Научная статья на тему 'КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ В ПОНТИФИКАТ ЛЬВА XIII КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ В ПОНТИФИКАТ ЛЬВА XIII КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КАНОНИЗАЦИЯ И БЕАТИФИКАЦИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯТЫХ / КАТОЛИЧЕСКАЯ АГИОЛОГИЯ / ЛЕВ XIII / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барабанов Сергей Борисович

В статье представлен краткий обзор особенностей католической агиологии и процесса канонизации западных святых в последней четверти XIX - начале XX вв., в понтификат папы Римского Льва XIII (1878-1903), который был отмечен активным оформлением социальнополитической доктрины Римско-Католической Церкви. Также говорится об особой роли ордена иезуитов в этом процессе и о личном вкладе данного понтифика в изменение характера канонизаций в анализируемый временной отрезок. Эта сторона вопроса практически не изучена отечественным православным богословием и в таком аспекте ранее не поднималась в русской богословской литературе, несмотря на интерес, проявляемый к социальному учению РимскоКатолической Церкви в последнее время. Папа Лев XIII, отдавая предпочтение канонизациям святых социально-деятельного характера, адаптировал Римско-Католическую Церковь к новым реалиям либерального общества и буржуазно-капиталистической системы мироустройства, приближая аристократизированный католицизм к социально незащищенным слоям населения. Во многом благодаря такой тактике Западной Церкви к настоящему времени именно социально-миссионерская деятельность является едва ли не главным способом пропаганды католицизма, особенно на территориях, воспринимаемых в качестве миссионерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHЕ CANONIZATION OF SAINTS DURING THE PONTIFICATE OF LEO XIII AS THE WAY OF MANIFESTING THE SOCIAL-POLITICAL DOCTRINE OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

The article provides a brief overview of the features of Catholic hagiology and the process of canonization of Western saints in the last quarter of the 19th - early 20th centuries, during the pontificate of Pope Leo XIII (1878-1903), which was marked by the active formation of the sociopolitical doctrine of the Roman Catholic Church. It also talks about the special role of the Jesuit order in this process and about the personal contribution of this pontiff to changing the nature of canonizations in the analyzed time period. This side of the issue is practically not studied by Russian Orthodox theology and has not been raised in Russian theological literature in this aspect before, despite the interest shown in the social teaching of the Roman Catholic Church in recent times. Pope Leo XIII, giving preference to the canonizations of saints of a socially active nature, adapted the Roman Catholic Church to the new realities of a liberal society and the bourgeois-capitalist system of the world order, bringing aristocratic Catholicism closer to the socially unprotected sections of the population. Largely due to such tactics of the Western Church, by now it is social missionary activity that is perhaps the main way of propagating Catholicism, especially in territories perceived as missionary.

Текст научной работы на тему «КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ В ПОНТИФИКАТ ЛЬВА XIII КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№4

2022

Иеромонах Сергий (Барабанов)

Канонизация святых в понтификат Льва XIII как способ выражения социально-политической доктрины Римско-Католической Церкви

Аннотация: В статье представлен краткий обзор особенностей католической агиологии и процесса канонизации западных святых в последней четверти XIX — начале XX вв., в понтификат папы Римского Льва XIII (1878-1903), который был отмечен активным оформлением социально-политической доктрины Римско-Католической Церкви. Также говорится об особой роли ордена иезуитов в этом процессе и о личном вкладе данного понтифика в изменение характера канонизаций в анализируемый временной отрезок. Эта сторона вопроса практически не изучена отечественным православным богословием и в таком аспекте ранее не поднималась в русской богословской литературе, несмотря на интерес, проявляемый к социальному учению Римско-Католической Церкви в последнее время. Папа Лев XIII, отдавая предпочтение канонизациям святых социально-деятельного характера, адаптировал Римско-Католическую Церковь к новым реалиям либерального общества и буржуазно-капиталистической системы мироустройства, приближая аристократизированный католицизм к социально незащищенным слоям населения. Во многом благодаря такой тактике Западной Церкви к настоящему времени именно социально-миссионерская деятельность является едва ли не главным способом пропаганды католицизма, особенно на территориях, воспринимаемых в качестве миссионерских.

Ключевые слова: Римско-Католическая Церковь, канонизация и беатификация католических святых, католическая агиология, Лев XIII, социальные реформы, Западная Европа.

Об авторе: Иеромонах Сергий (Барабанов Сергей Борисович)

Кандидат богословия, первый проректор Ярославской духовной семинарии. E-mail: o.sergy.barabanov@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5902-5702

Для цитирования: Сергий (Барабанов), иером. Канонизация святых в понтификат Льва XIII как способ выражения социально-политической доктрины Римско-Католической Церкви // Христианское чтение. 2022. №4. С. 116-127.

УДК 272-36-9

DOI 10.47132/1814-5574_2022_4_116 EDN EXADAZ

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 2022

Hieromonk Sergy (Barabanov)

Тhе Canonization of Saints during the Pontificate of Leo XIII as the Way of Manifesting the Social-Political Doctrine of the Roman Catholic Church

UDK 272-36-9

DOI 10.47132/1814-5574_2022_4_116 EDN EXADAZ

Abstract: The article provides a brief overview of the features of Catholic hagiology and the process of canonization of Western saints in the last quarter of the 19th — early 20th centuries, during the pontificate of Pope Leo XIII (1878-1903), which was marked by the active formation of the sociopolitical doctrine of the Roman Catholic Church. It also talks about the special role of the Jesuit order in this process and about the personal contribution of this pontiff to changing the nature of canonizations in the analyzed time period. This side of the issue is practically not studied by Russian Orthodox theology and has not been raised in Russian theological literature in this aspect before, despite the interest shown in the social teaching of the Roman Catholic Church in recent times. Pope Leo XIII, giving preference to the canonizations of saints of a socially active nature, adapted the Roman Catholic Church to the new realities of a liberal society and the bourgeois-capitalist system of the world order, bringing aristocratic Catholicism closer to the socially unprotected sections of the population. Largely due to such tactics of the Western Church, by now it is social missionary activity that is perhaps the main way of propagating Catholicism, especially in territories perceived as missionary.

