УДК 33827 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ
Д. В. РУДАКОВ Т. Г. РУДАКОВА
Омский государственный технический университет
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
В статье рассматриваются проблемы влияния факторов внешней среды на деятельность детских дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности. Выделены три группы риска, оказывающие воздействие на бизнес-модель учреждения дошкольного образования. Полученные результаты могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях города Омска и Сибирского региона. Ключевые слова: система риск-менеджмента, дошкольные образовательные учреждения, бизнес-модель.
В последние годы очень много говорится о ценности и важности человеческого ресурса для нашего государства. Начинается развитие этого ресурса с самого раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Если рассматривать детский сад как целостный организм, то увидим, что он связан конкретными отношениями с потребителями образовательных услуг: обществом, государством, начальной школой, отдельными гражданами, и вместе с тем это социальный институт с разнообразными внутренними отношениями и связями. Выделим основные признаки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) как системы: целостность; открытость; динамичность; иерархичность; наличие множества целей; структурность.
Открытость внешней среде — одно из базовых системных свойств ДОУ. Оно отражает протекание трех таких процессов как: поступление социального ресурса из внешней среды, преобразование этого ресурса в результате осуществления основной деятельности ДОУ и передачу образовательного продукта, т.е. ребенка определенного уровня подготовки (обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, а также физически и психологически готового к обучению в начальной школе), образовательному учреждению. Рассматривая ДОУ как открытую систему, мы можем выделить два уровня взаимодействия ДОУ с внешним окружением: на уровне макро- и мезосреды. Это влияние схематично показано на рис. 1.
Поскольку именно факторы внешней среды во многом влияют на тенденции развития в дошкольном образовании, то в условиях рыночной экономики использование методов управления рисками позволит ДОУ совершенствовать свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов, а также неустойчивой внешней среды.
Если рассматривать содержание, вкладываемое в понятие риск, то можно выделить три направления:
1. Риск, как общесоциологическая характеристика любого вида целесообразной деятельности человека в условиях ограниченности ресурсов и информационной неопределённости.
2. Риск, как результат накопления регрессионного потенциала, связанного с необратимыми последствиями социально-экономических изменений.
3. Риск, как форма неопределенности результата, которая связана с особым видом хозяйственной деятельности — предпринимательством.
Таким образом, риск — это вероятность наступления событий, в результате которых возможны непредвиденные потери дохода, имущества, денежных средств и т.п.
Риск всегда обозначает вероятностный характер какого-либо события, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата, хотя его можно описать и как вероятность получить результат, не схожий с ожидаемым.
Сам риск, как феномен, обладает характерными свойствами:
Неопределённость. Риск существует тогда и только тогда, когда возможно не единственное развитие событий.
Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу (убытку) или другому негативному последствию.
Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение «предполагающего» о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода (в противном случае это угроза или опасность).
Значимость. Риск существует, когда предполагаемое событие имеет практическое значение и затрагивает интересы хотя бы одного субъекта. Риск без принадлежности не существует.
Концепция корпоративного риск-менеджмента в рамках всей организации (enterprise-wide risk management, ERM), рассматривает риск как вероятность потерь, возникающих при принятии неверных или непринятия нужных управленческих решений. Эта концепция позволяет нам утверждать, что наряду с общими, характерными для всех видов деятельности, рисками, существуют специфические, которые присущи только тому или иному виду человеческой деятельности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
%
Рис. 1. Схема влияния факторов внешней среды на деятельность ДОУ
В сфере дошкольного образования риск будет заключаться в возможной опасности получения незапланированного результата из-за изменения условий образовательной среды детского сада под влиянием внутренних и внешних факторов. Например, в результате недостаточного финансирования образовательной деятельности может возникнуть опасность того, что не будет обеспечен необходимый уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, что существенно снизит уровень готовности к школе.
В деятельности муниципальных детских садов присутствуют допустимые риски, критические и катастрофические наличествуют крайне редко. С одной стороны, это обусловлено тем, что государство, исходя из принципа субсидиарной ответственности, ограничивает объемы и содержание самостоятельной экономической деятельности этих учреждений, снижая тем самым риски неисполнения обязательств и несения убытков. С другой — жесткой регламентацией образовательной деятельности, обязательным лицензированием и аккредитацией образовательных программ.
Для коммерческих детских садов вероятность наступления критических рисковых ситуаций, связанных с нехваткой прежде всего финансовых ресурсов для развития и достижения поставленных стратегических и тактических целей значительно возрастает. Негосударственные дошкольные образовательные учреждения принимают на себя серьезные финансовые обязательства по арендным и коммунальным платежам, использованию средств коммуникации, оплате труда воспитателей и вспомогательного персонала и несут самостоятельную имущественную
ответственность за находящиеся в его распоряжения денежные средства. В отличие от образовательных бюджетных учреждений, образовательные организации, создаваемые в форме автономных учреждений, вправе открывать счета в кредитных организациях. Закон допускает участие автономного учреждения в качестве участника хозяйственного товарищества и право вносить имущество в состав его складочного капитала. Обозначенная имущественная самостоятельность автономного учреждения обусловливает более широкую, по сравнению с иными видами учреждений, ответственность. Автономное учреждение в соответствии с п. 4 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях» отвечает по своим обязательствам даже закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом. Значительные различия в механизме финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений, во многом определяют уровень потерь при наступлении рисковых ситуаций и возможность применения методов управления рисками в их деятельности [1, 2].
Рискообразующие факторы могут проявляться по-разному, имеют свои особенности, а роль одних и тех же факторов в разных ситуациях может быть неодинакова.
