Научная статья на тему 'Особенности количественного исследования шоу-феномена в г. Тамбове'

Особенности количественного исследования шоу-феномена в г. Тамбове Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ШОУ-ИНДУСТРИЯ / РЕСПОНДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЫЧКА / ТЕЛЕШОУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стаметов Виктор Владимирович

«Шоу феномен», выражающий качественно особые, омассовленные аспекты духовной жизни общества, вовсе не сводим к социально-психологическим современным тенденциям духовной жизни, имеет, по представлениям автора, древнюю историю и достаточно мощные причины своего воспроизводства. Сегодня шоу-феномен приобретает современные, весьма разнообразные, формы еще и как некая результирующая одновременного развития попыток нейролингвистического программирования духовного мира слушателя или зрителя и все большего приспособления такого совокупного слушателя или зрителя к этим попыткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности количественного исследования шоу-феномена в г. Тамбове»

Стаметов Виктор Владимирович к.соц.н.ст. преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления Второй Тамбовский филиал РАНХиГС,

ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ШОУ-ФЕНОМЕНА В Г. ТАМБОВЕ

Ключевые слова: телевидение, шоу-индустрия, респонденты, социальная привычка, телешоу.

Аннотация. «Шоу - феномен», выражающий качественно особые, омассовленные аспекты духовной жизни общества, вовсе не сводим к социально-психологическим современным тенденциям духовной жизни, имеет, по представлениям автора, древнюю историю и достаточно мощные причины своего воспроизводства. Сегодня шоу-феномен приобретает современные, весьма разнообразные, формы еще и как некая результирующая одновременного развития попыток нейролингвистического программирования духовного мира слушателя или зрителя и все большего приспособления такого совокупного слушателя или зрителя к этим попыткам.

Феномен «эмоционального пресыщения» традиционными формами телевизионной или радио суггестии приходится на конец ХХ века, что и было одной из причин бурного совершенствования шоу в последнее время. Актуальность исследования таких процессов очевидна.

Ниже приведены данные нескольких авторских исследований, обобщение которых позволяет отследить некий тренд в псевдокоммуникативных процессах, частным случаем которых являются телевизионные шоу.

Подавляющее число опрошенных согласны (51,4%) или скорее согласны (35,1%) с утверждением «влияние телевидения на поведение зрителя растет», и только около 7% с ним не согласны. Оценивая степень

влияния шоу на мировоззрение зрителя, большинство респондентов отмечают вариант «да, возрастает» (41,4%) и «скорее да» (44,4%). Только чуть больше 13% опрошенных не согласны с ними. Для сравнения, в 2012 году ответы распределились следующим образом: большинство респондентов(47%) ответили «скорее да». Второй по популярности (27,8%) стал ответ «да, растет». 22,5% опрошенных ответили «скорее нет», а категорично «нет» на этот вопрос ответили лишь 2,6% опрошенных.

Такая динамика развития шоу-индустрии вполне оправдана логикой развития капиталистического социума. Формирование чуждых ценностей капиталистического общества ведет к изменению менталитета русского человека и шоу здесь является своего рода катализатором, ускоряющим адаптацию к изменяющимся условиям жизни.

Такую, довольно специфическую функцию шоу можно представлять как с положительной, так и с отрицательной стороны. С точки зрения сторонников первой точки зрения - шоу, безусловно, облегчает, «обезболивает» сложный, к тому же, излишне форсируемый режим становления нового мировоззрения граждан нашей страны.

Со второй - на смену старым ценностным ориентирам шоу предлагает новые представления о человеке как о бескомплексном, всегда прагматически настроенном существе, для которого всякое духовное проявление невыгодно; все поведенческие решения принимаются, исходя из этого, основного, по сути, критерия. Анализ данных предельно четко показывает довольно высокую компетентность опрошенных по отношению к шоу. Однако, отметим, что даже в заведомо ложных вариантах ответов, то есть в тех программах, которые, не являются шоу, респонденты всегда (не менее 7%) выделяли элементы шоу. При этом, передачи, которые обладают более ярко выраженной структурой шоу, не всегда выделяются как таковые однозначно (например, передача «К барьеру»). Этот факт косвенно подтверждает авторскую гипотезу, заложенную в программе исследования, об универсальности некоторых механизмов шоу.

