Научная статья на тему 'Система стратегического планирования в корпорации'

Система стратегического планирования в корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4624
834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / КОРПОРАЦИЯ / STRATEGIC PLANNING SYSTEM / CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магданов П. В.

В статье рассматриваются вопросы организации в корпорации процесса разработки стратегий и стратегических планов путем внедрения формальной системы стратегического планирования. Представлена модель системы стратегического планирования, которая состоит из трех основных и четырех вспомогательных подсистем. К основным относятся подсистемы принятия решений, управления изменениями и стратегического контроля. К вспомогательным относятся информационно-аналитическая, организационно-кадровая, методологическая подсистемы и подсистема управления стратегическим планированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATION STRATEGIC PLANNING SYSTEM

The article considers the problem of organizing of strategic planning system within a corporation. The author suggests the strategic planning system model which consists of three main and four supporting subsystems. Decision making, change managing and strategic controlling subsystems are the core of the entire strategic planning system. The supporting subsystems are performing the functions of investigation, staffing, organizing and managing the strategic planning process.

Текст научной работы на тему «Система стратегического планирования в корпорации»

____________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА______________________

2014 ЭКОНОМИКА Вып. 1(20)

РАЗДЕЛ IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 338.24

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРПОРАЦИИ

П.В. Магданов, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента, докторант Финансового университета при Правительстве РФ

Электронный адрес: [email protected]

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

В статье рассматриваются вопросы организации в корпорации процесса разработки стратегий и стратегических планов путем внедрения формальной системы стратегического планирования. Представлена модель системы стратегического планирования, которая состоит из трех основных и четырех вспомогательных подсистем. К основным относятся подсистемы принятия решений, управления изменениями и стратегического контроля. К вспомогательным относятся информационно-аналитическая, организационно-кадровая, методологическая подсистемы и подсистема управления стратегическим планированием.

Ключевые слова: система стратегического планирования; корпорация.

Концепция стратегического планирования возникла в 1960-х гг., придя на смену парадигме долгосрочного планирования [3]. К этому времени корпорации настолько увеличили масштаб и степень диверсификации, что методы корпоративного управления, применяемые в тот период, перестали удовлетворять высших руководителей. В 1970-х гг. концепция стратегического планирования стала новой парадигмой управления в диверсифицированных корпорациях [см., напр., 7, 12]. Возникла проблема организации процесса разработки корпоративной стратегии и стратегических планов подразделений корпорации. В конце 1970-х гг. появились первые работы, посвященные проблеме системной организации стратегического планирования в корпорациях [см., напр., 8, 9]. В 1980-х гг. системы стратегического планирования, внедренные в корпорациях, подверглись серьезной критике и были реформированы [5]. Однако потребность в систематической организации процесса разработки и контроля исполнения стратегий и стратегических планов не исчезла. В частности, в корпорации «General Electric» система стратегического планирования неоднократно подвергалась трансформации [11] и, вопреки

мнению Г. Минцберга [10], по-прежнему существует и дает требуемые результаты.

Сегодня стратегическое планирование -сложный процесс, охватывающий все уровни иерархии организации, все бизнес-процессы, которые в ней осуществляются, все подразделения, планы и проекты [1]. Все они рассматриваются в совокупности и каждый из них - в отдельности. Сложность задач по организации этого процесса, анализу результатов деятельности компании, формулированию целей и задач, разработке плана их реализации, его адаптации к меняющимся внешним условиям определяет серьезные требования к стратегическому планированию [6]. Многие российские компании после кризиса 2008-2011 гг. начали заниматься стратегическим планированием, однако, как показали исследования, они испытывают большие трудности с системной организацией данного процесса [2]. Поэтому цель статьи состоит в том, чтобы показать общий подход к организации процесса стратегического планирования в корпорации. В статье представлена модель системы стратегического планирования в корпорации, дано ее краткое описание.

© Магданов П.В., 2014

Рис. 1. Модель системы стратегического планирования

Модель системы стратегического планирования в корпорации

Организация процесса разработки и контроля исполнения стратегий и стратегических планов должна соответствовать современной парадигме стратегического планирования, в основе которой лежат следующие положения [4]:

1. Стратегические управленческие решения. Решения о будущем направлены на устранение имеющихся стратегических проблем и принимаются на основании стратегической логики развития организации с учетом влияния внешних факторов.

2. Управление изменениями. Изменения направлены в первую очередь на модель хозяйственной деятельности. Цели и задачи изменений определяются стратегией развития, в основе которой сценарии развития событий. Процесс управления изменениями реализуется согласно страте-

гических планов, программ и проектов, обучения и мотивации персонала.

3. Стратегический контроль. Предмет стратегического контроля состоит из шести ключевых областей: бизнес-модель, основные возможности, стратегические инициативы, корпоративная культура, мотивация руководства и факторы вешней среды. По результатам стратегического контроля оценивается исполнение стратегических решений, стратегий, планов и проектов.

Сущность современной концепции стратегического планирования в корпорации формулируется так: «стратегические решения -управление изменениями - стратегический контроль». Поэтому система стратегического планирования в корпорации основывается на трех основных подсистемах: принятия решений,

управления изменениями и стратегического контроля. Каждая подсистема выражена специфическими бизнес-процессами.

