Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каплун Инесса Геннадьевна, Герасимов Павел Евгеньевич, Чучин Владимир Валерьевич, Клюшников Николай Владимирович

В статье обсуждаются особенности коммуникативной компетентности студентов, которые являются активными пользователями социальных сетей. Проводится анализ содержания коммуникативной компетентности в студенческом возрасте, актуализируется данная проблема, исследуются зависимости студентов от использования социальных сетей. Проводится анализ особой значимости изучения коммуникативных задач, отрабатывающих и закрепляющих коммуникативные действия, необходимые для успешной социализации студентов. Рассматриваются наиболее популярные мировые и российские социальные сети, их влияние на процесс коммуникации между людьми и уровень коммуникативной компетентности, умение ставить и разрешать различные типы коммуникативных задач. Сравнительная новизна проблемы использования социальных сетей в студенческом возрасте создаёт определённые трудности в путях и средствах её разрешения. Рассматриваются ключевые пути преодоления данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каплун Инесса Геннадьевна, Герасимов Павел Евгеньевич, Чучин Владимир Валерьевич, Клюшников Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS - ACTIVE USERS OF SOCIAL NETWORKS

The article discusses the features of the communicative competence of students who are active users of social networks. An analysis of the content of communicative competence in student age is carried out, this problem is updated, the study of students' dependence on the use of social networks. There is an analysis of the special significance of the study of communicative tasks that work out and enshrine the communicative actions necessary for the successful socialization of students. The most popular world and Russian social networks are considered, their influence on the process of communication between people and the level of communicative competence, the ability to put and resolve various types of communicative tasks. Comparative novelty of the problem of using social networks at student age creates certain difficulties in ways and tools for its permission. The key ways to overcome this problem are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

Особенности коммуникативной компетентности студентов - активных пользователей

социальных сетей

Features of the communicative competence of students - active users of social networks

Каплун Инесса Геннадьевна

ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Kaplun Inessa Gennadievna

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru

Герасимов Павел Евгеньевич

канд.,пед.наук, ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Gerasimov Pavel Evgenievich

Cand. Pedag. Sci., teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Чучин Владимир Валерьевич

доцент, ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Chuchin Vladimir Valerievich

docent,

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Клюшников Николай Владимирович

ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Klyushnikov Nikolay Vladimirovich

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Аннотация.

В статье обсуждаются особенности коммуникативной компетентности студентов, которые являются активными пользователями социальных сетей. Проводится анализ содержания коммуникативной компетентности в студенческом возрасте, актуализируется данная проблема, исследуются зависимости студентов от использования социальных сетей. Проводится анализ особой значимости изучения коммуникативных задач, отрабатывающих и закрепляющих коммуникативные действия, необходимые для успешной социализации студентов. Рассматриваются наиболее популярные мировые и российские социальные сети, их влияние на процесс коммуникации между людьми и уровень коммуникативной компетентности, умение ставить и разрешать различные типы коммуникативных задач. Сравнительная новизна проблемы использования социальных сетей в студенческом возрасте создаёт определённые трудности в путях и средствах её разрешения. Рассматриваются ключевые пути преодоления данной проблемы.

Annotation.

The article discusses the features of the communicative competence of students who are active users of social networks. An analysis of the content of communicative competence in student age is carried out, this problem is updated, the study of students' dependence on the use of social networks. There is an analysis of the special significance of the study of communicative tasks that work out and enshrine the communicative actions necessary for the successful socialization of students. The most popular world and Russian social networks are considered, their influence on the process of communication between people and the level of communicative competence, the ability to put and resolve various types of communicative tasks. Comparative novelty of the problem of using social networks at student age creates certain difficulties in ways and tools for its permission. The key ways to overcome this problem are considered.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные задачи, социальная сеть, виртуальный мир.

Key words: competence, communicative competence, communicative tasks, social network, virtual world.

