Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 376.4
DOI: 10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420
Научная статья
Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка с задержкой психического развития
Ю. Н. Данилова
Московский городской педагогический университет, г. Москва [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9964-0256
Аннотация
Введение. Рассматривается коммуникативно-эмоциональная составляющая специфики родительско-детского взаимодействия в семьях, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития. Подтверждается значимость изучения такого взаимодействия в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в том числе различных его сторон: эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и практической. Подчёркивается, что для успешной социализации детей с задержкой психического развития важна сформированность коммуникативной и эмоциональной стороны взаимодействия. Целью исследования является представление результатов сравнительного анализа коммуникативно-эмоциональной составляющей родитель-ско-детского взаимодействия в двух группах семей - воспитывающих детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников. Материалы и методы. Респондентами стали 100 семей, посещающие массовые дошкольные организации (50 семей, воспитывающих детей 5-7 лет с задержкой психического развития, 50 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей 5-7 лет).
Методы исследования: эксперимент, включающий в себя психодиагностическую методику «Совместный тест Роршаха», методы статистического анализа П-критерий Манна - Уитни и кластерный анализ.
Результаты исследования. Обнаружены статистические различия в выделенных критериях взаимодействия семей, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, и семей, где растут нормально развивающиеся дети; показана неоднородность, проявившаяся в трёх уровнях взаимодействия, для которых определена и описана качественная характеристика психологических особенностей коммуникативной и эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия. Заключение. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости определения пути коррекции коммуникативно-эмоциональной стороны взаимодействия родителей и детей в процессе психологического сопровождения семьи, в которой воспитывается дошкольник с задержкой психического развития.
Ключевые слова: семья; ребёнок с задержкой психического развития; диагностика; коммуникативно-эмоциональная составляющая родительско-детского взаимодействия
© Данилова Ю. Н., 2024
Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 410-420. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420
Features of the Communicative and Emotional Component of Parent-Child Interaction in a Family with a Child with Delayed Development
Original article
Yulia N. Danilova
Moscow City University, Moscow [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9964-0256
Abstract
Introduction. This article shows the specifics of parent-child interaction in its communicative and emotional component in families of preschoolers with delayed development. The importance of studying interaction within the framework of L.S. Vygotsky's cultural and historical concept is confirmed, including consideration of its various aspects: emotional, communicative, cognitive, and practical. For the successful socialization of children with delayed development, it is important to take into account the formation of the communicative and emotional side of interaction. The purpose of the study is to provide the results of a comparative analysis of the communicative and emotional component of parent-child interaction in two groups of families: with children with disabilities and with normally developing peers. Materials and methods. The participants were 100 families attending public preschool organizations (50 families with children with delayed development, 50 families with normally developing children).
Research methods: experiment consisting of the "Joint Rorschach Test" technique, Mann-Whitney statistical analysis methods, and cluster analysis.
Results. Statistical differences were found in the selected criteria for the interaction of families of preschoolers with children with disabilities and families with normally developing children; heterogeneity was shown, manifested in three levels of interaction, for which qualitative characteristics, psychological features of the communicative and emotional side of parent-child interaction were determined and described.
Conclusion. The results of the study suggest the need to determine the way to correct the communicative and emotional side of the interaction between parents and children in the process ofpsychological support for the family of a preschooler with delayed development.
