Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

На сегодняшний день в России формируется специализированный кластер образовательного направления по воспитанию, обучению и развитию способностей у одаренных детей. Выявлены проблемы работы с одаренными детьми в современном образовательном пространстве Оренбургской области: заинтересованность педагогов и родителей к развитию одаренности у детей и недостаточного внимания к решению задач их воспитания и социализации; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования. Изучены стили лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер». В контексте научного исследования изучены личностные характеристики подростков, обладающие лидерской одаренностью: социальная компетентность, социальная активность, социальный интеллект, социальная ответственность, креативность, мотивация достижения успеха. Приведены компоненты в структуре подростковой лидерской одаренности: личностно-потенциальная (потенциал одаренного лидера), социально-психологическая (опыт собственной практической деятельности) и профессионально-личностная (необходимые качества личности в управленческой, коммуникативной, творческой, гражданско-патриотической деятельности) составляющая. Рассмотрен опыт работы с лидерской одаренностью на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко»: функционирование областной очно-заочной школы «Лидер» (далее - ООЗШ «Лидер»), которая нацелена на развитие подростковой лидерской одаренности обучающихся в Оренбургской области. Обозначены основные формы образовательной деятельности ООЗШ «Лидер»: занятия в дистанционном режиме с использованием цифровых образовательных технологий, выезд в очном формате в период весенних и осенних каникул в загородный лагерь на профильную смену (учебная сессия). Деятельность ООЗШ «Лидер» организуется педагогами дополнительного образования по следующим дисциплинам: «Основы менеджмента», «Основы правоведения», «Психология лидерства», «Самоуправление. Медиа. Имидж», «Основы социального проектирования», «Этика деловых отношений», «Историко-литературное краеведение», «Символика и историческое наследие России». Просмотрена связь реализации программы ООЗШ «Лидер» в контексте развития подростковой лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей в соответствии со стилем лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADOLESCENT LEADERSHIP TALENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

To date, a specialized cluster of educational directions for the upbringing, training and development of abilities of gifted children is being formed in Russia. The problems of working with gifted children in the modern educational space of the Orenburg region are revealed: the interest of teachers and parents in the development of giftedness in children and insufficient attention to solving the problems of their upbringing and socialization; lack of continuity in working with gifted children at different levels of education. The styles of leadership giftedness are studied: "Leader-citizen", "Leader-manager", "Leader-communicator", "Creative leader". In the context of scientific research, the personal characteristics of adolescents with leadership talents are studied: social competence, social activity, social intelligence, social responsibility, creativity, motivation for success. The components in the structure of adolescent leadership giftedness are given: personal potential (the potential of a gifted leader), socio-psychological (the experience of one's own practical activity) and professional and personal (the necessary qualities of a person in managerial, communicative, creative, civil-patriotic activity) component. The experience of working with leadership talent on the basis of the State Autonomous Institution of Additional Education "Orenburg Regional Palace of Creativity of Children and Youth named after V.P. Polyanichko": functioning of the regional full-time and part-time school "Leader" (hereinafter referred to as the "Leader" school), which is aimed at developing adolescent leadership talent of students in the Orenburg region. The main forms of educational activity of the Leader public school are outlined: classes in remote mode using digital educational technologies, departure in full-time format during the spring and autumn holidays to a country camp for a profile shift (training session). The activities of the Leader public school are organized by teachers of additional education in the following disciplines: "Fundamentals of Management", "Fundamentals of Law", "Psychology of Leadership", "Self-government. Media. Image", "Fundamentals of Social Design", "Ethics of business relations", "Historical and literary local lore", "Symbolism and historical heritage of Russia". The connection of the implementation of the program "Leader" in the context of the development of adolescent leadership giftedness in the system of additional education of children in accordance with the style of leadership giftedness is reviewed: "Leader-citizen", "Leader-manager", "Leader-communicator", "Creative leader".

