УДК 37
Киселева А.О.
магистрант кафедры психологии, Воронежский государственный педагогический университет
(г. Воронеж, Россия)
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается сущность коммуникативной компетентности и уровня ее развитости у детей с признаками одаренности. Так же освещается значимость «коммуникативной компетентности» в контексте современных взглядов на образовательный процесс, согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Формированию коммуникативной компетентности отводится особо значимое место, как одной из составляющих социальной готовности школьника к осуществлению продуктивной учебной деятельности. Приводится исследование эмоционального интеллекта, как одной из составляющих развития коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной и художественной одаренностью. Отдельно рассматриваются учащиеся с интеллектуальной одаренностью на предмет необходимости коррекционной программы на развитие отдельных навыков.
Ключевые слова: коммуникативность, эмоциональный интеллект, одаренность.
С одной стороны, коммуникативная компетентность что-то очень простое и само собой разумеющееся, а с другой сложный и до конца неизученный конструкт. Важно понимать, что успех в жизни человека зависит не только от его «головы», интеллекта, ума, но и от других качеств -целеустремленности, умению выстраивать «экологичную», бесконфликтную, а значит продуктивную коммуникацию с другими людьми. На ряду с этим, безусловно, важно позитивно справляться с трудностями, которые мы встречаем на своем пути ежедневно как в профессиональной, так и в личной жизни.
Образовательная система России в документе ФГОС нового поколения вводит такое понятие как «функциональная грамотность», что тоже дает отсылку к развитию у школьников коммуникативной компетентности. Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, мета предметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни, а также решать повседневные задачи, выстраивая эффективную коммуникацию с другими людьми. В понятие «функциональная грамотность» входит много составляющий: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность. Помимо этих составляющих важное место занимают: креативное мышление, а также глобальные компетенции, которые включают в себя как раз коммуникативные навыки. Таким образом, актуальность исследования обусловлена и современным положением внутри образовательной системы, которая делает акцент на развитие коммуникативных навыков, что будет влиять на успешное, гармоничное развитие личности обучающегося с перспективой осознано выбрать профессиональный путь и успешно реализовать свой потенциал.
В последние годы в России довольно популярно в педагогической, психологической, социологической и др. литературе, используется термин «коммуникативная компетентность». Данное явление является отражением приоритетного направления модернизации российского образования реализуемого через осуществление компетентностно-ориентированного подхода, связанного с переходом на систему компетентно стей.
В Федеральных требованиях образовательных стандартов [1] нового поколения формированию коммуникативной компетентности отводится особо значимое место, как одной из составляющих социальную готовность будущего
школьника к осуществлению учебной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения [1] коммуникативная компетентность определяется как, умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность коммуникативных умений, а именно: владеть социальной перцепцией, или «чтением по лицу», понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние и иное по внешним признакам, «подавать себя» в общении с членами коллектива, оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с окружающими.
Существуют разные подходы к определению сути коммуникативной компетентности. Важно отметить, что, несмотря на это, исследователи этой темы, сходятся во мнении, что коммуникативная компетентность вносит значительный вклад в развитие личности.
В современном образовании важную роль приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Коммуникативная компетентность выступает важнейшей качественной характеристикой, которая позволяет развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном становлении, признании, уважении и является определяющей в успешной реализации процесса социализации.
Одной из особенностей коммуникативной компетентности является её способность формирования успешной деятельности личности в меняющихся условиях социальной среды. Поэтому её изучение является одним из главных направлений в образовании XXI века.
В.Н. Куницина [5], определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения».
Отечественные психологи С.Я. Рубинштейн [7], Л.И. Божович [2] определили, что доминирующей стороной в развитии личности является социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства, способствуя развитию коммуникативной компетентности.
Возможно это так, но это происходит слишком косвенно и не полностью, поскольку каждый человек имеет социальное и личностное развитие и накопление социального опыта на протяжении всей своей жизни, а коммуникативная компетентность полностью развивается только у небольшой части населения.
На этапе среднего общего образования важность формирования и развития коммуникативной компетентности личности определяется также подростковым периодом, в котором осуществляются сложные процессы развития самосознания, мировоззрения, формирования системы ценностей, которые определяют новый тип отношений с обществом.