1. Принятие стратегических решений

2. Управление изменениями

^3. Стратегический' контроль у

Лица, ответственные

за поиск и анализ

проблем

Области

—► возникновения

проблем

Процедуры поиска и анализа проблем

Парадигмы

поиска

проблем

Аналитические процедуры принятия решений

Эвристические процедуры принятия решений

Процедуры коллегиального принятия решений

Стратегический

выбор

Рис. 2. Подсистема принятия стратегических решений 78

Поддержку процессу стратегического планирования обеспечивают информационно -аналитическая, организационно-кадровая, методологическая подсистемы и подсистема управления стратегическим планированием (рис. 1). Соответственно, система стратегического планирования - это совокупность основных и вспомогательных (поддерживающих) подсистем, позволяющих в полной мере реализовывать цели и задачи стратегического планирования1.

1. Подсистема принятия стратегических решений

Уже в 1970-х гг. стало очевидно, что важны не только и не столько процессы планирования, сколько процессы принятия решений, в нашем случае стратегических. Сегодня стратегическое планирование представляет собой комплексный, распределенный по всем уровням организации процесс анализа проблем, подготовки и принятия стратегических решений. Поэтому в системе стратегического планирования (далее -ССП) важное место занимает подсистема принятия решений.

Подсистема принятия стратегических решений представляет собой совокупность правил и процедур выявления и анализа ключевых проблем стратегического развития, подготовки и принятия решений, ориентированных на буду-

щее организации.

Компонентами подсистемы принятия решений являются: совокупность лиц, ответственных за поиск и анализ управленческих проблем, процедуры поиска и анализа проблем, аналитические, эвристические и коллегиальные процедуры принятия решений (рис. 2). В частности, к правилам и процедурам подсистемы принятия решений относятся:

- выявление и обоснование потребностей в новых продуктах;

- оценка потребностей, наем и адаптация высших руководителей;

- определение направлений инвестирования / собирания доходов;

- утверждение стратегии развития, портфеля корпоративных проектов;

- выдача заданий на формирование оперативных планов на основе стратегических планов;

- оценка и отбор инвестиционных проектов;

- выбор объекта для слияния (поглощения)

- определение продуктовых стратегий и ценовой политики и другие.

Группы стратегического лидерства

Ключевые участники деятельности

Внешние и внутренние консультанты

Экспертные группы

Инициаторы

Планирование

сценариев

Стратегирование

Бизнес-

моделирование

Управление рисками

Управление проектами

Проектная

организация

Проектный офис

Процессы Методы

Рис. 3. Подсистема управления изменениями

Портфель Real options

Стратегии

Проекты

Планы и программы

Средства

1 О целях и задачах стратегического планирования см. [3].

2. Подсистема управления изменениями

В 1981 г. Т. Форд определил стратегическое планирование как управление изменениями, как основанный на эмпирических данных и аналитических исследованиях процесс принятия решений, определяющий направление развития предприятия [14]. Тремя десятилетиями позже Д. Фог подтвердил эту мысль: «Стратегическое планирование - это не вещь-в-себе. Его сущность состоит в непрестанных глубоких изменениях внутри организации» [13]. В процессе стратегического планирования определяются стратегические цели и целевая бизнес-модель, инициируются и катализируются перемены в структуре и бизнес-процессах корпорации. Нет смысла разрабатывать стратегии и стратегические планы, если руководители не планируют каких-либо перемен. Добиться решения ключевых проблем развития и перехода бизнеса в качественно новое состояние можно только путем глубоких изменений в структурных и функциональных характеристиках корпорации. Стратегия означает не просто направление развития корпорации, а сущность перемен, которые стремятся осуществить ключевые участники деятельности.

Соответственно, подсистема управления изменениями - это совокупность процессов, методов и средств, посредством которых в рамках процесса стратегического планирования вырабатываются планы, проекты и программы по проведению изменений в структурных и функциональных характеристиках корпорации (рис. 3).

Изменения возникают не сами по себе, к жизни их призывают инициаторы. Инициаторы, а вместе с ними команда руководителей запускают в действие три главных процесса: планирование сценариев, стратегирование и бизнес-моделирование. Планирование сценариев позволяет строить правдоподобные, относящиеся к организации и стратегически альтернативные рассказы, выражающие результаты рассуждений о том, что может случиться в будущем. Используя сценарии, руководители получают гибкий подход к пониманию и построению будущего. Сценарии позволяют руководителям без ограничений видеть будущее и понимать, как множество внешних и внутренних факторов влияет на развитие и выполнение стратегических целей. Сценарий - это интеллектуальная модель развития корпорации во взаимодействии с внешним окружением. В процессе бизнес-моделирования строится или обновляется модель хозяйственной деятельности, или бизнес-модель, организации - это совокупность структурных и функциональных характеристик организации, состав и особенности которых определяются ее предназначением и долгосрочными

целями развития. Стратегирование - это особый вид деятельности руководителей, в рамках которого они совместно вырабатывают систему взглядов на текущее и будущее состояние внешнего окружения, место корпорации в нем, а также совокупность методов и средств, посредством которых корпоративная стратегия будет претворяться в жизнь [11].