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.032

Е. С. Михалева

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. На сегодняшний день в России формируется специализированный кластер образовательного направления по воспитанию, обучению и развитию способностей у одаренных детей. Выявлены проблемы работы с одаренными детьми в современном образовательном пространстве Оренбургской области: заинтересованность педагогов и родителей к развитию одаренности у детей и недостаточного внимания к решению задач их воспитания и социализации; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования. Изучены стили лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер». В контексте научного исследования изучены личностные характеристики подростков, обладающие лидерской одаренностью: социальная компетентность, социальная активность, социальный интеллект, социальная ответственность, креативность, мотивация достижения успеха. Приведены компоненты в структуре подростковой лидерской одаренности: личностно-потенциальная (потенциал одаренного лидера), социально-психологическая (опыт собственной практической деятельности) и профессионально-личностная (необходимые качества личности в управленческой, коммуникативной, творческой, гражданско-патриотической деятельности) составляющая. Рассмотрен опыт работы с лидерской одаренностью на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поля-ничко»: функционирование областной очно-заочной школы «Лидер» (далее -ООЗШ «Лидер»), которая нацелена на развитие подростковой лидерской одаренности обучающихся в Оренбургской области. Обозначены основные формы образовательной деятельности ООЗШ «Лидер»: занятия в дистанционном режиме с использованием цифровых образовательных технологий, выезд в очном формате в период весенних и осенних каникул в загородный лагерь на профильную смену (учебная сессия). Деятельность ООЗШ «Лидер» организуется педагогами дополнительного образования по следующим дисциплинам: «Основы менеджмента», «Основы правоведения», «Психология лидерства», «Самоуправление. Медиа. Имидж», «Основы социального проектирования», «Этика деловых отношений», «Историко-литературное краеведение», «Символика и историческое наследие России». Просмотрена связь реализации программы ООЗШ «Лидер» в

контексте развития подростковой лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей в соответствии со стилем лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер».

Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерская одаренность, одаренный подросток, дополнительное образование.

E. S. Mikhaleva

DEVELOPMENT OF ADOLESCENT LEADERSHIP TALENT

IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. To date, a specialized cluster of educational directions for the upbringing, training and development of abilities of gifted children is being formed in Russia. The problems of working with gifted children in the modern educational space of the Orenburg region are revealed: the interest of teachers and parents in the development of giftedness in children and insufficient attention to solving the problems of their upbringing and socialization; lack of continuity in working with gifted children at different levels of education. The styles of leadership giftedness are studied: "Leader-citizen", "Leader-manager", "Leader-communicator", "Creative leader". In the context of scientific research, the personal characteristics of adolescents with leadership talents are studied: social competence, social activity, social intelligence, social responsibility, creativity, motivation for success. The components in the structure of adolescent leadership giftedness are given: personal potential (the potential of a gifted leader), socio-psychological (the experience of one's own practical activity) and professional and personal (the necessary qualities of a person in managerial, communicative, creative, civil-patriotic activity) component. The experience of working with leadership talent on the basis of the State Autonomous Institution of Additional Education "Orenburg Regional Palace of Creativity of Children and Youth named after V.P. Polyanichko": functioning of the regional full-time and part-time school "Leader" (hereinafter referred to as the "Leader" school), which is aimed at developing adolescent leadership talent of students in the Orenburg region. The main forms of educational activity of the Leader public school are outlined: classes in remote mode using digital educational technologies, departure in full-time format during the spring and autumn holidays to a country camp for a profile shift (training session). The activities of the Leader public school are organized by teachers of additional education in the following disciplines: "Fundamentals of Management", "Fundamentals of Law", "Psychology of Leadership", "Self-government. Media. Image", "Fundamentals of Social Design", "Ethics of business relations", "Historical and literary local lore", "Symbolism and historical heritage of Russia". The connection of the implementation of the program "Leader" in the context of the development of adolescent leadership giftedness in the system of additional education of children in accordance with the style of leadership giftedness is reviewed: "Leader-citizen", "Leader-manager", "Leader-communicator", "Creative leader".

Keywords: leader, leadership, leadership giftedness, gifted teenager, additional education.

