоритетные направления работы в течение планируемого периода.
4. План деятельности учреждения. В данном разделе указывается программа с учетом целей и задач плана и установкой важнейших мероприятий, бюджета, их исполнителей.
В современной экономической среде любое учреждение культуры не может существовать без прогноза результатов, процесса планирования, рассмотрения и оценки собственной работы. Модифицировался подход к внутреннему планированию деятельности учреждения культуры, который направлен на поиск конфигураций, методов, наилучших вариантов принимаемых постановлений.
Для взаимосвязи тактических и стратегических целей разрабатывают средние и краткосрочные планы, к числу которых причисляют бизнес-план.
Бизнес-план выступает как основа внутриорганизационного планирования деятельности учреждения культуры, документ, в котором:
- описываются важнейшие курсы деятельности учреждения культуры;
- рассматриваются проблемные вопросы, с которыми возможно сойтись при работе учреждения культуры, способы их предотвращения и предупреждения;
- дается оценка результатов деятельности учреждения культуры, и обусловливается перспектива развития учреждения.
Таким образом, особое место в системе планирования деятельности учреждения культуры занимают бизнес-планы. Бизнес-план представляет собой комплексное обоснование новейшей инвестиционной, коммерческой, научно-технической или иной программы или проекта - формирования новой организации, изучения новой продукции, техники или технологии. Основной целью бизнес-плана является притягивание дополнительного капитала. Задача авторов бизнес-плана является в убеждении вероятных вкладчиков, заимодателей, участников создаваемого учреждения в вопросах конкурентоспособности результата проекта, компетентности составителей бизнес-плана, присутствии рынков реализации, рентабельности и других преимуществах плана.
Бизнес-планирование - это процесс воссоздания и прогнозирования предполагаемых поступков, а также рассмотрение возможности наступления нужных событий и появления желаемых итогов.
Иногда создание бизнес-планирования путают с процессом разработки бизнес-плана, но это не одно и то же. Бизнес-планирование далеко не всегда завершается написанием полноценного бизнес-плана.
Чтобы предполагаемые идеи, расчеты, анализ были доступны не только авторам бизнес-проекта, но всем небезразличным лицам, нужно переместить уведомление о бизнес-проекте в предназначенный формат, стандартную для всех форму. После этих ходов бизнес-план возможно рассматривать как документ, который обладает ценностью, как носитель и транслятор сообщения о бизнес-проекте [1:89 с.].
Из этого следует, что при бизнес-планировании необходимо различать 4 основных пункта:
- объяснение и описание бизнес-идеи;
- сбор нужной информации для разбора бизнес-проекта;
- проведение разборы на осуществимость бизнес-идеи и претворении в жизнь бизнес-проекта;
- подготовка описательного документа.
Важно заметить, что бизнес-планирование выступает основным фактором успеха в бизнес-сфере. Планировать свою деятельность нужно по различным причинам. Часто бывает, что теоретически все ходы организации просчитаны безукоризненно, но экономические аспекты являются основаниями сбоев в реализации бизнеса. Часто ошибочно спланированный результат затрат на производство и реализацию продукта приводит к появлению проблем.
Виды бизнес-планов разнообразны, как и цели, их разработки, но можно обобщить и выделить основные цели разработки любого бизнес-плана:
- обусловить стратегию и нужные ресурсы для достижения поставленных целей учреждения культуры;
- демонстрация заинтересованным лицам перспективности проекта.
Бизнес-планы можно разделить на две категории по целям их
использования:
- бизнес-план для внутреннего использования;
- бизнес-план для представления бизнес-проекта внешним заинтересованным лицам.
Бизнес-план позволяет учреждениям культуры установить жизнеспособность в условиях конкурентной среды, определить перспективные направления для работы учреждения культуры, оценка затрат, связанная с изготовлением и сбытом продуктов учреждения культуры, предсказать уровень прибыли, приобрести финансовую помощь со стороны банка или другого учреждения, учет вероятных рисков и минимизировать утраты. Бизнес-планирование - это процесс показа и прогноза предполагаемых воздействий в работе, а также анализ вероятностей прихода желаемых событий и результатов. В процессе бизнес-планирования необходимо распознавать 4 основных подпроцесса: объяснение и описание бизнес-идеи; сбор нужной информации для рассмотрения бизнес-проекта, проведение разбора на осуществимость и реализуемость; подготовка описательного документа.
Несмотря на допустимое присутствие особых запросов к структуре и содержанию бизнес-плана, имеется целый ряд общих рекомендаций.
При подготовке бизнес-плана нужно предельно урезать употребление информации, составляющей коммерческую тайну проекта, стратегически немаловажно в бизнес-плане учитывать заинтересованность конкретных инвесторов. При разработке плана деятельности учреждения культуры возможно
применять разнообразные способы планирования: оптимизационные, балансовые, нормативные. С их помощью возможно, с установленной степенью вероятности, предсказывать существующие и будущие доходы, реализовывать другие финансовые расчеты. При разработке плана составитель скрупулезно обрабатывает стратегию развития рабочего процесса и досконально прорабатывает его отдельные фазы, периоды и элементы. Данное действие разрешает избежать промахов еще на подготовительном этапе, а в последующем дает вероятность сохранить и силы, и время, и финансы.
Таким образом, в бизнес-плане воссоздают все стороны деятельности учреждения, детально аргументируют направления работы, а также устанавливают способы решения потенциальных вопросов. Бизнес-план рассчитан на перспективу, составлять его рекомендуется на срок от трех до пяти лет. Принимаясь за разработку бизнес-плана, нужно составить полную информацию о конкурентах. Детализация анализа отраслей бизнес-плана обусловливается сложностью рассчитываемого хозяйственного решения, спецификой занятия и размером учреждения. Удачный бизнес-план помогает установить будущее учреждения культуры, график действий при его воплощении в жизнь, источники финансирования, направления использования прибыли.
Использованная литература
1. Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата/ С.Г. Коленько. — Москва: Изд-во Юрайт, 2019. — 370 с.
2. Абаев, А.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров / Под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. - М.: Дашков и К°, 2019. - 433 с.
3. Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. - М.: Вильямс И.Д., 2019. - 752 с.
4. Сафаралиев Б.С., Юлдашева М.Б. PR-технологии в менеджменте учреждения культуры// Вестник Таджикского Национального университета, 2021. № 5, 2021.- 303 с.
5. Сафаралиев Б.С., Юлдашева М.Б. Социально-культурное проектирование : слов.-справ. для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность - Челябинск : ЧГИК, 2020. - 95 с.