Следующей компонентой подсистемы управления изменениями выступает методология управления рисками и управления проектами, а также проектная организация всей деятельности по стратегическому планированию и организационно обособленный проектный офис. Управление рисками представляет собой процесс, который, будучи примененным к стратегическому управлению и планированию, направлен на обеспечение уверенности в достижении стратегических целей путем выявления и контроля факторов риска с учетом приемлемого уровня совокупных рисков. Управление проектом - это набор инструментов, технологий и знаний, применение которых позволяет инициировать, разрабатывать и реализовывать проекты. Управление проектами можно понимать и как процесс применения знаний, навыков, методов и средств и технологий к проектной деятельности, направленной на реализацию стратегических целей и задач. Применение методологии управления проектами требует особой, проектной организации всего процесса управления изменениями в рамках стратегического планирования. В корпорации из числа ключевых участников деятельности создается проектный офис. Его ключевая роль состоит в организации и управлении процессом стратегического планирования на всех уровнях корпоративной иерархии, а также в управлении изменениями, которые планируется для достижения стратегических целей и задач.

Проектный офис стратегического планирования является временной структурой, создаваемой для реализации проекта по разработке корпоративной стратегии и стратегических планов стратегических хозяйственных центров (далее - СХЦ) в соответствии с годовым планом-графиком деятельности высших органов управления корпорации. Необходимость создания проектного офиса состоит в том, чтобы вовлечь в плановый процесс высших руководителей, собственников, внешних участников, специалистов и представителей других заинтересованных сторон, которые могут повлиять на разработку и исполнение стратегии развития. Создание проектного офиса отражает принцип «руководители и есть плановики»: руководители должны сами определять сущность стратегий и стратегических планов.

В состав проектного офиса, помимо высших руководителей и представителей собст-

венников целесообразно включить руководителей среднего и низшего звена, внутренних и внешних консультантов, ведущих инженеров и технологов, дизайнеров, маркетологов и других специалистов, которые могут выявлять стратегические проблемы и предлагать способы их решения. Не следует допускать, чтобы проектный офис был дубликатом одного из высших органов управления. В крупнейших корпорациях возможно создание постоянно действующего коллегиального органа, который осуществляет контроль над процессом стратегического планирования и проведением внутрифирменных преобразований. Так, Дж. Имелт, придя в 2001 г. к руководству корпорацией «General Electric», создал два новых рычага корпоративного управления для обеспечения процесса стратегического планирования - Коммерческий совет и Операционный совет. Первый оценивал стратегии роста и рассматривал предложения от руководства СХЦ по расширению бизнеса. Последний занимался вопросами продуктового управления, поставок, управления качеством и инвестиционной деятельностью [11]. Руководство проектным офисом лучше поручить руководителю подразделения корпорации, ответственного за стратегическое планирование, либо опытному внешнему консультанту. В его качестве может быть также специалист, имеющий богатый опыт в организации работы проектных команд. Безусловно, руководитель проектного офиса должен хорошо понимать сущность операционной деятельности и бизнес-модели корпорации, а также вызывать уважение со стороны членов команды и других участников проекта.

Результатом функционирования подсистемы управления изменениями выступают портфель реальных опционов, стратегии (стратегические планы), проекты, планы и программы. Они представляют собой средства и инструменты реализации принятых стратегических решений.

3. Подсистема стратегического контроля

Идея стратегического контроля оформилась на рубеже 1970-1980-х гг. Согласно одному из первых определений стратегический контроль

- это система, которая позволяет руководителям оценивать актуальность стратегии, степень достижения стратегических целей, а также своевременно выявлять проблемные области. Стратегический контроль - это контроль над изменениями ключевых параметров, на основании которых формировались гипотезы, выбирались стратегические альтернативы, определялись цели и задачи, формулировалась корпоративная стратегия. Стратегический контроль дает понимание того, как и почему изменились исходные предпосылки

и ключевые параметры стратегии развития, и как эти изменения повлияли на ее исполнение. Объектом стратегического контроля, т.е. областью оценки исполнения стратегии и стратегических целей, выступает сложная совокупность взаимосвязанных событий и явлений во внутренней среде и внешнем окружении организации, на основании которых определяются ее текущее и перспективное состояние, возможности и потенциал развития [2].

Подсистема стратегического планирования - это совокупность процедур, средств и методов оценки исполнения стратегии, отслеживания изменений во внешней и внутренней средах корпорации, соответствия оперативных целей стратегическим планам, а также своевременной корректировки сценарных условий развития и системы стратегических целей (подсистема стратегического контроля представлена на рис. 4).

Объектом стратегического контроля, т.е. областью оценки исполнения стратегии и стратегических целей, выступает сложная совокупность взаимосвязанных событий и явлений во внутренней среде и внешнем окружении компании, на основании которых определяются ее текущее и перспективное состояние, возможности и потенциал развития. Кроме того, в качестве объекта стратегического контроля рассматриваются внутренние и внешние факторы, которые влияют на направленность и содержание корпоративной стратегии и стратегических планов.

Оценка исполнения стратегии и стратегических планов. Стратегический план (стратегия развития) представляет собой совокупность обоснованных стратегических решений, выраженных с помощью целей, показателей и проектов. Поэтому стратегический план может считаться выполненным, если, при условии исполнения его целей и мероприятий, оказались верными наибольшая часть предпосылок, предположений, прогнозов и оценок, которые стали основой стратегических целей и задач. Если обоснование предусмотренных планом стратегических решений впоследствии было подтверждено наступившими событиями, а сами решения оказались выполненными, то стратегический план считается выполненным. Подчеркнем, что не ключевые показатели являются основанием для оценки степени выполнения стратегии, а фактическое состояние факторов, которые оказали решающее влияние на ее содержание и направленность. Когда выработанные в процессе стратегического планирования предпосылки, предположения, прогнозы и оценки впоследствии оказались в подавляющем большинстве неверными, требуется тщательный разбор.

