DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-210
УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РОДИТЕЛЯМИ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
М.В. Сафонова (Красноярск, Россия) Т.Р. Карабанова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена обсуждению проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта. Представлены обзор основных отечественных и зарубежных исследований по проблеме, результаты эмпирического исследования. Отмечается, что в настоящее время в психологической практике ощущается дефицит программ коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с недоразвитием интеллекта. Цель статьи - выявить и охарактеризовать особенности доминирующих психологических типов родителей, воспитывающих «особенного» ребенка, и особенности их непосредственного межличностного взаимодействия.
Методология исследования. В исследовании мы опираемся на научные позиции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с ограниченными возможностями, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского; исследования В.В. Ткачевой, описывающие отношения родителей и детей в семьях, имеющих ребенка с интеллектуальным нарушением; работы М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Т. Яничевой, в которых обоснована необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка. В исследовании приняли участие 50 родителей, имеющих ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) или с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-10 лет, обучающихся в школе г. Красноярска. Для диагностики доминирующего психологического типа родителя применялась анкета В.В. Ткачевой «Психологический тип родителя», для изучения особенностей взаимодействия детей и родителей -
методика ОДРЭВ Е.И. Захаровой. В качестве статистических методов был использован и-критерий Манна - Уитни для сравнения выборок и расчетом коэффициента корреляции Спирмана.
Результаты. Исследование показало, что у 50 % доминирующим психологическим типом является авторитарный, у 32 % - психосоматический, у 18 % -невротический. Каждый тип родителей имеет свои определенные характеристики, особенности восприятия детей. У родителей невротического и психосоматического типа более высокие значения по шкалам блока чувствительности, зато родители авторитарного типа лучше принимают себя в качестве родителя, для них характерны более позитивные чувства. Авторитарные родители лучше ориентируются на эмоциональное состояние ребенка, умеют оказать на него воздействие. Родители психосоматического типа отличаются более низкими показателями фона настроения и умениями ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Родителям невротического типа труднее дается принятие себя в качестве родителя, они чаще испытывают негативные чувства в ситуации взаимодействия с ребенком.
Заключение. Сделаны выводы, что психологический тип родителей, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, связан с особенностями детско-родительских эмоциональных взаимоотношений в семье. Показано, что учебная успеваемость детей имеет взаимосвязь с доминирующим психологическим типом родителей. Авторами отмечается, что проблема отношений родителей с «особыми» детьми изучается достаточно давно, но программы коррекции этих отношений немногочисленны.
Ключевые слова: родители, дети с нарушением интеллекта, авторитарный психологический тип, невротический психологический тип, психосоматический психологический тип.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
Постановка проблемы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), лишь малая часть рождающихся детей считается здоровыми (20 %). У остальной части детей так или иначе проявляются отклонения либо в физиологическом развитии, либо в психическом. Состояние некоторых из них по статистике можно назвать пограничным, т.е. такие дети не имеют четко выраженной патологии, но у них отмечается слабый уровень выраженности того или иного психического расстройства.
Данные о распространенности ЗПР в Российской Федерации различаются. Так, согласно одним данным, в 2015 г. у 25 % детей зафиксирована задержка психического развития (ЗПР) [Сергеева и др., 2015], согласно другим - на начало школьного обучения имеют ЗПР около 20 % детей [Голощапов, 2016], Федеральная служба государственной статистики приводит данные
0 том, что на 2018 г. 246 890 детей в РФ имеют диагноз ЗПР1. Исследователи отмечают, что детям с задержкой психического развития важно обеспечить проведение коррекционных мероприятий [Сергеева и др., 2015], в которых требуется объединить усилия педагогов и родителей.
В связи с тем что количество семей, имеющих «особых» детей, согласно статистике последних лет, не становится меньше, необходимость изучения различных аспектов, связанных с этой проблемой, возрастает. Одной из актуальных проблем на протяжении последних лет остаются особенности построения детско-родительских отношений и необходимость их психолого-педагогической коррекции в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта.
По данным Е.М. Мастюковой и А.Г. Москов-киной2, большая часть семей, имеющих ребенка
1 Статистика инклюзивного и специального образования [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. Среднее образование в России. Вып. 3. URL: http:// federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/S
2 Пастухова Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: авто-реф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2006. 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/detsko-roditelskie-otnosheniya-v-semyakh-s-detmi-imeyushchimi-nedorazvitie-intellekta/read
с умственной отсталостью, не оказывают положительного влияния на его развитие и эмоциональное благосостояние и лишь около 40 % семей добиваются желаемых результатов в процессе развития детей. Эти показатели свидетельствуют о том, что необходимы комплексная психолого-педагогическая помощь таким семьям, полноценная поддержка различного рода специалистами, сопровождение их по мере возникновения различного рода трудностей.
Цель статьи - выявить и охарактеризовать особенности доминирующих психологических типов родителей, воспитывающих «особенного» ребенка, и особенности их непосредственного межличностного взаимодействия.
Методологию исследования составляют научные позиции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с ограниченными возможностями, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского; современные исследования, раскрывающие структуру и функции детского-родительских отношений, - А.Я. Варга, Е.И. Захарова, Р.В. Овча-рова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер, В. Сатир; теория семейных систем М. Боуэна, которая описывает системные процессы семьи, влияющие на эмоциональное поведение ее отдельных членов; исследования В.В. Ткачевой, описывающие отношения родителей и детей в семьях, имеющих ребенка с интеллектуальным нарушением; работы М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаро-вой, Т. Яничевой, в которых обоснована необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка. В исследовании приняли участие 50 родителей, имеющих ребенка с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-10 лет, обучающихся в школе г. Красноярска.
Диагностический пакет состоит из 6 методик: анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой, социограмма «Моя семья» В.В. Ткачевой, анкета «Определение воспита-
тельных умений у родителей» В.В. Ткачевой, сочинение «Я и мой ребенок», опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), методика «Незаконченные предложения». Статистический анализ представлен и-критерием Манна - Уитни для сравнения выборок и расчетом коэффициента корреляции Спирмана.
Поскольку в настоящей статье отражены результаты, полученные с помощью двух методик, дадим им подробное описание.
Анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой позволила нам выявить преобладающий психологический тип родителя, воспитывающего «особого» ребенка, на основе которого строится портрет свойственных ему психических особенностей. Опросник включает в себя 21 утверждение (вопрос), на которое можно ответить однозначно (либо «да», либо «нет»). Ответы на вопросы делятся на три блока, которые позволяют распознать некоторые свойства личности, характерные для того или иного психологического типа.
Методика ОДРЭВ, введенная в научный обиход Е.И. Захаровой, позволяет опосредованно выявить степень выраженности эмоционального детско-родительского взаимодействия, которое можно рассмотреть с нескольких различных сторон. Она содержит 66 утверждений, ответы на которые дают возможность оценить степень выраженности 11 параметров, объединенных в три блока (блок чувствительности, блок эмоционального принятия, блок поведенческих проявлений эмоционального состояния). В своих многочисленных работах автор подробно обосновывает выбор именно этих показателей детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова, 2014).
Обзор научной литературы. В современной психологии известны масштабные работы, объектом изучения которых является семья. В отечественной психологии наиболее разработанными оказались проблемы семьи «как ячейки общества», но при этом семейные отношения, детско-родительские отношения изучались гораздо реже, в особенности отношения, скла-
дывающиеся в семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями3.
Семья - микросоциум, в котором у ребенка формируются личностные качества, важные для его дальнейшего личностного статуса в обществе. Здесь закладываются все нравственные качества, первые представления о ценностях, правилах и нормах поведения. Здесь же он приобретает умение выстраивать отношения с разными группами людей, к миру в целом, представления о характере межличностных связей. Именно в семье его учат социализироваться к общественным порядкам [Левченко, Ткачева, 2008]. Семейное воспитание, межличностные отношения детей и родителей накладывают большой отпечаток на будущее ребенка.
Семья, в которой имеется ребенок с интеллектуальным нарушением, сталкивается с большим количеством трудностей, жизненных проблем, которые им не всегда удается преодолеть самим без посторонней помощи. Такую поддержку могут оказать близкие люди [Ткачева, 2008; Ха-халова, Истомина, 2012; Верисоцкая и др., 2018], а также высокоподготовленные специалисты психологических служб [Поташова, 2012].
В последние десятилетия в разных областях науки появились многочисленные работы, в которых отражаются результаты активного изучения широкого спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Можно назвать работы И.С. Багдасарьян4, И.В. Гусевой [Гусева, 2016], А.Ю. Дудник [Дудник, 2018], П.А. Кислякова, Е.А Шмелевой [Кис-ляков, Шмелева, 2017], Н.В. Мазуровой [Мазурова, 2013], Г.А. Мишиной5. Авторы данных
Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 424 с. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_25404250_53688180.pdf
Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2000. 19 с. URL: https://www. dissercat.com/content/ mezhlichnostnye-otnosheniya-v-seme-imeyushchei - um-stvenno-otstalogo-rebenka
Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1998. 18 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000276417
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
исследований обращают внимание на особенности построения процесса взаимодействия ребенка с нарушением интеллекта с обществом, на то, каким образом воспринимается такой ребенок семьей, друзьями, близкими людьми, а также на его личностное становление и развитие.
Ученые активно занимаются изучением проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонением в развитии [Хахалова, Истомина, 2012]. В.В. Ткачева указывает на необходимость помощи таким семьям, так как появление детей с интеллектуальными нарушениями является для ряда семей большим стрессом, причиной нарушений в межличностных взаимоотношениях супругов, искажением контактов с окружающим социумом. Ею был предложен ряд методик, позволяющих изучить отношения в семье с особым ребенком [Ткачева, 2008].
Также исследователи отмечают, что появление ребенка приводит к значительным и качественным изменениям в самой семье, а появление «особого» ребенка тем более, так как не каждый родитель способен принять то, что его ребенок «не такой, как все» [Бумаженко, Корнилова, 2016], более того, существующие социокультурные предписания родителям часто становятся источником напряжения, усугубляя ситуацию [Sousa, 2011]. Хронический стресс, испытываемый родителями «особого» ребенка, негативно сказывается на его развитии, тогда как зрелая и компетентная позиция родителя, позитивное воспитание оказывают благотворное влияние на функциональный исход, позволяя достигать существенного прогресса [Peer, Hillman, 2014; Dyches et al., 2012]. При изучении подобных семей исследователи рассматривают и частные проблемы - внутрисемейные отношения (в частности, между родителями, между родителями и детьми, между братьями и сестрами и др.); личностные особенности родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, их восприятие своих «особых» детей [Горбунова, Федорова, 2015; Смолякова, 2013; Blacher, Baker, 2007; Olsson, Hwang, 2001]; особенности эмоционального реагирования родителей в процессе взаимодействия с ребенком [Dunsmore, Booker,
Ollendick, 2013]; конфликтную атмосферу семьи, которая оказывает отрицательное влияние на ребенка [Федосеева, 2013]; необходимость проведения психологической работы с каждым членом семьи «особого» ребенка [Галасюк, 2014].
Семья, воспитывающая «особого» ребенка, выполняет целый ряд функций, отсутствующих при воспитании детей, развивающихся в рамках возрастной нормы. Среди них необходимо выделить коррекционно-развивающую, компенсирующую и реабилитационную, направленные на облегчение процесса взросления и личностного становления ребенка с особыми образовательными потребностями, на сопровождение адаптационного периода к правилам общественной жизни, на достижение им материальной независимости, а также на восстановление психофизического и социального статуса ребенка [Мустае-ва, Юрьева, 2019]. О.Б. Чарова6 отразила в своей работе основные родительские установки отношения матери к ребенку с интеллектуальным нарушением [Савина, Чарова, 2002]. Л.К. Фомина отмечает, что дети со сложными дефектами имеют высокую привязанность к матери, но более низкую к другим членам семьи, в том числе к отцу [Фомина, 2014].
