Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 376.4
Б01: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299
Научная статья
Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития
Аннотация
Введение. В данной статье рассматривается родительско-детское взаимодействие в семье со старшими дошкольниками с задержкой психического развития и в семье с нормально развивающимися сверстниками на материале эмпирического исследования. Обосновывается актуальность изучения психологических особенностей родитель-ско-детского взаимодействия с дошкольниками с задержкой психического развития, c одной стороны, недостаточностью психологических исследований, изучающих данную проблему, а с другой - значимостью данной тематики для социализации детей исследуемой категории. Целью исследования является выявление психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.
Материалы и методы. Основным методом исследования являлся констатирующий эксперимент, включающий в себя диагностическую методику «Изучения взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской, методы математико-статистиче-ской обработки и интерпретации данных по методике Манна-Уитни и кластерный анализ.
Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало наличие в семьях с дошкольниками с задержкой психического развития психологических особенностей родительско-детского взаимодействия, которые характеризовались неоднородностью и уровневыми различиями количественных и качественных критериально обоснованных характеристик взаимодействия родителей и дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.
Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития, проявляющихся в незрелости, дисгармоничности, неоднородности, что, в свою очередь, отражает специфику внутрисемейной атмосферы, обусловленную рождением ребёнка данной категории. А также подтвердил теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и с задержкой психического развития, реализующееся в контексте взаимодействия родителей и ребёнка данной категории на этапе дошкольного детства.
© Ю. Н. Данилова, 2023
Ю. Н. Данилова
Московский городской педагогический университет, г. Москва [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9964-0256
286 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
Ключевые слова: семья, родительско-детское взаимодействие, дошкольники с задержкой психического развития, шкалы взаимодействия
Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 286-299 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299
Features of Parent-Child Interaction in the Family of a Child with an Intellectual Disability
Original article
Yulia N. Danilova
Moscow City Pedagogical University, Moscow [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9964-0256
Abstract
Introduction. This article examines parent-child interaction in a family with older preschoolers with intellectual disabilities and in a family with normally developing peers based on empirical research. The relevance of studying psychological features of parent-child interaction with preschoolers with intellectual disabilities is substantiated, on the one hand, by the insufficiency of psychological research studying this problem and, on the other, by the significance of this topic for the socialization of children in the studied category. The aim of the study is to identify psychological features ofparent-child interaction in families ofpreschoolers with intellectual disabilities based on comparison with families with normally developing peers. Materials and Methods. The main research method was an ascertaining experiment, including the diagnostic methodology of "Studying the Interaction of Parents with Children" by I.M. Markovskaya, methods of mathematical and statistical processing and interpretation of data using the Mann-Whitney method, and cluster analysis.
Results. The empirical study revealed the presence ofpsychological features ofparent-child interaction in families of preschoolers with intellectual disabilities, which were characterized by heterogeneity and level differences in quantitative and qualitative criteria-based characteristics of interaction between parents and preschoolers with intellectual disabilities based on comparison to families with normally developing peers.
Conclusion. The conducted experiment confirmed the hypothesis put forward about the presence of psychological features of parent-child interaction in the family of a child with an intellectual disability, manifested in immaturity, disharmony, and heterogeneity, which in turn reflect the specifics of the intra-family atmosphere caused by the birth of a child of this category. Furthermore, it confirmed the theoretical position on the unity of the laws of mental development of normally developing preschoolers and with an intellectual disability, implemented in the context of interaction between parents and a child of this category at the stage of preschool childhood.
Keywords: family, parent-child interaction, children with an intellectual disability of preschool age, scales of interaction
For citation: Danilova Yu.N. Features of Parent-Child Interaction in the Family of a Child with an Intellectual Disability. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (2):286-299. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
287
Введение
В последние годы заметно возрос научный интерес к изучению семьи как предмету полидисциплинарных исследований, раскрывающих её как социальный институт, как открытую систему и феномен межличностного взаимодействия, личностного развития её членов, основной формой социализации подрастающего поколения. Опираясь на культурно-исторический подход к развитию психики и на положение о ведущей роли социальной среды в становлении личности при нормальном и аномальном развитии Л. С. Выготского и его научной школы, неоднократно доказано, что именно в семье происходит формирование нравственных качеств, отношение ребёнка к себе, к семье и к миру в целом [1].
Особого внимания требуют семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, так как нарушения развития таких детей оказывают существенное влияние на отношения внутри семей, создают трудности родительско-дет-ского взаимодействия, что, в свою очередь, формирует особый социальный часто дисгармонический климат в семье. В связи с этим актуальным является рассмотрение семьи как реабилитационной структуры, создающей условия для развития детей с нарушениями развития (Е. А. Медведева [2], В. В. Ткачева [3]). Ведь понимание психологических особенностей взаимодействия в семье ребёнка с нарушением развития ведёт к уникальному определению пути социализации такого ребёнка через выстраивание коррекционного маршрута семьи в процессе психологического сопровождения, который может быть использован психологами в практической деятельности - в работе с такими семьями.
