Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коданева Михалина Сергеевна

Статья посвящена обсуждению проблемы отношения сотрудников исправительного учреждения к осужденным. Целями профессионального взаимодействия сотрудников с осужденными выступают их исправление и ресоциализация. Утверждается неотделимость межличностных отношений от процесса взаимодействия. Отношение сотрудников к осужденным определяется не только профессиональными, но и во многом личностными качествами. При этом обнаруживается противоречивость личностной позиции сотрудников по отношению к осужденным. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических проявлений отношения сотрудников к осужденным. В качестве таковых рассматриваются эмпатия, коммуникативная толерантность и коммуникативная агрессия. Отдельные характеристики отношения к осужденным изучены у групп сотрудников различных отделов и служб исправительного учреждения. Делаются выводы о различиях в отношении сотрудников к осужденным в зависимости от характера взаимодействия с ними. Подчеркивается важность профессионально-психологической подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коданева Михалина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PARAMETERS OF THE ATTITUDE OF CORRECTIONAL FACILITY STUFF TO CONVICTS

The article is devoted to the discussion of the problem of the attitude of correctional facility staff to convicts. The goals of professional interaction of the staff with convicts are their correction and re-socialization. The inseparability of interpersonal relations from the process of interaction is asserted. The attitude of the staff to the convicts is determined not only by professional, but also in many respects by personal qualities. At the same time, the inconsistency of the personal position of employees in relation to convicts is revealed. The article presents the results of an empirical study of psychological manifestations of the attitude of employees to convicts. Empathy, communicative tolerance and communicative aggression are considered as such. Individual parameters of the relationship towards convicts were studied in groups of employees of various departments and services of the correctional institution. Conclusions are drawn about the differences in the attitude of employees to convicts, depending on the nature of interaction with them. The importance of professional and psychological training of specialists for the penal system is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ»

9. Кьеркегор, С. Или-или: Фрагмент из жизни: в 2 ч. / Пер. с дат., вступ, ст., коммент., примеч. Н. Исаевой и С. Исаева / Кьеркегор С. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии; Амфора, 2011. - 823 с.

10. Кьеркегор, С. Страх и трепет / Пер. с дат., изд. 2-е, дополненное и исправленное / Кьеркегор С. - М.: Культурная революция, 2010. - 488 с.

11. Лэнгле, А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. О. Шипиловой / Лэнгле А. - Харьков: «Гуманитарный центр», 2011. - 332 с.

12. Мэй. Р. Открытие Бытия / Мэй Р. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с.

13. Пикалов, Д. В. Экология эгоизма // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов / Пикалов Д.В. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2021. - С. 5-8. - EDN MOWFJK.

14. Прогрессивные мыслите в Латинской Америки (Х1Х - начал о XX в.) / Пер. с исп. и порт. А.Р. Бургете, А.В. Дерюгиной. - М.: АН СССР, 1965. - 418 с.

15. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Роджерс К.Р. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 480 с.

16. Рябов, П.В. Экзистенциализм. Период становления / Рябов П.В. - М.: Рипол Классик, 2019. - 464 с.

17. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко / Сартр Ж.П. - М.: Республика, 2000. - 640 с.

18. Сартр, Ж.-П. Пьесы: Мухи; Мертвые без погребения; Почтительная потаскушка; Дьявол и Господь; Только правда; Затворники Альтоны / сост. Г.С. Брейтбурд / Сартр Ж.-П. - М.: Искусство, 1967. - 612 с.

19. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина / Хайдеггер М. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.

20. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / Сост. О. В. Селин / Хайдеггер М. - М.: Алгоритм, 2006. - 304 с.

21. Хайдеггер, М. О существе человеческой свободы. Введение в философию / Хайдеггер М. - СПб.: Владимир Даль, 2018. - 416 с.

22. Хайдеггер, М. Размышления XII-XV (Черные тетради 1939-1941) / Хайдеггер М. - М.: Издательство института Гайдара, 2020. - 344 с.

23. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ Т.С. Драбкиной / Ялом И. - М.: «Класс», 2000. - 576 с.

24. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / Ясперс К. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

25. Frankl V. Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. - Moscow: Alpina Non-Fiction, 2018. - 228 p.

26. Holzhey-Kunz A. Daseinsanalyse, dans / Alfried Langle, Alice Holzhey-Kunz. Existenzanalyse und Daseinsanalyse. -2008. - UTB 2966. - P. 183-348.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ

Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблемы отношения сотрудников исправительного учреждения к осужденным. Целями профессионального взаимодействия сотрудников с осужденными выступают их исправление и ресоциализация. Утверждается неотделимость межличностных отношений от процесса взаимодействия. Отношение сотрудников к осужденным определяется не только профессиональными, но и во многом личностными качествами. При этом обнаруживается противоречивость личностной позиции сотрудников по отношению к осужденным. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических проявлений отношения сотрудников к осужденным. В качестве таковых рассматриваются эмпатия, коммуникативная толерантность и коммуникативная агрессия. Отдельные характеристики отношения к осужденным изучены у групп сотрудников различных отделов и служб исправительного учреждения. Делаются выводы о различиях в отношении сотрудников к осужденным в зависимости от характера взаимодействия с ними. Подчеркивается важность профессионально-психологической подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: отношение, уголовно-исполнительная система, сотрудники исправительного учреждения, осужденные, исправление, ресоциализация, эмпатия, коммуникативная толерантность, коммуникативная агрессия.

Annotation. The article is devoted to the discussion of the problem of the attitude of correctional facility staff to convicts. The goals of professional interaction of the staff with convicts are their correction and re-socialization. The inseparability of interpersonal relations from the process of interaction is asserted. The attitude of the staff to the convicts is determined not only by professional, but also in many respects by personal qualities. At the same time, the inconsistency of the personal position of employees in relation to convicts is revealed. The article presents the results of an empirical study of psychological manifestations of the attitude of employees to convicts. Empathy, communicative tolerance and communicative aggression are considered as such. Individual parameters of the relationship towards convicts were studied in groups of employees of various departments and services of the correctional institution. Conclusions are drawn about the differences in the attitude of employees to convicts, depending on the nature of interaction with them. The importance of professional and psychological training of specialists for the penal system is emphasized.

Key words: attitude, penal enforcement system, correctional facility staff, convicts, correction, resocialization, empathy, communicative tolerance, communicative aggression.

Введение. Деятельность сотрудников исправительных учреждений (далее - ИУ) определяется, с одной стороны, потребностью социума в обеспечении защиты населения от криминальных воздействий, с другой - необходимостью работы по ресоциализации людей, осужденных к лишению свободы. Специфика этой деятельности выражается в ряде особенностей, таких как ее правовой характер, включенность в субъект-объектные отношения, в которых каждый акт правоприменения влечет за собой определенные последствия, повышенная ответственность [2, С. 58]. Вместе с тем обнаруживается противоречие между требованием неукоснительного соблюдения правопорядка в ИУ и ориентацией на гуманистические принципы, уважительное отношение к правам и свободам человека (в контексте обсуждаемой темы -осужденного).

Взаимодействие сотрудников с осужденными осуществляется в ограниченном пространстве пенитенциарного поля -исправительной колонии. Условия содержания осужденных в учреждении предполагают кроме режима также специфические уставные формы общения администрации и сотрудников со спецконтингентом. Подобные формы со временем приводят к закреплению у сотрудников ИУ особых паттернов поведения, оказывающих влияние на их личность. Отмечается, что сотрудники в целом склонны воспринимать окружающих предвзято, с недоверием, испытывают проблемы в проявлении и реализации собственных стремлений, не уверены в себе, в окружающей реальности, негативно воспринимают мир, неадекватно воспринимают людей, имеют затруднения в самовыражении, имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в установлении эмоциональных контактов.

Одна из основных целей профессионального взаимодействия сотрудников ИУ с осужденными - их исправление (наряду с охраной, содержанием, обеспечением безопасности). При этом процесс взаимодействия базируется на субъект-объектных отношениях, при которых сохраняется позиция воспитуемого как объекта воздействия, подчиненного воле извне. Такая трактовка подразумевает, что активной стороной взаимодействия выступает сотрудник, осужденный же принимает исключительно пассивную позицию в ходе реализации исправительных мер. Нормативно-регламентированный характер взаимодействия сотрудников и осужденных приводит к «обезличиванию» сторон: по сути, такое общение не является межличностным и опосредовано отношением к сотруднику как человеку, представляющему само исправительное учреждение. В то же время очевидно, что без участия личности (имеются в виду обе стороны взаимодействия) исправительный процесс невозможен.

Как показывает практика, «субъект-объектные» отношения всегда обнаруживают тесную связь с межличностными отношениями, определяются личностными особенностями взаимодействующих сторон. Установленные правовые нормы не являются единственным регулятором взаимоотношений сотрудников пенитенциарного учреждения с осужденными. В иных случаях приоритетными становятся общепринятые в подобной среде «пенитенциарные нормы» (моральные, субкультурные и т.д.) [4, С. 100]. Именно поэтому отношение сотрудников к осужденным представляет в известном смысле проблему.