Введение. В современном обществе актуализируется процесс развития одаренности у подрастающего поколения, а воспитание лидерских качеств является стратегической задачей в системе дополнительного образования. Как в образовательной практике, так и в педагогических и психологических исследованиях лидерская одаренность является актуальным элементом в современной российской системе образования и воспитания. Это связано с повышением требований к качеству образования в процессе реализации национального проекта «Образование», осознания и принятия новых стратегических ориентиров и концептуальных принципов, связанных с реформированием дополнительного образования детей. Помимо этого, приоритетным направлением в образовании является приобретение учащимися нравственных ценностей, которые основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, лидерской позиции, особенностях личности и ее индивидуальности. Все это говорит о необходимости организации процесса образования для одаренных детей в период созревания личности.

Социальная ситуация развития современного мира особое внимание уделяет организации работы с одаренными детьми, но, тем не менее, существуют «проблемные зоны».

Рассмотрим некоторые из них, которые наиболее актуальны для работы с одаренными детьми в совре-

менном образовательном пространстве Оренбургской области. Так, например, проблема заинтересованности педагогов и родителей к развитию одаренности у детей и недостаточного внимания к решению задач их воспитания и социализации. Уточним, что необходимо делать акцент на совместной работе, а именно, родителям проговаривать жизненные цели, обозначать общечеловеческие ценности, педагогам - оказывать необходимую поддержку в преодолении лично-психологических проблем. Совместные усилия педагога и родителя [Мазниченко, 2021]:

- помогут разрешить проблемы в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми;

- позволят ребенку быть причастным к отечественному и мировому культурному контексту;

- смогут воспитать патриотические чувства, а также, формировать собственный социальный опыт ответственного лидерства.

Не менее важной проблемой выступает отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования, это связано с недостатком продуктивного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей. В общеобразовательных учреждениях учителя-предметники, в силу своей занятости, не могут уделить «должного» внимания способным ученикам. Поэтому данная функция принадлежит педагогу дополнительного образования,

именно он может развить в детях

творческую, социальную, интеллектуальную, артистическую, спортивную одаренность и другие.

Теоретическая база. Изучая теоретический аспект научного исследования, стоит упомянуть, что изучение понятия «одаренность» проводилось еще с давнего времени. Обобщим и конкретизируем данное понятие в современном мире для нашей практической деятельности. Понятие «одаренность» рассматривается в качестве психики [Рабочая концепция одаренности, 2003], с высоким уровнем развития способностей человека, предоставляющей возможность человеку достижения более высоких, незаурядных результатов в той или иной сфере деятельности.

Одаренность определяется как способность демонстрировать способности, имея высокий потенциал в одной или нескольких конкретных областях деятельности по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения [Декина, 2020]. Одаренные люди преуспевают в своей способности мыслить глобально, что приводит их к необходимости получения специального образования, получая государственную поддержку для развития своего таланта [What is Giftedness, 2021].

В современном мире ни для кого не секрет, что нет двух одинаковых одаренных детей, но можно выделить общие характеристики для одаренности, такие как: развитое мышление, эмоциональная напряженность, повышенное чувство самосознания, высокоразвитое любопытство, отличная память.

Выделим составляющие лидерской одаренности [Гущина, 2019]:

- социальная компетентность - способность поступать в социуме с принятием верного решения в различных жизненных ситуациях с учетом позиции другого человека;

- социальная активность -освоение и преобразование окружающего социума, активное участие в социальных процессах;

- социальный интеллект -успешное социальное взаимодействие;

- социальная ответственность - это соответствие поведения личности обязанностям, интересам, ценностям и нормам социального взаимодействия;

- креативность - способность к творческому решению возникающих проблем, умение «гибко» взаимодействовать в ситуациях социального общения;

- мотивация достижения успеха - потребность и личная заинтересованность в социальных контактах.

В психологических исследованиях, при изучении личностных характеристик одаренных обучающихся (эмоциональный интеллект, самооценка, эмоциональное благополучие, социальные навыки), особенностей и проблем их взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогами, можно констатировать тот факт, что одаренность начинает формироваться и развиваться у человека с первых этапов осознанного формирования личности. К одному из таких периодов формирования личностных характеристик можно отнести этап

формирования лидерских качеств. Такая характеристика личности как умение быть заинтересованным человеком в социальных сферах общества, увлеченным конкретным делом, а также увлекать за собой людей, уметь организовывать свою деятельность, присуща одаренному человеку

- лидеру.

