Научная статья на тему 'Особенности клинической картины стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области'

Особенности клинической картины стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОРИТ / METEORITE / ОСТРОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / ACUTE STRESS DISORDER / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER / ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHIATRIC CARE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малинина Елена Викторовна, Пилявская Ольга Ивановна, Забозлаева Ирина Валентиновна, Колмогорова Влада Владимировна

Представлены краткие результаты исследования, проведенного на базе консультативного волонтерского приема кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» в период обращения родителей с детьми, пострадавшими от падения метеорита в Челябинской области 15 февраля 2013 г. Описаны начальные клинические симптомы острых стрессовых реакций, особенности их формирования. Даны феноменология психических нарушений, их синдромологическая структура. Показаны клинический пример и примеры рисунков детей. Приведена система психологопсихиатрической помощи в регионе и сделаны выводы по оценке эффективности службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малинина Елена Викторовна, Пилявская Ольга Ивановна, Забозлаева Ирина Валентиновна, Колмогорова Влада Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical profile of stress disorders in children affected by the fall of the meteorite in the Chelyabinsk Region

Presented are the results from a study conducted using the facilities of consultative volunteer service offered by the department of psychiatry of South Ural state medical university in the period when medical advice was sought by parents of children who have suffered from the fall of the meteorite in the Chelyabinsk region on Feb.15, 2013. The initial clinical symptoms of acute stress reactions are described, especially the specific features of their development. Phenomenology of mental disorders, their syndromic structure are outlined. A clinical example and examples of children’s drawings are provided. The current system of psychological and mental health care in the region is highlighted and conclusions are drawn regarding its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности клинической картины стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области»

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Коллектив авторов, 2014 УДК 616.89-008-053.2

Для корреспонденции

Малинина Елена Викторовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психиатрии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64 Телефон/факс: (351) 269-73-50 E-mail: malinina.e@rambler.ru

Е.В. Малинина, О.И. Пилявская, И.В. Забозлаева, В.В. Колмогорова

Особенности клинической картины стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области

Clinical profile of stress disorders in children affected by the fall of the meteorite in the Chelyabinsk Region

E.V. Malinina, O.I. Pilyavskaya, I.V. Zabozlaeva, V.V. Kolmogorova

Presented are the results from a study conducted using the facilities of consultative volunteer service offered by the department of psychiatry of South Ural state medical university in the period when medical advice was sought by parents of children who have suffered from the fall of the meteorite in the Chelyabinsk region on Feb.15, 2013. The initial clinical symptoms of acute stress reactions are described, especially the specific features of their development. Phenomenology of mental disorders, their syndromic structure are outlined. A clinical example and examples of children's drawings are provided. The current system of psychological and mental health care in the region is highlighted and conclusions are drawn regarding its effectiveness. Key words: meteorite, acute stress disorder, posttraumatic stress disorder, psychological and psychiatric care

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет», Челябинск

South Ural State Medical University, Chelyabinsk

Представлены краткие результаты исследования, проведенного на базе консультативного волонтерского приема кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» в период обращения родителей с детьми, пострадавшими от падения метеорита в Челябинской области 15 февраля 2013 г. Описаны начальные клинические симптомы острых стрессовых реакций, особенности их формирования. Даны феноменология психических нарушений, их синдромологическая структура. Показаны клинический пример и примеры рисунков детей. Приведена система психолого-психиатрической помощи в регионе и сделаны выводы по оценке эффективности службы.

Ключевые слова: метеорит, острое стрессовое расстройство,

посттравматическое стрессовое расстройство, психолого-психиатрическая помощь

Стихийные бедствия (землетрясения, засухи, наводнения, ураганы и т.д.) способны вызывать как легкие, кратковременные, так и более длительные психические нарушения в виде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [7, 8]. Наиболее уязвимы в этих ситуациях дети.

Событие в Уральском регионе добавило новую страницу в списке природных катаклизмов. 15 февраля 2013 г. в Челябинской области в 9:20 произошло падение метеорита. Метеорит взорвался в окрестностях Челябинска на высоте 15-25 км. По расчетам НАСА, астероид диаметром около 17 м и массой порядка 10 тыс. т вошел в атмосферу Земли на скорости около 18 км/с. Судя по продолжительности атмосферного полета, вход в атмосферу произошел под очень острым углом. Спустя примерно 32,5 с после этого небесное тело разрушилось [1]. Разрушение представляло серию событий, сопровождавшихся распространением ударной волны. Общее количество высвободившейся

Ф

Российский психиатрический журнал № 3, 2014

47

ф

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

энергии, по данным НАСА, составило около 440 кт в тротиловом эквиваленте [2], а по данным РАН, -100-200 кт [3]. По оценкам НАСА, это самое большое из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита в 1908 г. [1, 4]. Описательная характеристика этой катастрофы очевидцами складывалась из яркой вспышки света и последующих взрывов.

