УДК [070 : 654.197] (470 + 571)
ББК 76.032 (2)
М 21
Мальцева И.А.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры электронных СМИ и новых медиа факультета журналистики Кубанского государственного университета, email: maira@list.ru
Общая характеристика и медиапсихологический аспект применения новых технологий на современном российском телевидении
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается медиапсихологический аспект применения новых технологий на отечественном телевидении. Впервые анализируется феномен воздействия телевизионных программ на массовую аудиторию на примере социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, также отмечается, что убеждение и внушение - одни из основных методов, применяемых сегодня современными электронными СМИ. С большой долей вероятности можно предполагать, что просмотр программ иностранного производства и в некоторых случаях адаптаций самым серьезным способом сказывается на душевном состоянии большого количества людей, особенно детей и школьников. Феномен генерализации раздражителей может вызвать бурную эмоциональную реакцию со стороны адресанта, что позволит каналу привлечь новых зрителей и повысить рейтинг своих программ. В качестве примера анализируются программы «Умники и умницы», «Следствие вели с Леонидом Каневским», ток-шоу «Окна», «Пусть говорят» и «Битва экстрасенсов». Если взять во внимание программы на спортивную тематику, то такой контент, как правило, не оказывает серьезного психологического медиа-воздействия на зрителей. Но если ведущие спортивных программ активно применяют различные актуальные методы подсознательного воздействия, такие как метод семантического манипулирования, метод отвлечения, метод дробления информации, то влияние на сознание и внимание адресата будет достаточно сильным. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость, так как современные телевизионные СМИ достаточно эффективно в своей работе используют всевозможные приемы и методы медиатехнологий, и знания копинг-стратегий в отношении психологического состояния зрителя позволяют создателям и продюсерам телевизионных программ эффективно выстраивать свою работу.
Ключевые слова:
Медиавоздействие, зритель, аудитория, адаптации, просоциальное действие, копинг-стратегии, когнитивные установки, перенос возбуждения в действии, феномен генерализации раздражителей, эмпатия.
Maltseva I.A.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Electronic Media and New Media, Faculty of Journalism, the Kuban State University. E-mail: maira@list.ru
General characteristic and media-psychological aspect of use of new technologies in Russian modern television
Abstract:
The paper is devoted to the media-psychological aspect of the application of new technologies on domestic television. The author analyzes for the first time the phenomenon of television program impact on the mass audience using an example of Albert Bandura's social and cognitive theory. The paper also notes that persuasion and suggestion are one of the main methods used today by modern electronic media. With a high degree of probability it is possible to assume that viewing programs of foreign production and in some cases adaptations, in the most serious way affects a state of mind of a large number of people, especially children and school students. The phenomenon of generalized stimuli can cause a violent emotional reaction on the part of the addressee, which will allow the channel to attract new viewers and increase the rating of its programs. As an example, we analyze the program «Clever Fellows and Clever Girls», «The Investigation was conducted with Leonid Kanevsky", talk show «Windows», «Let them talk» and «Battle of Paranormalists». If you take into account the program on sports topics, such content usually does not have a serious psychological media effect on the audience. But if the leading sports programs actively use various current methods of subconscious influence, such as the method of semantic manipulation, distraction method and the method of crushing information, the impact on the consciousness and attention of the addressee will be strong enough. The results of the study have theoretical and practical significance, as modern television media are quite effective in their work using all kinds of techniques and methods of media technologies. And the knowledge of coping strategies regarding the psychological state of the viewer, highlighted by us in this paper, allows the creators and producers of television programs to effectively build their work.
Keywords:
Media impact, spectator, audience, adaptation, prosocial action, coping strategies, cognitive attitudes, the transfer of excitation effect, the phenomenon of generalization stimuli, empathy.
Современное телевидение, впрочем, как и в прошлом веке, не только информирует и развлекает свою многочисленную аудиторию, но и, мы хотим это особо подчеркнуть, формирует систему господствующих сегодня ценностей в обществе, его мировоззрение, его позицию. Если в середине прошлого века отечественные СМИ были ориентированы, прежде всего, на позитивную информацию, то в 80-90-е годы, в связи с появлением новых форм общения со зрителями и слушателями, стали острее темы программ и жестким стиль ведущих. В конце девяностых годов на отечественном телевидении стало увеличиваться количество программ для разных возрастных кате-
горий, купленных за рубежом, и система ценностей, соответственно, изменилась в сторону того государства, где была приобретена данная адаптация. Сами адаптации носили развлекательный характер, и способствовали тому, что просмотр ма-диапродукции негативно воздействовал на сознание россиян. По нашему мнению, применяемые в телевизионных программах в 2000-е годы приемы медиавоз-действия стали приводить к поведенческим и психологическим изменениям. В первую очередь, это свидетельства внушения аудитории и даже массовая паника как результат реакции на сообщения.