Keywords: Roman Catholic Church, canonization and beatification of the catholic saints, catholic hagiology, Leo XIII, social reforms, West Europe.

About the author: Hieromonk Sergy (Barabanov Sergey Borisovich)

Candidate of Theology, First Deput-Rector of Yaroslavl Theologycal Seminary. E-mail: o.sergy.barabanov@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5902-5702

For citation: Sergy (Barabanov), hieromonk. The Canonization of Saints during the Pontificate of Leo XIII as the Way of Manifesting the Social-Political Doctrine of the Roman Catholic Church. Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 4, pp. 116-127.

Изучение современной западной агиологии — малоосвоенного пласта богословских знаний и духовного литературного наследия Католической Церкви — для православного богослова представляет несомненный интерес сразу по нескольким причинам. Во-первых, это обогащает наш кругозор и разрушает ряд стереотипов, связанных с присущим православной стороне недоверием к западной духовно-религиозной практике в целом, в то время как многие аспекты христианской истории и теологии православия и католицизма имеют общие истоки. Например, известнейший афонский подвижник прп. Ни-кодим Святогорец, отличая зерно истины от чуждого православному Востоку католического мистицизма, перевел с итальянского на греческий аскетическое произведение католического монаха-театинца XVI в. Лоренцо Скуполи «Il combatimento spiritual», назвав его «Невидимая брань». Причем в сознании большинства соотечественников эта книга, позже переведенная на русский язык уже свт. Феофаном Затворником, ассоциируется исключительно с православием, а не с католицизмом.

Тот же свт. Феофан Затворник, как и свт. Тихон Задонский, с интересом относились к нравственно-аскетическому творчеству еще одного западного автора — католического святого Франциска Сальского (1567-1622), рекомендуя его труд «Руководство к благочестивой жизни» для чтения православной аудитории1.

Во-вторых, интерес к обширному западному житийному наследию, лишь в незначительной степени переведенному на русский язык, позволяет не только объективно проанализировать ту или иную эпоху онтогенеза Католической Церкви, но и в большей степени оценить нашу собственную православную житийную и аскетическую литературу, к сожалению, очень мало востребованную в последнее время самим православным читателем.

Кроме того, мультинациональный характер католицизма, к которому в настоящее время относятся более полутора миллиардов верующих всех трех рас на всех континентах планеты, обогатил западную агиологию и общехристианскую культуру в целом массой интересных и назидательных примеров, изучение и анализ которых позволит более объективно посмотреть на многие аспекты исторического бытия христианской Церкви.

Конечно, в этом кратком исследовании невозможно охватить столь обширный материал, поэтому более подробно хотелось бы остановиться на периоде правления 256-го «наместника св. Петра», избравшего себе имя Лев XIII (1878-1903). Понтификат этого Папы, начавшийся в 1878 г. и продолжавшийся четверть века, пришелся на один из наиболее переломных моментов истории человечества, связанный с глубокими и очень быстрыми изменениями во многих сферах жизни на фоне острого социального кризиса западного капиталистического общества, распространившегося и на бывшие европейские колонии в Новом Свете. Мир, сотрясавшийся от протестов рабочих и пока еще не знавший, что он находится на пороге фашизма, тоталитарных режимов, двух мировых войн и хаоса, постепенно отходил от традиционных христианских ценностей под влиянием целого ряда факторов различного свойства. В это время на фоне общего роста числа политических партий создавались все условия «для зарождения грядущих конфликтов на экономической, национальной и религиозной основе» [Иерусалимский, Сильвестр Лукашенко, 2021, 53].

При этом католический Рим, утративший тысячелетнюю опору в ослабевших европейских монархиях и потерявший обширные владения в бывшей Папской области, мечтал о восстановлении своего политического суверенитета. Святой Престол не мог смириться со своим устранением с шахматной доски мировой политики, предпринимая

1 Этот труд, автором которого является Женевский еп. Франсуа де Буази — католический святой Франциск Сальский, на русский язык впервые был переведен свт. Феофаном Затворником и издан в Москве в 1819 г. Свт. Тихон Задонский, также бывший высокого мнения о данном произведении, неоднократно советовал его прочтение своим духовным почитателям. Основным вектором духовно-литературного творчества Франциска Сальского является вера в то, что осуществление высокого идеала христианской нравственности возможно для любого человека, даже живущего обычной жизнью и обремененного повседневными житейскими обязанностями.

колоссальные усилия обратить на себя внимание и насколько возможно исправить или хотя бы смягчить пагубные для папства последствия Risorgimento. С этой целью Ватикан использовал как присущие только западному христианству методы, так и традиционные подходы. Например, канонизацию новых католических святых и блаженных2.