Из-за ударной волны пострадали около 1600 человек, большинство - от выбитых стекол. Госпитализирован 71 человек, в том числе 13 детей, 2 пострадавших были помещены в реанимационные отделения [5]. Ударная волна также повредила здания. Материальный ущерб оценен в сумму до 1 млрд руб. [6]. В Челябинской областной психиатрической больнице было повреждено 1600 окон. В Красноармейском, Коркинском и Увельском районах Челябинской области был введен режим чрезвычайной ситуации.

Данное событие имело эффект внезапности и неожиданности, а непонимание происходящего в связи с отсутствием точной информации усиливало стрессовую реакцию. Последствия такой чрезвычайной ситуации отразились на психическом состоянии как взрослого, так и детского населения. В связи с отсутствием аналогов изучения последствий такого стихийного бедствия важно было оценить характер нарушений и выработать тактику оказания медицинской и психологической помощи пострадавшим.

С учетом сложившейся ситуации на уровне 3 министерств Челябинской области - здравоохранения, образования, социальных отношений - была организована система оказания психолого-психиатрической помощи населению, в том числе детскому. Психолого-психиатрическая помощь была максимально приближена к детскому населению (детские дошкольные учреждения, школы, детские поликлиники). В консультирование включались дети, родители и ближайшее окружение.

Медицинская специализированная помощь оказывалась в детских лечебно-профилактических учреждениях детскими психиатрами, психотерапевтами на консультативных приемах и по телефону доверия в ЧОКСПНБ № 1. Психологическая помощь осуществлялась психологами, педагогами-психологами, социальными работниками в муниципальных психолого-педагогических центрах (в детских садах и школах), областном центре диагностики и консультирования, в кризисных центрах по телефонам доверия. Всего были осмотрены 1131 детей, из них 940 (83%) в службах психологической помощи и 191 (17%) в медицинских.

Через неделю после падения метеорита, в течение 14 дней, по инициативе кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования Южно-Уральского государственного

университета осуществлялся волонтерский амбулаторный прием детей г. Челябинска и области, пострадавших от падения метеорита.

Цель исследования - изучить клинические особенности стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области 15 февраля 2013 г.

Материал и методы

Осмотрены 100 человек в возрасте от 2 до 17 лет, из них 58% составили дети дошкольного возраста (2-6 лет) - 45 (45%) девочек и 55 (55%) мальчиков.

Использовались клинические и клинико-ана-мнестические методы обследования, а также рисуночные методы диагностики.

Результаты и обсуждение

Во время взрыва 98% детей находились в детских учреждениях, где произошло обрушение стекол, оконных рам, вентиляционных решеток, дверей. Описание произошедшего многими детьми дается однотипно, например: «Была дома, так как болела, услышала какой-то грохот, показалось, что была вспышка света, испугалась за бабушку, так как она упала на пол, закрыла голову руками и что-то бормотала. Когда я к ней подошла, она тоже положила меня на пол и накрыла собой. Бабушка (1939 г. рождения) пережила бомбежку, эвакуацию, думала, что началась война...»; «сидел на уроке в школе у окна, внезапно упала рама на плечо, посыпались стекла, все стали кричать, бегать, учителя ничего не сказали, срочно отправили домой, дома посмотрел по компьютеру, что произошло, сказали, что вечером может все повториться, не мог долго дозвониться до родителей, стало страшно, ничем не мог заняться.»; «во время взрыва находилась в садике, очень испугалась, когда полетели стекла, все кричали, у воспитателя текла кровь, она плакала. »; «была в школе, увидели яркий свет, все бросились к окну, и тут начались взрывы, всех начали выводить на улицу, не могла дозвониться до мамы, стало страшно, когда пришла домой, увидела, что умер попугайчик, стекла были выбиты, порваны шторы, стало жутко, не могла успокоиться, пока не позвонила мама.»; «был дома с мамой и бабушкой, удивился яркому свету, все стали бегать по квартире, думали, что упал самолет, потом позвонили с работы папы, сказали, что у него сильно разрезана спина, голова, его увезли в больницу, у меня потемнело в глазах.»; «был в школе, после взрыва всех собрали в спортзале, один из учителей высказал точку зрения, что это теракт, что особенно напугало меня.».

При сборе анамнеза обнаружено, что у 10 обследованных в первые часы после катастрофы родителями были описаны выраженные стрессовые

48

Российский психиатрический журнал № 3, 2014

Е.В. Малинина, О.И. Пилявская, И.В. Забозлаева и др.

