Научная статья на тему 'Особенности католической мариологии в контексте социальной политики понтификата Льва XIII'

Особенности католической мариологии в контексте социальной политики понтификата Льва XIII Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римско-Католическая Церковь / Дева Мария / Святое Семей­ство / папа Римский Лев XIII / социально-политическая доктрина / мариология / Западная Европа / Romаn Catholic Church / Virgin Maria / Holy Family / Roman Pope Leo XIII / social-political doctrine / Mariology / West Europe

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барабанов Сергей Борисович

Статья посвящена характерным особенностям католической мариологии, возникшим в понтификат Льва XIII, последнего Римского папы XIX в. и первого понтифика XX в. (1878–1903). Придавая большое значение мариинской религиозности в Католической Церкви, находившейся под усиленным давлением светских антиклерикалов, Лев XIII, исходя из искренней личной позиции, выраженной в официальных документах его понтификата, способствовал еще большему почитанию Девы Марии в качестве консолидирующего католиков фактора и религиозного ответа на вызовы секуляризированного буржуазного общества. Это породило новые стороны католической мариологии, православно осмысляемые в данном исследовании. В контексте этой проблемы в статье представлен анализ мариинского магистериума Льва XIII — специфической области теологического и литературного наследия этого понтифика, практически не изученной отечественной богословской наукой. Кроме того, именно Лев XIII первым из Римских пап предложил христианское понимание жизни в качестве главного инструмента для разрешения социальных противоречий буржуазного мира, благодаря чему деятельность Римской Церкви более чем на полвека, вплоть до Второго Ватиканского Собора, приобрела выраженную социальную направленность, отмеченную развитием свойственного только для нее «мариинского» монашества, связанного с благотворительной, образовательной и медицинской деятельностью. Таким образом, усиление почитания Девы Марии, осуществленное Львом XIII, стало частью религиозной основы при реализации идей социального католицизма, преследовавшего цели улучшить жизнь обездоленных без кровопролитной классовой борьбы. Отдельная сторона статьи — попытка освещения вопроса, связанного с несвойственной православию спецификой католического почитания Святого Семейства, что неотделимо от интересующей нас проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Catholic Mariology in the Context of Social Policy of the Pontificate of Leo XIII

This article is devoted to the characteristic features of Catholic Mariology appeared in the pontificate of Leo XIII (1878–1903), the last Pope of Rome in the 19th century and the first pontiff of the 20th century (1878–1903). Based on a sincere personal position expressed in the official documents of his pontificate, Leo XIII contributed to an even greater veneration of the Virgin Mary as a consolidating factor for Catholics and a religious response to the secularized bourgeois society, attaching great importance to the faith in the Virgin Mary in the Catholic Church, which was under increased pressure from secular anti-clericals. This, however, gave rise to new speculative aspects of Catholic Mariology, comprehended from the perspective of Orthodoxy in this study. In the context of this problem, the article presents a critical analysis of the Marial magisterium of Leo XIII — a specific and extremely interesting field of the theological and literary heritage of this Pontiff, which is almost not studied by domestic theological science. In addition, it was Leo XIII who was the first of the Roman popes to propose a Christian understanding of life as the main tool for resolving the social contradictions of the bourgeois world, thanks to which the activity of the Roman Church for more than half a century, up to the Second Vatican Council, acquired a pronounced social orientation, marked by the appearance of «marial» monkhood, connected with the charity, educational and medical activity. Thus, the strengthening of the veneration of the Virgin Mary, carried out by Leo XIII, became an essential part of the religious basis for implementing the ideas of social Catholicism, which pursued the goal of improving the life of unfortunate without the bloody classic battle. A separate side of the article is an attempt to highlight the issue related to the specifics of the Catholic veneration of the Holy Family, which is inseparable from the issues of interest to us.

Текст научной работы на тему «Особенности католической мариологии в контексте социальной политики понтификата Льва XIII»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 43. 51-69

УДК 232.931

БОЪ 10.24412/2224-5391-2023-43-51-69

иеромонах Сергий (С. Б. Барабанов)

ОСОБЕННОСТИ КАТОЛИЧЕСКОЙ МАРИОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОНТИФИКАТА ЛЬВА XIII

Аннотация. Статья посвящена характерным особенностям католической мари-ологии, возникшим в понтификат Льва XIII, последнего Римского папы XIX в. и первого понтифика XX в. (1878-1903). Придавая большое значение мариинской религиозности в Католической Церкви, находившейся под усиленным давлением светских антиклерикалов, Лев XIII, исходя из искренней личной позиции, выраженной в официальных документах его понтификата, способствовал еще большему почитанию Девы Марии в качестве консолидирующего католиков фактора и религиозного ответа на вызовы секуляризированного буржуазного общества. Это породило новые стороны католической мариологии, православно осмысляемые в данном исследовании. В контексте этой проблемы в статье представлен анализ мариинского магистериума Льва XIII — специфической области теологического и литературного наследия этого понтифика, практически не изученной отечественной богословской наукой. Кроме того, именно Лев XIII первым из Римских пап предложил христианское понимание жизни в качестве главного инструмента для разрешения социальных противоречий буржуазного мира, благодаря чему деятельность Римской Церкви более чем на полвека, вплоть до Второго Ватиканского Собора, приобрела выраженную социальную направленность, отмеченную развитием свойственного только для нее «мариинского» монашества, связанного с благотворительной, образовательной и медицинской деятельностью. Таким образом, усиление почитания Девы Марии, осуществленное Львом XIII, стало частью религиозной основы при реализации идей социального католицизма, преследовавшего цели улучшить жизнь обездоленных без кровопролитной классовой борьбы. Отдельная сторона статьи — попытка освещения вопроса, связанного с несвойственной православию спецификой католического почитания Святого Семейства, что неотделимо от интересующей нас проблематики.

Ключевые слова: Римско-Католическая Церковь, Дева Мария, Святое Семейство, папа Римский Лев XIII, социально-политическая доктрина, мариология, Западная Европа

Для цитирования: Барабанов С. Б. Особенности католической мариологии в контексте социальной политики понтификата Льва XIII // Вестник

© С. Б. Барабанов, 2023

51

Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 43. С. 51-69. DOI: 10.24412/22245391-2023-43-51-69

Сведения об авторе: Сергий (Барабанов Сергей Борисович), иеромонах — кандидат богословия, первый проректор и заведующий кафедрой церковно-практиче-ских дисциплин Ярославской духовной семинарии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5902-5702 (Россия, г. Ярославль). E-mail: o.sergy.barabanov@yandex.ru

Поступила в редакцию 06.03.2023 Принята к публикации 25.08.2023

В результате падения более чем тысячелетней папской светской власти и исчезновения в 1870 г. остатков церковного государства с политической карты Европы Римско-Католическая Церковь вступила в особый период своего бытия, осложненный нарастанием мирового социального кризиса. В контексте этого первостепенной задачей Льва XIII, избранного главой католиков в 1878 г., стали поиск точек соприкосновения с либеральной светской властью и острое противостояние социализму — общему врагу Церкви и капиталистических стран Европы и Нового Света.