Одним из пунктов такой тактики популяризации католицизма в глазах широких масс в конце XIX — начале XX вв. также стал процесс внутренней трансформации западных религиозных практик и внимание к прежде непопулярному на Западе вопросу, «обсуждать который нелегко и в известной мере опасно»3, — вопросу социальной несправедливости и рабочих проблем, актуализированному в духе теории догматического развития в известнейшей энциклике Льва XIII <^егит novaram».

Именно в это время получили начало и многие современные католические духовно-религиозные практики, «обратившие сердечные молитвы... верующих к милосердному Христу и к Его Святому Сердцу, к Марии и к фигурам самых близких к простому народу святых» [Picciaredda, 2006, 5]. Этот процесс также сопровождался массовым появлением новых миссионерских и социально направленных религиозных монашеских организаций, институтов «посвященной Богу жизни» и благотворительных обществ, возникавших сотнями4, особенно в странах, наиболее пострадавших от революционных потрясений, что является темой для отдельного исследования.

Анализируя особенности беатификационных и канонизационных процессов в начальный период существования линии нового папства, невольно заложенного Пием IX в связи с потерей Церковного государства, приходишь к убеждению, что прославление целого ряда католических блаженных и святых носило явно политизированный характер, чем подчеркивались все аспекты внутренней и внешней политики папского Рима той эпохи.

Преемник Пия IX — интересующий нас Папа Лев XIII, заслуживает внимания уже по той причине, что, став понтификом в 68 лет, он проявил такую небывалую активность, что заставил говорить о себе даже непримиримых антиклерикалов. Кроме того, будучи несменяемым духовным главой Западной Церкви целых 25 лет, он проще мог бороться с проблемами, так как весь управленческий аппарат Римской курии работал в сфере его интересов, а сам Папа был заинтересован в поддержании стабильности и сохранении существующего церковного устройства. Будучи, без сомнения, глубоко религиозным, чему во многом способствовало влияние его матери — графини Печчи, принадлежавшей к Третьей ветви францисканцев, Лев XIII, сам являясь терциарием5 этого нищенствующего католического ордена и одновременно знатным римским

2 Отношение Церкви к тому или иному политическому строю или диктатуре через канонизацию святых, живших в определенный политический период, объективно применяется и Православной Церковью. Например, широкомасштабная канонизация свв. новомучеников и исповедников Церкви Русской, осуществленная в 2000 г. и невозможная ранее из-за коммунистического богоборческого режима, стала средством выражения негативного отношения Русской Православной Церкви к советской власти. Во многом по политическим причинам Московским Патриархатом не были открыто признаны осуществленные Русской Православной Церковью Заграницей канонизации св. прав. Иоанна Кронштадтского в 1964 г. и новомучеников Российских, в том числе и Святых Царственных страстотерпцев, в 1981 г.

3 См. <Жегит иоуагит» — энциклику папы Римского Льва XIII по социальной проблематике и рабочему вопросу. Опубликована 15 мая 1891г.

4 Из наиболее знаковых фигур в этой области стоит упомянуть известного итальянского священника, римско-католического святого Луиджи Орионе (1872-1940), масштабы социально-благотворительной деятельности которого сравнимы разве что с масштабами деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского. Именно при Льве XIII Луиджи Орионе был рукоположен в священный сан и начал свою миссионерско-социальную деятельность. Еще одна знаковая фигура — это туринский священник Джованни Боско (1815-1888), также канонизированный основатель огромной салезианской конгрегации, пик социальной деятельности которого пришелся на вторую половину понтификата Пия IX и на первые 10 лет понтификата Льва XIII.

5 Терциарий — мирянин или немонашествующий католический священник, принадлежащий к так называемой мирской (третьей) ветви францисканского, доминиканского или некоторых

аристократом, ясно видел истоки многих проблем своей эпохи в социальной несправедливости и незащищенности простых людей. Интересно, что таких же взглядов придерживался и его известный русский современник св. прав. Иоанн Кронштадтский, объективно отмечавший, что большинство пороков общества — от бедности.

Как типичный итальянец, Папа Лев XIII также был сторонником сентиментально гипертрофированного почитания Девы Марии и специфических францисканских принципов религиозности, связанных с актуализацией «священной бедности» Христа и культом ряда святых — покровителей бедняков. Такое сочетание в одном человеке, казалось бы, трудно сочетаемых элементов делало фигуру Папы Льва поистине уникальной и отразилось на прежде не практиковавшейся в Римско-Католической Церкви в таких масштабах социализации прославления новых святых и блаженных6. Доказательством этого факта являются их житийно-биографические источники и агио-логические свидетельства, на чем мы остановимся подробней.

Чтобы картина изменений в сторону социализации стала еще более очевидной, уместно привести примеры сугубо политизированных канонизаций из предыдущего Льву XIII понтификата. Так, ярким проявлением политиканства Пия IX и выражением его крайне негативного отношения к православию стало «прославление» этим Папой ярого русофоба и антиортодокса Иосафата Кунцевича, униатского архиепископа Полоцкого, убитого толпой за свою особую жестокость к православным Белоруссии. Или канонизация убитого евреями-маранами испанского инквизитора Педро де Ар-буэса, жертвами которого стали тысячи невинных. Пий IX канонизировал и пострадавшего от протестантов чешского священника Яна Саркандера, а также убитого украинскими казаками иезуита Андрея Боболю. Однозначно, что через прославление этих святых терявший светскую власть Папа-реформатор пытался «противопоставить себя и страдающую в лице своих мучеников Католическую Церковь с конфессиями, антикатолицизм которых является обязательным элементом их религиозной самоидентификации» [Сергий Барабанов, 2015, 66].