Обзор литературы
К проблеме родительско-детских отношений обращались зарубежные и отечественные учёные (А. Адлер [4], Д. Боулби [5], А. Я. Варга [6], И. Н. Галасюк [7], Э. Э. Мак-коби [8], И. М. Марковская [9], Е. А. Медведева, Ю. Н. Данилова [10; 11], Е. В. Ме-лентьева [12], К. Роджерс [13], А. С. Спиваковская [14], Э. Фромм [15], Е. Ю. Хитрина [16], Г. Хоментаускас [17], Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [18], Э. Эриксон [19], и др.), рассматривающие семью как микрокосмос, который влияет на формирование личности и её отношение к миру людей. Целый ряд отечественных научных работ обозначают проблему психотравмирующего влияния рождения ребёнка с нарушениями развития на его родителей. К таким проблемам семьи можно отнести: психологический, эмоциональный стресс, депрессивный невроз (В. А. Вишневский [20]), изменение социального статуса семьи, её стабильности, межличностных отношений родителей, проявление негативных личностных особенностей (Б. А. Воскресенский [21]) по отношению к ребёнку. Установлена зависимость между неблагополучной внутрисемейной атмосферой и выраженными устойчивыми нарушениями развития ребёнка (В. Р. Никишина [22]).
В коррекционной психологии и педагогике изучение родительско-детских и дет-ско-родительских отношений связано с семьями детей с разными вариантами дизонто-генеза: с нарушениями интеллекта (Л. А. Пастухова [23], В. В. Ткачева [3], А. А. Реан, А. А. Баранов, Р. К. Махмутова [24]), с синдромом Дауна (Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова [25]), психосоматическими расстройствами (М. В. Чекушина [26], с расстройствами аутистического спектра (Т. Н. Высотина [27], Л. С. Печникова [28]), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Е. В. Котова [29]) и др.
Отдельного рассмотрения требуют работы, посвящённые различным аспектам отношений в семьях с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): исследование Я. В. Крючевой [30], где раскрывается взаимодействие с точки зрения педагогической помощи детям с ЗПР; исследование Н. А. Крушной [31], показывающее отношение родителей к детям с ЗПР; исследование А. Ю. Маркиной, О. Ю. Герасимовой, Л. Н. Сем-
288 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
ченко [32], определяющее основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми с ЗПР; исследование Е. А. Медведевой, О. В. Юговой [2], показывающее важность семейных ресурсов в построении отношений в семье ребёнка с ЗПР и др. Несмотря на раскрытие разных аспектов внутрисемейных отношений, всех авторов объединяет мысль об их значимости для формирования эмоциональных, социально-адаптивных процессов развития личности ребёнка, овладения социально-культурными основами жизнедеятельности.
Перечисленные направления научных изысканий представляют несомненный интерес, однако на сегодня явно недостаточно работ, раскрывающих, каковы психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с ЗПР, как эта самая распространённая категория детей с ОВЗ овладевает навыками взаимодействия с миром взрослых уже на ранних этапах дизонтогенеза, что является важной составляющей социализации детей данной категории. В связи с вышеизложенным изучение проблемы психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с ЗПР является актуальной.
Материалы и методы
Проведённое исследование, направленное на изучение особенностей родитель-ско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с ЗПР, проходило на базе ГБОУ Школа № 1151, дошкольные корпуса № 1, 2, 3, 4, 5 Зеленоградского АО г. Москвы. В выборку включены 100 семей с детьми, разделённые на две экспериментальные группы: в первую вошли 50 родителей и их старшие дошкольники с ЗПР (имеющие диагностический статус на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) г. Москвы); во вторую вошли 50 родителей и их нормально развивающиеся старшие дошкольники.
Основной целью эксперимента стало выявление психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с ЗПР на основе сравнения с семьями нормально развивающихся сверстников. Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что родительско-детские взаимодействия в семье ребёнка с ЗПР имеют особенности, отражающие степень дисгармоничности внутрисемейной атмосферы. Задачи эксперимента:
1) определить психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семье дошкольников с ЗПР и с ребёнком с нормальным развитием на основе статистического анализа по методике Манна-Уитни;
2) выявить уровни развития родительско-детского взаимодействия испытуемых экспериментальной группы (на основе кластерного анализа для определения средней межгрупповой связи количественных показателей);
3) выявить и описать качественные характеристики родительско-детского взаимодействия в семье дошкольников с ЗПР и с нормально развивающимися сверстниками.
Содержание диагностического инструментария основано на методике «Изучение взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской, количественного (статистического) и качественного анализа данных. Выбор методики осуществлён в соответствии с предметом исследования, а также основывался на анализе работ исследователей, где данная методика применялась при изучении семьи (А. А. Стреленко [33], Е. Н. Кра-сильникова, Ф. В. Дериш [34], Т. Л. Кузьмишина [35], О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева [36]) и др. В работах по коррекционной психологии методика И. М. Марковской нашла своё применение в вопросах изучения материнского восприятия ребёнка с ЗПР и реакции на его поведение.