В процессе адаптации папства к изменившимся условиям в годы понтификата Льва XIII (1878-1903) была сформулирована политическая доктрина, ставшая следствием идей епископа Вильгельма фон Кеттлера, Адольфа Коль-пинга, Джузеппе Тоньоло и их единомышленников, сторонником которых был данный папа. Впитавшая в себя традиционные для католицизма содержание и форму, она особо подчеркивала интересы пролетариата и крестьян, преследуя цели улучшить условия их жизни без кровопролитной классовой борьбы. Реализация этой доктрины на практике потребовала особой стратегии, в которой католическая мариология заняла далеко не последнее место благодаря присущему католикам специфическому почитанию Девы Марии '.

Как типичному итальянцу, выросшему в глубоко религиозной семье, Льву XIII с детства были прочно привиты эти характерные для римского христианства особенности почитания Божией Матери, а также принципы религиозности, связанные с поклонением «священной бедности» Христа. Будучи прекрасно образованным филантропом, поэтом-латинистом и римским аристократом, данный понтифик сочетал в себе редкие для современной ему знати взгляды, в отличии от многих своих предшественников по папству имея хорошую репутацию и будучи довольно скромным в бытовом отношении. Не идеализируя Льва XIII, стоит отметить, что эти качества, как и его глубокая религиозность и административные способности, отмечались не только католиче-

1 Папа Лев XIII являлся сторонником догматических нововведений Пия IX и в первую очередь догмата о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.).

скими авторами, но и широким кругом российской православной периодики последней четверти XIX в., что говорит о многом2.

Кроме того, к концу XIX в. мариологические практики имели самое широкое распространение, давнюю историческую основу и детально разработанные концепции благодаря авторитетным католическим теологам и монашеским орденам — в том числе францисканцам, к Третьему ордену3 которых Лев XIII принадлежал со своей матерью, оказавшей определяющее влияние на выбор и религиозные приоритеты своего сына4.

Однако, хотя личная религиозность Льва XIII и имела значение, стоит учесть и политический опыт его предшественника Пия IX (1846-1878), использовавшего особые чувства католиков к Деве Марии для привлечения внимания к своей персоне. Объявив о желании провозгласить догмат о непорочном зачатии, после бегства в Гаэту он ускорил этим свое возвращение в Рим, откуда был изгнан революционными волнениями, спровоцированными социальной напряженностью в обществе5.

Так, в энциклике «Ubi primum», написанной Пием IX из изгнания и ставшей начальным этапом длинного процесса, закончившегося публикацией буллы «Ineffabilis Deus»6, папа-реформатор известил епископат и паству о своем решении «возвеличить Пречистую Деву» и объявить, что Она «была зачата без пятна первородного греха», лишь формально спрашивая мнение своих иерархов7.

2 Речь идет о «Московских епархиальных ведомостях», «Ярославских епархиальных ведомостях», «Московских церковных ведомостях», «Костромских епархиальных ведомостях» и других изданиях 1880-1900-х гг., регулярно публиковавших в довольно положительном тоне заметки о набожности, приветливости, политкорректности, исключительной работоспособности, здоровье и скромном быте престарелого Льва XIII.

3 Помимо традиционных для ряда католических монашеских орденов мужской и женской ветвей, в некоторых орденах (в частности, у доминиканцев и францисканцев) существует так называемая «третья ветвь» для мирян, живущих обычной семейной жизнью или безбрачно в миру, но по определенному уставу конкретного ордена. Таких мирян называют терциарии.

4 Nafron J., de. Роре Leo XIII. His Life and Work. London, 1899. Р. 24-25. Папа Лев XIII под влиянием своей глубоко верующей матери — графини Анны Проспери Буцци (1773-1824), стал терциарием-францисканцем.

5 Речь идет о побеге Пия IX из Вечного города во время революционных событий 1848 г. После неудачного покушения на его персону в Квиринальском дворце в ноябре 1848 г., переодевшись в сутану рядового священника Пий IX бежал из Рима в неаполитанскую Гаэту. Забытый многими, по совету окружавших его иезуитов, о чем свидетельствуют многочисленные западные историки, этот папа обратился к теме догматизации непорочного зачатия, чем привлек внимание к своему бедственному положению изгнанника, приблизив этим свое возвращение в Рим в 1850 г.

6 Данной буллой от 8 декабря 1854 г. папа Римский Пий IX догматизировал католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что стало первым этапом его догматических реформ и, вследствие молчания Римской Церкви, спровоцировало последующую догматизацию лжеучения о папском безошибочном магистериуме «ex cathedra» в 1870 г.

7 The Encyclical Letter of Pope Pius IX. On the Immaculate Conception. London, 1849. P. 6. «Возвели-

Учитывая, что Лев XIII был вторым после Пия IX «узником Ватикана» и тоже подвергался давлению антиклерикалов, его выбор имел все основания, но со своей спецификой, определенной его взглядами на роль христианской жизни при разрешении социальных противоречий буржуазного мира. В результате этих взглядов акцент был сделан на безропотное служение Пресвятой Богородицы на фоне Ее постоянных лишений и вынужденных скитаний, гармонию Ее семейной жизни, целомудренную покорность перед ударами суровой действительности и «священную» бедность «Ее пречистого мужа»8. Эти идеалы должны были стать особым духовно-нравственным ориентиром в эпоху социальной нестабильности, отмеченной грубым вмешательством светских властей в сферу церковных интересов.

Так, уже через год после своего избрания Лев XIII повысил праздник Непорочного зачатия, до сего дня торжественно отмечаемый Римской Церковью 8 декабря, до duplex primae classic9, потребовав его обязательного празднования всеми католиками10.

Отдельным доказательством избрания мариологии в качестве религиозной меры противодействия либеральному давлению на Римскую Церковь стала публикация в сентябре 1883 г. энциклики «Supremi apostolatus» — первой из 11 мариологических энциклик Льва XIII, призывавшей к усиленной молитве c помощью розария к «magnam Dei Parentem Mariam Virginem» — «подательнице небесной благодати»11, с просьбой о Ее защите от вызовов антиклерикального общества.

чивая Богоматерь в поэтических выражениях, Пий IX отметил традиционное католическое представление о том, что "Бог соделал Марию сокровищницей всех благ". В заключение, обращаясь к епископату, понтифик просил письменно проинформировать его о том, "насколько пламенно ваша паства горит желанием, дабы эта доктрина была определена Апостольским престолом. Также Мы хотим знать... и ваши мудрые суждения по этому вопросу"» (см.: Сергий (Барабанов), иером. Догматические реформы папы Римского Пия IX: дисс. ... канд. богосл. Сергиев Посад: МДА, 2015. С. 77-78).