Проблеме коммуникативной компетентности уделяется значительное внимание, как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных психологов (A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик, В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, А. Маслоу, Я. Морено, Д. Хант и др.). Отмечается, что коммуникативная компетентность, является частью общечеловеческой коммуникативной культуры, являющейся важной характеристикой как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Сразу следует оговорить, что рассматривая множество определений таких понятий, как «компетентность» и «коммуникативная компетентность» необходимо учитывать, что содержание данных терминов рассматривается исключительно в зависимости от возраста исследуемой личности. Что же такое коммуникативная компетентность, в чем заключается ее содержание в рамках взаимодействия студентов в социальных сетях? Ответы на эти вопросы становятся с каждым днем все важнее и актуальнее, так как цифровизация мира является одной из наиболее прогрессивных и динамично развивающихся отраслей. Особенно эта проблема стала актуальной в свете событий, связанных с пандемией коронавируса и мировым локдауном.

Коммуникативную компетентность начали рассматривать как совокупность неких качеств личности, которые в свою очередь обеспечивают самореализацию в межличностной и межкультурной коммуникации. По мнению М.Н. Булыгиной данный феномен, проявляется в том числе в способности к сотрудничеству и кооперации со сверстниками и взрослыми и выражается в коммуникативных продуктах, отвечающих культурным нормам и воспроизводимый в вербальной и невербальной форме [1]. С другой стороны, коммуникативная компетентность играет огромную роль в вопросе дистанционного обучения, что актуализирует проблему и в современных условиях безусловно является трендом.

Похожего мнения придерживаются также О.В. Гордилов, Т.В. Калинина, Д.А. Георгиевская, которые под коммуникативной компетентностью понимают способность индивида к речевому общению и умение слушать.

Так же коммуникативная компетентность с точки зрения исследователей может рассматриваться как умение ставить и разрешать различные типы коммуникативных задач. К таковым относятся определение целей

коммуникации, оценка ситуации, учёт действий и способов коммуникации партнера (партнеров), выбор адекватных стратегий коммуникации, готовность к принятию и вариативности своего речевого поведения [5; 6].

Коммуникативная компетентность рассматривается и через призму реализации индивидуальной образовательной траектории и определяется как интегративное личностное качество направленное на реализацию личностно-значимых целей [7].

Анализируя коммуникативную компетентность можно заключить, что несмотря на различные подходы к определению данного феномена, мы соглашаемся с исследователями рассматривающими изучаемое понятие, как необходимое в учебной и профессиональной деятельности личностное качество направленное на постановку и решение значимых задач и достижение цели. Т.е. в период обучения в вузе актуализируются проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов, а изучение коммуникативных задач, отрабатывающих и закрепляющих коммуникативные действия, необходимые для успешной социализации учащихся, приобретает особую значимость. В условиях современной действительности и каждодневной цифровизации пространства, в том числе и образовательного, приходится согласиться с необходимостью передачи информации с помощью социальных сетей.

Одним из важнейших средств социальных контактов, широко распространённых среди студентов, сегодня является интернет-коммуникация, под которой понимают общение в глобальной электронной среде, которая несомненно приобретает все большую значимость, а ее влияние оказывает существенную роль на антропоцентрический, социальный виды коммуникаций [2].

С развитием цифровизации в современном мире стали очень популярны такие интернет - сообщества, как социальные сети и различные микроблоги. Наиболее популярными сетями в мире являются Facebook, Instagram, My space, Twitter, в России - ВКонтакте, Telegram, Одноклассники. Проанализировав различные подходы к понятию "социальная сеть", соглашаемся с Е.А. Пеньковой определившей данный феномен, как интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого формируется его посетителями, с возможностью указания определенной информации об отдельном человеке, в соответствии с которой страницу данного пользователя будут иметь возможность найти другие участники сети [8].

