Научная статья на тему 'Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков'

Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4794
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЕДИНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / МНОГОКОНТУРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / СМЕЖНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ / МЕЖЕВОЙ ПЛАН / LAND / COMMON LAND / MULTICONTOUR LAND ADJACENT TO LAND / CADASTRAL REGISTRATION / METHODS FOR THE FORMATION OF LAND CADASTRAL WORKS / SURVEY PLANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клюшниченко Виктор Николаевич, Каверин Николай Владимирович

Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса, земельные участки не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон. Вместе с тем, в границах Российской Федерации расположены различного рода объекты, площадь или протяженность которых нарушает указанные требования Земельного кодекса. Такие земельные участки ранее назывались едиными землепользованиями, но в настоящее время они получили новое название многоконтурные земельные участки. В соответствии с требованиями Российского законодательства и приказом Министерства экономического развития № 412 в редакции от 12 ноября 2015 г., на каждый земельный участок подготавливается один межевой план. При этом такие земельные участки, как правило, располагаются в границах одного кадастрового квартала. Однако соблюдение данного условия невозможно при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых площадными или линейными объектами, значительных по размерам или протяженности. Решение вопросов постановки на кадастровый учет указанных выше объектов, согласно действующему до 1 января 2017 г. приказу Министерства экономического развития от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», осуществляется в условном кадастровом квартале, границы которого могут совпадать с границами нескольких кадастровых районов или даже кадастровых округов. При этом процесс подготовки межевых планов для указанных земельных участков отождествляется с процессом формирования межевых планов на обычные земельные участки. В данной статье приводится обоснование необходимости подготовки материалов для постановки на государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков в каждом субъекте Федерации, поскольку для одного кадастрового инженера такой объем работ за ограниченный промежуток времени выполнить практически невозможно. Кроме того, в каждом субъекте Федерации установлена своя система координат, что требует дополнительных работ по стыковке объекта в зонах перекрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to Art. 11.9 of the Land Code, land must not cross the boundaries of municipalities, towns and regional areas. However, in the Russian Federation border are different kinds of objects, area or length of which violate the specified requirements of the Land Code. Such land formerly known as uniform land use, but at the moment they got a new name multiloop land. According to the requirements of Russian legislation and the order of the Ministry of Economic Development number 412 for each land boundary plan prepared by one. However, such land, as a rule, are located within the boundaries of one cadastral quarter. However, compliance with this requirement is impossible for state cadastral registration of land plots occupied by areal or linear objects of considerable size. Addressing topographic surveys of the above objects, according to the order of the Ministry of economic development of the number 144, is carried out in the conventional cadastral quarter, the boundaries of which may coincide with the boundaries of several cadastral districts or cadastral districts. The process of preparation of survey plans for the said land is identified with the process of formation of survey plans in the conventional plots. This article provides the rationale for the preparation of materials for state cadastral registration of land plots meshed in each subject of the federation, because for one cadastral engineer is almost impossible. In addition, in each subject of the Federation established its own system of coordinates, which requires additional work on the docking facility in the areas of overlap.

Текст научной работы на тему «Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков»

УДК 528.4

ОСОБЕННОСТИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА МНОГОКОНТУРНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Виктор Николаевич Клюшниченко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (913)450-94-57, e-mail: [email protected]

Николай Владимирович Каверин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. (923)157-17-56, e-mail: [email protected]

Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса, земельные участки не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон. Вместе с тем, в границах Российской Федерации расположены различного рода объекты, площадь или протяженность которых нарушает указанные требования Земельного кодекса. Такие земельные участки ранее назывались едиными землепользованиями, но в настоящее время они получили новое название - многоконтурные земельные участки.

В соответствии с требованиями Российского законодательства и приказом Министерства экономического развития № 412 в редакции от 12 ноября 2015 г., на каждый земельный участок подготавливается один межевой план. При этом такие земельные участки, как правило, располагаются в границах одного кадастрового квартала. Однако соблюдение данного условия невозможно при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых площадными или линейными объектами, значительных по размерам или протяженности.

Решение вопросов постановки на кадастровый учет указанных выше объектов, согласно действующему до 1 января 2017 г. приказу Министерства экономического развития от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», осуществляется в условном кадастровом квартале, границы которого могут совпадать с границами нескольких кадастровых районов или даже кадастровых округов. При этом процесс подготовки межевых планов для указанных земельных участков отождествляется с процессом формирования межевых планов на обычные земельные участки.