Л.А. Пастухова7 занималась исследованием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта (умственно отсталых, с задержкой психического развития). Она отмечает, что родители, воспитывающие детей с указанными диагнозами, обладают высокой авторитарностью. Они склонны инфантилизировать своих детей, которые воспринимают семейный статус как «отчужденные и эмоционально отверженные другими членами семьи». В процессе взаимодействия с роди-
6 Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Курск, 2003. 21 с. URL: https:// www.dissercat.com/content/osobennosti-materinskogo-otnosheniya-k-detyam-s-narusheniem-intellekta/read
7 Пастухова Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2006. 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/detsko-roditelskie-otnosheniya-v-semyakh-s-detmi-imeyushchimi-nedorazvitie-intellekta/read
телями они проявляют высокую тревожность, некоторую нервозность, непонимание.
При всей важности проблемы коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушение интеллекта, программы психолого-педагогической работы с родителями в настоящее время являются преимущественно авторскими и немногочисленными [Пастухова,
2006; Алмазова, Назаренко, 2009]. Поэтому мы планируем дополнить область уже имеющихся знаний результатами нашего исследования.
Результаты исследования. В настоящей статье мы представляем результаты изучения особенностей построения детско-родительских отношений в семьях с родителями разного психологического типа (рис. 1).
60 40 20
50
18
Авторитарный
Невротический
Психосоматический
Рис. 1. Распределение респондентов по доминирующему психологическому типу (в %) Fig. 1. Distribution of respondents by dominant psychological type (in %)
У 50 % участников исследования доминирующим психологическим типом является авторитарный. Для таких родителей характерен деятельный образ жизни, который заключается в поиске способов помощи как своему ребенку, так и самому себе. Они достаточно самоуверенны, предпочитают отграничивать себя от мнений других, четко следуют своим убеждениям, невзирая на их обоснованность или правдоподобность.
Части родителей этой группы свойственны ситуация непринятия существующих проблем ребенка, отрицание связанных с этим переживаний. Тем самым авторитарные родители идеализируют «особого» ребенка в своих глазах, отграничивая себя от реальности, избавляя от негативных эмоций, что, в свою очередь, позволяет им мобилизовать все силы на поддержание позитивного жизненного тонуса, дает возможность избежать депрессии, различного рода расстройств.
Другая же часть родителей предпочитают верить в то, что все трудности в развитии ребенка преодолимы. Они тратят много сил и времени на то, чтобы помочь ребенку в обучении, не отказываются от помощи различных специалистов (педагогов, медиков и т.д.).
«Авторитарные» родители часто импульсивны, что не всегда позволяет им сдерживать гнев и раздражительность. Они могут вести себя как в
обществе, так и дома неподобающим образом, руководствуясь не разумом, а эмоциями. Они предпочитают противопоставлять свое мнение другим, могут вступать в споры, в которых хотят добиться от соперника принятия их образа мысли. По отношению к своему ребенку некоторые «авторитарные» родители проявляют холодность, а также жесткие воспитательные меры (психологическое давление, избиение, окрик и т.д.).
Невротический психологический тип был выявлен у 18 % участников. У родителей этой группы не сформирована четкая родительская позиция в плане выстраивания воспитательного процесса. Им трудно добиться от ребенка послушания, так как в их взаимоотношениях не присутствует требовательность, нет четких правил и норм, которых необходимо придерживаться.
«Невротические» родители по большей мере безынициативны, высоко тревожны, нервозны, пессимистичны. Они стремятся оградить себя от поиска способов помощи своему ребенку в решении имеющихся проблем в развитии, не пытаются устранить пробелы в его знаниях и умениях, так как сами не уверены в своей состоятельности как родителей. Их нестабильный эмоциональный фон, постоянное ожидание чего-то негативного, переживания, опасения сказываются на благополучии их детей. Ребенок «впитывает»
0
1
£ 0Q
f-
О
о-<
Я
О >>
S
I
I
с
PQ
S
S £
щ
н к
и ^
£ DQ
S
0
1
о
и
ЕГ S
ь —
<
и с
и
н
и ш
PQ
в себя реакции родителей на те или иные раздражители, учится поведению и образу мысли, улавливает их состояние, что впоследствии может послужить развитию у него некоторых невротических черт характера.
Несмотря на все вышеперечисленное, родители этой группы проявляют заботу о своем ребенке стараясь оградить его от проблем и неприятностей, которые могут возникнуть. Их собственные переживания не дают им уверенности в личностных качествах, которыми может обладать их ребенок. Будучи сами не уверенными в себе и в своих силах, имея слабую стрессоустой-чивость, они проецируют это на детей, не давая им возможности проявить себя.
Психосоматический психологический тип был отмечен у 32 % родителей. Для них характерны черты, свойственные как авторитарным, так и невротическим родителям. Такие родители живут жизнью и интересами своих детей, активно включаясь в их образ жизни, принимая ребенка таким, какой он есть. Они реально оценивают его возможности, готовы сделать все необходимое для своего ребенка, находятся в постоянном поиске способов устранения имеющихся проблем. Таким поведением родители показывают пример ребенку в плане оказания помощи другим, учат способности проявлять сочувствие, сопереживание, сострадание.
Сами же они предпочитают не показывать свой внутренний мир внешнему. Им проще переживать все проблемы изнутри, самостоятельно справляться с имеющимися трудностями.
Такие родители достаточно доброжелательны по отношению к обществу, но все же любят показывать свою властность. Они предпочитают быть лидерами, стремятся, чтобы к ним прислушивались, учитывали их мнение. Они не сторонники ссор, грубости, хамства. Для них более приемлемы сдержанность, культурность, интеллигентность.
Несмотря на все это, родители данной группы очень переменчивы в своем настроении -грань, отделяющая уныние от безграничного веселья тонка. Такая нестабильность настроения влечет за собой постоянные перемены в применении воспитательных мер к ребенку.
Рассматривая «портреты» психологических типов родителей, можно заметить, что они имеют довольно значимые различия между собой, в связи с чем и воспитательный процесс в семьях складывается по-разному.
Для выявления степени выраженности характеристик взаимодействия между родителями и детьми в каждой конкретной диаде был применен опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) (табл.).
