Научная статья на тему 'СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ, КАК ГАРАНТИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ'

СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ, КАК ГАРАНТИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД / СРЕДСТВА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ / АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД / КАССАЦИОННЫЙ СУД / ПРИНЦИП ОБОСОБЛЕННОСТИ НОВЫХ СУДОВ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишулин К.Ю.

В статье рассматриваются вопросы реализации конституционного права на судебную защиту посредством обжалования решений суда. В связи с обновлением системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции предлагается вариант развития судебной системы по законодательству и перспективы совершенствования такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишулин К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ, КАК ГАРАНТИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ»

К.Ю. Шишулин

СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ, КАК ГАРАНТИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

В статье рассматриваются вопросы реализации конституционного права на судебную защиту посредством обжалования решений суда. В связи с обновлением системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции предлагается вариант развития судебной системы по законодательству и перспективы совершенствования такого подхода.

Ключевые слова: Судебное обжалование, конституционное право, гарантия прав и свобод, средства судебной защиты, апелляционный суд, кассационный суд, принцип обособленности новых судов, процессуальная реформа.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Судебная защита конституционных прав и свобод осуществляется судами общей, арбитражной и конституционной юрисдикции.

Формула принципа свободного доступа к правосудию содержится в статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 г. Она предоставляет лицу право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым судом, созданным на основе закона.

Механизм гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях российской правовой системы обновляется и реформируется в соответствии с конституционными принципами. Эффективность функционирования механизма гарантий определяется большим набором юридических, экономических и социальных обстоятельств. Среди юридических обстоятельств, влияющих на действенность средств защиты прав человека, особое значение имеют конкурирующий характер их использования различными субъектами права и отсутствие пробелов в правовом пространстве, охват существующими средствами защиты всех возможных нарушений прав человека.

Выбор средств судебной защиты не является произвольным. Физические и юридические лица обязаны соблюдать требования действующего российского законодательства о допустимости тех или иных процессуальных средств защиты.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из статей 46-53, 118, 120, и 123Конституции Российской Федерации, положений Федерального конституционного законаот 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», гражданско-процессуальным законодательством.

Реализация права на подачу апелляционной жалобы препятствует вступлению решения в законную силу до рассмотрения дела в апелляционной инстанции и таким образом приостанавливает исполнение решения на период проверки в суде второй инстанции.

Кассационному обжалованию подлежат вступившие в законную силу судебные постановления. Законная сила судебного решения, представляя собой особое качество постановленного по делу судебного решения, выражается в обязательности, неопровержимости, исключительности, преюдициальности и исполнимости судебного решения. Ввиду этого на кассационную инстанцию возлагается особая задача - оценить с точки зрения материального и процессуального закона судебный акт, вынесенный судом нижестоящей инстанции, и возможность реализации вышеперечисленных свойств судебного решения, обусловленных вступлением его в законную силу [1].

© К.Ю. Шишулин, 2021.

Научный руководитель: Биюшкина Надежда Иосифовна - доктор юридических наук, профессор, Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород), Россия.

Кассационная жалоба, может быть подана при условии, что лицами, участвующими в деле были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

В настоящее время в Российской Федерации происходит становление новой системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По этому поводу Президентом Российской Федерации был подписан федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ, вносящий существенные изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

Далее отметим, что независимость судей в пределах одного суда - давно обсуждаемая тема, и конкретные меры по ее обеспечению были обозначены, в частности, в предложениях по совершенствованию судебной системы Российской Федерации, разработанных Центром стратегических разработок совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Некоторые из них были учтены в процессуальных поправках, которые вступили в силу 1 сентября 2019 года (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. №2 243-Ф3, Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 265-ФЗ). Так, с этой даты устанавливается правило об обязательном использовании автоматизированной информационной системы при формировании состава суда для рассмотрения каждого дела, вводится новая мера дисциплинарной ответственности судей - понижение в квалификационном классе, уточняются условия наложения взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи, исключается обязательность согласия председателя суда с решением квалификационной коллегии судей о кандидатуре на должность судьи соответствующего суда.

Вновь сформированные кассационные суды представлены в количестве 9, а апелляционные - в количестве 5 судов. Кассационные и апелляционные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов.

Одним из основополагающих принципов отправления правосудия в кассационных судах общей юрисдикции становится сплошной характер кассации, который означает, что отсутствует процедура отбора жалоб для передачи их на рассмотрение и все кассационные жалобы подлежат рассмотрению. [2]

«Применение новой судебной процедуры - института сплошной кассации, может вызвать дополнительные вопросы у судей и граждан», - подчеркнул Вячеслав Лебедев. В связи с этим судьи Верховного Суда Российской Федерации планируют уделить особое внимание анализу и обобщению судебной практики кассационных судов общей юрисдикции и подготовить необходимые разъяснения. «Данный институт позволит более эффективно исправлять судебные ошибки, повысить правовую защищенность граждан и бизнеса», - отметил Вячеслав Лебедев [3].

Таким образом, основная цель создания самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции - распределение полномочий по проверке и пересмотру судебных актов между разными судами, исключение возможности рассмотрения одного дела одним и тем же судом в качестве нескольких инстанций. Разработчиками соответствующих поправок предполагалось, что создание новых структур, а значит, и организационно обособленных судов вне границ административно-территориального деления страны обеспечит независимость и самостоятельность судей при рассмотрении жалоб [4].

В заключение отметим, что процессуальная реформа имеет очень важное значение в реализации механизма гарантий конституционного права на обжалование решений судов, но ее эффективность во многом будет зависеть от практической реализации, в том числе от того, насколько грамотно будут сформированы новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, однако с уверенностью можно сказать, что сплошная кассация в кассационных судах, в противовес выборочной, ранее действовавшей в областных и равных им судах, положительно скажется на качестве выносимых решений, повысит правовую защищенность граждан.

Библиографический список

1. Гражданский процесс России: учебник / под ред. М.А. Викут. М., 2004. С. 294-297;

2. Решетникова И.В. Новейшие изменения в арбитражном и гражданском процессуальном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 2.;

3. Дмитриева А. Судьи ВС РФ планируют обобщить судебную практику кассационных судов общей юрисдикции и подготовить необходимые разъяснения // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ (www.garant.ru), 13 сентября 2019 года;

4. Шувалова М. Оправдаются ли ожидания от процессуальной реформы? // ГАРАНТ.РУ, 12 апреля 2019 г.

ШИШУЛИН КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ - магистрант, Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал, г. Нижний Новгород), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.