Научная статья на тему 'Профилактика родовой травмы и ее последствий научно-практические рекомендации'

Профилактика родовой травмы и ее последствий научно-практические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2643
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIRTH INJURY / RESIDUAL-ORGANIC NEUROPSYCHIC DISORDERS / DELAYED PSYCHO-SPEECH DEVELOPMENT / PATHOGENETIC THERAPY / SYMPTOMATIC THERAPY / РОДОВАЯ ТРАВМА / РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Малинина Елена Викторовна, Пилявская Ольга Ивановна, Луговых Наталья Александровна, Чижова Татьяна Николаевна

Представлены общие вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии и клинической картины родовой травмы. Приведены наиболее частые клинико-психопатологические характеристики отдаленных последствий родовой травмы и даются рекомендации по вопросам первичной и вторичной психопрофилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Малинина Елена Викторовна, Пилявская Ольга Ивановна, Луговых Наталья Александровна, Чижова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive care of birth injury and its sequelae Research and practice guidelines

An overview is presented of general issues related to etiology, pathogenetic factors, pathomorphological features and the clinical picture of birth injury. The most common clinico-psychopathological characteristics of the remote sequelae of birth injury are highlighted and guidelines are provided relevant to primary and secondary psychoprophylaxis.

Текст научной работы на тему «Профилактика родовой травмы и ее последствий научно-практические рекомендации»

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Коллектив авторов, 2012 УДК 618.43-084

Для корреспонденции

Малинина Елена Викторовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России» Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64 Телефон: (351) 269-73-50 E-mail: malinina.e@rambler.ru

Е.В. Малинина, О.И. Пилявская, Н.А. Луговых, Т.Н. Чижова

Профилактика родовой травмы и ее последствий

Preventive care of birth injury and its sequelae

E.V. Malinina, O.I. Pilyavskaya, N.A. Lugovykh, T.N. Chizhova

An overview is presented of general issues related to etiology, pathogenetic factors, pathomorphological features and the clinical picture of birth injury. The most common clinico-psychopathological characteristics of the remote sequelae of birth injury are highlighted and guidelines are provided relevant to primary and secondary psychoprophylaxis. Key words: birth injury, residual-organic neuropsychic disorders, delayed psycho-speech development, pathogenetic therapy, symptomatic therapy

ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России» Chelyabinsk State Medical Аcademy

Представлены общие вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии и клинической картины родовой травмы. Приведены наиболее частые клинико-психопатологические характеристики отдаленных последствий родовой травмы и даются рекомендации по вопросам первичной и вторичной психопрофилактики.

Ключевые слова: родовая травма, резидуально-органические нервно-психические расстройства, задержка психоречевого развития, патогенетическая терапия, симптоматическая терапия

Родовая травма - это механическое повреждение тканей головного мозга плода во время родов, проявляющееся разными по тяжести и локализации церебральными нарушениями. Случаи внутричерепной родовой травмы составляют 10-20% всех случаев родовых нарушений нервной системы. В структуре перинатальной смертности на ее долю приходится 10-12% [2].

Этиология. Патогенез. Внутричерепные повреждения в родах могут возникнуть при несоответствии родовых путей и размеров головки плода, неправильном положении и предлежании плода, слишком быстрых или затяжных родах, неправильной технике проведения акушерских пособий, использовании инструментальных пособий (наложении щипцов, вакуум-экстрактора). Большое значение имеют внутриутробные заболевания, аномалии развития плода, недоношенность или переношенность, разнообразные вредности, воздействующие во время внутриутробного периода. Все это нарушает генетически детерминированный автоматизм движения плода в родах. Длительное стояние головки в родовых путях приводит к перераспределению крови, затруднению оттока и развитию застойных явлений в сосудах подкожной клетчатки головы с образованием кефалогематомы, а также в сосудах и синусах мозга. Вследствие переполнения сосудов мозга кровью и застоя может произойти их надрыв. Нередко родо-

55

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

#

вая травма развивается на фоне внутриутробной и интранатальной гипоксии плода. Характерно также сочетание родовой травмы с асфиксией. И зачастую имеет место комплекс патологических факторов.

