Nitsevich V. F. (2018). Digital sociology: theoretical and methodological origins and foundations // Digital Sociology. No. 1, pp. 18-28. (In Rus.).
Reznikova O. S., Bochkova V. D. (2017). Personnel resistance to innovations as a modern problem of personnel management//Achievement of science and education. No. 4 (17), pp. 22-24. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2008). Mass communications and media planning. Moscow: Alfa-Press. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2014). Information and communication paradigm of the development of the Russian Statehood // 3. No. 1, pp. 111-118. (In Rus.).
Sharkov F. I., Nazarova E. A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension. Communicology. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).
Tsarev V. E., Vershina D. A. (2016). Barriers to the development of small innovative enterprises. No. 8, pp. 694-697. URL https://moluch.ru/archive/112/28763/ (date of request: 17.11.2019). (In Rus.).
Vanderberg W.H. (2016). Our Batter for the Human Spirit: Scientific Knowing. Technical Doing, and Daily Living. Toronto: University of Toronto Press.
Yulia Melnikova. (2019). Super Services are gaining momentum// https://www.comnews.ru/ ( 17.11.2019). (In Rus.).
■ ■ ■ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ, ОБЩЕСТВА И БИЗНЕСА
Хорев И.А.
ООО «Петровский автоцентр», Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье обосновывается значимость коммуникации органов власти с гражданами и бизнесом. Автор приводит основные преимущества открытого диалога главных акторов коммуникации. Раскрываются факторы, влияющие на имидж региона. Опсываются типы моделей коммуниации бизнеса, власти и общественного сектора. Раскрываются Основные недостатки механизма коммуникации институтов гражданского общества с органами власти, удается понять истинные причины проблем. Автор делает попытку написания общих рекомендаций, которые помогут улучшить роль коммуникации в управлении.
Ключевые слова: коммуникация, механизмы коммуникационных отношений, модели коммуникации, взаимодействие, власть, общество, бизнес, имидж территории
Для цитирования: Хорев И.А. Особенности коммуникационных отношений власти, общества и бизнеса в построении позитивного имиджа территории//Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 6. №4. С. 51-60.
Сведения об авторе: Хорев Игорь Александрович. Менеджер по продажам автомобилей ООО «Петровский автоцентр». Адрес: 117519 Москва, Варшавское шоссе, 150. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 19.09.2020. Принята к печати: 30.12.2020.
Важнейшим составляющим звеном эффективного государственного управления является качественная коммуникация органов власти, общества и бизнеса. Без наличия коммуникационных механизмов и процессов, которые обеспечивают двустороннее взаимодействие и обмен информацией между государством и обществом, невозможно будет организовать реакцию на общественные потребности и ожидания. Стоит также отметить, что наличие двусторонней коммуникации позволяет гражданам и бизнесу контролировать деятельность государства, вступать в диалог с органами власти по важным для них вопросам и влиять на политические результаты. Многие политологи отмечают, что такой подход в долгосрочной перспективе является базой для развития доверия между ключевыми акторами коммуникации.
На практическом уровне коммуникация представляет собой:
• Возможности - консультации и диалог между государством и гражданами могут улучшить общественное понимание и поддержку государственной политики, а также поощрить гражданское участие в реформе. Без поддержки общества у правительств часто не хватает возможностей для выполнения своих задач.
• Подотчетность - доступ к информации и прозрачность правительства теоретически жизненно важны для того, чтобы граждане могли контролировать и заставлять правительство отчитываться за свои действия. Существуют убедительные доказательства того, что прозрачность может уменьшить возможности для коррупции.
• Отзывчивость - информированный и политически активный электорат теоретически усиливает потребность правительства в подотчетности. Есть несколько примеров, когда коммуникационные процессы (например, дебаты в СМИ, кампании по информированию общественности, механизмы социальной ответственности) стимулировали реакцию правительства на запросы граждан и привели к улучшению государственных услуг.
Коммуникационная функция органов власти
Предоставление гражданам адекватной информации о приоритетах, программах и мероприятиях увеличивает вероятность того, что органы государственной власти будут восприниматься гражданами и группами заинтересованных сторон как легитимные, что будет способствовать стабилизации политической ситуации в стране.