Keywords: family; child with delayed development; diagnosis; communicative and emotional component of parent-child interaction
For citation: Danilova Yu.N. Features of the Communicative and Emotional Component of Parent-Child Interaction in a Family with a Child with Delayed Development. Pedagogich-eskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2024; 18 (3): pp. 410-420 (In Rus.). DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420
Введение
Развитие ребёнка с самого рождения напрямую связано с семьёй, так как именно в ней дети получают первый опыт взаимодействия, который потом применяют в отношениях с другими людьми. Одно из значимых теоретических положений Л. С. Выготского [1] о влиянии общения ребёнка со взрослым как источником развития личности и социализации раскрывается в ряде исследований (Е. Е. Дмитриевой [2], М. И. Лисиной [3], Д. Б. Эльконина [4]), о влиянии такого общения на социокультурное развитие писали другие авторы (И. Б. Ильина [5], Е. А. Медведева [6], А. С. Павлова [7]), вопросы взаимодействия взрослого и ребёнка в семье поднимали отечественные психологи (Ю. Н. Данилова [8], Е. А. Медведева [9], Р. Д. Тригер [10] и др.). Особенно значимо внутрисемейное взаимодействие, которое как структура складывается из эмоциональной (В. К. Вилюнас [11], Ю. А. Кочетова [12], В. В. Неволина [13], А. С. Спиваков-ская [14], Г. Т. Хоментаускас [15]), практической (Е. А. Кабанченко [16], О. Г. Холодкова [16]), когнитивной (А. А. Бодалев [17], Н. А. Дорохина [18], Н. Н. Обозов [19]) и коммуникативной составляющих (Т. Д. Дубовицкая [20], Г. Ф. Тулитбаева [20], А. Г. Са-мохвалова [21]). Так, учёные А. С. Спиваковская [14], Г. Т. Хоментаускас [15] и другие в своих исследованиях уделяют внимание переживаниям ребёнка при взаимодействии со взрослыми, отмечая при этом, что эмоциональный климат в семье зависит от аффективных взаимоотношений в диаде «родитель - ребёнок». При рассмотрении особенностей коммуникации Т. Д. Дубовицкая [20], А. Г. Самохвалова [21] и другие авторы высказывают общую мысль о возникающих трудностях во взаимодействии ребёнка со взрослым, проявляющихся в наличии конфликтов по поводу решения совместных задач, согласованности действий, контрастности эмоциональных проявлений в общении.
В семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, ситуация зачастую осложнена рядом дополнительных трудностей. Так, выявлена низкая готовность к взаимодействию родителей с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), проявляющаяся во всех составляющих (Я. В. Крючева [22]); в работах, посвящённых эмоциональной составляющей взаимодействия, показывается низкая эмоциональная чувствительность ребёнка с ЗПР к своему партнёру по общению (Е. Е. Дмитриева [2], О. Н. Двуреченская [2]), отсутствие тёплых отношений в семьях, в которых воспитывается ребёнок с ЗПР, основанных на принятии и поддержке (В. В. Кисова [23], Т. В. Малахова [23]), трудности эмоционального принятия ребёнка с ЗПР с преобладанием амбивалентного отношения к нему (И. Н. Доронина [24], Н. А. Мосина [24]), эмоциональная дистанция с ребёнком с ЗПР (В. Р. Ушакова[25]) и др. Исследования, посвящённые коммуникативной составляющей, указывают на неэффективные способы общения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (Н. А. Крушная [26]), базовые и содержательные коммуникативные трудности, возникающие при взаимодействии ребёнка с ЗПР со взрослым (Н. А. Степанова [27], М. А. Ануфриева [27]).
Анализ научных работ показывает, что в большей степени авторы уделяют внимание эмоциональной стороне взаимодействия взрослого с детьми в семье и в меньшей степени - коммуникативной составляющей. Взаимосвязь этих компонентов в процессе взаимодействия родителей и детей в семье вызвала наш исследовательский интерес.
Материалы и методы
Респондентами исследования стали 100 семей, посещающих массовые дошкольные организации холдинга ГБОУ Школа № 1151, разделённых на две группы: 1-ю группу составили 50 семей, в которых растут нормально развивающиеся дети 5-7 лет; во 2-ю группу вошли 50 семей, воспитывающих детей 5-7 лет с ЗПР, которые имеют диагностический статус на основании заключения ЦПМПК г. Москвы.
На основе рассматриваемой проблемы сформулирована цель, которая заключается в определении особенностей коммуникативно-эмоциональной составляющей роди-
тельско-детского взаимодействия и предоставлении результатов сравнительного анализа двух групп - семей, воспитывающих дошкольников с ЗПР, и семей, где воспитываются их нормально развивающиеся сверстники.
Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи:
1) определить особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей роди-тельско-детского взаимодействия в двух исследуемых группах - семьях, воспитывающих ребёнка с ЗПР, и семьях, где воспитывается нормально развивающийся ребёнок;
2) определить уровни развития коммуникативных и эмоциональных проявлений взаимодействия в двух исследуемых группах;
3) выявить и описать качественные характеристики коммуникативно-эмоциональной составляющей взаимодействия в двух исследуемых группах.
Согласно выдвинутой нами гипотезе взаимодействие в семье, где растёт ребёнок с ЗПР, имеет особенности, в том числе в коммуникативно-эмоциональных проявлениях, находящихся в тесной взаимосвязи.