Патоморфология. При деформации черепа во время родов происходит дислокация структур мозгового ствола, приводящая к нарушению движения крови и цереброспинальной жидкости, отеку, набуханию мозга, разрыву твердой мозговой оболочки, синусов,сосудов, развитию внутричерепных кровоизлияний. Морфологически определяются разные уровни поражения: кора головного мозга, подкорковые структуры, ствол мозга, мозжечок, оболочки мозга и ликворопроводящие пути [6, 8].

Клиническая картина. Родовой травматизм является одним из основных факторов формирования церебральной патологии в детском возрасте. Клинические проявления родовой травмы будут зависеть от степени и уровня мозговых повреждений. При легкой степени (6-7 баллов по шкале Апгар) у новорожденного отмечаются возбудимость, тремор подбородка, конечностей, непостоянный горизонтальный нистагм или сонливость, вялость, снижение рефлексов с последующей нормализацией функций на 2-3-й неделе жизни. При средней степени (5 баллов по шкале Апгар) наблюдаются выраженная адинамия, нарушение сосания и глотания, вздрагивания, судороги, очаговая неврологическая симптоматика (косоглазие, птоз, гемипарез и др.). Признаки поражения мозга сохраняются в течение нескольких месяцев (2 мес и дольше). При тяжелой степени новорожденный находится в состоянии сопора или комы с нарушением дыхания, брадикардией, клоническими и тоническими судорогами. Тяжесть состояния обусловлена в таких случаях генерализованным отеком мозга, внутричерепными кровоизлияниями разной локализации. Не исключен смертельный исход [8].

В неврологической практике в течении родовой травмы выделяют острый период болезни -от 7-10-го дня до 1 мес, ранний восстановительный период - до 4 мес и поздний восстановительный период - от 4 мес до 12-24 мес. Для клинически острого периода болезни характерны:

• синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, тремор подбородка и конечностей, оживление рефлексов, вздрагивания, нарушения сна);

• синдром общего угнетения (вялость, адинамия, снижение рефлексов, низкая реакция на окружающее);

• гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение ликворного давления);

• судорожный синдром (генерализованные или фокальные приступы).

В восстановительный период выделяют астено-невротические, вегетативно-висцеральные дисфункции, двигательные нарушения, судорожный, гидро-

цефальный синдром, а также задержку психомоторного и предречевого развития [1]. Перечисленные синдромы бывают различной выраженности и длительности, что зависит от степени поражения головного мозга и своевременности лечебных мероприятий. Как правило, с такими клиническими проявлениями дети, перенесшие родовую травму, наблюдаются неврологом или педиатром. Затем (после 12-24 мес) можно рассматривать возможные исходы или последствия родовой травмы. При раннем комплексном лечении может наступить значительное восстановление нарушенных функций, а иногда и полное выздоровление к 1-2 годам. В некоторых случаях отмечается развитие гидроцефалии, детского церебрального паралича (ДЦП), умственной отсталости, эпилепсии и других резиду-ально-органических форм психической патологии.

Психические последствия родовой травмы

По данным различных авторов, преимущественно неврологов, к клиническим синдромам, ассоциированным с перинатальной травмой и формирующимся после периода новорожденности, относят ДЦП, задержку психического развития, эпилептические припадки, гидроцефалию, синдром дефицита внимания и гиперактивности, поражения зрительного и слухового анализаторов, косоглазие, дефекты речи [3, 10, 12-14, 19-22]. При рассмотрении отдаленных последствий родовой травмы многие авторы связывают качество возможных исходов с тяжестью органического поражения головного мозга. Так, считается, что наиболее тяжелые формы приводят к умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. В то же время при более легкой степени поражения может наблюдаться развитие задержек психоречевого развития, неврозоподобных синдромов и др.