Основные характеристики группового развития одаренных учащихся фиксируются в социально-психологическом феномене как результат деятельности, общения и взаимодействия друг с другом. Таким явлением принято обозначать как «лидерство» [Ильин, 2018].

Материалы и методы. Понятие «лидерство» в последние десятилетия обозначает профессионально-личностный и общественный феномен, и изучен он в процессе социального влияния с позиции управленцев, руководителей организаций [Баянов, 2020; Маркелова, 2020]. То есть, современный лидер востребован с точки зрения процесса управленческой деятельности, а именно, менеджмента [Ильченко, 2020]. Именно в данной деятельности человек наделен такими качествами как инициативность, решительность, организационными способностями, стремлением достигать поставленную цели, продвигаться по карьерной лестнице. Данная характеристика относится к стилю лидерской одаренности «Лидер-управленец». Лидер-управленец

- это человек, обладающий властью в социальной группе, ведущий за собой людей, принимающий ответственность не только за себя, но и за

отдельные неудачи ведомых им людей. Кроме того, он контролирует коллектив, направляет его.

Отождествлять лидерство и руководство не следует, равно как и противопоставлять их, особенно в областях, требующих профессиональной подготовки лидера. Лидеру необходимо быть профессионалом в своей области и обладать хорошими коммуникативными способностями. Таким образом, сочетание профессионализма с коммуникативными способностями рассматривается как «Лидер-коммуникатор». Лидер-коммуникатор может увлекать людей и «повести за собой», создавать продуктивною команду, а также умеет организовывать их деятельность, способен быть уверенным не только в своем решении дел, но в деятельности команды. Сила личности лидера заключается в умении продуктивного сотрудничества. Помимо этого, не стоит отрицать, что лидер, которому отводится образ руководителя, присуща вера в свое призвание.

Важной составляющей лидерских качеств является умение неординарно мыслить, при этом быть гибким и иметь эстетический вкус [Рындак, 2018]. Одаренные дети, наделенные данными характеристиками, относятся к стилю лидерской одаренности «Творческий лидер». Люди, относящиеся к данному стилю, очень творческие, умеющие мотивировать других на достижение успеха и сами целеустремленно движутся к победе, участвуя в различных конкурсных испытаниях. Они способны мыслить позитивно, быть стрессоустойчивыми, обладать высоким эмоциональным интеллектом и

харизмой [Жунушалиева, 2020], стремиться к познанию нового и интересного.

Формирование лидерских качеств обучающихся связано с перспективами их социализации в обществе, с формированием гражданской позиции, чувством патриотизма. Проявление «активной гражданской позиции» принадлежит стилю - «Лидер-гражданин». Данный стиль лидерской одаренности базируется на приобретении материальных и духовных, гуманистических и демократических ценностей, развитии социальной активности, инициативности, целеустремленности, волевых качеств, где особое внимание стоит уделять воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Следовательно, педагогическим работникам особое внимание стоит уделять формированию эмоциональных и духовно-нравственных качеств лидеров с высоким уровнем эмоционального интеллекта, обладающих обостренным чувством справедливости и эм-патией. Именно сформированная активная жизненная позиция позволяет ребенку реагировать на ситуации, когда кого-либо из сверстников отвергают или обижают. Неравнодушный «Лидер-гражданин» будет стремиться поддержать, защищать и даже обнимать, если «нависнет» угроза агрессивного поведения со стороны одноклассников. Данное поведение будет являться хорошей профилакти-

ческой мерой против распространяющегося в нынешнее время буллинга в подростковой среде [Гудзовская, 2017].

Уточним, что к подростковому периоду происходит формирование лидерской одаренности. Особую роль в жизни подростка играет «лидер», который с помощью оптимального включения в совместную деятельность с педагогическими работниками и сверстниками будет способствовать раскрытию своих способностей, стимулировать развитие самосознания, самовоспитания, самооценку обучающихся, получение признания и проявление желаний участвовать в самоуправлении образовательных организаций.