реакции с симптомами паники, высокого уровня тревоги, возбуждения: у одного ребенка - с потерей сознания (обморочное состояние), у другого -с вегетативными симптомами, рвотой.

Нужно отметить, что время обращения родителей с детьми началось на первой неделе после катастрофы и продолжалось в течение следующих 2 мес.

Основные жалобы, с которыми обратились родители детей, связаны со следующими симптомами:

- тревога, как правило, ситуативная, при посещении детских дошкольных учреждений и школы. Присутствовала у всех детей в первые дни события, в последующем отмечалась реже (35%). В этой связи многие дети отказывались ходить в детский сад, школу, расставаться с родителями;

- страхи присутствовали у 91% детей на всем протяжении расстройства. Они соответствовали специфике психогенного фактора. Это был страх повторных взрывов, гула самолетов, громких звуков, страх быть раздавленным, боязнь окон, разбитого стекла, страх выйти на улицу, смерти, неизвестности, яркого света, одиночества, темноты, пришельцев-инопланетян;

- нарушения сна отмечены у всех обследуемых с первых дней после события и у 50% в последующем. Дети испытывали трудности засыпания, отказывались спать одни, просыпались по ночам, у некоторых были ночные кошмары;

- насильственные воспоминания отмечены у 11% детей;

- нарушение аппетита - у 25% детей (преимущественно его снижение);

- головные боли (17%), как правило, возникали изолированно либо сопровождали чувство тревоги.

В единичных случаях впервые появились ночной энурез, заикание, мигательные тики и онихофагия.

Анализ произошедшей ситуации, жалобы и поведение пациентов позволили выделить факторы, повлиявшие на формирование и выраженность клинических симптомов:

1) пребывание в 98% случаев ребенка вне дома, в школьных или дошкольных учреждениях;

2) отсутствие рядом родителей у многих детей в момент катастрофы;

3) поведение взрослых, оказавшихся рядом в момент катастрофы (родственников, педагогов, воспитателей и т.д.);

4) неизвестность и отсутствие информации о происходящем.

К особенностями клинических симптомов можно отнести и тот факт, что тревога и страхи стимулировали познавательный интерес к данному природному катаклизму. Многие дети (от 3 лет и старше) в беседе с врачом пытались подробно рассказать все о метеоритах, представляли научные данные, взятые из энциклопедий, Интернета и специальной литературы, были говорливы и обстоятельны, некоторые даже приходили на прием к врачу с книгами о метеоритах. Со слов родителей, дети охотно рисовали данное явление, просили купить книги, журналы, газеты, где упоминается о космосе, астероидах и т.д. Можно полагать, что данный феномен помогал снизить уровень тревоги и напряжения у этих детей.

На приеме детям по желанию было предложено нарисовать то, что произошло при падении метеорита. Рисуночный тест помогал не только выявить признаки тревоги, страха, но и демонстрировал желание ребенка снизить напряжение, что и делали дети часто дома, по словам родителей. Чем меньше был ребенок, тем более нечетким было изображение, с демонстрацией «хаоса», «взрыва», переплетающихся линий, черточек, дети практически не рисовали людей, акцент в рисунке был сделан на метеорите.

Лечебная тактика выявленных нарушений определялась ведущим симптомокомплексом и проводилась в рамках седативной медикаментозной терапии, психотерапии и психологической коррекции.

Клинический пример: пациент Александр Д., 8 лет.

Жалобы на нарушенный сон: боится спать один, засыпает только в присутствии матери, часто про-

Ф

Рис. 1. Рисунок Маши (3 года) «Метеорит»

Рис. 2. Рисунок Максима (5 лет) «Воспитатель и метеорит»

Российский психиатрический журнал № 3, 2014

49

ф

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

сыпается ночью, испытывает ночные кошмары, после пробуждения тревожен, выглядит испуганным, говорит, что снится «сон про метеорит». Боится один оставаться дома, стал бояться входить в темный подъезд и лифт.