В то же время актуальным вопросом в психолого-педагогическом сообществе остается то, каким же образом социальные сети оказывают влияние на процесс коммуникации между людьми и уровень коммуникативной компетентности. В современном мире мнение авторов разделилось на отрицательные особенности влияния социальных сетей и положительные. Так, достаточно часто студенты в своих аккаунтах выкладывают излишнее количество личной информации, фотографий и не всегда способны понимать меру в откровенности своих высказываний [5]. Но стоит отметить и положительные аспекты использования студентами социальных сетей в образовательном процессе. Соцсети позволяют быстро обмениваться необходимой информацией, повышают мотивацию студентов в учебной деятельности, стимулируют развитие творческих способностей и познавательный интерес, что несомненно положительно влияет на формирование знаний, умений, навыков. В настоящее время все чаще появляются образовательные и научные социальные сети, которые и являются важными ресурсами для обучения и развития. Ни одно учебное заведение не будет считаться современным, идущим в ногу со временем, без активного присутствия в социальных сетях.

Конечно же проблема использования социальных сетей в студенческом возрасте является актуальной, но не стоит забывать о том, что социальные сети перестают восприниматься только как инструмент для общения и развлечений, но и являются неотъемлемой частью получения качественного образования [5; 6]. При этом преподаватель обязан быть грамотным IT - пользователем для построения правильной коммуникации, чтобы учебные материалы подавались в ненавязчивой форме для эффективного взаимодействия со студентами.

Анализируя научную литературу, в контексте настоящего исследования, можно заключить вывод, к которому приходит психологическое сообщество, о том, что наиболее популярные социальные сети заставляют студентов не только создавать определенный идеальный образ самого себя, но и являются средствами получения информационных и практических знаний.

Важность информационных технологий не только в учебной, но и в досуговой деятельности говорится в работах П.Е. Герасимова. Автор отмечает активное использование социальных сетей для сокращения коммуникативной дистанции между руководителем и участниками досугового объединения, оперативное донесение информации до участников и обратную связь [4].

Дозированное и правильно организованное использование социальных сетей является одним из инструментов в организации деятельности по стимулированию позитивного самоотношения [3].

В данных подходах мы отмечаем разноплановость использования информационных технологий и их внедрённость практически во все сферы человеческой деятельности. Так же следует отметить, что по нашему мнению, запрет на использование социальных сетей в младшем подростковом возрасте не приведёт к условному повышению интереса к чтению или рисованию (как того хотели бы многие родители). Здесь мы соглашаемся с мнением, представленном выше, о необходимости дозирования времени посещения социальных сетей и грамотного использования их ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что острая тяга молодых людей к пользованию сетевыми ресурсами - это не только своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, но и возможность полноценной коммуникации с миром, с осознанием собственной защищенности и анонимности, чего нет при живом общении. В то же время необходимо рассматривать социальные сети и как педагогические средства обучения. С их помощью происходит адаптация студентов в научно - образовательной среде, непрерывное образование и самообразование. Видимыми преимуществами использования социальных сетей являются привычная площадка, создание необходимого учебного контента, возможность совместной работы над выполнением задания, хранение информации.

Сравнительная новизна проблемы использования социальных сетей в студенческом возрасте создаёт определённые трудности в путях и средствах её разрешения. Ключевыми путями преодоления этой проблемы являются тренинги, организация и проведение лекций о правильном и корректном общении в социальных сетях. Мы живем в постоянно развивающемся цифровом мире, поэтому очень важна адаптация учебных учреждений к новым веяниям времени.

Список используемой литературы:

1. Булыгина Л. Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 3. - С. 23 - 26.

2. Васильева И. Л. Особенности организации межличностного взаимодействия у интернет-зависимых юношей // Вестник Башкирского университета. - 2019. - № 3. - С. 998 - 1003.

3. Герасимов П.Е., Фролов М.Ю., Чучин В.В. Проблема стимулирования позитивного самоотношения студентов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (278). - С. 81-84.

4. Герасимов П. Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2016. 191 с.

5. Гордилов О. В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей - участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 2. С. 79 - 88.

6. Калинина Т. В., Георгиевская Д. А. Изучение проблемы психологической устойчивости подростка -пользователя социальных сетей // Молодой ученый. - 2020. - № 21. - С. 95 - 97.

7. Никулина А. С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2020, 202 с.

8. Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 5. - С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.