Научная статья на тему 'Риск-менеджмент в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности'

Риск-менеджмент в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Рудаков Дмитрий Витальевич, Рудакова Татьяна Геннадиевна

В статье рассматриваются проблемы влияния факторов внешней среды на деятельность детских дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности. Выделены три группы риска, оказывающие воздействие на бизнес-модель учреждения дошкольного образования. Полученные результаты могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях города Омска и Сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management in activity of preschool educational institutions of various forms of ownership

In the article problems of the influence of factors of environment on activity of child care preschool educational institutions of various forms of ownership are considered. Three groups of the risk making impact on business model of establishment of preschool education are allocated. The received results can be used in preschool educational institutions of the city of Omsk and the Siberian region.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности»

УДК 33827 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ

Д. В. РУДАКОВ Т. Г. РУДАКОВА

Омский государственный технический университет

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

В статье рассматриваются проблемы влияния факторов внешней среды на деятельность детских дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности. Выделены три группы риска, оказывающие воздействие на бизнес-модель учреждения дошкольного образования. Полученные результаты могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях города Омска и Сибирского региона. Ключевые слова: система риск-менеджмента, дошкольные образовательные учреждения, бизнес-модель.

В последние годы очень много говорится о ценности и важности человеческого ресурса для нашего государства. Начинается развитие этого ресурса с самого раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Если рассматривать детский сад как целостный организм, то увидим, что он связан конкретными отношениями с потребителями образовательных услуг: обществом, государством, начальной школой, отдельными гражданами, и вместе с тем это социальный институт с разнообразными внутренними отношениями и связями. Выделим основные признаки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) как системы: целостность; открытость; динамичность; иерархичность; наличие множества целей; структурность.

Открытость внешней среде — одно из базовых системных свойств ДОУ. Оно отражает протекание трех таких процессов как: поступление социального ресурса из внешней среды, преобразование этого ресурса в результате осуществления основной деятельности ДОУ и передачу образовательного продукта, т.е. ребенка определенного уровня подготовки (обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, а также физически и психологически готового к обучению в начальной школе), образовательному учреждению. Рассматривая ДОУ как открытую систему, мы можем выделить два уровня взаимодействия ДОУ с внешним окружением: на уровне макро- и мезосреды. Это влияние схематично показано на рис. 1.

Поскольку именно факторы внешней среды во многом влияют на тенденции развития в дошкольном образовании, то в условиях рыночной экономики использование методов управления рисками позволит ДОУ совершенствовать свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов, а также неустойчивой внешней среды.

Если рассматривать содержание, вкладываемое в понятие риск, то можно выделить три направления:

1. Риск, как общесоциологическая характеристика любого вида целесообразной деятельности человека в условиях ограниченности ресурсов и информационной неопределённости.

2. Риск, как результат накопления регрессионного потенциала, связанного с необратимыми последствиями социально-экономических изменений.

3. Риск, как форма неопределенности результата, которая связана с особым видом хозяйственной деятельности — предпринимательством.

Таким образом, риск — это вероятность наступления событий, в результате которых возможны непредвиденные потери дохода, имущества, денежных средств и т.п.

Риск всегда обозначает вероятностный характер какого-либо события, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата, хотя его можно описать и как вероятность получить результат, не схожий с ожидаемым.

Сам риск, как феномен, обладает характерными свойствами:

Неопределённость. Риск существует тогда и только тогда, когда возможно не единственное развитие событий.

Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу (убытку) или другому негативному последствию.

Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение «предполагающего» о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода (в противном случае это угроза или опасность).

Значимость. Риск существует, когда предполагаемое событие имеет практическое значение и затрагивает интересы хотя бы одного субъекта. Риск без принадлежности не существует.