1. Принятие >стратегических решений

2. Управление изменениями

Мониторинг внешнего окружения

Сценарные условия Макроэко- номика Отрасль, рынок

Клиенты Конкуренты Капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество Технологии

Ключевые

показатели

Оперативные планы и бюджеты

Проекты и программы

Ценности, нормы и стандарты

Отслеживание результатов операционной деятельности

3. Стратегический N. контроль У

X

Оценка исполнения стратегий, планов и проектов

Генеральная цель

Стратегические цели и задачи

Критические факторы успеха

Конкурентные преимущества

Эффективность инвестиций

Рыночная стоимость

Организационное развитие

Стратегические проблемы

Внесение корректив стратегии, планы и проекты

| Концепция развития | \ Корпоративная стратегия \

Портфель корпоративных проектов

Стратегические планы и проекты СХЦ

Операционные и функциональные стратегии

Политики и программы

Стратегические инициативы Бизнес- модель Внешние факторы Основные возможности Мотивация высшего руководства Корпоративная культура

Предмет стратегического контроля

Рис. 4. Подсистема стратегического контроля

Основа стратегического контроля. Для стратегического контроля используются концепция развития, корпоративная стратегия, стратегические планы СХЦ, сценарные условия, отчет о результатах стратегического анализа, прогнозные сценарии, а также совокупность проектов и программ, посредством которых стратегия претворяется в жизнь. В меньшей степени следует сосредоточивать внимание на сопоставлении показателей стратегического финансового прогноза с результатами операционной деятельности. Оценка выполнения плановых показателей, отраженных в карте ключевых показателей деятельности, конечно, тоже имеет большое значение, но его не следует переоценивать. Не следует заменять стратегический анализ оценкой финансовых показателей.

Средства и способы стратегического контроля. Стратегический контроль следует проводить по итогам реализации проектов и программ, направленных на исполнение стратегии. Отдельно следует подводить итоги достижения стратегических целей, поскольку это связано с мотивацией высшего руководства. Целесообразно составлять краткие отчеты о результатах реализации корпоративной стратегии и стратегических планов СХЦ, в которых нужно отражать не только успехи, но и наступившие риски и стратегические проблемы, предвидимые в будущем.

В отношении СХЦ могут применяться такие средства контроля, как аудит и проверка. Аудирование результатов стратегического развития СХЦ может оказаться очень полезным, поскольку линейным руководителям свойственно преувеличивать достигнутые успехи и замалчивать имеющиеся проблемы. Большое значение имеет аудирование при анализе результатов реализации инвестиционных проектов, например по выводу на рынок нового продукта. В этом случае возможно привлечение внешних экспертов и консультантов.

Эффективность процедур стратегического планирования. Эта задача носит для стратегического планирования вспомогательный характер. Но поскольку организация этого процесса опирается на методологию управления проектами, то следует уделять внимание таким аспектам:

- управление процессом стратегического планирования;

- эффективность работы руководителя и членов проектного офиса;

- распределение ответственности между руководителями за исполнение стратегических целей, долгосрочных планов и проектов;

- система вознаграждения руководства и персонала за выполнение стратегических целей, долгосрочных программ и проектов;

- порядок формирования фонда премирования по годовым результатам за счет части стоимости, созданной в результате реализации стратегии;

- процедуры контроля совокупного уровня риска и уровней рисков по зонам ответственности руководителей.

4. Информационно-аналитическая подсистема

Информационно-аналитическая подсистема направлена на обеспечение участников процесса стратегического планирования своевременными, достоверными и актуальными сведениями об изучаемых событиях и явлениях во внешней и внутренней среде корпорации. Информационноаналитическая подсистема - это совокупность информационных технологий, информационных систем, информационных ресурсов, которые позволяют в полной мере реализовать цели и задачи стратегического планирования. Цели и задачи

информационно-аналитической подсистемы не ограничиваются вспомогательными функциями, связанными с простым информированием, выходят далеко за пределы составления форм управленческой отчетности. Информационноаналитическая подсистема стратегического планирования тесно интегрируется с большинством информационных систем, существующих в крупной корпорации. Ее ключевое предназначение состоит в поддержке процесса принятия стратегических решений путем преобразования данных, поступающих из внешней и внутренней среды, в стратегическую информацию. В состав информационно-аналитической подсистемы входят внешние и внутренние источники информации, банк технико-экономических показателей, банк моделей, банк стратегических знаний, система поддержки принятия решений, а также стратегическая информация (рис. 5).