Качественная оценка осуществлялась по критериям взаимодействия, которые М. И. Марковской были определены как шкалы: «требовательность - нетребовательность», «строгость - мягкость», «контроль - автономность», «эмоциональная близость - дистан-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
289
ция», «принятие - отвержение», «сотрудничество - отсутствие сотрудничества», «тревожность за ребёнка», «последовательность - непоследовательность», «воспитательная конфронтация», «удовлетворённость отношениями c ребёнком».
Количественный анализ выполнялся по 3-бальной системе (3 балла - выраженность показателей, 2 балла - относительная выраженность показателей, 1 балл - слабая выраженность показателей).
Статистический анализ данных эмпирического исследования на основе сравнения показателей экспериментальной группы родительского взаимодействия в семьях с дошкольниками с ЗПР и с нормально развивающимися сверстниками по всем рассматриваемым критериям проводился c помощью U-критерия Манна-Уитни. Обобщение количественных показателей осуществлялось на основе кластерного анализа.
Результаты исследования В таблице представлены результаты двух экспериментальных групп для выявления различий (в шкалах) в семьях c дошкольниками c ЗПР и семьях нормально развивающихся сверстников.
Таблица
Сводная таблица выраженности шкал родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников c ЗПР и семьях нормально развивающихся сверстников, в %
Table
Summary table of parent-child interaction scales in families of preschoolers with an intellectual disability and families of normally developing peers, %
Выраженность показателей шкал Группы Требовательность Строгость Контроль Эмоциональная близость Принятие Сотрудничество Тревожность за ребёнка Последовательность Воспитательная конфронтация в семье Удовлетворённость отношениями c ребёнком Общий показатель
ЗПР 38 38 12 24 6 12 82 14 48 8 28,2
§ II ° & л и
Норма 8 20 2 58 72 72 0 80 14 80 40,6
S л s н К а ЗПР 10 40 14 22 12 24 16 28 20 32 21,8
ё § u Й
^ si о ^ о g S "
Норма 40 56 12 22 22 22 38 20 16 16 26,4
О ™
290 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
Слабая выраженность ЗПР 52 22 74 54 82 64 2 58 32 60 50
Норма 52 24 86 20 6 6 62 0 70 4 33
U-критерий Манна-Уитни р < 0,05 сэ о" Л1 р сэ о" Л1 р сэ о" < р сэ о" < р сэ о" < р сэ о" < р сэ о" < р сэ о" < р сэ о" < р
Результаты исследования по изучению родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР и с нормально развивающимися сверстниками по И-крите-рию Манна-Уитни проявились в достоверных различиях высокой степени значимости по рассматриваемым критериям: «требовательность - нетребовательность», «эмоциональная близость - дистанция», «принятие - отвержение», «сотрудничество - отсутствие сотрудничества», «тревожность за ребёнка», «последовательность - непоследовательность», «воспитательная конфронтация», «удовлетворённость отношениями с ребёнком». Анализ количественных данных показал неоднородность степени выраженности обозначенных признаков взаимодействия в семьях испытуемых. Проведённый кластерный анализ позволил дифференцировать данные по трём кластерам, уровням (высокий, средний, низкий) и степени качественной выраженности (выражено, относительно, слабо) различий взаимодействия в семьях с разным развитием дошкольников.
Высокий уровень. Выраженность конгруэнтности родительско-детского взаимодействия наблюдается у 28,2 % семей с дошкольниками с ЗПР и 40,6 % семей нормально развивающихся сверстников, что характеризуется в шкалах: «требовательность - нетребовательность», проявляющаяся в ожидании от ребёнка более высокой ответственности: постоянном побуждении к действию, предъявлении большого количества обязанностей, требований, твёрдости и настойчивости в своих действиях и словах («если требую от ребёнка, то обязательно добьюсь», «приходится заставлять ребёнка делать то, что он не хочет»); «эмоциональная близость - дистанция», проявляющаяся в стремлении родителей к физическому контакту (в таких действиях, как близкая дистанция, тактильный контакт), стремлении родителей к эмоциональной близости, в том числе в совместной деятельности («ребёнок рассказывает всё, что с ним происходит»), умении понимать желания, потребности, трудности ребёнка, одобрении родителями любых действий ребёнка («если у ребёнка какие-либо трудности, он всегда делится ими со мной»), а также в принятии своих слабостей и недостатков; «принятие - отвержение», проявляющаяся в уважении индивидуальности ребёнка, принятии его личностных качеств и проявлений («я понимаю своего ребёнка и не хочу в нём ничего менять»), одобрении действий и поступков ребёнка («я разделяю увлечения моего ребёнка»), а также стремлении к поддержке, помощи ребёнку со стороны родителя, наличии веры в успех у ребёнка («мой ребёнок добьётся в жизни много»), высоким уровнем понимания характера, поведения ребёнка в процессе деятельности с ним; «сотрудничество - отсутствие сотрудничества», проявляющееся партнёрской включённостью родителя в совместную деятельность с ребёнком («мы с ребёнком совместно справляемся с домашней работой»), в учёте мнений и интересов ребёнка («я всегда выслушиваю своего ребёнка»), в поощрении инициативы и самостоятельности
