ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ МНОГОКОНТУРНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Анастасия Олеговна Киселева
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра, тел.: 8(383)344-31-73, 89538792647, e-mail: kadastr204@mail.ru, stya_007@rambler.ru
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор кафедры кадастра, тел. 89134509457, e-mail: kimirs@yandex.ru
На смену понятию землепользования современное законодательство ввело термин «многоконтурные земельные участки». Принципиальные отличия этих территориальных единиц указаны в данной статье. Здесь также показаны некоторые особенности формирования и кадастрового учета многоконтурных земельных участков.
Ключевые слова: земельные участки, единые землепользования, многоконтурные земельные участки, недвижимое имущество, государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
STATE CADASTRAL REGISTRATION OF MULTICONTOUR LAND UNITS
Anastasia O. Kiselyova
The Siberian State Geodetic Academy, 630108, Novosibirsk, street Plahotnogo, 10, a post-graduate student, Department of Cadastre, SSGA, phone 89538792647, stya_007@rambler.ru.
Victor N. Klyushnichenko
The Siberian State Geodetic Academy, 630108, Novosibirsk, street Plahotnogo, 10, Ph.D., Prof, Department of Cadastre, SSGA, phone 89913)4509457, kimirs@yandex.ru
Current legislation has introduced the term “multi-contour land units” instead of the concept of “a unified land use”. Principal distinctions of these territorial units are given. Some features of multicontour land units creation and registration are presented.
Key words: land units, unified land use, multi-contour land units, real property, state cadastral registration of real property.
Вопросы вовлечения в гражданский оборот земельных участков являются актуальными. Одним из объектов недвижимости, сведения, о котором вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), является земельный участок. В традиционном виде понятие земельного участка сформулировано в последней редакции Земельного кодекса [1]. Однако на территории Российской Федерации имеют место объекты, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к обычным земельным участкам, а могут располагаться на территории нескольких субъектов федерации. К таким объектам относятся линейные
объекты, именуемые в современном законодательстве многоконтурные земельные участки [2]. Оформление прав на земельные участки организаций трубопроводного транспорта, линий электропередач, связи и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты, невозможно без их государственного кадастрового учета. Кадастровый учет таких объектов и предоставление о них сведений государственного кадастра недвижимости изложено в письме № 266-ИМ/Д23 от 16 января 2009 год Минэкономразвития, в котором даются следующие рекомендации [3].
В процессе осуществления государственного кадастрового учета составным земельным участкам ранее присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам -"обособленные" или "условные". При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как всего единого землепользования, так и в отношении земельных участков, входящих в его состав.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 221 единые землепользования прекратили свое существование, им на смену предложены многоконтурные земельные участки [4]. Под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров, которые не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, или его частями.
Образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 указанного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении многоконтурных земельных участков применимы все перечисленные способы образования земельных участков, за исключением тех, при которых образование осуществляется по смежным земельным участкам, то есть земельных участков, имеющих общие границы [5]. Кроме того, несоблюдение требований, предусмотренных частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона № 221, принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового.
Границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:
- Фактическое пересечение границы муниципального образования и границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
- Расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и населенного пункта). Все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на
территории одного населенного пункта. При этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах.
Для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 утверждены формы межевого плана и требования к его подготовке [6].
Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков осуществляется в общем порядке. Ему присваивается один кадастровый номер. Для идентификации контуров многоконтурного земельного участка в процессе государственного кадастрового учета им присваиваются учетные номера. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам многоконтурных земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре, земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления этого закона в силу, считаются ранее учтенными. Сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта или кадастровой выписки. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, недопустимо. Если заинтересованное лицо запрашивает кадастровую выписку, содержащую сведения о входящих в состав ранее учтенного единого землепользования контурах, то она оформляется в отношении многоконтурного земельного участка. При этом разделы КВ.3 - КВ.6 кадастровой выписки могут содержать сведения об отдельных контурах.
В зависимости от заявленного действия, состав документов, прилагаемых к заявлению, может быть различен. Согласно ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», заявитель предъявляет документы:
- Подтверждающие полномочия заявителя или его представителя;
- Удостоверяющие права заявителя на объект (копия) или на
законодательно установленное обременение (копия);
- Подтверждающие вид разрешенного использования земельного участка (копия), а также принадлежность земельного участка к определенной категории земель (копия).
- Квитанцию об уплате госпошлины;
- Межевой план земельного участка;
- Технический план здания, сооружения, помещения, объекта
незавершенного строительства, а также копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (при необходимости);
- Акт обследования, если объект прекратил свое существование.
В процессе реализации действий, связанных с учетом земельного участка, повторно запрашиваются ранее предоставленные заявителям данные. Например, в заявлении и правоустанавливающем документе имеются сведения о заявленных правах на объект, о категории земель, о виде использования земельного участка. Поэтому соблюдение требований Постановления правительства Российской Федерации № 618 об информационном
взаимодействии облегчит процедуру оформления документов [7].
Приказом Министерства экономического развития № 42 отменен порядок ведения реестра земель и процедура государственного кадастрового учета составных земельных участков (единых землепользований). Вместо этого введено понятие многоконтурный земельный участок. Процедура перевода единых землепользований, которые имеют место на территории субъектов Федерации, в многоконтурные земельные участки, может продолжаться долгие годы, что негативно скажется на стабильности поступления земельного налога и арендной платы.
Поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки не могут быть объединены в многоконтурный, поскольку входящие в него контуры, согласно действующему законодательству, земельными участками не являются. В связи с этим может возникнуть проблема, связанная с формированием линейных объектов. Поэтому целесообразно установить законодательно, что с момента постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка (ранее учтенного единого землепользования) входящие в него контуры утрачивают свою самостоятельность, то есть не могут рассматриваться вне многоконтурного земельного участка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О многоконтурных земельных участках: письмо Минэкономразвития России от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23// КонсультантПлюс.
2. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: федер. закон № 221- ФЗ. - Новосибирск: Сиб. ун-т. изд. - во, 2008. - 54 с.
3. Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках. Письмо Минэкономразвития от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.
4. Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 мая 2010 года). ФЗ № 136 [Текст]. - Новосибирск: Сиб. Ун-т. изд-во, 010. - 95 с.
5. Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 февраля 2010 г. № 42 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 марта 2010 г. Регистрационный № 16771// Рос. газ. - 2010. - 09 апр.
6. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 412 от 24 ноября 2008 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 декабря 2008 г. Регистрационный № 12857 //Рос. газ. - 2008. - 19 дек.
7. Российская Федерация. Правительство. Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости: Постановление
Правительства Рос. Федерации № 618 от 18 августа 2008 года // Справочник кадастрового инженера. Ч.2: Кадастр недвижимости. - 2-е изд. М.: Даурия, 2008. - С. 137-142.
© А.О. Киселева, В.Н. Клюшниченко, 2012