Концепция корпоративного риск-менеджмента в рамках всей организации (enterprise-wide risk management, ERM), рассматривает риск как вероятность потерь, возникающих при принятии неверных или непринятия нужных управленческих решений. Эта концепция позволяет нам утверждать, что наряду с общими, характерными для всех видов деятельности, рисками, существуют специфические, которые присущи только тому или иному виду человеческой деятельности.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

%

Рис. 1. Схема влияния факторов внешней среды на деятельность ДОУ

В сфере дошкольного образования риск будет заключаться в возможной опасности получения незапланированного результата из-за изменения условий образовательной среды детского сада под влиянием внутренних и внешних факторов. Например, в результате недостаточного финансирования образовательной деятельности может возникнуть опасность того, что не будет обеспечен необходимый уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, что существенно снизит уровень готовности к школе.

В деятельности муниципальных детских садов присутствуют допустимые риски, критические и катастрофические наличествуют крайне редко. С одной стороны, это обусловлено тем, что государство, исходя из принципа субсидиарной ответственности, ограничивает объемы и содержание самостоятельной экономической деятельности этих учреждений, снижая тем самым риски неисполнения обязательств и несения убытков. С другой — жесткой регламентацией образовательной деятельности, обязательным лицензированием и аккредитацией образовательных программ.

Для коммерческих детских садов вероятность наступления критических рисковых ситуаций, связанных с нехваткой прежде всего финансовых ресурсов для развития и достижения поставленных стратегических и тактических целей значительно возрастает. Негосударственные дошкольные образовательные учреждения принимают на себя серьезные финансовые обязательства по арендным и коммунальным платежам, использованию средств коммуникации, оплате труда воспитателей и вспомогательного персонала и несут самостоятельную имущественную

ответственность за находящиеся в его распоряжения денежные средства. В отличие от образовательных бюджетных учреждений, образовательные организации, создаваемые в форме автономных учреждений, вправе открывать счета в кредитных организациях. Закон допускает участие автономного учреждения в качестве участника хозяйственного товарищества и право вносить имущество в состав его складочного капитала. Обозначенная имущественная самостоятельность автономного учреждения обусловливает более широкую, по сравнению с иными видами учреждений, ответственность. Автономное учреждение в соответствии с п. 4 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях» отвечает по своим обязательствам даже закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом. Значительные различия в механизме финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений, во многом определяют уровень потерь при наступлении рисковых ситуаций и возможность применения методов управления рисками в их деятельности [1, 2].

Рискообразующие факторы могут проявляться по-разному, имеют свои особенности, а роль одних и тех же факторов в разных ситуациях может быть неодинакова.

Так, низкая заработная плата по сравнению со средней зарплатой в регионе в условиях относительно стабильной экономической ситуации ведет к тому, что из дошкольного образования начинается утечка квалифицированных, опытных и креативных сотрудников, которые хотят более достойного уровня жизни, достигаемого более высокой оплатой труда. Если вспомнить «лихие 90-е», когда полугодиями

и годами не выплачивалась заработная плата в различных организациях, то многие старые заведующие порасскажут, что тогда в нянечки шли специалисты высших категорий. Устраивались, чтоб хоть как-то прокормить детей или внуков.

Ещё один риск в дошкольном образовании связан с тем, что до сих пор законодательно не установлен статус дошкольного образования в системе непрерывного образования РФ. Дошкольное, равно как и дополнительное образование, не являются ни уровнями, ни ступенями в этой системе. Отсюда и идет риск недофинансирования бюджетных ДОУ, т.к. дошкольное образование финансируется у нас по остаточному принципу. В коммерческих же ДОУ этот риск становится минимальным, т.к. эти учреждения сами регулируют свои финансовые потоки.

На сегодняшний день детские сады сами вправе выбирать программу, по которой они будут работать; методическую литературу они должны подбирать себе тоже сами. Проблема в том, что действительно грамотной, отвечающей всем требованиям сегодняшнего дня литературы очень мало, даже катастрофически мало; собирать ее приходится буквально по крупицам [3].