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
291
ребёнка, стремлении к равноправию во взаимодействии («если ребёнок придумал какое-то дело, обязательно в нём участвую»); «тревожность за ребёнка», проявляющаяся в постоянном ощущении волнения за ребёнка, стремлении оградить его от различных опасностей, a также негативных ожиданиях и предчувствиях относительно жизни, здоровья, отношений c ребёнком (родители переживают, что их ребёнок может попасть в какую-нибудь ужасную историю); «последовательность - непоследовательность», проявляющаяся в постоянстве действий, эмоций, слов, связанных c требованиями, в постоянстве отношения к ребёнку; умении предсказывать собственное поведение как родителя («моё поведение для ребёнка всегда ожидаемо», «я всегда последовательная в своих требованиях»); «воспитательная конфронтация», проявляющаяся большой частотой конфликтов в семье, в наличии у членов семьи разных мнений относительно развития, воспитания ребёнка и др. («бабушка говорит всё наоборот»), наличии напряжённости, недовольства между членами семьи («другие члены семьи мешают воспитывать ребёнка»); «удовлетворённость отношениями с ребёнком», демонстрирующая положительную семейную ситуацию, гармоничное выстраивание отношений c ребёнком («мне нравятся мои отношения c ребёнком», «в целом я правильно воспитываю своего ребёнка»).
Средний уровень. Относительная выраженность родительско-детского взаимодействия наблюдается у 21,8 % семей с дошкольниками c ЗПР и 26,4 % семей нормально развивающихся сверстников, что характеризуется в шкалах: «требовательность - нетребовательность», проявляющаяся в ожидании умеренной ответственности от ребёнка и менее настойчивым предъявлением требований, установлением обязанностей ребёнку c учётом возрастных и индивидуальных особенностей («дома есть обязанности, но не больше, чем у друзей ребёнка», «я не всегда заставляю делать ребёнка то, чего он не хочет»), «эмоциональная близость - дистанция», проявляющаяся трудностями принятия родительской роли, в нечастом контакте c ребёнком («мне сложно сочувствовать своему ребёнку», «не люблю, когда ребёнок подмечает мои слабости»); «принятие -отвержение», проявляющаяся в понимании наличия индивидуальности ребёнка, но трудности принятия его личностных качеств и проявлений (родители занижают такие личностные качества ребёнка, как умный, способный и др.), в периодическом «занижении» действий и поступков ребёнка («я часто критикую ребёнка по мелочам»), в наличии сомнения в успехе ребёнка, в трудности понимания характера, поведения ребёнка в процессе деятельности c ним («я не всегда понимаю своего ребёнка»); «сотрудничество - отсутствие сотрудничества», проявляющееся в трудности организации и ведения совместной деятельности c ребёнком, в трудности учёта мнений и интересов ребёнка, трудности в признании родителем своих ошибок и неправоты («мне трудно признать свои ошибки и извиниться перед ребёнком»); «тревожность за ребёнка», проявляющаяся в небольшом беспокойстве за ребёнка, в адекватном стремлении оградить его от некоторых трудностей и неприятностей («я периодически беспокоюсь за своего ребёнка»); «последовательность - непоследовательность», проявляющаяся в периодической неуверенности в правильности требований от ребёнка (в том числе, когда родители понимают, что данные требования они тоже не соблюдают), в изменчивости в отношении к ребёнку («я не всегда последовательная в своих требованиях»); a также в сложности c предсказанием собственного поведения родителя за поступки ребёнка; «воспитательная конфронтация», проявляющаяся в периодически возникающих выяснениях отношений членов семьи по поводу поведения, эмоционального состояния ребёнка и др., в трудности в выстраивании конструктивного общения между членами семьи (например, родители осознанно строят коалиции против определённого члена в семье»); «удовлетворённость отношениями с ребёнком», проявляющаяся в небольшой обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией из-за периодически возникающих трудностей во внутрисемейном взаимодействии c ребёнком («я перио-
292 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
дически устаю от повседневного общения с моим ребёнком», «иногда я бы не хотела, чтобы мой ребёнок воспитывал своих детей так же, как я его»).