Коммуникационная функция лежит в основе многих процессов современного упраления. Во многих случаях успешная и устойчивая реформа государственного сектора требует убеждения: заручиться
поддержкой элит, поощрением процессов изменений внутри бюрократии и достижением этического баланса между прислушиванием к общественному мнению и его продвижением.
Двустороннее общение с гражданами включает сложный набор взаимосвязанных структур, процессов и практик. К ним относятся:
• Предоставление всем заинтересованным сторонам доступа к правительственной информации и данным
Это должны быть скоординированные усилия, обычно инициированные исполнительной властью. Задачи должны включать сбор и обмен информацией, систематизацию записей, развитие способности доставлять информацию по запросу, настройку систем для сбора данных и внутреннего и внешнего доступа.
• Предоставление общественности доступа к анализу государственных приоритетов и эффективности с разных точек зрения
Это можно сделать, опираясь на опыт независимых исследовательских групп (таких как университеты и аналитические центры), компетентных в области технологий организаций гражданского общества и государственных аналитиков.
• Популяризационный анализ деятельности правительства
Эта задача может быть возложена на передовые правительственные агентства и их представители как на национальном, так и на местном уровнях, а также специализированные СМИ.
• Привлечение публики
Это можно сделать через основные средства массовой информации, национальные правительственные агентства, школьные системы, религиозные группы и другие организации гражданского общества.
Формирование позитивного имиджа территории
В создании и реализации позитиного имиджа территории важная роль отводится координирующему органу. Координирующим звеном обычно является только один сектор - власть, бизнес или общественный сектор. Наиболее часто встреяающееся в российских реалиях это власть, реже общественность.
На это влияют следующие факторы:
• Качество коммуникации между секторами.
• Географичесое положение региона, его размеры, удаленность от центрального региона.
• Сильные и слабые стороны региона, специализация экономики.
• Социальная активность граждан.
• Степень лояльности граждан к другим секторам, например к власти или бизнесу.
Д. Визгалов учел все вышеперечисленные факторы и описал типы коммуникационных моделей бизнеса, власти и общественного сектора. Разберем каждую модель подробно [Визгалов].
1. Гражданская модель. Данная модель, как правило, прослеживается в небольших городах и регионах, где сильно выражена идентичность. Именно в этом типе модели стержнем и главым игроком является некоммерческий сектор на начальных этапах построения имиджа.
2. Бизнес-модель. Такая модель характерна для некоторых европейских городов и регионов, США, где ведущая роль в создании позитивого имиджа региона отводится бизнес-структурам. В этой модели ведущая роль отводится уже коммерческим организациям, а не общественному сектору.
Существует два типа модификации этой модели:
• Направленная на экспорт - увеличивает реализацию товаров и услуг местных производителей путем использования при продвижении бренда территории визуальных отличительных черт региона. Например, визуализация альпийских лугов на шоколодке Милка.
• Направленная на импорт - направленная на привлечение в егион новых инвесторов и бизнес.
3. Административная модель. Такая модель характерна для Азии и большинства европейских стран. В России данная модель тоже является доминирующей во многих регионах. Здесь инициатор создания имиджа -власть (государственные институты и муниципальная власть). Позже к инициатору присоединяются и другие сектора общественный сектор и коммерческие организации. Это наиболее встречаемая модель, т.к власть имеет возможность координировать развитие имиджа территории и стратегию развития региона с другими участниками процесса. И то насколько качественной будет выстроена коммуникация трех секторов будет зависеть итог формирования позитивного имиджа территории.
Важно учитывать тот фактор, что ни одна модель не сработает без поддержки другого сектора. Неважно, кто будет инициатором реализации стратегии, основную роль играет правильное донесение преимуществ от ее реализации.
Так, для общественного сектора при реализации стратегии станет улучшение благосостояния граждан, улучшение окружающей среды, увеличение зон отдыха и др. Общественный сектор будет более лоялен к неккомерческим организациям и власти.