8 Sancta Dei civitas.De Institutis a Propagatione fidei, a Sacra Iesu Christi Infantia a Scholis Orientis provehendis. 3 desembris 1880 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 167.

9 Католические праздники «первого» класса являются аналогом двунадесятых праздников в православной традиции. Во 2-й половине XX в., в результате литургической реформы все католические праздники в честь Пресвятой Богородицы были разделены на 4 класса. В результате этого разделения праздник Непорочного зачатия Девы Марии был отнесен к наивысшему разряду с названием «Торжество непорочного зачатия».

10 Напюрковский С. Ц., OFMConv. Богородица в вероучении и предании Католической Церкви. М., 2016. С. 124.

11 Т. е. к «великой Богородице Деве Марии» (Supremi apostolatus. Peculiares preces in Beatam Virginem a Rosario. 1 septembris 1883 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Р. 254).

Об определенной политической подоплеке энциклики свидетельствует публикация этого обращения к пастве сразу после энциклики «Etsi nos», посвященной лишению папства политической самостоятельности, критическому положению Римской Церкви в Италии и массовым гонениям на монашеские ордена со стороны итальянского правительства.

Далее папа обнародовал еще 10 мариинских энциклик12, публикуя их с 1883 по 1898 гг. Придавая католическому почитанию Девы Марии и практике розария исключительное значение в крайне трудную для Католической Церкви эпоху, он намеренно акцентировал внимание на особой роли Богоматери в преодолении гуманитарных трудностей и политической нестабильности в обществе, колебавших папство.

Учитывая, что общественная ситуация и отношение светской власти к религии всегда влияли на статус Церкви, озабоченность Льва XIII судьбой папства, отраженная в его мариинских энцикликах, невольно приобретала политический оттенок. К тому же именно Церковь исторически не раз выступала оппонентом светской власти, реагируя на социально-политические и цивили-зационные трансформации с помощью слова и других рычагов воздействия13.

Так, в энциклике «Supremi apostolatus» после сравнения парламентских антиклерикалов с турками, Лев XIII увеличил продолжительность праздника «Богородицы Розария» в честь победы над турецким флотом при Лепанто14 с одного дня на целый месяц — «с первого дня октября до второго дня следующего месяца ноября»15.

Во второй мариинской энциклике «Superiore anno» от 30 августа 1884 г. мысль о розарии как о молитве, способной «отстоять свободу Церкви и ее лидера. в плачевные для Церкви времена»16 и привлечь внимание общественности к ее проблемам, прослеживается еще ясней.

12 Первая мариинская энциклика Льва XIII была опубликована через 5 лет после его избрания на папский престол, а последняя за 5 лет до окончания его понтификата.

13 Если говорить о Католической Церкви и о Римских папах, до 1870 г. бывшими светскими правителями Церковной области, папский Рим неоднократно применял различные способы воздействия на своих противников. Например, с помощью интердикта — отлучения от Церкви отдельных лиц, городов или целых областей и государств. Эта мера употреблялась и на Руси (см.: Павлушков А. Р. Церковный интердикт и политические реальности Русского государства (XII-XV вв.) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 6. С. 34-41). Немаловажное значение в преодолении разногласий между светской властью и Римской Церковью имеет церковная дипломатия.

14 Праздник «Богородицы Розария», установленный папой Римским Пием V после безоговорочной победы над турецким флотом при Лепанто в 1571 г. и подтвержденный Григорием XIII в 1573 г., отмечается в Римской Церкви 7 октября по новому стилю.

15 Supremi apostolatus. Peculiares preces in Beatam Virginem a Rosario... Р. 257-265.

16 Superiore anno. De perseverantia in «rosarii marialis» recitation // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 322-329.

В третьей мариинской энциклике «Vi e ben noto», опубликованной 20 сентября 1887 г. и обращенной к итальянским епископам, он вновь повторил призыв, чтобы весь октябрь, «посвященный Марии, был освящен во всех итальянских епархиях».

В следующей мариинской энциклике, «Octobri mense», вышедшей 22 сентября 1891 г., то есть спустя 4 месяца после публикации самого известного социального документа этого папы «Rerum novarum», Лев XIII вновь призывает к розарию, «который распространяла Церковь. в самые трудные времена», ибо ее страдания «вместо того, чтобы стать легче, с каждым днем возрастают числом и суровостью»17.

Называя розарий визитной карточкой католицизма и дополняя мариин-ское учение новыми элементами, Лев XIII пошел еще дальше Пия IX и в духе умозрительного теологумена Бернардина Сиенского18 и его последователей официально объявил Богородицу «медиатриссой» — посредницей всех благ, получаемых человечеством от Бога. Ибо кроме как «через Марию. ничего не может быть сообщено нам из безмерного сокровища Христовой благодати» и «никто не может приблизиться ко Христу, кроме как через Его Мать». Тут же папа осудил всех, кто усмотрел в его тезисах преувеличенное поклонение Богородице, так как своим несогласием с понтификом эти лица «сильно оскорбляют... благочестие»19.

В пятой энциклике, именуемой «Magnae Dei Matris», от 8 сентября 1892 г., тоже посвященной rosario mariano, 82-летний папа Лев с позиции своего «высочайшего апостольства» вновь побуждает католиков «молить великую Богородицу». Особенностью данного документа кроме уже привычных выражений стала ясно прослеживающаяся доктринальная перспектива, задолго до II Ватиканского Собора выражавшая учение о Деве Марии как о Матери всей Церкви: «Как мы в долгу перед Христом» за то, что Он дал нам право «называть и иметь Бога своим Отцом», мы обязаны Ему и тем, что «Он. сделал нас соучастниками в Его праве называть Марию Матерью для всех», ибо Она не по природе, а «по воле Христовой есть наша Мать»20.

Вторая особенность этого документа — акцент на бедности Богородицы, что роднило Ее и Ее Сына с обездоленными, популяризируя практику розария

17 Octobri mense. De Mariae virginis Rosario // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (18781903). P. 665-666.

18 Бернардин Сиенский (1380-1444) — римско-католический святой (память 20 мая). Известный представитель движения обсервантов-францисканцев, ратовавших за строгие правила монашеской жизни и аскетизм в крайней форме, последователи которого стали именоваться бернардинцами, основывая отдельные от францисканцев-конвентуалов монастыри.

19 Octobri mense. De Mariae virginis Rosario. Р. 667-677.

20 Magnae Dei Matris. De Rosario Mariali // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (18781903). P. 739.

у социально незащищенных слоев общества, интересы которого совсем недавно были ярко подчеркнуты папой Львом в энциклике «Rerum novarum».

Так, среди «тайн. Марии, непорочной Девы и Матери», указывалось на отсутствие у Нее богатства и великолепия Ее предков, «от которого ничего не осталось», и на то, что Свою жизнь «Она проводила в скромном городе и в еще более скромном доме»21. Такая концепция на фоне происхождения из царского рода Давида лишь усиливала восприятие Богоматери и Ее Сына как особых защитников обездоленных.