В ходе изучения аспектов коммуникативной компетентности становится понятно, что для развития этого феномена требуются различные подходы, внедрение новых технологий, поскольку коммуникативная компетентность включает в себя несколько компонентов. Таким образом, чем более полноценно будут развиваться каждые из этих компонентов, тем о большем уровне развития коммуникативных навыков можно будет говорить.
Исходя из этого, можно сказать, что существенную важность в развитии коммуникативной компетентности занимает эмоциональный интеллект. Именно эмоциональный интеллект является одним из основных компонентов в развитии коммуникативной компетентности личности. В современном мире
эмоциональному интеллекту отводится значимая роль. Быстро меняющиеся социальные условия, быстрый ритм жизни требуют от развивающейся личности все большей сознательности в контексте эмоциональной осведомленности и эмоциональных проявлений. В.К. Загвоздкин в своей работе «Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания» [3] пишет о том, в условиях семейного воспитания родителям, как чутким проводникам своих детей во взрослый мир важно развивать навыки «эмоционального тренера» в отношениях своих детей. Здесь автор подчеркивает важность эмоциональной сферы как компонента готовности детей к обучению в образовательных учреждениях и готовности стать активным, а главное успешным членом социума. Следовательно, развитие эмоциональной сферы является важным аспектом комфортной социализации, что, несомненно, будет оказывать влияние на гармоничном развитии личности ребенка.
В предисловии к статье автор делает отсылку к работам К.Д.Ушинского или П.А.Флоренского, которые говорили, что в основе познания лежит -любовь. Здесь можно говорить о том, что успешное формирование познавательной деятельности в условиях семейного воспитания реализуется через чувство искренней любви и теплоты родителя. В.И. Ленин так же говорил о том, что без человеческих эмоций нет искания истины. Другими словами, речь об эмоциональном интеллекте как важной составляющей внутреннего мира человека идет уже давно.
Во-первых, если говорить об определении готовности ребенка к школе, то в настоящее время акцент делается преимущественно на социальный и эмоциональный компонент развития личности ребенка, а не только на уровень когнитивного развития (память, логическое мышление, координация глаз-рука и т.п.). Так развитие эмоциональной сферы ребенка стало главным элементом в понятии «психологическая готовность к школе».
Понятие «эмоциональный интеллект» берет свое начало в 1990-м году, когда профессор и исследователь Йельского университета - Питер Саловей и Джон Майер [6] в ходе своих исследований выявили данное понятие и ввели его
в науку. Но всемирное признание «эмоционального интеллекта» как существующей структуры мозга получило благодаря Дэниэлю Големану, именно к его работам дает отсылку автор статьи [4]. Работа Д. Големана «Эмоциональный интеллект» за крайне короткое время стала настоящей сенсацией и заново побудила в научных кругах дискуссию о том, что же такое интеллект в целом и какие аспекты он включает в себя.
Таким образом, стоит сказать, что эмоциональный интеллект с одной стороны что-то очень простое и само собой разумеющееся, а с другой сложный и до конца неизученный, а главное «необузданный» самим человеком конструкт. Разве не само собой разумеется, что успех в жизни человека зависит не только от его «головы», интеллекта, ума, но и от других качеств - целеустремленности, умению выстраивать «экологичную», бесконфликтную, а значит продуктивную коммуникацию с другими людьми, а так же позитивно справляться с трудностями, которые мы встречаем на своем пути ежедневно как в профессиональной, так и в личной жизни.
После изучения аспектов «коммуникативной компетентности» мы решили предположить и проверить гипотезу о том, что уровень коммуникативной компетентности у детей с интеллектуальной одаренностью будет гораздо ниже, чем у детей с художественной одаренностью. Для этого мы решили исследовать уровень эмоционального интеллекта, как одного из важных составляющих коммуникативной компетентности. В исследовании приняли участие 24 обучающихся МБОУ «Хохольский лицей» с художественной одаренностью, 24 обучающихся МБОУ «Хохольский лицей» с высокой успеваемостью. Учащимся мы предложили пройти две методики: эмоциональный интеллект (Н.Холл), методика диагностики эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин).
Проанализировав результаты тестирования по методике Н.Холла, можно заключить, что у большего процента респондентов с интеллектуальной одаренностью наблюдаются низкие показатели по шкалам эмоциональной осведомленности, эмпатии и распознавание эмоций других. Это указывает на
то, что они плохо идентифицируют, распознают и влияют на эмоции других. Средние показатели самомотивации и управления эмоциями свидетельствуют о том, что у учащихся сильно развито чувство долга, ответственности, внутренняя направленность на качественный, продуктивный труд, осознанное стремление быстрее достичь результата.
