Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 264—269. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):264 — 269.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 372.881.1
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-264-269 NIION: 2007-0062-4/24-207
EDN: https://elibrary.ru/UUZQBF MOSURED: 77/27-004-2024-04-407
Особенности изучения иностранного языка в контексте цифровой образовательной среды
Татьяна Владимировна Асламова1, Елена Вячеславовна Швецова2
1 2 Московский политехнический университет, Москва, Россия
Аннотация. В работе рассматриваются создание и внедрение модели обучения второму языку в высших учебных заведениях с использованием современных информационных технологий. Авторы проводят оценку эффективности разработанной модели и рассматривают выгоды для всех участников образовательного процесса. Представлены разные формы взаимодействия студентов, такие как инициирование, имитация социального и профессионального взаимодействия, а также аутентичные формы взаимодействия. Подробно рассматриваются педагогическая поддержка и ресурсы, необходимые для каждого вида взаимодействия, а также описывается процесс внедрения модели и достигнутые результаты.
Ключевые слова: информационные технологии, коммуникативные технологии, изучение второго языка, модель, образование
Для цитирования: Асламова Т.В., Швецова Е.В. Особенности изучения иностранного языка в контексте цифровой образовательной среды // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 264 — 269. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-4-264-269. EDN: https://elibrary.ru/UUZQBF.
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
Features of learning a foreign language in the context of a digital educational environment
Tatiana V. Aslamova1, Elena V. Shvetsova2
1 2 Moscow Polytech University, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the development of a model for learning a second language in higher education institutions based on the use of information technology, and testing the viability and effectiveness of this model, as well as the benefits received by all stakeholders in the educational process. The authors introduce the forms of organization of students' interaction (initiation to interaction, imitation of social and professional interaction, authentic interaction); provide characteristics of pedagogical support and resource provision for each of them. The authors then describe the implementation of this model and results achieved.
Keywords: information technologies, communication technologies, learning a second language, model, education For citation: Aslamova T.V., Shvetsova E.V. Features of learning a foreign language in the context of a digital educational environment // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):264 — 269. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-264-269. EDN: https://elibrary.ru/ UUZQBF.
© Асламова Т.В., Швецова Е.В., 2024
Процесс цифровизации образования и поиск новых путей его развития привели к необходимости пересмотра подходов к обучению иностранным языкам в вузах, не относящихся к лингвистическим. Это предъявляет новые требования к применению информационных и коммуникационных технологий как на этапе организации учебного процесса, так и при оценке его результатов.
Анализ педагогических исследований и практической работы вузов показал наличие ряда противоречий. Например, существует острая необходимость в изучении возможностей современных технологий в обучении и их ресурсного обеспечения, однако исследования в этой области остаются недостаточными. Выявлено также, что студенты стремятся использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для доступа к учебной информации, но уровень готовности преподавателей к внедрению этих технологий остается невысоким. Помимо этого, несмотря на разнообразие новых форм обучения, основанных на ИКТ, они слабо внедряются в образовательный процесс неязыковых вузов.
Таким образом, возникает острая необходимость разработки образовательных технологий и инструментов, которые будут едины как с концептуальной, так и с технологической точки зрения. Это делает задачу поиска новых моделей обучения второму языку особенно актуальной. Эти модели должны развивать у студентов коммуникативные, профессиональные и творческие способности, а также способствовать повышению квалификации преподавателей не только в их предметной области, но и в применении ИКТ в образовательном процессе.
Актуальность и важность данной проблемы в системе высшего педагогического образования определили тему исследования, посвященного разработке модели изучения второго языка (ЯЬЬ) на основе ИКТ для высших учебных заведений.
В условиях глобальных изменений владение иностранным языком, соответствующее международным стандартам, а также навыки межкультурного профессионального общения становятся все более востребованными. Следовательно, образовательные организации, обучающие второму языку, должны ставить перед собой задачу внедрения технологизированных методов обучения, что предполагает решение следующих вопросов:
■ внедрение инновационных технологий, которые помогут интегрировать языковую подготовку с профессиональной;
■ разработку систем оценки и мониторинга, соответствующих международным стандартам;
■ создание условий для самообразования и повышения мотивации к учебным достижениям.
Применение современных информационных технологий предоставляет широкие возможности для повышения эффективности и качества образовательного процесса. С внедрением ИКТ меняются подходы к организации обучения: технологии становятся не просто дополнением, а трансформируют образование в соответствии с требованиями информационного общества, что ведет к серьезным изменениям как в методах преподавания, так и в содержании учебных программ.
Современные ИКТ отличаются от своих предшественников, постоянно развиваясь и требуя пересмотра традиционных подходов к образовательному взаимодействию.
Для создания модели обучения иностранному языку на основе ИКТ необходимо было решить ряд вопросов.
