Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная сфера / коммуникативная толерантность / межличностные отношения / переживание одиночества / осужденные с разным уровнем переживания одиночества / communicative sphere / communicative tolerance / interpersonal relationships / loneliness experience / convicts with different levels of loneliness experience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чертовикова Анастасия Сергеевна, Пахомова Анна Алексеевна

Статья посвящена коммуникативной сфере как области коммуникативной деятельности человека. Обозначена роль коммуникативной сферы в развитии личности. В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Дано определение понятию коммуникативной сферы. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы у осужденных с низким, средним и высоким уровнем переживания одиночества. Описаны типы межличностного взаимодействия и проявление коммуникативной толерантности у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. С учетом полученных результатов даны рекомендации по организации психокоррекционной работы с указанной категорией осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the communicative sphere as a field of human communicative activity. The role of the communicative sphere in the development of personality is indicated. The article examines the peculiarities of the communicative sphere of convicts with different levels of loneliness. The definition of the concept of the communicative sphere is given. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psychodiagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of the communicative sphere in convicts with low, medium and high levels of loneliness. The types of interpersonal interaction and the manifestation of communicative tolerance in convicts with different levels of loneliness experience are described. Taking into account the results obtained, recommendations are given on the organization of psychocorrective work with this category of convicts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА»

2. Araujo, D. Embodied Cognition and Emergent Decision-Making in Dynamical Movement Systems / D. Araujo H Junctures. - 2004. - № 2. - P. 45-57 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.academia.edu/1424208 (дата обращения: 05.03.2023).

3. Izhikevich, Е.М. Dynamical Systems in Neuroscience / E.M. Izhikevich H The Geometry of Excitability and Bursting. -Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2007. - 497 p. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.izhikevich.org/publications/dsn. pdf (дата обращения: 05.04.2023)

4. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панова. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 304 с.

5. Капцов, A.B. Становление субъектности студентов в вузе в аспекте компетентностного подхода / A.B. Капцов // ВестникСамарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - № 1 (23). -2018. - С. 16-33

6. Капцов, A.B. Типы экопсихологического взаимодействия магистрантов с научным руководителем / A.B. Капцов // Вестник Калужского университета. Серия «Психологические науки. Педагогические науки». - Т. 1. - Вып. 1. -№ 1. 2018. -С. 42-55

7. Капцов, A.B. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся / A.B. Капцов // Вестник СаГА. Серия «Психология». - № 1 (25). - 2019. - С. 53-73

8. Плаксина, И.В. Этапы развития субъектности учащихся разных возрастов / И.В. Плаксина // European social science journal.-2015,-№7.-С. 321-327

9. Плаксина, И.В. Экопсихологическая модель как психодидактическое основание становления субъектности обучающегося / И.В. Плаксина // Личность профессионала: развитие, образование, здоровье: сб. науч. ст. Вып. 2. - Омск. Кельце. Пловдив, 2017. - С. 34-42

10. Селезнева, М.В. Экопсихологический анализ моделей педагогического общения преподавателей военного вуза / М.В. Селезнева // Экопсихологические исследования - 4: коллективная монография / под ред. В.И. Панова. - М.: Психологический ин-т РАО; СПб.: Нестор-история. 2016. - С. 190-207

11. Селезнева, М.В. Изучение субъектности преподавателя военного вуза с позиций экопсихологического подхода / М.В. Селезнева // Научное мнение. - № 12. - 2017. - С. 53-57

12. Капцов, A.B. Аттракторы стадий становления субъектности студентов вуза / A.B. Капцов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, Вып. 2 (38). - С. 98-107

13. Панов, В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности / В.И. Панов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, - 2016,- №4. - С. 16-25

14. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: коллективная монография / под ред. В.И. Панова. - СПб.: Нестор-История, 2022. - 400 с.

15. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007.-352 с.

16. Капцов, A.B. Формирование субъектности студентов педагогического профиля / A.B. Капцов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2023. - № 2 (64). - С. 66-77

17. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. - М.: Психология, 2003. - 192 с.