Одаренные подростки, обладающие высоким интеллектом, решительностью и ответственностью, умением ставить цель и достигать ее, принимать решения, преодолевать временные трудности, в большинстве своем имеют высокую самооценку [Романова, 2020]. Данная характеристика принадлежит к категории «лидерской одаренности», которая в свою очередь является одной из проявлений социальной одаренности [Ильин, 2018].

Опираясь на теоретический анализ и опыт практической деятельности, составим портрет подростка, обладающий лидерской одаренностью, который изображен на рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Портрет одаренного подростка-лидера

При этом не стоит забывать, что лидерство в своей сущности может быть, как элементом одаренности, так и элементом выработанных факторов: культурное и социальное [Мамонтова, 2014]. На развитие лидерской одаренности в подростковом возрасте влияют различные факторы, при этом педагогам необходимо опираться на следующие потребности личности:

- познавательный интерес (стремление к познанию новой информации, с самостоятельным поиском и анализом источников получения сведений и интересующих событий);

- память (формирование процесса запечатления полученной информации и концентрировании ее на наиболее ключевых аспектах);

- дивергентное и логическое (умение логически мыслить, оригинальность, новаторство в предлагаемых идеях) и метафорическое мышление (способность преобразовывать

исходную информацию в художественные образы, посредством метафор упрощать информацию);

- концентрация внимания, логика (возможность рассуждать и мыслить);

- духовно-нравственные ориентиры развития, социально-культурной и этической составляющих личности (ценности личности);

- волевые качества личности (обеспечить достижение желаемого результата с помощью развития своих эмоциональных, моральных и духовных характеристик, таких черт как целеустремленность, решительность, выдержка, терпеливость, смелость организованность, энергичность, инициативность, самоконтроль).

Опираясь на теоретические данные исследователей и практический опыт собственной деятельности, выделим следующие компоненты в структуре подростковой лидерской одаренности:

- личностно-потенциальную составляющую (индивидуально выраженные способности, социальные навыки, эмоциональный интеллект, творческая самореализация);

- социально-психологическую составляющую (результат деятельности, общения и взаимодействия обучающихся, направленный на приобретение опыта коллективного взаимодействия, как со сверстниками, так и со взрослыми);

- профессионально-личностную составляющую (совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков и способов деятельности, приобретенных в результате управленческой, коммуникативной, творческой, гражданско-патриотической деятельности).

Таким образом, вышеперечисленные аспекты являются составляющими лидерства и неотъемлемыми атрибутами лидерской одаренности, которую необходимо сопровождать постоянным процессом развития и совершенствования в подростковой среде.

По мнению И. Г. Гиззатулина, именно дополнительное образование является связующим звеном в процессе формирования лидерства, так как оно удовлетворяет постоянно меняющиеся индивидуальные образовательные потребности личности [Гиззатулин, 2015].

Технология опыта. Так, для развития лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей нами была создана «Областная очно-заочная школа «Лидер» (далее - ООЗШ «Лиде», Школа) на базе Государственного автономного учреждения дополнительного

образования «Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко» отдела «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период» (далее - ООДТДМ им. В. П. Поляничко).

ООЗШ «Лидер» начала свою деятельность с 2000 года. Она была создана министерством образования Оренбургской области при ООДТДМ им. В. П. Поляничко и осуществляет развитие подростковой лидерской одаренности, подготовку лидеров ученического совета. Основными направлениями деятельности Школы является содействие воспитанию и развитию лидерского потенциала подростка с приоритетом общечеловеческих ценностей, народно-национальных и культурно-исторических традиций, ценностей семейного воспитания, гуманизма и любви к Отечеству [Михалева, 2020].