Следует учитывать, что сотрудники различных отделов ИУ по-разному выстраивают взаимодействие с осужденными в силу особенностей профессиональной деятельности, должностных обязанностей и инструкций. Так, в непосредственном взаимодействии с осужденными находятся сотрудники воспитательного отдела, психологической лаборатории, отдела безопасности. Иные отделы учреждения (кадровая служба, отдел спецучета, бухгалтерия, канцелярия, юридическая служба) не имеют непосредственного контакта с осужденными. Поэтому у сотрудников различных отделов ИУ отношение к осужденным и взаимодействие с ними неодинаково, а по ряду аспектов имеет значительные отличия.

В условиях непосредственного взаимодействия отношение сотрудников к осужденным не всегда конструктивно, оно может сопровождаться негативными эмоциональными переживаниями и приводить к деструктивным последствиям. Сотрудникам бывает достаточно сложно сохранять психологическое благополучие ввиду таких специфических факторов, как дисциплинарные нарушения, проблемное поведение, попытки суицидов осужденных, трудность толерантного и непредвзятого к ним отношения и др. Обратим внимание также на неоднозначность роли, которая должна реализовываться по отношению к осужденным: с одной стороны, это жесткий контроль над соблюдением регламента исправительного учреждения, обеспечением системы наказания в процессе исполнения наказания, с другой стороны - задача соблюдения приоритета не столько карательных мер, сколько ресоциализации осужденных.

Итак, отношение сотрудников ИУ к осужденным определяется не только профессиональными, но и во многом личностными качествами, поскольку личность выражает себя в системе отношений [5, С. 21]. В.Н. Мясищевым подчеркивалось единство отношений и взаимодействия, при этом именно отношение, отражая и регулируя сложившиеся сознательные взаимосвязи личности с окружающей ее реальностью, внутренне определяет характерные способы его взаимодействия с этой реальностью [3, С. 126].

Какой именно характер отношения сотрудников будет являться оптимальным для обеспечения исправления осужденных - вопрос сложный, требующий предварительного исследования. От решения этого вопроса зависят, в свою очередь, обстановка в учреждении, эффективность мер исправления и последующей ресоциализации осужденных.

Изложение основного материала статьи. В рамках проведенного нами эмпирического исследования изучались качественные характеристики отношения к осужденным сотрудников ИУ. В качестве психологических проявлений отношения рассматривались эмпатия, толерантность и коммуникативная агрессия.

В исследовании приняли участие 60 сотрудников различных отделов исправительных учреждений ФСИН России разного пола в возрасте от 30 до 45 лет. Выборка была разделена на группы по 15 человек, различающиеся характером взаимодействия с осужденными:

Группа 1 (Г1) - сотрудники отдела безопасности, непосредственно взаимодействующие с осужденными, проводящие надзор за осужденными;

Группа 2 (Г2) - сотрудники оперативного отдела, непосредственно взаимодействующие с осужденными;

Группа 3 (Г3) - сотрудники воспитательного отдела, сотрудники психологической лаборатории, центра трудовой адаптации, непосредственно взаимодействующие с осужденными, проводящие воспитательные, психолого-педагогические мероприятия, трудовое обучение и мониторинг трудовой деятельности осужденных;

Группа 4 (Г4) - сотрудники иных отделов (кадровой службы, бухгалтерии, канцелярии, юридической службы), непосредственно не взаимодействующие с осужденными.

Проявления отношения сотрудников к осужденным диагностировались с помощью комплекса методик: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна для диагностики эмпатии личности; методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко для определения проявлений толерантности в процессе общения; методика диагностики форм коммуникативной агрессии В.В. Бойко для определения способности индивида к проявлению агрессии в межличностном общении. Инструкции к методикам модифицировались под цели исследования.

Результаты математической обработки данных представлены ниже в таблицах. Анализу подвергались распределения показателей по шкалам методик в каждой из исследованных групп. Сравнение групп производилось с помощью непараметрического критерия и Манна-Уитни.

Диагностика способности к эмоциональному отклику (эмпатии) показала, что во всех группах сотрудников ИУ преобладает нормальный уровень выраженности такого отношения к осужденным (см. табл. 1). Экстремальные уровни (очень низкий и очень высокий) не выявлены. Однако в группах 1 и 2 достаточно выражен низкий уровень и отсутствуют показатели высокого уровня, в группе 3 соотношение низкого и высокого уровней одинаково, в группе 4 наблюдается «перевес» в сторону относительно высоких значений.