§ £ -О ф

с; к

Информационноаналитическая подсистема

. Методологичес кая подсистема

Внутренние источники информации

Система управленческой отчетности

Система плановоотчетной документации

Планы и отчеты по НИОКР

Экспертные мнения и оценки

Внешние источники информации

Система маркетинговой информации

Отчетность компаний и органов власти

Информационные

агентства

Международные учреждения и организации

Маркетинговые

исследования

Мнения и оценки внешних консультантов

Ш

Л

X ф ф

X 3- н

Ф 3 п

Л

ф

3

ф

&

к

2

I-

К

X

2

&

СЕ

СЕ

О

Л

г

ф

н

о

2

О

Организационно-

кадровая

подсистема

Подсистема

управления

стратегическим

планированием

Стратегическая информация

Потребители Конкурентная среда Рынок, отрасль

Политика Экономика Общество Регулирование

Рынок капитала || Рынки ресурсов || Кадровый ресурс

Бизнес-модель Стратегия Ключевые результаты

Эффективность Репутация Качество товаров

Операции Рынки сбыта Персонал Ценности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные возможности Технологическая позиция

Конкурентная позиция Сильные и слабые стороны

Проблемы и возможности развития Ограничения

Конкуренты: товары, стратегии, действия, эффективность

Факторы конкуренции Тенденции Предложение

Спрос Предпочтения потребителей НИОКР

Барьеры | Привлекательность рынка | Стадия цикла

Модели | Прогнозы || Предположения || Сценарии

Стратегические альтернативы Стратегическая позиция Цели и задачи развития

1. Принятие стратегических решений

2. Управление изменениями

3. Стратегический контроль

Рис. 5. Информационно-аналитическая подсистема

Современные корпорации обладают тем, о чем не могли даже помыслить их предшественницы во время зарождения и становления концепции стратегического планирования, -развитыми информационными системами и технологиями. Именно поэтому в корпоративных офисах 1970-х гг. имелись в наличии информационные бюро, а плановые отделы занимались сбором и обработкой большого объема информации из подразделений корпорации [5]. Появление персональных компьютеров и автоматизированных систем управления изменило облик корпоративных офисов, привело к реорганизации управленческих бизнес-процессов и трансформации парадигмы стратегического планирования [4]. Создание и управление информационными системами представляет сегодня одну из самых важных задач корпоративного управления, решение которой дает возможность собирать, хранить и использовать огромный массив данных и превращать их в стратегическую информацию - данные, прошедшие аналитическую обработку и предназначенные для конкретного и целенаправленного использования в процессе стратегического планирования.

Внутренние и внешние источники стратегической информации. В корпорации формируется и обрабатывается множество самой разной информации, относящейся к производственно-технологическим процессам, маркетингу и сбыту, логистике и т.п. Ее главным источником выступают внутренние информационные системы, осуществляющие сбор и учет первичных данных о фактах производственнохозяйственной деятельности. Внешних информационных источников настолько много, что поиск и отбор требуемой информации представляет собой весьма сложную задачу. Нужно не только ориентироваться в нынешнем бесконечном просторе информации, но и знать, какие информационные ресурсы являются актуальными, достоверными и содержательными.

Банк технико-экономических показателей содержит данные, характеризующие хозяйственную деятельность корпорации в длительном периоде. Данный банк полезен тем, что позволяет быстро изучать ситуацию внутри и вне корпорации. Банк моделей включает в себя основные модели и алгоритмы, посредством которых описывается динамика параметров внутренней среды и внешнего окружения корпорации. В их число входят экономико-

математические модели, имитационные модели, алгоритмы получения экспертных оценок, алгоритмы и методы решения эконометрических задач и подобные им. Финансовоэкономическое моделирование в рамках процесса стратегического планирования опирается именно на содержимое банка моделей. Исследование и прогнозирование динамики рынка и отраслей осуществляется на основе моделей из данного банка. Специалисты по стратегическому планированию находят новые алгоритмы и модели, оценивают их применимость и используют при анализе и прогнозировании внешней среды, разработке финансового прогноза. Банк стратегических знаний охватывает исторические данные о событиях во внешней среде и сведения о том, как социальные, экономические и институциональные субъекты (организации, органы власти, рыночная конъюнктура и т.п.) вырабатывали и осуществляли ответные действия. Банк стратегических знаний представляет собой совокупность информации, которые вырабатывается и непосредственно используется в процессе подготовки и принятия стратегических решений, и выступает одним из элементов системы управления знаниями.

Система поддержки принятия решений (далее - СППР) - это совокупность процедур и программно-технических средств, которые направлены на обработку внешних и внутренних данных и тем самым обеспечивают анализ проблем и подготовку управленческих решений. СППР - гибкая и расширяемая система, которая в процессе средне- и долгосрочного планирования способна обеспечивать лиц, принимающих решения, любой стратегический информацией в произвольной форме.

5. Методологическая подсистема

Методологическая подсистема стратегического планирования направлена на сбор, подготовку и использование стратегической информации в процессе стратегического планирования. С одной стороны, методологическая подсистема превращает первичные данные, получаемые из информационных источников, в стратегическую информацию и затем в стратегические решения. С другой стороны, данная подсистема предоставляет методы и инструменты, посредством которых в корпорации организуется и осуществляется стратегическое планирование.

^Информационно-аналитическая подсистема

Организационнокадровая подсистема

Оценка необходимости в системе СП

Моделирование процесса СП

Внедрение системы СП

Осуществление процесса СП

Система мотивации высшего руководства

Цель проекта: стратегии и стратегические планы

Критерии и ограничения

Области управления проектом

Организационные и технические решения

Методы стратегического анализа

Прогнозирование и предвидение будущего

Методы стратегиро-вания и целеполагания

Бизнес-моделирование

Морфологические

методы

Подсистема управления стратегическим планированием .