Низкий уровень. Слабо выраженное родительско-детское взаимодействие наблюдается у 50 % семей с дошкольниками с ЗПР и 33 % семей нормально развивающихся сверстников, что характеризуется в шкалах: «требовательность - нетребовательность», проявляющаяся в пониженной требовательности к ребёнку: отмечается дефицит побуждений к действию своего ребёнка, игнорирование его нежелательных действий, отсутствие или недостаточное количество требований к ребёнку («ребёнок редко делает что-то с первого раза», «я не предъявляю к ребёнку много требований»); «эмоциональная близость - дистанция», проявляющаяся в избегании родителями физического и эмоционального контакта («думаю, что я для ребёнка не самый близкий человек»), в стремлении родителей к эмоциональной независимости ребёнка от них («я никогда не сочувствую своему ребёнку»), а также в непринятии своих недостатков («боюсь раскрыть свои слабости»); «принятие - отвержение», проявляющиеся в непринятии личностных качеств и проявлений ребёнка («я хочу многое изменить в своём ребёнке»), в отсутствии поддержки, помощи ребёнку со стороны родителя («я не разделяю увлечений своего ребёнка»), отсутствии веры в успех ребёнка, недостаточности понимания поведения, характера ребёнка в деятельности («мне не нравится характер своего ребёнка»); «сотрудничество - отсутствие сотрудничества», проявляющаяся в трудности или отсутствии включённости родителя в совместную деятельность с ребёнком («ребёнок самостоятельно делает домашнюю работу»), в выражении несогласия, возражения родителя в деятельности с ребёнком, в отсутствии учёта мнений и интересов ребёнка («если принимается семейное решение, то без мнения ребёнка»), в отсутствии признания своей неправоты и ошибок родителем; «тревожность за ребёнка», проявляющаяся в редком беспокойстве за ребёнка, в позитивном ожидании относительно жизни, здоровья, отношений с ребёнком («я не тревожная мама», «я не думаю, что кто-то сможет обидеть моего ребёнка»); «последовательность - непоследовательность», проявляющаяся в непостоянстве и неуверенности в действиях, связанных с требованием (например, в поощрении или наказании), в изменчивости в отношении к ребёнку («могу упрекать и хвалить ребёнка за одно и то же действие»), в разной вербальной оценке (предъявлении разных мнений, требований), а также в неумении предсказывать собственное поведение родителя в ответ на поступки ребёнка; «воспитательная конфронтация», проявляющаяся в незначительных разногласиях, недостаточно совпадающих мнениях членов семьи о воспитании своего ребёнка, в доброжелательном общении между всеми членами семьи («в нашей семье почти не бывает конфликтов»); «удовлетворённость отношениями с ребёнком», проявляющаяся в высокой обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией, в наличии трудностей у родителей в выстраивании отношений с ребёнком («мои отношения с ребёнком хуже, чем в семьях большинства знакомых», «я неправильно воспитываю своего ребёнка»).
Полученные данные демонстрируют психологические особенности и различия ро-дительско-детского взаимодействия в семьях детей с нормой в развитии и с ЗПР. В семьях с детьми с нормальным развитием они характеризуются: 1) сильной выраженностью критериев «эмоциональная близость», «принятие», «сотрудничество», «последовательность», «удовлетворённость отношениями с ребёнком»; 2) относительной и слабой выраженностью показателей «требовательность», «строгость», «тревожность за ребёнка», 3) слабость выраженности шкалы «контроль», «воспитательная конфронтация». Из вышесказанного можно заключить, что родители данных семей в своём большинстве принимают своего ребёнка, выражают позитивное эмоциональное отношение, выстраивают взаимоотношения на сотрудничестве, доверии, последовательности, а не на контроле и строгости, при этом оба родителя принимают и понимают родительскую позицию, создающую опору в развитии ребёнка.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
293
Вместе с тем большинство родителей детей с ЗПР имеют: 1) сильную выраженность показателей «тревожность за ребёнка», «воспитательная конфронтация»; 2) относительную выраженность показателя «строгость», 3) слабую выраженность показателей «контроль», «сотрудничество», «удовлетворённость отношениями с ребёнком»; «эмоциональная близость» «принятие», «последовательность», 4) как сильную, так и слабую выраженность показателя «требовательность». Это говорит о дисгармоничности психологической атмосферы, проявляющейся, прежде всего, в непринятии своего ребёнка, рождённого с проблемами развития, в эмоциональном дистанцировании и неудовлетворённости отношениями с ребёнком, неумении сотрудничать с ним, в слабой выраженности родительских позиций и компетенций, отсутствии единой линии взаимодействия с ребёнком и наличии родительской конфронтации, а также противоречий в требованиях.
Заключение
1. Констатирующий эксперимент, включающий в себя диагностическую методику «Изучения взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской, методы математи-ко-статистической обработки и интерпретации данных по и-критерию Манна-Уитни и кластерный анализ, и направленный на выявление особенностей взаимодействия детей и родителей в семьях дошкольников с ЗПР на основе сравнения с семьями нормально развивающихся сверстников, оказался информативным.
2. Подтверждено теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с ЗПР, проявляющееся в контексте взаимодействия родителей и ребёнка в двух категориях семьи на этапе дошкольного детства.
3. На основе данных, полученных опытным путём, выявлено, что родительско-дет-ское взаимодействие в семьях дошкольников с ЗПР носит незрелый психолого-педагогический характер.
4. Данные, полученные в процессе использования методики Манна-Уитни по критериям родительско-детского взаимодействия в семьях испытуемых, показали статистические различия высокой степени значимости, а также неоднородность их проявления в семьях дошкольников с ЗПР и отсутствие конгруэнтности.