В отечественной детской психиатрии нарушения, обусловленные пре- и перинатальными факторами (внутриутробная гипоксия, родовая травма и др.), относят к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам [5, 9, 17]. В их основе лежит раннее органическое поражение головного мозга (например, родовая травма). Их делят на так называемые дизонтогенетические формы (с нарушением морфофункциональной зрелости мозговых структур) с синдромами нарушения развития отдельных систем мозга. Это задержки психоречевого развития, психический инфантилизм, органический аутизм и резидуальная олигофрения. Кроме того, выделяют энцефалопатические формы органических психических расстройств (сочетание незрелости с признаками повреждения мозговых структур) с преимущественно церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным и диэн-цефальным синдромами. Здесь же обозначены синдромы гидроцефалии, эпилептический, органи-

56

Клинически особенности психических расстройств у детей и подростков

ческой деменции и периодический органический психоз [9].

Клинические особенности органических психических расстройств в детском возрасте связаны с морфологической незрелостью мозга и определяются возрастным уровнем нервно-психического развития. В дошкольном возрасте проявления атипичны, рудиментарны и выражаются сочетанием неврологической симптоматики с невропатическими признаками и задержкой развития. В школьном возрасте большой удельный вес занимают расстройства познавательных процессов с нарушением школьных навыков. В дальнейшем, к пубертатному периоду, увеличиваются проблемы эмоционально-волевой сферы и патологии личности.

Обсуждая международный опыт работы по данной проблеме, хотелось бы остановиться на концепции минимальной мозговой дисфункции, которая занимала прочные позиции в течение многих лет. Считалось, что результатами серьезной родовой травмы являются умственная отсталость и церебральный паралич, тогда как при менее серьезных родовых травмах возможно возникновение множества клинических проявлений, включая гиперактивность, тики, расстройства развития, аутизм. Это так называемая концепция континуума репродуктивного травматизма, которая на сегодняшний день считается чрезмерно упрощенной и в целом неверной [15]. Анализ и сопоставление имеющихся данных не подтверждают гипотезу о том, что минимальное мозговое расстройство служит причиной психических расстройств в детском возрасте [23, 24].

Современное рассмотрение последствий родовой травмы строится на опыте прошлого, опирается на взгляды неврологических и психиатрических школ и квалифицируется с позиций МКБ-10. В силу морфологической незрелости головного мозга, высоких компенсаторных возможностей его систем и структур, степени тяжести повреждения клиническая картина последствий родовой травмы будет определяться тесным переплетением неврологических и психических симптомов. Чем меньше возраст ребенка, тем больше нарушений развития неврологических функций. С возрастом происходит перераспределение акцентов симптоматики в сторону психических расстройств. Из всех перечисленных исходов родовой травмы в компетенции невролога будут находиться ДЦП, гидроцефалия и эпилепсия. Хотя, как показывает практика, и в этих случаях необходимо двойное наблюдение специалистов (неврологов и психиатров).

Психические расстройства в связи с родовой травмой проявляются прежде всего как интеллектуал ьно-м нестические, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения. С позиций МКБ-10 они могут рассматриваться в следующих нозологических формах. Общее психическое недоразвитие - как умственная отсталость (Г70-Г79) - состоя-

ние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для идентификации степени умственной отсталости используются диагностические критерии F70-F73 (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая).

Нарушения психологического (психического) развития (Г80-Г89) - сюда включаются так называемые дизонтогенетические формы синдромов нарушенного развития (задержка речевого развития, задержка развития моторики, синдромы нарушения развития школьных навыков). Особенностями данной группы расстройств являются обязательное начало в младенческом или детском возрасте, тесная связь с повреждением или задержкой в развитии функций с биологическим созреванием мозга. Имеет место непрерывное течение без ремиссий или рецидивов, чаще всего повреждаются речь, зрительно-пространственные навыки и координация движений.

К поведенческим нарушениям в детском возрасте прежде всего следует отнести гиперкинетические расстройства (Г90) - кардинальные признаки складываются из симптомов нарушенного внимания, повышенной двигательной активности и импульсивности. Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Двигательная активность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, болтливость, шумное поведение. Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения - так называемый импульсивный стиль работы.

Более сложные структуры поведенческих нарушений могут рассматриваться в рамках смешанных расстройств поведения и эмоций (Г92). Они характеризуются стойким диссоциальным, агрессивным поведением в сочетании с заметными симптомами депрессии, тревоги и другими эмоциональными нарушениями. В данную рубрику включаются пси-хопатоподобные формы поведения, сочетающиеся с эмоциональными расстройствами. Сюда входят дисфории, истероформные состояния, расстройства невротического спектра (фобии, навязчивые движения, действия, мысли). При этом негативная симптоматика в нашем случае будет обусловлена кругом органических психических нарушений (исто-щаемость, утомляемость, нарушения когнитивного функционирования и др.) [18].