Для бизнес-структур важным аспектом является увеличение сбыта товаров и услуг, выход на международный рынок. Именно успешный позитивный имидж региона способен повлиять на скорость продвижения организации как на внутренний рынок, так и за рубеж.
Власть в свою очередь получит пополнение бюджета за счет притока инвестиций. Повысит свой политический имидж среди избирателей или потенциальных избирателей. Однако, здесь есть тонкая грань. Если позитивный имидж территории делается исключительно с целью увеличить политический имидж, то при смене власти этот имидж нужно будет выстраивать заново или сильно перестраивать.
Инструменты формирования позитивного имиджа территории
Инструменты коммуникации являются основополагающими при построении позитивного имиджа территории.
Выделяют такие инструменты:
1. Работа со СМИ - пресс-конференции и проведение встреч журналистов с представителями органов власти и бизнеса; проведение круглых столов и др.
2. Работа с обращениями граждан - личные и виртуальные приемные.
3. Продвижение в сети Интернет - разработка официальных туристических и инвестиционных порталов, активное участие органов власти в социальных сетях, ведение блога о жизни региона.
4. Активное участие в международных и отечественных форумах, конференциях, круглых столах.
5. Работа по организации собственных мероприятий по налаживанию коммуникации с местным населением - выставки, презентации новых объектов, концерты, массовые гуляния, конкурсы, соревнования, личное общение с гражданами.
В данной статье также приводятся основные недостатки механизма коммуникации институтов гражданского общества с органами власти.
Рассмотрим каждый из них в таблице 1.
Таблица 1
Основные недостатки механизма коммуникации институтов гражданского
общества с органами власти
Уровень социального взаимодействия низок
•В целом граждане в России не доверяют друг другу, что приводит к беспрецедентной индивидуализации населения страны. Сформировалась специфическая зона изолированности россиян - у большинства населения их жильё, а точнее - квартира становится рамочной зоной комфорта. Поддержка, совместное решение проблем, стремление к объединению, взаимовыручка являются всё большей и большей редкостью. Объединение общества происходит стихийно и на очень короткий временной период. Значительная часть россиян проживает в зоне депривации, то есть испытывает неудовлетворённость от взаимодействия с другими людьми
С л
Отсутствие благоприятных условий для деятельности некоммерческих организаций, мотивов для активизации гражданских инициатив
•Гражданская активность формируется в большинстве случаев в неформальной среде, так как официальную регистрацию общественной организации можно назвать сложным и долгим процессом. Подобная ситуация приводит к тому, что власть не способна контролировать незаконные объединения граждан, степень их опасности для дестабилизации обстановки в обществе. Весьма сложно в этой связи перейти к диалоговому взаимодействию, так как оно осуществляется вне рамок права. У государственных органов власти и граждан отсутствует возможность контроля за действиями неформальных общественных лидеров. Для зарегистрированных НКО сегодня установлена усложнённая процедура отчётности, требующая привлечения дополнительного квалифицированного персонала, что из-за недостатка финансирования общественного сектора оказывается особенно сложным.
Системные проблемы в развитии основ местного самоуправлени
•Финансовая самостоятельность муниципальных образований является чрезвычайно низкой и не дает возможности органам местной власти должным образом выполнять возложенные на них задачи, удовлетворять запросы членов местного сообщества. Недостаток ресурсов для достижения достойного уровня жизни на местах вызывает у населения локальной территории неудовлетворенность деятельностью органов управления не только на муниципальном уровне, но и власти вообще. Невозможность расширения доходной базы муниципальных бюджетов, а также высокая степень зависимости от дотационного финансирования со стороны федерального центра способствуют появлению у глав местных сообществ иждивенческих настроений. Руководители муниципальных образований ориентируются в большей мере на указания органов государственной власти, оказывающих им помощь, нежели на мнение населения. Недостаточное финансирование проявляется и в сфере оплаты труда муниципальных служащих, которая не позволяет удерживать на рабочих местах профессиональные кадры. Низкая оплата труда способствует развитию формального отношения к работе, формирует настроения нежелания развивать общественную инициативу граждан.