Целью деятельности Школы является формирование и развитие лидерских качеств подростка и гражданской активности посредством организации социально-проектировочной, исследовательской, культурно-исторической и познавательной деятельности. К задачам Школы относится:

- воспитание общественных и культурных ценностных ориентаций подростков, потребность в творческом саморазвитии, осознанной необходимости принятия и соблюдения норм культуры поведения и общения в социуме;

- развитие лидерской одаренности в Оренбургской области;

- развитие организационных и лидерских способностей обучающихся;

- формирование у обучающихся патриотических чувств и гражданской позиции;

- развитие мотивации действий в общественных отношениях, плодотворного сотрудничества, навыков продуктивной конкурентоспособности, интеллектуальных, социальных и творческих способностей обучающихся посредством активного участия в конкурсах школьного самоуправления;

- развитие социально-значимых, личностных качеств обучающихся.

Основными формами образовательной деятельности ООЗШ «Лидер» являются:

- занятия в дистанционном режиме с использованием цифровых образовательных технологий, в том числе самостоятельная работа учащихся, консультирование, творческие задания, разработка проектов и презентаций, исследовательская деятельность и другие в соответствии с программными модулями по отдельным дисциплинам;

- индивидуальная и (или) коллективная работа: участие в областных конкурсах и мероприятиях, организация и проведение в своих образовательных организациях мероприятий в соответствии с планом работы Школы;

- профильная смена «Сессия ООЗШ «Лидер» (лекции, тренинги, дискуссии, ролевые и деловые игры, практические и творческие занятия) на базе детского оздоровительного

лагеря в период весенних и осенних каникул.

Управленческий потенциал Школы представляют одаренные подростки, организовавшие детский педагогический отряд «Пилот». Членом данного отряда, то есть «пилотом», может быть выпускник или обучающийся Школы с активной жизненной позицией, положительно зарекомендовавший себя во время обучения. Возглавляет отряд комиссар, который назначается из наиболее активных лидеров с высоким уровнем эмоционального интеллекта, коммуникабельности, креативности, со стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Комиссаром может быть и выпускник ООЗШ «Лидер». В обязанности комиссара входит: организация деятельности педагогического отряда; связь с заинтересованными организациями и ведомствами, а также с представителями ученического коллектива и педагогами Школы. По окончании обучения в Школе обучающимся выдается сертификат установленного образца.

Содержание работы Школы осуществляется по комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лидер», реализуемой педагогами Школы в рамках регулярной 2-х годичной работы с сессионным режимом в каникулярный период.

Школа, осуществляет свою деятельность на основании Положения о создании ООЗШ «Лидер», приказа директора ООДТДМ им. В. П. Поля-ничко и разработанных дополнительных общеобразовательных общераз-вивающих программ по социально-гуманитарной направленности (далее

- ДООП). ДООП реализуются педагогами дополнительного образования по следующим дисциплинам: «Основы менеджмента», «Основы правоведения», «Психология лидерства», «Самоуправление. Медиа. Имидж», «Основы социального проектирования», «Этика деловых отношений», «Историко-литературное краеведение», «Символика и историческое наследие России».

Реализация программы в Школе нацелена на:

- формирование у обучающихся основ управления, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе (ДООП «Основы менеджмента»);

- формирование правового сознания, правовой культуры обучающихся, активной гражданской позиции посредством изучения и анализа, современных политико-правовых процессов и явлений (ДООП «Основы правоведения»);

- развитие лидерского потенциала обучающегося посредством активного включения в креативно-рефлексивное обучение (ДООП «Психология лидерства»);

- развитие лидерского потенциала подростков посредством участия в активной самоуправленческой деятельности (ДООП «Самоуправление. Медиа. Имидж»);

- формирование социально-активной личности обучающегося средствами социального проектирования (ДООП «Основы социального проектирования»);

- формирование у обучающихся основ этических знаний в сфере деловых отношений и обучении их современным практическим принципам этики делового общения (ДООП «Этика деловых отношений»);

- формирование духовно-нравственных качеств и гражданской идентичности учащихся средствами историко-литературной краеведческой деятельности (ДООП «Историко-литературное краеведение»);

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности посредством изучения государственной символики России (ДООП «Символика и историческое наследие России»).

В рамках реализации данных дисциплин ООЗШ «Лидер» рассматривался ряд аспектов развития подростковой лидерской одаренности, таких как лидерство и гражданственность, лидерство и социум, науки и искусство управления, культура и этикет лидера в соответствии со стилями лидерской одаренности: «Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер».