1. Какие структурные компоненты должны включаться в эту модель?
2. Какие ИКТ целесообразнее всего применять в данной модели?
3. Какие преимущества приносит использование ИКТ в обучении?
4. Соответствует ли разработанная модель основным педагогическим принципам?
Для проверки предложенной модели был использован целый ряд методик. Основу исследования составили психологические теории, описывающие формирование мыслительных процессов и категорий восприятия, а также педагогические теории, раскрывающие способы повышения мотивации к обучению. Были использованы подходы, связанные с оценкой и контролем результатов обучения и методологии применения ИКТ в образовательной сфере.
Анализ нормативных документов, регламентирующих образовательную систему, позволил выявить социальные запросы к системе высшего образования. Историко-педагогический анализ помог установить предпосылки возникновения проблемы, а моделирование использовалось для построения структуры учебного процесса.
Эмпирические методы исследования включали изучение и обобщение успешного педагогического опыта, направленного на развитие навыков межкультурного профессионального взаимодействия. Были проведены различные эксперименты, использовались методы экспертной оценки, самооценки, прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, педагогическое наблюдение и статистическая обработка данных.
Содержательный анализ научных публикаций показал, что в педагогической науке существует много работ, посвященных вопросам внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. В частности, подробно рассмотрены влияние цифровизации на содержание образования и роль ИКТ в учебной деятельности. В этом контексте можно отметить работы таких авторов, как H.A. Дмитриенко, Е.С. Закирова, Т.В. Асламова и др. Однако педагогические и психологические аспекты использования ИКТ в процессе межкультурного взаимодействия при изучении второго языка в вузах до сих пор исследованы недостаточно.
Анализ внедрения ИКТ в неязыковых вузах выявил ряд проблем. Одной из главных является нехватка квалификации преподавателей, которые не всегда готовы к использованию этих технологий в процессе обучения. Кроме того, существующие информационные и коммуникационные технологии часто остаются фрагментарными и не до конца адаптированными для образовательных нужд. Несмотря на то, что с каждым годом их количество растет, большинство из них недостаточно разработаны с дидактической точки зрения.
Некоторые исследователи считают, что нельзя отделять педагогические и ИКТ, так как их совместное использование способно изменить образовательную парадигму. Только интегрированное применение педагогических и информационных технологий поможет реализовать потенциал современных методик обучения.
Авторы рассматривают ИКТ как педагогический инструмент, который включает методы работы с информацией, использующие технические средства, такие как аудио, видео, компьютеры и телекоммуникационные сети. Таким образом, ИКТ не только облегчают передачу знаний, но и создают новые возможности для их усвоения и оценки.
Разработанная модель опирается на использование ИКТ как на дидактический процесс и техническую среду для обучения. Это инновационный подход, который трансформирует традиционные методы обучения и внедряет новые возможности в образовательный процесс. Для того чтобы модель могла считаться инновационной, она должна отвечать ключевым педагогическим принципам: проектирования, воспроизводимости, целенаправленности и системности.
Модель состоит из двух основных компонентов: педагогического и технологического. Педагогическая часть включает целевой, содержательный, управленческий и оценочный компоненты.
Технологическая часть охватывает такие ИКТ, как веб-технологии, системы управления учебным процессом, виртуальные среды обучения и системы управления учебным контентом, такие как ЬМЯ или МооШе.
Цель модели заключается в формировании у студентов готовности и мотивации участвовать в профессиональном межкультурном взаимодействии. Содержательный компонент модели основан на личностно-ориентированной образовательной парадигме, которая способствует развитию межкультурной компетенции студентов, их способности эффективно взаимодействовать с людьми из других культурных сообществ.
Компонент управления взаимодействием студентов в модели на основе ИКТ представлен тремя основными формами взаимодействия:
1) инициация взаимодействия: студенты начинают первичное взаимодействие через ИКТ, что развивает их начальные коммуникативные навыки;
2) имитация социального и профессионального взаимодействия: на этом этапе студенты моделируют взаимодействие в профессиональной среде;
3) аутентичное взаимодействие: полученные знания и навыки применяются студентами в реальных профессиональных ситуациях.
Эти формы взаимодействия способствуют развитию у студентов самостоятельности, активности и способности к взаимодействию.
Эффективность модели оценивается по таким показателям, как развитие межкультурной коммуникации у студентов и их способность применять полученные знания в профессиональной деятельности. При правильной организации учебного процесса модель помогает подготовить специалистов, способных эффективно взаимодействовать в условиях межкультурного общения.
Для проверки эффективности предложенной модели обучения было использовано разнообразие методик, включающих как теоретические, так и эмпирические подходы. В исследовании опирались на психологические теории, касающиеся формирования мыслительных операций и восприятия, а также на педагогические подходы, ориентированные на повышение мотивации студентов к обучению. Использовались также методы контроля и измерения учебных результатов с акцентом на внедрение ИКТ в образовательные процессы.