Стоит отметить, что эти идеи понтифика нашли отражение даже в светской европейской литературе и в кинематографе. Так, в многократно экранизированных произведениях известного итальянского писателя Джованнино Гуарески его герой священник дон Камилло предельно точно выразил инновационную для того времени идею папы Льва, что Христос «пришел страдать как простой смертный и предпочел родиться не буржуа, а пролетарием»22.

Кроме того, анализ текста данной энциклики позволяет утверждать, что «лишенный всякой человеческой помощи» Лев XIII, как он сам о себе писал в этом документе, тоже представлял себя страдальцем. Несомненно, что такой образ немощного старца-понтифика, обращавшегося к своим «детям, столь преданным и столь ласковым», способствовал привлечению внимания к проблемам Римской Церкви23. Этому же способствовал и широко отмечавшийся в том же 1892 г. 50-летний юбилей его епископской ординации.

Ровно через год, 8 сентября 1893 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в свет вышла шестая мариинская энциклика Льва XIII «Laetitiae sanctae». Вновь посвященная «Августейшей Богородице», она рекомендовала розарий в качестве защиты от трех социальных вызовов современного папе мира — пренебрежения простым трудом, стремления к комфортной жизни и «забвения будущих благ»24.

Причину первого вызова, осложненного дисбалансом между социальными классами и спровоцировавшего урбанизацию и эмиграцию, папа видел в недовольстве рабочих своей участью и в их стремлении «к необдуманному распределению благ», что провоцировало революционные волнения. Сравнивая

21 Magnae Dei Matris. De Rosario Mariali. P. 743-755.

22 См.: Джованнино Гуарески. Малый мир. Дон Камилло и его паства. Части 1-2. Не менее интересен с этой точки зрения художественный фильм-утопия «Saving grase», снятый в Италии «Columbia pictures» в 1986 г. о вымышленном папе Римском, после своего избрания тайно удалившемся из Ватикана и инкогнито поселившемся в бедной горной итальянской деревне, где своим примером он воодушевил местных жителей к активной социальной позиции и к улучшению быта этого селения.

23 Magnae Dei Matris. De Rosario Mariali. Р. 747-753.

24 Laetitiae sanctae. De Rosario mariali. 8 septembris 1894 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 787.

таких рабочих с детьми, «не терпящими никакого воспитания, кроме, распущенности и сладострастия», понтифик предлагал искать защиту в «розарии Марии и. в благочестивом созерцании радостных тайн, связанных со Христом — Искупителем и Его Матерью»25.

Предлагая в качестве примера обычной жизни «дом Назарета, где обитает вся святость», понтифик в очередной раз подчеркнул социальный элемент почитания Святого Семейства как эталона «скромности и смирения, терпимости к труду, доброты к ближнему и добросовестному соблюдению обязанностей повседневной жизни»26.

Следование этому идеалу, по его мнению, должно было способствовать прекращению народных волнений и тому, что «обязанности перед государством уже не будут пренебрегаться или считаться докучливыми, а наоборот, будут желанными и приятными»27.

Для преодоления тяги к комфортной жизни папа советовал мистическое созерцание образа «Матери Скорбей» и размышления над «мучительными тайнами», предлагая подражать примеру «выдающихся поборников этой доктрины» — «мужчин и женщин, в большом количестве, во всех частях мира, в любом положении» терпящих во имя веры «всякого рода оскорбления и озлобления»28.

Чтобы избежать самого страшного наказания — «предания человека на всю жизнь порокам, даже не взглянув на небо», папа вновь советует розарий и «уроки славных тайн», предлагая вступать в уже имевшиеся и основывать новые братства розария — «воинствующие полчища, которые, ведомые. Царицей Небесной, сражались в битвах Христа благодаря Его святым таинствам»29.

Еще через год была издана седьмая энциклика, «Iucunda semper». Впервые оглашенная во время понтификальной мессы 8 сентября 1894 г., она вновь позиционировала «таинственную природу розария» как наиболее эффективный способ мольбы о покровительстве «Марии. посредницы божественной благодати»30, повторяя и подкрепляя тем положения, высказанные Львом XIII 3 года назад в энциклике «Octobri mense».

Отдельный интерес в ее содержании заслуживают прежде не встречавшиеся в официальных папских документах тезисы, что розарий по четкам равен

25 Laetitiae sanctae. De Rosario mariali. 8 septembris 1894. Р. 791.

26 Ibid. Р. 793.

27 Ibid.

28 Ibid. Р. 797. Здесь имеются в виду поставленные вне закона и лишенные прав имущества католические монашеские ордена, продолжавшие существовать, и институт мирян-терциариев, подвергавшийся в XIX — начале XX в. массированному идеологическому давлению.

29 Ibid. Р. 801.

30 Iucunda semper. De Rosario mariali. 8 septembris 1894 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 889.

молитве Господней, наиболее достоин Богородицы, особо приятен Ей, а потому «движет Марию в нашу пользу» — как молитва «Отче наш», которой мы обращаемся к Богу, является «достойной Его молитвой»31.

В начале сентября 1895 г., в 18-й год понтификата Льва XIII увидела свет его восьмая по счету мариинская энциклика — «Adiutricem populi», настойчиво призывавшая католиков «помолиться розарием о возвращении разлученных братьев Востока». Эта же энциклика наделила Богородицу в сфере «Ее почти безграничной власти» функцией «присматривать за Церковью»32.

Содержание текста этого обращения объективно может быть осознано лишь в контексте идей опубликованной за 8 месяцев до этого энциклики «Christi no-men»33, посвященной идеям единения с Восточными Церквами. В этом сложном процессе Дева Мария должна была стать «той счастливой связью, которая нежной силой Своей соединит всех любящих Христа.. , готовых повиноваться, как общему отцу, наместнику Христа на земле, Римскому понтифику»34.

Учитывая подобные аспекты римской мариологии и ее особый статус в догматической системе Римско-Католической Церкви, становится понятным, почему именно розарий в контексте этих задач был объявлен наиболее подходящей молитвой о «fratrum causam dissidentium»35.

В следующем 1896 г. 86-летний Лев XIII огласил свою девятую мариинскую энциклику, «Fidentem piumque». Рассматривая Деву Марию в непривычных для нас поэтических выражениях как «мистическую розу рая, окруженную короной из звезд»36, он назвал розарий «мариинской псалтирью» и «укреплением нашей веры». В тексте этого документа содержится и практически повсеместно соблюдаемое до настоящего времени требование Льва XIII, чтобы ежедневное чтение розария практиковалось не только в октябре, но и в течении всего года «в соборах. каждой епархии и. в праздники в приходских церквях»37.

31 Iucunda semper. De Rosario mariali. 8 septembris 1894. Р. 895.

32 Auditricem populi. De sacro Rosario. 5 septembrius 1895 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 916-917.