В данной статье приводится обоснование необходимости подготовки материалов для постановки на государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков в каждом субъекте Федерации, поскольку для одного кадастрового инженера такой объем работ за ограниченный промежуток времени выполнить практически невозможно. Кроме того, в каждом субъекте Федерации установлена своя система координат, что требует дополнительных работ по стыковке объекта в зонах перекрытия.

Ключевые слова: земельный участок, единое землепользование, многоконтурный земельный участок, смежные земельные участки, государственный кадастровый учет, способы образования земельных участков, кадастровые работы, межевой план.

Государственным кадастровым учетом, согласно действующему до 1 января 2017 г. Федеральному закону № 221, признаются действия уполномоченного органа по внесению сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими однозначно иденти-

фицировать это имущество, или устанавливают факт прекращения его существования [1].

Земельный участок как объект права собственности и иных, предусмотренных Земельным кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности с характеристиками, позволяющими индивидуализировать ее. Кроме обычных земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства, имеют место ранее учтенные земельные участки, которые выходят за пределы одного кадастрового квартала. Такие земельные участки назывались ранее «единые землепользования». На рис. 1 показано такое землепользование, сформированное из семи несмежных земельных участков [2, 3].

■■■■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ I ■ ■ ■ ■ ■ ■■■■■■■ ■

Рис. 1. Общий вид единого землепользования, состоящего из несмежных земельных участков

Из рисунка становится понятно, что подобные земельные участки могут быть образованы, например, из множества отдельных лесных массивов или опор линии электропередачи. В некоторых зарубежных странах такие участки оформляются сервитутами и это позволяет более бережно использовать, например, земли лесного фонда [4]. Российское законодательство интенсивно совершенствуется и единым землепользованиям присвоено новое название - многоконтурные земельные участки, понятие которых дано в письме Министерства экономического развития № 266 [5]. Согласно этому письму, многоконтурным земельным участком (МЗУ) является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров, которые могут отделяться друг от друга иными земельными участками или землями. Из определения следует, что отдельные контуры многоконтурного земельного участка не имеют общих границ, что противоречит требованиям Земельного кодекса, поскольку земельные участки могут образовываться только из смежных земельных участков [6, 7].

В письме от 22 декабря 2009 г. № 22409-ИМ/Д23 отмечено, что многоконтурный земельный участок может не иметь общих характерных точек границ, что также противоречит пункту 11.6 Земельного кодекса, поскольку объединение возможно только для земельных участков, которые имеют хотя бы одну смежную характерную точку [8]. Кроме того, многоконтурный земельный участок не должен пересекать границы муниципальных образований. Вместе с тем,

нормативные документы не дают пояснений, каким образом проходит граница самого многоконтурного земельного участка. В разъяснительных письмах Министерства экономического развития отмечено, что площадь многоконтурных земельных участков равна сумме площадей входящих в него контуров. При этом применение термина «контур» более подходит для измерения линейных величин, а не для площадных [9-11]. В открытой печати имеются публикации, в которых отмечается, что нет смысла вводить МЗУ и понятие контуров, поскольку каждый контур может быть оформлен сервитутом. В этом случае правообладатели объектов, расположенных на территории нескольких субъектов Федерации, могли бы оформлять сервитутом отдельные части недвижимого имущества без привлечения понятия «многоконтурный земельный участок». Варианты решения подобных проблем неоднократно размещались на сайтах Интернет [12]. С учетом имеющихся разработок различных авторов состав объектов, для постановки на учет которых формируются многоконтурные земельные участки, можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Состав объектов, для учета которых формируются многоконтурные земельные участки

Из рис. 2 следует, что объектов недвижимости, для размещения которых создаются многоконтурные земельные участки, множество. Точную площадь, занимаемую такими земельными участками, указать практически невозможно, поэтому необходимо изыскивать варианты по учету подобных объектов с минимальными затратами денежных средств и трудовых ресурсов. Один из таких путей предложен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава У.6 этого закона регламентирует

порядок использования земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации расположены земельные участки, поставленные на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Земельные участки, которые были учтены до принятия указанного закона, называются ранее учтенными. Несмотря на то, что сведения об этих земельных участках внесены в кадастр, их границы сформированы по графическому материалу без межевания. Поэтому местоположение границ ранее учтенных земельных участков, к которым относятся единые землепользования, необходимо уточнить в процессе кадастровых работ с целью внесения изменений в сведения кадастра, включая их наименование и кадастровый номер.