Из анамнеза известно, что наследственность психопатологически не отягощена. Проживает в неполной семье вдвоем с матерью, отец ушел из семьи, когда мальчику было 4 года, и больше воспитанием ребенка не занимался. В раннем возрасте рос и развивался нормально, но всегда был тихим, застенчивым, не мог за себя постоять. Был очень привязан к матери. В школу пошел в 7 лет, долго привыкал, подружился с одним одноклассником. Испытывал неуверенность и тревогу во время ответов у доски. В момент падения метеорита находился в школе на уроке математики. Ослепительно яркая вспышка света сразу же напугала и вызвала панику. По словам мальчика, «подумал, что солнце падает на землю, и мы все сейчас сгорим». Взрыв, последовавший за вспышкой, напугал еще больше. Взрывной волной выбило оконные стекла, фрагментами стекол и оконных рам были поранены одноклассники, сам получил незначительные царапины, вид крови вызвал панику «решил, что умирает, а с мамой не успел попрощаться». После взрыва все начали кричать. Учителя стали выводить детей на улицу, сами находились в возбужденном состоянии, в присутствии детей высказывали свои догадки: «теракт», «взрыв самолета», «бомбардировка», «падение НЛО» и другие версии произошедшего. «Было страшно и непонятно, что происходит, очень хотелось к маме». Когда мать пришла в школу, долго не отпускал ее от себя, от вопросов о самочувствии и происшествии уклонялся, предпочитал молчать. Дома увидел выбитые оконные рамы, разбитые цветочные горшки и посуду, опять сильно испугался, стал плакать, говорил, что не хочет умирать, не отпускал мать от себя. Постепенно успокоился, но стал чутко реагировать на громкие звуки и хлопки, тут же бросался к матери с криками «опять падает».

Опасался повторения взрыва, задавал матери много вопросов о метеоритах и взрывах, просил не включать в квартире свет, так как «неприятно, очень напоминает о метеорите». Засыпал только в присутствии матери, спал неспокойно, просыпался, рассказывал о страшных сновидениях. Испытывал тревогу, жаловался на головные боли, боли в животе неопределенного характера, сниженный аппетит. В школу согласился пойти только через несколько дней, но на занятиях был невнимателен, жаловался на утомляемость и сниженную память.

В данном наблюдении у пациента прослеживалась выраженная острая стрессовая реакция на ситуацию исключительно катастрофического характера. Эта реакция сопровождалась тревогой, страхами, нарушениями сна и соматовегетативных функций. Уже в остром периоде отмечалось стремление избегать обстоятельства, напоминающие или ассоциирующиеся со стрессором, и явления, которые можно расценить как стойкие воспоминания, проявляющиеся в ярких сновидениях, что в свою очередь может свидетельствовать о формировании ПТСР.

Таким образом, падение метеорита 15 февраля 2013 г. в Челябинской области открыло новую страницу природных катаклизмов в современной истории человечества. Последствия метеоритного дождя имели не только техногенный, но и медицинский, характер послужили причиной развития травматических и стрессовых расстройств. Пострадавшими были и взрослое население, и дети. Структура возникших стрессовых расстройств представлена острой реакцией на стресс и посттравматическим стрессовым расстройством. Тактика определялась клинической картиной выявленных нарушений. Отсутствие тяжелых последствий катастрофы может свидетельствовать о быстром реагировании и слаженной работе всех основных ведомств Челябинской области. Проведенное пилотное исследование продемонстрировало необходимость дальнейшего мониторирования состояния здоровья населения, проживающего в регионе падения метеорита.

Сведения об авторах

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск): Малинина Елена Викторовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психиатрии факультета дополнительного профессионального образования E-mail: malinina.e@rambler.ru

Пилявская Ольга Ивановна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования E-mail: psy_kafedra@mail.ru

Забозлаева Ирина Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования E-mail: psy_kafedra@mail.ru

Колмогорова Влада Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии факультета дополнительного профессионального образования E-mail: psy_kafedra@mail.ru

50

Россиискии психиатрическим журнал № 3, 2014

Литература

Е.В. Малинина, О.И. Пилявская, И.В. Забозлаева и др.

1. http://www.nasa.gov/mission_pages/asteroids/news/asteroid 20130215.html#.UuaZxftxWt8

2. http://neo.jpl.nasa.gov/news/fireball_130301.html

3. http://www.utro.ru/articles/2013/02/20/1102314.shtml

4. http://www.spaceflightnow.com/news/n1302/15meteor/

5. .http://pravmin74.ru/gost-portala/marina-moskvicheva-2013-yy-budet-dlya-vsey-sistemy-zdravoohraneniya-regiona-bogatym-na

6. http://www.festinato.ru/news/v-mire/uscherb-ot-padeniya-meteorita-v-chelyabinskoy-obla/

7. Кекелидзе З.И., Казаковцев Б.А., Портнова А.А., Насрул-лаев Ф.С. Кризисные службы в чрезвычайных ситуациях // Материалы V Нац. конгр. «Психическое здоровье -фактор социальной стабильности и гармоничного развития общества» по социальной и судебной психиатрии. -М., 2013. - С. 110.

8. Портнова А.А. Принципы оказания экстренной психолого-психиатрической помощи беженцам в зоне военного конфликта // Материалы XV съезда психиатров России. -2010. - С. 324.

Ф

Российский психиатрический журнал № 3, 2014

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.