5. Проведённый кластерный анализ выделил уровневые различия (высокий, средний, низкий) в родительско-детском взаимодействии испытуемых семей с ЗПР и обеспечил формулирование критериально выраженных уровневых качественных характеристик процесса.
6. Полученные результаты обозначили проблемные зоны взаимодействия родителей с детьми с ЗПР, определяющие построение коррекционного маршрута в работе с такими семьями.
7. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с ЗПР, которое выражается в незрелости и неоднородности проявления, и позволил определить необходимость коррекции компонентов внутрисемейного взаимодействия в процессе психологического сопровождения семьи дошкольника с ЗПР.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
294 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
Список источников
1. Ульенкова У В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.
2. Медведева Е. А, Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198-201.
3. Ткачева В. В. Семья ребенка c ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М. : Нац. кн. центр, 2014. 149 с.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 412 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академ. проект, 2006. 238 с.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1986. 206 с.
7. Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Семейная психология: методика «оценка детско-ро-дительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ECPI-2.0) : практ. пособие ; 2-е изд. М. : Юрайт, 2023. 223 с.
8. Maccoby, E. E.; Martin, J. A. Socialization in the context of the family: parent-child interaction. Handbook of child psychology : formerly Carmichael's Manual of child psychology / P. H. Müssen, editor. New York : Wiley, 1983. Pp. 1-101.
9. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. 92 с.
10. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология, 2022. № 2 (42). С. 53-64.
11. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81-94. DOI: 10.25688/22236872.2022.44.4.07
12. Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей c детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II. № 4.С. 259-263.
13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной ; 2-е изд. М. : Прогресс, 1998. 480 с.
14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
15. Фромм Э. Кризис психоанализа ; пер. с англ. СПб. : Академ. проект, 2000. 215 с.
16. Хитрина И. Ю. Внутрисемейное взаимодействие в психологически благополучной семье : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. СПб., 2008. 216 с.
17. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 157 с.
18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи ; 4-е изд. СПб. : Питер, 1999. 656 c.
19. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.
20. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4. С. 563 -567.
21. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии : тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово, 1985. С. 42-44.
22. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психи-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
295
ческого развития детей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 ; 19.00.10. Ярославль, 2004. 54 с.
23. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2006. 217 с.
24. Реан А. А., Баранов А. А. Махмутова Р. К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал 2016. № 4 (24). С. 108-114.
25. Ляксо Е. Е., Фролова О.В. Речевое поведение матерей при взаимодействии с детьми с синдромом Дауна // Теоретическая и прикладная лингвистика, 2020. Т. 6. № 1. С. 103-124. DOI: 10.22250/2410-7190_2020_6_1_103_124
26. Чекушина М. В. Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами // Молодой учёный. 2021. № 48 (390). С. 514-517.
27. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2013. 22 с.
28. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. : тезисы докладов. М. : МГУ, 1998. С. 173-174.
29. Котова Е. В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста: на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 ; 19.00.04. Казань, 2003. 179 с.
30. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.
31. Крушная Н. А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Ярославль, 2010. 25 с.
32. Маркина А. Ю., Герасимова О. Ю., Семченко Л. Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2015. № 3(10). С. 19-22
33. Стреленко А. А. Гендерная идентичность в культуре родительско-детского взаимодействия в замещающих семьях // Право. Экономика. Психология, 2021. № 2(22). С. 83-98.
34. Красильникова Е. Н., Дериш Ф. В. Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 47-56.
35. Кузьмишина Т. Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 80-88.
36. Карабанова О. А., Поскребышева Н. Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 36-47.
References
1. Ulyenkova U.V., Lebedeva O.V. Organizatsiya i soderzhanie spetsialnoy psikholog-icheskoy pomoshchi detyam s problemami v razvitii [Organization and content of special psychological assistance to children with developmental problems]. Moscow, Akademiya Publ., 2011, 175 p.
296 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
2. Medvedeva E.A, Yugova O.V. Osobennosti resursnykh vozmozhnostei semiy, vospi-tyvayushchey rebenka s narusheniyami razvitiya [Features of the resource capabilities of a family raising a child with developmental disabilities]. Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2021, V.72, no 1, pp. 198-201.
3. Tkacheva V.V. Semya rebenka c ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: diag-nostika i konsultirovanie [The family of a child with disabilities: diagnosis and counseling]. Moscow, Natsionalnyi knizhny tsentr Publ., 2014. 149 p.
4. Adler A. Vospitanie detei. Vzaimodeistviepolov [Parenting. Interaction of the sexes]. Rostov-on-Don, 1998. 448 p.
5. Boulby J. Sozdanie i razrushenie ehmotsionalnykh svyazey [The making and breaking of affectional bonds]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2006. 238 p.
6. Varga A. Ya. Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya: diss....kand.psikhol. nauk: 19.00.01. [Structure and types of parental relationship: thesis.cand. of psych. scien.]. Moscow, 1986. 206 p.