Эпилепсия - в40-в47. Эпилептические приступы могут возникнуть в остром периоде болезни и быть синдромом активно протекающего церебрального процесса (ЧМТ), обусловленного наруше-

Российский психиатрический журнал № 3, 2012

57

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

#

нием гемо- и ликвородинамики с морфологическими нарушениями (кровоизлияние, лейкомаляция и др.). Вместе с тем эпилепсия может развиться в отдаленном периоде родовой травмы. Сама по себе родовая травма не является обязательным условием возникновения эпилепсии. Здесь определяющим является первичный очаг поражения головного мозга, который формирует эпилептический очаг и очаговые нейронные разряды. Есть мнение, что вредности перинатального периода приобретают патогенную роль благодаря неблагоприятной наследственности. Это так называемая концепция цепного генеза эпилепсии Г.Б. Абрамовича (1969) (цит. по [7]).

Согласно современным классификациям эпилепсии, после родовой травмы могут развиваться симптоматические формы эпилепсии, если верифицированы структурные поражения головного мозга (фиброзные рубцы, некроз и др.) и криптогенные, при которых не удалось обнаружить причину заболевания. Нужно помнить, что у детей, перенесших родовую травму, может возникнуть идиопатичес-кая эпилепсия, если есть генетическая предрасположенность [11]. По локализации эпилептические приступы могут быть фокальные или генерализованные. Чем младше ребенок, тем чаще возникают генерализованные формы эпилепсии.

Как правило, эпилепсии, обусловленные органическим поражением головного мозга (особенно перинатального характера), в большинстве случаев протекают с психическими расстройствами. И здесь необходимо рассматривать эпилептические приступы и психические расстройства в едином контексте - органической патологии головного мозга.

Профилактика родовой травмы

Первичная профилактика. Профилактика развития психических расстройств во много зависит от улучшения помощи беременным и совершенствования родовспоможения. Сюда относится тщательное наблюдение за течением беременности в целях предупреждения возникновения повреждений у развивающегося ребенка и своевременного выявления осложнений предстоящих родов, а также планирование адекватных мер помощи.

С первых месяцев беременности проводят комплекс мероприятий, направленных на профилактику внутриутробной гипоксии плода: ежемесячное обследование будущей матери, коррекция имеющихся у нее нарушений, профилактика вредных внешних воздействий. Особое внимание следует уделять первым месяцам беременности, т.е. периоду органогенеза, когда зародыш наиболее чувствителен к действию на него различных повреждающих факторов. Не менее важны и последующие этапы профилактики внутричерепной родовой травмы плода:

бережное ведение родов, осторожность и профессионализм в применении акушерских манипуляций.

Большую роль в системе профилактических мероприятий играет совершенствование акушер-ско-гинекологической помощи. В рамках реализации этого направления необходимо включение в структуру женских консультаций медицинских психологов, занимающихся вопросами перинатальной психологии. Оказание психологической помощи женщине во время беременности и родов является важным профилактическим направлением и в развитии перинатальных повреждений.

Вторичная профилактика. Прогноз при травматических поражениях головного мозга зависит от тяжести повреждения, степени зрелости ребенка, а также тактики лечения и выхаживания этих больных. В этой связи важным разделом профилактической работы является коррекция основных проявлений заболевания, сокращение его длительности и устранение рецидивов.

Коррекция последствий родовой травмы. В острый период церебральных нарушений вследствие родовой травмы все дети должны находится в специализированных отделениях родильных домов, перинатальных центрах, где они получают комплексную терапию по восстановлению функции дыхания, сердечной деятельности, ликвидации отека мозга, нормализации ликворо- и кровообращения, повышению оксигенации тканей.

