Научная статья на тему 'Особенности компетентностного подхода при разработке программ по физической культуре для студентов геолого-географического профиля'

Особенности компетентностного подхода при разработке программ по физической культуре для студентов геолого-географического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / GEOLOGICAL AND GEOGRAPHIC PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Анастасия Леонидовна

Компетентностный подход имеет собственно педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах. Анализ государственных образовательных стандартов нового поколения геолого-географического факультета дает основания для разработки и использования экспериментальной программы по физическому воспитанию с формированием и развитием профессионально значимых компетенций у студентов экспедиционных и полевых профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of competence approach in developing physical culture programs for Geology and Geography profile students

In modern domestic pedagogy quite a number of different approaches are known that underpin training. Among them there are both well-known and well-established (traditional knowledge-oriented, system, activity, comprehensive, student-centered, student-activity), and new ones (situational, contextual, poly-paradigm, information, ergonomic, etc.). The latter applies to the competence approach. Competence-based approach uses two basic concepts: competence and competency. Until now, the debate continues even on the interpretation of these terms. Most authors appeal to the dictionary. However, even dictionaries characterize these concepts differently and most of them reflecting terminology well-established in some areas, give several meanings of these terms. Thus, competence-based approach focuses on the development of human capabilities to implement certain competences, to teach people to act effectively in a real situation. Competence-based approach has prerequisites from both teaching practice and theory. The goal of the competence-based approach application in vocational education is the formation of a competent specialist. Competences in modern pedagogy of professional education must be seen as a new, market-driven type of goal-setting in educational systems. Competence-based approach driven primarily by new vision of goals and evaluation of vocational education sets its demands to other components of the educational process the content, teaching techniques, tools of monitoring and assessment. The key here is the design and implementation of teaching technologies, which would create a situation of inclusion of students in different types of activities (communication, problem solving, discussions, debates, projects). Competence-based approach objectively meets social expectations in the education community as a whole and the interests of participants of the educational process. However, this approach contradicts many of the prevailing stereotypes in the education system, the existing assessment criteria for curriculum, teaching, and administrative activities. It is important that all activities related to the implementation of competence-based approach in education are carried out exclusively with the system approach. There are no important and unimportant tasks, for the new long-term content of mass education is its system and applied character. The analysis of state educational standards of the new generation for the Faculty of Geology and Geography grounds the development and use of the pilot program in physical education to form and develop professional competences of students majoring in expeditions and field specialties.

Текст научной работы на тему «Особенности компетентностного подхода при разработке программ по физической культуре для студентов геолого-географического профиля»

АЛ. Соловьева

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Компетентностный подход имеет собственно педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах. Анализ государственных образовательных стандартов нового поколения геолого-географического факультета дает основания для разработки и использования экспериментальной программы по физическому воспитанию с формированием и развитием профессионально значимых компетенций у студентов экспедиционных и полевых профессий.

Ключевые слова: образование; компетентностный подход; геолого-географический профиль.

В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный знаниецентристский, системный, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический и др.). К последним относится и компетентностный подход. Методологии, входящие в первую группу, более или менее полно разработаны, хотя и в разной степени. Так, убедительное обоснование имеют системный, деятельностный и комплексный подходы. Их суть раскрыта с позиций философии, психологии, педагогики. Они широко представлены в научно-педагогической литературе. В меньшей степени разработаны личностно-ориентированный и личностодеятельностный подходы, которые, хотя и получили в последние годы широкое распространение среди теоретиков и практиков образования, тем не менее ясности в их содержании до сих пор нет. Одна из причин - в непроработанности главного вопроса о том, что такое личность, в недостатке фундаментальных знаний о личности в современной науке [1].

Что касается второй группы подходов, то они еще не получили достаточного научного обоснования, но тем не менее, находят все большее признание среди исследователей. Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 1980-х гг., когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция “минимальной компетентности”» [2]. Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания. В последнее время (с конца прошлого века) стали уже говорить о компетент-ностном подходе в образовании.

Компетентностно-ориентированный подход использует два базовых понятия: компетенция и компетентность. До сих пор продолжаются споры об интерпретации этих терминов. Основная часть авторов апеллирует к словарям. Однако даже словари по-разному характеризуют эти понятия, а большинство

из них, отражая устоявшуюся в отдельных сферах деятельности терминологию, приводят и несколько значений этих терминов.

Разделяя в целом точку зрения А.И. Субетто [3], примем следующие трактовки этих терминов. Компетенция - компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Уметь мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач означает компетентность. Такая интерпретация выделяет главное, на наш взгляд, различие: компетенция - это потенциальные возможности или способности находить ответы на вопросы, как правило, в определенном круге ситуаций, т.е. потенциальное качество определенной деятельности; компетентность же есть актуальная способность человека к решению вопросов в данной сфере деятельности, причем, и это следует подчеркнуть особо, в условиях реальной действительности. Имеется даже формула: компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости.

Таким образом, компетентностный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки.

Наблюдая процессы изменений, происходящие в человеческом сообществе за последние годы, можно констатировать, что главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Именно существенное увеличение скорости изменения ситуации порождает потребность у отдельного человека и общества в целом адекватно реагировать на этот факт. Так, современному работодателю нужен выпускник, эффективно включающийся в работу с самого начала трудовой деятельности. Получая образование, человек должен научиться ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, в том числе и в мире духовных ценностей, решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей, и проблемы профессионального выбора траектории своей жизни, быть готовым менять сферы и способы своей деятельности. В результате такой выпускник (с достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности), получив при поступлении на работу задание, в изменившихся условиях сам находит его решение правильно и в кратчайшие сроки. Кстати, именно так могут формулироваться ос-

новные требования к подготовке выпускника в плане его профессиональных компетентностей.