7. Galasyuk I. N., Shinina T.V Semeinaya psikhologiya: metodika «otsenka detsko-rodi-telskogo vzaimodeistviya». Evaluation of child-parent interaction (ECPI-2.0). 2-e izd. [Family psychology: methodology "Assessment of child-parent interaction" Evaluation of child-parent interaction (ECPI-2.0). 2nd ed.]. Moscow, Yurait Publ., 2023. 223 p.
8. Maccoby E. E., Martin J. A. Socialization in the context of the family: parent-child interaction. Handbook of child psychology: formerly Carmichael's Manual of child psychology ed. by Paul H. Mussen. New York, Wiley Publ., 1983, pp. 1-101.
9. Markovskaya I. M. Psikhologiya detsko-roditelskikh otnoshenii: monografiya [Psychology of child-parent relations: monograph]. Chelyabinsk, YUURGU Publ., 2007. 92 p.
10. Medvedeva E.A, Danilova U.N. Sistemno-istoricheskaya retrospektiva kategorii sem'ya v sotsiologii i psikhologii [System-historical retrospective of the "family" category in sociology and psychology]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [System Psychology and Sociology], 2022, no.2 (42), pp. 53-64 (in Russian).
11. Medvedeva E. A., Danilova Y. N. Sistemno-istoricheskaya retrospektiva sotsialno-go statusa semiy rebenka c ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [System-historical retrospective of the social status of the family of a child with disabilities]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [System Psychology and Sociology], 2022, no.4 (44), pp. 81-95. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07 (in Russian).
12. Melentyeva E.V. Psikhologicheskie osobennosti vzaimodeystviya roditeley s detmi doshkolnogo vozrasta v sovremennoy semye [Psychological peculiarities of interaction of parents with preschool age children in the modern family]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2014, no.4, V. II, pp. 259-263 (in Russian).
13. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy (Russ ed.: Is-eninoy E.I. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Izd. 2-e.). Moscow, Progress Publ., 1998. 480p.
14. Spivakovskaya A.S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, semya [Psychotherapy: game, childhood, family]. Moscow, Aprel Press, EKSMO-Press Publ., 2000, V. 2, 464 p.
15. Fromm E. The Crisis of Psychoanalysis (Russ. ed: Krizis psikhoanaliza). Saint Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 2000. 215 p.
16. Khitrina I. Y. Vnutrisemeynoe vzaimodeistvie v psikhologicheski blagopoluchnoy se-mye. Diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05 [Intra-family interaction in a psychologically healthy family: thesis cand. of psych. scien.: 19.00.05], Saint Petersburg, 2008. 216 p.
17. Khomentauskas G. T. Semya glazami rebenka [Family through the eyes of a child]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 157 p.
18. Eidemiller E. G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya semiy. 4-e izd. [Psychology and psychotherapy of the family. 4th ed.]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999. 656 p.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
297
19. Erikson, E.G. Identichnost: yunost i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, Progress Publ., 1996. 344 p.
20. Vishnevskii V A. O dinamike psikhogennykh depressivnykh rasstroystv, vyzvannykh rozhdeniem v semye bolnogo rebenka [On the dynamics of psychogenic depressive disorders caused by the birth of a sick child in the family]. ZhurnalNevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova [S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry], 1984, V. 84, no. 4, pp. 563-567.
21. Vishnevskii VA., Voskresenskii B.A. Some aspects of medical and pedagogical work with parents of patients with cerebral palsy. Voprosy klinicheskoypsikhiatrii: Tezisy dokladov nauchno-praktich. Konferentsii pod red. Tkachev A.D. [Issues of clinical psychiatry: Abstracts of scientific and practical conference reports ed. by Tkachev A.D.]. Kemerovo, 1985, pp. 42-44.
22. Nikishina V. B. Sotsialno-psikhologicheskaya determinatsiya narushenii psikhichesk-ogo razvitiya detey. Diss. ... dokt. psikh. nauk: 19.00.05 [Socio-psychological determination of disorders of mental development of children. Thesis of Doc. Psych. Scien. : 19.00.05]. Yaroslavl, 2004. 54 p.
23. Pastukhova L.A. Detsko-roditelskie otnosheniya v semyakh s detmi, imeyushchimi nedorazvitie intellekta. Diss. ... kand. psikhol nauk : 19.00.07. [Child-parent relations in families with children with intellectual disabilities. Thesis of Cand. Phych. Scien.: 19.00.07]. Yaroslavl, 2006. 217 p.
24. Rean A. A., Baranov A.A. Makhmutova R.K. Optimizatsiya vnutrisemeynogo eh-motsionalnogo vzaimodeistviya v diade mat - rebenok doshkolnogo vozrasta s narusheniem intellekta [Optimization of family emotional interaction in the dyad of "mother and preschool child with intellectual disability"]. Natsionalnyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2016, No. 4(24), pp. 108-114. (in Russian).