Формирование вкусов у аудитории стало сводиться к вседозволенности во
всем. С экранов потоком лилась неграмотная речь, изобилующая просторечными предложениями, жаргоном, арго и даже ненормативной лексикой. Достаточно вспомнить популярное в тот период российское ток-шоу «Окна», транслирующееся с 2002 по 2005 год на телеканале «ТНТ», адаптация английского «Шоу Джерри Спрингера». Цель программы - разыграть различные жизненные ситуации и конфликты, которые, как правило, приводили к дракам и потасовкам. По нашему глубокому убеждению, негативное влияние данной программы способствовало изменению общественного сознания.
Известный русский психолог А.Ф. Лазурский с помощью экспериментов с представителями разных социально-демографических групп выявил закономерность, что после просмотра той или иной программы у людей нарушалась ориентировка индивида в окружающей среде [1]. Так, после просмотра ток-шоу «Окна», мы полагаем, выделенное Ла-зурским оглушенное состояние сознания, когда меняется порог внешних раздражителей, а также затруднено образование ассоциаций лучше всего подходит в конкретном случае.
Уже долгие годы на отечественных каналах существует огромное количество адаптаций популярных зарубежных телепроектов. С большой долей вероятности можно предполагать, что просмотр таких программ самым серьезным способом сказывается на душевном состоянии большого количества людей, особенно детей и школьников. Такие передачи, на наш взгляд, могут вызвать у юного зрителя негативные чувства - страх, злобу, раздражение, ненависть, отчаяние, испуг и антипатию к персонажам. И только в редких случаях, согласно нашим исследованиям в этой области, зрители испытывают положительные чувства - радость, веселье, оптимизм и т.д.
В качестве примера положительного опыта адаптации детской программы
американского производства на российском телевидении можно привести «Улицу Сезам», долгие годы транслирующуюся во многих странах мира. Данный ме-диапродукт оказывает просоциальное или позитивное воздействие на психику ребенка. Согласно ряду экспериментов американских ученых, по уровню когнитивных умений опережали других детей те, кто был постоянным зрителем данного шоу. В этой программе нет сцен насилия и вызывающих страх, поэтому воздействие данного продукта на специфические когнитивные способности человека носит положительный характер [2].
Для анализа воздействия СМИ на эмоциональное состояние аудитории, мы считаем, применима социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Главными методами в этой теории являются наблюдение и моделирование, то есть зритель, наблюдая по телевизору за поведением других людей, обучается увиденным моделям. Таким образом, можно прийти к выводу, что в реальной жизни зритель воспроизводил эти модели поведения, основываясь на ее составляющих - внимания, запоминания, мотивации, а также моторного воспроизведения [2].
Даже такие программы с высокими рейтингами, как «Звездный час» или «Умники и умницы», вызывали неоднозначные реакции среди школьников. Прежде всего, это сравнительный анализ (он умнее, чем я), и как следствие, появление негативных реакций, например, раздражения, (потому что я - зритель - не такой как они). Это связано с тем, что подобные программы не смотрят группами. На наш взгляд, в данных передачах эффективно используется перенос возбуждения в действии. После просмотра этих двух передач, мы считаем, меняется ассоциативное состояние сознания, когда у ребенка возникает то страх, то любопытство, а сцены программы - это ассоциативные «картины» и «иллюзии», которые юный зритель сравнивает с собой или близкими.
Существует множество факторов, воздействующих на эмоциональную реакцию зрителей. Если взрослая аудитория, чаще всего, может контролировать свои реакции на содержание программ, то детская и молодежная часть зрителей не всегда. Например, если передача построена на скандальной истории, как например, продукт «Первого канала» «Пусть говорят», то поклонники данной программы в связи с тем, что больше внимания уделяют содержанию передачи, будут испытывать большее эмоционально возбуждение, нежели те, кто эту программу смотрит нерегулярно и эпизодами, отвлекаясь на повседневные дела.
Как представляется, можно с достаточной уверенностью предполагать: если в любом телевизионном продукте показаны сцены насилия, интервью с людьми, совершившими резонансное преступление, любое действие, противоречащие нормам поведения человека или рассказ о нем (избиение школьника одноклассниками, оставление ребенка взрослым в опасной ситуации и т.д.), то это вызывает у зрителей больше возбуждения и увеличивает агрессию. К сожалению, она может переходить на тех, кто находиться рядом, провоцируя тем самым потенциальные скандалы в семье.