18. Хохлова, Е.В. Взаимосвязь личностных ценностей и стадий становления субъектности учебных действий студентов-филологов / Е.В. Хохлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2020. -№ 2 (28). -С. 28-38

19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Л.С. Выготский // Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1984. -400 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); психолог психологической лаборатории Пахомова Анна Алексеевна Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления федеральной службы исполнения наказания по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (г. Колпино)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ

ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена коммуникативной сфере как области коммуникативной деятельности человека. Обозначена роль коммуникативной сферы в развитии личности. В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Дано определение понятию коммуникативной сферы. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы у осужденных с низким, средним и высоким уровнем переживания одиночества. Описаны типы межличностного взаимодействия и проявление коммуникативной толерантности у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. С учетом полученных результатов даны рекомендации по организации психокоррекционной работы с указанной категорией осужденных.

Ключевые слова: коммуникативная сфера, коммуникативная толерантность, межличностные отношения, переживание одиночества, осужденные с разным уровнем переживания одиночества.

Annotation. The article is devoted to the communicative sphere as a field of human communicative activity. The role of the communicative sphere in the development of personality is indicated. The article examines the peculiarities of the communicative sphere of convicts with different levels of loneliness. The definition of the concept of the communicative sphere is given. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psychodiagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of the communicative sphere in convicts with low, medium and high levels of loneliness. The types of interpersonal interaction and the manifestation of communicative tolerance in convicts with different levels of loneliness experience are described. Taking into account the results obtained, recommendations are given on the organization of psychocorrective work with this category of convicts.

Key words: communicative sphere, communicative tolerance, interpersonal relationships, loneliness experience, convicts with different levels of loneliness experience.

Введение. Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями - необходимостью сообщить или получить какую-либо информацию. Она интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией [2, С. 56]. Коммуникативная сфера, наряду с эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной сферами, участвует в формировании и развитии личности, регулирует отношение к себе и окружающим. Являясь фундаментальным фактором, управляющим системой межличностных отношений, сфера общения влияет на систему установок, ориентаций, стереотипов и других качеств, с помощью которых человек воспринимает и оценивает других людей.

Одним из важнейших условий для развития коммуникативной сферы личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе взаимодействия с другими. Полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми неизбежно приводят к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств, деформации коммуникативной сферы человека. Применительно к осужденным, содержащимся в условиях изоляции, проблема деформации коммуникативной сферы особенно актуальна. Тюремная изоляция предполагает особые условия человеческого существования: недоброжелательность окружения, скудная бытовая обстановка, криминальная субкультура, давление со стороны персонала, утрата постоянных контактов и, как результат, повышенные трудности адаптации. Анализ практики показывает, что у ряда лиц, содержащихся в исправительных колониях в период отбывания наказания, наблюдается замкнутость, отчуждение, ощущение одиночества, отдаление от других осужденных.

Переживая ощущение одиночества, на которое оказывает влияние множество факторов мест лишения свободы, у осужденного снижается мотивированность к общению, изменяются мотивы поведения, что отражается на направленности в общении, изменяется потребность в обмене информацией, познании чего-то нового через общение, что значительно влияет на коммуникативную сферу личности [1, С. 46]. При таком положении дел затрудняется процесс исправления и ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Изложение основного материала статьи. Под коммуникативной сферой обычно понимается область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. Коммуникативная сфера - это социально обусловленная область коммуникативного поведения человека, включающая различные интегративные структуры, которые оказывают влияние на адаптацию, социализацию и ресоциализацию личности. В понятие коммуникативной сферы включается целая интегративная система, состоящая из коммуникативных потребностей, способностей, приобретенных в процессе социализации человека, коммуникативной направленности личности, определяющей способ включения во взаимодействие с другими людьми, отдельных врожденных характеристик, личностных коммуникативных характеристик и коммуникативной компетенции как совокупности знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Данные структуры коммуникативной сферы способствуют развитию личности, обретению различных ценностей и взглядов на мир, формированию и поддержанию взаимоотношений с другими людьми, адаптации к новой среде, включению самой личности как активного участника процесса общения и познания.

Важным для осуществления эффективного исправительного процесса и профилактики правонарушений среди осужденных является изучение особенностей их коммуникативной сферы, поскольку неадекватные способы общения и поведения у лиц, отбывающих наказание, обычно способствуют формированию криминальной направленности личности.

Целью эмпирического исследования стало изучение коммуникативной сферы осужденных с разным уровнем переживания одиночества. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы такие методики, как методика изучения субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон), опросник коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) и методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). Для выявления статистически значимых различий между экспериментальными группами использовался критерий Фишера (ф*- критерий).