В последующий за Пием IX понтификат Льва XIII в связи с активизацией социально-политического разворота отчасти изменилась и направленность прославления новых святых и блаженных. Причину этого можно увидеть не только в попытке приспособиться к новой действительности буржуазного общества, но и в частных взглядах этих двух понтификов на решение социальных проблем. Однако традиционная преемственность была сохранена.

Так, в понтификат Льва XIII была беатифицирована целая плеяда католических мучеников Англии, Вьетнама, Китая и Индии. Например, китайские священники Филипп Фан Ван Минь7 и Фаддей Лю Руитинг8, вьетнамский священник Феро Ранг

других католических монашеских орденов, живущий по уставу этого ордена, но не приносящий при этом вечных монашеских обетов.

6 Папа Римский Лев XIII провозгласил около 35 католических святых и 218 блаженных. Отличие католической практики почитания блаженных, т.е. «пребывающих в блаженстве небес», от католической практики почитания святых — в том, что память того или иного блаженного отмечается только в пределах той епархии, где он совершал свое служение или засвидетельствовал свою святость, подтвержденную особым следствием, состоящим из двух этапов — сначала на местном уровне епархии, потом на уровне соответствующей Конгрегации Римской курии. Таким образом, католический Ьеа^ есть «аналог» местночтимого православного святого. Согласно существующим нормам канонического права Римско-Католической Церкви, в день беа-тификации в Ватиканской базилике св. Петра совершается особая месса в присутствии членов Конгрегации по делам святых. После чтения Евангелия кардинал — глава этой Конгрегации читает соответствующий папский указ, после чего для всеобщего обозрения выставляется образ с изображением нового блаженного. Почитание этого образа Римский папа совершает после особой вечерни в тот же день. В качестве исключения, так называемого индульта, выдаваемого Папой, память конкретного блаженного может литургически праздноваться и в других местах.

7 Обезглавлен. Причислен к лику блаженных 27 мая 1900 г. Память (католич.) 2 июля.

8 Задушен во время богослужения в 1823 г. Беатифицирован 27 мая 1900 г. Память (католич.) 30 ноября.

Кхоа (f1838) и его сподвижник катехизатор Феро Ву Ван Труат9, а также убитые во Вьетнаме французский миссионер еп. Пьер Дюмулен10, мирянин Симон Фан Дак Хоа, обезглавленный 12 декабря 1840 г.11, фермер Стефано Нгуен Ван Винь12 и священник Ральф Шервин (f1581)13 с группой «Сорока мучеников Англии и Уэльса», пострадавших при короле-реформаторе Генрихе VIII и при его потомках [Martirologio Romano, 2004, 376-377, 826-828]. В этих случаях, и особенно в последнем, явно прослеживается политическая составляющая, позже подтвержденная отказом Льва XIII признать наличие апостольского преемства у англиканской иерархии14.

Еще одной политизированной беатификацией стало прославление Львом XIII в лике блаженных автора знаменитой «Утопии» Томаса Мора, казненного тем же Генрихом VIII за отказ подчинить свои религиозные убеждения политическим нуждам этого короля [Luzi, 2014, 616-617; Сикари, 1991, 15-19; Martirologio Romano, 2004, 485-486].

Однако количество политизированных канонизаций в понтификат Льва XIII значительно уступает числу канонизаций по социальному аспекту. Это хорошо просматривается в прославлении этим Папой родоначальника ордена варна-витов свящ. Антонио Марии Заккарии (f1539)15 [Martirologio Romano, 2004, 517] и священника-варнавита Франческо Саверио Мария Бьянки (f1815)16, обширная социальная деятельность которых была направлена на благотворительность, исправление нравов верующих, борьбу с проституцией, апостольство мирян и частое причащение [Martirologio Romano, 2004, 170].

Лев XIII также канонизировал семь основателей нищенствующего ордена серви-тов17 [Martirologio Romano, 2004, 207], выпустившего из своих рядов, несмотря на свою весьма специфическую «мариальную» набожность, много западных ученых, живописцев, архитекторов, скульпторов, музыкантов и математиков.

Другой канонизацией с сильным социальным оттенком стало прославление Львом XIII в 1881 г. священника Джованни Баттиста Росси (f1764)18, на собственные средства открывшего приют для бездомных женщин и материально помогавшего римским нищим, распутным женщинам и заключенным. Не менее интересно с позиции социальной политики и прославление в лике католических блаженных француза Жана Батиста де ла Саль (f1719), без сожаления употребившего все свое колоссальное

9 Беатифицированы 27 мая 1900 г. (католич. память 24 ноября и 18 декабря).

10 Пьер Дюмулен (1808-1838) — титулярный епископ Тонкина и миссионер во Вьетнаме. Два года находился в тюрьме, где подвергался регулярным пыткам. Казнен 24 ноября 1838 г.

11 Память (католич.) Симона Фан Дак Хоа 12 декабря.

12 Память (католич.) 19 декабря и 24 ноября.

13 Память (католич.) св. Ральфа Шервина отмечается 25 и 29 октября, а также 1 декабря. Вместе с ним были канонизированы казненные английскими протестантами монахи-картезианцы Ричард Рейнольдс, Роберт Лоуренс, Джеймс Уолворт, Джон Рочестер и др.