Эвристические методы

Аналитические процедуры

Коллегиальное принятие решений

Принятие решений в условиях неопределенности

Ведение переговоров и устранение конфликтов

Методы организации стратегического планирования

Методология управления проектами

Методы стратегического планирования

Методы принятия решений

.1. Принятие стратегических решений / /

2. Управление изменениями

3. Стратегический контроль

Рис. 6. Методологическая подсистема системы стратегического планирования

Методологическая подсистема представляет собой совокупность специальных методов подготовки и использования стратегической информации при принятии стратегических решений, управлении изменениями и стратегическом контроле, а также набор инструментов, посредством которых организуется и осуществляется стратегическое планирование. Группы методов, применяемых в процессе стратегического планирования, представлены на рис. 6.

6. Организационно-кадровая подсистема

В крупных корпорациях требуется особый подход к организации и осуществлению процесса стратегического планирования. В этом аспекте управленческой деятельности корпорации имеют множество отличительных особенностей, определяющих характеристики системы корпоративного управления и системы стратегического планирования, которые интегрированы друг в друга и потому являются взаимодополняемыми. Особенности внутрифирменного управления и планирования корпораций проявляются в процессе внедрения ССП, их невозможно предвидеть заранее, поскольку многие из них связаны с личными качествами высших руководителей. В настоящей

работе рассматриваются качества, общие для всех корпораций. Поэтому при разработке ССП следует выявлять и учитывать специфические характеристики системы корпоративного управления, которые особым образом повлияют на структурные и функциональные параметры процесса стратегического планирования.

Организационно-кадровая подсистема направлена на создание четкого организационного контура стратегического планирования в рамках всех управленческих бизнес-процессов, протекающих на разных уровнях корпоративного управления. Различие между организационно-кадровой подсистемой и подсистемой управления стратегическим планированием состоит в том, что первая обеспечивает структурно-функциональную основу для второй. Иными словами, первая поставляет организационный и кадровый ресурс для второй.

Организационно-кадровая подсистема

- это совокупность организационного и кадрового видов обеспечения, которые позволяют организовать процесс стратегического планирования посредством применения особых организационных форм построения корпорации, создания проектного офиса, оказания консультационной поддержки и поддержания выдающейся философии управления (рис. 7).

Информационно-4

^аналитическая

подсистема

/1етодологическая\ подсистема /

Подсистема управления стратегическим планированием,

Организационнокадровая подсистема

Организационная

культура

Культура оперативного и стратегического планирования и контроля

Принципы стратегического планирования

Обученные

специалисты

Опытные

руководители

Группы стратегического лидерства

Проблемно-ориентированные команды

Внешние консультанты

Внутренние

консультанты

Технические эксперты

Общественные

организации

Акционеры (собственники)

Высшие руководители

Руководители СХЦ

Линейные руководители

Предметные специалисты

Философия

управления

О

Модель

«стратегический

инвестор»

Кадровое

обеспечение

-о-

Консультационная

поддержка

-1>

Проектный офис

о

Модель «контролер стратегии»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель

динамичной

организации

Дивизиональная или проектная организация

Модель «стратегический лидер» Модель «оператор» Модель обучающейся организации Управление по системе СХЦ

Бизнес-модели и организационные структуры корпораций

1. Принятие стратегических решений /У?

2. Управление изменениями

3. Стратегический х. контроль у?

Рис. 7. Организационно-кадровая подсистема системы стратегического планирования

Философия управления - это основополагающие принципы управления, посредством которых ключевые участники деятельности вырабатывают и претворяют в жизнь корпоративные стратегию, а также общепринятые ценности, убеждения и нормы поведения. Убеждения и ценности, которые руководители и сотрудники считают наиболее ценными и уникальными в деятельности организации, формируют организационную культуру и единый дух, дают ощущение причастности к общему делу. Нормы поведения - это руководящие правила поведения руководителей и персонала, которые являются общепринятыми и обязательными к исполнению внутри корпорации. Принципы управления - правила организации и осуществления управленческих бизнес-процессов, на которые опираются руководители при принятии оперативных и стратегических решений.

Культура планирования и контроля -это совокупность подходов и способов к организации и осуществлению процессов планирования и контроля, а также стратегия как образ действий, которыми руководствуются участники этих процессов [4]. Культура планирования должна быть ориентированной на предвосхищение и предвидение будущего. В процессе разработки стратегий и стратегических планов создается подробное представление о том, что должно произойти в будущем и что фирма

должна предпринять, чтобы достичь стратегического успеха. Стратегическое планирование тоже оказывает влияние на организационную культуру. С одной стороны, оценка текущих проблем может вызывать у руководителей ощущение кризисной ситуации и тем самым создавать внутренний дискомфорт. Кроме того, в процессе стратегического анализа дается оценка эффективности существующей организационной культуры и вырабатываются мероприятия по ее совершенствованию. С другой стороны, стратегическое планирование как обучающий процесс воздействует на стиль принятия решений и меняет используемые при этом мыслительные модели. Следует также заметить, что многие факторы, влияющие на состояние и уровень развития организационной культуры, подвергаются изменению в процессе реализации корпоративной стратегии. К ним относятся принципы управления, общепринятые нормы и ценности, способы и методы мотивации и поощрения, системы поддержки принятия решений и др.

