I.A. UVAROV
CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF PENAL PROPHYLACTICS
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Классификация субъектов пенитенциарной профилактики может быть осуществлена по различным основаниям. В ее основу могут быть положены классификации субъектовпрофилактики преступлений, предлагаемые в рамках исследования общих проблем профилактики. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопрос о месте субъектов пенитенциарной профилактики в общей системе субъектов профилактики преступлений.
По институциональному признаку возможна следующая градация субъектовпрофилактики:
1) государственные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, министерства и ведомства и их территориальные органы);
2) общественные организации (правозащитные, религиозные);
3) физические лица (должностные лица государственных органов и отдельные граждане, так или иначе включенные в систему субъектов пенитенциарной профилактики).
По степени организации внутренней структуры их можно подразделить таким образом:
1) отдельное лицо;
2) орган, организация без структурных подразделений;
3) орган, организация со структурными подразделениями;
4) орган, организация, осуществляющая руководство субъектами низшего звена.
Следует отметить, что данные классификации не представляют какой-либо значительной ценности для познания в силу того, что они могут базироваться на тех или иных внутренних
свойствах, а не на принципе функционирования. С точки зрения системы важно, какую роль выполняет элемент в рамках целого. Основными функциями системы субъектовпенитенциарной профилактики являются общая, специальная и индивидуальная профилактика, которойсоответствуютопределенные субъекты
Деление субъектов общей профилактики происходит в двух направлениях:
- по горизонтали: а) государственные органы и общественные организации; б) иные органы государственной власти;
- по вертикали: а) объектовые (выполняют свои полномочия в рамках одного исправительного учреждения); б) местные (сфера деятельности затрагивает, как правило, населенный пункт или район); в) региональные (осуществляют профилактические функции в пределах области, края, республики или иного субъекта Федерации); г) федеральные (возможно выделение международных).
Можно предложить деление субъектов пенитенциарной профилактики на органы общей и специальной компетенции.
Поскольку государственных органов -субъектов специальной профилактики значительно меньше, чем субъектов общей профилактики, представляется возможным разделить их по признаку ведомственной принадлежности к уголовно-исполнительной системе, органам внутренних дел, прокуратуре и судам.
Общественные организации - субъекты общей, специальной и индивидуальной профилактики могут быть разделены на неспециализированные (созданы для выполнения непрофи-
И.А. УВАРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России)
лактических функций, однако в силу специфики деятельности могут заниматься предупреждением правонарушений, например, религиозные организации) и специализированные (профилактическая функция является одной из основных или должна быть таковой).
Субъекты индивидуальной профилактики могут быть классифицированы по степени профессионализации: 1) служащие государственныхор-ганов; 2) члены и сотрудникиобщественных организаций; 3) граждане, выполняющие профилактические функции самостоятельно в рамках общей программы профилактики правонарушений.
Мы предлагаем следующую классификацию субъектов пенитенциарной профилактики с делением на три группы.
Первая группа - те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику.
Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций.
Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений.
Исходя из задач и содержания деятельности, направленной на предупреждение преступности, субъекты можно разделить на неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.
Неспециализированные субъекты пенитенциарной профилактики - это хозяйствующие структуры и органы, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение осужденных, а также участвующие в различных областях жизнедеятельности исправительного учреждения. К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные объединения, правозащитные и религиозные организации, которые принимают участие в исправлении осужденных (ч. 1 ст. 23 УИК РФ).
Кроме того, в структуре исправительных учреждений существуют производственные службы, которые посредством включения осужденных в трудовые отношения выполняют серьезную профилактическую функцию по устранению условий, способствующих совершению преступлений.
К числу частично специализированных субъектов пенитенциарной профилактики относятся структурные подразделения испра-
вительных учреждений, которые в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профилактики. В соответствии со своими полномочиями в различных сферах деятельности исправительных учреждений они используют разнообразные средства и методы выявления причин и условий, способствующих пенитенциарной преступности, и принимают меры к их устранению. К ним относятся:
- психологическая служба исправительных учреждений, осуществляющая психодиагностические обследования осужденных, прибывающих в места лишения свободы. Данная служба также вносит предложения о постановке отдельных осужденных на профилактический учет или распределении по отрядам, переводе из одного отряда в другой;
- медицинские отделы исправительных учреждений, которые обязаны вносить предложения начальнику учреждения о постановке на профилактический учет осужденных, имеющих психические расстройства, осуществлять меры по предотвращению с их стороны агрессивного поведения, противоправных действий.
Специализированные субъекты пенитенциарной профилактики - это структурные подразделения исправительных учреждений, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными.
Основным звеном, осуществляющим общую координацию профилактической работы в исправительных учреждениях, выступают отделы воспитательной работы с осужденными, профилактическая функция которых состоит в проведении индивидуально-воспитательной и массовой работы с осужденными.
Следующими специализированными субъектами пенитенциарной профилактики выступают отделы безопасности. Контроль за правильным выполнением распорядка и соблюдением правил поведения осужденными, постоянное совершенствование системы надзора - основные профилактические мероприятия. Сотрудники отдела безопасности осуществляют постановку осужденных на профилактический учет и снятие с него, ведут картотеку? На них лежит обязанность проводить служебные расследования фактов проникновения к осужденным запрещенных предметов. Путем усиленного гласного надзора достигаются цели профилактического воздействия на осужденных, занимающих-
ся поборами и притесняющих других осужденных, лиц, склонных к побегу, организаторов либо активных участников картежных или других азартных игр.
Еще одним важным субъектом профилактики пенитенциарной преступности являются оперативные отделы исправительных учреждений, которые осуществляют сбор информации, способствующей выявлению, предотвращению и пресечению преступлений, изучают негативные тенденции в среде осужденных, состоящих на профилактическом учете, обеспечивают негласный контроль за их поведением.
Отделы охраны исправительных учреждений осуществляют профилактические мероприятия, связанные с перекрытием каналов проникновения к осужденным запрещенных предметов, обеспечивают надлежащий пропускной режим на контрольно-пропускных пунктах, усиливают плотность инженерных заграждений в запретной зоне по периметру охраняемого объекта, в первую очередь противоперебросо-вых сооружений.
Самостоятельный субъектпрофилактики пенитенциарной преступности - прокуратура. Место и роль прокуратуры в системе пенитенциарной профилактики определяются ее функцией надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но
и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.
Таким образом, анализ всех возможных вариантов классификации субъектовпрофилактики позволяет утверждать, что наиболее приемлемой является классификация в зависимости от уровня профилактического воздействия:
1) субъекты, непосредственно проводящие индивидуальную профилактику (начальники отрядов, воспитатели и сотрудники воспитательных отделов воспитательных и исправитель ных колоний; родственники осужденных);
2) субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций (сотрудникивсех структурных подразделений исправительных учреждений);
3) субъекты, занятые преимущественно ру-ководствомили координацией деятельности уголовно-исполнительной системы (ФСИН России, территориальные управления ФСИН России).
Приведенное деление условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектовв каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, опираясь как на горизонтальные, так и на вертикальные связи (в зависимости от уровня решаемых задач).