К.Ю. Шишулин
ОСОБЕННОСТИ КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассматриваются вопросы кассационного обжалования судебных постановлений в условиях реформы процессуального законодательства. Обозначены пробелы и недостатки проведенного реформирования. Предложены изменения, которые позволят преодолеть сложившиеся в ходе последних реформ противоречия в законе.
Ключевые слова: кассационное обжалование, реформирование, пробелы в законодательстве, удаленность судов, видеоконференц-связь.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращал внимание на особое значение производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных решений из чего делал вывод о необходимости установления «таких процедурных правил, которые исключают возможность злоупотребления процессуальными правами и превращения кассационной процедуры в ординарную судебную инстанцию».
Преобразования в судебной системе последних лет в связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и учреждение апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, приводят к изменению процессуальной формы пересмотра судебных решений.
В 2010 г. под влиянием Европейского суда по правам человека, который неоднократно признавал российское надзорное производство неэффективным и требующим изменения, была осуществлена его реформа: надзорное производство в президиумах областных и соответствующих им судов и судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации было переименовано в кассационное, а по существу оставлено без изменения [1].
В соответствии с новыми нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы, представления на решения областных и соответствующих им по компетенции судов будут рассматриваться в апелляционных судах общей юрисдикции, затем возможны две кассационные проверки, первая из которых будет проводиться кассационным судом общей юрисдикции, а вторая Судебной коллегией ВС РФ, согласно пункту 1 части 20 статьи 390.4 ГПК РФ.
Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения областных и соответствующих им по компетенции судов будут обжаловаться в таком же порядке (апелляция и последовательно две кассации), исключение составляют перечисленные в кодексе дела, связанные с защитой избирательных прав (пункты 7-11 части 1 статьи 20 КАС РФ), которые подлежат кассационной проверке сразу Судебной коллегией ВС РФ (пункт 3 части 2 статьи 319 КАС РФ).
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрен иной порядок проверки законности приговоров, принятых областными и соответствующими им по компетенции судами: апелляция - в апелляционных судах общей юрисдикции и одна кассация - в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ, т.е., согласно пункту 2 части 1 статьи 401.3 УПК РФ, минуя кассационный суд [2]. Особенность нового порядка состоит в том, что пересмотр инициируется самим фактом подачи кассационных жалобы, представления (при условии их соответствия формальным требованиям) и не зависит от дискреционного усмотрения судьи.
Следующая проблема, связанная с созданием новых судов общей юрисдикции, это отдаленность кассационных судов от судов первой и второй инстанций (мировых судей, районных судов, областных и других, соответствующих им). Вместо действовавших ранее 85 кассационных инстанций кассационную деятельность будут осуществлять 9 кассационных судов общей юрисдикции. Такое сокращение усложнит
© К.Ю. Шишулин, 2021.
Научный руководитель: Биюшкина Надежда Иосифовна - доктор юридических наук, профессор, Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород), Россия.
деятельность судей, так как им придется рассматривать большое количество дел в предусмотренные законом сроки; высокая нагрузка может повлиять на качество судебной защиты, что негативным образом отразиться на правах заинтересованных лиц.
Подтверждением данного вывода служит судебная статистика, по данным которой в 2017 году в областные и равные им по компетенции суды поступило на рассмотрение в кассационном порядке 144 тысячи кассационных жалоб и представлений по делам районных судов и мировых судей, что на 8% больше, чем в 2016 году. В 2018 году количество поступивших кассационных жалоб составило уже более 210 тысяч [3].
Обоснованные сомнения на этот счет развеял Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. Момотов на заседании Пленума ВС РФ 13 июля 2017 г., сказав, что «проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что «кассационное судопроизводство - формальное». Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. При этом не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными» [4].
Видеоконференц-связь - это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними происходит обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени. Видеотехнологии позволяют обеспечить участие лиц в судопроизводстве, сэкономить государственные средства за счет удаленного «присутствия» сторон [5]. Внедрение видеоконфе-ренц-связи в судебную систему Российской Федерации обосновывается стремлением к повышению эффективности использования временных, финансовых и человеческих ресурсов, увеличению количества рассматриваемых дел, сокращению сроков рассмотрения дел.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N° 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривающие возможность участия лиц в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, обеспечивают развитие таких принципов, как доступность правосудия, непосредственность, открытость, гласность и принципа процессуальной экономии.
Однако никто не застрахован от возможности возникновения проблем организационно-технического характера (некачественная связь, невозможность провести судебное заседание в помещении, оснащенном специальным оборудованием; невозможность провести судебное заседание в пределах рабочего времени с учетом территориальной удаленности участников процесса и разных часовых поясов), проблемы, вызванные большим количеством рассматриваемых дел, и др. Проверить отсутствие у суда технической или иной возможности заявитель не может, а отказом может существенно ограничиваться право гражданина на доступ к правосудию, при этом Гражданский процессуальный кодекс прямо не предусмотрел возможность обжалования определения суда об отказе в использовании систем видео-конференц-связи, и такой отказ не исключает дальнейшего движения дела (часть 1 статьи 331 ГПК РФ).
Таким образом, в целях более полной реализации конституционного права на судебное обжалование, судам следует обосновывать отказ в применении видео-конференц-связи, который должен содержать указание не просто на отсутствие возможности, но быть более мотивированным, указывать конкретную причину отсутствия возможности, кроме того, логичным было бы закрепление в процессуальном законодательстве возможности обжаловать отказ в использовании видео-конференц-связи, как обстоятельство, которое исключает возможность дальнейшего движения дела.
Библиографический список
1.Борисова Е.А. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам. М., 2017.
2.Жуйков В.М., Долова М.О. Актуальные проблемы унификации процессуального законодательства. // «Журнал российского права» 2019. № 8.
3.Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2017 году. С. 61. URL: http://www.cdep.ru.
4. Смирнов Л. ВС утвердил концепцию реформы судов общей юрисдикции // Legal.Report. 2017. 13 июля. URL: https://legal.report/vs-utverdil-koncepciyu-reformy-sudov-obcshejyurisdik cii/.
5.Решетняк В.И. Применение видеоконференц-связи в арбитражном судопроизводстве. // «Российский юридический журнал» 2013. № 1.
ШИШУЛИН КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ - магистрант, Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород), Россия.