Показатели средних значений степени выраженности характеристик взаимодействия с детьми в группах родителей разных психологических типов (в баллах)
Average indicators for the degree of severity of interaction with children in groups of parents of different psychological types (in points)
Психологический тип Показатели опросника ОДРЭВ
родителя блок блок блок поведенческих проявлений
чувствительности эмоционального принятия эмоционального взаимодействия
ВС ПП Эм ЧР БП Пр ЭФ ТК ЭП ОС ВЭ
Авторитарный 3,5 3,1 3,2 3,8 3,1 3,6 3,5 3,2 2,9 2,7 3,7
Невротический 3,9 3,4 3 3,1 3,4 3 2,9 3,4 3 2,5 3
Психосоматический 3,8 3,5 3,1 3,5 3,5 3,3 2,8 3,3 3 2,3 3,4
Условные обозначения:
ВС - способность воспринимать состояние; ПП - понимание причин состояния; Эм - эмпатия;
ЧР - чувства родителей в ситуации взаимодействия;
БП - безусловное принятие;
Пр - принятие себя в качестве родителя;
ЭФ - преобладающий эмоциональный фон; ТК - стремление к телесному контакту; ЭП - оказание эмоциональной поддержки; ОС - ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; ВЭ - умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.
Рассмотрим более детально показатели выраженности характеристик взаимодействия детей и родителей в семьях с авторитарным психологическим типом родителей.
Мы видим, что у родителей невротического и психосоматического типов более высокие значения по шкалам блока чувствительности, зато родители авторитарного типа лучше принимают себя в качестве родителей, для них характерны более позитивные чувства. Авторитарные родители лучше ориентируются на
эмоциональное состояние ребенка, умеют оказать на него воздействие. Родители психосоматического типа отличаются более низкими показателями фона настроения и умениями ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Родителям невротического типа труднее дается принятие себя в качестве родителей, они чаще испытывают негативные чувства в ситуации взаимодействия с ребенком. Рассмотрим значения по каждой шкале опросника в сравнении с критериальными (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение средних значений показателей выраженности взаимодействия детей и родителей с критериальным в семьях с родителями авторитарного типа (в баллах)
Fig. 2. Comparison of the average values for indicators of the severity of interaction between children and parents with criteria in families with authoritarian parents (in points)
Условные обозначения (см. табл.)
Мы видим, что на рис. 2 имеется несколько показателей, которые немного ниже критериального значения. На основе этого можно охарактеризовать эмоциональные отношения детей в семьях с родителями авторитарного типа следующим образом. Такие родители не всегда стремятся понять эмоциональное состояние ребенка, его настроение, желание. Им бывает сложно понять причины выражаемых ребенком эмоций, разобраться, почему он весел, грустен, обеспокоен. Такие родители затрудняются принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Им трудно смириться, что ребенок может допускать ошибки в вещах, которые кажутся наипростейшими и понятными для всех, но не для него. Они в меньшей степени стремятся к различным формам телесного контакта, редко проявляют желание обнять, приласкать ребенка.
Но следует отметить, что родители данной группы склонны к проявлению эмпатии к ребенку. Иногда они сопереживают ему, проявляют сочувствие, сострадание, отзываются эмоционально на его чувства, при этом ориентируясь на свое личное настроение. Следовательно, сравнивая этот показатель с вышепредстав-ленным описанием, можно предположить, что «авторитарные» родители переменчивы в своем настроении и расположении к эмоциональному фону детей.
В ситуации совместной деятельности с ребенком родители этой группы испытывают положительные эмоции, получают удовольствие и удовлетворение от взаимодействия, особенно если видят, что дети отвечают им взаимностью в эмоциональном плане. Тогда их совместное времяпрепровождение становится очень увлекательным и интересным. Родители стремятся ори-
< И
а
ч
с
PQ
О t О 4
а й
IB
и ^
д и К
(-Н Ь
8 и
W
gg
Si
« w « с
s к
н и
w
PQ
ентироваться на детское настроение, пытаются учитывать его состояние в своих требованиях.
Родители осознают свою роль, уверены в своих силах, воспитательных умениях. Они уверены, что справятся с проблемами и ситуациями, возникающими в процессе воспитания, достаточно компетентны, чтобы научить ребенка всему, что необходимо для его дальнейшей жизни (ПР, и=320, р<0,05). В их общении чаще всего преобладает уравновешенный, доброжелательный и теплый эмоциональный фон (ЭФ, и=327, р<0,05), они умеют приятно проводить совместное время. Родители стремятся высоко оценивать и поощрять старания идостижения ребенка, верят в его личные способности, оценивают его возможности по существу.
Пользуясь своей авторитарностью, родители имеют способность оказывать воздей-
ствие на эмоциональное состояние детей. Независимо от настроя ребенка родители умеют указать и объяснить необходимость серьезного подхода к выполнению какой-либо деятельности, мотивировать его, создать ситуацию успеха и ситуацию избегания расстройств по поводу неудач.
Таким образом, обобщая характеристики, мы видим противоречивый портрет родителей с авторитарным психологическим типом. Их настроение по отношению к ребенку и стиль воспитания переменчивы от доброго заботливого родителя до строгого и в чем-то даже безразличного.
Теперь рассмотрим показатели выраженности характеристик взаимодействия детей и родителей в семьях с невротическим психологическим типом родителей (рис. 3).
Рис. 3. Сравнение средних значений показателей выраженности взаимодействия детей и родителей с критеральным в семьях с родителями невротического типа (в баллах)
Fig. 3. Comparison of the average values for indicators of the severity of interaction between children and parents with criteria in families with parents of the neurotic type (in points)
Условные обозначения (см. табл.)
Эмоциональную сторону детско-родительс-кого взаимодействия в группе родителей невротического психологического типа можно охарактеризовать следующим образом.
У таких родителей повышенная способность воспринимать эмоциональное состояние своего ребенка, чувствовать его желания, понимать отношение к окружающим. Они умеют разбираться, почему ребенок весел или грустен, замечают, если он обижен или расстроен, пытаются ему помочь в таких случаях найти способ избавиться от нежелательных эмоций.
Они достаточно эмпатичны. Совместно с ребенком они стремятся понять его внутренний мир, его переживания, мысли и чувства. Родители этой группы принимают своего ребенка таким, какой он есть. Они не стремятся избегать телесных контактов, с легкостью приласкают своих детей, высоко оценят старания и достижения ребенка, покажут свою веру в его силы и возможности.