14 По данной теме в современном отечественном православном богословии имеется диссертационное исследование свящ. Антония Борисова «Диалог между Римско-Католической и Англиканской Церквами в конце XIX — начале XXI вв.: его богословские, исторические и канонические аспекты». Кроме перечисленных в лике блаженных были прославлены (канонизированы позже Папой Иоанном Павлом II в 1988 г.) мученики — доминиканские священники Тома Дин Viet Du и Вин Сон Ро Йен, священник Винь Сон Нгуен Тхием, доминиканские терциарии портной Тома Нгуен Ван Э и Тома Тоан, а также забитый насмерть 18-летний семинарист Тома Тран Ван Тиен и др.

15 Память (католич.) 5 июля.

16 Беатифицирован Львом XIII 22 января 1893 г. Память (католич.) 31 января.

17 Орден сервитов появился в Италии в 1233 г. и, в отличие от других нищенствующих и созерцательных католических монашеских орденов, уникален тем, что был основан не одним родоначальником, а семью жителями Флоренции — Алессио Фальконьери, Бартоломеа дельи Амидей, Бенедетто дель Антелла, Буонфильо Мональди, Джерардино Состеньи и самым молодым из них, ставшим затем вторым генералом-приором ордена, Джованни Буонаджунта Монетти.

18 Память (католич.) Джованни Баттиста Росси совершается 23 мая.

состояние19 на покупку хлеба беднякам в страшный по своим масштабам голод 1683— 1684 гг., а также на обустройство и содержание первых в истории им же устроенных средних школ и на помощь обездоленным детям. Этот католический блаженный известен также тем, что первым в истории разделил учащихся на классы, в связи с чем на Западе он считается одним из покровителей учащих и учащихся [Luzi, 2014, 335-336; Martirologio Romano, 2004, 309-310].

Здесь также стоит отметить, что Лев XIII, уделявший повышенное внимание образованию и воспринимавший его недостаток как острую социальную проблему, прославил не только Жана Батиста де ла Саль, но и английского богослова и историка Беду Достопочтенного (f735)20 [Martirologio Romano, 2004, 421], в сочинениях которого Католическая Церковь нашла пример раннесредневекового теологического обоснования борьбы с социальной несправедливостью и варварством с духовного, доктриналь-ного и культурного аспектов. Немного ранее, в 1883 г., Лев XIII беатифицировал казненного Теодорихом поэта-латиниста Северина Боэция (f525) [Martirologio Romano, 2004, 826], писавшего в своих трудах о нестабильности той государственной системы, правительство которой зависит от одного человека21. Этот момент литературного наследия прославляемого Боэция был своеобразным вызовом Папы в адрес итальянской династии Сабаудов и короля Умберто I, не способного, по мнению Льва XIII, навести порядок в стране, раздираемой мафиозными кланами и коррупцией22.

Интересующий нас исторический период, отмеченный Второй промышленной революцией — веком стали, электричества, нефти и химии, также был связан с усиливающейся урбанизацией и эмиграцией католиков в Северную Америку. Индустриализация, выступавшая стимулом международной торговли, способствовала активизации международных отношений в сфере бизнеса и усилению коммерческих и культурных контактов с некатолическими государствами. Однако особо непримиримое отношение Ватикан эпохи Льва XIII испытывал к исламу.

Так, открытое осуждение Католической Церковью ислама просматривается в житии Еврозии (или Орозии), «vergine e martire» (f714), особо почитаемой на северо-востоке Испании — в зоне исторического противостояния арабскому миру, и обще-церковно прославленной Львом XIII в 1902 г. Согласно агиологическим источникам, она была зверски убита мусульманами за отказ выйти замуж за мавра23 [Martirologio Romano, 2004, 492; Bunson, 2014, 556]. Открытая неприязнь к исламу нашла отражение и в канонизации убитого магометанами священника Илариона Эспалионского. Так, житие этого католического святого гласит, что его обезглавленное мусульманами тело встало, смыло кровь с отрубленной головы и отнесло эту голову матери, так как при жизни св. Илариан пообещал ей это сделать, когда она напоминала ему об опасности прохождения через мусульманскую территорию (Илариан из Ле-винака, f793)24. Кроме этих лиц в разное время Львом XIII были беатифицированы зверски убитые мусульманами монах-кармелит Томас Родригес да Кунья (f1638)25 [Martirologio Romano, 2004, 915], забитый камнями монах-тринитарий Марко Криадо

19 Примерно 400 тысяч золотых экю.

20 Беда Достопочтенный канонизирован Львом XIII в 1899 г. Память (католич.) 25 мая.

21 В произведении «De consolation Philosophiae». Память Северина Боэция в Римско-Католической Церкви совершается 23 октября.

22 Сам Лев XIII, будучи папским светским губернатором Беневенто в 1838-1841 гг., проявил недюжинные способности в борьбе с местными мафиозными кланами известной неаполитанской «каморры», имевшей свои «филиалы» в этом городе, входившем в то время в Папскую область (см.: [OMalley, 1903, 58]).

23 Память (католич.) мц. Еврозии совершается 25 июня. Будучи дворянкой по происхождению, она была отдана родителями в жены богатому мавру-мусульманину, но сбежала и спряталась в пещере. Дым от костра, который она развела, чтобы согреться, выдал ее укрытие. Ее таскали за волосы и забили до полусмерти, а после отсекли кисти рук за отказ принять ислам.

24 Мч. Иларион Эспалионский канонизирован Львом XIII 10 мая 1883 г. Память (католич.) совершается в первое воскресенье после 15 июня.

25 Память (католич.) 29 ноября.

(f1569)26 [Martirologio Romano, 2004, 754] и францисканец Никола Тавелич (f1391)27, публично сожженный последователями Мухаммеда у Яффских ворот Иерусалима [Martirologio Romano, 2004, 877-878].