Анализ нормативных документов, регулирующих образовательную деятельность, выявил запросы к системе образования в условиях цифровой трансформации. При построении модели использовались методы историко-педагогическо-
го анализа, концептуального и терминологического анализа, а также моделирование учебных процессов.
Эмпирические методы включали обобщение успешных педагогических практик, направленных на развитие профессионального межкультурного взаимодействия. Проводились как контрольные, так и формирующие эксперименты. В процессе исследования применялись методы экспертной оценки, самооценки, наблюдения, анкетирования, опросов, тестирования, а также педагогическое наблюдение и статистический анализ полученных данных.
Содержательный анализ существующей научной литературы показал, что в настоящее время опубликовано множество исследований по вопросам применения ИКТ в образовательных процессах. В частности, большое внимание уделяется влиянию информационных технологий на содержание учебных программ и образовательные результаты студентов. Однако вопросы, связанные с использованием ИКТ в межкультурном взаимодействии студентов при изучении второго языка, требуют дальнейшего изучения.
Анализ практики внедрения ИКТ в обучение второму языку выявил ряд ключевых проблем. Одной из главных проблем является недостаточная подготовленность преподавателей к активному использованию ИКТ в учебной деятельности. Кроме того, многие учебные заведения сталкиваются с нехваткой опыта по применению ИКТ в образовательной сфере, что приводит к тому, что технологии часто остаются фрагментарными и не полностью адаптированными под потребности образовательной среды.
Хотя количество применяемых технологий растет, многие из них остаются недостаточно проработанными с точки зрения их дидактической эффективности. Согласно мнению ряда исследователей, разделение педагогических и информационных технологий нецелесообразно, поскольку их взаимодействие может существенно изменить подходы к обучению. Лишь комплексное использование современных педагогических и информационных технологий способно привести к коренным изменениям образовательной парадигмы и полному раскрытию потенциала современных методов.
Авторы работы рассматривают ИКТ как педагогический инструмент, который включает в себя применение специальных методов и технических средств, таких как аудио- и видеоматериалы, компьютеры и телекоммуникационные сети, для оптимизации работы с информацией. В этом контексте ИКТ рассматриваются как сред-
ство создания новых возможностей в обучении для преподавателей и студентов. Таким образом, ИКТ способствуют не только более эффективной передаче знаний, но и развитию у студентов необходимых навыков для межкультурного взаимодействия.
Предлагаемая модель обучения второму языку на основе ИКТ представляет собой инновационный подход к организации учебного процесса, основанный на применении современных образовательных и технических средств. В этом случае ИКТ рассматриваются не просто как вспомогательный инструмент, а как основа дидактического процесса и техническая среда для обучения. Модель основывается на ключевых педагогических принципах, таких как проектирование, воспроизводимость, системность и ориентация на результат. Информационные и компьютерные технологии позволяют также решить задачи, которые ранее оставались нерешенными с помощью традиционных методов.
Оценка эффективности предложенной модели направлена на анализ того, насколько успешно достигнуты цели обучения. При правильной организации учебного процесса и соблюдении всех необходимых условий основным результатом применения модели является подготовка компетентного специалиста, который способен эффективно взаимодействовать в межкультурной среде.
Технологическая составляющая модели направлена на обеспечение достижения поставленных целей за счет применения развивающих, интерактивных и личностно-ориентированных технологий. В результате использования данной модели студенты не только повышают свои языковые навыки, но и развивают способность к профессиональному взаимодействию в межкультурной среде.
Для проверки эффективности предложенной модели был проведен эксперимент. В ходе эксперимента использовались различные методики диагностики когнитивных, коммуникативных и личностных параметров студентов. Например, для оценки когнитивных способностей применялись такие методики, как «Метод Мюнстербер-га» и «Интеллектуальная лабильность», а для оценки коммуникативных способностей использовалась методика выявления коммуникативных задатков.
Результаты эксперимента показали, что студенты, которые обучались по предложенной модели, значительно улучшили свои результаты по сравнению с контрольными группами. Число студентов с высокими результатами выросло на 19,26%, что свидетельствует о высокой эффек-
тивности модели, основанной на ИКТ. В контрольных группах прирост составил всего 6,3%.
Проведенное исследование показало, что предложенная модель обучения второму языку на основе ИКТ оказывает положительное влияние на развитие профессиональных и межкультурных навыков студентов. Результаты эксперимента подтверждают, что данная модель не только способствует улучшению языковых компетенций, но и готовит студентов к профессиональному взаимодействию в межкультурной среде. Кроме того, использование модели способствует развитию информационной грамотности у студентов, что особенно важно в условиях цифро-визации образования.
Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:
1) разработанная модель включает педагогические и технологические компоненты, которые способствуют организации социального и профессионального взаимодействия студентов с применением ИКТ;
2) выявлены педагогические условия, необходимые для успешного применения ИКТ при изучении второго языка в вузах;
3) проведенные эксперименты подтвердили, что модель, основанная на ИКТ, способствует положительной динамике в личностном и профессиональном развитии студентов.
Список источников
1. Асламова Т.В. Педагогический дизайн обучения иностранному языку в высшей школе / / Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 132—134.
2. Асламова Т.В., Швецова Е.В. Информационно-коммуникативная модель изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 1. С. 250—252.
3. Василенко А.В. Роль информационных технологий в развитии пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. 2010. № 4. С. 73—77.
4. Дмитриенко H.A., Михнова Е.Г. Использование информационных технологий в образовательном процессе школы // Молодой ученый. 2016. № 16 (120). С. 336—338.
5. Закирова Е.С., Куликова Е., Медведева Е.П. Digital educational resources for English language studies: teachers and learners' attitude / / SHS Web of Conferences. III International Scientific and Practical Conference. 2021. С. 3016.
6. Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского
государственного технического университета. 2012. № 12. С. 327—331.
7. Преснухина ИА., Клименко И.Л., Любимова Т.Д. Обзор современных тенденций в сфере профессионального образования / / Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов Межд. научно-практической конференции. М., 2023. С. 579—587.
8. Сергушина Е.С., Кабанов О.В, Круглякова Г.В., Брега О.Н., Швецова Е.В., Асламова Т.В., Кожанов И.В. Digitalization in education. In the wake of research / / Procedia Enviromental Science, Engineering and Management. 2022. T. 9. № 3. С. 743—750.
9. Сунгурова Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 79—81.
10. Уильямсон Б., Шей С. Информатизация высшего образования: актуальные проблемы и перспективы / / Образование в сфере высшего образования. 2020. № 25 (4). С. 351—365.
11. Швецова Е.В. Роль коммуникативного подхода в современных условиях преподавания иностранных языков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 293—295.
References
1. Aslamova T.V. Pedagogical design of teaching a foreign language in higher education // Education. Science. Scientific personnel. 2021. No. 4. pp. 132—134.
2. Aslamova T.V., Shvetsova E.V. Information and communication model of learning a foreign language in a non-linguistic university / / Education. Science. Scientific personnel. 2023. No. 1. pp. 250—252.
3. Vasilenko A.V. The role of information technology in the development of spatial thinking of students // Pedagogical education and science. 2010. No. 4. pp. 73—77.
4. Dmitrienko NA., Mikhnova E.G. The use of information technologies in the educational process of the school // Young scientist. 2016. No. 16 (120). pp. 336—338.
5. Zakirova E.S., Kulikova E., Medvedeva E.P. Digital educational resources for English language studies: teachers and learners' attitude / / SHS Web of Conferences. III International Scientific and Practical Conference. 2021. p. 3016.
6. Makuseva T.G. Model of individually oriented learning / / Bulletin of the Kazan State Technical University. 2012. No. 12. pp. 327—331.
7. Presnukhina I A., Klimenko IL, Lyubimova T.D. Review of modern trends in the field of vocational
education // Educational space in the information age: collection of scientific papers of the International scientific and practical conference. M., 2023. pp. 579—587.
8. Sergushina E.S, Kabanov O.V., Kruglyakova G.V., Brega O.N., Shvetsova E.V., Aslamova T.V., Kozhanov I.V. Digitalization in education. In the wake of research // Procedural Environmental Science, Engineering and Management. 2022. Vol. 9. No. 3. pp. 743—750.
9. Sungurova N.L. Psychological and pedagogical conditions of students' education in a modern
information and computer environment // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2013. No. 1 (38). pp. 79—81.
10. Williamson B., Shay S. Informatization of higher education: actual problems and prospects // Education in the field of higher education. 2020. No. 25 (4). pp. 351—365.
11. Shvetsova E.V. The role of the communicative approach in modern conditions of teaching foreign languages / / Education. Science. Scientific personnel. 2021. No. 4. pp. 293—295.
Информация об авторах
Т.В. Асламова — доцент кафедры «Иностранные языки» Московского политехнического университета, кандидат педагогических наук, доцент;
Е.В. Швецова — доцент кафедры «Иностранные языки» Московского политехнического университета, кандидат филологических наук.
Information about the authors T.V. Aslamova — Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Moscow Polytechnic University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
E.V. Shvetsova — Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Moscow Polytechnic University, Candidate of Philological Sciences.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.10.2024; одобрена после рецензирования 04.11.2024; принята к публикации 04.12.2024.
The article was submitted 04.10.2024; approved after reviewing 04.11.2024; accepted for publication 04.12.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).
ISBN 978-5-238-03934-3
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.