При построении взаимодействия родители стремятся учитывать настроение ребенка, его настрой и предрасположенность к предлагаемым ему занятиям. Свои требования они «подстраи-
вают» под то состояние, в котором находится ребенок. Если он отказывается от каких-либо действий, они не заставляют его этого делать, т.е. идут навстречу ребенку, не травмируют его.
Тем не менее средние показатели испытываемых чувств и отношение к ребенку в процессе взаимодействия, принятие и осознание своей родительской позиции, преобладающий эмоциональный фон и умение на него воздействовать ниже критериального значения. Следовательно, «невротические» родители не всегда чувствуют удовольствие от общения со своим ребенком, не проявляют позитивных эмоций, так как часто не видят ожидаемую от него ответную реакцию. Они испытывают неуверенность в правильности выбранной тактики при построении взаимодействия. В их отношениях часто наблюдается недоброжелательный, неспокойный эмоциональный фон, встревоженность, поэтому им не удается испытывать взаимной удовлетворенности от взаимодействия.
Родители этой группы не уверены в своей родительской позиции, так как из-за тревожности не могут найти способов выхода из проблемных ситуаций, возникающих в воспитательной
деятельности относительно своего ребенка. Они затрудняются научить его всему необходимому, так как проявляют недостаточно выраженную способность настроить ребенка на серьезные занятия, успокоить его в трудных ситуациях, избавить от негативных эмоций, возникающих в ситуации неуспеха.
Можно сделать вывод, что у «невротических» родителей в отношениях с детьми проявляется способность воспринимать их эмоциональный фон, но он не всегда позитивный, так как дети улавливают настрой родителей, который по большей мере является неспокойным, тревожным. Из-за своего практически постоянного беспокойства детско-родительские отношения у этой группы родителей неустойчивые, процесс взаимодействия не выстраивается должным образом. Можно сказать, что дети и «невротические» родители не могут достичь понимания из-за своих страхов, опасений, боязни открыться и довериться другому.
Теперь рассмотрим, каким образом строятся эмоциональные детско-родительские отношения в семьях с родителями психосоматического психологического типа (рис. 4).
Рис. 4. Сравнение средних значений показателей выраженности взаимодействия детей и родителей с критеральным в семьях с родителями психосоматического типа (в баллах)
Fig. 4. Comparison of the average values for indicators of the severity of interaction between children and parents with criteria, in families with psychosomatic parents (in points)
Условные обозначения (см. табл.)
«Психосоматические» родители умеют на- нять различные состояния ребенка (от грусти к
страиваться на эмоциональное состояние ре- радости, от спокойствия к беспокойству и т.д.),
бенка, понимать его потребности, настроения, сопереживают ему, когда он огорчен, разделяют
отношения к окружающим. Они способны по- вместе радости.
< И
а
ч
с
PQ
О t О 4
а й
IB
и ^
д и К
(-Н Ь
8 и
W
gg
si
« w « с
s к
H U
w
PQ
Их радует совместное времяпрепровождение. Они получают удовольствие от общения, испытывают позитивные чувства по отношению друг к другу. Такие родители относятся к своим детям с полным принятием их индивидуальности. Их не пугают «особенности» ребенка. Они уверены в своих силах, склонны верить в то, что смогут справиться со всеми имеющимися и возникающими проблемами, преодолеть все трудности совместно.
Несмотря на полное принятие своих детей, в отношениях родителей к ребенку не всегда преобладает спокойный и доброжелательный стиль общения, так как для родителей психосоматического психологического типа характерны частые смены полярных настроений, можно сделать вывод, что в ситуациях взаимодействия они их также применяют, что, естественно, отражают дети.
В остальном же «психосоматические» родители расположены к своим детям. Они хвалят детей, радуются их успехам, поощряют в их на-
чинаниях, стараются всячески поддерживать в различных ситуациях. Они предъявляют к детям лояльные требования, ориентируются на их настроение и состояние, учитывают их индивидуальные особенности и потребности. Все занятия подбирают им в соответствии с их возможностями, умеют настраивать детей на плодотворную деятельность.
Таким образом, родители этой группы позитивно расположены в эмоциональном плане к своим детям, ставят их интересы превыше всего, стараются строить доверительные детско-родительские отношения.
Поскольку для подавляющего большинства родителей значимы учебные достижения детей, нам показалось интересным сравнить доминирующий психологический тип родителей в семье с особенностями успеваемости детей, которую мы условно разделили на три категории в зависимости от того, какие отметки преобладают у детей во время учебного процесса (рис. 5).
17 26
16
10
10 8 12
Дети «авторитарных»родителей Дети «невротических» родителей Дети «психосоматических»
родителей
■ О с н о в н ы е отм етки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»
■ Основные отметки «хорошо» и «удовлетворительно»
■ Основные отметки «отлично» и «хорошо»
Рис. 5. Распределение детей в зависимости от успеваемости в семьях с родителями разного психологического типа (в %)
Fig. 5. Distribution of children depending upon academic performance in families with parents of different psychological type (in %)
Мы видим, что в семьях с «авторитарными» и «психосоматическими» родителями преобладающими являются группы детей, которые учатся на «хорошо» и «удовлетворительно», а в семьях с «невротическими» родителями большая часть детей имеют отметки по различным предметам «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
С целью проверки гипотезы о взаимосвязи психологического типа родителей и учебной успеваемости ребенка мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Расчет проводился при помощи программы онлайн-статистики. Корреляция между учебной успеваемостью младшего школьника и психологическим типом родителя статистически значима (ге = 0.451).
Заключение
1. В общей выборке преобладают родители авторитарного психологического типа (50 %), далее психосоматического (32 %) и невротического (18 %) типов. Таким образом, для половины родителей ситуация рождения и воспитания ребенка с особенностями развития является в значительной степени психотравмирующей. Это ставит задачу психолого-педагогической работы с родителями, направленной в том числе на усиление личности родителя в интересах ребенка.
2. Родители авторитарного психологического типа обладают позитивной жизненной позицией. Они верят в то, что их ребенок справится со всеми имеющимися и возникающими трудностями, постоянно находятся в поиске способов разрешения проблем. Они не всегда могут сдерживать свой гнев, могут проявлять холодность по отношению к ребенку. Им трудно понять эмоциональный мир ребенка, но при построении взаимодействия они стремятся настроиться на его состояние. В психологической работе с родителями этого типа следует сделать акцент на развитии эмпатии, принятии ребенка, умении оказать ребенку эмоциональную поддержку различными способами.