Распределение количества респондентов в зависимости от уровня выраженности способности к эмоциональному

отклику (эмпатии) в исследуемых группах (в %)

Группа Уровни выраженности

Низкий Нормальный Высокий

Г1 40 60 0

Г2 26 74 0

Г3 13 74 13

Г4 7 67 26

На статистическом уровне различия в эмпатической способности обнаружены между 1 и 3, 1 и 4 группами (при р<0,01 по критерию Манна-Уитни). Таким образом, в группах 3 и 4 показатели способности к эмоциональному отклику достоверно выше, чем в группе 1. Полученные результаты согласуются с характером профессиональных задач, выполняемых сотрудниками соответствующих отделов и служб в учреждении: наиболее эмпатичными являются те из них, кто осуществляет психолого-педагогическое сопровождение осужденных. Наибольший эмоциональный отклик демонстрируют сотрудники, непосредственно не взаимодействующие с осужденными.

Коммуникативная толерантность - отношение личности к людям, показывающее степень переносимости неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [1, С. 140]. Оценки составляющих толерантности, диагностированных у сотрудников ИУ, приведены в табл. 2. Поскольку диапазон возможных суммарных показателей по методике составляет 0-135 баллов, где 0 - проявление толерантности ко всем типам партнеров во всех ситуациях, 135 - абсолютная нетерпимость, можно констатировать относительно невысокие показатели коммуникативной толерантности во всех исследуемых группах. При этом наибольшую толерантность демонстрируют респонденты Г4, наименьшую - респонденты Г1. Кроме того, в сравнении с показателями других профессиональных групп среднестатистические оценки сотрудников ИУ в целом свидетельствуют об относительно низкой толерантности к осужденным во всех ее проявлениях (ср.: руководители медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов, медсестры - 43, воспитатели - 31 по данным [6, С. 112]).

Таблица 2

Средние значения и стандартные отклонения показателей коммуникативной толерантности в исследуемых

группах

№ шкалы* Средние значения и стандартные отклонения

Г1 Г2 Г3 Г4

1 11,13±2,69 9,47±1,96 8,20±1,32 7,20±0,86

2 10,13±2,23 9,53±1,85 8,87±1,30 7,13±0,99

3 10,40±2,02 9,33±1,95 8,87±1,40 7,93±0,80

4 10,27±2,09 9,47±1,81 8,80±1,57 7,47±1,06

5 10,66±2,09 9,20±1,47 8,87±1,30 7,60±1,12

6 11,13±2,70 9,67±1,72 8,93±1,33 7,53±0,91

7 10,53±2,45 9,80±2,51 8,67±2,09 7,87±0,83

8 10,86±2,70 10,20±1,67 9,47±1,68 7,33±1,34

9 10,86±2,60 9,87±2,13 9,13±2,06 7,67±1,34

Сумма 96±20,08 86,53±15,51 79,60±12,10 69,13±6,99

*Примечание: 1 - непринятие или непонимание индивидуальности другого человека; 2 - использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей; 3 - категоричность или консерватизм в оценках других людей; 4 - неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; 5 - стремление переделать, перевоспитать партнеров; 6 - стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным; 7 - неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности; 8 -нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми; 9 - неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

Сравнение групп посредством статистического критерия показало отсутствие различий между Г1 и Г2, а также Г2 и Г3. Достоверные различия обнаружены между Г1 и Г3 (при р<0,01 по критерию Манна-Уитни) по шкалам «неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» и «стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». По названным параметрам сотрудники Г1 демонстрируют меньшую толерантность к осужденным по сравнению с сотрудниками Г3. В свою очередь, сотрудники Г3 обладают более выраженной терпимостью к осужденным, лучше понимают их чувства и эмоции, в меньшей степени склонны подстраивать осужденных под себя, перевоспитывать их, нежели директивные сотрудники Г1.

Различия между Г1 и Г4 выявлены по всем составляющим коммуникативной толерантности (при р<0,01 по критерию Манна-Уитни), что говорит об относительно низком уровне соответствующего отношения к осужденным у сотрудников отдела безопасности ИУ по сравнению с сотрудниками вспомогательных служб, не взаимодействующими непосредственно со спецконтингентом.

Уровни выраженности коммуникативной агрессии как проявления отношения сотрудников ИУ к осужденным также распределены неравномерно (см. табл. 3). Большая часть респондентов всех исследованных групп демонстрирует средний уровень агрессии. Отсутствуют в выборке очень низкий и очень высокий уровни. Повышенный уровень диагностирован у трети респондентов Г1 и у небольшой части респондентов Г2. Невысокий уровень агрессии присущ 40% респондентов Г4.