Кадровое обеспечение формируется из руководителей и специалистов разного уровня корпоративной иерархии, прошедших специальное обучение методам организации и осуществления процесса стратегического планирования, а также из групп стратегического лидерства и проблемно-ориентированных команд. Группы

(команды) стратегического лидерства - это коллектив, деятельность которого оказывает решающее влияние на бизнес-модель, стратегию, портфель проектов и результаты операционной деятельности корпорации и СХЦ. Группа индивидов, которая занимается созданием и поддержанием основных возможностей и связанных с ними конкурентных преимуществ, является командой стратегического лидерства. Проблемноориентированные группы занимаются решением заданной стратегической проблемы, например реорганизацией производственного подразделения.

Большое значение для организации стратегического планирования в корпорации имеет консультационная поддержка. Внешние и внутренние консультанты, не связанные прямо с операционной и управленческой деятельностью в корпорации, могут помогать в поиске стратегических проблем, стратегическом анализе, выборе стратегической позиции и формулировании стратегии. Помощь опытных внешних консультантов может оказаться неоценимой при анализе и прогнозировании тенденций рыночной конъюнктуры и анализе бизнес-модели, а также при формировании портфеля проектов, например, выхода на зарубежные рынки. В обсуждении сложных технических вопросов, что особенно актуально, к примеру, при создании новых производственных мощностей могут принимать технические эксперты. Участвовать в разработке стратегии и оценке экологических и социальных последствий ее реализации могут общественные организации, в частности, профессиональные сообщества, профсоюзы или общества по защите прав потребителей.

Особое значение имеет тип модели хозяйственной корпорации (рис. 7). Построение системы стратегического планирования в корпорации зависит от уровня централизации процессов стратегического и оперативного управления и степени диверсификации портфеля СХС. Модель «стратегический инвестор» предполагает полную самостоятельность процессов стратегического управления на уровне СХЦ, корпоративный офис в этом случае не дает инструкций и указаний по поводу направленности развития СХЦ. В модели «стратегический лидер» стратегическое управление централизовано, стратегические планы СХЦ должны полностью соответствовать корпоративной стратегии. В модели «контролер стратегии» СХЦ предоставляется право самостоятельно определять стратегию развития, но под контролем корпоративного офиса. В модели «оператор» процессы стратегического и оперативного управления полностью централизованы на уровне корпорации; СХЦ следуют инструкциям корпоративного офиса при управлении операционной деятельностью.

7. Подсистема управления стратегическим планированием

Подсистема управления стратегическим планированием направлена на внедрение, осуществление процесса разработки и контроля исполнения стратегий и стратегических планов и управление им, а также на оценку эффективности и совершенствование системы стратегического планирования. Процесс ее внедрения и становления означает разработку нормативнометодической и распорядительной документации по стратегическому планированию на всех уровнях корпоративной иерархии, введение и отлаживание процедур принятия стратегических решений, разработки плановой документации, управления изменениями и стратегический контроль. Соответственно, подсистема управления стратегическим планированием представляет собой организационно обособленное и административно независимое подразделение, которое посредством совокупности нормативнометодических и распорядительных документов обеспечивает организацию, осуществление и контроль процесса разработки и исполнения стратегий, стратегических планов и связанных с ними проектов (рис. 8).

Ключевые задачи отдела стратегического планирования (далее - ОСП) состоят в следующем:

1. Организация и реализация проекта по внедрению системы стратегического планирования в корпорации, совершенствование процесса стратегического планирования, т.е. процедур принятия стратегических решений, управления изменениями и стратегического контроля.

2. Организация и управление работами по разработке корпоративной стратегии и стратегических планов СХЦ в соответствии с принятой бизнес-моделью корпорации.

3. Разработка и поддержание в актуальном состоянии нормативно-методической базы стратегического планирования в корпорации и СХЦ.

4. Обеспечение взаимосвязи стратегий и стратегических планов оперативным планам и бюджетам корпорации и СХЦ.

5. Организация и проведение мероприятий по стратегическому контролю.

6. Оценка эффективности и совершенствование системы стратегического планирования.