В диагностический инструментарий включена методика «Совместный тест Рорша-ха» (СТР), ранее апробированная в зарубежных (изучение особенностей формирования психотерапевтического контакта при разных формах психотерапии - Н. Ловелендом; диагностика нарушений семейного взаимодействия в семьях с больными шизофренией - Л. Винном и М. Сингером) и отечественных психологических исследованиях (диагностика в практике семейного консультирования - В. В. Столиным) [28].
Цель методики: определение особенностей коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в директивной игровой ситуации, основанной на возможностях воображения у членов семьи.
Стимульный материал: 10 карточек с нарисованными чернильными пятнами Рор-шаха.
Инструкция: «Посмотрите все на картинку, где изображение похоже на пятно, и определите, какой образ оно напоминает. Расскажите друг другу ваше мнение».
Оценка результатов проводилась на основе количественных и качественных показателей.
Качественная оценка методики «Совместный тест Роршаха» строилась на основе критериев коммуникативно-эмоциональной составляющей взаимодействия, таких как: «взаимные установки», «речевые высказывания», «проникаемость», «окончательное решение о совместном ответе», «позиция членов семьи по отношению друг к другу», «аффективный стиль отношений», «эмоциональное отношение к партнёру и задаче». Первые пять критериев относятся к коммуникативной составляющей, последние два -к эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия.
Количественный анализ проводился по трёхбалльной системе: 3 балла - взаимодействие членов семьи носит гармоничный характер; 2 балла - взаимодействие членов семьи носит противоречивый, неустойчивый характер, требующий конструктивной внешней коррекции; 1 балл - взаимодействие членов семьи носит хаотичный, деструктивный характер, отражает разрозненность и противоречивость отношений к ребёнку и взрослых друг к другу.
Статистический анализ осуществлялся с использованием следующих методик: 1) ^-критерия Манна - Уитни, определяющего значимость различий исследуемых признаков в двух группах, включающих семьи, где растут дошкольники с ЗПР и нормально развивающиеся дети; 2) кластерного анализа, демонстрирующего уровневые показатели изучаемых особенностей.
Результаты исследования
В табл. представлены обобщённые данные коммуникативной и эмоциональной составляющих взаимодействия в двух исследуемых группах.
Таблица
Распределение групп по уровню коммуникативной и эмоциональной составляющей взаимодействия (доля, %)
Категория семей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Семьи, воспитывающие нормально развивающихся детей (1-я группа) 68 22 10
Семьи, воспитывающие детей с ЗПР (2-я группа) 10 36 54
Результаты исследования взаимодействия в семьях, воспитывающих дошкольников с ЗПР (2-я группа), и в семьях, где воспитываются нормально развивающиеся сверстники (1-я группа), по ^/-критерию Манна - Уитни проявились в достоверных различиях высокой степени значимости по таким критериям, как «взаимные установки» (р < 0,01), «речевые высказывания» (р < 0,01), «проникаемость» (р < 0,01), «окончательное решение о совместном ответе» (р < 0,05), «позиция членов семьи по отношению друг к другу» (р < 0,01), «аффективный стиль отношений» (р < 0,01), «эмоциональное отношение к партнёру и задаче» (р < 0,05).
Применение кластерного анализа позволило условно дифференцировать полученные данные исследования на три кластера в соответствии с уровнем - высокий, средний и низкий - и определить особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в двух группах: в семьях, в которых растут нормально развивающиеся дошкольники (1-я группа), и в семьях, где воспитываются их сверстники с ЗПР (2-я группа).