В зарубежной практике участки под опорами воздушных линий передачи электроэнергии оформляются сервитутом без изменения категории земель и правового статуса земельных участков. Это также подтверждает Гражданский кодекс, согласно ст. 273 которого земельные участки под опорами линий электропередачи не имеют своей судьбы и следуют судьбе опор [13]. Такая практика вполне приемлема на территории Российской Федерации, однако она не находит применения, хотя данные вопросы многократно обсуждались широким кругом специалистов.

Понятие многоконтурного земельного участка не подтверждено законодательно, что, естественно, порождает множественность толкования этого термина. В геодезии под контуром понимается внешнее очертание какого-либо объекта, то есть это линейная мера. Однако применительно к многоконтурным земельным участкам контур приобретает статус площади. В Интернете имеются публикации, в которых под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для размещения единого технологического комплекса, принадлежащего физическому или юридическому лицу или группе лиц. Иными словами, под многоконтурным земельным участком следует понимать земельный участок, предоставленный физическому или юридическому лицу, сформированный из совокупности несмежных контуров, предназначенных для размещения площадного (линейного) объекта единого функционального назначения в границах одного или нескольких кадастровых кварталов, кадастровых районов или кадастровых округов. Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется в обычном кадастровом квартале, а также в условном, границы которого совпадают с гра-

ницами кадастрового района или кадастрового округа. Для того, чтобы поставить на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок, нужно представить в кадастровое ведомство заявление и единый межевой план, составленный по межевым планам по каждому кадастровому округу, в границах которого он расположен.

В соответствии с действующим законодательством, для постановки на государственный кадастровый учет обычных земельных участков кадастровый инженер подготавливает один межевой план. Применительно к многоконтурному земельному участку возникают серьезные проблемы, сущность которых заключается в том, что один кадастровый инженер не может оперативно выполнить межевание, например, линии электропередачи, которая располагается на территории нескольких субъектов Федерации. Кроме того, в каждом субъекте Федерации принята своя система координат. Одним из вариантов решения указанной проблемы является формирование межевых планов по количеству субъектов Федерации. При этом постановка на государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка должна осуществляться в каждом субъекте Федерации с учетом зон перекрытия, а государственная регистрация прав на него по материалам кадастрового учета может проводиться в любом субъекте Федерации по желанию владельца многоконтурного земельного участка [14-16].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О государственном кадастре недвижимости : федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. 2016 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Киселев С. Что скрывается за «многоконтурными земельными участками». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yandex.ru/.

3. О государственном кадастровом учете земельных участков, занятых опорами линий электропередачи : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.10.2011 г. № 22780-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Жарников В. Б., Бочарова А. А. Основные показатели рационального использования земель лесного фонда // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 80-86.

5. О многоконтурных земельных участках : письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Земельный кодекс Российской Федерации в ред. 2015 г. [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости : федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках : письмо от 22 декабря 2009 г. № 22409-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Антонович К. М., Москвин В. Н., Клюшниченко В. Н. К вопросу о многоконтурных земельных участках // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - С. 130-132.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1994. - 928 с.

11. ГОСТ 22268-76. Геодезия. Термины и определения. - М. : Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР от 21 декабря 1976 года № 2791. - 15 с.

12. Алакоз В. В. Государственный кадастр недвижимости - основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.racz.ru/gkn_probl.html

13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2013. - 473 с.

14. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.12.2013) [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Simpson, S. Land Law and Registration. Retrieved from: http://www.landadmin.co.uk/ LandLawRegistration.htm

Получено 22.06.2016

© В. Н. Клюшниченко, Н. В. Каверин, 2016

FEATURES OF CADASTRAL REGISTRATION MULTI-LOOP LAND

Viktor N. Klyushnichenko

Siberian State University Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10. Plakhotnogo St., Ph.D., Associate Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (913)450-94-57, e-mail: [email protected]

Nikolay V. Kaverin

Siberian State University Geosy stems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10. Plakhotnogo St., Ph. D. student, tel. (923)157-17-56, e-mail: [email protected]

According to Art. 11.9 of the Land Code, land must not cross the boundaries of municipalities, towns and regional areas. However, in the Russian Federation border are different kinds of objects, area or length of which violate the specified requirements of the Land Code. Such land formerly known as uniform land use, but at the moment they got a new name - multiloop land.