Так, низкая заработная плата по сравнению со средней зарплатой в регионе в условиях относительно стабильной экономической ситуации ведет к тому, что из дошкольного образования начинается утечка квалифицированных, опытных и креативных сотрудников, которые хотят более достойного уровня жизни, достигаемого более высокой оплатой труда. Если вспомнить «лихие 90-е», когда полугодиями
и годами не выплачивалась заработная плата в различных организациях, то многие старые заведующие порасскажут, что тогда в нянечки шли специалисты высших категорий. Устраивались, чтоб хоть как-то прокормить детей или внуков.
Ещё один риск в дошкольном образовании связан с тем, что до сих пор законодательно не установлен статус дошкольного образования в системе непрерывного образования РФ. Дошкольное, равно как и дополнительное образование, не являются ни уровнями, ни ступенями в этой системе. Отсюда и идет риск недофинансирования бюджетных ДОУ, т.к. дошкольное образование финансируется у нас по остаточному принципу. В коммерческих же ДОУ этот риск становится минимальным, т.к. эти учреждения сами регулируют свои финансовые потоки.
На сегодняшний день детские сады сами вправе выбирать программу, по которой они будут работать; методическую литературу они должны подбирать себе тоже сами. Проблема в том, что действительно грамотной, отвечающей всем требованиям сегодняшнего дня литературы очень мало, даже катастрофически мало; собирать ее приходится буквально по крупицам [3].
Очень актуальным на сегодняшний день является риск, связанный с квалификацией персонала. По данным Омскстата, в 2011 году воспитателей с высшим педагогическим образованием по Омску и области было 35,6 %, а среднее профессиональное имеют 60 %; тогда как в общеобразовательной школе учителя с высшим образованием составляют 78 %. Благодаря Омскому государственному педагогическому университету, ситуация в Омске и Омской области с подготовкой кадров для дошкольных учреждений одна из лучших в Западной Сибири [4]. Но этих усилий недостаточно, т.к. педагоги с высшим образованием являются более креативными, обладают более гибким и мобильным мышлением. Находя нестандартные решения в различных ситуациях, они учат нестандартному мышлению и своих воспитанников. Ведь мало просто передать ребенку информацию, необходимо научить его анализировать, понимать и применять ее. Воспитание сегодня перестает быть просто ремеслом, оно превращается в творчество.
Сейчас основной состав сотрудников в детских садах Омска и Омской области — женщины в возрасте от 30 до 35 лет. Это молодые мамы, в основном имеющие детей дошкольного возраста. Сложившаяся ситуация с нехваткой мест в муниципальных детских садах вынуждает их идти работать в детский сад, чтоб получить место, подчас оставляя более выгодную работу. И работают они ровно до тех пор, пока их ребенок не начнет посещать начальную школу. В коммерческих же детских садах, по признанию самих же сотрудников, зачастую складывается морально тяжелая атмосфера из-за особой ментальности обеспеченных мам.
Несмотря на огромную нехватку мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, на сегодняшний день очень мало открывается коммерческих учреждений данного типа. Это связано с трудностями в получении документов на осуществление этого вида деятельности. Многие предприниматели оформляют свои частные детские сады как центры развития с почасовым пребыванием в группе или группы неполного дня. При этом довольно большое количество их летом 2012 года было закрыто. Связанно это было с несоответствием данных учреждений санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.
Особый вопрос составляет величина оплаты пребывания ребенка в детском саду. Многие родители согласны (при наличии достаточных средств в семейном бюджете или при наличии иной помощи) платить за пребывание ребенка в этих учреждениях.
Ежемесячная плата за ребенка в коммерческом детском саду на сегодняшний день составляет от 8 до 12 тысяч. В муниципальном же детском саду — 1500 рублей. И если в семье 2 — 3 ребенка, а совокупный доход обоих родителей составляет порядка 30 тысяч рублей в месяц, то эта услуга становится просто недоступной [5].
Образование и воспитание не относится к отрасли, приносящей сверхприбыль, скорее наоборот. Но они нужны для решения социальных задач. Хотя получение прибыли является приоритетным для коммерческих ДОУ, они наравне с бюджетными решают социальные задачи.
Проблема с нехваткой мест в дошкольных учреждениях стоит остро по всей стране. Усилий муниципальных властей в этой области недостаточно, и коммерческие детские сады помогают хоть немного улучшить эту ситуацию.
Применение риск-менеджмента в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности в Омской области позволит осуществлять прогнозирование, количественное измерение рисков в деятельности дошкольных образовательных учреждений, разрабатывать мероприятия для предотвращения рисков, через управления рисками.
Библиографический список
1. Чернявский, Д. И. Применение системного подхода к понятию трудового потенциала / Д. И. Чернявский, К. В. Катык, Д. В. Рудаков // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2013. — № 2 (116) — С. 57 — 60.
2. Чернявский, Д. И. Применение системного подхода к понятию трудового потенциала / Д. И. Чернявский, И. А. Блинова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2012. - № 2 (112). - С. 71-73.
3. Федина, Н. В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Федина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 1. -С. 10-20.
4. Щеткин, И. М. К вопросу о кадровой ситуации в системе образования Сибири / И. М. Щеткин // Образование Омской области. - 2011. - № 04 (27) декабрь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.omskedu.ru/index.php?cat = 8&arttext = 3137 (дата обращения: 30.05.2013).
5. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. -Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/resources/ 94696b004e8f51ed86e7977904886701/zpl-obr_03-13.htm (дата обращения: 14.05.2013).
ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент».
Адрес для переписки: maneg 1 @omgtu. ru РУДАКОВ Дмитрий Витальевич, кандидат технических наук; доцент кафедры «Менеджмент». РУДАКОВА Татьяна Геннадиевна, аспирантка кафедры « Менеджмент».
Статья поступила в редакцию 30.05.2013 г.
© Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, Т. Г. Рудакова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