Этим, в частности, обусловлены и принципиально новые задачи образовательных институтов. Так, у современного общества наряду с традиционной необходимостью иметь хороших специалистов появилась потребность в хороших сотрудниках, причем потребность в последних растет опережающими темпами. Если специалист должен многое знать и уметь в выбранной сфере деятельности, то в процессах массовой подготовки «сотрудников» важнейшее место занимают навыки и опыт сопоставления различного рода деклараций, ведение переговоров, умения эффективно использовать ограниченные ресурсы и делать правильный выбор - все то, что необходимо для жизни в быстро меняющемся обществе. Недаром в лексиконе образовательного сообщества появились и часто используются новые понятия и термины: образование через всю жизнь, научиться учиться, профессиональный универсализм, компетентностный подход и др.

Если еще в середине двадцатого века при жизни одного поколения происходило в среднем одно качественное изменение в жизни общества, то при жизни нынешнего поколения - уже не менее трех (оно происходит практически каждые десять лет). В целом, чтобы соответствовать сложностям такого рода, современный человек должен быть готов к жизни в данных условиях, во все усложняющемся мире в наиболее полной мере адаптироваться синхронно изменению окружающей среды. Адекватным ответом на это требование дня является системность, которая нашла проявление в развитии компетентностно-ориентированного подхода в современном образовании [4].

Итак, компетентностно-ориентированное профессиональное образование - это не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социальноэкономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками [5], другие - надпрофессио-нальными, базисными квалификациями [6], третьи -ключевыми компетенциями [1].

Состав ключевых компетенций, предлагаемый разными авторами, отличается, иногда весьма заметно. Так, А.М. Новиков к базисным квалификациям относит: владение «сквозными» умениями - работа на компьютерах; пользование базами и банками данных; знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансфера технологий (переноса технологий из одних

областей в другие); навыки маркетинга и сбыта; правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; навыки защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентации технологий и продукции; знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасности жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д. [6].

Компетентностный подход имеет предпосылки и собственно педагогические, как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника учебным заведением (ссуз, вуз) и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях и выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, особенно технического профиля, пришедших по распределению на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили в институте, и слушай меня!». В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполага-ния в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [1]. Ком-петентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно к ситуациям применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность» [1]. Б. Д. Эльконин полагает, что «компетентность - мера включенности человека в деятельность» [7]. С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [7].

Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие здесь различных точек зрения. Согласно первой точке зрения, «профессиональная компетентность - это интегративное понятие, включающее три слагаемых - мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления» [8]. Вторая точка зрения состоит в рассмотрении профессиональной компетентности как системы их трех компонентов: социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения); специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций) [4]. Третья точка зрения, разделяемая нами, состоит в определении профессиональной компетентности как совокупности двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями, и компонента, имеющего надпрофессиональный характер, но необходимого каждому специалисту, - ключевых компетенций [9].

Важный вопрос - о месте компетентностного подхода, заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода - главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным прежде всего на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Учитывая новые требования к нынешнему выпускнику и компетентностный подход в обучении, мы, ссылаясь на Федеральный государственный обра-

зовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки геология, геодезия, география, подтверждаем актуальность нашего исследования. В ФГОС ВПО по направлению «020700 - Геология» для бакалавров прописано, что выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способен использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-4);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17)

- готов применять на практике базовые общепро-

фессиональные знания теории и методов полевых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геоло-

гических исследований при решении научно-производственных задач (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-9);

- готов использовать в практической деятельности знания основ организации и планирования геологоразведочных работ (ПК-11).

В ФГОС ВПО по направлению «120100 - Геодезия и дистанционное зондирование» для бакалавров прописано, что выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, в том числе в полевых условиях и условиях экспедиций в малообжитых и труднодоступных местах (ОК-3);

- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-11);

- способностью к полевым и камеральным геодезическим работам по созданию, развитию и реконструкции государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей специального назначения (ПК-2);

- готовностью выполнять полевые и камеральные работы по топографическим съемкам местности и созданию оригиналов топографических планов и карт (ПК-3);

- готовностью к планированию, организации и проведению полевых и камеральных топографо-геоде-зических и аэрофотосъемочных работ (ПК-17).

В ФГОС ВПО по направлению «021000 - География» для магистров прописано, что выпускник должен самостоятельно выполнять экспедиционные, лабораторные, вычислительные исследования в области географических наук при решении проектно-производственных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств (ПК-6).

Компетентностно-ориентированный подход объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования общества в целом, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот под-

ход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной образовательной, педагогической и административной деятельности. Важно, чтобы все мероприятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании, осуществлялись исключительно с системных позиций. Здесь нет важных и неважных задач, ибо новое содержание перспективного массового образования - си-

стемность и практическая направленность, представляющие единое целое.

Анализ государственных образовательных стандартов нового поколения геолого-географического факультета дает основания для разработки и использования экспериментальной программы по физическому воспитанию с формированием и развитием профессионально значимых компетенций у студентов экспедиционных и полевых профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию : материалы семинара. Самара, 2001. 159 с.

2. ЛандшеерВ. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1. С. 42-48.

3. Субетто АИ. Компетентностный подход. М., 2007. 240 с.

4. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе : научные труды СГА. М. : Изд-во СГУ, 2009. 146 с.

5. Байденко В И, Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Професси-

ональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22-46.

6. Новиков АМ. Профессиональное образование в России. М., 1997. 170 с.

7. Воронов М.В. Некоторые проблемы образования в начале 21-го века // Известия МАН ВШ. № 2(44). 2008. С. 9-16.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

9. ВороновМВ., Слива А.В., ФокинаВ.Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образо-

вательных технологий // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2008. № 3 (31). С. 29-35.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 18 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.