Стоит также отметить, что данный Папа наряду с открытым осуждением ислама категорически не одобрял кремацию, закономерно называя ее «варварским и отвратительным обычаем», абсолютно неприемлемым для католиков [Сергий Барабанов, 2017, 101].

Проводя мысль, что путь к святости лежит скорей в обычном, чем в необычном, 15 января 1888 г. Лев XIII канонизировал умершего в 22-летнем возрасте иезуита из Бельгии Джона Берхманса (f1621)28, объявив его одним из покровителей молодежи [Luzi, 2014, 788-789; Martirologio Romano, 2004, 633]. Еще одним иезуитом, канонизированным в тот же день, стал Петр Клавер (f1654), африканский миссионер и противник рабства, согласно житию, обративший в католицизм около 300 тысяч негров и всю свою жизнь старавшийся облегчать их страдания29 [Luzi, 2014, 881-883; Martirologio Romano, 2004, 710].

Не менее интересно и житие канонизированного на год раньше еще одного иезуита — разорившегося торговца, потерявшего всю свою семью Алонсо Родригеса (f1617)30, носильщика и привратника в иезуитском колледже Пальма де Майорка, ставшего духовным примером для Петра Клавера. Согласно агиографическим источникам, он был настолько кроток и послушен начальству, что когда ему в шутку приказали съесть стеклянную тарелку, он пытался разрезать ее ножом [Martirologio Romano, 2004, 844].

Доказательством особой симпатии Льва XIII к Societas Jesu, помимо вышеупомянутых канонизаций, также стала беатификация в разное время этим понтификом еще восьми последователей Игнатия Лойолы: миссионеров Альфонсо Пачеко (f1583), Рудольфо Аквавива (f1583) и Франсиско Аранья (f1583), убитых язычниками в Гоа и в Индии; приходского миссионера-итальянца Антонио Балдинуччи (f1717); английских иезуитов Джона Нельсона (f1578) и Томаса Коттама (f1582), четвертованных за отказ признать превосходство английского монарха в делах веры, а также сподвижника Игнатия Лойолы Петра Фабера (f1546) и Бернардино Реалино (f1616), считающегося небесным покровителем итальянского города Лечче, где им была развернута активная социальная и просветительская деятельность среди местной бедноты.

Несомненно, что, уделяя повышенное внимание канонизациям и беатификаци-ям особенно членов Societas Jesu, Папа Лев подчеркивал исключительную роль этого неоднозначно воспринимаемого католического монашеского ордена в социально-политической деятельности и в будущем Западной Церкви. Здесь необходимо пояснить, что, несмотря на симпатии к францисканцам, с иезуитами Льва XIII связывали многолетние связи — 14 лет успешного обучения в орденских коллегиумах и папском иезуитском университете «Grigorianum», а также принадлежность к этому ордену его старшего брата — кардинала Джузеппе Печчи (1807-1890) [McGovern, 1903, 5-78].

Кроме того, канонизируя в основном представителей простого сословия, Лев XIII тем самым приближал аристократизированную Католическую Церковь к рядовым верующим. Интересно отметить, что среди канонизированных в его понтификат очень мало выходцев из высшего общества и при этом практически все они служили социальным потребностям простого народа. Так, 27 мая 1897 г. Лев XIII прославил в лике католических святых Петра Фурье (f1640), регулярного каноника-августинца

26 Память (католич.) 25 сентября.

27 Память (католич.) 14 ноября.

28 Память (католич.) Джона Берхманса совершается 13 августа, а также 26 и 27 ноября. Останки покоятся в римском храме Иль Джезу Нуово. В западной традиции он считается покровителем алтарников-минестрантов и молодежи.

29 Память (католич.) Петра Клавера совершается 9 сентября. В традиции Римско-Католической Церкви он считается покровителем афроамериканцев и межрасовой справедливости.

30 Память (католич.) 31 октября.

знатного происхождения, учредившего несколько благотворительных заведений и банков для бедных на территории Франции [Luzi, 2014, 1176; Martirologio Romano, 2004, 936].

Однако особое внимание в этом длинном перечне имен хотелось бы уделить канонизированной Львом XIII 14 мая 1900 г. Рите из Кашии, чья непростая жизнь прошла в окрестностях Перуджи — города, епископом которого «великий Папа рабочих» являлся без малого 32 года. Пример ее жизни и христианского подвига настолько универсален, что, несмотря на принадлежность этой святой к западной традиции, со всеми вытекающими из этого мистическими особенностями ее жития, она может являться примером служения христианской супруги и матери для многих.

Сам факт тщательного подхода к прославлению этой монахини-августинки, беа-тифицированной еще Урбаном VIII в 1626 г., стал одним из ответов Рима на активные попытки искажения секуляризированным европейским обществом понятий об идеальном государстве. В русле этой борьбы, закономерно осуждая пагубное влияние либеральной демократии на гражданскую, семейную и социальную сферы, в программной энциклике «Immortale Dei», посвященной сложным взаимоотношениям Католической Церкви и светского государства, Папа Лев XIII провел связь между социально-политическим равновесием общества в целом, положением Церкви в государстве и стабильностью в жизни семейной. Отмечая, что равновесие в государстве во многом зависит от благополучия Церкви, которая «куда бы ни ступала, смягчала нравственный облик народа», прочности семьи и религиозности граждан, «христианская организация гражданского общества» подобна «браку, единому и нерасторжимому, в котором мудрой справедливостью... управляются права мужа и жены». Как «власть мужа подчиняется образцу, явленному властью Бога», так «и высокое служение правителей должно держать в почтении», однако лишь в том случае, если «Церковь и государство единились в согласии и дружественном обмене». Так как власть имеет своим источником Творца, важно «не уклоняться от справедливости и не доходить до злоупотреблений в руководстве»31.