Высокий уровень взаимодействия встречался у 68 % семей из 1-й группы и у 10 % семей из 2-й группы. Уровень характеризовался предварительным обсуждением взаимодействия, распределения функций с целью выполнения задания (взаимные установки принимались на основе партнёрства); высокой речевой активностью (отмечалось большое количество идей и предложений, развиваемых в ходе совместного решения, а также высокое качество содержания толкований - в семьях использовались облегчающие и нейтральные речевые высказывания, которые вели к совместной цели); высокой проникаемостью (т. е. положительным восприятием высказываний другими членами семьи); наличием способности принимать окончательное решение по представленному изображению пятна (каждый член семьи принимал для себя окончательное решение, совпадающее с решениями других членов семьи, либо каждый член семьи брал на себя ответственность по обобщению всех идей и принятию конечного решения, что происходило несколько раз в процессе диагностики); способностью прийти к совместному решению (когда имеется большое количество совместных решений - 7-10 на семью; высокое качество совместных решений, т. е. быстрое и однозначное согласие членов семьи с предложенными идеями; умение договариваться; конструктивное разрешение споров); партнёрской позицией членов семьи по отношению друг к другу (равенство в обсуждении идей, принятии решений); высоким уровнем аффективного стиля отношений (т. е. поддержкой уже высказанных предложений, поддержкой в продуцировании идей, а также конструктивными отклонениями предложений с аргументированием своего мнения); тёплым, дружелюбным отношением ко всем членам семьи на любом этапе выполнения задания как с позиции ребёнка, так и с позиции родителей, проявляющимся положительными эмоциями.
Средний уровень взаимодействия продемонстрировали 22 % семей, воспитывающих нормально развивающихся детей, и 36 % семей, где воспитываются дети с задерж-
кой психической развития. Отношениям этого уровня свойственно предварительное обсуждение взаимодействия в процессе выполнения задания, где главную роль на себя брал один из взрослых (взаимные установки совершались на основе требований одного из взрослых и уступок остальных членов семьи); относительная речевая активность (небольшое количество идей и предложений, развиваемых в ходе совместного решения (от 2-3 для семей 1-й группы и 1-2 для семей 2-й группы), относительное качество содержания толкований - в основном встречаются нейтральные (обычные, стандартные) и реже - затрудняющие (случайные, уводящие от цели) речевые высказывания); относительная проникаемость (отмечены трудности в умении определённых членов семьи довести до принятия собственное предложение); трудности, которые испытывает определённый член семьи, связанные с принятием окончательного решения относительно демонстрируемого изображения (когда окончательное решение принималось только по некоторым изображениям пятен и только одним/двумя членами семьи); трудности нахождения совместного решения (когда общее количество совместных решений на семью не превышает 4-6, качество совместных решений относительное, в том числе отмечены длительные споры, при разрешении споров чаще всего - уступки, подчинение); директивная позиция взрослых членов семьи; средний уровень аффективного стиля отношений (отмечен трудностями в поддержке уже высказанных предложений, в поддержке продуцирования идей, амбивалентным реагированием двух членов семьи на предложение третьего, отклонением предложений с трудностями в аргументации своего мнения); разное эмоциональное отношение членов семьи друг к другу (достаточно тёплое, дружелюбное отношение к одним членам семьи и холодное - к другим).
Низкий уровень взаимодействия наблюдался у 10 % семей 1-й группы и у 54 % семей 2-й группы и характеризовался отсутствием предварительного обсуждения с членами семьи, низкой речевой активностью (т. е. малым количеством идей и предложений, развиваемых в ходе совместного решения (1-2 для семей 1-й группы), отсутствием идей и предложений (в основном для семей 2-й группы), низким качеством содержания толкований - в основном встречались затрудняющие, разрушающие (искажающие смысл сказанного), реже нейтральные (обычные, стандартные); слабой проникаемостью (неумение членов семьи довести до принятия собственное предложение); отсутствием способности каждого члена семьи принимать своё окончательное решение относительно демонстрируемого изображения (члены семьи просто высказывали свои идеи или несколько идей по каждому изображению пятна); отсутствием способности прийти к совместному решению (т. е. зафиксировано малое количество совместных решений (1-3 совместных решения на семью), низкое качество совместных решений, в том числе отмечены длительные деструктивные споры, либо решения принимались авторитарно, с подавлением мнения других членов семьи); отстранённой позицией членов семьи по отношению друг к другу; низким уровнем аффективного стиля отношений (отмечено отсутствие поддержки уже высказанных предложений, отсутствие поддержки в продуцировании идей, отклонение предложений без аргументации); холодным, эмоционально отстранённым отношением членов семьи друг к другу, а также негативным, проявляющимся отрицательными эмоциями - раздражением, гневом, обидой.
Результаты эксперимента позволили сделать следующие выводы.
1. Проведённое эмпирическое исследование информативно и показывает многогранность феномена взаимодействия, содержательные характеристики составляющих (коммуникативной и эмоциональной) которого имеют особенности в различных семьях.