3. Родители невротического типа часто тревожны. Они принимают своего ребенка таким, какой он есть, стремятся избегать осознания того, что в его развитии имеются определенные трудности. При построении воспитательного процесса такие родители не всегда могут добиться послушания ребенка, найти «рычаги» воздействия на него, так как сами не уверены в своей родительской позиции. Психологическая работа с такими родителями должна строиться в направлении снижения родительской тревожности, воспитательной неуверенности.
4. Родителям психосоматического типа характерны частые смены настроения, благодаря чему их отношения с ребенком не всегда спокойны и доброжелательны. В остальном такие родители полностью погружены в интересы своего ребенка, стремятся оказать ему помощь во всем, хвалят его даже за малейшие успехи. Они принимают своих детей такими, какие они есть,
предъявляют лояльные требования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Родители этого типа нуждаются в стабилизации эмоционального фона, выработке эффективных приемов воздействия на ребенка, стимулирующих его развитие.
5. Корреляционный анализ учебной успеваемости детей и психологических типов родителей показал, что дети «авторитарных» и «психосоматических» родителей учатся по большей мере на отметки 4 и 3, а дети «невротических» родителей - на 3 и 2. Следовательно, психологическая работа с родителями, оптимизирующая родительскую позицию и отношение к ребенку может до определенной степени благоприятно сказаться на ходе развития детей, во всяком случае, в контексте учебных достижений.
Дальнейшее исследование предполагает корреляционный анализ всех изучаемых показателей, который позволит установить большее количество взаимосвязей. Понимание взаимосвязей параметров психологического типа родителей и характеристик эмоционального взаимодействия в семье, воспитательных умений родителей позволит правильно планировать и осуществлять психолого-педагогическую работу по сопровождению семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Библиографический список
1. Алмазова О.В., Назаренко А.П. Психодиагностика особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталых младших школьников // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: матер. межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей / науч. ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2009. С. 212-215. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_25348736_18155648.pdf
2. Бумаженко Н.И., Корнилова О.В. Особенности психокоррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью // Концепт: науч.-метод. электр. журнал 2016.
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
Т. 50. С. 52-57. URL: http://e-koncept. ru/2016/76655.htm.
3. Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекоменда- 10. ции по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015.
№ 21. C. 345-356. URL: https://moluch.ru/ archive/101/22717/ 11.
4. Верисоцкая Е.А., Маслова Ю.И., Староду-бец О.Д., Мирошник А.А. Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Молодой ученый. 2018. № 52. С. 251-254. URL: https://moluch.ru/archive/238/55176/
5. Галасюк И.Н. Теоретико-методологические основы комплексного сопровождения семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: монография. М.: ИИУ МГОУ, 12. 2014. 214 с. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_24884464_73835732.pdf
6. Голощапов А.В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции Х. Бломберга и нейрофизиоло- 13. гической интеграции неонатальных рефлексов С.Г. Блайт // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. 14. сб. ст. по матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 103-108. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=26657657
7. Горбунова Н.И., Федорова А.А. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2015. 15. № 2 (82). С. 445-450. URL: https://moluch.ru/ archive/82/15068/
8. Гусева И.В. Особенности детско-родительс-ких отношений в семье, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью // Концепт: науч. метод. электр. журнал. 2016. 16. Т. 20. С. 32-34. URL: https://e-koncept. ru/2016/56321.htm
9. Дудник А.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ // Сфера знаний: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли.
2018. С. 73-76. URL: https://www.elibrary.ru/ download/ elibrary_35282559_10113656.pdf Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучиесемьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 142-159. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-142-159 Кожакова Т.М. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 1. С. 109-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuche-nie-roditelsko-detskih-vzaimootnosheniy-v-semyah-imeyuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с. URL: http://uidmehadasova.ucoz.ru/i-ju-levchenko_v-v-tkacheva_word-4.doc Мазурова Н.В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. 2013. № 5. С. 50-56. Мустаева К.С., Юрьева К.К. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ // Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. науч. трудов / под ред. Г.Ю. Лизуновой. 2019. С. 375-381. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_36954393_46941201.pdf Пастухова Л.А. Коррекция детско-роди-тельских отношений в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1 (46). С. 95-98. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_10365283_41123940.pdf Поташова И.И. Содержание профильно-компетентностной подготовки специалистов к работе с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, в системе высшего образования // Психология и психотехника. 2012. № 7. С. 55-61. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-soderzhanie-kompetent-nostnogo-podhoda-v-professionalnoy-podgo-
tovke-spetsialistov-k-rabote-s-detmi-s-osoby- 24. mi-obrazovatelnymi/viewer
17. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 25. 424 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_25404250_53688180.pdf
18. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. URL: www.vash-psiholog. info/voprospsih/219/18356-osobennosti-ma- 26. terinskix-ustanovok-po-otnosheniyu-k-dety-am-s-narusheniyami-v-razvitii.html
19. Сергеева О.А., Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень ме- 27. дицинских интернет-конференций. 2015.
№ 5, т. 5. С. 712. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-psihologicheskoy-goto-vnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-detey-s-zad-erzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
20. Смолякова О.А. Особенности кризисных пе- 28. риодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы современной психологии: матер. II Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два 29. комсомольца, 2013. С. 110-112. URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/
21. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: 30. Книголюб, 2008. 144 с. URL: http://pedlib.ru/ Books/5/0172/5_0172-1.shtml
22. Федосеева О.А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 346-349. URL: https://moluch.ru/ar-chive/56/7711/ 31.