33 Энциклика «Christi nomen», посвященная «Обществу распространения веры», была опубликована 24 декабря 1894 г.

34 Auditricem populi. De sacro Rosario. Р. 923.

35 Т. е. о причинах раздора между братьями (Ibid. Р. 926).

36 Fidentem piumque. De Rosario Mariali. 20 septembris 1896 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 1000-1001.

37 Ibid. Р. 1003. Стоит отметить, что это пожелание оказало консолидирующее и активизирующее влияние как на приходские общины, так и на отдельных верующих Римской Церкви. Так, в католических храмах всего мира очень часто, особенно вечером, можно увидеть отдельных верующих и целые их группы, регулярно приходящие для совместного чтения розария по четкам вслух без участия священника.

Побуждаемый «горячим желанием, зажженным. Пресвятым Сердцем Иисуса», Лев XIII вновь представил эту религиозную практику с ее «радостями» и «тайнами» как наиболее приемлемый способ молитвы о «возвращении» в лоно католицизма «диссидентов», под которыми, надо понимать, он подразумевал и православных, и вообще восточных христиан: «Итак, да возгорается повсюду пыл к этой молитве с первостепенной целью обретения святого единства»38.

В начале следующей осени, а именно 12 сентября 1897 г. была оглашена десятая энциклика Льва XIII по интересующей нас теме под названием «Augustis-simae Virginis». Ее посвятили необходимости усиления активности молитвенных братств розария, противопоставляемых в этом сравнительно коротком документе деятельности антиклерикальных светских структур. Так, 87-летний папа, писавший, что он «представлял на земле Иисуса Христа», отметил консолидирующую функцию публичного розария, называя членов связанных с ним братств молитвенным ополчением «под знаком божественной Марии» и «боеспособной группой», способной бороться с «собиравшимися в разного рода сообщества против Господа и Христа Его»39.

Заключительная и самая короткая энциклика Льва XIII на тему мариоло-гии была опубликована за 5 лет до его кончины, когда понтифику было уже 88. В этом документе под названием «Diuturni temporis» от 5 сентября 1898 г. папа в последний раз обратился к католическому миру по вопросу de rosario Mariali, называя эту практику «наиболее эффективным средством достижения вечной жизни» и сообщая о намерении создания конституции о «правах, привилегиях и индульгенциях, зарезервированных для Братств Розария <...>, дабы они в последний час своей жизни могли утешиться»40.

Также необходимо отметить, что в контексте западной мариологии новый толчок при Льве XIII получила и совершенно особая ее ветвь или даже отдельное направление — католическая иосифология, связанная с почитанием св. прав. Иосифа Обручника, «на чье покровительство очень полагается Вселенская Церковь»41.

Данный папа еще более упрочил магистериум своих предшественников по этим спорным, с православной точки зрения, пунктам католической доктрины в связи с особой ролью св. Иосифа — кроткого и трудолюбивого идеала христианской бедности. Таким образом, к концу XIX в. Иосиф Обручник окончательно стал универсальной для западного христианства и второй после Девы

38 Fidentem piumque. De Rosario Mariali. 20 septembris 1896. P. 1011-1013.

39 Augustissimae Virginis. De Sodalitate sancti Rosarii. 12 septembris 1897 // Enchiridion delle Enci-cliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 1065-1069.

40 Diuturni temporis. De Rosario Мariali. 5 septembris 1898 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 1120-1127.

41 Diuturnum illud... Р. 195.

Марии фигурой — защитником от непогоды, покровителем христианского брака, сельчан, ремесленников и рядовых трудящихся, а также христианской безболезненной кончины — так называемой «счастливой» смерти.

Этим Лев XIII показал себя сторонником Фомы Аквинского, утверждавшего, что св. Иосиф (в отличие от остальных святых) имеет силу помогать в абсолютно любой нужде и при любом начинании. Необходимо отметить, что такое почитание в католицизме св. Иосифа, получившее самое широкое распространение к концу XIX в. во многом благодаря Льву XIII, противоречит не только свидетельству Евангелия, но и древнейшей общехристианской практике, в неизменном виде сохраняемой Православной Церковью и почитающей вторым после Богоматери св. Пророка и Предтечу Иоанна. Это напрямую подтверждается и литургической православной традицией, и православной иконографией42.

Можно предположить, что одной из причин такого отношения Льва XIII к Иосифу Обручнику было личное почитание папой этого святого, воспитанное у него с детства. Кроме того, такие духовные ориентиры, в связи с обострением межклассовых конфликтов, только слегка затихших после бурных революционных событий середины и второй половины XIX в., помогали оценивать с религиозной точки зрения социально-политические процессы в светском государстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому Лев XIII, параллельно с возведением праздника Мадонны Розария до «двойного обряда второго класса»43, еще более Пия IX усилил и католическую практику молитвенного обращения к св. Иосифу. Причем хотя с 1847 г.44 его предшественник по папству установил «предусмотрительному хранителю Божественной семьи»45 дополнительное празднование — patronizium, отмечавшееся до этого в таком аспекте только орденом кармелитов, и в 1870 г. объявил его «Отцом Церкви»46.

42 О том, что именно св. Иоанн Креститель (а не Иосиф Обручник) наиболее чествуемый святой, свидетельствует не только Евангелие, но и ходатайственная молитва Intercessio православной анафоры литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Кроме того, в пользу этого говорит православная и ранняя западная иконография, согласно которой св. Предтеча и Креститель Иоанн всегда изображается ближайшим справа от Христа.

43 Diuturni temporis. De Rosario Mariali... Р. 1125.

44 До 1847 г. в литургической традиции Римской Церкви существовал только один праздник в честь данного святого — «Торжество св. Иосифа Обручника» (19 марта).

45 Oratio ad sanctum Iosephum // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 531.

46 Кунцлер М. Литургия Церкви. Книга третья. М., 2003. С. 231-232. Patronizium — католический общецерковный патрональный «двойной» праздник. Если провести параллель с православной литургической традицией, такое празднование св. Иосифу значительно выше памяти кого-либо из великих святых, «имущих бдение», и по степени значимости празднуемого события практически равняется двунадесятому. Это подтверждается тем, что в некоторых странах Запада и Латинской Америки как Торжество Непорочного зачатия (8 декабря), так и «Торжество св. Иосифа» (19 марта), имеющие статус «двойного», стали государственными праздниками и официально нерабочими днями. Установленное в 1847 г. новое литургическое празднование св. Иосифу Пий IX повелел совершать в 3-е воскресенье по Пасхе.

По нашему мнению, эти моменты не только показательны, но и достойны отдельного внимания, так как позволяют сделать вывод о взаимовлиянии литургических особенностей чествования св. Иосифа в Римской Церкви на повышение статуса католических праздников в честь Девы Марии, связанных с его ролью как «мужа Марии, предполагаемого отца Иисуса Христа <...>, опекуна, администратора, и естественного защитника»47 Святого Семейства.