По прошествии острого периода, если у ребенка остаются выраженные неврологические нарушения, его переводят в специализированные отделения, где лечение продолжается. Оно должно быть комплексным и непрерывным. Параллельно с медикаментозной терапией (ноотропные и нейро-метаболические препараты) основное значение на этом этапе придается стимуляции онтогенетически последовательного развития двигательных, речевых и психических функций. Назначаются лечебная гимнастика, массаж, ортопедическое лечение, физиотерапия, логопедические занятия.

По окончании острого периода все дети, перенесшие родовую травму, должны наблюдаться детским неврологом и педиатром амбулаторно. На этом этапе необходимо широко проводить восстановительную терапию, направленную на своевременную выработку возрастных двигательных навыков и обучать этому родителей. Можно организовать при поликлиниках школу матерей, где опытные специалисты периодически проводят занятия по физиологии развития ребенка и обучают основным принципам лечебной гимнастики.

Уже на ранних этапах важную роль играет выявление органических психических расстройств. Педиатр должен наблюдать за развитием ребенка, координировать взаимодействие различных специалистов для проведения профилактических осмотров и для консультаций при появлении начальных симптомов

58

Клинически особенности психических расстройств у детей и подростков

тех или иных нарушений. Невролог диагностирует структуры повреждения, разрабатывает пути неврологической реабилитации, определяет эффективность коррекции выявленных расстройств. Данные наблюдения осуществляются путем диспансеризации детей раннего возраста, детей, перенесших родовую травму и бытовую ЧМТ.

В комплекс профилактических мероприятий входит предупреждение развития тяжелых сопутствующих инфекций, гиперергических реакций, повторных травматических повреждений, что может обострить и утяжелить течение психических расстройств.

Важным средством профилактики декомпенсаций является предупреждение умственных и физических перегрузок посредством нормализации режима дня, правильного чередования интеллектуальной работы и отдыха или физических занятий, исключения одновременных занятий в общеобразовательной школе и школе другого типа (музыкальной), предельное ограничение работы в кружках и секциях. При отчетливой психопатологической симптоматике противопоказано обучения в школе с углубленной специализацией (лицеи, гимназии) и в школе с продленной формой обучения.

При появлении первых признаков психических расстройств необходима консультация одного из специалистов - детского психиатра, психолога, психотерапевта, логопеда, а иногда всех специалистов вместе.

Терапия

Терапия отдаленных последствий родовой травмы включает комплекс непосредственно медицинских и социотерапевтических мероприятий, направленных на предупреждение декомпенсаций и купирование, сглаживание имеющихся психопатологических симптомов. Предлагаемые рекомендации опираются на принцип комплексного воздействия, включающий патогенетическую и симптоматическую терапию.

Патогенетическая терапия направлена на основные механизмы формирования органических психических расстройств (токсикоз, гипоксия, отек мозга, дисциркуляторные нарушения, атрофичес-кие и спаечные изменения тканей головного мозга). В этой связи в комплекс патогенетической терапии входят курсы дегидратации (диакарб), средства, влияющие на мозговой метаболизм (ноотро-пы: пирацетам, гаммалон, пиритинол, пикамилон, гопантеновая кислота; препараты с ноотропны-ми свойствами: кортексин, церебролизин, глицин, актовегин, фенибут), средства, улучшающие мозговое кровообращение (винпоцетин, фезам), витаминотерапия (витамины группы В).

Симптоматическая терапия направлена на сглаживание или преодоление отдельных симптомов органических психических расстройств. Основными принципами являются индивидуальный подбор вида

и дозы препарата в зависимости от соматического статуса, переносимости препарата, эффективности предыдущего лечения и динамики заболевания в целом. Выбор медикаментозного средства должен проводиться с учетом ведущего психопатологического симптомокомплекса.

При церебрастенической симптоматике с повышенной утомляемостью, истощаемостью психических процессов, раздражительностью, снижением способности к концентрации внимания можно использовать тонизирующие средства, причем в детской практике рекомендуются препараты с мягким, неистощающим действием, лишенные отрицательных последствий. Это прежде всего комбинированные тонизирующие препараты растительного и синтетического происхождения (АКТИ-5, когитум, фитовит).