Совместно с А.А. Пахомовой было проведено эмпирическое исследование на базе ИК-6 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Отбор в экспериментальные группы осуществлялся на основе методики Д. Рассела и М. Фергюсона, позволившей выявить у осужденных высокий, средний и низкий уровень одиночества.

В экспериментальную группу 1 (далее - ЭГ 1) было отобрано 15 осужденных с низким уровнем переживания одиночества, в экспериментальную группу 2 (далее - ЭГ 2)-15 осужденных со средним уровнем переживания одиночества, в экспериментальную группу 3 (далее - ЭГ 3) было отобрано 15 осужденных с высоким уровнем переживания одиночества. Все испытуемые были уравновешены по полу, возрасту и уровню образования.

Обратимся к результатам эмпирического исследования, полученным по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели типов межличностных отношений у осужденных

№ п/п Название шкалы ЭГ 1 (%) ЭГ 2 (%) ЭГ 3 (%)

1. Авторитарный 17 9 6,6

2. Эгоистичный 13,3 6,8 13,3

3. Агрессивный 6,6 11,3 11,1

4. Подозрительный 6,6 8,3 18

5. Подчиняемый 4,0 5,3 8

6. Зависимый 14,5 22,7 8,8

7. Дружелюбный 28,8 25,2 13,3

8. Альтруистический 8,8 11 20,6

Как видно из таблицы 1, у осужденных ЭГ 1 преобладает дружелюбный тип отношения к окружающим. Около трети осужденных ЭГ 1 ориентированы на принятие и социальное одобрение, они склонны к сотрудничеству, иногда сознательно конформны, т.к. стремятся к целям микрогрупп и имеют развитые механизмы вытеснения и подавления. Такие люди любят чувствовать себя в центре внимания, заслуживать признание в своем кругу. Для 17% осужденных присущ авторитарный тип межличностного взаимодействия, свидетельствующий о том, что несмотря на проявления дружелюбия и сотрудничества, осужденные данной группы могут проявить властность, требовательность, полагаться только на свое мнение и настаивать

на уважении к себе как к лидеру. Меньше всего у осужденных с низким уровнем переживания одиночества выражен подчиняемый тип межличностного взаимодействия (4%), что свидетельствует о независимости в общении и принятии своей точки зрения.

Далее обратим внимание на типы межличностного взаимодействия осужденных ЭГ 2. Дружелюбный тип (25,2%) является преобладающим в личностном профиле социальных ориентаций осужденных со средним уровнем переживания одиночества. На фоне переживания одиночества осужденные данной группы стремятся помогать, чтобы чувствовать себя в центре внимания, быть в согласии с мнением окружающих, чтобы заполучить всеобщую поддержку. Для 22,7% осужденных характерен зависимый тип отношения к окружающим, меньше всего у осужденных со средним уровнем переживания одиночества выражен подчиняемый тип межличностного взаимодействия (5,3%).

В личностном профиле социальных ориентаций осужденных ЭГ 3 преобладает альтруистический тип (20,6%). Данный результат, возможно, связан с ощущением внутреннего комфорта от оказания помощи. Поскольку осужденные данной группы чувствуют себя одиноко, то реализовать свои духовные потребности для достижения состояния внутреннего комфорта они могут через оказание помощи другим. Для 18% осужденных характерен подозрительный тип взаимоотношений, свидетельствующий о том, что со стороны осужденных подозрительность проявляется в отчуждении по отношению к враждебному и злобному миру. Осужденные стараются специально изолироваться от других для поддержания состояния психологического комфорта в условиях разного рода деприваций. В основном данная группа может испытывать трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения или страха попасть под чужое влияние.

Результаты сопоставления типов межличностного взаимодействия в экспериментальных группах по методике «Диагностика межличностных отношений» показали, что существуют значимые различия (при р<0,05) по шкале «Дружелюбный» тип межличностного взаимодействия при сравнении ЭГ 1 и ЭГ 3. Осужденные с низким уровнем переживания одиночества в межличностном взаимодействии являются более дружелюбными по отношению к другим, чем осужденные с высоким уровнем переживания одиночества. Можно сделать предположение, что под дружелюбием может быть скрыт корыстный мотив использования другого в своих целях. Значимые различия (при р<0,01) также существуют по шкале «Альтруистический» между первой и третьей экспериментальной группой. У осужденных с высоким уровнем переживания одиночества в большей степени преобладает альтруистический тип межличностных отношений, чем у осужденных с низким уровнем переживания одиночества. Осужденные с высоким уровнем одиночества являются по отношению к другим людям в межличностном взаимодействии более подозрительными, чем осужденные с низким уровнем переживания одиночества, что вероятно связано с отсутствием доверия.