Если провести параллель между данным документом и житийными источниками о св. Рите из Кашии, видно, что принципы, провозглашенные энцикликой, нашли отражение в биографии этой католической святой, считающейся на Западе покровительницей безнадежных дел, отчаявшихся людей и жертв физического насилия.

Согласно ее житию, с детства тяготея к монашеству, но выйдя замуж в 18-летнем возрасте из послушания родителям, она стала матерью двух сыновей-близнецов и в течение еще 18 лет со смирением и любовью терпела тяжелый характер своего супруга Паоло Манчини, втянутого в политические споры гвельфов и гибеллинов и позже убитого в результате одной из стычек. После смерти мужа родственники ее супруга насильно отняли у нее двух ее сыновей-подростков для подготовки их к вендетте с целью отомстить за убийство своего отца. Не желая мириться с мыслью, что пролитием крови ее сыновья погубят свои души, оставшаяся в совершенном одиночестве Рита, преодолев природные материнские чувства, стала молиться о ниспола-нии своим детям смертельной болезни.

Многочисленные агиологические источники согласно свидетельствуют о том, что ее молитва была услышана и после смерти своих детей она решила оставить мир и удалиться в монастырь августинок рядом с Кашией. Однако и тут ей было отказано, так как многие монахини были родственницами убийц ее мужа. После ряда испытаний и окончательного поступления в обитель она прожила в монашестве 44 года до самой своей смерти в 1447 г. [Nahum, Bergamino, 2013, 200-201; Luzi, 2014, 506-508]. Последние четыре года жизни Рита Манчини была прикована к постели тяжелой болезнью и страдала от незаживающей раны на лице, воспринимаемой многими мистически настроенными ее почитателями в качестве стигмата [Сикари, 1998, 229-243; Martirologio Romano, 2004, 414].

31 См.: «Immortale Dei», энциклика папы Римского Льва XIII от 1 ноября 1885 г.

Несмотря на то, что житие св. Риты может восприниматься православной аудиторией в качестве идеализированной драмы и является наследием уже разделенной Церкви, необходимо принять во внимание, что Рита из Кашии в настоящее время считается одной из наиболее почитаемых современными католиками святых и является в глазах многих универсальным воплощением общехристианского идеала послушной дочери, верной и терпеливой супруги, любящей матери, молодой, но при этом целомудренной вдовы и смиренной монахини. Ее житие ясно говорит о том, что во избежание социальных проблем в государстве и в семье необходимо «с постоянством и верностью... уклоняться от мятежных действий и сохранить в неприкосновенности святую дисциплину»32. Ведь именно государство, ячейкой которого является семья, согласно официальному социальному учению Римско-Католической Церкви, есть «высший страж общего блага», и «его власть должна быть единой, всеохватывающей, суверенной и принудительной» [Хеффнер, 2004, 247].

Еще одной важной особенностью жития Риты из Кашии, что делает его (помимо захватывающего сюжета) интересным и для православной аудитории, является верная расстановка жизненных приоритетов: спасение душ своих детей выше их земного благополучия. Такой подход к воспитанию даже у воцерковленных православных родителей сейчас бывает редким. Озвучивая эту острую общехристианскую социальную проблему, Папский Совет по делам семьи отмечает, что современные «родители не умеют наказывать, когда это необходимо. Дети и подростки получают полную свободу для эгоистических выходок. <...> Семья не предполагает демократию, равно как и школа» [Лексикон, 2009, 478-480].

Стоит отметить, что общецерковное прославление Риты Манчини стало частью успешной тактики миссионерства и теологической рефлексии Льва XIII и способствовало активному формированию имиджа «папского благочестия», сильно подорванного политикой предшествующих Льву XIII Пап-монархов Григория XVI и Пия IX, неоднократно подавлявших народные волнения в Папской области грубой военной силой.

В данном русле интересна и канонизация Львом XIII основателя ордена сильвестринцев Сильвестра Гуццолини (Гоццоли), бенедиктинца-обсерванта, обосновавшегося в 1231г. на горе Монтефано близ Анконы [Luzi, 2014, 1128-1129; Martirologio Romano, 2004, 907]. В отличие от традиционных бенедиктинцев, ведущих в основном оседлую конвентуальную жизнь, с середины XIX в., несмотря на свою малочисленность, этот орден вышел за пределы Италии и стал проводить активную социально-миссионерскую деятельность на Цейлоне и в США — в Канзасе и Детройте, что побудило Льва XIII поднять вопрос о канонизации его основателя через пять с половиной столетий после его беатификации.

Как видим, не только религиозно-аскетический импульс и мистицизм, но и появившаяся у старых католических орденов активная социально-миссионерская направленность стали побудительной причиной для канонизации их родоначальников и основателей спустя сотни лет после их кончины. Так, сервиты, практически пережившие упадок своего ордена в эпоху наполеоновской смуты и последовавшей за ней общей секуляризации общества, с 70-х гг. XIX в. вышли за пределы Италии и прочно обосновались в Англии и США. В настоящее время свою активную социальную работу в сфере миссии и образования они ведут уже в 27 странах мира.