23. Фомина Л.К. Исследования детско-роди-тельских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 815-816. URL: https://moluch.ru/archive/62/9173/
Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 704-707. URL: https:// moluch.ru/archive/61/9043/ Хахалова И.В., Истомина О.В. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. Ч. II. URL: https://sibac.info/ conf/pedagog/xxii/30285 Blacher J., Baker B.L. Positive impact of intellectual disability on families // American Journal on Mental Retardation. 2007. № 112. P. 330-348. URL: https://www.pubfacts.com/ detail/17676958/Positive-impact-of-intellectu-al disability-on-families
Dunsmore J.C., Booker J.A., Ollendick T.H. Parental emotion coaching and child emotion regulation as protective factors for children with oppo-sitional defiant disorder // Social Development. 2013. Vol. 22, № 3. P. 444-466. URL: https://doi. org/10.1111/j.1467-9507.2011.00652.x Dyches T.T. et al. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-anal-ysis // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, № 6. P. 2213-2220. URL: https:// doi.org/10.1016/j.ridd.2012.06.015 Olsson M.B., Hwang C.P. Depression in mothers and fathers of children with intellectual disability // Journal of Intellectual Disability Research. 2001. № 45. P. 535-543. URL: http://dx.doi. org/10.1046/j.1365-2788.2001.00372.x Peer J.W., Hillman S.B. Stress and resilience for parents of children with intellectual and developmental disabilities: A review of key factors and recommendations for practitioners // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. 2014. Vol. 11, № 2. P. 92-98. URL: https://doi.org/10.1111/jppi.12072 Sousa A.C. From refrigerator mothers to warrior-heroes: The cultural identity transformation of mothers raising children with intellectual disabilities // Symbolic Interaction. 2011. Vol. 34, № 2. P. 220-243. URL: https://doi. org/10.1525/si.2011.34.2.220
<
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
EÜ W H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-210
FEATURES OF CONSTRUCTION CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN FAMILIES WITH PARENTS OF DIFFERENT PSYCHOLOGICAL TYPES RAISING A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITY
M.V. Safonova (Krasnoyarsk, Russia) T.R. Karabanova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article presents an overview of theoretical positions and research on the problem of child-parent relations in families with children with intellectual disabilities. Child-parent relationships are one of the most important aspects studied in family psychology, family relations psychology, and age psychology. There is a lack of programs for correcting child-parent relationships in families with children with intellectual disabilities.
The purpose of the article is to identify and characterize the features of the dominant psychological types of parents who raise a 'special' child, and the features of their direct interpersonal interaction.
The research methodology consists of modern theoretical scientific positions of the General and Special Psychology on objective laws of mental development, on the structure of the defect, on general and specific patterns of mental development of a normally developing child and a child with disabilities (L.S. Vygotsky, V.I. Lubovsky); works of V.V. Tkacheva describing the relationship of parents and children in families with a child with an intellectual disability; concepts justifying the need for psychological support of the family in order to ensure the full development of the child's personality: M.R. Bityanova, N.S. Glukhanyuk, I.V. Dubrovina, R.V. Ovcharova, T. Ancheva. The study involved 50 parents who have a child with mental retardation or mild mental retardation at the age of 7-10, studying at a secondary school in Krasnoyarsk. To diagnose the dominant psychological type of a parent, V.V. Tkacheva's questionnaire "Psychological type of a parent" was used, and E. I. Zakharova's ODRAV method was used to study
References
1. Almazova O.V., Nazarenko A.P. Psychodiagnostics of features of child-parent relationships in families that educate mentally retarded younger students. In: Proceedings of the interregional scientific and practical conference of students, postgraduates, undergraduates and trainees "Study and education of children with
features of interaction between children and parents. The Mann Whitney U-test is used for comparison of samples. The correlation analysis is based on the Spearman correlation coefficient calculation.
Research results. The study showed that 50 % of the dominant psychological type is authoritarian, 32 % - psychosomatic, 18 % - neurotic. Each type of a parent has its own specific characteristics, especially the perception of children. Parents of the neurotic and psychosomatic types have higher values on the sensitivity block scales, but parents of the authoritarian type are better accepting themselves as a parent, and they are characterized by more positive feelings. Authoritarian parents are better guided by the emotional state of the child, are able to influence it. Parents of the psychosomatic type are characterized by lower indicators of the mood background and the ability to focus on the emotional background of the child. Parents of the neurotic type are more difficult to accept themselves as a parent, they often experience negative feelings in the situation of interaction with the child.
Conclusion. It is concluded that the features of child-parent emotional relationships in families with a child with an intellectual disability are associated with the psychological type of parents. It is shown that the educational performance of children has a relationship with the dominant psychological type of parents. The authors note that the problem of parents' relations with 'special' children has been studied for a long time, but there are few programs to correct these relations.
Keywords: parents, children with intellectual disabilities, authoritarian psychological type, neurotic psychological type, psychosomatic psychological type.
various forms of dysontogenesis" / Scientific ed.: I.A. Filatova, O.G. Nugaeva. 2009. P. 212-215. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_25348736_18155648.pdf 2. Bumazhenko N.I., Kornilova O.V. Features of psychological correction of child-parent relations in families raising children with intellectual disabilities // Nauchno-metodicheskiy
elektronnyy zhurnal "Kontsept" (Scientific and methodological electronic journal "Concept"). 2016. Vol. 50. P. 52-57. URL: http://e-koncept. ru/2016/76655.htm
3. Vdovina M.V., Maksimova A.A. Recommenda- 10. tions for psychological and pedagogical correction of child-parent relationships in adolescent families // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2015. No. 21. P. 345-356. URL: https://moluch. ru/archive/101/22717/ 11.
4. Verisotskaya E.A., Maslova Yu.I., Starodu-bets O.D., Miroshnik A.A. Analysis of relationships in families raising a child with disabilities // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2018. No. 52. P. 251-254. URL: https://moluch.ru/ar-chive/238/55176/
5. Galasyuk I.N. Theoretical and methodological foundations of comprehensive support for 12. the family of a child with intellectual disabilities: monograph. M.: 11U MGOU, 2014. 214 p. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_24884464_73835732.pdf
6. Goloshchapov A.V. Foreign methods of prevention and correction of delays in mental devel- 13. opment in children. X. Blomberg's method of rhythmic stimulation and S.G. Blythe's neuro-physiological integration of neonatal reflexes.