Если обратить внимание на результаты учащихся с художественной одаренностью, можно отметить, что у большего процента респондентов наблюдаются высокие и средние показатели по шкалам эмоциональной осведомленности, эмпатии и распознавание эмоций других. Это указывает на то, что они хорошо идентифицируют, распознают и влияют на эмоции других. Средние показатели самомотивации и управления эмоциями свидетельствуют о том, что у людей сильно развито чувство долга, ответственности, внутренняя направленность на качественный, продуктивный труд, осознанное стремление быстрее достичь результатов.
Так же выдвинутую гипотезу подтверждают результаты исследования по методике диагностики эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. У учащихся с художественной одаренностью очень высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 8% подростков, высокий уровень выявлен у 54% и средний уровень составляет 38% учащихся. Низкий и очень низкий уровень - не выявлены. Если же говорить об учащихся с интеллектуальной одаренностью, то очень высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают всего 4% подростков, высокий уровень выявлен у 8%, в основном преобладают средний 38% и низкий 33%, очень низкий эмоциональный интеллект выявлен у 17% учащихся.
В таблице 1 можно увидеть сравнительный анализ по двум методикам для учащихся с интеллектуальной одаренностью. В ходе данного исследования были выявлены учащиеся, которым необходимо пройти коррекционную программу для развития тех навыков, показатели которых были достаточно низкими. Ниже приведена таблица 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина (учащиеся с интеллектуальной одаренностью).
Испытуемые «ЭИ»Н. Холла «ЭмИН»Д.В.Люсина Необходимость коррекционной программы
1 Низкий Низкий +
2 Средний Средний
3 Средний Средний
4 Низкий Очень низкий +
5 Средний Средний
6 Низкий Низкий +
7 Высокий Высокий
8 Низкий Средний +
9 Средний Средний
10 Низкий Низкий +
11 Средний Средний
12 Низкий Средний +
13 Средний Средний
14 Средний Низкий +
15 Низкий Очень низкое +
16 Средний Низкий +
17 Высокий Очень высокое
18 Средний Высокое
19 Средний Низкий +
20 Низкий Очень низкое +
21 Низкий Очень низкое +
22 Средний Средний
23 Низкий Низкий
24 Низкий Низкий +
На основании анализа двух методик опроснику «ЭмИН» (Д.В.Люсин) и опросника «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл) выявлено, что 14 из 24 респондентов с интеллектуальной одаренностью имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, что указывает на необходимость развития этого навыка.
В ходе анализа данной темы стало ясно, что в условиях современного образования важно уделять особое внимание развитию коммуникативной
компетентности. Так как развитие данного навыка влияет на успешную социализацию, полное раскрытие внутреннего потенциала учащегося. Важно сказать, что коммуникативная компетентность и ее составляющие, являются важным аспектом развития личности в современном обществе, а это значит, что современному обществу необходимы новые технологии для развития коммуникативной компетенции, которые будут сочетать аналитическое наблюдение, социальное и личностное развитие, творческое развитие и социальный опыт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного разделении общего образования:
https://sch22.gosuslugi.ru/netcat_files/3O/69/FGOS_OOO_O.pdf;
2. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. - Москва, - 1979. - 210 с;
3. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно историческая психология - 2008. - №2. С. 97-103;
4. Исаева О.М. Роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом // Организационная психология. - 2019. - Том 9. - № 2. - С. 52—69;
5. Куницына В.Н. Межличностное общение. Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 544 с;
6. Майер Д. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 1999.- 325 с;
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 712 с
Kiseleva A.O.
Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia)
FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS
Abstract: the article examines the essence of communicative competence and the level of its development in children with signs of giftedness. The importance of "communicative competence" in the context of modern views on the educational process, according to the Federal State Educational Standard (FSES), is also highlighted. The formation of communicative competence is given a particularly significant place as one of the components of a student's social readiness to carry out productive educational activities. The article presents a study of emotional intelligence as one of the components of the development of communication skills in children with intellectual and artistic talents. Students with intellectual giftedness are considered separately for the needfor a correctional program for the development of individual skills.
Keywords: communication skills, emotional intelligence, giftedness.