Кроме того широкое применение получили ноот-ропы, в связи с выраженным антиастеническим и психостимулирующим радикалом действия (гаммалон, пирацетам, пиритинол, гопантеновая кислота). Для улучшения адаптационных возможностей при сопутствующих соматических заболеваниях рекомендуются общеукрепляющие средства, содержащие витамины и микроэлементы. Прием препаратов рекомендуется курсами в среднем 4-6 нед в период декомпенсаций и обострения симптоматики.

Терапия соматовегетативных расстройств включает коррекцию вегетативных и диэнцефальных нарушений. В этой связи предпочтение отдается препаратам, обладающим вегетотропным действием, вегетостабилизирующим эффектом (грандаксин, атаракс, транксен, мексидол). В отдельных случаях при выраженности симптоматики возможен прием нейролептиков с вегетотропным действием (али-мемазин, сульпирид, тиоридазин, хлорпротиксен). Регулируют вегетативные функции седативные препараты - беллатаминал, беллоид, белласпон, сульфат магния; препараты растительного происхождения. К растительным средствам, применяемым при вегетативной неустойчивости, вазовегетативных проявлениях, относятся душица (трава), мелисса (трава). Вазовегетативный радикал действия имеют и ноотропные препараты, особенно пикамилон, гаммалон.

Ведущее место в лечении когнитивных расстройств отводится ноотропным препаратам, которые улучшают память, облегчают процесс обучения.

При эмоциональных нарушениях и расстройствах поведения препаратами выбора являются нейролептики (тиоридазин, алимемазин, перици-назин). С учетом «биологической почвы» в терапию могут быть включены антиэпилептические препараты, обладающие нормотимическим эффектом, -карбамазепин и вальпроаты.

Группу невротических (неврозоподобных) расстройств - энурез, заикание, страхи, расстройства

Российский психиатрический журнал № 3, 2012

59

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

сна - лечат транквилизаторами (феназепам, фени-бут, транксен), антидепрессантами (амитриптилин, мелипрамин, феварин, торин), нейролептиками (левомепромазин, тиоридазин, алимемазин).

Психотерапия. Помимо медикаментозной терапии в комплекс медицинских мероприятий для коррекции органических психических расстройств должна быть включена и психотерапия. Методы психотерапии зависят от преобладающей проблемы. Так, доминирование когнитивных расстройств создает необходимость в проведении семейной психотерапии с объяснением родителям всех особенностей развития ребенка с указанием на положительные его черты, требующие дальнейшего развития. При невротических (неврозоподобных) симптомах применяются приемы аутогенной тренировки (в частности релаксация, сказкотерапия, арт-терапия), в случаях поведенческих нарушений показана индивидуальная и групповая терапия. В комплекс реабилитационных мероприятий включается психологическая и нейропсихологическая коррекция нарушений высших психических функций.

Физиотерапия входит в комплекс медицинских мероприятий и является вспомогательным методом, направленным на коррекцию в первую очередь церебрастенической симптоматики, а также невротических (неврозоподобных) нарушений. С этой целью может использоваться электрофорез, элект-росон, амплипульс, рефлексотерапия.

Социотерапевтические мероприятия. Необходимыми компонентами комплексного лечения являются лечебная педагогика, лечебная физкультура, музыкальная ритмика, занятия спортом и трудотерапия.

Это достаточна широкая группа мероприятий направлена на коррекцию отдельных проявлений органических психических расстройств и способствует социальной адаптации детей и подростков.

Так, лечебная физкультура и музыкальная ритмика особенно эффективны при расстройствах развития моторной функции - расстройствах тонкого статического и динамического праксиса, координации движений и общей моторной интеграции. Такие занятия направлены на развитие и формирование общих двигательных навыков, специфических организаций движений,координации.

Лечебная педагогика проводится в зависимости от степени и выраженности расстройств как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Основные задачи этого вида работы - привитие навыков самообслуживания, гигиенических правил, развитие тонкой моторики, формирования пространственных представлений. С помощью методов коррекционной педагогики возможно дифференцированное обучение детей с различным уровнем развития когнитивных функций.

Необходимы и логопедические занятия, направленные на преодоление речевых, фонематических, грамматических, семантических и праксических нарушений, улучшение навыков письма, счета.