Реализация содержания программ ООЗШ «Лидер» определяется по направлениям деятельности лидерской одаренности и структурно охарактеризованы нами по аксиологическому, коннотативному, дея-тельностному, креативному критериям и соответствующим им показателям (таблица № 1).

Таблица 1

Критериальный инструментарий лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей

Показатели Стили Дисциплины

Ценностно-ориентировочный (аксиологический) компонент -

аксиологический критерий

Сформированность Лидер-гражданин «Этика деловых

нравственного сознания отношений»,

Сформированность «Символика и истори-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эстетических потребностей и ческое наследие Рос-

ценностных ориентаций лично- сии», «Историко-лите-

сти ратурное краеведение»

Эмоционально-оценочный (коннотативный) компонент -

коннотативный критерий

Сформированность активной Лидер-гражданин «Основы

гражданской позиции правоведения»

Сформированность эмпатии как Лидер- «Психология

индивидуально-психологиче- коммуникатор лидерства»

ского свойства личности

Деятельностный (поведенческий) компонент - деятельностный критерий

Мотивация действий (достиже- Лидер- «Психология лидер-

ния успеха) коммуникатор ства», «Основы соци-

Сформированность социально- ального проектирова-

ориентированной деятельности ния»

(плодотворного сотрудничества)

Способность владеть социаль- Лидер- «Основы

ными способами деятельности, управленец менеджмента»

самореализация лидерского по-

тенциала

Творческий (креативный) компонент - креативный критерий

Умение оригинально представ- Творческий «Самоуправление.

лять результат достижений в де- лидер Медиа. Имидж»

ятельности

Способность владеть творче-

скими способами деятельности,

самореализация творческого

потенциала

Результаты исследования. Таким образом, деятельность ООЗШ «Лидер» осуществляется:

- организацией занятий в дополнительном образовании для детей с углубленными и расширенными знаниями в социально-проектировочной, исследовательской, культурно-исторической, творческой и познавательной деятельности;

- поиском и отработкой различных форм работы, способствующих социальному, интеллектуальному и духовному развитию одаренных подростков в системе дополнительного образования детей;

- анализом психолого-педагогических условий, методов, видов деятельности, способствующих самореализации, личностному развитию одаренных подростков и воспитанию культурного и эстетического отношения.

Заключение. Таким образом, теоретический анализ и опыт практической деятельности, позволил сделать следующие выводы:

- анализ теоретического подхода к осмыслению исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных связей изучаемого явления показал, что «лидерская одаренность» рассматривается как социально-психологический феномен включающий взаимосвязь социальных, духовно-нравственных, социально-культурных и этических характеристик личности, обеспечивающих успешность и высокую результативность достижений в управленческой, социальной, творческой и гражданско-патриотической деятельности;

- в исследовании конкретизировано научное представление о структуре подростковой лидерской одаренности: личностно-потенциаль-ная (потенциал одаренного лидера), социально-психологическая (опыт собственной практической деятельности) и профессионально-личностная (необходимые качества личности в управленческой, коммуникативной, творческой, гражданско-патрио-тической деятельности) составляющая;

- конкретизировано научное представление о структуре подростковой лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей (аксиологическому, коннотативному, деятельностному, креативному), конкретизирующая стили лидерской одаренности («Лидер-гражданин», «Лидер-управленец», «Лидер-коммуникатор», «Творческий лидер»);

- оптимальность развития лидерской одаренности может быть достигнута за счет актуализации работы педагогических работников в системе дополнительного образования детей;

- представлен опыт работы ООЗШ «Лидер» на базе ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко учреждения дополнительного образования детей. Деятельность Школы нацелена на развитие подростковой лидерской одаренности в Оренбургской области с помощью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Основы менеджмента», «Основы правоведения», «Психология лидерства», «Самоуправление. Медиа.

Имидж», «Основы социального проектирования», «Этика деловых отношений», «Историко-литературное краеведение», «Символика и историческое наследие России».