В заключение стоит отметить, что определенным положительным аспектом описываемой в статье канонизационной политики, по мнению автора, является намеренное избегание Львом XIII тяжелой темы униатства и открытого враждебного отношения к православию, столь часто поднимавшейся его предшественником Пием IX как через канонизацию Иосафата Кунцевича, так и в ряде программных документов, например в энцикликах «Singulare quidam» и «In suprema Petri Apostoli sede», в которых Папа-реформатор утверждал, что «никто не может быть спасен вне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 См.: «Immortale Dei».

Римской Апостольской Церкви, которая является единственным источником спасения»33, поэтому желает собрать всех «разбредшихся... по бездорожью и кустам, кто еще не находится в общении. с престолом св. Петра»34.

Можно также констатировать, что Лев XIII, отдавая предпочтение канонизациям таких католических святых и блаженных, которые при жизни являлись примером не только западного благочестия, но и социально-деятельного характера, определенно расширил рамки тех границ, в которых папский Рим существовал в предшествующие понтификаты. Это стало одним из этапов процесса адаптации Римско-Католической Церкви к новым историческим реалиям либерального общества и буржуазно-капиталистической системы мироустройства и отчасти приблизило аристократизиро-ванный католицизм к социально незащищенным слоям населения. Однако этим же шагом «великий Папа рабочих» в очередной раз подчеркнул свободу Католической Церкви от светского государства и независимость папства в Риме. Осознавая неизбежность перемен, Лев XIII с помощью традиционных для Церкви способов дал импульс к дальнейшему формированию социально-политической доктрины Ватикана, активной миссионерской работе и к поддержке социально незащищенных слоев населения, что было официально ратифицировано папским престолом в программной энциклике этого понтифика <^егат novarum». В итоге такой политики Льва XIII, продолженной его преемниками в XX и в XXI вв., к настоящему времени социально-миссионерская деятельность является едва ли не главным способом пропаганды католицизма, особенно на территориях, воспринимаемых Ватиканом в качестве миссионерских35.

Источники и литература

Источники

1. In suprema Petri Apostoli sede, энциклика — Послание к восточным христианам папы Pимского Пия IX от 6 января 1848 г. URL: https://www.agnuz.info/ app/webroot/library/224/366/ page1.htm (дата обращения: 07.09.2022).

2. Immortale Dei, энциклика папы Pимского Льва XIII от 1 ноября 1885 г. URL: https:// fsspx-fsipd.lv/ru/doctrina-ecclesiae/de-haeresii/24-immortale-dei (дата обращения: 07.09.2022).

3. Martirologio Romano. Conferenza episcopale Italiana. Libreria editrice Vaticana, Roma, 2004. URL: https://www.liturgia.it/content/Martirologio-Romano.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

4. Rerum novarum, энциклика папы Pимского Льва XIII от 15 мая 1891 г. URL: https:// fsspx-fsipd.lv/ru/doctrina-ecclesiae/de-haeresii/22-rerum-novarum (дата обращения: 07.09.2022).

5. Singulare quidam, энциклика папы Pимского Пия IX от 9 декабря 1854 г. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III-XX вв.). СПб., Изд-во св. Петра. 2002.

Литература

6. Иерусалимский, Сильвестр Лукашенко (2021) — Иерусалимский Ю. Ю, проф., Сильвестр (Лукашенко), архим. Хаос в современном мире: политическое измерение. Ярославль: Российские справочники, 2021.

33 См.: «Singulare quidam», энциклика папы Римского Пия IX от 9 декабря 1854 г.

34 См.: «In suprema Petri Apostoli sede», энциклика-послание к восточным христианам папы Римского Пия IX от 6 января 1848 г.

35 В качестве такой миссионерской территории Ватикан рассматривает и территорию канонической ответственности Русской Православной Церкви, доказательством чего стало учреждение в границах Российской Федерации сразу четырех исторически не существовавших там ранее католических диоцезов в Москве, Новосибирске, Иркутске и Саратове.

7. Лексикон (2009) — Лексикон. Папский Совет по делам семьи. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики. Новое осмысление воспитательных отношений / Пер. с итал. М.: Изд-во францисканцев, 2009.

8. Сергий Барабанов (2015) — Сергий (Барабанов), иером. Догматические реформы папы Римского Пия IX. Дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, МДА, 2015.

9. Сергий Барабанов (2017) — Сергий (Барабанов), иером. Кремация и христианская традиция // Сборник трудов Ярославской духовной семинарии, 2017.

10. Сикари (1991) — Сикари А., свящ. Портреты святых. Милан, 1991. Т. 1-2.

11. Сикари (1998) — Сикари А., свящ. Портреты святых. Милан, 1998. Т. 3-4.

12. Хеффнер (2004) — Хеффнер Й, кард. Христианское социальное учение. М.: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2004.

13. Bunson (2014) — Bunson M. Encyclopedia of Saints. New York, 2014.

14. Luzi (2014) — Luzi L. I santi del giorno ci insegnano a vivere e a morire. Camerata Picena, 2014.

15. McGovern (1903) — McGovern J. J. Life and Life-Work of Pope Leo XIII. Chicago, 1903.

16. Nahum, Bergamino (2013) — Nahum D., Bergamino D. Grande libro dei Santi: vita, morte e miracoli dei principali santi del calendario liturgico. Rusconi libri, 2013.

17. OMalley — OMalley Ch. J. The Great while shepherd of Christendom, Pope Leo XIII: his life, poems, encyclicals and public documents. Chicago, 1903.

18. Picciaredda (2006) — Picciaredda S, Vittorio V.A. Il mondo di Leone XIII: L'incontro della Chiesa con il XX secolo. Roma, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.