2. Определены значимые различия на основе П-критерия Манна - Уитни по выделенным критериям коммуникативно-эмоциональной составляющей взаимодействия в
семьях, воспитывающих дошкольников с ЗПР, и в семьях, воспитывающих нормально развивающихся детей, таким как: «взаимные установки», «речевые высказывания», «проникаемость», «окончательное решение о совместном ответе», «позиция членов семьи по отношению друг к другу», «аффективный стиль отношений», «эмоциональное отношение к партнёру и задаче».
3. Проведённое обобщение показателей на основе кластерного анализа позволило дифференцировать количественные данные на три уровня развития коммуникативных и эмоциональных проявлений взаимодействия и описать качественные характеристики в виде критериев, отражающих его уровневое выражение.
4. Экспериментально показана специфика родительско-детского взаимодействия в семьях, где растёт ребёнок c ЗПР: его коммуникативной составляющей, что выражается со стороны родителей в большей степени отсутствием взаимных установок на организацию обсуждения процесса выполнения задания, низкой степенью сотрудничества (неумение положительно принимать ответы, низкая речевая активность - отсутствие идей и предложений, неумение отстаивать свою точку зрения или, наоборот, неумение уступать), низкой сплочённостью (трудности в принятии совместного решения по большинству демонстрируемых изображений); его эмоциональной составляющей, что проявляется отсутствием эмоциональной поддержки, холодным, эмоционально отстранённым отношением друг к другу.
5. Проведённый эксперимент привел к выводу о необходимости определения путей коррекции коммуникативно-эмоциональной стороны взаимодействия родителей и детей в процессе психологического сопровождения семьи, воспитывающей дошкольника c ЗПР.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Список источников
1. Ульенкова У В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.
2. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118-122.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : МОДЭК, 1997. 383 с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. проф. образования / под ред. Б. Д. Эльконина; 6-е изд. М. : Академия, 2011. 383 с.
5. Ильина И. Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Нижний Новгород, 2009. 25 с.
6. Медведева Е. А. Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья : монография. М., 2022. С. 75-80.
7. Медведева Е. А., Павлова А. С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161-166.
8. Данилова Ю. Н. Особенности эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия в семьях с детьми с задержкой психического развития // МИР специальной педагогики и психологии. М. : ЛОГОМАГ, 2023. Вып. 16. С. 14-20
9. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81-94. Б01: 10.25688/22236872.2022.44.4.07
10. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192 с.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
12. Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 24 с.
13. Неволина В. В. Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2008. 198 с.
14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
15. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 160 с.
16. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 4 (71). С. 358-362.
17. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1965. 123 с.
18. Дорохина Н. А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. М., 2009. 16 с.
19. Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1979. 35 с.
20. Дубовицкая Т. Д., Тулитбаева Г. Ф. Формирование коммуникативной культуры родителей как условие оптимизации детско-родительских отношений и конструктивного развития личности ребенка // Современная семья: традиции и инновации : сб. науч. статей. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. С. 18-24.
21. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 357 с.
22. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.
23. Кисова В. В., Малахова Т. В. Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 291-294.
24. Доронина И. Н., Мосина Н. А. Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с задержкой психического развития // Медицинская психология в России. 2021. Т. 13, № 1 (66). С. 11. Б01: 10.24412/2219-8245-2021-1-11
25. Ушакова В. Р. Эмоциональное отношение матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. 2020. Т. 7, № 4(28). С. 9-18.
26. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 210 с.
27. Степанова Н. А., Ануфриева М. А. Взаимодействие родителей и ребенка с ЗПР как условие успешного формирования коммуникативных навыков // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровожде-
ния и поддержки : сб. мат-лов VII Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 17 ноября 2021 года). Чебоксары : Среда, 2021. С. 170-172.
28. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2000. 440 с.
References
1. Ulienkova U.V., Lebedeva O.V. Organizatsiya i soderzhanie spetsialnoypsikhologich-eskoy pomoshchi detyam s problemami v razvitii: 5-e izd. [Organization and maintenance of special psychological assistance for children with developmental problems: 5th ed.] Moscow, Akademiya, 2011. 175 p. (in Russian).
2. Dmitrieva E.E., Dvurechenskaya O.N.Kommunikativniy podkhod k izucheniyu re-chevogo razvitiya starshikh doshkolnikov s obshchim nedorazvitiem rechi [A communicative approach to the study of speech development of older preschoolers with general speech underdevelopment]. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2018, no.8, pp.118-122 (in Russian).