Велика вероятность того, что иосифология оказала влияние на католическую мариологию ничуть не меньше, чем мариология на католическое почитание св. Иосифа. И потому, как можно предположить, мариология в этом отношении не оказывается первичной — с определенной вероятностью эти взаимосвязанные в настоящее время направления католической доктрины развивались параллельно. В любом случае этот вопрос нуждается в дополнительном раскрытии, хотя и был затронут отечественной богословской мыслью в самое недавнее время48.

Итак, объявив в начале осени 1883 г. октябрь месяцем «Девы Розария»49, Лев XIII дополнительно к имевшимся традициям обращения к Божией Матери повелел всем католикам, и в первую очередь «пролетариям, ремесленникам и всем тем, кто живет в скромных условиях»50, особенно в октябре «с великим благоговением и доверием призывать вместе с Девой Богородицей Ее пречи-стейшего супруга»51.

В рамках настоящей работы стоит отметить, что тема усиления молитв Богородицы молитвами к «спутнику Ее жизни, свидетелю Ее девства и защитнику Ее честности»52 с момента установления традиции розария прежде так

47 Quamquam pluries. De patrocinio sancti Iosephi implorando. 15 аи§;шй 1889 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 523-525.

48 По вопросу католической иосифологии имеется ряд исследований, в том числе российских авторов. Из наиболее обстоятельных можно упомянуть диссертацию кандидата богословия игумена Иосифа (Крюкова) «Почитание св. Иосифа Обручника в Православной Церкви: его образ в восточно-христианской литературе», защищенную в ОЦАД им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия 13 октября 2021 г.

Так, один из самых почитаемых в католицизме праздников — Торжество Непорочного зачатия, отмечавшийся Римской Церковью за несколько столетий до официальной догматизации этого учения в 1854 г. и ставший сейчас выходным днем во многих странах, обрел сугубый статус гораздо позже праздника св. Иосифа. Также почти на столетие позже официального объявления св. Иосифа «отцом Церкви» в аналогичный статус «Mater Ecclesia» была возведена Дева Мария, чье положение на самом деле несоизмеримо выше. Объявление Девы Марии «Матерью Церкви» и «Соискупительницей» произошло в связи с решениями II Ватиканского Собора в 1965 г. — на 95 лет позже провозглашения св. праведного Иосифа Обручника «отцом Церкви» в 1870 г.

49 С помощью энциклики «Supremi apostolatus» от 1 сентября 1883 г.

50 Quamquam pluries. Р. 527.

51 Ibid. Р. 521.

52 Ibid. Р. 523.

не звучала. Введенная Львом XIII, она приобрела специфическую окраску через внесословный социальный идеал — универсальный образ св. Иосифа, который был «хотя и царской крови, и. женат на самой святой из Женщин, <.> но проводил всю жизнь в работе и этой работой добывал все необходимое для содержания своей семьи»53.

Побуждая католиков к розарию и одновременной с ним молитве к Иосифу Обручнику «о защите Церкви Божией от враждебных сетей и от всяких невзгод»54, папа укрепил эту новую практику семилетней индульгенцией всем ее исполняющим и новыми местами католического поклонения Божией Матери.

Самое известное из них и напрямую связанное со Львом XIII — это сан-ктуарий Блаженной Девы Марии Розария в Помпеях, у самого подножия Везувия, на месте которого, согласно легенде, в октябре (месяце, посвященном розарию) 1872 г. его основателю — католическому блаженному Бартоло Лон-го55 был призыв к «апостольской жизни» и служению бедным. В 1894 г. недостроенное грандиозное святилище, уже тогда ежегодно посещавшееся сотнями тысяч паломников, перешло под прямой патронат Святого Престола и под личное покровительство папы Льва XIII56, став новым мировым центром практики розария, по масштабам посещения сравнимым разве что с французским Лурдом, обретшим похожий статус чуть раньше57.

Особый акцент на эту мариинскую практику был сделан и в святилище «Святого дома» в Лорето, особенно когда в Лоретанскую литанию было добавлено прошение «Царица святого Розария, молись о нас», о чем Лев XIII, как о своем личном вкладе, упомянул в энциклике «Diuturni temporis»58.

Таким же местом популяризации розария в понтификат Льва XIII стал французский санктуарий Ла-Салетт, высокий статус которого был подчеркнут этим папой в 1879 г. через разрешение торжественной коронации местного образа Богородицы. Стоит упомянуть и каталонское аббатство Монсеррат

53 Quamquam pluries. Р. 527.

54 Oratio ad sanctum Iosephum. Р. 531.

55 Католический блаженный Бартоло Лонго (1841-1926) был беатифицирован Иоанном Павлом II 26 октября 1980 г. Его останки покоятся в основанном им санктуарии Мадонны Розария (Помпеи). Его память в Римско-Католической Церкви совершается 5 октября.

56 Письмо Льва XIII «Qua Providentia» от 13 марта 1894 г. В 1935 г. в Новых Помпеях была учреждена территориальная прелатура. Святилище Мадонны Розария как в духовном, так и административном порядке находится под непосредственным управлением Святого Престола через ординария территорриальной прелатуры в статусе папского делегата (Pontificia delegazione per il Santuario della Beata Maria Vergine del S. Rosario di Pompei // Annuario Pontificio, 2022. Città del Vaticano, 2022. P. 1849).

57 В настоящее время Санктуарий Мадонны Розария в Помпеях по приблизительным подсчетам ежегодно посещают около 4 млн паломников.

58 Diuturni temporis. De Rosario Мariali... Р. 1125.

в Испании, связанное с почитанием «Черной Мадонны» и с именем Льва XIII, присвоившего ему особый статус мариинского святилища с непременным чтением богородичного молитвенного правила.

Еще одним проявлением влияния мариологии на социальную политику Римской Церкви при Льве XIII стало одобрение деятельности и каноническое утверждение этим папой множества новооснованных религиозных сообществ и монашеских конгрегаций, посвященных Божией Матери, Ее непорочному зачатию или Святому Семейству, по сей день специализирующихся на благотворительности, опеке, преподавании, паллиативной деятельности и катехизической работе. Причем основание этих «институтов посвященной Богу жизни» практически «не зависело от иерархии и не подчинялось определенным историческим законам»59, будучи, по большей мере, плодом деятельности простых священников и рядовых католиков, движимых искренними религиозными убеждениями и неравнодушных к чужой беде60. Официальная католическая доктрина объясняет это «даром благодати, ниспосылаемой Богом Его Церкви» ради «пользы народа Божия»61.