Говоря о моделях коммуникации власти, бизнеса и общества, логичным будет выделение субъектов общественной коммуникации в отдельные группы (рис.1):
Рис. 1. Субъекты общественной дипломатии
Выводы и рекомендации
Таким образом, коммуникации власти, общества и бизнеса нуждается в постоянном диалоге и выстраивании коммуникационных отношений. Это комплексный подход, который должен быть интегрирован в стратегию развития территории. Это долгая и кропотливая работа, где важна каждая деталь. Все это, безусловно, оказывает огромное влияние на построение позитивного имиджа территории.
Успешная коммуникация неразрывно связана с диалогом, который, в свою очередь, рассматривается условие коммуникации, связанное с направленностью и распорядком коммуникативно-познавательных действий. Именно этот режим отличает коммуникативные процессы от
процессов информационно-поточного характера. Принцип диалогического общения создает широкое поле применения коммуникативных стратегий, используемых для долгосрочных целей и выработки долговременных программ между акторами управленческого процесса, что способствует установлению отношений социального партнерства.
Рекомендации, которые помогут улучшить роль коммуникации в управлении:
• Подбирайте коммуникационные стратегии к конкретному контексту. Это касается политиков, доноров и специалистов по коммуникациям.
• Изучите интересы разных читателей, слушателей и зрителей. Делаются ли предположения об информационных потребностях людей?
• Покажите истории успеха о влиянии ответственных СМИ на демократию.
• Повысить верховенство закона в целом, чтобы законы о свободе СМИ и законы о свободе информации не могли быть легко отменены.
• Создать правовую основу, которая допускает и защищает свободные СМИ и организации гражданского общества. Открытие политических процессов для изучения на национальном уровне.
• Повышать потенциал гражданского общества, средств массовой информации и государственных учреждений; многие чиновники не осознают своих обязанностей.
Источники
Антонова Ю.П. (2019). Коммуникативные процессы в системе государственного управления // Бюллетень науки и практики. №10. С.88-89.
Визгалов Д. В. (2011). Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города». С.105.
Выборнов П.П. (2015). Роль деловых коммуникаций в государственном управлении // Молодые ученые. №6. С. 308-310.
Горбачева Н.Б. Сущность и содержание коммуникации как социокультурного явления // Научно-методический электронный журнал Концепт. № 7. С. 36-40.
Зайцев А.В. (2014). Принцип обратной связи и институционализация диалога государства и гражданского общества//КБ: Проблемы общества и политики. №2.С. 121.
Киреева О.Ф. (2017). Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности. Коммуникология. Т. 5. № 5. С. 96-104.
Михайлова О.В., Ковальчук С.К. (2018). Современные тенденции развития политической онлайн-коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. № 69. С. 8-25.
Ромашкина Р.А. (2019). Феномен власти в условиях информационного общества // Государственное управление. №75. С.55-58.
Рюмшин С.А. (2018). Мировоззренческие аспекты медиации в рекламных и PR коммуникациях//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т. 3. № 1. С. 24-31.
Сулейманова Ш.С. (2009). Национальная политика России и СМИ (1990-2000). М.: РАНХиГС.
Сунгуров А.Ю., Нездюров А.Л. Модели взаимодействия органов власти и гражданских структур: российский опыт и попытка прогноза. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nauka.vvags.ru/ index- ?name=ar+&a= r_art&id=2l3.
Чугаева Е. О. (2018). Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества // Коммуникология. № 3. URL: https:^yberleninka.m/article/n/intemet-kommunikatsii-kak-sovremennyemetody-dialoga-vlasti-i-obschestva
Шарков Ф.И. (2008).Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва. Шарков Ф.И. (2019). Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций / Ф.И.Шарков. Текст: непосредственный // Коммуникология. Том 7, №4. С. 32-40.
Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2006). Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 - Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва, Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.