According to the requirements of Russian legislation and the order of the Ministry of Economic Development number 412 for each land boundary plan prepared by one. However, such land, as a rule, are located within the boundaries of one cadastral quarter. However, compliance with this requirement is impossible for state cadastral registration of land plots occupied by areal or linear objects of considerable size.

Addressing topographic surveys of the above objects, according to the order of the Ministry of economic development of the number 144, is carried out in the conventional cadastral quarter, the boundaries of which may coincide with the boundaries of several cadastral districts or cadastral districts. The process of preparation of survey plans for the said land is identified with the process of formation of survey plans in the conventional plots.

This article provides the rationale for the preparation of materials for state cadastral registration of land plots meshed in each subject of the federation, because for one cadastral engineer is al-

most impossible. In addition, in each subject of the Federation established its own system of coordinates, which requires additional work on the docking facility in the areas of overlap.

Key words: land, common land, multicontour land adjacent to land, cadastral registration, methods for the formation of land cadastral works, survey plans.

REFERENCES

1. Federal Law of July 24, 2007 No 221-FZ. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti [On state real estate cadastre]. Retrieved from ConsultantPlus database [in Russian].

2. Kiselev, S. (n. d.). Chto skryvaetsya za "mnogokonturnymi zemel'nymi uchastkami" [What is behind the "multiple-circuit land"]. Retrieved from http://www.yandex.ru/ [in Russian].

3. Letter of the Ministry of Economic Development RF of October 17, 2011 No 22780-IM/D23. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti gosudarstvennoy registratsiiprav i gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta ob"ektov nedvizhimosti [About the state cadastral registration of land plots occupied by pylons]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

4. Zharnikov, V. B., & Bocharova, A. A. (2012). Basic indicators of rational use of forest land. VestnikSSGA [VestnikSSGA], 4(20), 80-86 [in Russian].

5. Letter of the Ministry of Economic Development RF of January 16, 2009 No 266-MI/D23.

0 mnogokonturnykh zemel'nykh uchastkakh [On multiple-plots]. Retrieved from online ConsultantPlus database [in Russian].

6. Zemel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Land Code of the Russian Federation]. (2014). Novosibirsk: Siberian University Publ. [in Russian].

7. Federal Law of July 23, 2013 No 250-FZ. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti gosudarstvennoy registratsii prav i gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta ob"ektov nedvizhimostii [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the state registration of rights and state cadastral registration of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

8. Letter of the Ministry of Economic Development RF of December 22, 2009 No 22409-IM/D23. Osobennosti podgotovki dokumentov, neobkhodimykh dlya osushchestvleniya gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta mnogokonturnykh zemel'nykh uchastkov, osushchestvleniya takogo ucheta i predostavleniya svedeniy gosudarstvennogo kadastra nedvizhimosti o mnogokonturnykh zemel'nykh uchastkakh [Features of preparation of documents necessary for the implementation of state cadastral registration of multiple-land, the implementation of the accounting and state real estate cadastre information about multiple-plots]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

9. Antonovich, K. M., Moskvin, V. N., & Klyushnichenko, V. N. (2013). On the issue of multiple-land. Izvestiya Vuzov. Geodeziya i Aerofotos"emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy and Aerophotography], 4/S, 130-132 [in Russian].

10. Ozhegov, S. I., & Shvedova, N. Y. (1994). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian language] (2nd ed.). Moscow: AZ"" [in Russian].

11. Standarts SSSR. (December 21, 1976). GOST 22268-76. Geodeziya. Terminy

1 opredeleniya [GOST 22268-76. Geodesy. Terms and Definitions], No 2791. Moscow: Council of Ministers of the Standards [in Russian].

12. Alakoz, V. V. (n. d.). State cadastre of real estate - the main problems and prospects of development [Gosudarstvennyy kadastr nedvizhimosti - osnovnye problemy i perspektivy razvitiya]. Retrieved from http://www.racz.ru/gkn_probl.html.

13. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Civil Code of the Russian Federation]. (2013). Novosibirsk: Siberian University Publ. [in Russian].

14. Federal Law of July 13, 2015 No 218-FZ. O gosudarstennoy registratsii nedvizhimost [On state registration of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

15. Federal Law of June 23, 2014 No 171-FZ (ed. December 29, 2015). O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim [On state registration of rights to immovable property and transactions with it]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

16. Simpson, S. (n. d.). Land Law and Registration. Retrieved from: http://www.landadmin.co.uk/LandLawRegistration.htm.

Received 22.06.2016

© V. N. Klyushnichenko, N. V. Kaverin, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.