Это связано с использованием аудио - и видеоэффектов в шоу, которые понимаются респондентами, как неотъемлемые атрибуты, элементы шоу. Также респондентов вводит в заблуждение относительно природы развлекательных передач изменение их формата, что наглядно продемонстрировано в случае оценок респондентов шоу «Камеди-клаб» и «КВН».

Отметим, что в оценках популярных развлекательных шоу (которыми являются «Камеди-клаб», «Кто хочет стать миллионером?», «Кто умнее пятиклассника?») практически отсутствует вариант ответа «никогда не видел». То есть, признавая, что эти передачи являются шоу, что они не несут смысловой и культурной нагрузки, не повышают духовность зрителя, свое свободное время (62%) люди тратят на просмотр таких передач, и большинство зрителей - те, кто составляет выше выделенную «группу риска» (79,7%). Здесь реализуется иллюзорно-компенсаторная функция, помогающая респондентам расслабиться, снять напряжение, на время забыть некоторые проблемы.

Сравнивая оценки респондентов, стоит отметить, что в оценках респондентов просматривается некий стереотип шоу как только развлекательной передачи; то есть формат развлекательной передачи автоматически приравнивается респондентами к телешоу. Поясним сказанное: оценивая данные по ряду вопросов, можно заметить, что оценка респондентов «передача является шоу» превалирует в тех передачах, которые носят развлекательный характер. К примеру, передачу «Кто хочет стать миллионером» большее количество опрошенных считают шоу, чем например «Своя игра» именно потому, что в первой передаче больше шуток, юмора. По такому же принципу происходит оценка остальных передач. Например, ряд телепрограмм (типа «Утренняя почта») респонденты в большей степени считают шоу чем, например, программы темы которых связанны с наукой («Необъяснимо, но факт» например), так как в первом блоке шутят, а во второй - серьезный строгий ведущий комментирует сверхсложные,

необычайные события или явления. В итоге можно заключить, что юмористичность, несерьезность является для респондентов одним из критериев идентификации шоу.

Авторские, новостные и познавательные передачи респонденты обычно не причисляют к шоу. Просмотр таких передач обрывает логику телешоу, то есть провоцирует рефлексию, работу памяти, в них отсутствуют развлекательная компонента и видео - и аудиоэффекты, свойственные другим передачам, которые респонденты выделяли как шоу.

Подводя итог анализу этой группы вопросов можно выделить несколько основных, наиболее ярко выделяющихся критериев идентификации респондентами шоу - это юмористичность (все развлекательные шоу), наличие аудио- и видеоэффектов (шоу «Кто хочет стать миллионером?», «50 блондинок» и т.д.), малая информативность сюжета. Присутствие только одного критерия в передаче вызывает затруднение с оценкой, порождает ее неоднозначность. Напротив, передачи с ярко выраженным серьезным информативным сюжетом («Новости», «Вокруг света») не оцениваются респондентами как шоу.

На вопрос «как часто Вы являетесь зрителем различного рода шоу?» ответы респондентов распределились следующим образом.

Никогда не смотрят шоу 14% опрошенных, хотя в 2008 году их было всего 6%. Практически не изменился с 2008 года процент тех, кто смотрит шоу каждый день - 12%. 59% респондентов, большинство из которых женщины (61%), смотрят шоу по мере свободного времени; примечательно, что в 2006 году на этот вопрос так же ответили 67,2% респондентов и женщины составляли подавляющую часть (84,2%). Такое положение дел обуславливается динамикой шоу индустрии, выходом в эфир специфичных «мужских шоу» («Король ринга», «Самый сильный человек», например). Кстати, по данным ВЦИОМ, только треть россиян жалуется на нехватку свободного времени. При этом 83,8% респондентов, как и в 2009 году (82%) не считают себя постоянными зрителями телешоу и 10% затруднились дать

ответ на этот вопрос. Явных различий по гендерному признаку в ответах не наблюдается.