In: Proceedings of the VI International scientific 14. and practical conference "Psychological support of education: theory and practice". 2016. P. 103-108. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26657657
7. Gorbunova N.I., Fedorova A.A. Features of parental attitude to children of primary school age with mental retardation // Molodoy uchenyy 15. (Young scientist). 2015. No. 2 (82). P. 445-450. URL: https://moluch.ru/archive/82/15068/
8. Guseva I.V. Features of child-parent relations in a family raising a child with mental retardation // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" (Scientific and methodological elec- 16. tronic journal "Concept"). 2016. Vol. 20. P. 32-34. URL: https://e-koncept.ru/2016/56321.htm
9. Dudnik A.Yu. Features of child-parent relations in families raising children with disabilities // Sphere of knowledge: structural transformations
and perspective directions of scientific thought development. Kazan, 2018. P. 73-76. URL: https://www.elibrary.ru/download/ eli-brary_35282559_10113656.pdf Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Psychological well-being of a family raising a child with intellectual disability // Obrazovanie i nauka (Education and science). 2017. Vol. 19, No. 1. P. 142-159. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-142-159 Kozhakova T.M. Study of parent-child relationships in families with children with disabilities // Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva (Bulletin of the I. Ya. Yakovlev CHPU). 2011. No. 1 (69), p. 1. P. 109-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/izuchenie-roditelsko-detskih-vzaimootnosh-eniy-v-semyah-imeyuschih-detey-s-ogranichen-nymi-vozmozhn ostya mi-zdo rovya/viewer Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities: a methodological guide. M.: Prosveshchenie, 2008. 239 p. URL: http://uid-mehadasova.ucoz.ru/i-ju-levchenko_v-v-tkache-va_word-4.doc
Mazurova N.V. Features of adaptation of parents to the child's illness // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian pediatric journal). 2013. No. 5. P. 50-56.
Mustaeva K.S., Yurieva K.K. Specifics of child-parent relations in families raising children with disabilities. In: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation / Ed. by G.Yu. Lizunova. 2019. P. 375-381. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_36954393_46941201.pdf Pastukhova L.A. Correction of child-parent relationships in families with children with special educational needs // Yaroslavskiy pedagogiches-kiy vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin). 2006. No. 1 (46). P. 95-98. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_10365283_41123940.pdf Potashova I.I. Content of profile-competence training of specialists to work with families raising a child with disabilities in the system of higher education // Psikhologiya i psikhotekhnika (Psychology and psychotechnics). 2012. No. 7. P. 55-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ÈÎ w
H
5
и ^
д
PQ S
0
1
к
w
PQ H
и ft с
и
о
1-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
u w V
s
Ь <
с
«
s к
H
и
W PQ
suschnost-i-soderzhanie-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnoy-podgotovke-spetsi-alistov-k-rabote-s-detmi-s-osobymi-obrazovatel-nymi/viewer
17. Psychological and pedagogical features of the family of the XXI century: a collective scientific monograph / Edited by A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: Zebra, 2016. 424 p. URL: https://www.elibrary.ru/ download/ elibrary_25404250_53688180.pdf
18. Savina E.A., Charova O.B. Features of maternal attitudes towards children with developmental disabilities // Voprosy psikhologii (Questions of psychology). 2002. No. 6. URL: www.vash-psi-holog.info/voprospsih/219/18356-osobennosti-materinskix-ustanovok-po-otnosheniyu-k-dety-am-s-narusheniyami-v-razvitii.html
19. Sergeeva O.A., Filipova N.V., BarylnikYu.B. The problem of psychological readiness for school education among children with mental retardation // Byulleten meditsinskikh internet-konfer-entsiy (Bulletin of medical Internet conferences). 2015. Vol. 5, No. 5. P. 712. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
20. Smolyakova O.A. Features of crisis periods in families raising children with disabilities. In: Proceedings of the II international scientific conference "Topical issues of modern psychology" (Chelyabinsk, February 2013). Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2013. P. 110-112. URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/
21. Tkacheva V.V. The family of a child with developmental disabilities: Diagnosis and consultations / Ed. by I.Yu. Levchenko. M.: Knigolyub, 2008. 144 p. URL: http://pedlib.ru/ Books/5/0172/5_0172-1.shtml
22. Fedoseeva O.A. Features of raising a child with disabilities in the family // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2013. No. 9. P. 346-349. URL: https://moluch.ru/archive/56/7711/
23. Fomina L.K. Research of child-parent relationships in families raising children with complex developmental disorders // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2014. No. 3. P. 815-816. URL: https://moluch.ru/archive/62/9173/
24. Fomina L.K. Concept and types of child-parent relationships // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2014. No. 2. P. 704-707. URL: https://mo-luch. ru/a rch ive/61/9043/
25. Khakhalova I.V., Istomina O.V. Family education of children with disabilities in development. In: Proceedings of XXII international scientific and practical conference "Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology". Novosibirsk: SibAK, 2012. P. II. URL: https://sibac. info/conf/pedagog/xxii/30285
26. Blacher J., Baker B.L. Positive impact of intellectual disability on families // American Journal on Mental Retardation. 2007. No. 112. P. 330-348. URL: https://www.pubfacts.com/ detail/17676958/Positive-impact-of-intellectual disability-on-families
27. Dunsmore J.C., Booker J.A., Ollendick T.H. Parental emotion coaching and child emotion regulation as protective factors for children with oppo-sitional defiant disorder // Social Development.
2013. Vol. 22, No. 3. P. 444-466. URL: https:// doi.org/10.1111/j.1467-9507.2011.00652.x
28. Dyches T.T., et al. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-analysis // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, No. 6. P. 2213-2220. URL: https://doi. org/10.1016/j.ridd.2012.06.015
29. Olsson M.B., Hwang C.P. Depression in mothers and fathers of children with intellectual disability // Journal of Intellectual Disability Research. 2001. No. 45. P. 535-543. URL: http://dx.doi. org/10.1046/j.1365-2788.2001.00372.x
30. Peer J.W., Hillman S.B. Stress and resilience for parents of children with intellectual and developmental disabilities: A review of key factors and recommendations for practitioners // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities.
2014. Vol. 11, No. 2. P. 92-98. URL: https://doi. org/10.1111/jppi.12072
31. Sousa A.C. From refrigerator mothers to warrior-heroes: The cultural identity transformation of mothers raising children with intellectual disabilities // Symbolic Interaction. 2011. Vol. 34, No. 2. P. 220-243. URL: https://doi.org/10.1525/ si.2011.34.2.220