В качестве другого яркого примера переноса возбуждения в действии, мы можем привести программу «НТВ» «Следствие вели с Леонидом Каневским». Данная авторская программа построена в жанре документального криминального сериала, который рассказывает зрителям о самых громких преступлениях, совершенных на территории Советского Союза. Эта программа, по нашему мнению, менее воздействует на эмоциональную реакцию зрителей, чем «Пусть говорят», даже несмотря на названия программ цикла, которые уже содержат негативный посыл: «Милосердный убийца», «Неуловимый хищник», «Недобитки», «Нехорошая квартира», «Ночная
тварь», «Налет на психушку», «Моя коварная няня», «Ограбление века», «Абсолютное зло» и т.д. К тому же зрители воспринимают ведущего Леонида Каневского, особенно старшее поколение, как старого знакомого, полюбившегося зрителям еще по роли инспектора уголовного розыска Томина в одном из самых популярных советских фильмов.
Композиция каждой передачи выглядит так: светлые воспоминания - кадры убийства - светлые воспоминания - кадры убийства и т.д. Такое наслоение - эффективный способ привлечения внимания аудитории. К тому же ведущий с его спокойным рассказом о том или ином преступлении способствует лучшему восприятию и усвоению информации, поэтому процесс переноса в действии здесь менее заметен. Существует прямая связь психологического медиавоздействия с пониманием текста аудиторией, который озвучивает ведущий с экранов телевизора.
Мотивация зрителя на регулярный просмотр данного документального цикла обусловлена притягательностью такой медиапродукции для зрителя в силу воздействия фрагментов передачи на его психику. Особенно это проявляется среди подростков. Этот феномен можно объяснить работой механизма переноса возбуждения. То есть использование таких методов - перемежевание сцен насилия со сценами, вызывающими положительные эмоции, - приводят к увеличению воздействия механизма переноса возбуждения, в результате которого зрители испытывают большее удовольствие от просмотра сцен насилия и страха.
Такая негативная эмоция, как страх, бывает после просмотра подобной телевизионной медиапродукции, в частности ток-шоу «Пусть говорят» или «Следствие вели...». Мы опросили сто зрителей разного возраста, и пришли к выводу, что независимо от возрастной и гендерной принадлежности людей у 62 % адресата страх проходил быстро, а у 38% - он мог быть
более продолжительным, и длиться от нескольких часов до нескольких суток. Мы считаем, на это влияют три важные категории факторов, которыми обусловлена эмоциональная реакция аудитории на негативные сцены: 1) мотивация зрителей, 2) реалистичность картинки, транслируемой с экрана и 3) другие факторы, воздействующие на эмоциональное состояние.
Можно отметить один из эффективных психологических приемов, которые успешно используются в данной передаче. Это намек и предупреждение об опасности, которая угрожает персонажам. Проведенный нами ряд исследований в области влияния данных приемов на зрителей разных возрастов показал, что взрослые зрители огорчались больше, когда они заранее знали о неприятном событии, которое произойдет с героем передачи. А вот дети школьного возраста и молодежь, и это тоже подтверждено результатами многих зарубежных исследований, больше пугались именно в момент просмотра страшных событий. Таким образом, анонс передачи или ее фрагментов имел более серьезное воздействие на взрослую аудиторию, нежели зрителей из числа подростков, так как анонсы их не интересовали.
Инсценировки в программе «Следствие вели...», на наш взгляд, способствуют тому, что зрители воспринимают происходящее как спектакль, за счет этого фактора степень эмоциональной реакции зрителей гораздо ниже, чем у программы «Пусть говорят». К тому же, в ток-шоу «Пусть говорят» в студии принимает участие достаточно широкая аудитория, таким образом возникает эффект толпы, который, в свою очередь, воздействует как на сидящего в студии, так и по ту сторону экрана. В этом случае, мы считаем, именно эмпатию (сопереживание), как одну из копинг-ресурсов, используют зрители после просмотра данной передачи.
Сегодня телевизионные СМИ достаточно эффективно в своей работе используют всевозможные приемы и методы ме-
диатехнологий в своей работе. И знания копинг-стратегий в отношении психологического состояния зрителя позволяет создателям и продюсерам программ эффективно выстраивать свою работу. Большинство программ на отечественном телевидении используют факторы, которые обусловливают воздействие на эмоциональную реакцию потребителей данного контента. Феномен генерализации раздражителей может вызвать бурную эмоциональную реакцию со стороны адресанта, что позволит каналу привлечь новых зрителей и повысить рейтинг своих программ. В качестве примера можно привести развлекательное телешоу «Битва экстрасенсов», выходящее на телеканале «ТНТ».