33,6% респондентов редко, но всё же используют те или иные фразы героев телешоу (38% в 2009 году), причем 56% из них это те, кто смотрит шоу в свободное время. Очень часто такое происходит с 7,2% (8% в 2009) опрошенных. Это те респонденты, которые смотрят шоу чаще четырех раз в неделю (54%) и те, кто смотрит шоу в свободное время (45,8%). Однако эти 7% не причисляют себя к постоянным зрителям телешоу. Больше половины респондентов 59,2% (54% в 2009) утверждают, что такого с ними не происходит. Сохраняется группа респондентов, которая представляет собой основу зрительской аудитории шоу, однако темпы ее увеличения немного снизились. Это связано, скорее всего, со снижением качества телешоу, с увеличением их численности на современном телевидении, переориентацией на другую возрастную группу (появление детских шоу, например шоу «Самый умный»). К тому же, за два года могли вполне сложиться и аудитория шоу и закрепиться некоторые «навязанные» установки. Тем самым, отпадает, на некоторое время, острая необходимость в транслировании высококачественных шоу.

Большинство опрошенных в 2008 году (74,5%) не чувствовали раздражения во время или после просмотра различного рода телешоу. В 2012 г. большинство (56,7%) придерживаются того же мнения, однако количество считающих иначе возросло с 23,5% до 39%.

Шоу, становясь все привычнее для зрителя, порой, становясь социальной привычкой, теряет качество организации и создается с меньшим количеством финансовых, психологических и умственных затрат (попросту выражаясь - катится по проторенной, набитой колее). Отметим, что данные, полученные с использованием качественных методов, также показывают эту закономерность.

Основными мотивами участия в массовых мероприятиях для респондентов стали: желание развлечься (75%), желание быть в толпе

(46,7%) и стремление избавиться от одиночества (45%). Чуть больше трети опрошенных выделили, как мотив, стремление приобрести новых партнеров по общению (37,4%) и желание быть как все (33%).

Перечисленные выше мотивы тождественны мотивам, которые побуждают людей вступить в псевдокоммуникацию призваны погасить чувство растущей тревожности, отчужденности от социума.

Как и в 2008 году, подавляющее число опрошенных (81,5% и 87,4%) уверены, что все герои телешоу не реальные люди, а просто хорошие (или плохие) актеры, которые отыгрывают образы, предложенные им сценаристами данного шоу. Около 6% респондентов уверены в том, что герои телешоу такие же, как и в реальной жизни и 7% затруднились с ответом. При этом 54,3% из не чувствуют раздражения во время просмотра шоу. Большинством респондентов шоу воспринимается как развлечение, отдых, возможность отключиться от повседневных проблем.

В 2008 году на вопрос «согласны ли вы с родителями, которые запрещают своим детям смотреть шоу?» 43% респондентов ответили «скорее не согласен», «скорее согласен»- 39,5%. Примерно по 9% респондентов выбрали полярные значения «полностью согласен» и «абсолютно не согласен». При этом просматривается простая закономерность: 56,5% тех, кто согласен с этим утверждением, считают, что шоу есть зло. Напротив, те, кто не согласен или скорее согласен с родителями, которые запрещают детям смотреть шоу, не считают, что шоу это зло. Более того, 61% из них сами желают участвовать в шоу или работать в сфере шоу-бизнеса. К тому же около 55% среди них - сторонники правящей партии.

Закономерность реально отражает современные тенденции развития шоу как псевдодуховных коммуникаций, так как реализует их основные функции (управленческую, прежде всего). И все же, при всем шоуменальном настроении, в 2012 году подавляющее число респондентов (62,2%) не желает, чтобы их дети работали в сфере шоу-бизнеса.

По прежнему, при ответе на вопрос «Какая возрастная группа более

подвержена влиянию шоу?» лидирующую позицию занимает ответ «подростки, 10-17 лет» (64,9%); необходимо отметить, что это превышает данные за 2008 год почти на 20%. 19% опрошенных выделяют группу «пенсионеры» (10% в 2008). Если в 2008 году 32% опрошенных считали, что влиянию шоу более подвержены молодые люди (18-27 лет), то в 2012 этот вариант выбрали менее 1% респондентов.

Такая разница в данных косвенно свидетельствует о формировании некой социальной привычки к шоу (зрители уже не сознательно смотрят телешоу, но в силу привычки). А так как средний возраст опрашиваемых 1830 лет, вполне естественно, что респонденты оценивают себя как максимально устойчивую, к воздействию на собственное мировоззрение со стороны шоу, группу.