Осужденные со средним уровнем переживания одиночества являются в межличностном взаимодействии более зависимыми, чем осужденные с низким уровнем переживания одиночества (при р<0,05), что вероятно связано со страхом одиночества, потерей социальных контактов и получении отказа и поддержки в общении. Осужденные со средним уровнем переживания одиночества являются более дружелюбными по отношению к другим, чем осужденные с высоким уровнем переживания одиночества (при р<0,01).

Далее обратим внимание на шкалу «Альтруистический» при сравнении ЭГ 2 и ЭГ 3. Данные говорят о том, что у осужденных с высоким уровнем переживания одиночества более выражено стремление приносить в жертву свои интересы, чем у осужденных со средним уровнем переживания одиночества (при р<0,01).

Далее рассмотрим результаты исследования по методике «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко (см. таблицу 2).

Таблица 2

Показатели коммуникативной толерантности у осужденных

№ п/п Название шкалы ЭГ 1 (%) ЭГ 2 (%) ЭГ 3 (%)

1. Неприятие индивидуальных особенностей человека 13 18,5 12

2. Использование себя в качестве эталона при оценках других 10,8 11,4 8

3. Категоричность в оценках других 15,2 10 8

4. Неумение скрывать неприятные чувства 14,1 7,1 14

5. Стремление переделать партнера 15,2 17,1 14

6. Неумение прощать ошибки другим 10,8 14,2 10

7. Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера 14,1 11,4 10

8. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения 6,5 10 24

Как видно из таблицы 2, в ЭГ 1 по шкалам «Категоричность в оценках других» и «Стремление переделать партнера» отмечается показатель 15,2%. Осужденные с низким уровнем переживания одиночества регламентируют проявление индивидуальности партнеров по общению и требуют от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует сложившимся ценностям и вкусам. Осужденные с низким уровнем переживания одиночества не умеют скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров по общению. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Данные по шкале «Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера» говорят о том, что у осужденных с низким уровнем переживания одиночества выражена нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер по общению. Такое обычно происходит в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности - душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, вызывают осуждение.

Далее обратим внимание на результаты ЭГ 2. По шкале «Неприятие индивидуальных особенностей человека» у осужденных со средним уровнем переживания одиночества отмечается показатель 18,5%. Осужденные ЭГ 2 не умеют проявлять терпимость к индивидуальным особенностям других, возможно, из-за завышенных ожиданий к другим людям. Ожидания говорят о непринятии, о том, что человек живёт в иллюзорном мире, который сам для себя создал и отказывается верить в то, что может быть другая точка зрения. По шкале «Использование себя в качестве эталона при оценках других» результаты в исследуемых группах примерно одинаковы. Это говорит о том, что некоторые осужденные, оценивая

поведение других людей, образ мыслей или отдельные характеристики, рассматривают в качестве эталона самих себя. Также обратим внимание на шкалу «Стремление переделать партнера», имеющую показатель 17,1%. Осужденные со средним уровнем переживания одиночества могут часто читать мораль, делать замечаниям по разным поводам, поучать, укорять в нарушении правил и этики. Это может происходить потому, что таким людям важно быть в центре внимания. По шкале «Неумение прощать ошибки другим» в группе осужденных со средним уровнем переживания одиночества отмечается показатель 14,2%. Данный результат можно сопоставить со шкалой «Стремление переделать партнера». В данном случае у осужденных со средним уровнем переживания одиночества сочетается стремление поучать и делать замечания по разным поводам со стремлением усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам. Все это может происходить из-за излишней идеализации себя.

Перейдем к анализу результатов ЭГ 3. Обратим внимание на шкалу «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения», имеющую показатель 24%. Осужденные с высоким уровнем переживания одиночества не умеют адаптироваться к партнерам по общению и не проявляют гибкость при взаимодействии с другими. Возможно, они требуют приспособления только к их особенностям, нежели стремятся приспосабливаться к особенностям других. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон. Стоит отметить, что у данной группы уровень коммуникативной толерантности всех выше среди исследуемых групп, что вероятно связано с развитым чувством эмпатии и способности встать на место другого.