Важным звеном в комплексе социотерапевти-ческих мероприятий у детей и подростков с органическими психическими расстройствами, особенно компенсированных форм, являются занятия спортом (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.), способствующие не только организованности, согласованности действий, но и развитию ловкости движений.

Трудотерапия (столярные, слесарные, художественные, сельскохозяйственные работы, уход за животными) приобретает огромное значение в вопросах реабилитации и социальной адаптации.

Комплексный подход к терапии последствий перинатальных повреждений головного мозга способствует коррекции основных проявлений заболевания, устраняет периоды декомпенсаций и рецидивов и снижает риск инвалидизации.

Сведения об авторах

ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России»: Малинина Елена Викторовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования E-mail: malinina.e@rambler.ru

Пилявская Ольга Ивановна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования E-mail: malinina.e@rambler.ru

Луговых Наталья Александровна - аспирант кафедры психиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования E-mail: malinina.e@rambler.ru

Чижова Татьяна Николаевна - аспирант кафедры психиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования E-mail: malinina.e@rambler.ru

60

Клинически особенности психических расстройств у детей и подростков

Литература

1. Александрова В.А., Братов Е.А. Перинатальные поражения центральной нервной системы и их последствия у детей в практике педиатра. Пособие для врачей. - СПб., 2008. - 70 с.

2. БадалянЛ.О. Детская неврология. - 3-е изд. - М.: Медицина, 1984. - 576 с.

3. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - М.: Триада-Х, 2001. - 640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста / Ю.Я. Якунин и др. - М.: Медицина, 1979. -280 с.

5. Буторина Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста. - Челябинск: АТОКСО, 2008. - 192 с.

6. Детская психоневрология / Под ред. Л.О. Булаховой. -Киев.: Здоровье, 2001. - 496 с.

7. КиссинМ.Я. Клиническая эпилептология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 256 с. (Сер. «Библиотека врача-специалиста»).

8. Клиническая психиатрия. Детский возраст: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Скугаревской. - Минск.: Выш. шк., 2006. - 463 с.

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

10. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И, Якунин Ю.А. Невропатология раннего детского возраста: Руководство для врачей. -Л.: Медицина, 1981 - 352 с.

11. Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Миронов М.Б. Эпилептические синдромы. Диагностика и терапия: Справочное руководство. - М., 2008. - 223 с.

12. Неотложная неврологическая помощь в детском возрасте / Под ред. Дж.М. Пеллока, Э.К. Майера: Пер. с англ. И.А. Королевой. - М.: Медицина, 1988. - 576 с.

13. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 256 с.

14. Петрухин А.С. Неврология детского возраста: Учебник. -М.: Медицина, 2004. - 784 с.

15. Практическое руководство по детско-подростковой психиатрии: многодисциплинарные подходы / Под общ. ред. Р. Никола; пер. В.Г. Гафурова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2009. - 306 с.

16. Психиатрия: национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1000 с.

17. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.

18. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. -М.: ГНЦССП им. В.П. Сербского, 2004. - 140 с.

19. Eken P., de Vries L.S., van der Graaf Y. et al. // Dev. Med. Child. Neurol. - 1995. - Vol. 37, N 1. - P. 39-50.

20. Fazzi E., Orcesi S., Caffi L et al. // Neuropediatrics. - 1994. -Vol. 25. - P. 134-139.

21. Nelson K.B., Ellenberg J.H. // Pediatrics. - 1981. - Vol. 68. -P. 36-44.

22. Nelson K.B., Levitionk. // Am. J. Dis. Child. - 1991. - Vol. 145, N 11. - P. 1325-1331.

23. Rutter M. Graham P., Yule W. A Neuropsychiatric Study in Childhood. Clinics in developmental medicine. Nos 35/36 SIMP. Heineman. - London, 1970.

24. Rutter M. Syndromes attributed to minimal brain dysfunction in childhood // Am. J. Psychiat. - Vol. 139. - P. 21-33.

25. Goodman R. Brain Disorders. Ch. 14. Child and Adolescent Psychiatry / Rutter M., Taylor E. - 4th ed. - London: Blackwell, 2002. - P. 241-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.