Список литературы

1. Баянов, А. И. Значение лидерских качеств для руководителя организации / А. И. Баянов, О. Н. Пушкарев. - Текст : электронный // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2020. - № 1. -URL: www.vectoreconomy.ru .

2. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия / М. А. Мазни-ченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Са-дилова [и др.]. - Текст : электронный // Science for Education Today. - 2021. Т. 11. - № 2. https: //cyberleninka.ru/article/n/vyyavl enie-i-podderzhka-odarennyh-detey-sredstvami-setevogo-vzaimodeystviya/viewer.

3. Гущина, Т. Н. Исследование результатов развития социальной одарённости учащихся / Т. Н. Гущина. - Текст : электронный // Вестник костромского государственного университета. - 2019. Т. 25. - № 1. -С.20-25. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=37525944&ysclid =ldil8le04i761149517.

4. Гудзовская, А. А. Социальные ожидания в отношении одаренных детей с точки зрения когнитивной психологии / Гудзовская А. А., Шалаева Н. Ю. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 81-86.

5. Гиззатулин, И. Г. Социальное лидерство педагогов в дополни-

тельном образовании / И. Г. Гиззатулин. - Текст : непосредственный // Вестник «0рлеу»^1 - 2015. - № 4(10). - С. 30-33.

6. Декина, Е. В. Лидерского потенциала старшеклассников / Е. В. Декина, М. А. Жикалкина. - Текст : электронный // Научный потенциал.

- 2020. - № 1 (28). - С. 23-25. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=42 502695.

7. Жунушалиева, Г. И. Лидер и харизма / Г. И Жунушалиева. - Текст : электронный // Актуальные вопросы образования и науки. - 2020. -№ 1 (69). - С. 84-87. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=42 560174&ysclid =ldiqlppjdv999457563.

8. Ильин, А. Н. и др. Онтологическая сущность лидерской одаренности. - Текст : непосредственный // XLinguae. - 2018. Т. 11. - № 1.

- С. 49-60.

9. Ильченко, С. В. Роль лидера перемен и команды топ-менеджеров в инновационных процессах развития организации / С. В. Ильченко. - Текст : электронный // Бизнес и дизайн ревю. - 2020. - №2 1 (17).

- С. 7-16. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=42 469636&ysclid=ldiohg1lbr353360646.

10. Мамонтова, Е. В. Лидерская одаренность как элемент социокультурного развития личности / Е. В. Мамонтова. - Текст : электронный // Социологические науки новое слово в науке и практике. - 2014. - №2 9. - С. 64-71. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=21 241770&ysclid=ldiiqaepa 6334953431.

11. Маркелова, Ю. В. Диагностический инструментарий оценки

лидерских качеств студентов университетского комплекса / Ю. В. Марке-лова, В. В. Баранов, В. К. Воробьев, Е. А. Попова. - Текст : электронный // Вестник оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1 (224). - С. 80-86. https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=42 583584&ysclid=ldilsyyefd325229386.

12. Михалева, Е. С. Лидер ученического самоуправления / Е. С. Михалева, О. Г. Чернякова, М. А. Горшенин, В. Л. Кравченко. -Текст : электронный // Вестник педагогических наук. - 2020. - № 4. - С. 40-47. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=44 213300&ysclid=ldim75ye7y35683380 5.

13. Рындак, В. Г. Научно-методическое сопровождение развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании / В. Г. Рындак, Е. С. Михалева. - Текст :

непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2018. - № 1 (37). - С. 147-156.

14. Романова, Е. Ю. Проявления социальной одаренности у младших школьников / Е. Ю. Романова. -Текст : электронный // Социальные явления. - 2020. Т. 10. - №№ 2. - С. 4873. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44569429&ysclid=ldil0nj 03g551191065.

15. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В.Д. Шад-риков и др. - 2-е изд., расш. и пере-раб. - Москва : Изд-во Магистр, 2003. - 95 с. - Текст : непосредственный.

16. What is Giftedness. - Текст : электронный // Gifted Testing and Identification. July 12, 2021. - URL: https: //www.davidsongifted.org/gifted-blog/what-is-giftedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.