Результаты сравнения показателей коммуникативной толерантности у осужденных с разным уровнем переживания одиночества по методике «Коммуникативная толерантность» свидетельствуют о том, что по шкале «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения» существуют значимые различия (при р<0,01) между ЭГ 1 и ЭГ 3. Осужденные с высоким уровнем переживания одиночества в большей степени не умеют приспосабливаться к другим участникам общения, чем осужденные с низким уровнем переживания одиночества. Обратим внимание, что значимые различия (при р<0,01) по шкале «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения» также существуют между ЭГ 2 и ЭГ 3, что свидетельствует о выраженности данного фактора у ЭГ 3. Вероятно, это может быть связано с плохими адаптационными умениями, отсутствием гибкости, барьерами в общении или нежеланием понимать и взаимодействовать с другими людьми. Необходимо уделять внимание данной особенности при составлении коррекционных программ для осужденных с высоким уровнем переживания одиночества.

Выводы. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило выявить особенности коммуникативной сферы осужденных с разным уровнем переживания одиночества. У осужденных с низким уровнем переживания преобладает дружелюбный тип отношения к окружающим, что может говорить об ориентации на принятие и социальное одобрение, иногда сознательной конформности, но несмотря на проявление сотрудничества осужденные с низким уровнем переживания одиночества могут занимать авторитарную позицию, проявляя властность и требовательность, настаивая на признании в себе лидера. У осужденных с низким уровнем переживания одиночества наблюдается низкий уровень коммуникативной толерантности, что говорит об открытом проявлении импульсивности, чаще всего это проявляется в стремление переделать партнера под себя и проявлении категоричности в оценке других.

Коммуникативная толерантность у второй экспериментальной группы находится на среднем уровне, у них выражено неприятие индивидуальных особенностей человека и стремление переделать партнера, что вероятно связано с завышенными ожиданиями к другим и эгоцентризме. Осужденные со средним уровнем переживания одиночества могут проявлять теплоту и дружелюбие к другим людям, для них важно быть в эмоциональной и коммуникативной зависимости от других людей, поскольку это является способом совладания с одиночеством. Гели эмоциональную близость или коммуникативной контакт не получается установить, то осужденные могут проявлять агрессию и жестокость по отношению к другим.

Осужденным с высоким уровнем переживания одиночества характерен альтруистический тип личности, что проявляется в стремлении человека понять запросы другого, максимально удовлетворить их, не ожидая ничего взамен, а нередко даже в ущерб своему собственному развитию и благополучию. Реализовать свои духовные потребности доя достижения состояния внутреннего комфорта они могут через оказание помощи другим. У осужденных с высоким уровнем переживания одиночества отмечается высокий уровень коммуникативной толерантности, что говорит о хорошем развитии разных подструктур восприятия, однако в общении они не умеют приспосабливаться к другим людям, что вероятно связано с излишней требовательностью и низким уровнем развития адаптационных умений. Замкнутость и скептичность осужденных с высоким уровнем переживания одиночества сочетается со стремлением идти на риск и брать на себя ответственность за выполнение какой-либо деятельности, они характеризуются как социально проницательные, обычно понимающие мотивы поведения и переживания других людей, что позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения. Для осужденных с высоким уровнем переживания одиночества характерен своенравный подход к жизни, самодостаточность и стремление к индивидуализации.

Полученные результаты можно учитывать при организации психологического сопровождения указанных категорий лиц. Для осужденных с низким уровнем переживания одиночества коррекционные занятия могут быть направлены на снижение уровня эгоцентризма, развитие навыков общения с разными группами людей без применения силы и манипуляций, что позволит сформировать у осужденных позитивные навыки реализации своего «Я». Для осужденных со средним уровнем переживания одиночества необходимо проводить мероприятия, направленные на поднятие уровня самооценки, чувства собственной значимости в общении. В рамках проведения коррекционной работы с осужденными с высоким уровнем переживания одиночества необходимо подбирать занятия, направленные на развитие адаптационного потенциала, гибкости в общении, умения приспосабливаться к другим.

Литература:

1. Демидочкина, М.Ю. Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных / М.Ю. Демидочкина, В.А. Анфиногенов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 2.-С. 45-49

2. Шарков, Ф.И. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии / Ф.И. Шарков, Л.В. Комарова // Коммуникология. - 2014. - № 4,- С. 54-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.