В 2008 году отмечалась совершенно другая тенденция: три четверти респондентов прекрасно осознавали, что они подвергаются какому-то влиянию, но все же предпочитают тратить свое свободное время на просмотр шоу. Отметим также, что количество выделяющих возрастную группу «дети» увеличилось с 2% до 6%.

Большинство (56,8%) респондентов скорее не согласны, что шоу повышает духовность зрителя и 33% категорически не согласны с этим выражением. Только 3,3% считают, что такое возможно, около 7% затруднились с ответом. Замечательно то, что в 2008 году мнения респондентов распределились практически также: 52,2% скорее не согласны, что шоу повышает духовность зрителя и 22,8% в принципе не согласны с этим выражением. Только 2,6% считают, что шоу повышает духовность зрителя.

При этом прослеживается четкая корреляция с вопросом «одобряете ли вы людей, не смотрящих телевизор?». 33,3% тех, кто считает, что шоу не повышает духовности, одобряют выбор людей отказавшихся от просмотра телепередач и 24,6% скорее одобряют такой выбор. Таким образом, сохраняется тенденция, намеченная в 2006 году: большинство зрителей

осознают бесполезность шоу в духовном развитии, но все же продолжают смотреть их.

В 2008 году предпочтения распределились так: 47,1% ответили «скорее нет», 11,4% твердо заявили свое несогласие с этим утверждением, «скорее да» отметили 34,2%, причем 20,6% из них выделяют желание быть как все, а 4% стремление избавиться от одиночества как основной мотив участия в псевдокоммуникации. Для 10,5% из этой группы шоу это некое развлечение в свободное время. И, напротив, для тех, кто не согласен с этим выражением шоу есть зря потраченное время (10,2%). Особенно ярких корреляций по полу, возрасту и другими вопросами не наблюдается. Шоу, как уже отмечалось выше, все больше входит в нашу повседневную жизнь, становясь ее неотделимой частью, и шоу в ней дает возможность быть «социальным». Другими словами, через шоу люди имеют возможность присоединиться к группе, приобрести на основе общих, отчужденных точек соприкосновения новых партнеров в общении, развлечься, снять социальное напряжение.

37,5% респондентов полагают, что развитая личность не нуждается в отдыхе за просмотром телешоу, 35% скорее согласны с этим утверждением. Эти данные довольно резко отличаются от данных 2006 года (33% и 15% соответственно), и объясняется принятием более конкретной позиции респондентами (в 2008 году пятая часть опрошенных затруднилась дать ответ на этот вопрос).

26% и 38% опрошенных согласны или скорее согласны с тем, что телешоу есть своего рода наркотик. Эти данные практически повторяют данные пятилетней давности, с разницей 2-3%. Как и в 2008 году больше 60% считают, что шоу зло, а ведь из выше изложенного следует, что шоу никоим образом не способствует развитию личности, скорее наоборот -препятствует, однако большинство респондентов не считают это негативным фактором.

Кратко обозначим итоги анализа:

- шоу является социальным катализатором процессов, ведущих к

изменению менталитета русского человека;

- в шоу реализуется иллюзорно-компенсаторная функция, помогающая респондентам расслабиться, снять напряжение, на время забыть некоторые проблемы;

- основными индикаторами, которыми руководствуются респонденты для идентификации шоу является юмористичность, несерьезность и малая информативность сюжета передачи;

- сохраняется группа респондентов, которая представляет собой основу зрительской аудитории шоу, однако темпы ее увеличения немного снизились;

- наблюдается снижение качества телешоу с увеличением их численности на современном телевидении, переориентацией на другую возрастную группу;

- просмотр современных шоу становится социальной привычкой для заметной доли телезрителей;

- мотивы участия в шоу сродни основным мотивам вступления в псевдокоммуникацию;

- большинство респондентов воспринимают шоу только как развлечение в свободное время;

- шоу никоим образом не способствует развитию личности, скорее наоборот - препятствует, однако большинство респондентов не считают это негативным фактором;

- телешоу довольно эффективно выполняет свои базовые функции (управленческую, иллюзорно-компенсаторную и т.д.).

Список литературы

1. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития / М.В. Беспалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2010.

2. Беспалов М.В. Анализ процесса формирования и развития

российской инновационной экономики в современных экономических условиях / Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 6. С. 25-32.

3. Беспалов М.В. Особенности функционирования и развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 2. С. 35-45.

4. http://www.garant.ru.

5. http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.