Распределение количества респондентов в зависимости от общего уровня коммуникативной агрессии (в %)

Группа Уровни выраженности

Невысокий Средний Повышенный

Г1 - 67 33

Г2 - 87 13

Г3 - 100 -

Г4 40 60 -

Статистическое подтверждение получили различия в показателях коммуникативной агрессии у Г1 и остальными группами (при p<0,01 по критерию Манна-Уитни). Соответственно, сотрудников отдела безопасности ИУ наряду с более высоким общим уровнем агрессии отличают «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию», «неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты».

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о психологических проявлениях отношения сотрудников ИУ к осужденным.

Наибольший уровень эмпатии и толерантности к осужденным присущ сотрудникам, дистанцированным от спецконтингента в силу специфики выполняемых служебных задач (Г4). Эти же сотрудники обнаруживают невысокий уровень коммуникативной агрессии. Похожими на них по проявлениям отношения к осужденным являются сотрудники, непосредственно взаимодействующие с осужденными и осуществляющие их психолого-социально-педагогическое сопровождение.

Наименьшую способность к эмоциональному отклику, толерантность и одновременно наибольшую агрессию по отношению к осужденным проявляют сотрудники отдела безопасности. Вероятно, они в целом не склонны к альтруизму, судят об осужденных по их поступкам, не ориентируясь на собственные впечатления, жестко контролируют свои эмоции. Они вряд ли испытывают огорчение от того, что осужденные ощущают себя некомфортно и одиноко, и не волнуются в случае, если необходимо сообщить им неприятную новость, не принимают во внимание чувства и эмоции осужденных, стремятся навязать свою волю. Таким сотрудникам сложно тормозить агрессию и переключаться на иные виды деятельности, у них отмечается спонтанность проявления агрессивных реакций, легкость актуализации агрессивных реакций в ответ на негативные эмоции других людей. Индивидуальные особенности осужденных игнорируются или отвергаются ими. Вместе с тем им сложно спрогнозировать характер межличностных отношений и предугадать чужое поведение.

Результаты исследования, таким образом, указывают на тенденцию, состоящую в снижении эмпатии, толерантности и усилении агрессии по отношению к осужденным у сотрудников ИУ, взаимодействующих с ними непосредственно, за исключением специалистов психолого-педагогического профиля. Проблема отношения сотрудников к осужденным требует дальнейшего исследования, однако обозначенная тенденция может быть учтена при организации профессиональной, в частности, психологической подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Литература:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - Москва: Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Илимбетов, Р.Р. Коммуникативная толерантность и стрессоустойчивость персонала учреждения ФСИН // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 2-3 (14-15). - С. 55-62.

3. Клепцова, Е.Ю. К анализу категории «отношение» / Е.Ю. Клепцова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 2-3. - С. 125-129.

4. Маняхин, А.В. Социально-психологическая характеристика особенностей ролевого взаимодействия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и лиц, осужденных к лишению свободы / А.В. Маняхин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - Т. 7. - № 3. - С. 99-104.

5. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: МОДЭК, 2011. - 398 с.

6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 488 с.

Психология

УДК 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема мотивации занятий спортом младших школьников. Выявлены виды мотивов, в наибольшей степени представленные у младших школьников, определены их содержательные характеристики. Разработана и реализована система занятий, направленная на формирование мотивации занятий спортом младших школьников. По результатам проведенной диагностики, можно сделать вывод, что на статистически значимом уровне. Результаты отличаются по четырем критериям уровень спортивной мотивации, отношение к данному виду деятельности, мотив физического самоутверждения (ФС), мотив достижения успеха в спорте (ДУ). По результатам сравнения ответов учеников после проведенных занятий экспериментальной группы мы получили следующие данные, исходя из которых, можно отметить следующие особенности. Количество видов спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты, увеличилось, добавились баскетбол и хореография. Это может быть связано с тем, что про представителей данных направлений они узнали в процессе прохождения системы занятий. Количество школьников, интересующихся тем или иным видом спорта. Можно предположить, что практические занятия и соревнования увлекли учеников и замотивировали их заниматься бадминтоном. Количество учеников, которые не хотели бы заниматься никаким видом спорта, сократилось. Данный результат является крайне показательным, так как это может говорить о действительном поднятии мотивации занятий спортом младших школьников. Таким образом, можно заключить, что система занятий, разработанная нами для занятий спортом младших школьников, эффективна. Несмотря на то, что не все мотивы занятий спортом, выявленные изначально в выборке, увеличились на статистически значимом уровне, результат анкетирования подтвердил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.