Очень актуальным на сегодняшний день является риск, связанный с квалификацией персонала. По данным Омскстата, в 2011 году воспитателей с высшим педагогическим образованием по Омску и области было 35,6 %, а среднее профессиональное имеют 60 %; тогда как в общеобразовательной школе учителя с высшим образованием составляют 78 %. Благодаря Омскому государственному педагогическому университету, ситуация в Омске и Омской области с подготовкой кадров для дошкольных учреждений одна из лучших в Западной Сибири [4]. Но этих усилий недостаточно, т.к. педагоги с высшим образованием являются более креативными, обладают более гибким и мобильным мышлением. Находя нестандартные решения в различных ситуациях, они учат нестандартному мышлению и своих воспитанников. Ведь мало просто передать ребенку информацию, необходимо научить его анализировать, понимать и применять ее. Воспитание сегодня перестает быть просто ремеслом, оно превращается в творчество.

Сейчас основной состав сотрудников в детских садах Омска и Омской области — женщины в возрасте от 30 до 35 лет. Это молодые мамы, в основном имеющие детей дошкольного возраста. Сложившаяся ситуация с нехваткой мест в муниципальных детских садах вынуждает их идти работать в детский сад, чтоб получить место, подчас оставляя более выгодную работу. И работают они ровно до тех пор, пока их ребенок не начнет посещать начальную школу. В коммерческих же детских садах, по признанию самих же сотрудников, зачастую складывается морально тяжелая атмосфера из-за особой ментальности обеспеченных мам.

Несмотря на огромную нехватку мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, на сегодняшний день очень мало открывается коммерческих учреждений данного типа. Это связано с трудностями в получении документов на осуществление этого вида деятельности. Многие предприниматели оформляют свои частные детские сады как центры развития с почасовым пребыванием в группе или группы неполного дня. При этом довольно большое количество их летом 2012 года было закрыто. Связанно это было с несоответствием данных учреждений санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.

Особый вопрос составляет величина оплаты пребывания ребенка в детском саду. Многие родители согласны (при наличии достаточных средств в семейном бюджете или при наличии иной помощи) платить за пребывание ребенка в этих учреждениях.

Ежемесячная плата за ребенка в коммерческом детском саду на сегодняшний день составляет от 8 до 12 тысяч. В муниципальном же детском саду — 1500 рублей. И если в семье 2 — 3 ребенка, а совокупный доход обоих родителей составляет порядка 30 тысяч рублей в месяц, то эта услуга становится просто недоступной [5].

Образование и воспитание не относится к отрасли, приносящей сверхприбыль, скорее наоборот. Но они нужны для решения социальных задач. Хотя получение прибыли является приоритетным для коммерческих ДОУ, они наравне с бюджетными решают социальные задачи.

Проблема с нехваткой мест в дошкольных учреждениях стоит остро по всей стране. Усилий муниципальных властей в этой области недостаточно, и коммерческие детские сады помогают хоть немного улучшить эту ситуацию.

Применение риск-менеджмента в деятельности дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности в Омской области позволит осуществлять прогнозирование, количественное измерение рисков в деятельности дошкольных образовательных учреждений, разрабатывать мероприятия для предотвращения рисков, через управления рисками.

Библиографический список

1. Чернявский, Д. И. Применение системного подхода к понятию трудового потенциала / Д. И. Чернявский, К. В. Катык, Д. В. Рудаков // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2013. — № 2 (116) — С. 57 — 60.

2. Чернявский, Д. И. Применение системного подхода к понятию трудового потенциала / Д. И. Чернявский, И. А. Блинова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2012. - № 2 (112). - С. 71-73.

3. Федина, Н. В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Федина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 1. -С. 10-20.

4. Щеткин, И. М. К вопросу о кадровой ситуации в системе образования Сибири / И. М. Щеткин // Образование Омской области. - 2011. - № 04 (27) декабрь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.omskedu.ru/index.php?cat = 8&arttext = 3137 (дата обращения: 30.05.2013).

5. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. -Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/resources/ 94696b004e8f51ed86e7977904886701/zpl-obr_03-13.htm (дата обращения: 14.05.2013).

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент».

Адрес для переписки: maneg 1 @omgtu. ru РУДАКОВ Дмитрий Витальевич, кандидат технических наук; доцент кафедры «Менеджмент». РУДАКОВА Татьяна Геннадиевна, аспирантка кафедры « Менеджмент».

Статья поступила в редакцию 30.05.2013 г.

© Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, Т. Г. Рудакова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.