Итак, подходя к завершению анализа католической мариологии в контексте социальной политики Льва XIII, можно сделать вывод, что под влиянием нестабильного положения Римской Церкви от действий антиклерикалов и благодаря взглядам Льва XIII на важную роль христианских ценностей при разрешении социальных противоречий буржуазного мира западная практика розария из-за свойственного католицизму особого почитания Богородицы получила не имевшее ранее таких масштабов распространение, превратившись в наиболее часто употребляемую молитвенную традицию, не зависящую от времени литургического года. В контексте учения о Богородице как о «Посреднице» благодати, провозглашенном Львом XIII на официальном уровне и тоже основанном на особом почитании католиками Божией Матери, Иосиф Обруч-ник как «муж Марии.., опекун, администратор. и естественный защитник»62

59 Сьерра Cедано М. Х. Харизма посвященной Богу жизни — ответ на поиск знамений времени на протяжении истории // Folia Petropoliana. Журнал богословского института св. Иоанна Златоуста. СПб., 2015. № 4. С. 93.

60 В 2022 г. автором данной статьи был проведен анализ происхождения и деятельности подобных социально направленных монашеских организаций, конгрегаций и орденов, появившихся в Италии во 2-й половине XIX в. Часть результатов этого исследования была опубликована в: Сергий (Барабанов), иером. Причины и результаты социального разворота католического монашества в конце XIX — начале XX столетия // Вестник Ярославской духовной семинарии. 2022. № 4. С. 86-97.

61 Lumen gentium [Догматическая Конституция II Ватиканского Собора. §§ 43-44] // Site "The Holy See". URL: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19641121 _lumen-gentium_sp.html (дата обращения: 10.01.2023)).

62 Quamquam pluries. De patrocinio sancti Iosephi implorando. 15 аugusti 1889 // Enchiridion delle

Святого Семейства обрел противоречащий учению Православной Церкви статус, став первым после Девы Марии среди святых в католицизме.

Будучи сторонником догмата 1854 г., остро воспринятого восточным христианством, Лев XIII пошел еще дальше и в русле теории догматического развития задолго до II Ватиканского Собора провозгласил Богородицу «Матерью всей Церкви»63.

В то же время католическая мариология и связанные с ней литургические практики стали частью религиозной основы новой социально-политической доктрины, ратифицированной Львом XIII его знаменитой энцикликой «Rerum novarum». Идеи этого документа обретали реальную силу, способствуя еще большему продвижению идей социального католицизма. И постепенно адаптировали Римскую Церковь, лишившуюся поддержки европейских монархий, к новым условиям незрелого буржуазного общества, неспособного самостоятельно решать свои многочисленные социальные проблемы, а потому нуждающегося в помощи64.

Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). P. 523-525.

63 Как известно, наименование Пресвятой Богородицы «Матерью Церкви» вызвало длительные дебаты участников Vaticanum II, в итоге завершившиеся Ее провозглашением «Mater Ecclesiae» 21 ноября 1964 г. (Догматическая конституция «Lumen gentium»). В данном процессе роль «безошибочного» папского магистериума Льва XIII имела определяющее значение.

64 В качестве одного из сотен примеров можно упомянуть монашескую Конгрегацию Suore Domenicane Figlie del S. Rosario-Pompei основанную в 1897 г. при уже упоминавшемся выше санктуарии в Помпеях для воспитания сирот со всей Италии (Сестры-доминиканки, «Дочери Святого Розария Помпеи» (Pontificia delegazione per il Santuario della Beata Maria Vergine del S. Rosario di Pompei // Annuario Pontificio, 2022. P. 1849).

Так, в 1896 г. основателю этой конгрегации Бартоло Лонго с помощью генерального приора ордена доминиканцев удалось уговорить приехать в Помпеи 3 монахинь-доминиканок из монастыря Марино в Риме. В 1897 г. кард. Камилло Мадзелла, префект Конгрегации образования, с разрешения Льва XIII канонически утвердил новую конгрегацию (сначала в статусе епархиальной). Общецерковный уровень и папское одобрение эта конгрегация получила лишь при Пие XII 4 апреля 1950 г. В настоящее время входящие в нее монахини активно работают не только в Италии, но и в Индонезии, Камеруне, Нигерии, Индии и на Филиппинах. Сфера ее социальной деятельности, кроме воспитания сирот, связана с уходом за беременными женщинами, пострадавшими от насилия и бедности, и в противодействии абортам. Кроме того конгрегация обслуживает деятельность дневных центров социальной помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей (Suore Domenicane di Pompei. URL: https://www.domenicanedipompei.it/ chi-siamo (дата обращения: 21.01.2023)).

Стоит отметить, что деятельность сотен подобных организаций и орденов, основанных или утвержденных в изучаемых нами хронологических рамках, по мнению современных исследователей понтификата Льва XIII — профессора Папского университета «Санта Кроче» в Риме Альберто Торресани и Джан Луки Баччио, в определенной мере гасила градус социальной напряженности в обществе и риск новых революций. Об эффективности этого процесса, по мнению автора данной публикации, тоже можно косвенно судить и по внушительному списку до сих пор действующих социально направленных «мариинских» орденов. Этот список ежегодно

иеромонах Сергий (Барабанов) Источники

1. Auditricem populi. De sacro Rosario. 5 septembrius 1895 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 912-931.

2. Augustissimae Virginis. De Sodalitate sancti Rosarii. 12 septembris 1897 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 1062-1075.

3. Diuturni temporis. De Rosario Mariali. 5 septembris 1898 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 1120-1127.

4. Diuturnum illud. De politico principatu. 29 iunii 1881 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 170-195.

5. Fidentem piumque. De Rosario Mariali. 20 septembris 1896 // Enchiridion delle Encicli-che. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 998-1013.

6. Iucunda semper. De Rosario mariali. 8 septembris 1894 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 886-903.

7. Laetitiae sanctae. De Rosario mariali. 8 septembris 1894 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 786-803.

8. Lumen gentium // Site "The Holy See". URL: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_sp.html (дата обращения: 10.01.2023)).

9. Magnae Dei Matris. De Rosario Mariali // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 732-755.

10. Octobri mense. De Mariae virginis Rosario // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 666-691.

11. Oratio ad sanctum Iosephum // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (18781903). Bologna, 2008. P. 530-531.

12. Pontificia delegazione per il Santuario della Beata Maria Vergine del S. Rosario di Pom-pei // Annuario Pontificio, 2022. Citta del Vaticano, 2022. P. 1849.

13. Quamquam pluries. De patrocinio sancti Iosephi implorando. 15 аugusti 1889 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 518-531.

14. Sancta Dei civitas. De Institutis a Propagatione fidei, a Sacra Iesu Christi Infantia a Scholis Orientis provehendis. 3 desembris 1880 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 156-169.

публикуется в официальном папском календаре «Annuario pontificio» и занимает не один десяток страниц. Будучи отдельной темой для изучения, масштабы социальной работы Римской Церкви в XIX-XX в. отечественной церковно-исторической наукой практически не изучены. На Западе же интерес к персоне Льва XIII способствовал тому, что в 2003 г. Католическая Церковь инициировала череду исследований и международных научно-практических конференций, связанных со 100-летием его кончины и посвященных вкладу этого папы в социальное, религиозное и культурное наследие. В 2005-2006 гг. проводился Междисциплинарный форум «Лев XIII и экуменическое движение». В 2010 г. широко отмечалось 200-летие со дня рождения «великого папы рабочих», как его нередко называют на Западе.