Информационно-\\ .. \\ Организационно-

\ \\Методологическая \\

> аналитическая > > > > кадровая

// подсистема // подсистема // // подсистема

Подсистема управления стратегическим планированием

Функции и задачи, права и обязанности

Распределение функций и задач между руководителями и плановиками

Распределение ролей в процессе стратегического планирования

Положения, регламенты

Методики и инструкции

Процедура взаимосвязи стратегического и оперативного планирования

Система мотивации на достижение стратегических целей

Факторы необходимости и предпосылки внедрения

Стратегия внедрения

Процесс внедрения и этапы становления

Источники и факторы эффективности

Формирование стратегической логики

Организация работ по стратегическому планированию

Разработка стратегий, стратегических планов и проектов

Стратегический

контроль

Подразделение по стратегическому планированию

Нормативнометодическая база

Внедрение системы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования

ч1. Принятие страте- \'4 гических решений У

2. Управление изменениями

3. Стратегический контроль

Рис. 8. Подсистема управления стратегическим планированием

Руководителю ОСП следует руководствоваться принципом: «отвечаешь за планирование, значит, умей разбираться в деле; если предлагаешь - делай или умей организовать исполнение, а затем четко проверяй исполнение». Умение планировать не обусловлено лишь знанием методов стратегического планирования, умением выражать экспертные мнения, изучением макроэкономических тенденций и разработкой наглядных презентационных материалов. Умеет планировать только тот, кто превосходно разбирается в основных бизнес-процессах, кто знает, как формируется финансовый результат, какие интересы имеют участники деятельности, как разворачивается конкурентная борьба за рынки ресурсов и сбыта и к чему может привести борьба за расположение потребителей. Операционная эффективность процесса стратегического планирования заключается не в быстроте подготовки плана как документа и его глянцевитой красоте, а в содержательности, актуальности, точности, ценности плана как руководства к действию. Вовлечение плановиков в общепринятые процедуры контроля, передача им полномочий по контролю деятельности отдельных руководителей и подразделений компании, руководства дочерних и зависимых обществ делает результаты деятельности ОСП целенаправленными, ответственными, организационно значимыми и обязательными для исполнения.

ОСП должен организовать деятельность собственников и высших руководителей корпорации в процессе стратегического планирования так, чтобы обеспечить:

- компромисс среди неструктурированных, неясных и расплывчатых мнений, интересов и целей собственников относительно будущего корпорации в целом и портфеля СХС;

- сочетание инкрементального, интуитивного подхода высших руководителей к управлению в условиях неопределенности и нестабильности с четкими, формальными методами планирования;

- баланс формальных и неясно выраженных требований, интересов и целей ключевых участников деятельности корпорации;

- формирование набора требуемых для решения сложных управленческих задач формальных методов анализа, планирования и контроля.

Роль и характер взаимодействия ОСП с собственниками и высшим руководством корпорации заключаются в органичном, системном соединении формального и инкрементального подходов к управлению в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды, изобилия неполной, расплывчатой и противоречивой информации, в частности стратегической информации. Соответственно, первая разделительная черта между функциями высшего руководства и задачами специалистов по стратегическому планированию - это подход к управле-

нию. Владельцы бизнеса и высшие руководители выражают стратегические намерения, формируют модель ведения и развития операционной деятельности, определяют требования к ней. В этом заключается роль руководства в управлении корпорации, исключительная компетенция стратегического лидера, талант и интуиция которого не могут быть воспроизведены формальными методами планирования. Роль плановиков состоит в формализации видения руководства, детализации, конкретизации представлений руководства о модели бизнеса и будущем состоянии корпорации. Вторая разделительная черта проходит между руководителями и плановиками в функциях управления. Высшее руководство занимается преимущественно це-леполаганием, принятием решений, организацией их выполнения, а также мотивацией и стимулированием. Плановики занимаются главным образом анализом, прогнозированием, формированием альтернатив, разработкой детализированных планов исполнения поставленных целей, в том числе проектов, а также всесторонним контролем реализации принятых решений. Третья черта разделяет плановиков, собственников и высших руководителей в вопросах стратегической инициативы. Стратегическая инициатива целиком и полностью принадлежит лицам, которые в последней инстанции принимают решения о будущем компании. Плановики могут лишь советовать, выдвигать предложения, указывать на благоприятные возможности. Но никогда плановики не будут подменять высших руководителей в вопросах управления бизнесом, его цели и направления. Однако не исключается возможность проявления инициативы со стороны любых участников процесса стратегического планирования, в т.ч. специалистов ОСП.

Список литературы

1. Магданов П.В. Генезис концепции стратегического планирования в контексте смены технологических укладов // Вестник Пермского университета. Спец. выпуск. 2012. С. 107118.

2. Магданов П.В. Проблемы теории и практики стратегического планирования. Пермь, 2013. 244 с.

3. Магданов П.В. Теоретические и методологические основы стратегического планирования в корпорации. Ч.1: Генезис концепции стратегического планирования. Пермь, 2012. 252 с.

4. Магданов П.В. Теоретические и методологические основы стратегического планирования в корпорации. Ч.2: Современная концепция стратегического планирования. Пермь, 2013. 277 с.

5. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. 200 с.

6. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 118-127.

7. Berg, N. Strategic Planning in Conglomerate Companies // Harvard Business Review. 1965. May-June. P. 79-92.

8. King W.R., ClelandD.J. Strategic Planning and Policy. N.Y., 1976. 376 p.

9. Lorange P.I., Vancil R.F. Strategic Planning Systems. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1977. 364 p.

10.Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: Reconceiving Roles for Planning, Plans, Planners / Free Press and Prentice Hall International. N.Y., 1994. 480 p.

11. Ocasio W, Joseph J. Rise and Fall - or Transformation? The Evolution of Strategic Planning at the General Electric Company, 1940-2006 // Long Range Planning. 2008. Vol. 41. P. 248-272.

12.Tilles S. Strategic Planning in the Multidivisional Company / Boston Safe Deposit and Trust Company. Boston, Mass., 1964.

13.Fogg C.D. Team-Based Strategic Planning. A Complete Guide to Structuring, Facilitating and Implementing the Process. 2010. 337 p.

14.Ford T.M. Strategic Planning Myth or Reality? A Chief Executive’s View // Long Range Planning. 1981. Vol. 14, №6. P. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.