3. Lisina M.I. Obshchenie, lichnost i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Voronezh, MODEK, 1997. 383 p. (in Russian).
4. Elkonin D.B. Detskayapsikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. prof. obra-zovaniya [Child psychology: studies. the manual for higher education students]. Pod red. Elkonina B.D.; 6-e izd. Moscow, Akademiya, 2011. 383 p. (in Russian).
5. Ilyina I.B. Formirovanie sotsiokulturnoy napravlennosti obshcheniya mladshikh shkolnikov c zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya sredstvami arttekhnologii: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Formation of the socio-cultural orientation of communication among younger schoolchildren with intellectual disability by means of art technologies: diss.. ..cand. psych. scien.]. Nizhnii Novgorod, 2009. 25 p. (in Russian).
6. Medvedeva E.A. Teoreticheskie osnovy i diagnostika sotsiokulturnogo razvitiya lichnosti rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya: monografiya [Theoretical foundations and diagnostics of the socio-cultural development of the personality of a child with disabilities: monigraphy]. Moscow, 2022, pp.75-80. (in Russian).
7. Medvedeva E.A., Pavlova A.S. Izuchenie osobennostey sotsialno znachimykh kompo-nentov lichnosti mladshikh shkolnikov c zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya v khudozhest-vennoy deyatelnosti [The study of the features of socially significant components of the personality of younger schoolchildren with intellectual disability in artistic activity]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2017, no. 2 (121), pp.161-166. (in Russian)
8. Danilova Yu.N. Osobennosti emotsionalnoy storony roditelsko detskogo vzaimodey-stviya v semyakh s detmi s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of the emotional side of parent-child interaction in families with children with intellectual disability]. MIR spetsialnoy pedagogiki i psikhologii [WORLD of special pedagogy and psychology]. Moscow, LOGOMAG, 2023, I. 16, pp. 14-20 (in Russian)
9. Medvedeva E.A., Danilova Yu.N. Sistemno-istoricheskaya retrospektiva sotsialnogo statusa semyi rebenka c ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya [A systematic historical retrospective of the social status of the family of a child with disabilities]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systems Psychology and Sociology]. no.4 (44), pp. 81-95. (in Russian)
10. Triger R.D. Psikhologicheskie osobennosti sotsializatsii detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Psychological features of socialization of children with mental retardation]. St. Petersburg, Piter, 2008. 192p. (in Russian).
11. Vilyunas VK. Psikhologiya emotsionalnykh yavlenii [Psychology of emotional phenomena]. Moscow, MGU Publ., 1976. 142 p. (in Russian).
12. Kochetova Yu.A. Strakhi sovremennykh doshkolnikov i ikh svyaz s osobennostyami detsko-roditelskikh otnosheniy: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Fears of modern preschoolers and their connection with the peculiarities of child-parent relations: diss....cand. psych.scien.]. Moscow, 2012. 24 p. (in Russian).
13. Nevolina V.V. Psikhologicheskie usloviya razvitiya sposobnosti k emotsionalnomu vzaimodeistviyu mladshikh shkolnikov, vospityvayushchikhsya vne semyi: diss. ... kand. psikhol. nauk [Psychological conditions for the development of the ability to emotional interaction of younger schoolchildren raised outside the family: diss.. ..cand.psych.scien.]. Samara, 2008. 198 p. (in Russian).
14. Spivakovskaya A.S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, semiya. V2 t. T.2. [Psychotherapy: play, childhood, family. In 2 V. V2]. Moscow, Aprel Press, EKSMO-Press, 2000. 464 p. (in Russian).
15. Khomentauskas G.T. Semiya glazami rebenka [Family through the eyes of a child]. Moscow, Pedagogika, 1989. 160 p. (in Russian).
16. Kholodkova O.G., Kabanchenko E.A. Osobennosti psikhologicheskoy kompetentno-sti roditeley podrostkov [Features of psychological competence of adolescent parents]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 2018, no.4 (71), pp. 358-362. (in Russian)
17. Bodalev A.A. Vospriyatie cheloveka chelovekom [The perception of a person by a person]. Leningrad, Lenin. un-ta Publ., 1965. 123 p. (in Russian).