15. Superiore anno. De perseverantia in «rosarii marialis» recitation // Enchiridion delle En-cicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 322-329.

16. Supremi apostolatus. Peculiares preces in Beatam Virginem a Rosario. 1 septembris 1883 // Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008. P. 254-362.

17. The Encyclical Letter of Pope Pius IX. on the Immaculate Conception. London, 1849.

Литература

1. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2003. Кн. 3.

2. Напюрковский С. Ц., OFMConv. Богородица в вероучении и предании Католической Церкви. М., 2016.

3. Павлушков А. Р. Церковный интердикт и политические реальности Русского государства (XII-XV вв.) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 6. С. 34-41. DOI: 10.17238/ issn2227-6564.2019.6.34

4. Седано Сьерра М. Х. Харизма посвященной Богу жизни — ответ на поиск знамений времени на протяжении истории // Folia Petropoliana. Журнал богословского института св. Иоанна Златоуста. СПб., 2015. № 4. С. 83-100.

5. Сергий (Барабанов), иером. Догматические реформы папы Римского Пия IX. Дисс. ... кандидата богословия. Сергиев Посад: МДА, 2015.

6. Сергий (Барабанов), иером. Причины и результаты социального разворота католического монашества в конце XIX — начале XX столетия // Вестник Ярославской духовной семинарии. 2022. № 4. С. 86-97.

7. Bacchio G. L. Leone XIII. Il rinovamento della Chesa nelle sue encicliche. Roma, 2019.

8. Nafron J., de. Pope Leo XIII. His Life and Work. London, 1899.

Hieromonk Sergiy (S. B. Barabanov)

FEATURES OF CATHOLIC MARIOLOGY IN THE CONTEXT OF SOCIAL POLICY OF THE PONTIFICATE OF LEO XIII

Abstract. This article is devoted to the characteristic features of Catholic Mariology appeared in the pontificate of Leo XIII (1878-1903), the last Pope of Rome in the 19th century and the first pontiff of the 20th century (1878-1903). Based on a sincere personal position expressed in the official documents of his pontificate, Leo XIII contributed to an even greater veneration of the Virgin Mary as a consolidating factor for Catholics and a religious response to the secularized bourgeois society, attaching great importance to the faith in the Virgin Mary in the Catholic Church, which was under increased pressure from secular anti-clericals. This, however, gave rise to new speculative aspects of Catholic Mariology, comprehended from the perspective of Orthodoxy in this study. In the context of this problem, the article presents a critical analysis of the Marial magisterium of Leo XIII — a specific and extremely

interesting field of the theological and literary heritage of this Pontiff, which is almost not studied by domestic theological science. In addition, it was Leo XIII who was the first of the Roman popes to propose a Christian understanding of life as the main tool for resolving the social contradictions of the bourgeois world, thanks to which the activity of the Roman Church for more than half a century, up to the Second Vatican Council, acquired a pronounced social orientation, marked by the appearance of «marial» monkhood, connected with the charity, educational and medical activity. Thus, the strengthening of the veneration of the Virgin Mary, carried out by Leo XIII, became an essential part of the religious basis for implementing the ideas of social Catholicism, which pursued the goal of improving the life of unfortunate without the bloody classic battle. A separate side of the article is an attempt to highlight the issue related to the specifics of the Catholic veneration of the Holy Family, which is inseparable from the issues of interest to us.

Keywords: Roman Catholic Church, Virgin Maria, Holy Family, Roman Pope Leo XIII, social-political doctrine, Mariology, West Europe

For citation: Barabanov S. B. Osobennosti katolicheskoi mariologii v kontekste sotsial'noi politiki pontifikata L'va XIII [Features of Catholic Mariology in the Context of Social Policy of the Pontificate of Leo XIII]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 43, pp. 51-69. DOI: 10.24412/2224-53912023-43-51-69

About the author: Sergiy (Barabanov Sergey Borisovich), Hieromonk — PhD (Theology), First Pro-Rector and Head of the Department of Church-Practical Disciplines of the Yaroslavl Theological Seminary, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5902-5702 (Russia, Yaroslavl). E-mail: o.sergy.barabanov@yandex.ru

Submitted on 06 March, 2023 Accepted on 25 August, 2023

References

1. Bacchio G. L. Leone XIII. Il rinovamentodella Chesa nelle sue encicliche. Roma, 2019.

2. Enchiridion delle Encicliche. Vol. 3: Leone XIII (1878-1903). Bologna, 2008.

3. Kunzler M. Liturgia Tserkvi [Liturgy of the Church]. Moscow, 2003, vol. 3.

4. Lumen gentium. Available at: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_coun-cil/ documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_sp.html (accessed: 10.01.2023).

5. Nafron J., de. Pope Leo XIII. His Life and Work. London, 1899.

6. Napiurkovskii S. Z., OFMConv. Bogoroditsa v verouchenii i predanii Katolicheskoi Tserkvi [Mother of God in the Doctrine and Tradition of the Catholic Church]. Moscow, 2016.

7. Pavlushkov A. R. Tserkovnyi interdikt i politicheskie real'nosti Russkogo gosudarstva (XII-XV vv.) [Church Interdict in the Political Reality of the Russian State (12th-15th Centuries)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser. «Gumanitarnye i sot-

sial'nye nauki» — Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences", 2019, no. 6, pp. 34-41. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.6.34

8. Pontificia delegazione per il Santuario della Beata Maria Vergine del S. Rosario di Pompei. AnnuarioPontificio, 2022. Citta del Vaticano, 2022, p. 1849.

9. Sergii (Barabanov), ierom. Prichiny i rezul'taty sotsial'nogo razvorota katolicheskogo monashestva v kontse XIX — nachale XX stoletiia [The Causes and Result of the Social Reversal of Catholic Monasticism in the Late XIX — Early XX Century]. Vestnik Iaroslavskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Yaroslavl Theological Seminary, 2022, no. 4, pp. 86-97.

10. Sergiy (Barabanov), ierom. Dogmaticheskie reformy papy Rimskogo Piia IX [The Dogmatic Reforms of Roman Pope Pius IX]. PhD-thesis. Sergiev Posad, 2015.

11. Siera Sedano M. Ch. Kharisma posviashchennoi Bogu zhizni — otvet na poisk znamenii vremeni na protiazhenii istorii [The Charisma of Consecrated Life — Response to a Search of the Sign of the Times Throughout History]. Folia Petropolitana. Zhurnal Bogoslovskogo insti-tuta sv. Ioanna Zlatousta — Folia Petropoliana. Journal of the Theological Institute of St. John Chrysostom, 2015, no. 4, pp. 83-100.

12. The Encyclical Letter of Pope Pius IX. on the Immaculate Conception. London, 1849.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.