Согласно нашему исследованию, которое заключалось в том, что мы поделили поклонников данной передачи на три группы - 14-18 лет, 19-25 лет и 26-35 лет. Опросив в каждой из этих групп по пятьдесят поклонников данной передачи, мы выявили интересную закономерность. Просмотр данной медиапродукции у 94 % зрителей в каждом возрастном цензе вызвал у них негативные эмоции, и они бессознательно для выравнивания своего эмоционального состояния применяли копинг-стратегии.
Термин «копинг-стратегии» в переводе с английского языка (coping) означает «совладание». Это своего рода применение различных методов для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, в которую попадает человек. А просмотр некоторых передач, например таких, как «Битва экстрасенсов», могут вызвать у зрителей, особенно у подростковой аудитории, сильный стресс.
Мы попросили высказать участников нашего исследования свое мнение по поводу этой программы. Вот некоторые из них: «Еще не пропустила ни одного сезона «Битвы экстрасенсов». «Истории, которые показывают по телевизору, вызывают мурашки по телу. Но предпочитаю смотреть телевизор только по интерне-
ту и только в дневное время, иначе кошмаров ночью не избежать». Или вот другой отзыв: «Я фанат «Битвы экстрасенсов», и очень впечатлительный. Бывает после серии даже заснуть страшно, кругом мерещатся призраки. После просмотра начинаешь верить в потусторонние силы».
Полученные данные позволяют с уверенностью констатировать, насколько сильное влияние на эмоциональное состояние зрителя оказывает эта программа. В психологии выделяют восемь групп копинг-стратегий: конфронтация - самоконтроль, уход - избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие и откладывание ответственности, а также поиск социальной поддержки. И именно поиск социальной поддержки, по нашему мнению, чаще всего используют большинство зрителей после просмотра «Битвы экстрасенсов».
Если взять во внимание программы на спортивную тематику, то такой контент, как правило, не вызывает негативных эмоций у зрителя, и уж тем более не оказывает серьезного психологического медиавоздействия. Наоборот, просмотр спортивных передач поднимает уровень самооценки, и зрители даже получают удовольствие от напряженности и экстремальности, присущих данной тематике. Многое зависит от контента данной передачи. Если это прямая трансляция какого-нибудь крупного международного соревнования, то, действительно, зрители, особенно мужская часть, скорее всего получит удовольствие от напряженности и экстремальности данного вида спорта. И
подобные эфиры не будут иметь серьезного психологического медиавоздействия на свою аудиторию. А вот если речь идет об авторской программе, где ведущий хорошо известен адресанту, то, как правило, в таких передачах можно наблюдать влияние на внимание зрителей. Это происходит в том случае, когда журналисты используют приемы убеждения и внушения, активно применяя различные актуальные методы подсознательного воздействия, такие как метод семантического манипулирования, метод отвлечения, метод дробления информации [3].
Воспринимая любую информацию, человек, как известно, пропускает ее через призму своего мировоззрения: «Отсюда и субъективизм журналиста при описании какого-либо события. В принципе, при написании любого журналистского материала происходит своего рода манипулирование сознанием читателя» [4: 138].
Таким образом, можно резюмировать, что убеждение и внушение - одни из основных методов, применяемых сегодня современными электронными СМИ. Оба эти метода используют приемы, которые, в свою очередь, дают возможность более сильного влияния на свою аудиторию. Следует отметить также прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей, прием повторения, прием очередности информации. Телевизионные передачи способны воздействовать на многомиллионную аудиторию и многие западные пропагандисты-манипуляторы успешно используют знания в этой области на современном российском телевидении.
Примечания:
1. Акименко М.А. Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб. 1900. № 8-9. 664 с.
2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 97 с.
3. Мальцева И.А. Ожидания аудитории и приемы воздействия спортивного журналиста в электронных СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5. Ч. 1. С. 97-104.
4. Соколова Г.В. Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в форми-
ровании массового сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2015. Вып. 4 (168). С. 137-141.
References:
1. Akimenko M. A. Influence of Natural Sciences on the development of Psychology // Review of psychiatry, neurology and experimental psychology. SPb., No. 8-9. 1900. 664 pp.
2. Bryant G., Thompson S. Fundamentals of media influence. M.: Williams, 2004. 97 pp.
3. Maltseva I.A. The expectations of the audience and the technique of influence of a sports journalist in the electronic media // Historical and socio-educational thought. 2017. Vol. 9. No. 5. Part 1. P. 97-104.
4. Sokolova G.V. Socio-regulatory aspect of the role of mass media in the formation of mass consciousness // Bulletin of the Adyghe State University. 2015. Iss. 4 (168). P. 137-141.