18. Dorokhina N.A. Vzaimodeistvie starshego pokoleniya semiy s detmi doshkolnogo vozrasta: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Interaction of the older generation of the family with preschool children: diss....cand. ped. scien.]. Moscow, 2009. 16 p. (in Russian).
19. Obozov N.N. Psikhologiya mezhlichnostnogo vzaimodeistviya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Psychology of interpersonal interaction diss....cand. psych. scien.]. Leningrad, 1979. 35 p. (in Russian).
20. Dubovitskaya T.D., Tulitbaeva G.F. Formirovanie kommunikativnoy kultury rodite-ley kak uslovie optimizatsii detsko-roditelskikh otnoshenii i konstruktivnogo razvitiya lichnosti rebenka [Formation of parents' communicative culture as a condition for optimizing child-parent relations and constructive development of a child's personality]. Sovremennaya semya: traditsii i innovatsii: sbornik nauchnykh statei [The modern family: traditions and innovations. Collection of scientific articles]. Moscow, Bashkirskii gosudarstvennyi peda-gogicheskii universitet im. M. Akmully. Ufa, 2014, pp. 18 - 24. (in Russian).
21. Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika [Communicative difficulties of a child: phenomenology, factors of occurrence, dynamics]. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova, 2014. 357 p.
22. Kryucheva Ya.V. Pedagogicheskaya pomoshch roditelyam v organizatsii vzaimodeistviya s detmi, imeyushchimi zaderzhkupsikhicheskogo razvitiya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical assistance to parents in organizing interaction with children with mental retardation: abstract of dis. ... Cand. ped. sci.: 13.00.01]. Tyumen, 2004. 26 p. (in Russian).
23. Kisova VV, Malakhova T.V. Issledovanie emotsionalnogo komponenta roditelskogo otnosheniya k detyam s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [The study of the emotional component of parental attitude towards children with mental retardation]. Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of
Modern Pedagogical Education]. 2018, no. 61-4, pp. 291-294. (in Russian)
24. Doronina I.N., Mosina N.A. Razvitie emotsionalnogo prinyatiya roditelyami mlad-shikh shkolnikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [The development of emotional acceptance by parents of primary school children with mental retardation] Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 2021, V.13, no.1 (66), p.11. DOI: 10.24412/2219-8245-2021-1-11 (in Russian)
25. Ushakova VR. Emotsionalnoe otnoshenie materi k rebenku s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorovya [The emotional attitude of a mother to a child with disabilities]. Zhivayapsikhologiya [Living Psychology]. 2020, V. 7, no. 4(28), pp. 9-18. (in Russian)
26. Krushnaya N.A. Otnosheniya v semyakh, vospityvayushchikh detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya: monografiya [Relationships in families raising children with mental retardation: a monograph]. Chelyabinsk, YuUrGGPU Publ., 2017. 211 p.
27. Stepanova N.A., Anufrieva M.A. Vzaimodeistvie roditelei i rebenka s ZPR kak uslovie uspeshnogo formirovaniya kommunikativnykh navykov [Interaction between parents and a child with mental development delay as a condition for successful formation of communication skills]. Sotsiokulturnye i psikhologicheskie problemy sovremennoy semiy: aktualnye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki: Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Tula, 17 noyabrya 2021 goda [Socio-cultural and psychological problems of the modern family: topical issues of support and support: Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference, Tula, November 17, 2021]. Cheboksary, Sreda, 2021, pp. 170-172. (in Russian)
28. Bodalev A.A., Stolin VV. Obshchayapsikhodiagnostika [General Psychodiagnostic]. St. Petersburg, Rech, 2000. 440 p. (in Russian).
Юлия Николаевна Данилова
психолог, аспирант, ассистент кафедры общей и практической психологии
Институт специального образования и психологии,
Московский городской педагогический университет
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27
тел.: +7 (495) 6121436
Yulia N. Danilova
Psychologist, Postgraduate Student, Assistant of the Department of General and Practical Psychology
Institute of Special Education and Psychology,
Moscow City Pedagogical University
27Petrovsko-RazumovskyAve, Moscow, Russia, 127287
Tel: +7 (495) 6121436
Статья поступила в редакцию 20.07.2024, одобрена после рецензирования 24.08.2024, принята к публикации 30.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 20.07.2024, approved after review on 24.08.2024, and accepted for publication on 30.08.2024.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest: The author declares no conflict of interest.