25. Lyakso E. E., Frolova O.V. Rechevoe povedenie materei pri vzaimodeistvii s detmi s sindromom Dauna [Mothers speech behavior in the interaction with children with down syndrome]. Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika [Theoretical and applied linguistics], 2020, V 6, no 1, pp. 103-124. DOI: 10.22250/2410-7190_2020_6_1_103_124 (in Russian).
26. Chekushina M. V. Osobennosti ehmotsionalnogo vzaimodeistviya materey, vospity-vayushchikh detey starshego doshkolnogo vozrasta s psikhosomaticheskimi rasstroistvami [Features of emotional interaction of mothers raising older preschool children with psychosomatic disorders]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2021, no. 48 (390), pp. 514-517. (in Russian).
27. Vysotina T.N. Osobennosti roditelskogo otnosheniya k detyam s atipichnym autiz-mom. Diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.10. [Features of parental attitude to children with atypical autism. Thesis of Cand. Psych. Scien.: 19.00.10], saint Petersburg, 2013. 22 p.
28. Pechnikova L.S. Maternal attitude towards an autistic child, depending on the presence of a healthy sibling in the family. Sotsialnoe i dushevnoe zdorovye rebenka i semyi: zashchita, pomoshch, vozvrashchenie v zhizn: mat-ly vseros. nauchno-prakt. konf.: tezisy dokladov [Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Social and mental health of the child and family: protection, assistance, return to life: Theses of the report]. Moscow, MGU Publ., 1998, pp. 173-174.
29. Kotova, E. V. Osobennosti roditelskogo otnosheniya k somaticheski bolnym detyam starshego doshkolnogo vozrasta: na primere chasto boleyushchikh detey i detey s narush-eniyami oporno-dvigatelnogo apparata. Diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 [Features of parental attitude to somatically ill children of senior preschool age: on the example of frequently ill children and children with musculoskeletal disorders. Thesis of Cand. Psych. Scien.: 19.00.13]. Kazan, 2003. 179 p.
30. Kryucheva Ya. V. Pedagogicheskaya pomoshch roditelyam v organizatsii vzaimodeistviya s detmi, imeyushchimi zaderzhku psikhicheskogo razvitiya. Diss. ... kand. ped. nauk.:
298 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 286-299
13.00.01. [Pedagogical assistance to parents in organizing interaction with children with intellectual disabilities. Thesis of Cand. Ped. Scien. : 13.00.01.]. Tyumen, 2004. 26 p.
31. Krushnaya N.A. Sotsialno-psikhologicheskaya spetsifika otnosheniya roditeley k de-tyam starshego doshkolnogo vozrasta c zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya. Diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. [Socio-psychological specifics of parents' attitude to older preschool children with intellectual disabilities. Thesis of Cand. Psych. Scien.: 19.00.05.].Yaro-slavl, 2010. 25 p.
32. Markina A.Yu., Gerasimova O.Yu., Semchenko L.N. Detsko-roditelskie otnosheniya v semyakh detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Paremt-child relationship in families of children with mental retardation]. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoi oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of Chelyabinsk region], 2015, no.3(10), pp. 19-22. (in Russian).
33. Strelenko, A. A. Gendernaya identichnost v kulture roditelsko-detskogo vzaimodeist-viya v zameshchayushchikh semyakh [Gender identity in the culture of parent-child interaction in substitute families]. Pravo. Ehkonomika. Psikhologiya [Right. Economy. Psychology], 2021, no. 2(22), pp. 83-98. (in Russian).
34. Krasilnikova E. N., Derish F. V Vzaimosvyazi kharakteristik siblingovykh i dets-ko-roditelskikh otnoshenii [Links between characteristics of sibling and child-parent relationships]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universi-teta. Seriya No. 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences], 2014, no.1, pp. 47-56. (in Russian).
35. Kuzmishina T.L. Manipulyativnoe obshchenie mezhdu detmi doshkolnogo vozrasta i ikh roditelyami v sovremennoi semye [Manipulative communication between preschool children and their parents in the modern family]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2018, no. 3, pp. 80-88. (in Russian).
36. Karabanova, O.A., Poskrebysheva N.N. Razvitie lichnostnoi avtonomii podrostkov v otnosheniyakh s roditelyami i sverstnikami [Development of personal autonomy of adolescents in relationships with parents and peers]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology], 2011, no. 2, pp. 36-47. (in Russian).
Юлия Николаевна Данилова
Yulia N. Danilova
психолог, ассистент кафедры общей и практической психологии
Psychologist, Assistant Professor of the Department of General and Practical Psychology
Институт специального образования и психологии,
Московский городской педагогический университет
Institute of Special Education and Psychology,
Moscow City Pedagogical University
127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27
27 Petrovsko-Razumovsky proezd, Moscow, Russia, 127287
тел. +7 (495) 6121436
Tel.: +7 (495) 6121436
Статья поступила в редакцию 14.04.2023, одобрена после рецензирования 16.05.2023, принята к публикации 01.06.2023.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
299