УДК 338.27
Т.Г. Рудакова, T.G. Rudakova
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
FEATURES CLASSIFICATION OF RISKS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
В статье изложен подход по управлению дошкольными образовательными учреждениями. Выделены особенности классификации рисков в дошкольных образовательных учреждениях. Предложена модель управления рисками детского сада.
In the article approach for the management of pre-school educational institutions. Highlighted features classification of risks in preschool educational institutions. Proposed risk management model of the kindergarten.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждения, внешние риски, внутренние риски, управление рисками
Keywords: pre-school educational institutions, external risks, internal risks, risk management
В процессе функционирования и развития общества огромную роль в этом процессе отводится образованию, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются ими.
В современной России происходит изменение условий функционирования рынка образовательных услуг, что актуализирует вопросы, связанные с управлением рисками в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), поскольку начинает усиливаться конкуренция в этом сегменте рынка, появляются коммерческие детские садики, центры развития, что влечет за собой увеличение управленческих и особенно финансовых рисков за неправильно принятые решения [1]. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутридошкольных механизмов управления рисками, тем более что на сегодняшний день общепризнанный теоретический подход к проблеме управления рисками в сфере образования отсутствует.
Образование — достаточно специфическая область, для которой характерны свои особые риски, отличные от традиционно рассматривающихся в теории риск-менеджмента. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели оказание качественных образовательных услуг [2]. Если рассматривать детский сад как целостный организм, то увидим, что он связан конкретными отношениями с потребителями образовательных услуг: обществом, государством, начальной школой, отдельными гражданами, и вместе с тем это социальный институт с разнообразными внутренними отношениями и связями.[3] Выделим основные признаки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) как системы: целостность; открытость; динамичность; иерархичность; наличие множества целей; структурность.
Если раньше достаточное и своевременное ресурсное обеспечение защищало государственные ДОУ от многих рисков, то сейчас их функционирование в значительной степени зависит от грамотного и конкурентоспособного менеджмента, который должен способствовать повышению эффективности их деятельности и снизить влияние неблагоприятных факторов. Законодательное отнесение ДОУ к некоммерческой организации определяет двойственность его положения, которое заключается в необходимости удовлетворять одновременно как социальным (государственным), так и рыночным требованиям. Кроме того, ДОУ столкнулись с необходимостью поиска резервов своего дальнейшего развития, вызванного ужесточением конкуренции, расширением и усложнением их хозяйственной деятельности, а также практически исчерпанными возможностями и условиями экстенсивного развития.
Модернизация сферы дошкольного образования и связанное с этим изменение внешних условий осуществления деятельности требует от детских садов:
1. Запуска процессов разработки и принятия практичных миссий и стратегий
2. Разработки инновационных моделей устройства ДОУ и совершенствования системы управления
3. Массовое внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий
4. Разработка и внедрение новых моделей управления персоналом ДОУ.
5. Использования современных моделей финансового управления.
Для реализации данной концепции и сокращения рисков необходимо внедрять в ДОУ систему риск - менеджмента.
Риск-менеджмент в России находится в стадии становления. Это обусловлено тем, что данная категория долгое время не рассматривалась в качестве теоретических исследований, а относилась только к практике, к проблематике искусства управления. Поскольку именно факторы внешней среды во многом влияют на тенденции развития в дошкольном образовании, то в условиях рыночной экономики использование методов управления рисками позволит ДОУ совершенствовать свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов, а также неустойчивой внешней среды. Большинство передовых ОУ внедряют свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями: отсутствием стандартизированных методик и затруднением адаптации используемых; отсутствием сравнительной базы экономических показателей, специалистов и структур по управлению рисками. В связи с этим проведем классификацию рисков для дошкольного образовательного учреждения таблице 1
Таблица 1
Внешние риски Внутренние риски
Уменьшение бюджетной составляющей финансирования Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг
Экономический кризис Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка
Изменение демографической ситуации Неэффективность работы РЯ-служб
Недофинансирование или задержка финансирования из федерального бюджета Имидж ДОУ на рынке
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда Структура управления образовательным учреждением
Изменение законодательства РФ в области образования Недостаточное развитие материальной базы
Изменение требований общества к дошкольному образованию Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации воспитателей, программы обмена воспитателей, привлечение сторонних специалистов и др.)
Увеличение конкуренции Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников
В деятельности муниципальных детских садов присутствуют допустимые риски, критические и катастрофические наличествуют крайне редко. С одной стороны, это обусловлено тем, что государство, исходя из принципа субсидиарной ответственности, ограничивает объемы и содержание самостоятельной экономической деятельности этих учреждений, снижая тем самым риски неисполнения обязательств и несения убытков. С другой - жесткой регламентацией образовательной деятельности, обязательным лицензированием и аккредитацией образовательных программ.
Для коммерческих детских садов вероятность наступления критических рисковых ситуаций, связанных с нехваткой, прежде всего финансовых ресурсов для развития и достижения поставленных стратегических и тактических целей значительно возрастает.
Для управления рисками в ДОУ предложим следующую модель рис.1
Рис. 1. Модель управления рисками дошкольных образовательных учреждений
Внедрение предложенной модели управления рисками позволит сформировать реестр рисков дошкольных образовательных учреждений, повести количественную и качественную оценку рисков и разработать мероприятия по управлению рисками
Библиографический список
1. Чернявский, Д. И. Использование ролевого метода в системе менеджмента качества в высших учебных заведениях / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, К. В. Катык // Научное обозрение. -2014. - № 3. - С. 297 - 303.
2. Костюкова, Т. П. Модель управления рисками образовательного учреждения / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информационно-управляющие системы. - 2011. - № 2 (51). - С. 73 - 76.
3. Чернявский, Д. И. Риск - менеджмент в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, Т. Г. Рудакова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2012. - № 5 (122). - С. 53-55.