Braun E., Kavaratzis M., Zenker S. (2013). My City - My Brand: the Different Roles of Residents in Place Branding // Journal of Place Management and Development. № 6 (1). P. 18-28. URL: https://doi.org/10.1108/17538331311306087
■ ■ ■ FEATURES OF COMMUNICATION RELATIONS BETWEEN GOVERNMENT, SOCIETY AND BUSINESS IN BUILDING A POSITIVE IMAGE OF THE TERRITORY
Horev I. A.
LLC «Petrovsky avtotsentr», Moscow, Russian Federations
Abstract. The article substantiates the importance of communication between the authorities and citizens and business. The author gives the main advantages of an open dialogue between the main communication actors. The factors influencing the image of the region are revealed. The types of business, government, and public sector communication models are described. The main shortcomings of the mechanism of communication of civil society institutions with the authorities are revealed, it is possible to understand the true causes of the problems. The author attempts to write general recommendations that will help improve the role of communication in management.
Keywords: communication, mechanisms of communication relations, communication models, interaction, power, society, business, image of the territory
For citation: Horev I. A. Features of Communication Relations of the Government, Society and Business in building a positive image of the Territory//Kommunikology: electronic scientific journal. 2020. Vol. 6. No 4. P.51-60.
Inf. about the author: Horev Igor Alexandrovich. Car sales manager, LLC «Petrovsky
avtotsentr». Address: 150 Varshavskoe shosse, Moscow, 117519 E-mail:
Received: 19.09.2020. Accepted: 30.12.2020. References
Antonova Yu. P. (2019). Communicative processes in the system of public administration / / Bulletin of Science and Practice. No. 10, pp. 88-89. (In Rus.).
Braun E., Kavaratzis M., Zenker S. (2013). My City - My Brand: the Different Roles of Residents in Place Branding // Journal of Place Management and Development. № 6 (1), pp. 18-28. URL: https://doi.org/10.1108/17538331311306087.
Chugaeva E. O. (2018). Internet-communications as modern methods of dialogue between government and society // Kommunikologiya. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-kak-sovremennyemetody-dialoga-vlasti-i-obschestva (In Rus.).
Gorbacheva N. B. The essence and content of communication as a socio-cultural phenomenon // Scientific and methodological electronic journal Concept. No. 7, pp. 36-40. (In Rus.).
Kireeva O. F. (2017). Communication consulting in the system of ensuring social and information security. Kommunikologiya. Vol. 5. No. 5, pp. 96-104. (In Rus.).
Mikhailova O. V., Kovalchuk S. K. (2018). Modern trends in the development of political online communication / / State Management. Electronic Bulletin. No. 69, pp. 8-25. (In Rus.).
Romashkina R. A. (2019). The phenomenon of power in the conditions of the information society / / State management. №75, pp. 55-58. (In Rus.).
Ryumshin S. A. (2018). Ideological aspects of mediation in advertising and PR communications//Kommunikologiya: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. No. 1, pp. 2431. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2008). Mass communications and media planning. Moscow. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2019). Social networks as a basis for the formation of the space of public communications / F. I. Sharkov. Text: direct // Kommunikologiya. Volume 7, No. 4, pp. 32-40. (In Rus.).
Sharkov F. I., Gostenina V. I. (2006). Advertising technologies. Textbook for university students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow, Ser. IMK / Mezhdunar. acad. business and upr. (In Rus.).
Suleymanova Sh. S. (2009). National Policy of Russia and the Media (1990-2000). Moscow: RANEPA. (In Rus.).
Sungurov A. Yu., Nezdyurov A. L. Models of interaction between government bodies and civil structures: Russian experience and an attempt at forecasting. [Electronic resource]. Access mode:http://nauka.vvags.ru/ index- ?name=ar+&a= r_art&id=2l3. (In Rus.).
Vizgalov D. V. (2011). Branding of the city. Moscow: Foundation "Institute of City Economics". P. 105. (In Rus.).
Vybornov P. P. (2015). The role of business communications in public administration // Young Scientists. No. 6, pp. 308-310. (In Rus.).
Zaitsev A.V. (2014). The feedback principle and the institutionalization of the dialogue between the state and civil society// NB: Problems of Society and Politics, 2012. No. 2, pp. 1-21. (In Rus.).